Научная статья на тему 'МОТИВ ДВОЕМИРИЯ В ПОЭТИЧЕСКОМ СБОРНИКЕ В.Ф. ХОДАСЕВИЧА «ТЯЖёЛАЯ ЛИРА»'

МОТИВ ДВОЕМИРИЯ В ПОЭТИЧЕСКОМ СБОРНИКЕ В.Ф. ХОДАСЕВИЧА «ТЯЖёЛАЯ ЛИРА» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
512
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВ / ДВОЕМИРИЕ / ОБЫДЕННОСТЬ / ДУША / ИНОЙ МИР / MOTIVE / DUALISM / COMMONNESS / SOUL / OTHER WORLD

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Смирнов Михаил Николаевич

В данной статье раскрывается смысловое наполнение мотива двоемирия и показывается его композиционная роль в поэтическом сборнике В.Ф. Ходасевича «Тяжёлая лира» (1922).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The semantic filling of the motive of dualism in the poetic collection by V.F. Khodasevich «The Heavy Lira» (1922) is uncovered and its composite role is showed in the article.

Текст научной работы на тему «МОТИВ ДВОЕМИРИЯ В ПОЭТИЧЕСКОМ СБОРНИКЕ В.Ф. ХОДАСЕВИЧА «ТЯЖёЛАЯ ЛИРА»»

7. Краткая литературная энциклопедия. Т. 7. -М.: Советская энциклопедия, 1972. - 1008 стб.

8. Литературный энциклопедический словарь / Под ред. В.М. Кожевникова и П.А. Николаева. - М.: Сов. энциклопедия, 1987. - 752 с.

9. Михайлова А.А. О художественной условности (в искусстве и литературе). - 2-е изд. - М.: Мысль, 1970. - 300 с.

10. Новый иллюстрированный энциклопедический словарь / Ред. ком. В.И. Бородулин,

А.П. Горкин и др. - М.: Большая российская эн-

циклопедия, 1998. - С. 758.

11. Тодоров Ц. Введение в фантастическую литературу. - М.; РФО: Дом интелл. книги, 1997. -136 с.

12. Фрумкин К.Г. Философия и психология фантастики. - М.: УРСС, 2004. - 237 с.

13. Чернышева Т. Природа фантастики. - Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1985. - 336 с.

14. Чумаков В. О разновидностях фантастики в литературе // Литературные направления и стили. - М.: Изд-во МГУ 1976. - С. 365-370.

УДК 882.09

Смирнов Михаил Николаевич

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

smirn o V. mikh ail@yandex. т

МОТИВ ДВОЕМИРИЯ В ПОЭТИЧЕСКОМ СБОРНИКЕ В.Ф. ХОДАСЕВИЧА «ТЯЖЁЛАЯ ЛИРА»

В данной статье раскрывается смысловое наполнение мотива двоемирия и показывается его композиционная роль в поэтическом сборнике В.Ф. Ходасевича «Тяжёлая лира» (1922).

Ключевые слова: мотив, двоемирие, обыденность, душа, иной мир.

Феномен двоемирия осмыслялся

В.Ф. Ходасевичем ещё в поэтическом сборнике «Путём зерна» (1920). Однако в четвёртой книге стихов выдающегося лирика начала ХХ века «Тяжёлая лира» (1922) ситуация дуализма получила более весомое и многогранное раскрытие. Мотив двоемирия в «Тяжёлой лире» стал лейтмотивом.

Мотив двоемирия заявлен уже в первом стихотворении сборника под названием «Музыка». Образ метели, развёрнутый в экспозиции названного стихотворения, подчёркивает неприкаянность лирического героя в этом мире. «Метель» соотносится с ночью, ассоциирующейся с тревогой и сомнениями. Но на смену вьюжной ночи приходит светлое утро, которое приносит с собой чувство гармонии, смирения:

Всю ночь мела метель, но утро ясно.

Еще воскресная по телу бродит лень,

У Благовещенья на Бережках обедня Еще не отошла. Я выхожу во двор [6, с. 192].

Душу героя пробуждают звуки одного из великих православных, двунадесятых праздников -Благовещения Богородицы.

Огромным количеством разноплановых смысловых оттенков наполняется мотив двоемирия в этом стихотворении. Так, мы ощущаем проявление характерной черты лирики Ходасевича, ко-

торая стала чётко вырисовываться ещё в предыдущем сборнике. Точно отмечает исследователь Т. А. Бек: «Книга “Путём зерна” явила талант поэта во всей его самобытности - чем дальше, тем интенсивнее Ходасевич вводит в свои стихи детали обыденности и расшатывает привычные ритмы, прививая, по его собственному выражению, “классическую розу к советскому дичку”» [2, с. 123]. Конечный результат для Ходасевича - сделать «высоким» то, что находится «низко», осветить земную реальность проблесками света горнего:

И маленьким таким вдруг оказался Дородный мой сосед, Сергей Иваныч.

