Научная статья на тему 'Мотив «бараний рог» и другие стилистические особенности декора деревянной гражданской архитектуры поселка Усть-Ордынский Усть-Ордынского Бурятского округа Иркутской области во второй половине XIX — начале XX веков'

Мотив «бараний рог» и другие стилистические особенности декора деревянной гражданской архитектуры поселка Усть-Ордынский Усть-Ордынского Бурятского округа Иркутской области во второй половине XIX — начале XX веков Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
8
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
деревянное зодчество / резной наличник / архитектурный стиль / декор / орнамент / wooden architecture / carved platter / architectural style / decor / ornament

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Асалханова Екатерина Владимировна

В статье впервые исследуется наружный декор деревянной гражданской архитектуры по-селка Усть-Ордынский Усть-Ордынского Бурятского округа Иркутской области, в частности, наличники, которые всегда являлись главным украшением деревянного дома. Иркутская об-ласть является одним из самых интересных регионов, где в силу удаленности хорошо сохрани-лись многие архаичные черты древнерусской архитектуры. Во всех населенных пунктах Иркут-ской области, основанных в XVIII–XIX веках, еще можно встретить старинные деревянные дома, имеющие архаичные конструктивные элементы, заслуживающие особого внимания спе-циалистов. Рассмотренные в статье оконные наличники по стилистике эклектичны (хотя встре-чаются и наличники «чистого стиля»), включают элементы мотивов барокко и классицизма, древнерусского языческого стиля, а также выявленного нами впервые в декоре наличников архаичного орнамента кочевых и полукочевых народов Средней Азии и Южной Сибири «бара-ний рог». К сожалению, в XXI веке старинная деревянная архитектура стремительно теряет свою идентичность, многие наличники уже безвозвратно утеряны. Между тем, старинные дере-вянные дома являются памятниками культуры, а их наличники представляют собой высокоху-дожественные образцы декоративно-прикладного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Motif “rums horn” and other stylistic features in the decor of the wooden civil architecture of Ust-Ordinsky, Ust-Orda Buryat district of the Irkutsk region in the second half of the 19 – early 20 centuries

The article for the first time explores the external decor of wooden civil architecture of Ust-Orda in the Ust-Orda Buryat district of the Irkutsk region, in particular, platbands, which have always been the main decoration of a wooden house. Irkutsk region is one of the most interesting regions, where, due to its remoteness, many archaic features of ancient Russian architecture are well preserved. In all settlements of the Irkutsk region, founded in the 18–19th centuries, you can still find old wooden houses with archaic structural elements that deserve special attention. The window platbands consid-ered in the article are eclectic in style (although "pure style" platbands are also found), include ele-ments of the motifs of Baroque and classicism, the Old Russian pagan style, and the "rums horn" re-vealed by us for the first time in the decor of platbands. Unfortunately, in the 21st century, ancient wooden architecture is rapidly losing its identity, many platbands have already been irretrievably lost. Meanwhile, ancient wooden houses are cultural monuments, and their platbands are highly artistic examples of decorative and applied art.

Текст научной работы на тему «Мотив «бараний рог» и другие стилистические особенности декора деревянной гражданской архитектуры поселка Усть-Ордынский Усть-Ордынского Бурятского округа Иркутской области во второй половине XIX — начале XX веков»

DOI: 10.37909/978-5-89170-287-5-2021-1014 УДК: 7.04-035.3

Е.В. Асалханова

МУДО «Усть-Ордынская детская школа искусств» Ул. Будённого, 10, п. Усть-Ордынский, Иркутская область 665001

asalhane@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5330-4054?lang=en

Мотив «бараний рог» и другие стилистические особенности декора деревянной гражданской архитектуры поселка Усть-Ордынский Усть-Ордынского Бурятского округа Иркутской области во второй половине XIX — начале XX веков

