Культура и образование
■
Москс вскому государственному университету культуры и искусств -
80 лет: страницы истории
В.Т Клапикж
кандидат педагогических наук, профессор кафедры менеджмента и корпоративной культуры МГУКИ
У истоков: становление МГБИ
История МГУКИ тесно связана с историей страны. Книги, библиотеки, просвещение, культура стали судьбой вуза с первых дней его
работы.
10 июля 1930 г. на основании Постановления № 33 Совета Народных Комиссаров РСФСР в Москве был создан первый в стране и в мире институт для подготовки библиотечных кадров высшей квалификации - Московский библиотечный институт (МБИ). Первым директором института была назначена известный библиотековед Генриета Карловна Дерман. Первоначально МБИ размещался в трех комнатах
Кандидат педагогических наук, профессор В.Т. Клапиюк
первого этажа старинного особнячка, находя щегося между Кремлем и Домом Пашкова, на Моховой улице, в котором после войны размещался музей М И. Калинина. Помещения для занятий явно не хватало, поэтому приходилось арендовать аудитории в ряде библиотек, в Политехническом музее 8 1936 г. МБИ был переведен в четырехэтажное здание на Левобережной поселка Химки.
Библиотечный институт явился прямым восприемником Института библиотековедения, основанного в 1924 году в соответствии с резо люцией I Всероссийского съезда библиотечных работников (1924 г.). Первым его директором была выдающийся отечественный библиотековед Любовь Борисовна Хавкина.
Институт библиотековедения функционировал при Государственной библиотеке СССР им, В.И.Ленина, но вел свою деятельность вполне автономно. Он занимался переподготовкой библиотекарей, научной, просветительской и консультационной работой. Входившие в его структуру Высшие библиотечные курсы ведут начало от Московских библиотечных курсов при Народном университете А.Л. Шанявского, созданных в ¡913 году по инициативе Л.Б. Хав-киной и ее соратников. Они Енесли большой вклад в становление отечественной системы подготовки библиотечных кадров. Когда в 1918 г. при Университете им. А Л. Шанявского открылся Институт народного образования с четырьмя факультетами (отделениями), то один из них - библиотечный - представлял
собою преобразованные курсы со своим учебным планом, рассчитанным на три года обучения. После закрытия в 1920 г. Университета им. А.Л. Шанявского этот библиотечный факультет со всем имуществом и кадрами был преобразован в Кабинет библиотековедения. Скачала его присоединили к отделу научных библиотек Наркомпроса РСФСР, в 1921 г. он был в двойном подчинении - отделу научных библиотек и "лавполитпросвету, а в ноябре 1922 г передан Румянцевскому музею. Кабинет библиотековедения был, по сути дела, единственным в то тяжелое время разрухи научно-исследовательским, методическим, координационным и педр-гогическим центром (с курсами) для библиотек вплоть до 1924 г., когда на его базе Наркомпрос создал Институт библиотековедения.
Существовали тесные преемственные связи МБИ с его предшественниками. Связи эти были различные: прежде всего кадровые (более 80% преподавателей специальных дисциплин 1930-х годов были слушателями, преподавателями курсов, либо аспирантами Института библиотековедения); территориальные и материальные; организационные и информационные; финансовые и др. Так, кадровое ядро МБИ вкпючапо в себя следующих выпускников и преподавателей курсов: Б.С. Боднарского, Г.К. Дерман, М.П. Гастфера, Ю.В. Григорьева, Г.И. Иванова: Н.В. Здобнова, А.Н. Каратыгина, Л.А. Левина, Е.В, Манухину, Л.В. Трофимова, A.A. Покровского, K.P. Симона, Л.Б. Хавкину, Е.И. Шаму-рина, А.Д. Эйхенгольца и др.
Таким образом, МБИ имеет свою интересную предысторию, начало которой связано с деятельностью первых русских профессиональных библиотечных курсов в Университете им. А.Л. Шанявского, что свидетельствует, по мнению Ю.Н. Столярова, о более глубоких исторических корнях МГУКИ, в том числе дореволюционных.
В истории МГУКИ можно вьщелить пять основных этапов: первый - этап становления, от открытия в "¡930 г. МБИ - до начала Великой Отечественной войны; второй - деятельность МГБИ в годы войны (июнь 194t -1945 гг.); третий - послевоенный (1946 - до начала "960-х гг.) - время поисков лучшей организационной структуры и
расширения направлений подготовки кадров, совершенствования учебного, воспитательного и научно-исследовательского процессов; четвертый - это пора зрелости, так с полным сснованием можно назвать период с 1964 г. до середины 1990-х годов, когда вуз стал функционировать в качестве Московского государственного института культуры; современный этап развития, начало которого связано с преобразованием МГИК в статус университета.
Вжурнале«Красныйбиблиотекарь»(1930. №9.-С. 18) в первой информации, подписанной директором МБИ Г.К. Дерман (26.09.1930 - 10.12.1937), определялись основные задачи института: «... готовить библиотечных работников высшей квалификации единой библиотечной системы, специализирующихся по отдельным разделам библиотечной работы: руководителей отделами и научных сотрудников крупных библиотек, руководителей филиалами центральных библиотек и заведующих массовыми специальными, детскими, военными библиотеками, а также преподавателей специальных предметов средних библиотечных учебных заведений».
Московский библиотечный институт был создан в условиях бурного развития библиотечного дела в СССР и в то же время острого недостатка кадров высшей квалификации. Вместе с институтом были открыты новые библиотечные техникумы. один из них в его структуре (1934- июнь 1941) с заочным
Физкультурно-оздоровительный летний лагерь для детей сотрудников и преподавателей МГ5И (середина 1950-х годов).
Боднарский Богдан Степанович, доктор пед наук, профессор, зав. кафедры библиографии МГБИ в 1940-е годы; за столом слева Директор института П.Н. Абрамов, справа - зам. директора по научной работе Чубарьян Оган Степанович.
Становление МБИ самым тесным образом связано с именем первого директора Г К. Дерман и Н.К. Крупской. Надежда Константиновна содействовала организации института, помогала в разработке учебных планов и программ курсов, оказала большую помощь в создании материально-технической базы института в период, когда его возглавил П.С. Бенюх (08.01 1938 -08.10 1942). В то же время надо особо отметить многолетнюю работу по разработке концепции библиотечного вуза и всей системы библиотечного образования таких крупных деятелей библиотечного дела, как Л.Б. Хавкина, М.А. Смушкова, Ф.Э Доблер, Л.В. Трофимов, А.Г. Кравченко, А.А. Покровский, В.А. Штейн и др.
