Научная статья на тему 'МОСКОВСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ИМПЕРАТОРСКОГО РУССКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА И ЗАРУБЕЖНЫЕ КОНЦЕРТНЫЕ АГЕНТСТВА (К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ)'

МОСКОВСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ИМПЕРАТОРСКОГО РУССКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА И ЗАРУБЕЖНЫЕ КОНЦЕРТНЫЕ АГЕНТСТВА (К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
51
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМПЕРАТОРСКОЕ РУССКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО / МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ МОСКВЫ / КОНЦЕРТНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / В.И. САФОНОВ / КОНЦЕРТНАЯ ДИРЕКЦИЯ Г. ВОЛЬФА / IMPERIAL RUSSIAN MUSICAL SOCIETY (IRMS) / THE MUSICAL LIFE OF MOSCOW / CONCERT MANAGEMENT / VASSILY SAFONOV / THE CONCERT DIRECTION OF HERMANN WOLFF

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шабшаевич Е.М.

Статья ставит научную проблему, которая ещё не нашла отражение в отечественном и зарубежном музыковедении: взаимодействие русской и западноевропейской музыкальной культуры в фокусе сотрудничества Московского отделения ИРМО и зарубежных концертных агентств. Предлагается обзорный охват данного явления, основанный на изучении печатных и рукописных документов из фондов Российского национального музея музыки (РНММ) и Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ). Само возникновение феномена специализированных концертных агентств в Европе относится к 1870-1880 годам. Период наиболее плодотворного взаимодействия МО ИРМО с иностранными концертными дирекциями, в особенности с самым крупным концертным агентством последней четверти XIX - первой трети XX веков, Концертной дирекцией Вольфа, приходится на 1890-1913 годы. В связи с усилившейся конкуренцией между симфоническими собраниями РМО в Москве и концертами других филармонических организаций Глава Московской дирекции В.И. Сафонов устанавливает регулярные деловые отношения с зарубежными партнерами по концертному менеджменту, которые в дальнейшем расширяются и усиливаются, способствуя интенсификации связей между русскими и иностранными музыкантами. Обозначенное научное направление открывает новые перспективы для изучения феномена музыкальной культуры Серебряного века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MOSCOW SECTION OF THE IMPERIAL RUSSIAN MUSICAL SOCIETY AND THE CONCERT AGENCIES OUTSIDE OF RUSSIA

The article poses a scholarly issue, which has not yet found reflection in musicology in Russia and in other countries: the issue of the interaction of Russian and Western European musical culture in the focus of the collaboration of the Moscow Section of the Imperial Russian Musical Society (IRMS) with concert agencies in other countries. Abroad overview of the present phenomenon, based on study of printed and manuscript documents from the funds of the Russian National Museum of Music and the Russian State Archive of Literature and Art is offered. The emergence of the phenomenon of specialized concert agencies in Europe dates back to the 1870s and the 1880s. The period of the most fruitful interaction between the Moscow Section of the IRMS and concert directorates in other countries, especially, the most large-scale concert agency of the final fourth of the 19th and the first third of the 20th centuries, the Concert Directorate of Hermann Wolff, occurred during the years 1890-1913. In connection with the toughening competition between the orchestral assemblies of the RMS in Moscow and concerts of other philharmonic organizations, the head of the Moscow directorate Vassily Safonov established a stable business relationship with his partners in concert management abroad, which subsequently expanded and solidified, which eventually led to the intensification of connections between Russian musicians and those of other countries. The outlined scholarly direction discloses new perspectives for study of the phenomenon of the musical culture of the Silver Age.