Он в полушубке, в валенках. Дрова Вокруг него раскиданы по снегу [6, с. 192].

Перед нами разворачивается довольно приземлённая картина физического труда. Простой труженик, находящийся рядом с героем, в атмосфере повседневных забот внезапно оказывается сопричастным его радости, которая вызвана «музыкой», льющейся с неба.

Лирический герой останавливает работу: и свою, и соседа. Он просит прислушаться к небесной симфонии, однако Сергей Иваныч так ничего и не слышит:

«Помилуйте, теперь совсем уж ясно.

И музыка идет как будто сверху.

© Смирнов М.Н., 2010

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2010

143

Виолончель... и арфы, может быть...

Вот хорошо играют! Не стучите».

И бедный мой Сергей Иваныч снова Перестает колоть. Он ничего не слышит,

Но мне мешать не хочет и досады Старается не выказать. Забавно:

Стоит он посреди двора, боясь нарушить Неслышную симфонию. И жалко Мне наконец становится его [6, с. 193].

И в этих строках мы чувствуем зачатки нескольких тем, которые Ходасевич разовьёт в сборнике. Это и тема отрыва поэта от реальности, его избранности, которой он порой тяготится; тема сострадания простому человеку, лишённому возможности причаститься к миру высшего порядка: светлому, небесному - духовному.

Образ Сергея Иваныча воплощает тип сознания «маленького», простого человека, пристально изучаемого русской литературой Х1Х-ХХ веков. Когда Благовещение проходит, по народным представлениям, наступает время, в которое можно в полную силу трудиться и изменять землю: рыть, копать, вбивать колья, пахать и сеять. По-этому-то Сергей Иванович в полную силу занят работой, и ему досадно, что его отвлекает главный герой стихотворения. Однако Сергей Иваныч не хочет показывать обиды. Ходасевич уверен, что человек, который не способен услышать музыку неба, не виноват ни в чём. Более того, Сергей Иваныч старается разделить с лирическим героем его радость, восторг. Но... не получается. Естественно, мы не можем сказать, что отношение лирического героя Ходасевича к «обычным» людям равно неприязни романтического сознания к «черни», «толпе». Он страдает от своей неприкаянности и сочувствует ограниченности простого человека.

Таким образом, в стихотворении «Музыка» преодолевается характерная для европейских романтиков антитеза: деление людей на «филистеров» и «истинных» музыкантов. Как верно отмечает

Н.В. Банников, «лирический герой стихов Ходасевича, несмотря на горестно-саркастическую интонацию, полон сострадания к человеку и миру, лежащему в хаосе и дисгармонии» [1, с. 230].

Неизменным остаётся лишь одно: мир небесный для души поэта не менее реален, чем земной. Он доступен, лирический субъект видит и слышит его. В данном стихотворении провозвестниками иного мира выступают ангелы:

Я объявляю: «Кончилось». Мы снова За топоры беремся. Тук! Тук! Тук!.. А небо

Такое же высокое, и так же В нем ангелы пернатые сияют [6, с. 193].

Четыре коротких строки, завершая стихотворный текст, ёмко обобщают весь комплекс сложных переживаний поэта.

Мотив двоемирия обретает новую смысловую и экспрессивную окраску ещё во многих стихотворениях сборника «Тяжёлая лира» («Душа», «Искушение», «Когда б я долго жил на свете...», «Пробочка», «Ласточки», «Порок и смерть», «Март», «Друзья, друзья! Быть может, скоро.», «Ни жить, ни петь почти не стоит...»).

В заглавном стихотворении лирический герой признаётся, что душа его горит в высоте, как луна. Она словно отделена от тела и не принадлежит человеку:

А сколько здесь мне довелось страдать -Душе сияющей не стоит знать [6, с. 199].

Герой ограждает её от земного мира, храня, как «драгоценный сосуд». Однако в данном тексте мы чувствуем, что душа, как и луна, холодна и в определённой степени эгоистична. Она безответна и к страданиям, и к страстям героя. «Драгоценный сосуд» пока ещё пуст. Точно подчёркивает М.М. Дунаев: «Ходасевич готов и сам предпочесть хотя бы забытьё, сон среди этого непостижимого существования. Что там можно вызнать в ином бытии, когда и доступное как будто - недоступно на деле» [4, с. 460].