Аннотация

В статье впервые исследуется наружный декор деревянной гражданской архитектуры поселка Усть-Ордынский Усть-Ордынского Бурятского округа Иркутской области, в частности, наличники, которые всегда являлись главным украшением деревянного дома. Иркутская область является одним из самых интересных регионов, где в силу удаленности хорошо сохранились многие архаичные черты древнерусской архитектуры. Во всех населенных пунктах Иркутской области, основанных в xViii—XIX веках, еще можно встретить старинные деревянные дома, имеющие архаичные конструктивные элементы, заслуживающие особого внимания специалистов. Рассмотренные в статье оконные наличники по стилистике эклектичны (хотя встречаются и наличники «чистого стиля»), включают элементы мотивов барокко и классицизма, древнерусского языческого стиля, а также выявленного нами впервые в декоре наличников архаичного орнамента кочевых и полукочевых народов Средней Азии и Южной Сибири «бараний рог». К сожалению, в XXI веке старинная деревянная архитектура стремительно теряет свою идентичность, многие наличники уже безвозвратно утеряны. Между тем, старинные деревянные дома являются памятниками культуры, а их наличники представляют собой высокохудожественные образцы декоративно-прикладного искусства.

Ключевые слова: деревянное зодчество, резной наличник, архитектурный стиль, декор, орнамент

E.V. Asalkhanova Ust-Orda Children's Art School Budennogo street, 10 Ust-Ordynsky settlement Russia, Irkutsk

Oblast 665001 asalhane@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5330-4054?lang=en

Motif "rums horn" and other stylistic features in the decor of the wooden civil architecture of Ust-Ordinsky, Ust-Orda Buryat district of the Irkutsk region in the second half of the 19 - early 20 centuries

Abstract

The article for the first time explores the external decor of wooden civil architecture of Ust-Orda in the Ust-Orda Buryat district of the Irkutsk region, in particular, platbands, which have always been the main decoration of a wooden house. Irkutsk region is one of the most interesting regions, where, due to its remoteness, many archaic features of ancient Russian architecture are well preserved. In all settlements of the Irkutsk region, founded in the 18-19th centuries, you can still find old wooden houses with archaic structural elements that deserve special attention. The window platbands considered in the article are eclectic in style (although "pure style" platbands are also found), include elements of the motifs of Baroque and classicism, the Old Russian pagan style, and the "rums horn" revealed by us for the first time in the decor of platbands. Unfortunately, in the 21st century, ancient wooden architecture is rapidly losing its identity, many platbands have already been irretrievably lost. Meanwhile, ancient wooden houses are cultural monuments, and their platbands are highly artistic examples of decorative and applied art.

Keywords: wooden architecture, carved platter, architectural style, decor, ornament

В нашей статье мы хотим рассмотреть наружный декор деревянной гражданской архитектуры п. Усть-Ордынский Усть-Ордынского Бурятского округа Иркутской области. Главным украшением деревянно-

го дома являются наличники. В каждом регионе России деревянные наличники отличаются своеобразием и являют собой феномен региональной культуры. Для исследователей деревянного зодчества Ир-

кутская область является одним из самых интересных регионов, где в силу удаленности хорошо сохранились многие архаичные черты древнерусской архитектуры.

Поселок Усть-Ордынский (бурятское название — Харгана) — центр Усть-Ордынского Бурятского округа Иркутской области, был основан в начале XIX в. Существует несколько версий происхождения поселка. По одной, здесь селились смешанные русско-бурятские семьи, которым не позволялось жить в родовых бурятских улусах: «В XVII — начале XX века установились тесные связи между русскими и бурятами, стали распространенным явлением смешанные браки, появилась особая группа населения — карымы (ясачные) — потомки от смешанных семей и крещенных бурят, перешедших из улусно-родовых общин в специальные выселки, которые постепенно превращались в русские или русско-бурятские селения: Усть-Орда, Баяндай, Хогот, Тальяны, Русские Янгуты и др. [Михайлов, 1996, с. 23]. Известный ученый-топонимист М.Н. Мельхеев в своем труде «Географические названия Восточной Сибири» отмечал, что до 1837 года это было бурятское село Хужир (в переводе — «солончак», «солонец»). Рядом с Хужиром еще в начале XIX века была расположена Усть-Ордынская почтовая станция в один двор. В глубокой древности, в УЕ-К веках здесь находились стоянки курыкан, в улусе Бартурки (сейчас на территории поселка) было обнаружено одно из наиболее сложных оросительных сооружений этого тюркоязыч-ного народа [Гатапов, 2008, с. 177].