Текст научной работы на тему «МОСКОВСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ИМПЕРАТОРСКОГО РУССКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА И ЗАРУБЕЖНЫЕ КОНЦЕРТНЫЕ АГЕНТСТВА (К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ)»

Елена ШАБШАЕВИЧ

МОСКОВСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ИМПЕРАТОРСКОГО РУССКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА И ЗАРУБЕЖНЫЕ КОНЦЕРТНЫЕ АГЕНТСТВА (К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ)*

Деятельность Московского отделения Императорского Русского музыкального общества (ИРМО)1 по устройству гастролей иностранных артистов, в отличие от других аспектов многогранного вклада Общества в историю музыкальной культуры России, в том числе и по организации концертной жизни, ещё не ставилась как отдельная научная проблема ни в нашей стране, ни за рубежом. В отечественном музыковедении последних лет активизировались исследования музыкальной жизни столичных и провинциальных городов, в том числе и под эгидой ИРМО [4; 8; 10], но сам механизм организации концертов зарубежных музыкантов не раскрывался. Имеются также работы, где подробно описываются выступления зарубежных музыкантов в России [3; 7], несколько сообщений на конференциях автора данной статьи, из которых опубликовано пока одно [9], но они предстают как ряд частных эпизодов: очевидно, что назрела необходимость системного осмысления этой стороны отечественного музыкально-исторического процесса.

Если иметь в виду более широкое исследовательское поле, то есть историю европейского концертного менеджмента в сфере академической музыки, то, к сожалению, приходится констатировать, что на данный момент русскоязычные исследования в этом направлении не ведутся. Учебное пособие И.А. Корабельщико-вой [2] направлено почти исключительно на театральную деятельность. Зарубежные музыковеды несколько лучше освоили эту тематику. Выделяются переведённая на русский язык популярная книга Н. Лебрехта, которая имеет не столько научную, сколько публицистическую направленность [5], а также интересный сбор-

ник статей под редакцией У. Уэбера, в которых прослеживается исторический путь музыкального антрепренёрства, его магистральные и маргинальные пути [14]. Наши западные коллеги обращаются также к истории отдельных концертных агентств [11; 12; 13]. Однако, на мой взгляд, ценность этой проблематики для мировой музыкальной науки ещё остаётся недостаточно осознанной.

Цель данной статьи - исследование русско-европейских связей в области музыкальной жизни на уровне концертного менеджмента. Она находится в русле ведущей тенденции современного музыковедения: как справедливо отметил авторитетный учёный У. Уэббер, в последние пару десятилетий изыскания в области музыкальной жизни базируются на строгих основаниях - изучении ведущих концертных институций [15, 115]. Важнейшей задачей является позиционирование данной тематики как актуальной для музыкальной науки. Статья носит обзорный характер: проблема только поставлена, и её фундированное документированное исследование ещё предстоит. Контакты Московского отделения ИРМО и зарубежных концертных агентств представлены в исторической ретроспективе и в контексте общей ситуации с концертным менеджментом в Европе и в России последней трети XIX - начала XX века.

Основным методом предлагаемого исследования является источниковедческий анализ. Источниками послужили опубликованные [1; 6], а также рукописные материалы, находящиеся в Российском национальном музее музыки (РНММ) и Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ)2. Используются и другие методы исторического

* Статья впервые опубликована на английском языке: Shabshaevich Elena M. The Moscow Section of the Imperial Russian Musical Society and the Concert Agencies Outside of Russia // Проблемы музыкальной науки. 2018. № 4. Р. 113-119. DOI 10.17674/19970854.2018.4.113-119. В настоящем издании текст публикуется с некоторыми авторскими изменениями.

исследования: нарративный, системный, сравнительный.

РМО с момента своего основания выступало в роли просветительской филармонической организации. Большинство концертных программ РМО составлялись силами местных музыкантов обеих столиц, не только из-за поставленных задач: воспитание отечественных музыкальных кадров, но и из-за недостатка средств на гонорары зарубежным артистам (этот вопрос будет остро стоять в течение всего периода функционирования Общества).

Однако совсем обойтись без ангажемента иностранных звёзд было невозможно. Руководители Общества осознавали, что публику сложно привлечь в зал исключительно художественностью и необычностью программ -она падка на громкие имена. Поэтому уже с первых шагов РМО в повестке концертного менеджмента появился вопрос взаимодействия с зарубежными музыкантами. Ещё более актуальным он стал в 1880 годы и позже -ввиду успехов русской музыки за рубежом и, следовательно, интенсификации культурных связей с Западом. На устройство концертов это повлияло двояким образом. С одной стороны, круг знакомств русских композиторов и исполнителей с их иностранными коллегами расширился, появились персональные приятельские отношения со многими знаменитыми артистами и их импресарио. С другой стороны, сама процедура ангажирования музыкантов в последней трети XIX века меняется. В это время происходит становление концертной индустрии, и в Европе появляется несколько ведущих концертных агентств, которые держат в своих руках устройство гастролей почти всех прославленных музыкантов; договариваться о выступлениях того или иного артиста следует уже через них.