В первый учебный год в институт было принято 78 студентов на дневное отделение и 66 - на вечернее (большинство последних переведены из Института библиотековедения в начале 1931).
В последующие годы наблюдается рост количества студентов на дневном и заочном отделе ниях (см. таблицу).
Более быстрый рост количества студентов сдерживался из-за отсутствия нормальной учебной базы (помещений), что сказывалось на количестве штатных преподавателей.
В 1935 г. Моссовет выделил площадку в районе Тверской улицы для строительства учебного здания и общежития. Институт получил и часть средств на строительство первой очереди учебного корпуса Но дальше котлована работа не пошла. Два года работа не двигалась. Когда в соседних жилых зданиях пошли трещины на стенах, посыпались жалобы в исполком Моссовета и площадка была отобрана для других целей, а руководители стройки были арестованы за вредительство.
В1933 г. на основе трехлетнего учебного плана состоялся первый выпуск студентов стационара. Из 78 человек институт окончили 33 человека, в их числе такие известные специалисты, как И.М. Фрумин, С.И. Максина, Е.Л. Щелина, М.М. Меркулова, Т.В. Серебрякова, Л.В. Гла-зычева и др. А к 10-легию МГБИ его окончили около тысячи человек.
Совершенствовалась организационная структура МБИ. Первая кафедра открыта уже в конце 1932 г. Это была кафедра библиотековедения во главе с Г.К. Дерман Затем появились: кафедра библиографии во главе с Л.Н. Троповским. кафедра детской литературы и библиотечной работы с детьми (А. П. Бабушкина), кафедра литературы (Л.А. Жуков), кафедра истории (В.Н. Боч-карев), кафедра основ марксизма-ленинизма (М.А. Фаворов), кафедра иностранных языков (Д.А. Весник), кафедра фондов и каталогов библиотек (П.В. Трофимов, затем Е.И. Шамурин) и кафедра педагогики (К.П. Вельский).
ь
т- см сэ л <0 N 00 0) о
сэ со со со со со
г ) п < - 0)
Дневной сектор 78 130 186 174 277 330 341 472 544 665
Вечерний сектор 66 168 165 195 177 152 - 114 146 246
Заочный сектор - - - - - - 145 317 653 1053
ВСЕГО 144 298 351 369 454 482 486 903 1343 1964
Факультетская структура создавалась следующим образом. В 1936 г. были созданы первые факультеты: а) организационно-инструкторский; 45) библиотечной работы с детьми; в) преподавателей библиотечных дисциплин (в библиотеч-•мх техникумах). В конце 1937 г. была принята новая структура факультетов, сохранявшаяся с частичными изменениями около 18 лет: факультет библиотековедения; факультет библиотечной работы с детьми; факультет библиографии, "отовивший библиографов по трем специализации. Первые деканы этих новых факультетов, с ^ответственно В.Е. Васильченко, Л.С. Мирский и Р.Р Браудо (затем Е.И. Рыскин). В составе каждого факультета имелись три сектора (отде-тения): дневной, вечерний и заочный. Заочное отделение для подготовки специалистов высшей квалификации и экстернат открылись в 1938 г.
В 1934 г при институте организовали аспирантуру, сначала двухлетнюю, затем трехлетнюю. В 1938 г. состоялись первые защиты кандидатских диссертаций - Д.М. Лекаренко и Е.И. Рыскина. Через год Библиотечный институт получил право на проведение защит кандидат ских диссертаций. В довоенный период степень кандидата была присуждена в институте 8 преподавателям. На осень 1941 г. была назначена защита докторской диссертации по истории русской библиографии Н.В. Здобнова, которая, однако, не состоялась из-за его незаконного эреста. В 1940 г. в аспирантуре обучалось 39 нетсвек. К научной работе стали активнее притекать студенчество. Активизировалась научая забота преподавателей. Начали выходить тЯэсрники («Труды МГБИ» - до войны 3 выпуска), ттгсвились к изданию в 1941 году еще четыре. ¿Фиелись достижения и по другим направлениям ^ебной и научно исследовательской работы
За большие успехи в работе МБИ получил в 1939 г статус государственного - МГБИ. В связи ■ "^-^етием, которое МГБИ отмечал в начале I ¿940 г., ему было присвоено имя В.М. Молов то время руководителя Правительства СССР На юбилейную сессию приехали библио-^всгри из многих республик, краев и областей. 1чными поощрениями были отме«ечь: более -юеподавателей, сотрудников и студен-Штат профессорско-преподавательского
состава института в 1940 г.: профессора и и.о профессора - 16 чел.; дсценты и кандидаты наук - 27 чел.; преподаватели - 14 чел. ассистенты - 5 чел.; всего - 62 чел.
МГБИ в годы войны
Это наиболее сложный, трагический и в то же время героический период в истории вуза.
22 июня 1941 г. директор института П.С. Бенюх издал приказ о введении на территории института «угрожаемого положения», в связи с чем были организованы жесткая система пропусков во все здания, ночное дежурство, осуществлена светомаскировка, оборудованы бомбоубежища и защитные щели, усилены противопожарные меры. Студенты дежурили в Химкинском райвоенкомате, работали на химкинских оборонных предприятиях, в том числе около 100 человек трудились два месяца на Жипинской фабрике елочных украшений около станции Крюково, где изготовлялись противотанковые бутылки с горючей жидкостью. В августе студенты выехали в колхозы на уборку урожая Студенты и сотрудники института, начиная с июля, работали на строительстве оборонительных рубежей на дальних и ближних подступах к Москве, в том числе на рубежах под Смоленском.
Встреча Нового 1950 года, выступает доктор педагогических наук профессор, зав. кафедрой библиотековедения Евгений Иванович Шамурин. за столом - члены ректората П.Н. Абрамов, О.С. Чубарьян, О. Сидорова и другие.
