НАВСТРЕЧУ
80-ЛЕТИЮ
МГУКИ
£
П. С. Соков, Е. М. Божьев
К 80-ЛЕТИЮ МГУКИ.
ПЕДАГОГИ ФАКУЛЬТЕТА ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ И ИХ ВКЛАД В ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ БИБЛИОТЕЧНЫХ КАДРОВ
В статье проанализирована многогранная и разнообразная деятельность отдельных педагогов одного из старейших факультетов Московского государственного университета культуры и искусств - факультета информационных ресурсов. Здесь и бывшие деканы, заведующие кафедрами факультета, и отдельные преподаватели: Ю. В. Григорьев, О. С. Чубарьян, К. И. Абрамов, Л. Б. Хавкина, И. М. Фрумин, Т. Ф. Каратыгина, А. М. Мазу-рицкий и другие. Обобщён их вклад в подготовку специалистов высшего библиотечного образования. Ключевые слова: библиотека, библиотечная ассоциация, библиотечная наука, библиотечное дело, библиотечные кадры, высшее образование, декан факультета, деятельность института, директор, диссертация, доктор наук, заведующий кафедрой, заседание, кандидат наук, кафедра, квалификация, монография, научная конференция, научная школа, педагог, подготовка библиотечных кадров, профессор, публикация, студент, университет культуры и искусств, учебник, учебный курс, факультет.
Analysis of the versatile and varied activity of some teachers of the oldest faculty of the Moscow State University of Culture and Arts - faculty of the information resources, is given in this article. The article deals with former faculty deans and heads of the chairs of the faculty, some teachers such as. Y. V. Grigoryev, O. S. Chubaryan, K. I. Abramov, L. B. Khavkina, I. M. Frumin, T. F. Karatygina, A. M. Mazuritskiy and others. Generalization of their contribution to higher library personnel training is given in the article. Keywords: library, library association, librarianship, higher education, dean of the faculty, director, thesis (dissertation), doctor of science, head of the chair, meeting, chair, qualification, monograph, scientific conference, scientific school, teacher, training of the librarians, publication, the university of culture and arts, textbook, educational course, faculty.
Рассматривая вопросы формирования системы подготовки библиотечных кадров в России, мы, так или иначе, отдаем дань уважения людям, деятелям библиотечного дела, ученым, которые на различных этапах становления этой системы вносили определенный вклад в ее развитие.
Хотелось бы подчеркнуть ту огромную роль в подготовке библиотечных кадров, которую сыграли личности первых директоров МБИ-МГБИ, ЛГБИ, других вузов, педагогов специальных кафедр библиотечных факультетов. Каждый из руководителей — директоров институтов определял главные направления деятельности вуза, создавал необходимую творческую ра-
бочую обстановку, доброжелательное и заботливое отношение в коллективе. Их наследие и труды и сегодня работают на благо своих вузов.
Особенно ценным в этом плане является деятельность педагогов специальных библиотечно-библиографичес-ких кафедр вузов.
Кафедра библиотековедения -одна из старейших кафедр Московского государственного университета культуры и искусств. Она была создана на третьем году существования вуза, в то время Московского библиотечного института. В 1933 году кафедру библиотековедения возглавила первый директор института, уже известный к тому времени библиотековед и органи-
затор библиотечного дела, бывший директор библиотеки Коммунистической академии (ныне ИНИОН РАН) Генриетта Карловна Дерман (1).
В учебный план, который составила Г. К. Дерман, были включены важные библиотековедческие курсы: библиотечные каталоги, библиотечные фонды, библиотековедение, организация библиотечного дела. Причем она не только возглавила кафедру, но и читала лекции для студентов по организации библиотечных каталогов. Особенно углубленно она занималась вопросами систематизации и предметизации.
В качестве преподавателей Генриетта Карловна привлекла видных практиков библиотечного дела, руководителей, сотрудников различных библиотек. Пригласила она для преподавания и сотрудников библиотеки, которой руководила, - Д. Д. Иванова, Г. И. Иванова, Л. В. Трофимова и др. Сама Г. К. Дерман была в числе разработчиков первых учебных пособий.