Как известно, феномен профессионального концертного агента возник вместе с институтом звёзд, то есть в 1830-1840 годы. До этого времени, да зачастую и в последующие десятилетия, артисты сами организовывали свои концерты и поездки, а в ряде случаев прибегали к помощи музыкальных издателей и владельцев фабрик роялей. Одним из первопроходцев в области концертного менеджмента был Гаэ-тано Беллони, который устраивал концертные турне Ф. Листу. Первое крупное концертное

агентство появилось в Вене в 1873 году - это было концертное агентство Альберта Гутмана, находившееся прямо в здании Венской оперы. Гутман, по старой традиции, занимался всем сразу: и издательством (в частности, издавал произведения Брукнера), и оперными, и концертными ангажементами. В 1880 году образовалась уже специализировавшаяся исключительно на организации концертов Концертная дирекция Германа Вольфа в Берлине - ей почти на полвека суждено было стать практически монополистом на этом рынке, потеснив всех своих конкурентов. В 1880-1900 годах на европейском и американском рынках работали и менее крупные агентства. С ними, особенно с Дирекцией Вольфа, и приходилось сотрудничать Дирекции Московского отделения РМО.

В Московском отделении РМО работе с иностранными концертными дирекциями не всегда уделяли должное внимание, предпочитая иметь дело непосредственно с артистами. С приходом в 1889 году на пост руководителя симфонических собраний В.И. Сафонова деловые связи активизировались и вскоре стали очень плотными, хотя Сафонов также параллельно часто вёл переговоры лично с музыкантами. С 1906 года наметившуюся тенденцию продолжил преемник Сафонова М.М. Ипполитов-Иванов, который делегировал свои полномочия по общению с концертными агентствами членам Дирекции - Ю.С. Сахновскому, Ю.Н. Померанцеву, А.П. Чижову, Н.Т. Жегину; сам же сосредоточился в большей степени на работе директора Московской консерватории и собственном композиторском творчестве. С началом Первой мировой войны все контакты прекратились, поскольку выступления иностранных артистов в России стали невозможны. Таким образом, в дореволюционной истории музыкальной жизни фактически насчитывается немногим более двух десятилетий относительно регулярного партнёрства Московского отделения ИРМО и иностранных концертных дирекций разного уровня.

Не в последнюю очередь интенсификация деловых отношений с зарубежными представителями крупного концертного бизнеса в 1890-1913 годах была обусловлена конкуренцией Московского отделения ИРМО с Московским филармоническим обществом (МФО). МФО делало ставки на заграничных артистов,

Шабшаевич Е. Московское отделение Императорского Русского музыкального общества.

преимущественно вокалистов, во-первых, потому что не ставило перед собой таких глобальных музыкально-просветительских задач, как ИРМО, и, во-вторых, финансовая успешность МФО в отсутствие материальной поддержки от императорской фамилии (которой, напомню, обладали отделения ИРМО и его консерватории) напрямую зависела от концертных сборов. В последующие годы курс МФО на приглашение зарубежных звёзд не только не изменился, но и усилился, за что его, кстати говоря, критиковала передовая музыкальная общественность.