Алексей Иванович Яковлев, сын просветителя чувашского народа И.Яковлева, Член корреспондент АН.СССР, доктор исторических наук, профессор, лауреат Сталинской Премии за 1942 год, профессор и заведующий кафедрой истории 1942-1948 года в МГБИ
Основная тяжесть по руководству коллективом МГБИ выпала на долю директоров института доцентов Петра Сазонтовича Бенюха (янв. 1938 - 08.10.1942), Кузьмы Прохоровича Вельского (08.10.1942 - 22.10.1944) и Геннадия Васильевича Никифорова (23.10.1944 - 26.07 1945); заместителей директора института по учебно-научной части доц. К.П. Вельского, ст преп. М.В, Соколова, доц. Н.Т Толкачева и проф. Е.И. Шамурина; заместителей директора по АХЧ А.И. Райхлина, Л.Б. Чижака, Д.П. Орлова, И.С. Боровского, Н.П. Пинина, И.М. Кириллова, А.Г. Шмуклер, М.П. Афанасьева, В.В. Дмитриева.
Директорами Стерлитамакского филиала работали доц. К.П. Вельский (до 08.10.1942 г.), а после него - проф. И.Г. Марков. Заместителями директора филиала до апреля 1942 г. работал Л.Г. Бескровный (после войны - известный
военный историк, член-корр. АН СССР) и И.М. Кириллов - отец известного телеведущего Игоря Кириллова.
Студенты, преподаватели, рабочие и служащие Библиотечного института принимали самое активное участие в обороне страны.
Из стен института ушли на фронт около 220 человек, в том числе по годам: 1941 -123 чел , 1942 - 63 чел., 1943 - 24 чел., 1944 -8 чел , 1945 ■ 2 чел.
Мобилизация началась с 23 июня. Из преподавателей первыми ушли на фронт декан факультета библиотековедения И.В. Мишарев. ст. преподаватель и начальник МПВО института А.И. Овчинников, военрук, полковник Я.Б. Мур-зич и ст. преподаватель З.Н. Амбарцумян.
Среди первых мобилизованных сотрудников АХЧ были: техник П.А. Абрамов, слесари А.Е. Котехов и И.П. Старостин, рабочий-маляр Л.К. Изотов, грузчик Ф.И. Терентьев, шоферы Г.П. Гришин и К.Н. Ленков, пожарники П.А. Давыдов, Ф.П. Доронин и П.К. Кузьмин, электромонтер И.В. Утешев и др. Только за первый год войны из АХЧ ушли на фронт 46 человек.
Из студентов первыми мобилизовали выпускников факультета библиографии Л.К. Маму-тина и комсорга института Б.Л. Богуславского -оба погибли. Известна фамилия последнего из мобилизованных студентов. Им был студент 1 курса факультета библиографии Н.Г. Филиппов (окончил институт после Победы).
В начале 1941 г. 17 студентов и рабочих института вступили добровольцами в Химкинский истребительный батальон. Командиром взвода был назначен сталинский стипендиат В. Мамон тов, а командирами отделений М.А. Артюшин и Н.И. Сахаров. В конце года батальон был влит в кадровую дивизию и после непродолжительного обучения большинство бойцов взвода (12 чел.) участвовало в наступательных боях на Калининском фронте е начале 1942 г., и многие из них погибли смертью героев или были ранены.
Более 70 студенток Библиотечного института прошли ускоренную подготовку и получили аттестаты медсестер военных госпиталей. Химкинские курсы были созданы по инициативе дирекции и врача института Н.И. Жуковой в первые дни войны. Она же возглавила военный
-эспитапь N92956 в районе Сходни, ядро которого составили медсестры из МГБИ. Госпиталь -трошел боевой путь от границ Московской об. до польского города Торунь, где 17 медсестер из Библиотечного института встретили Победу, в числе которых были Валентина Золотых, Зинаида Платухина, Антонина Николаева, Антонина голыгина, Александра Уварова, Вера Ермолаева и др.
Летом 1942 г. группа выпускниц подала заявления в Стерлитамакский военкомат с просьбой направить их на Сталинградский фронт. Их заявления были рассмотрены в Москве и, по приказу Наркомата обороны, они были направлены начальниками библиотек на Тихоокеанский флот, где служили до конца войны с Японией. Назовем их имена: А. Поднебесная, Т. Кощеева, А. Казачихина, Л. Сергеева, А. Иванова, В. Попова. М. Гусева и др. На Балтийском флоте служила 3. Елагина, на Северном - В, Михайлова, Л. Львова и др. на Волжской флотилии - Л. Антипина (демобилизована в звании подполковника). Анна Поднебесная и бывший студент МГБИ Л. Горелик выполняли специальное задание в тылу японских войск Все наши девушки были награждены боевыми орденами и медалями.
Всего на фронтах Отечественной войны и на флотах воевали от МГБИ. преподаватели и учебный персонал - 18 человек; работники АХЧ - более 60; студенты всех форм обучения -около 140 чел. В будущем возможно уточнение этих цифр, но лишь в сторону увеличения. Не менее 200 чел - участников войны - могло быть из выпускников и сотрудников довоенных лет и еще более 200 чел. - участников ьойны -пришли на учебу и работу в МГБИ-МГУКИ после войны Таким образом, общее количество участников войны, связанных тем или иным образом с нашим вузом, может составлять более 600 человек,
Особого уважения заслуживают те, кто погиб, защищая Родину. Сначала предполагалось, что на фронтах погибли 21 сотрудник и студент института. Позже к ним добавились имена еще 8 человек. Их фамилии высечены золотыми буквами на памятной стеле перед входом в главный корпус. Но здесь фамилии не всех погибших.
Доцент МГИК Н.И. Сахаров - участник войны и историк института, писал о 34-36 погибших. В действительности их было значительно больше (более 80), особенно среди студентов и довоенных выпускников, ушедших на фронт в 1941 году
Часть института эвакуировалась в Стерли-тамак с 17 по 20 октября 1941 г. Всего уехало около 180 человек, включая родственников эвакуированных.
Оставшаяся часть МГБИ возобновила со 2 января 1942 г. работу по подготовке библиотечных кадров в Москве: сначала институт раз мещался в здании 2-го Института иностранных языков по Ленинградскому шоссе, 55; в августе-сентябре 1942 г. переехал в центр Москвы - в Армянский переулок, 5; в октябре 1943 г. московская и стерлитамакская части института воссоединились на Левобережной в Химках.