Во всех населенных пунктах Иркутской области, основанных в XVII—XIX веках, еще можно встретить старинные деревянные дома, имеющие архаичные конструктивные элементы, заслуживающие особого внимания специалистов. Несомненно, главными образцами в декоре деревенских домов были близлежащие города (в первую очередь, Иркутск). Во многом хорошая сохранность деревянных сооружений обусловлена использованием мелко-слойного строевого леса, повсеместно растущего в регионе. Первые наличники появились в декоре крестьянских домов европейской части России в конце XVIII в., а на Урале и в Сибири только в середине XIX в.

Наличник имеет прямоугольную форму, по своей конструкции состоит из верхней лобовой доски (лобань), карниза (сандрика), подоконной доски и двух боковых стоек или боковин, на которые крепятся ставни. В начальном периоде развития ставни были одностворчатые, затем двустворчатые дощатые и филенчатые. Оконные наличники по стилистике эклектичны, включают элементы мотивов барокко и классицизма, древнерусского языческого стиля. Верхняя часть наличников представлена как в виде короны, так и в виде простого карниза. Большинство окон имеют ставни. Рассмот-

рим наличник дома по ул. Ватутина, 2 (ил. 1). Окно выполнено из стекла с переплётом, разделяющим его на шесть частей. Оконный проем с арочным сводом (такие оконные проемы начинают входить в моду в конце XIX в.). Наличник окна дома представляет собой высокую лобань, составленную из нескольких рядов разного профиля и увенчанную зубчатой короной. Такие наличники еще можно достаточно часто встретить в поселке, их декоративное убранство простое и очень выразительное, динамичное, акцент сделан только на карнизе. Подоконная доска криволинейного профиля, ставни двустворчатые дощатые. Наличник окна окрашен в голубой цвет.

Ил. 1. Усть-Ордынский. Наличник дома по ул.

Ватутина, 2. Снимок автора.

Fg. 1. Ust-Ordynsky settlement. The window platband of the house on Vatutin Street, 2.

Photo of the author

Наличник дома по ул. Октябрьская, 2 (ил. 2) имеет прямоугольную форму, декор представляет собой характерный образец древнерусского языческого стиля. Верхняя часть наличника символизирует небо, средняя часть — землю и нижняя часть — подземный мир. В верхней части, на карнизе, в технике пропильной резьбы изображены: в центре полукруг солнца, символизирующий полдень и по краям две четверти круга (знаки восходящего и заходящего солнца). Под знаками солнца изображены прямоугольные знаки капель дождя, направленные вниз. Идущие ниже знаки округлой формы именуются «грудами», округлая форма «присуща как каплям росы, так и женской груди». На лобовой доске симметрично расположены два горизонтальных прямоугольных знака поля и в центре вертикальный ромбовидный

знак семени. По бокам лобани размещены завиткообразные знаки растений. Подоконная доска криволинейного профиля со знаком солнца, боковины со знаками подземных вод. Ставни двустворчатые филенчатые. Декор представляет собой пример обережного заговора, воплощенного в дереве. С помощью этого декора просили о хорошем урожае, благосклонности природы. «Деревянный декор данного стиля — это универсальное идеографическое письмо» [Мееро-вич, 2014, с. 166].