В 1901 году дирижёром и художественным руководителем МФО стал А.И. Зилоти, музыкант с мировой известностью, имя которого привлекало прославленных зарубежных исполнителей; с многими из них он был связан личной дружбой. Хотя руководство Зилоти этим обществом длилось всего два года (с 1903 года он, не найдя понимания у руководства, отказывается от постоянного дирижирования концертами МФО и учреждает в Петербурге собственную концертную организацию под названием «Концерты Зилоти»), но моральный и художественный авторитет Зилоти оставался непререкаемым. И, по устной договорённости, он как бы продолжал патронировать МФО, нередко предлагая своим друзьям-музыкантам выступить именно в концертах Филармонии, а не ИРМО (видимо, сказывалась обида Зилоти на Сафонова и в его лице на Московскую консерваторию, а также на руководство Московского отделения). Сам Зилоти тоже достаточно регулярно выступает в концертах МФО и, разумеется, продолжает влиять на репертуарную политику. На поле московской филармонической жизни с 1909 года действуют ещё Концерты Кусевицкого. Всё это происходит на фоне относительного упадка симфонических концертов ИРМО после ухода Сафонова (их критиковали за косность программ, отсутствие новых композиторских открытий, недостаточную художественную убедительность интерпретаций постоянного дирижёра Э. Купера). Таков был музыкально-исторический ландшафт, в котором протекала деятельность Дирекции Московского отделения; она вынуждена была прилагать титанические усилия по привлечению публики, и, как один из инструмен-

тов, резонно акцентировала свои иностранные контакты.

Как уже упоминалось, главы московской Дирекции ИРМО в основном вели дела с музыкантами, с которыми были лично знакомы, а также с их импресарио. Сохранилась переписка Рубинштейна, Сафонова, Ипполито-ва-Иванова со многими знаменитыми исполнителями-солистами и дирижёрами.

Вскоре после основания своего агентства, осенью 1880 года, Герман Вольф обращается к Н.Г. Рубинштейну с предложением устроить его концерты в Германии. Но о связи институтов, которые оба представляли, в письмах нет ни слова. Возможно, каждая из сторон пока не вполне представляла возможности другой: Вольф только начинал свой бизнес, а МО ИРМО3 ещё не завоевало репутации концертного организатора в европейском масштабе. Но вскоре ситуация изменится: концертная жизнь Москвы достигнет такого уровня, который всерьёз заинтересует европейских знаменитостей и откроет для них новый перспективный рынок. Это произойдёт при В.И. Сафонове, выдающийся организаторский талант которого проявлялся в самых разных направлениях, в том числе и в этом.

Связи Сафонова с Концертной дирекцией Г. Вольфа начались, видимо, с конца 1880 годов. Пару лет они относились только к Сафонову-пианисту: Василий Ильич намеревался устраивать свои дела через это агентство. Деловая переписка Сафонова как руководителя Московского отделения ИРМО и Концертной дирекции Вольфа относится к 1890-1905 годам. В ней запечатлены переговоры о гастролях выдающихся музыкантов: виолончелистов Г. Бек-кера, Г. Вигана, Ж. Жерарди, П. Сарасате, скрипачей Ж. Тибо, С. Томсона, пианиста и композитора Ф. Бузони, Э. Зауэра, Кс. Шарвенки, пианистов Т. Карреньо, К. Клебер, И. Левина, О. Нейтцеля, Р. Пюньо, О. Габриловича, В. Са-пельникова, певицы Э. Гульбрансон, дирижёра А. Никиша.

Интересные детали сотрудничества МО ИРМО с Концертной дирекцией Вольфа раскрываются и в протоколах заседания дирекции МО ИРМО. Так, в протоколе от 11 марта 1904 года зафиксировано, что во время пребывания Сафонова в Берлине «...им заплачено 100 марок концертной дирекции Г. Вольфа за

рекламу концертных залов Московской консерватории»4, а в протоколе от 14 мая того же года - что Э. Зауэр «через агентство Вольфа получил приглашение участвовать в концерте Московского Филармонического общества и ответил, что как бывший ученик Консерватории и друг руководителя дела не считает удобным концертировать в Москве вне Музыкального Общества»5.

Вопросы концертного менеджмента решались Сафоновым как по ту, так и по другую сторону границы. Он по мере сил продвигал в Европе своих русских протеже, в том числе используя возможности Вольфа: так, в 1898 году Василий Ильич предлагал сделать рекомендательное письмо в агентство Вольфа виолончелисту М.Е. Букинику для устройства его выступлений в Германии [1, 380]. Также, используя связи Сафонова с Дирекцией Вольфа, к нему обращались коллеги и друзья посодействовать в тех или иных вопросах провинциальной музыкальной жизни: в 1905 году А.И. Виноград-ский просил найти хорошего преподавателя скрипки для Киевского музыкального училища [1,672-675], а В.Ю. Виллуан - порекомендовать музыкантов, которые согласились бы дать концерты в Нижнем Новгороде за умеренную плату [1, 676].