Основные трудности хозяйственного и бытового плана Библиотечный институт преодолевал в 1943/44 учебном году. Учебный корпус был в полуразрушенном состоянии после выселения из него военного госпиталя. Военные перестроили многие аудитории. Значительную часть мебели увезли, Не работали канализационная и водопроводная системы, электрическая и телефонная сети. Подвал был заполнен водой. Большинство окон не имели стекол и были забиты тесом, фанерой. Удручающе выглядели 6 бараков-общежитий. А если сюда добавить еще и то,
МГБИ славился спортивными достижениями, на фото - студенты МГБИ после очередной спартакиады института 1950-е годы.
Демонстрация. 1956 год.
что запас дров и угля в институте был только на один месяц, то можно понять весь трагизм положения колпектива в ту холодную зиму В начале 1944 пришлось прервать учебный процесс и всех студентов отправить на практику. Занятия продлили до августа. Основные ремонтные работы провели специальные строительные бригады студентов и немногочисленных институтских рабочих в 1944- 946 гг. Студенты и рабочие в течение всей войны сами заготовляли и достав ляли в институт топливо.
Основная учебно-воспитательная и научная работа осуществлялась на 9 кафедрах института.
3 годы войны МГБИ функционировал как единственный библиотечный вуз в стране. Он выпустил с октября 1941 года по 1945 год 293 специалиста библиотечного дела, значительная часто которых была направлена на работу в библиотеки РККА и ВМФ, а также в библиотеки освобожденных от фашистов областей.
Важным условием успешной работы института был достаточно высокий научный ценз профессорско-преподавательского коллектива. В нем работали от 54 преподавателя в 1942 г. - до 97 преподавателей в 1945 г. Две трети имели ученые степени и звания, из них докторов наук -12: А.И. Яковлев, В.А. Васютинский, А.А.Сидоров, E.H. Медынский, С.И. Радциг, Н.З. Чехов, B.C. Боднарский, З.Н. Бочкарев, Е.И. Шамурин, А.И Ревякин, К.И. Львов и A.A. Савич; с научным званием профессора - 11; кандидатов и доцентов - более 40.
Контингент студентов в военные годы несколько уменьшился. Если в конце 1940 г. всего училось 1475 студентов, то в 1941/42 учебном году - 1102, в 1942/43 учебном году - 868, а в 1944/45 учебном году уже 1436.
Весной 1942 г. в Стерлитамаке учились 590 студентов (117 - стационар, 473 - заочники), весной 1943 г. - 501 студент (127 - стационар, 474 - заочники).
В годы войны не прекращалась научная работа. Преподавателями, аспирантами и соискателями института защищено 25 диссертаций. Крупными событиями в научной жизни страны стали защиты докторских диссертаций В А. Васютинского (1942 г.), Б.С. Боднарского -по совокупности трудов (1943 г ), Е.И. Шамурина (1944 г.), З.Н. Бочкарева (1944 г.), А.И. Ревякина С 944 г.). Институт получил в 1942 г право принимать к защите диссертации и на степень кандидата исторических наук.
Ежегодно проводились научные сессии. Наиболее известная - открытая научная сессия 26-31 марта 1942 г., посвященная вопросам совершенствования библиотечной и библиографической работы в условиях военного времени.
Наиболее известные монографии военных лет: «Холопство и холопы в Московском государстве XVII в.» члена-корр. АН СССР А.И. Яковлева (1942 г.), «Сводные каталоги» Л.Б. Хавки-ной (1943 г.), «История русской библиографии. Т.1.» Н.В. Здобнова (1944 г ).
Ежегодно студенты, сотрудники и преподаватели, начиная с мая, работали в институтском подсобном хозяйстве (Подолино) и в подшефных колхозах Химкинского и Истринского районов. В Химкинском районе институт имел около 10 га земли, а в Стерлитамаской - более 12 га, что позволило дирекции несколько улучшить питание коллектива через институтские столовые.
Среди других важных событий истории МГБИ в военные годы надо отметить активное участие значительной части преподавателей в лекционной пропаганде Лучшими лекторами коллектива были профессора В.Н. Бочка-рев, И,Г. Марков, А.М Васютинский, доценты Л .А. Жуков, В.Н Сидорин, К.П. Бельский, А.И. Васипькова и др. Заз кафедрой истории В.Н. Бочкарев прочитал в годы войны для
воинов и тружеников тыла более 700 лекций, за что был награжден медалью «За оборону Москвы».
Институт за счет своих средств направил в освобожденные районы 2 библиотеки (8500 книг), собрал для военных частей 19 библиотечек.
Коллектив института с первых дней войны участвовал во всех кампаниях по сбору денег и ценностей в фонд обороны; по некоторым данным он отчислил в этот фонд более 200 тыс руб (стоимость боевого самолета). На фронт послано более 300 посылок.
Таковы лишь отдельные важные события из жизни коллектива Библиотечного института в военные годы. Более подробно о военном периоде в истории МГБИ можно прочитать в журнале «Культура и образование» (2010. - № 1).
Развитие МГБИ в послевоенные годы
Этот период в истории МГУКИ наиболее дли тельный и в то же время весьма плодотворный, особенно 1970-80-е годы, когда вузом руководили ректоры Ф.И. Коровин, Л.П. Богданов и проректоры В.З. Дуликов и Ю.Н. Столяров В этом периоде два основных этапа: 1946-1963 гг. -годы восстановления МГБИ, поиска новых путей; 1964- ! 993 гг. - годы наибольшего творческого подъема вуза з статусе института культуры в советское время, время больших достижений в подготовке квалифицированных кадров, существенного укрепления материальной базы
В послевоенный период - годы восстановления и дальнейшего развития народного хозяйства, быстрого роста культуры, науки, техники, громадного расширения библиотечной и клубной сетей - перед МГБИ встали новые важные задачи. Прежде всего, необходимо было капитально отремонтировать и оборудовать все здания, что /далось сделать только к 1949 году. Велась большая работа по повышению идейно-теоретического и профессионального уровня преподавания, совершенствованию научно-методической и научно- исследовательской деятельности Значительно расширился и улучшился качественный уровень профессорско-преподавательского состава, в том числе за счет выпускников своей
Демонстрация. 1956 год.