На кафедре основным преподавателем дисциплины «Учет, расстановка и хранение библиотечных фондов» был Юрий Владимирович Григорьев, имевший уже практический опыт работы в Библиотеке Генштаба РККА (заведующим), творческий опыт в качестве сотрудника Научно-исследовательского института библиотековедения. Для студентов факультетов библиотековедения и библиографии преподавателями кафедры читался с 1937 года курс «Комплектование библиотечных фондов» в объеме 40 часов.
К сожалению, разносторонняя деятельность Г. К. Дерман как директора и педагога была неожиданно прекращена в связи с ее незаконным арестом в 1938 году и ссылкой в Воркутлаг. Но многогранная деятельность кафедры
библиотековедения не прекратилась.
В последующие годы ее возглавляли также не менее известные специалисты. С апреля 1938 года по декабрь 1943 года с небольшими перерывами ее возглавлял Владимир Евстафиевич Васильченко, в отдельные периоды его заменяли А. В. Кленов, Ф. И. Минкина, Ф. Э. Лусс.
Эстафету В. Е. Васильченко с декабря 1943 года в качестве руководителя кафедры подхватил Ю. В. Григорьев. В 1945 году его сменил Оган Степанович Чубарьян.
Особенно активно Ю. В. Григорьев и О. С. Чубарьян проявили себя как профессионалы в области библиотековедения. В последующие годы О. С. Чу-барьян стал одним из авторов вузовского учебника «Общее библиотековедение» (8).
В качестве научного консультанта на кафедру в 40-е годы ХХ века была приглашена выдающийся отечественный библиотековед, автор огромного количества (свыше 500) различных библиотековедческих изданий, книг, доктор педагогических наук, заслуженный деятель науки РСФСР Любовь Борисовна Хавкина, имевшая к тому времени международное признание.
В последние годы сложились благоприятные условия для исследования роли конкретной личности в формировании и развитии той или иной отрасли знаний. Поэтому сегодня все больше и больше открывается возможностей для изучения и обобщения вклада А. К. Покровской, Х. Д. Алчевской, Л. Б. Хавкиной, Н. П. Баллина, А. А. Покровского, К. И. Рубинского и др. ученых в отечественное и мировое библиотековедение.
В данном случае речь идет о дальнейшем изучении различных сторон
жизни и деятельности Любови Борисовны Хавкиной, в равной степени интересных как для библиотечного дела Украины, так и России, ибо вся ее жизнь прошла в одинаковом служении народам этих стран. Родившись на Украине в Харькове и начав свою профессиональную и практическую деятельность в 1890 году в Харьковской общественной библиотеке (ныне Харьковская государственная научная библиотека имени В. Г. Короленко), Любовь Борисовна продолжала её, уже живя в Москве, в России.
На Украине в Харьковской общественной библиотеке началась ее профессиональная деятельность и прошло ее становление и как практического работника, и как величайшего теоретика библиотековедения, библиотечного дела. Именно ей принадлежит авторство создания первого специального кабинета библиотековедения в 1893 году. В 2008 году этот старейший кабинет крупнейшей научной библиотеки Украины отметил свое 105-летие.
Любовь Борисовна посещала разные страны и знакомилась с их библиотеками, стремилась донести до библиотечной общественности своей страны опыт работы, их необычность и своеобразие (например, пропаганда библиотек, преимущества в той или иной классификации, имеющейся библиотечной техники и технических средств в распоряжении библиотек, организация выставок в библиотеках и т.д.).
В мае 1914 года она осуществила поездку в США для слушания лекций на курсах усовершенствования в библиотечной школе г. Олбени и ознакомления с библиотеками Калифорнии и Гонолулу. В США она встречалась с представителями Американской библиотечной ассоциации (АЛА), высту-
пала на съезде американских библиотекарей, где рассказывала о состоянии библиотечного дела в России, о репрессиях царского правительства в отношении публичных библиотек России.