Дом по ул. Октябрьская, 4 (ил. 3) имеет оконный проем с арочным сводом. В верхней части, на карнизе расположен так называемый «гребешок»: «Под влиянием стиля ба-

рокко, классические наличники с высокой лобовой доской трансформируются в эклектику. Над карнизом появляется резной гребешок в виде завитков и волют» [Скрябина, 2016, с. 74]. Под карнизом изображены знаки округлой формы «груды», символ плодородия. На высокой лобовой доске в центре расположен знак солнца и по сторонам от него — две цветочные розетки. Боковые стороны лобани имеют плавный силуэт. Подоконная доска криволинейного профиля с обозначенным в центре знаком солнца, боковины со знаками подземных вод. Ставни двустворчатые филенчатые (две филенки на каждой ставне). Наличник окрашен в сиреневый с белым цвета.

Ил. 2. Усть-Ордынский. Наличник дома по

ул. Октябрьская, 2. Снимок автора. Fg. 2. Ust-Ordynsky settlement. The window platband of the house on Oktybrskaya Street, 2. Photo of the author.

Ил. 3. Усть-Ордынский. Наличник дома по ул. Октябрьская, 4. Снимок автора. Fg. 3. Ust-Ordynsky settlement. The window platband of the house on Oktybrskaya Street, 4. Photo of the author

В конце XIX в. появляются наличники с треугольным выступом на лобовой доске, что было заимствовано из архитектуры классицизма. На окне дома по ул. Ватутина, 57 мы видим характерный наличник, лобань которого украшена симметричными накладными знаками поля и в центре — знаком семени квадратной формы, ведущими свое происхождение из древнерусского языческого стиля. По сторонам лобани размещены симметричные завиткообразные элементы - знаки растений. На треугольном выступе симметрично размещены две ромбовидные фигуры. Подоконная доска прямолинейного профиля, ставни двустворчатые филенчатые (две филенки на каждой ставне) с прямоугольными знаками поля. Цветовая гамма наличника строится на гармоничном сочетании белого и голубого цветов. Таким образом, в этом наличнике

присутствует смешение элементов классического и древнерусского языческого стилей.

В это же время распространяются наличники с элементами стиля барокко, который проявился в оформлении карниза в виде двух встречных волют. Необарокко, пережившее в столице расцвет в середине XIX в., с некоторым запозданием добралось до Сибири. В деревянном зодчестве из арсенала декоративных форм барокко были заимствованы лишь некоторые мотивы украшения окон. Особенной популярностью в последней четверти XIX в. пользовалось оформление сандриков объемными встречно-направленными волютами с акротериями между ними. Разнообразные варианты таких наличников можно встретить как в Иркутске, так и в селах и деревнях Иркутской области.

Рассмотрим оконный наличник с элементами мотивов барокко (ил. 4): оконный проём сделан в пяти брёвнах, окно выполнено из стекла с переплётом, разделяющим его на восемь частей. Наличник окна дома представляет собой высокую гладкую лобань из трех гладких досок, завершенную плавно изогнутыми профилированными встречными волютами, являющимися сандриком. В центральной части они объединены акротерием. По обеим сторонам лобани расположены плоские завиткообразные элементы, завершающие и мягко сливающиеся с ее боковыми сторонами. На вершине в центре лобовой доски расположена цветочная розетка (возможно, символ солнца), выполненная в технике пропильной резьбы. Наличник окна окрашен в голубой цвет. Ставни окна двустворчатые филенчатые (три филенки на каждой ставне). Подоконная доска прямолинейного профиля.

Подоконные доски также являются полноправными элементами создания общей композиции оконного проёма. Различают подоконные доски прямолинейного профиля, криволинейного профиля, криволинейного профиля с накладными завитками, криволинейного профиля с накладной объемной резьбой.