аспирантуры. Ежегодно увеличивался набор студентов. Так если в 1947 г. насчитывалось 2364 студента, то в 1950 г. - 3200. С фронтов войны вернулись П.Н. Абрамов. З.Н. Амбарцумям Н.С. Тубельский, И.М. Фрумин, О.С. Чубарьян и др., более 120 фронтовиков поступили учиться в течение десяти послевоенных лет.
В первые послевоенные годы коллективу пришлось решать ряд проблем. О них много писали библиотечная печать и центральные 'азеты: «Московская правда», «Комсомольская правда■■■ «Литературная газета» и др. Отмечалось, что обучение студентов ориентировано л ишь на массовые библиотеки, что выпускники не обладают достаточными производственными умениями и навыками. Указывалось на нечеткую специализацию факультетов, однопрофильность вуза, многопредметность. Очень резко критиковался слабый теоретический уровень преподавания библиотековедения и библиографии, в том числе и студентами. Особое внимание обращалось на отсутствие учебников и учебных пособий по специальным дисциплинам, слабую организацию деятельности кафедр, отчет о работе которых был заслушан на заседаниях коллегии Комитета по делам культурно-просветительных учреждений при СНК РСФСР в 1949 году. Большинство этих и других недостатков по библиотечным специальностям были устранены к концу 1950-х годов.
Учебный 1954/55 год стал переломным в послевоенном периоде. По 1953 год подготовку библиотечных кадров осуществляли 3 факультета:
Ректорат МГБИ 1960-е - на фото третий слева директор МГБИ Ф.И. Коровин с членами ректората
библиотековедения, библиографии, детских и юношеских библиотек. В 1954 г. последовало слияние этих факультетов в один -- библиотечный факультет, дававший подготовку по двум специ альностям 1) библиотекарь массовых и научных библиотек; 2) библиотекарь детских и юношеских библиотек. Также были утверждены более современные учебные планы. С 1972 по 1977 годы существовали дыа факультета: факультет универсальных библиотек и факультет специальных библиотек. Затем оба факультета снова объединили, и с 2005 года он функционирует то как факультет, то как институт библиотечно-информационных ресурсов. Наконец, в декабре 2009 года факультет информационных ресурсов и факультет библиотековедения, библиографии и книговедения объединились в единое структурное подразделение - Библиотечно-информаци-онный институт. После укрупнения в БИИне остались пять кафедр, в их числе: библиотековедения и книговедения (зав. кафедрой - А.М. Мазуриц-кий), электронных библиотек и информационных ресурсов, технологий и поисковых систем (зэе кафедрой - Я.Л. Шрайберг), кафедра управления информационно-библиотечной деятельностью (зав. кафедрой - В.К. Клюев), кафедра литературы и библиотечной работы с детьми и юношеством (зав. кафедрой - H.H. Неженец) и кафедра документных ресурсов и документаци-онного обеспечения управления (зав. кафедрой -О.Н. Кокойкина). Руководили БИИНом A.M. Мазу-рицкий, Г.А. Иванова, а с 2010 года директором является Т.В. Кузнецова.
У истоков послевоенного реформирования высшего библиотечного образования стоял В.Г. Олишев - заместитель директора МГБИ по научной работе в 1953-1958 гг. А первым деканом объединенного библиотечного факультета работал К.И Абрамов (1954-1958 гг.), руководивший впоследствии 40 лет кафедрой библиотековедения - одной из лучших кафедр вуза
К своему 25-летнему юбилею МГБИ превратился в один из крупных и авторитетных вузов страны. В 1955 г в нем обучалось свыше 4 тысяч студентов не только из всех союзных и многих автономных республик, но также из ряда стран народной демократии. Коллектив профессоров и преподавателей составлял 119 человек (7 докторов и профессоров, 44 доцента и кандидата наук, 68 преподавателей). Диссертации готовили 42 аспиранта, в том числе • 16 из стран народной демократии, 220 студентов участвовали в работе СНО. Возобновился выпуск «Ученых записок», стали регулярно издаваться монографии, появилось много научных публикаций в журналах и сборниках. Но особенно яркое достижение института второй половины 1950-х - начала 1960-х годов - это издание комплекса учебников и учебных пособий по всем основным библиотечным и библиографическим дисциплинам таких известных ученых, как К.И Абрамова, З.Н. Амбарцумяна, В.Е. Васильченко, З.С. Живовой, Ф И. Каратыгина, О.П. Коршунова, Л.А. Левина, Е.И. Рыскина, P.M. Савицкой, О.И. Талалакиной, С.А. Трубни кова, И.М. Фрумина, С.Е. Шамуриной, О.С. Чуба-рьяна, А.Д. Эйхенгольца и др.
В 1962 г. в рамках библиотечного факультета были организованы отделение технических библиотек и кафедра технической библиографии и работы технических библиотек, утвержден специальный учебный план, что стало основой и условием создания в скором будущем факультета специальных библиотек и кафедры информатики.
Выпускники МГБИ тех лет составили руководящее ядро библиотечного дела страны. Среди них особо выделяются В.В. Серов (заместитель министра культуры СССР), Б.Н. Бачапдин, Е.А. Фенелонов (начальники Библиотечного
управления Министерства культуры РСФСР), Н.С. Карташое (директор Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Академии наук СССР, а затем директор Государственной библиотеки СССР им. В.И. Ленина), Д.С. Жаркова (директор Государственной республиканской детской библиотеки, М.Д. Афанасьев (директор Республиканской государственной исторической библиотеки). В Санкт-Петербурге как выдающиеся библиотековеды проявили себя выпускники МГБИ доктора педагогических наук А.Н. Ванеев, И.К. Кирпичева.
В 1975 г. Министерство культуры СССР придало МГИК статус головного вуза в области библиотечно-библиографического образования (в области культурно-просветительного образования подобный статус предоставлен ЛГИК). Отметим, что наш вуз с честью справился с этой почетной миссией.
Другим важным событием стал переход в 1976 г. на новый учебный план, предусматривающий специализацию по шести комплексам литературы. В 1977 г в связи с переходом на новый учебный план был восстановлен единый библиотечный факультет, в его составе было 7 кафедр.