В 2006 году отмечалось 135-летие со дня рождения Л. Б. Хавкиной. Это был прекрасный повод с позиций прошедших лет оценить вклад этого по-настоящему выдающегося ученого в российскую и украинскую сокровищницу культурологического, библиотеч-но-библиографического и информационного дела, по-новому взглянуть на ее позиции, концепции, трактовку многих положений, отстаиваемых ею в своей трудовой, научной и практической деятельности, отметить ее педагогические заслуги.
Интереснейшая личность, обладающая широким кругозором, исключительной интеллигентностью, крупнейший ученый в истории отечественной библиотечной науки Любовь Борисовна Хавкина навсегда останется «бабушкой библиотековедения», как она сама себя назвала еще в конце Второй мировой войны.
В 40-е годы ХХ века Л. Б. Хавкина являлась научным консультантом по подготовке библиотечных специалистов и аспирантов в Московском государственном библиотечном институте (6). Она стала инициатором создания специальных обществ и объединений библиотечных работников, активным участником и делегатом съездов, научных конференций и библиотечных совещаний. Об этом также недостаточно хорошо известно библиотечной общественности.
Многие выпускники МГБИ после его окончания оставались работать в качестве преподавателей кафедры. Среди них - Исидор Маркович Фру-
мин, который окончил институт в 1933 году и проработал в вузе более 40 лет, став автором более 130 работ. Это был человек высокой культуры, ученый-энциклопедист, хорошо знавший немецкий, английский, польский языки (3).
Как отмечает заместитель декана по научной работе факультета информационных ресурсов профессор Л. И. Сальникова, его привлекали вопросы организации библиотечного дела и управления, проблемы типологии библиотек, объекта и предмета библиотековедения, подготовки библиотечных кадров, состояния библиотечного дела за рубежом, каталоги и фонды библиотек, библиотечная эстетика. Он активно участвовал в дискуссиях на страницах профессиональной библиотечной печати (журналы «Библиотекарь», «Научные и технические библиотеки СССР», «Советское библиотековедение» и др.) (2).
Особенно интенсивно работала кафедра библиотековедения во времена Константина Ивановича Абрамова. Он руководил кафедрой 40 лет - с 1958 по 1998 год. К. И. Абрамов, участник Великой Отечественной войны, после её окончания закончил МГБИ, а затем и аспирантуру и докторантуру, защитил кандидатскую и докторскую диссертации. В период его заведования в составе кафедры работали 10 докторов педагогических наук, профессоров, 14 кандидатов наук, доцентов (4, 5).
За более чем 75-летний период деятельности кафедры было подготовлено и защищено 10 докторских, более 120 кандидатских диссертаций. Это довольно высокие показатели. Больше всего диссертаций было защищено под руководством О. С. Чубарьяна - 3 докторских и 46 кандидатских; под руко-
водством К. И. Абрамова подготовлено к защите 60 диссертаций, а защищено 32 кандидатских диссертаций.
Кафедра библиотековедения является родоначальником общепризнанных научных школ библиотековедения: К. И. Абрамова, И. М. Фрумина, О. С. Чубарьяна, А. Я. Айзенберга,
A. Е. Шапошникова, Н. С. Карташова,
B. В. Скворцова, Т. Ф. Каратыгиной. Прежде всего научные школы кафедры складывались в процессе работы над диссертационными исследованиями в русле основных направлений научно-исследовательской работы кафедры.
Одно из важных направлений -изучение различных аспектов чтения, в том числе самообразования, возглавил доктор педагогических наук, профессор А. Я. Айзенберг. Под его руководством подготовлено и защищено 20 диссертаций на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.
Большой вклад в развитие библиотечного дела и образования внес Исидор Маркович Фрумин. Он родился в городе Полоцке (ныне Республика Беларусь) 30 сентября 1907 года. В 1924 году он закончил Полоцкую среднюю школу, после чего началась его активная трудовая деятельность в библиотечных учреждениях городов Полоцка и Минска (зав. Полоцкой окружной центральной библиотекой, библиограф). Поработав в библиотеках, Исидор Маркович в 1930 году принимает решение о поступлении в только что открывшийся Московский библиотечный институт. Закончил он его в 1933 году, так как для студентов первого набора было принято решение об ускоренном окончании МБИ за 3 года. Он получил специализацию организатора работы научных библиотек.