В последней четверти XIX в. приходит мода на ажурную пропильную резьбу, которая отвечала «русскому» направлению в эклектике. В большинстве построек резные доски заполняли карнизы и подзоры под кровлей, а также наличники.

Нами обнаружены наличники эклектичного стиля с включением традиционного элемента

Ил. 4. Усть-Ордынский. Наличник дома по ул.

Балтахинова, 10. Снимок автора. Fg. 4. Ust-Ordynsky settlement. The window platband of the house on Baltakchinov street, 10. Photo of the author.

орнамента кочевых народов (в том числе предбайкальских бурят) «бараний рог» (бурят. хусын эбэр хээ) — символом плодородия, изобилия, богатства, благополучия и процветания. Эти мотивы расположены на двух наличниках, украшающих дома в п. Усть-Ордынский (ул. Хангалова, 2 и ул. Ворошилова, 1). Орнамент «бараний рог» встречается в образцах народного декоративно-прикладного искусства кочевых и полукочевых народов Средней Азии и Южной Сибири: в вышивке, в ковроделии, росписи по дереву. По своей функциональной нагрузке «бараньи рога», скорее, связаны с древними верованиями человека, когда изображения животных играли роль оберегов и воплощали в себе добрые и злые космические силы, наполнявшие мир и так или иначе влиявшие на судьбу человека, как при жизни, так и в загробном мире [Бана-ева, 2016, с. 11]. Данный наличник (ил. 5) представляет собой образец эклектичного стиля (классицизма, древнерусского языческого) с включением орнамента «бараний рог». Наличник с классицистическим треугольным выступом на лобовой доске, с пилястрами и накладными завиткообразными растительными элементами по бокам лобани. Под треугольным выступом белым кружевом в технике ажурной пропильной резьбы выполнен древнерусский языческий мотив «груды». В центре в технике накладной резьбы - орнамент «бараний рог». По бокам от него - знаки поля. Подоконная доска криволинейного профиля, ставни двустворчатые филенчатые (три филенки на каждой ставне). Цветовая гамма наличника строится на гармоничном сочетании белого и голубого цветов.

Ил. 5. Усть-Ордынский. Наличник дома по ул.

Ворошилова, 1. Снимок автора. Fg. 5. Ust-Ordynsky settlement.The window platband of the house on Vorochilov Street, 1. Photo of the author.

Еще один очень интересный эклектичный наличник с элементом «бараний рог» обнаружен нами на доме по ул. Хангалова, 2 (ил. 6). Наличник также с классицистическим треугольным выступом на лобовой доске, на пилястрах расположена накладная резьба с растительными мотивами, по бокам лобовой доски - завиткообразные растительные элементы в технике пропильной резьбы. Под тре-

угольным выступом выполнен древнерусский языческий мотив «дождь». В центре лобани -орнамент «бараний рог». По бокам от него -знаки поля. Подоконная доска криволинейного профиля, ставни двустворчатые филенчатые (три филенки на каждой ставне). Цветовая гамма наличника также строится на гармоничном сочетании белого и голубого цветов.

Ил. 6. Усть-Ордынский. Наличник дома по ул. Хангалова, 2. Снимок автора. Fg. 6. Ust-Ordynsky settlement. The window platband of the house on Khangalov street, 2.

Photo of the author.

Таким образом, рассмотренные нами оконные наличники по стилистике эклектичны (хотя встречаются наличники «чистого стиля»), включают элементы мотивов барокко и классицизма, древнерусского языческого стиля, а также выявленных нами элементов орнамента кочевых и полукочевых народов Средней Азии и Южной Сибири. При окрашивании наличников предпочтение отдается небесно-голубому цвету и сочетанию белого с голубым цветом.