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 10.02 1971 г. МГИК был награжден Почетной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР за большой вклад в развитие культуры, а в 1980 г Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 июля институт награжден орденом Трудового Красного Знамени, орденами и медалями награждены также 12 членов коллектива: преподаватели - М.П. Гастфер, И.Л, Кузнецов, А.П. Левандовский, Ф.Я. Лиховид, С.8. Попов, Ю.Е. Поличинецкий, И.И. Пунанов, Н.И. Сахаров; сотрудники - Г.Н. Бордей, В.М. Лукомская, Г В. Пенькова.
Если в 1970 г в МГИК обучалось свыше 8 тысяч студентов, в том числе на библиотечном факультете более 5 тыс., то в 1980 г - свыше 10 тыс. Ежегодно библиотечный факультет выпускал примерно 1,5 тыс. студентов. В институте тогда было 34 кафедры. 444 профессора и преподавателя, из них 88 на библиотечных кафедрах
ПРОФЕССОРА И ПРЕПОДАВАТЕЛИ в
Ufi
В "ijij^ *> ¿AlaaiiUL ¡¿S E El
Стенд к 20-летию МГУКИ, Был сделан к юбилею института 1950-й год
В 1960-1970-е годы на библиотечные факультеты пришли новые талантливые преподаватели: М.Н. Беспалое, Ю.Н. Столяров, А.Я. Черняк, В.В. Скворцов, Г.К. Быстрова, Ю.С. Зубсе Т.Ф. Каратыгина, H.H. Щерба, Л.Н. Караганова, A.A. Александрова, С.П. Гаранина, в 1980-е годы: H.A. Сляднева, A.M. Маэуриикл-Т.В. Разенкова. Л.И. Сальникова, Н.Е. Андреева
B.К. Клюев и многие другие.
1970-1990-е годы памятны еще и тем, что в стенах вуза проходили бурные и плодотворные научные дискуссии по теоретическим проблемам библиографии, библиотековедения и информатики. Появились интересные монографические исследования по теории библиографии О.П. Коршунова, Ю.С. Зубова, Ю.М. Лауфера,
C.А. Трубникова, H.A. Слядневой, а библиотековедении - Ю Н. Столярова, К.И. Абрамова, Т.Ф, Каратыгиной, М.Я. Дворкиной, В.В. Сквор-цова, Я.Л. Шрайберга, Ю.П. Мелентьевой, Г А. Ивановой, большинство которых были защищены как докторские диссертации.
В (992 году из библиотечного факультета выделился факультет менеджмента и социально-информационных технологий (МИСИТ), приоритетным направлением деятельности которого стала подготовка специалистов, чья социальная миссия заключается в формировании
Студенты-физкультурники - слева -направо Анатолий Лобоцкий, A.B. Сасы-хов, Бонцлер, О.П. Коршунов. 1950 г.
корпоративной культуры, культуры управления, а также электронной и информационной культуры общества. В составе факультета две выпускающие кафедры: кафедра менеджмента и корпоративной культуры (зав. кафедрой - Т.В. Разен-кова) и кафедра прикладной информатики (зав. Кафедрой - Ю.С. Зубов, затем О.Б. Сладкова). Основателями и руководителями факультета были К.В. Тараканов, Ю.С. Зубов, H.A. Сляднева и Т В. Разенкова. В связи с реформированием структуры университета данный факультет был закрыт, а его две выпускающие кафедры влились в ноябре 2010 г в БИИн. Нет сомнений, что объединение кадровых и материальных ресурсов станет новым импульсом для развития БИИна как многоотраслевого учебно-научного подразделения МГУКИ.
Новые направления в подготовке кадров
В 1949 г. в жизни МГБИ произошло важнейшее событие, приведшее в будущем к изменению профиля, к преобразованию его из узкоотраслевого вуза в многоотраслевой МГИК, 4 августа был создан факультет подготовки преподавателей специальных дисциплин для культпросвет-школ (приказ по МГБИ № 261).
Создание факультета по новой специальности было вызвано необходимостью коренного улучшения деятельности культурно-просветительных учреждений страны. Вскоре аналогичные факультеты появились в ЛГБИ и ХГБИ.
Первый набор на 1 курс был в количестве 30 чел. Одновременно набрали две группы добровольцев из числа студентов библиотечных факультетов. Первыми деканами были Г.Г. Карпов, Ю.Н. Сидорова, Б.Т. Малышев, Л.С. Фрид. Кафедра культурно-просветительной работы была открыта в 1951 г во главе с Л.С. Фрид. Как в работе факультета, так и в работе этой кафедры первоначально было много трудностей, прежде всего кадрового плана, отсутствовала необходимая учебная литература, медленно разрабатывались учебные планы и программы.
Реорганизация факультета КПР произошла в середине 1950-х годов: он перешел на подготовку клубных работников, способных не только преподавать, но и применять свои знания в клубах и дворцах в качестве методистов и организаторов кружков. С 1955/56 учебного года, когда факультет полностью перешел на подготовку клубных работников, появился новый учебный план, новые учебные дисциплины, которые давали возможность студентам совершенствоваться в музыкальном, режиссерском, вокальном и хореографическом искусствах. Уже с 1956/57 учебного года набор студентов вырос до 150 чел. ежегодно. Вскоре открылось заочное отделение, затем - заочный факультет.
В 1959 году в рэмках культурно-просветительной специальности открылись первые художественные специализации и соответствующие кафедры - академического хора, оркестров русских народных инструментов, театральная.
Выпускники института получали квалификацию дирижера оркестра народных инструментов, режиссера самодеятельного театрального коллектива, хормейстра, хореографа, режиссера массовых клубных представлений.
Введение художественных специализаций позволило значительно повысить их профессиональный уровень, открыть новые специальные творческие кафедры, сформировать самостоятельные факультеты художественных специальностей.
