Научная статья на тему 'Мотив безумия в творчестве Н. В. Гоголя и М. А. Булгакова'

Мотив безумия в творчестве Н. В. Гоголя и М. А. Булгакова Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1074
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Н.В.Гоголь / М.А.Булгаков / безумие. / N.V.Gogol / M.A. Bulgakov / madness.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Тумгоева Мадина Исаевна

В статье рассматривается мотив безумия двух великих писателей русской литературы в разных эпохах Н.В.Гоголя и М.А.Булгакова. Анализируются повесть Н.В.Гоголя «Портрет» и роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIF OF MADNESS IN THE WORKS OF NV GOGOL AND MABULGAKOV

The article discusses the motive of insanity of two great writers of Russian literature in different eras of N.V. Gogol and M.A. Bulgakov. Analyzed are the novel by N.V. Gogol “Portrait” and the novel by M.A. Bulgakov “The Master and Margarita”.

Текст научной работы на тему «Мотив безумия в творчестве Н. В. Гоголя и М. А. Булгакова»

<<Ш11©ЗДУМ"^©УГМА1>>#2(26),2(Ш / PHILOLOGICAL SOEMCE1_67_

Тумгоева Мадина Исаевна

Ингушский государственный универитет

МОТИВ БЕЗУМИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В.ГОГОЛЯ И М.А.БУЛГАКОВА

Tumgoeva Madina Isaevna

Ingush State University

MOTIF OF MADNESS IN THE WORKS OF NV GOGOL AND MABULGAKOV Аннотация

В статье рассматривается мотив безумия двух великих писателей русской литературы в разных эпохах Н.В.Гоголя и М.А.Булгакова. Анализируются повесть Н.В.Гоголя «Портрет» и роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Abstract

The article discusses the motive of insanity of two great writers of Russian literature in different eras of N.V. Gogol andM.A. Bulgakov. Analyzed are the novel by N. V. Gogol "Portrait" and the novel by M.A. Bulgakov "The Master and Margarita ".

Ключевые слова: Н.В.Гоголь; М.А.Булгаков; безумие. Keywords: N.V.Gogol; M.A. Bulgakov; madness.

Сумасшествие и безумие было присуще героям Н.В.Гоголя. Мистика, фантастика и абсурд -это то, на чем основаны его сюжетные линии. М.А.Булгаков один из тех, кто в своих произведениях отсылался на художественную литературу XIX века, в особенности, в к Н.В.Гоголю.

До сих пор не утихают споры, не уменьшается полемика вокруг темы того, сам ли М.А.Булгаков выбрал фантастическое и безумно-сумасшедшее направление для своих произведений, либо под влиянием гоголевской школы его творчество имеет мистический и безумный подтекст.[1, с.200]

М.О.Чудакова, В.Я.Лакшина, Б.В.Соколова и другие исследователи изучали этот вопрос. Другие биографы пришли к выводу, что письма близких и друзей М.А.Булгакова свидетельствуют, что Н.В.Гоголь был одним из его любимых писателей.

Как отметил П.С.Попов, с девяти лет М.А.Булгаков с девяти лет зачитывался русским классиком, ставил его выше среди всех своих идеалов.

Основная гоголевская традиция, которая прослеживается у М.А.Булгакова - это совмещение реального и фантастического. В плане повествования - философия и сатира, комическое и лирическое осмысление действительности. Одинаково и то, что есть тема Родины, борьба добра со злом, религии и, самое главное, отсутсвие темы детства. Если другие русские классики, а также современники М.А.Булгакова писали о детстве, то в творчестве двух вышеупомянутых писателей данной темы не прослеживается.

Безумие - это основной мотив, который использовал М.А.Булгаков при написании романа «Мастер и Маргарита». В обычной жизни никогда реальный и потусторонний мир не сталкиваются между собой, животные не уподобляются людям, а передвижения на метле невозможны. Эта особенность была также отмечена исследователями Ша-балдиной и Васильевой. [2, с. 10]

Исследователи гоголевской школы, в частности, Ю.М.Лотман увидел, что в творчестве Н.В.Го-

голя есть две вариации на тему безумия. Первый вариант заключается в том, что, как это показано в «Записках сумасшедшего», помешательство или шизофрения не даёт герою достичь желаемого.

Второй вариант безумия - это вмешательство дьявола или сатаны, как это было показано в повести «Портрет». Такие же варианты присутствия безумия прослеживаются и в произведениях М.А.Булгакова.

Для анализа автор статьи берет «Записки сумасшествия» Н.В.Гоголя. Мотив безумия прослеживается через два аспекта. Со стороны романтической традиции безумство определяется как форма истинного знания и мудрости. Другой аспект - психическое расстройство персонажа делает акцент на общественной теме безумия, показывав, что это черта реализма. Н.В.Гоголь интересовался безумием как и формой сознания героя, так и психологическим клиническим случаем. Н.В.Гоголь очень точно через призму медицины описывает состояние главного героя своей повести.[3, с.225]

М.А.Булгаков также большое внимание уделяет психическим заболеваниям своих героев. Например, Маргарита и Иванушка обладают биополярным расстройством мышления, раздвоением личности, тревожностью.