К сожалению, в XXI веке появились новые представления о красоте и комфорте в гражданском строительстве. В результате

старинные деревянные срубы прячут под сайдинг, окна меняют на пластиковые без переплетов, наличники снимаются и уничтожаются. Деревянный дом теряет свою идентичность. Многие наличники уже безвозвратно утеряны. Между тем, старинные деревянные дома являются памятниками культуры, а их наличники представляют собой высокохудожественные образцы декоративно-прикладного искусства, которые нужно сохранить для потомков. Рядовая деревянная застройка является ценнейшим материалом, позволяющим сохранить уникальный облик исторической среды города, поселка, деревни.

Список литературы

1. Банаева В.А. Орнаментальное искусство Предбайкальских бурят. — Усть-Ордынский, 2016. — 22 с.

2. Гатапов А.С. Монгольский исторический словарь. Улан-Удэ: ОАО «Республиканская типограия», 2008. — 365 с.

3. Зарубина Н.А., Меерович М.Г. «Сибирское барокко» в ансамблях с классицистическим декором деревянных гражданских домостроений г. Иркутска. // Баландинские чтения: сборник статей научных чтений памяти С.Н. Баландина, 18-20 апреля 2013 г. / сост. Д.Д. Бушма. — Новосибирск: Новосиб. гос. архит.-худ. акад., 2014. — С. 142-149.

4. Михайлов Т.М. Земля Гэсэра. Фотоальбом. Вступ. ст. — Иркутск: Изд-во «Свят», 1995. — С. 17-32.

5. Меерович М.Г. Древнерусский языческий стиль в декоре деревянной гражданской архитектуры г. Иркутска. // Баландинские чтения: сборник статей научных чтений памяти С.Н. Баландина, 18-20 апреля 2013 г. / сост. Д.Д. Бушма. — Новосибирск: Новосиб. гос. архит.-худ. акад., 2014. — С. 161-166.

6. Скрябина Л.А. Типология и хронология деревянных наличников Кемеровской области. // Ученые записки музея-заповедника «Томская писаница». № 3. 2016. — с. 70-82.

References

1. Banaeva V.A. Ornamental'noe iskusstvo Predbajkal'skih burjat. — Ust'-Ordynskij: Izd-vo "Vremja stranstvij", 2016. — 22 p. (in Russ.).

2. Gatapov A.S. Mongol'skij istoricheskij slovar'. Ulan-Ude: OAO "Respublikanskaja tipo-grafija", 2008. — 365 p. (in Russ.).

3. Zarubina N.A., Meerovich M.G. "Sibirskoe barokko" v ansambljah s klassicisticheskim dekorom derevjannyh grazhdanskih do-mostroenij g. Irkutska. In Balandinskie chten-ija: sbornik statej nauchnyh chtenij pamjati S.N. Balandina. - Novosibirsk: NGAHA, 2014.

— Pp. 142-149. (in Russ.).

4. Mihajlov T.M. Zemlja Gjesjera. Fotoal'bom. Vstup. st. — Irkutsk: Izd-vo "Svjat", 1995. — Pp. 17-32. (in Russ.).

5. Meerovich M.G. Drevnerusskij jazycheskij stil' v dekore derevjannoj grazhdanskoj arhitektury g. Irkutska. In Balandinskie chten-ija: sbornik statej nauchnyh chtenij pamjati S.N. Balandina. — Novosibirsk: NGAHA, 2014.

— P. 161-166. (in Russ.).

6. Skrjabina L.A. Tipologija i hronologija derevjannyh nalichnikov Kemerovskoj oblasti. In Uchenye zapiski muzeja-zapovednika "Tomskaja pisanica". — 2016. — No 3. — Pp. 70-82. (in Russ.).

7. Zarubina N.A., Meerovich M.G. "Sibirskoe barokko" v ansambljah s klassicisticheskim dekorom derevjannyh grazhdanskih domostroenij g. Irkutska. In Balandinskie chtenija: sbornik statej nauchnyh chtenij pamjati S.N. Balandina. — Novosibirsk: NGAHA, 2014. — Pp. 142-149. (in Russ.).

Материал передан в редакцию 01.06.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.