Неоценимый вклад в становление и развитие факультета внесли ученые, педагоги: доктора педагогических наук, профессора Ю.А. Стрельцов, B.C. Садовская, доктор культурологии, профессор Б.Г. Мосалев, доктор культурологии,
профессор В.М Чижиков, кандидаты педагогических наук, профессора Г.Я. Никитина, Ю.Д. Красильников, кандидаты философских наук, профессора И.Н. Ерошенков, Л.А. Акимова, Е.М. Клюско, доцент ЛА. Кириллова и др.; преподаватели кафедры культурно-досу-говой деятельности, доктора педагогических наук, профессора А.Д. Жарков. Л.С. Жаркова, кандидаты педагогических наук, доценты Г.С. Тихоновская, Ю.Г. Волков, Т.П. Ванченко, О.В. Ершова, доцент Л.Г. Гордеева и др.; педагоги кафедры теории культуры, этики и эстетики, зав. кафедрой доктор философских наук, профессор И.В. Малыгина, кандидаты философских наук, профессора Р.И. Ибрагимов, В.М. Вахта, A.C. Фриш, Н.В. Гармиза и др.; педагоги кафедры истории культуры, зав. кафедрой доктор педагогических наук, доктор культурологии, профессор A.A. Аронов, кандидат исторических наук, профессор М.Д. Татищева.
Ежегодный мониторинг трудоустройства выпускников указывает на их высокую востребованность на рынке труда. Молодые специалисты успешно выдерживают возросшие требования современной практики. Среди бывших студентов факультета немало теперь уже известных имен: Виктор Зинчук, Виктор Чайка, Сергей Кузьменко, Екатерина Стриженова, Алексей Глызин, Леонид Агутин, Вадим Тихомиров и многие другие.
В течение всего периода формирования культурно-просветительной специальности, особенно с начала 1970-х годов, на факультете социально-культурной деятельности постоянно шел поиск долгосрочной стратегии профессиональной подготовки специалистов для учреждений культуры. Ведущая специализация органи-эатора-методиста культурно-просветительной работы как синтетического специалиста перестала соответствовать уровню и требованиям времени.
В 1980-1990-е годы стала очевидной необходимость деидеологизации культурно-просветительной деятельности, ориентации на саморазвитие личности, развитие нетрадиционных форм в деятельности учреждений культуры. Культурно-просветительная работа транс формировалась в несколько стратегических
направлений. Эти направления представлены социально-культурной деятельностью, куль-турно-досуговой деятельностью и художественным народным творчеством, управлением и экономикой в социокультурной сфере. Клубные учреждения, дома культуры, центры досуга, молодежные центры, любительские объединения, детские подростковые клубы, культурно-спортивные комплексы и другие - словом, развивающиеся в стране социокультурная сфера и индустрия досуга потребовали новых специалистов, способных разрабатывать и осуществлять оригинальн ь ie информационно- просветительные, художественно-публицистические и культурно-развлекательные программы.
С начала 1990-х годов на факультете открываются не только новые специализации, но и специальности. Важным событием явилось открытие специальности "Культурология», что позволило осуществлять подготовку культурологов, преподавателей истории культуры, теории культуры, художественной культуры, культурной антропологии. Была открыта кафедра рекламы и началась подготовка специалистов, владеющих рекламным маркетингом, рекламным менеджментом, режиссурой рекламы, художественным дизайном в рекламе, основами организации рекламных мероприятий- В настоящее время стратегические направления подготовки кадров на факультете социально-культурной деятельности формируются на основе реальных потребностей отрасли в специалистах различного профиля, с учетом влияния Бопон-ской декларации и интеграции российских вузов в международное пространство.
Сегодня на факультете социально-культурной деятельности (декан - Е.В. Чижикова) действует пять кафедр: социально-культурной деятельности (зав. кафедрой - H.H. Ярошенко); менеджмента социально-культурной деятельности (зав. кафедрой - В.М. Чижиков); культурно-досу-говой деятельности (зав. кафедрой - А.Д Жарков); педагогики и психологии (зав кафедрой - Л.С. Зорилова); звукорежиссуры (3ai кафедрой - А.К. Чудинов).
Начиная с J 960-х годов перед вузами культуры встала еще одна важная задача - подготовка кадров руководителей художественных
коллективов, ориентированных на художественную самодеятельность, способных вывести самодеятельное движение на новую ступень развития.
С поставленной задачей МГИК-МГУКИ справился. Была создана сеть кафедр, факультетов и институтов по художественным специальностям. В данное воемя имеются: Институт музыки (обучение по 8 специальностям и направлениям; директор - Л.С. Зорилова); хореографический факультет (декан - Б.С. Санкин), театрально-режиссерский факультет (декан - С.М. Комин); факультет народной художественной культуры и дизайна (декан - Л.В. Косогорова).
Долгий опыт функционирования кафедр художественных специализаций со всей очевидностью подтвердил, что их создание было качественно новым шагом в подготовке высококвалифицированных специалистов. Сегодня выпускники работают в самых различных коллективах- от начинающего хора, оркестра до коллектива высокого уровня исполнительской культуры
В числе педагогов-основателей кафедр художественных специализаций: народная артистка СССР В.Б. Дударова, дирижеры, композиторы, заслуженные деятели искусств -
B.П Дубровский, A.M. Ковалев,. H П. Будашкин, Э.Н. Артемьев, К.К. Тихонов, И.Ф. Обликин, Е И Максимов, П.А. Барчунов, Б.В. Баранов.
C.B. Попов и др.
Нельзя не сказать и о престижных направлениях подготовки специалистов, которая осуществляется в Институте культурологии и музееведения, Институте МАСС МЕДИА. Институте экономики, управления и права, Институте дополнительного профессионального образования
Сегодня трудно представить наш вуз без привлекательных и таких современных специальностей, как журналист и политолог, режиссер театрализованных представлений и праздников, артист драматического театра, продюсер кино и телевидения, режиссер телевизионных программ, организатор выставочной деятельности, историк народной художественной культуры и еще многих, многих других не менее
АишшЫи Гк удлрс тленным ьнвпт m В MMonQîQ&ç*.
важных. Все эти направления подготовки специалистов и определяют вектор развития университета в XXI веке.
Университет взял курс на вхождение в единое европейское образовательное пространство, повышение качества образования, активное енедрение информационных технологий, международное сотрудничество.
Так, например, в Институте МАСС МЕДИА объединены близкие специальности и направления подготовки специалистов высшей квалификации в области журналистики, рекламы, связей с общественностью, киноискусства, телевидения и радио, а также фотоискусства. В его структуре 5 выпускающих кафедр ('директор - С.Н. Комиссаров).
Институт МАСС МЕДИА сложился путем объединения трех факультетов: факультета кино ь телевидения, факультета рекламы и факультета МАСС МЕДИА (массовых коммуникаций и информации). У каждого из них своя история.