В повести Н.В.Гоголя «Записки сумасшедшего» образ маленького человека, мелкого чиновника обладает некоторыми отклонениями. Пока главный герой был нормальным, он не мог понять очевидных вещей. Но для читателя он становится омерзительным, отталкивает от себя.

Для М.А.Булгакова тема маленького человека неотъемлема от темы самоутверждения писателя. Мироощущение Мастера определяет его отношение к реальности. До потери разума он успевает написать роман. Опираясь на гоголевскую традицию, М.А.Булгаков опирается на социальное безумие, обличая московское общество, погрязшее в пороках. Общество становилось больным в погоне за деньгами, положением, но цели эти - грязные. Они обезумели от собственных пороков.

РНПШУШШАк ЮИМОЕ! /

68_

Их массовое безумие - это глобальный крах всего общества, жертвой которого стал Иван Бездомный.

В романе «Мастер и Маргарита» изначально он предстает как атеист, который отрицает любое существование Господа. Однако после встречи с Воландом и Мастером, Иван Бездомный пересматривает свои стихи, понимает, что больше не станет их писать. Бездомный понимает с помощью дара просвещения, что представляют из себя его коллеги, их истинное отношение к нему. Бездомный пытался заботится о них, выступая с речами, однако публика посчитала его сумасшедшим.

По-мнению толпы, Бездомного постигла последняя стадия шизофрении, когда на самом деле он является единственным адекватным человеком. Он абсолютно нормален.

Итак, автор статьи может сделать вывод, что творчеству М.А.Булгакова соответсвует гоголевская традиция безумства толпы или безумства главного героя. Безумство воспринимается в прямом и переносном смысле, используется как метафора, эпитет, медицинское обозначение.

Другая проблема, которую использовал М.А.Будгаков, опираясь на гоголевскую традицию - это проблема писателя и общества. Он в своём романе показал, как общество воспринимает писателя, считает его безумцем, осмеивая описанную им реальность.

Мастер - человек, который не опирается на общественное мнение. Он творит с упоением, не оглядываясь на толпу. Он ищет только правду, стараясь на протяжении многих лет.

В результате собственных поисков Мастер создаёт роман о Понтии Пилате и философе Иешуа. Но общество не принимает данный труд, резко отвергая его. Данное столкновение выбивает Мастера из колеи, он закрывается и уходит в себя. Он начинает сходить с ума, заболевает. Творческая личность сошла с ума из-за конфликта с обществом, которое не хочет видеть и признавать очевидных вещей. Творчество Мастера нарушило покой людей, так как не входило в общепринятые нормы.

Мастер не понимает московскую суету, точнее, он далёк от неё. Именно поэтому он с легкостью оставляет московский мир, когда появляется новая возможность писать и творить, полностью отдавшись писательству.

Деньги, которые нашёл Мастер, напоминают деньги гоголевского сюжета повести «Портрет».

Несмотря на то, что персонажи по-разному расценили возможность проявить свой талант, они оба в конце стали безумцами, сумасшедшими. Как считает герой М.А.Булгакова, безумие - это итог негативных поступков, которые были совершены им самим. Итог самокопания, где есть ложная взаимосвязь между виной и наказанием.

Можно сделать вывод о том, что Мастер считает безумие определённой отличительной чертой от противного ему общества. [4, с.142].

Мотив безумия у Н.В.Гоголя зачастую связан с религиозными мотивами, а также потусторонними мирами. Повесть «Портрет» показывает, что сумасшествие - это особенность всех покупателей портрета. М.А.Булгаков тоже использует религиозный отсыл, которому подвергает своих персонажей. Их сознание не может адекватно воспринимать столкновение реальности и мистики, нереальности, в следствии чего они заболевают. Автор статьи приходит к выводу, что тема безумия - это основная тема творчества М.А.Булгакова.

Фольклор, присущий творчеству Н.В.Гоголева, также нашёл своё отражение в булгаковском романе. Русалки, полет женщины на метле, крики петуха, которые спасают от нечисти. И от этого можно сделать вывод, что гоголевские традиции сильно повлияли на булгаковское творчество.

Редко в мировой литературе можно встретить такое сильное влияние русского классика на писателя X века. Несмотря на столь точное следование гоголевским традициям, творчество МА.Булгакова остаётся уникальным.

Список использованной литературы

1. Булгаков М.А. Письма. Жизнеописание в документах / сост. и ком. В.И. Лосева, В.В. Петелина; вступ. ст. В.В. Петелина. М.: Современник, 1989. 575 с.

2. Васильева М.Г. Гоголь в творческом сознании М.А. Булгакова: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Томск, 2005. 25 с.

3. Дашевская О.А. Мотив безумия в драматургии М. Булгакова и русская романтическая традиция // Проблемы метода и жанра. Томск, 1997. Вып. 19. С. 220-231.

4. Малкова Т.Ю. Булгаков и Гоголь: демонические образы и мотивы в романе «Мастер и Маргарита» // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2010. № 2. С. 142-145.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.