После окончания вуза И. М. Фру-мин продолжил свою трудовую деятельность, работая в Государственной научной библиотеке Наркомтяжпро-ма, Центральной политехнической библиотеке (с 1933 по 1941 год) и по совместительству с 1 сентября 1937 по 30 июня 1941 года - в Московском библиотечном институте в качестве преподавателя курса «Организация библиотечного дела».
Начавшаяся война прервала трудовую деятельность Исидора Марковича Фрумина. И.М. Фрумин прошел всю войну и в ноябре 1945 года вернулся на работу в Центральную политехническую библиотеку, а затем перешел на работу в Фундаментальную библиотеку общественных наук АН СССР (ныне ИНИОН РАН), где и проработал до конца августа 1948 года. После этого И. М. Фрумин принял решение о переходе на постоянную работу в Московский государственный библиотечный институт на кафедру библиотековедения.
Богатый практический опыт работы в библиотеках позволил И. М. Фру-мину подготовить первый учебник для студентов - «Организация работы советской библиотеки», который увидел свет в издательстве «Книга» в 1969 году. Этот учебник получил высокую оценку в специальной библиотечной печати, прошел успешную апробацию в целом ряде учебных заведений вузов культуры, сеть которых стала постоянно расширяться с 1969 года.
И. М. Фрумина по праву можно считать основоположником важнейшего специального вузовского курса «Организация, экономика и управление библиотечным делом». Об этом, прежде всего, свидетельствует выход в свет в 1980 году второго, переработан-
ного и дополненного издания учебника «Организация и управление библиотечным делом» для библиотечных факультетов институтов культуры и педагогических вузов.
На кафедре он стремился передавать свой богатый опыт преподавания начинающим преподавателям. Для нас, молодых педагогов, он организовывал дополнительные встречи, своеобразные семинары, консультации, доводя до нас тему будущего занятия и методику его проведения. Это были великолепные мастер-классы. Он также оказывал серьёзную помощь в подготовке лекций, давал им оценку.
Благодаря его энтузиазму и настойчивости для студентов был введен курс «Научная организация труда в библиотеках». Однако на достигнутом он не остановился, многие годы возглавляя Проблемную комиссию по научной организации труда при Мин-культуры РСФСР и являясь её бессменным председателем.
И. М. Фрумин стал организатором ряда Всесоюзных научно-практических конференций по проблемам научной организации труда в библиотеках, в которых нам довелось участвовать и выступать с докладами. По их результатам было подготовлено и выпущено пять научных сборников по проблемам НОТ.
Таким образом, постепенно под руководством И. М. Фрумина сформировалась серьёзная научная школа, которую прошли многие преподаватели и аспиранты. Достаточно сказать, что в период работы И. М. Фрумина в МГУКИ с 1977 по 1990 год под его научным руководством было подготовлено к защите 13 кандидатских диссертаций. Среди многих хороших и талантливых его учеников можно назвать доцента
А. М. Чукаева, профессора Р. А. Хара-хинову (Трофимову), Т. А. Жданову, С. Е. Клещука и др.
Талантливым педагогом на кафедре была Екатерина Модестовна На-гловская. Она родилась в Москве 13 декабря 1913 года в семье служащих: отец - врач, мать - библиотекарь. В 1930 году окончила Раменскую среднюю школу. Затем училась на Высших библиотечных курсах в Москве. После их окончания поступила в Московский библиотечный институт. Курс обучения окончила в июле 1935 года по отделению «Организационно-инструкторское» факультета библиотековедения по специальности «Организация библиотечной работы» с успешной защитой дипломного исследования на тему «Организация и планирование библиотечной работы на предприятии». Ей была присвоена квалификация «Организатор библиотечной работы».