Институт культурологии и музееведения - одно из молодых структурных подразделений. Объединяет четыре кафедры. Гэтовит кадры по культурологии музейному делу и охране памятников (директор - И.В. Малыгина).
Историю института можно отсчитывать от 1967 г , когда во МГИКе была создана первая в стране кафедра теории и истории культуры под руководством доктора философских наук, профессора А.И. Арнольдова
Институт экономики, управления и права в 2009 г. отметил свое десятилетие, хотя исторически его образованию предшествовало создание в 1978 г. кафедры управления и экономики культуры В его структуру входят 5 кафедр. Готовит кадры по 7 специальное гам и по 2 направлениям: управляющих (менеджеров, предпринимателей?; специалистов (экономистов, юристов, маркетологов, специалистов в сфере таможенного дела и туризма) для ооциально-культурной сферы (директор - В.И. Добросоцкий).
Институт дополнительного профессионального образования работает уже 15 лет В данный момент в нем обучается более 2000 слушателей по 45 программам. Институт предлагает широкую программу профессиональной подготовки и повышения квалификации более чем по 35 специальностям (директор - B.C. Садовскзя«
Важное место в деятельности вуза всегда занимали общенаучные кафедры, где трудились многие известные ученые. Значительные успехи имеет аспирантура и докторантура, В МГУКИ действуют 4 диссертационных совета по защите докторских и кандидатских диссертаций, которые возглавляют крупные ученые Ю.Н. Столяров, А.Д. Жарков, Л.С. Зорилова, Р.Г. Абдулатипов.
В статусе университета - в XXI век
В 1994 году Московский государственный институт культуры переименован в Московский государственный университет культуры (МГУК), в 1999 г. преобразован в Московский государственный университет культуры и искусств (МГУКИ).
Большой вклад в развитие МГИК, в обеспечение всех необходимых условий для перехода его в статус университета внесли талантливые специалисты и организаторы, возглавлявшие Институт более 30 лет, ректоры Ф.И. Коровин (1958-19/6 гг.) - кандидат исторических наук, доцент, заслуженный работник культуры РСФСР и Л.П. Богданов (1976-1997 гг.) - доктор исторических наук, профессор, заслуженный работ ник культуры РФ.
3 1994 г Министерством образования РФ и Министерством культуры РФ университет был определен в качестве базового учебного заведения, где было создано УМО высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области народного художественного творчества, социально-культурной деятельности и информационных ресурсов.
Сегодня Московский государственный университет культуры и искусств - Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования - признанный лидер образования в сфере культуры и искусств, творческое сообщество профессоров, преподавателей, сотрудников и обучающихся, объединенных общей целью утверждения гуманистических ценностей и ценностей мировой культуры
Университет осуществляет образовательную, научно-исследовательскую, социально-культурную, культурно-просветительскую, включая
международную, деятельность на всех уровнях высшего, послевузовского и дополнительного образования по широкому спектру гуманитарных областей знания.
Важнейшая тактическая задача - повышение конкурентоспособности университета.
Стратегическая цель - предоставление обществу нового типа специалиста, способного решать важнейшие проблемы научного, технического и культурного прогресса.
Только новые подходы ко всей деятельности МГУКИ, к повышению качества его фундаментального образования помогут выполнить поставленные задачи.
Проводится серьезная работа по подготовке университета к сертификации менеджмента качества образования, осуществляется подго товка к проведению процедур лицензирования и аккредитации в течение 2011 года, самообследования структурных подразделений, результаты которых обсуждаются на Ученом совете; проведены три серии Интернет-экзамена по всем специальностям.
Университет обладает достаточным запасом традиций, знаний и методик, чтобы удержать позицию лидера российского образования в сфере культуры, способствовать созданию сети региональных вузов культуры и искусств, которая обеспечивает их интеграцию в мировое образовательное пространство.
Высокий профессионализм специалистов, основанный на прочном фундаменте культуры, гуманитарных знаниях, несомненно, будет способствовать упрочнению гуманистических приоритетов в социуме XXI века.
Московским государственным университетом культуры и искусств руководили ректоры: доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Т. Г. Киселева, под руководством которой в целом успешно прошло становление университета в его новом качестве и проведены первое лицензирование и аккредитация; доктор экономических наук, профессор Н.В. Кротова и профессор, заслуженный деятель искусств РФ В.В. Афанасьев. С 2009 года МГУКИ возглавил доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ р.Г. Абдулатипов.
Весь свой политический багаж и опыт руководителя, весь свой творческий потенциал Рамазан Гаджимурадович Абдулатипов направляет на развитие университета, который преображается - и не только внешне. Меняется структура университета, улучшается его материальная база, повышается качество учебно-воспитательного процесса, набирают силу новые направления научных исследований, расширяются международные связи с вузами многих стран мира, приходят новые люди, которыми университет вскоре сможет гордиться так же, как и заслу женными ветеранами.
Образовательный процесс в университете организован в соответствии «Со стратегией развития МГУКИ на 2010-2015 годы». Образовательная деятельность осуществляется по 32 специальностям и 11-ти направлениям образования в сфере культуры. Образовательный комплекс университета обеспечивает получение высшего, послевузовского и дополнительного образования по очной, заочной, очно-заочной формам обучения, а также в форме экстерната.
С начала первого выпуска (1933 год) в университете подготовлено более 80 тысяч специалистов. Контингент - более 12 тыс. студентов, аспирантов и докторантов из 89 субъектов Российской Федерации и 35 стран мира.
Сегодня университет имеет разветвленную организационную структуру, включающую 5 институтов, 6 автономных факультетов, 50 кафедр и 6 филиалов в различных регионах России. Учебный процесс обеспечивает квалифицированный профессорско-преподавательский коллектив, состоящий из 987 человек, в том числе 167 профессоров и докторов наук, 594 доцента и кандидата наук, преподавателей, имеющих почетные звания в области науки, культуры и искусства. В последние годы ректорату удалось улучшить качественный состав преподавателей: семь из десяти имеют ученые степени и звания.
80-летний юбилей со дня создания МГБИ коллектив Московского государственного университета культуры и искусств встречает творческими дерзаниями, новыми достижениями, большой уверенностью в завтрашнем дне.