В 1902 году вскоре после кончины основателя Дирекции Германа Вольфа Сафонов 28 января/10 февраля получает уведомление об этом от директора Варшавской филармонии А.А. Райхмана [1, 554]. Райхман просит разрешение на поездку в Берлин для заключения срочных договоров, Сафонов даёт своё согласие [Там же].

Однако опасения, что после смерти Германа Вольфа его агентство потеряет позиции в мировом концертном менеджменте, оказались беспочвенными. Это доказала и личная артистическая судьба самого Сафонова: после отъезда за границу Концертная дирекция Вольфа устраивала все его выступления.

В период между двумя русскими революциями Концертная дирекция Г. Вольфа по-прежнему оставалась и основным контрагентом МО ИРМО. Дела с Москвой в основном вёл Герман Фернов. Посредничеству берлинского агентства мы обязаны концертам в рамках МО ИРМО виолончелиста П. Казальса, Ж. Эк-кинга, пианистов А. Шнабеля, Г. Гальстона,

скрипача Э. Изаи, Х. Манена и многих других выдающихся артистов.

Наряду с Вольфом и К° Дирекция Московского отделения сотрудничала со следующими концертными агентствами (перечислены только самые крупные):

- в Австрии: Концертное агентство Альберта Гутмана (Вена), Театральное и концертное бюро Игнаца Кугеля;

- в Германии: Концертная дирекция Нор-берта Зальтера (Берлин), Концертная дирекция Жюля Закса (Берлин), Театральное агентство и концертная дирекция Жозефа Лау (Берлин, Ламберг), Концертное бюро Л. Лёвенсона (Берлин), Концертное бюро Эмиля Гутмана (Мюнхен);

- в Голландии: Концертное бюро Ганса Августина (Амстердам);

- в Чехии: Международное концертное агентство Ж.Ф. Главача (Прага);

- в Швейцарии: Концертная дирекция Т. Вальбаха.

Расширившаяся география деловых отношений Московского отделения ИРМО с иностранными концертными дирекциями убедительно доказывает, что Московская дирекция органично встроилась в систему организации концертной деятельности в Европе первых десятилетий XX века, и её вполне можно рассматривать как одного из полноправных субъектов этой системы.

Предложенный в данной статье ракурс принадлежит к области концертного менеджмента и, казалось бы, не относится напрямую к изучению достижений музыкального искусства. Однако подобный взгляд, находящийся на стыке музыковедения, социологии, экономики в сфере искусства позволяет высветить одну из важнейших типологических черт русской культуры Серебряного века: её страстного порыва «догнать и перегнать» западные достижения и в то же время создать что-то своё, самобытное. Связи русской и западноевропейской культур этого периода отличаются мультипараметровостью, и научное осмысление одного из них, непосредственно связанного с функционированием культурных институций, открывает для исследователя новые горизонты.

Шабшаевич Е. Московское отделение Императорского Русского музыкального общества...

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Когда в статье идёт речь о деятельности Общества до 1873 года, то есть до обретения статуса Императорского, употребляется сокращение РМО.

2 РНММ. Ф. 80. Русское музыкальное общество; РГАЛИ. Ф. 661. Московское отделение Русского музыкального общества.

3 Большую роль играла транспортная отдалённость Москвы от гастрольных магистралей музыкальной Европы. Петербург в этом отношении находился в гораздо лучшем положении.

4 РГАЛИ. Ф. 661. Оп. 1. Д. 110. Л. 49-51.

5 РГАЛИ. Ф. 661. Оп. 1. Д. 110. Л. 35-38. В поступке Э. Зауэра, а ещё более в гордости Сафонова, с которой он сообщал об этом, явственно слышатся отголоски острой конкуренции РМО и МФО в Москве.

ЛИТЕРАТУРА

1. Василий Сафонов. Избранное: «Давайте переписываться с американской быстротою...» : Переписка 1880-1905 годов. СПб. : Петроглиф, 2011. 760 с.