По-другому раскрывается мотив двоемирия в стихотворении «Когда б я долго жил на свете .». Если в стихотворении «В заботах каждого дня...» сборника «Путём зерна» лирический герой отказывается от страстей, которые абсолютно чужды ему, то в данном произведении он с отстранённостью смотрит на них, уже познав их глубины. Мир суеты опостылел ему, но протагонист не проклинает земную реальность. Он смиренно принимает то, что происходит вокруг. Однако лирический герой уже устремлён к небу:

Глаз отдыхает, слух не слышит,

Жизнь потаённо хороша,

И небом невозбранно дышит Почти свободная душа [6, с. 206].

В отличие от предшествующего стихотворения, душа здесь привязана к телу, она зависима от него.

Трагический путь освобождения души от земного плена, прорыв в иной мир, сопряжённый со страданиями и болью, очерчен в стихотворении «Ласточки»:

Пока вся кровь не выступит из пор,

Пока не выплачешь земные очи -

Не станешь духом. Жди, смотря в упор,

Как брызжет свет, не застилая ночи [6, с. 215].

Стихотворение перекликается с диалогом Платона «Федр»: «Восприняв глазами истечение красоты, он согревается, а этим укрепляется природа крыла: от тепла размягчается вокруг ростка все, что ранее затвердело от сухости и мешало росту; благодаря притоку питания, стержень перьев набухает, и они начинают быстро расти от корня по всей душе - ведь она вся была искони пернатой. Пока это происходит, душа вся кипит и рвется наружу. Когда прорезываются зубы, бывает зуд и раздражение в деснах - точно такое же состояние испытывает душа при начале роста крыльев: она вскипает и при этом испытывает раздражение и зуд, рождая крылья» [5, с. 30]. В труде античного автора под действием памяти о прошлой космической свободе и красоте душа испытывает те же плотские мучения. Стремление вверх может быть реализовано только тогда, когда вырастут крылья. Однако выдержать их для души, заключённой в бренном теле, - трудное испытание.

Об этом писала ещё Н.В. Дзуцева: «Материалом книги становится напряженная драма души, ее мифотворческого субстрата - Психеи, символически уподобленной ласточке, не могущей пробиться сквозь “прозрачную, но прочную плеву” обыденного сознания, унизительной правды материального бытия. Это испытание души, “разъедающей тело”., чтобы воплотиться в дух и оказаться в только ему подвластной реальности» [3, с. 257]. В этих строках исследовательница коснулась лаконичного стихотворения «Пробочка».

Страх и боль, которые могут сопровождать исход души в мир иной, рождают в сборнике мотив сомнения («Смотрю в окно - и презираю...»):

Смотрю в окно - и презираю.

Смотрю в себя - презрен я сам.

На землю громы призываю,

Не доверяя небесам [6, с. 193].

Мотив сомнения, кстати, второй по частотности появления в цикле. Как правило, он органически связан именно с двоемирием. Мотив сомнения берёт своё начало, как и лейтмотив сборника, в цикле «Путём зерна» и присутствует в дальнейшем творчестве автора.

В последних трёх стихотворениях сборника «Тяжёлая лира» доминирует именно мотив сомнения. Однако Ходасевич не замыкается на нём. Лирический герой преодолевает тяжесть сомне-

ния в стихотворении «Порок и смерть», находя выход к иному миру:

Порок и смерть язвят единым жалом,

И только тот их язвы убежит,

Кто тайное хранит на сердце слово -Утешный ключ от бытия иного [6, с. 229].

Верующему человеку сразу становится понятно, о чём сказал Владислав Фелицианович последней строкой. От грехопадения и страха смерти может спасти молитва. Она разрушает тяжёлые цепи сомнения и приоткрывает лирическому герою дверцу в мир небесный. Надежда на покаяние души-странницы успокаивает его.

Душа-странница путешествует между мирами. И для Ходасевича важен не только её исход в мир идеальный («Ни жить, ни петь почти не сто-иг...»):

Так, провождая жизни скуку,

Любовно женщина кладет

Свою взволнованную руку

На грузно пухнущий живот [1, с. 240].

Умиление у поэта вызывает чудо рождения. Благодаря подобию лирических переживаний поэта вспоминаются эпизоды с прорастанием зерна в стихотворении «Стансы» цикла «Путём зерна»:

Рассеянно я слушаю порой Поэтов праздные бряцанья,

Но душу полнит сладкой полнотой Зерна немое прорастанье [6, с. 177].

В сборнике «Тяжёлая лира» мы встречаем стихотворение с идентичным названием. Оно сходно со «Стансами» в цикле «Путём зерна» по лирической тональности, по выраженным переживаниям. В обоих стихотворениях лирический герой предстаёт в облике старика, подводящего итоги жизни:

Теперь себя я не обижу:

Старею, горблюсь - но коплю Все, что так нежно ненавижу И так язвительно люблю [6, с. 212].