Как следует из материалов личного дела Екатерины Модестовны Нагловс-кой, хранящегося в архиве Московского государственного университета культуры и искусств, по окончании института она с августа 1935 года по август 1937 года работала преподавателем Пермского библиотечного техникума (г. Молотов Свердловского областного отдела народного образования), ведя курсы «Организация библиотечного дела» и «Методы работы с читателями».
В сентябре 1937 года Е. М. Нагловс-кая вернулась в Москву и до августа 1938 года работала старшим лаборантом кафедры библиотековедения МБИ. В сентябре 1938 года Е. М. На-гловская поступила в аспирантуру, где и обучалась по профилю библиотековедения до декабря 1941 года, сдав за этот период кандидатский минимум на
«отлично». С января 1942 года с частью коллектива института Е. М. Наглов-ская выехала в Стерлитамакский филиал МГБИ и работала там ассистентом по май 1942 года.
В июне 1942 года Читинский областной отдел народного образования пригласил ее в Областной методический кабинет политпросветработы, который она возглавила в качестве директора и проработала в нем по октябрь 1943 года.
В ноябре 1943 года она снова возвращается в МГБИ на должность ассистента кафедры библиотековедения.
8 июля 1946 года Президиум Верховного Совета СССР наградил Е. М. Нагловскую медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». В последующие годы она работала на должности старшего преподавателя, вела курс «Организация библиотечного дела в СССР». 25 июня 1948 года ей было присвоено звание доцента, и Е. М. Нагловская стала исполняющим обязанности заведующего кафедрой библиотековедения.
Е. М. Нагловская принимала активное участие в разработке нескольких изданий учебника «Работа с читателями» (1961, 1970, 1981 годы издания), постоянно поддерживала контакты с его редактором - Василием Федоровичем Сахаровым, для этой цели специально выезжая в Ленинград (он был зав. кафедрой в ЛГИК) со своими коллегами по кафедре для уточнения различных точек зрения, спорных позиций. Е. М. Нагловская является автором таких разделов-глав в учебниках, как «Чтение в целях самообразования» и «Индивидуальная работа с читателями» (7).
В своей научно-исследовательской деятельности Е. М. Нагловская огром-
ное внимание уделяла проблемам работы с читателями, руководству их чтением, разрабатывала принцип активности в руководстве чтением.
Е. М. Нагловская активно выступала со статьями на страницах периоди-
ческой печати, особенно в журнале «Библиотекарь», участвовала в работе институтских, межвузовских научно-практических конференций.
(продолжение см. в следующем номере журнала)
Примечания
1. Г. К. Дерман - первый директор Московского библиотечного института: [материалы научной конференции к 110-летию со дня рождения: статьи и воспоминания].
- М.: МГИК, 1994. - 151 с.
2. Сальникова А. И. Научные школы кафедры библиотековедения МГУКИ / Л. И. Сальникова // Библиотечно-информационный институт: становление и развитие (1930-2005 гг.). - М., 2005. - С. 102-126.
3. Соков П. С. Исидор Маркович Фрумин: к 100-летию со дня рождения / П. С. Соков // Вестник библиотек Москвы. - 2007. - № 2. - С. 39-40.
4. Соков П. С. Константин Иванович Абрамов - библиотековед, педагог и учёный / П. С. Соков // Библиотека в контексте истории: [материалы 4-й международной науч. конф. (Москва, 24-26 окт. 2001 г.)]. - М., 2001. - С. 406-410.
5. Соков П. С. Листая страницы протоколов заседаний кафедры библиотековедения МГУКИ / П. С. Соков// Абрамовские чтения. - М., 2003. - Вып. 2. - С. 48-53.
6. Соков П. С. Признание: к 120-летию Л. Б. Хавкиной / П. С. Соков // Библиотекарь.
- 1991. - № 10. - С. 54-56.
7. Старейшая кафедра университета. История кафедры библиотековедения (к 70-летию МГУКИ) / сост. и науч. ред. Ю. П. Мелентьева. - М., 2000. - 80 с.
8. Чубарьян О. С. Общее библиотековедение: учебник / О. С. Чубарьян. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Книга,1968. - 168 с.