2. Корабельщикова И.А. История театрально-концертного менеджмента : учеб. пособие. Тамбов : Тамбов. гос. ун-т им. Г.Р. Державина, 2013. 144 с.

3. Кривицкая Е.Д. Рауль Пюньо в России. По страницам писем Р. Пюньо к В.И. Сафонову // Русские музыкальные архивы за рубежом. Зарубежные музыкальные архивы в России / ред.-сост. И.В. Брежнева, Г.М. Малинина. М. : Моск. консерватория, 2015. Вып. 7. С. 271-280.

4. Крылова А.В. Роль Императорского Русского музыкального общества в формировании музыкальной инфраструктуры Ростова-на-Дону // Проблемы муз. науки. 2016. № 1(22). С. 83-89.

5. Лебрехт Н. Кто убил классическую музыку? История одного корпоративного преступления. М. : Классика-XXI, 2004. 588 с.

6. Летопись жизни и творчества В.И. Сафонова / сост. Л.Л. Тумаринсон и Б.М. Розенфельд. М. : Белый Берег, 2009. 808 с.

7. Моисеев Г.А. Софи Ментер в России (по материалам архивов Москвы, С.-Петербурга, Клина) // Русские музыкальные архивы за рубежом. Зарубежные музыкальные архивы в России / ред.-сост. И.В. Брежнева, Г.М. Малинина. М. : Моск. консерватория, 2010. Вып. 5. С. 16-21.

8. Сметанникова А.Ю. Ростовское отделение ИРМО: первое десятилетие работы // Проблемы муз. науки. 2015. № 1(18). С. 89-94.

9. Шабшаевич Е.М. Московское отделение Императорского русского музыкального общества в сотрудничестве с Концертной дирекцией Германа Вольфа (1906-1911) // Знание. Понимание. Умение. 2018. № 3. С. 231-239.

10. Шабшаевич Е.М. Музыкальная жизнь Москвы XIX столетия и ее отражение в фортепианной концертной практике. М. : Композитор, 2011. 600 с.

11. Fifield C. Ibbs and Tillett: the rise and fall of a musical empire. London : Routlege, 2017. 724 p.

12. Fornoff C. Die Konzertagentur Wolffund ihre Bedeutung für Virtuosinnen im Berliner Musikleben des 19. Jahrhunderts // Musikerinnen und Netzwerke im 19. Jahrhundert (Schriftenreihe des Sophie Drinker Instituts, № 12). Oldenburg : Bis-Verlag der Carl von Ossietzky Universitat Oldenburg. 2016. S. 41-67.

13. Hatano S. Hermann Wolff als «Sachverständiger» für Aufführungsrecht in der frühen musikalischen Tantiemenbewegung in Deutschland, Mainz 2016. URL: https://schott-campus.com/wp-content/.../hatano_wolff.pdf (01.09.2018).

14. The Musician as Entrepreneur, 1700-1914: Managers, Charlatans, and Idealists / ed. W. Weber. Blooming-ton ; Indianopolis : Indiana Univ. Press, 2004. VI, 269 p.

15. Weber W. The concert archives: French musical life in the lite of unpublished sources (XVIII-XIX century) // Nineteenth-century Music Review. 2017. Apr. Vol. 14, № 1. P. 115-117.

REFERENCES

1. Vasilij Safonov. Izbrannoe: «Davajte perepisyvat'sya s amerikanskoj bystrotoyu...»: Perepiska 1880-1905godov [Vasily Safonov. Favorites: "Let's correspond with the American speed...": Correspondence 1880-1905 year]. St. Petersburg: Petroglif, 2011. 760 p.

2. Korabel'shchikova I.A. Istoriya teatral'no-koncertnogo menedzhmenta: uchebnoeposobie [History ofTheater and Concert Management: A Training Manual]. Tambov: Tambov State University named after G. R. Derzhavin, 2013. 144 p.