Однако если в более раннем стихотворении старик отказывается от восприятия земных радостей, то в «Тяжёлой лире» он мудро собирает драгоценные впечатления от последних минут на земле. Но он не предаётся разврату. Его взгляд и отношение к страстям созерцательны. И здесь искушение не доводит лирического героя до греха.

К концу сборника меняется подход Ходасевича к осмыслению мотива двоемирия. В «Бельс-ком устье» трагически интерпретируется один из главных библейских образов. Автор воспринимает Адама как первого человека на земле, начав-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2010

145

шего её преобразование, нарушившего первозданную гармонию. Осваивая библейский образ, автор иронически снижает и осовременивает его: И тот, прекрасный неудачник С печатью знанья на челе,

Был тоже - просто первый дачник На расцветающей земле.

Сойдя с возвышенного Града В долину мирных райских роз,

И он дыхание распада На крыльях дымчатых принес [6, с. 221]. Поэта беспокоит, что агрессивный научно-технический прогресс может замарать чистоту души. В условиях земного существования, где нужно добывать себе уютное место под солнцем, трудно сохранить безгрешность. По-другому после этого воспринимаются и оцениваются переживания лирического героя, выраженные в стихотворении «Душа». Самое важное для него -оградить и защитить свой духовный мир от разрушительного вторжения материального мира.

Сборник «Тяжёлая лира» имеет кольцевую композицию. В содержательном плане первое и последнее стихотворения сборника очень похожи. С первых строк врывается в текст обыденность («Баллада»):

Кому мне поведать, как жалко Себя и всех этих вещей? [6, с. 241]

Мы чувствуем, что лирический герой сожалеет о полной своей отчуждённости от земного мира. Вновь открываются для него небеса, звуча неведомой музыкой:

И музыка, музыка, музыка Вплетается в пенье мое. [6, с. 243]

Душа героя почти испытывает желанное освобождение. Тело видится ей с высоты:

Я сам над собой вырастаю,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Над мертвым встаю бытием. [6, с. 243] Кто-то неведомый вручает герою лиру. Музыку теперь может творить сам герой. Мы понимаем, что даром вещания, силой идеального искусства может наградить только Бог. Он помогает лирическому герою. Бог отмечает и принимает его. Однако лира тяжела. Таким образом, сохраняется противоречивое ощущение: принадлежность героя миру земному и в то же время его стремление вверх - сохраняются до самого

конца сборника. Протагонист становится своего рода проводником божественной воли. Он призван освящать обыденность, связь с которой так тяжело переживает.

Итак, в сборнике «Тяжёлая лира» мотив двое-мирия является художественной доминантой и основанием единой поэтической концепции. Он определяет глубинные смыслы стихотворений. В данном сборнике мотив двоемирия обретает тесную связь с символом души, что даёт Ходасевичу возможность развернуть своеобразный лирический сюжет, характеризующий странствование Психеи в мирах дольнем и горнем.

Мотив двоемирия сохраняет и семантику, идущую от христианской традиции. Это даёт возможность заключить, что духовные ценности христианства всё-таки не потеряли для поэта высокий религиозный смысл. В стихотворении «Ласточки», где главным структурным элементом является образ души, интерпретация лейтмотива перекликается с античным источником, а именно: диалогом «Федр» Платона. Новым для «Тяжёлой лиры» является мотив сомнения.

Библиографический список

1. Банников Н.В. В.Ф. Ходасевич // Три века русской поэзии. / Сост. Н.В. Банников. - М.: Издательский дом «ОНИКС 21 век»: Мир и образование, 2002. - С. 410-415.

2. Бек Т.А. Владислав Ходасевич. Из воспоминаний современников и критических статей // Серебряный век: Поэзия. - М.: ООО «Издательство АСТ», «Издательство Олимп», 2001. - С. 599608.

3. Дзуцева Н.В. Время заветов. Проблемы поэтики и эстетики постсимволизма. - Иваново: Ивановский гос. ун-т, 1999. - 250 с.

4. Дунаев М.М. Владислав Фелицианович Ходасевич (1886-1939) // Дунаев М.М. Православие и русская литература: В 6 ч. Ч. 6. / Моск. Духов. Академия. - М.: Издательство Моск. Духов. Академии, 2000. - С. 112-116.

5. Платон. Сочинения: В 3 т. Т. 2. / АН СССР; Ин-т философии. - М.: Мысль, 1970. - 611 с.

6. Ходасевич В. Ф. Собрание соч.: В 4 т. Т. 1. -М.: Согласие, 1996. - 592 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.