3. Krivickaya E.D. Raul' Pyun'o v Rossii. Po stranicam pisem R. Pyun'o k V.I. Safonovu [Raul Pyunho in Russia: through the pages of R. Puigno's letters to V. Safonov]. Russkie muzykal'nye arhivy za rubezhom. Zarubezhnye

muzykal'nye arhivy v Rossii [Russian music archives abroad. Foreign music archives in Russia Eds.-comp. I.V. Bre-zhneva, G.M. Malinina]. Moscow: Moscow Conservatory, 2015. Iss. 7, pp. 271-280.

4. Krylova A.V. Rol' Imperatorskogo Russkogo muzykal'nogo obshchestva v formirovanii muzykal'noj infras-truktury Rostova-na-Donu [The Role of the Imperial Russian Musical Society in the Formation of the Music Infrastructure of Rostov-on-Don]. Problemy muzykalnoy nauki [Music Scholarship]. 2016. No 1(22), pp. 83-89.

5. Lebrekht N. Kto ubil klassicheskuyu muzyku? Istoriya odnogo korporativnogo prestupleniya [Who Killed Classical Music. The history of one corporate crime]. Moscow: Publishing house "Classic-XXI", 2004. 588 p.

6. Letopis'zhizni i tvorchestva V.I. Safonova [Chronicle of V.I. Safonov's Life and Work. Comps. L.L. Tumarinson i B.M. Rozenfel'd]. Moscow : White Beach, 2009. 808 p.

7. Moiseev G. A. Sofi Menter v Rossii (po materialam arhivov Moskvy, S.-Peterburga, Klina) [Sophie Menter in Russia (based on the archives of Moscow, St. Petersburg, Klin)]. Russkie muzykal'nye arhivy za rubezhom. Zarubezhnye muzykal'nye arhivy v Rossii [Russian music archives abroad. Foreign music archives in Russia. Eds.-comps. I.V. Bre-zhneva, G.M. Malinina]. Moscow: Moscow Conservatory, 2010. Iss. 5, pp. 16-21.

8. Smetannikova A.Yu. Rostovskoe otdelenie IRMO: pervoe desyatiletie raboty [Rostov branch of IRMO: the first decade of work]. Problemy muzykalnoy nauki [Music Scholarship]. 2015. No. 1(18), pp. 89-94.

9. Shabshaevich E.M. Moskovskoe otdelenie Imperatorskogo russkogo muzykal'nogo obshchestva v sotrud-nichestve s Koncertnoj direkciej Germana Vol'fa (1906-1911) [The Moscow branch of the Imperial Russian Musical Society in cooperation with the Hermann Wolff Concert Directorate (1906-1911)]. Znanie. Ponimanie. Umenie [Knowledge. Understanding. Skill]. 2018. No. 3, pp. 231-239.

10. Shabshaevich E.M. Muzykal'nayazhizn'MoskvyXIXstoletiyaieeotrazheniev fortepiannojkoncertnojpraktike [Musical life of Moscow XIX century and its reflection in the piano concert practice]. Moscow: Composer, 2011. 600 p.

11. Fifield C. Ibbs and Tillett: the rise and fall of a musical empire. London: Routlege, 2017. 724 p.

12. Fornoff C. Die Konzertagentur Wolffund ihre Bedeutung für Virtuosinnen im Berliner Musikleben des 19. Jahrhunderts. Musikerinnen und Netzwerke im 19. Jahrhundert (Schriftenreihe des Sophie Drinker Instituts, № 12). Oldenburg: Bis-Verlag der Carl von Ossietzky Universität Oldenburg. 2016. S. 41-67.

13. Hatano S. Hermann Wolff als «Sachverständiger» für Aufführungsrecht in der frühen musikalischen Tantiemenbewegung in Deutschland, Mainz2016. URL: https://schott-campus.com/wp-content/.../hatano_wolff.pdf (01.09.2018).

14. The Musician as Entrepreneur, 1700-1914: Managers, Charlatans, and Idealists. Ed. W. Weber. Bloomington; Indianapolis: Indiana University Press, 2004. VI, 269 p.

15. Weber W. The concert archives: French musical life in the lite of unpublished sources (XVIII-XIX century). Nineteenth-century Music Review. 2017. Apr. Vol. 14. No. 1, pp. 115-117.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.