Научная статья на тему 'Московское отделение Императорского Русского музыкального общества в сотрудничестве с концертной дирекцией Германа Вольфа (1906-1913)'

Московское отделение Императорского Русского музыкального общества в сотрудничестве с концертной дирекцией Германа Вольфа (1906-1913) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
191
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИСТОРИЯ МУЗЫКИ / ИМПЕРАТОРСКОЕ РУССКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО / КОНЦЕРТНАЯ ДИРЕКЦИЯ ВОЛЬФА / ГЕРМАН ВОЛЬФ / ЭЖЕН ИЗАИ / АРТУР ШНАБЕЛЬ / ГОТФРИД ГАЛЬСТОН / ЖЕРАР ЭККИНГ / ХУАН МАНЕН / HISTORY OF MUSIC / IMPERIAL RUSSIAN MUSIC SOCIETY / CONCERT DIRECTION HERMANN WOLFF / HERMANN WOLFF / EUGENE YSAÿE / ARTHUR SCHNABEL / GOTTFRIED GALSTON / GéRARD HEKKING / JUAN MANEN

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шабшаевич Елена Марковна

В статье рассматриваются вопросы формирования концертного менеджмента в России на примере устройства русских гастролей зарубежных музыкантов в начале XX в., которые были организованы Московским отделением Императорского Русского музыкального общества через посредничество знаменитого берлинского концертного агентства Вольфа. Деятельность Германа Вольфа является образцом последовательного выстраивания системы концертного менеджмента, основные принципы которого установились как образцовые во многом именно благодаря успешной работе этой дирекции. Агентство Вольфа сотрудничало не только с именитыми артистами (Софи Ментер, Ганс фон Бюлов, Йозеф Иоахим, Камиль Сен-Санс, Эжен д’Альбер, Эмиль Зауэр), но и с начинающими музыкантами, внеся заметный вклад в их будущую славу (Артур Никиш, Вильгельм Фуртвенглер, Иосиф Гофман и другие). Взаимодействие агентства Вольфа с русскими музыкантами имело прочные корни, оно связано с именами А. Г. Рубинштейна, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова. Установление деловых отношений концертного агентства Вольфа с Русским музыкальным обществом способствовало интенсификации концертной жизни России начала XX в. В статье это прослеживается на примере организации гастролей в Москве и Петербурге Эжена Изаи, Артура Шнабеля, Готфрида Гальстона, Хуго Беккера, Хуана Манена в течение 1906-1913 гг. Переписка Концертной дирекции Вольфа и Дирекции Московского отделения Императорского Русского музыкального общества, сохранившаяся в фондах Всероссийского национального музея музыки имени М. И. Глинки, позволяет проследить детали договоренностей: от согласования времени и даты, содержания концертных программ до размера гонораров. Сотрудничество с таким опытным концертным агентством, как Концертная дирекция Вольфа, способствовало наращиванию опыта Московского отделения Русского музыкального общества как концертной организации, стимулировало взаимообмен русских и западных музыкантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Moscow Branch of the Imperial Russian Music Society in Cooperation with Hermann Wolff’s Concert Direction (1906-1913)

The article focuses on the initial phase of concert management in Russia in the early 20th century. It considers the tours of foreign musicians in Russia, organised by the Moscow branch of the Imperial Russian Music Society with cooperation of the famous Concert Direction Hermann Wolff. The work of Hermann Wolf is a model of building a concert management system in a consistent way. Its basic principles established themselves as exemplary in many ways thanks to the successful work of this Direction. Wollf’s Agency collaborated not only with well-known musicians (such as Sophie Menter, Hans von Bülow, Joseph Joachim, Camille Saint-Saëns, Eugène D'Albert, Emil Sauer), but also with aspiring ones (Arthur Nikish, Wilhelm Furtwängler, Josef Hoffmann and others), later brought by Wolff to glory. Concert Direction Hermann Wolff had engagements with Russian musicians such as Anton Rubinstein, Pyotr Tchaikovsky and Sergey Rachmaninoff. The business relations between Wollf’s Agency and the Russian Music Society contributed to the intensification of concert life in Russia in the early 20th century. The article considers the Russian tours of Eugène Ysaÿe, Arthur Schnabel, Gottfried Gallstone, Gérard Hekking, and Juan Manen in 1906-1913. The Author uses the correspondence from the funds of the Glinka National Museum Consortium of Musical Culture. She traces all the details of the agreements: the coordination of date, the content of concert programmes, and the fees. The cooperation with such a prominent concert agency as Concert Direction Hermann Wolff enabled the Moscow branch of the Russian Music Society to gain experience as a concert organisation and stimulated the exchange of Russian and European musicians.

Текст научной работы на тему «Московское отделение Императорского Русского музыкального общества в сотрудничестве с концертной дирекцией Германа Вольфа (1906-1913)»

ПРОБЛЕМЫ ФИЛОЛОГИИ И ИСКУССТВОЗНАНИЯ

йО!: 10.17805^ри.2018.3.21

Московское отделение Императорского Русского музыкального общества в сотрудничестве с Концертной дирекцией Германа Вольфа

(1906-1913)

Е. М. ШАБШАЕВИЧ Московский государственный институт музыки им. А. Г. Шнитке

В статье рассматриваются вопросы формирования концертного менеджмента в России на примере устройства русских гастролей зарубежных музыкантов в начале XX в., которые были организованы Московским отделением Императорского Русского музыкального общества через посредничество знаменитого берлинского концертного агентства Вольфа.

Деятельность Германа Вольфа является образцом последовательного выстраивания системы концертного менеджмента, основные принципы которого установились как образцовые во многом именно благодаря успешной работе этой дирекции. Агентство Вольфа сотрудничало не только с именитыми артистами (Софи Ментер, Ганс фон Бюлов, Йозеф Иоахим, Камиль Сен-Санс, Эжен д'Альбер, Эмиль Зауэр), но и с начинающими музыкантами, внеся заметный вклад в их будущую славу (Артур Никиш, Вильгельм Фуртвенг-лер, Иосиф Гофман и другие). Взаимодействие агентства Вольфа с русскими музыкантами имело прочные корни, оно связано с именами А. Г. Рубинштейна, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова. Установление деловых отношений концертного агентства Вольфа с Русским музыкальным обществом способствовало интенсификации концертной жизни России начала XX в. В статье это прослеживается на примере организации гастролей в Москве и Петербурге Эжена Изаи, Артура Шнабеля, Готфрида Гальстона, Хуго Беккера, Хуана Манена в течение 1906-1913 гг. Переписка Концертной дирекции Вольфа и Дирекции Московского отделения Императорского Русского музыкального общества, сохранившаяся в фондах Всероссийского национального музея музыки имени М. И. Глинки, позволяет проследить детали договоренностей: от согласования времени и даты, содержания концертных программ до размера гонораров.

Сотрудничество с таким опытным концертным агентством, как Концертная дирекция Вольфа, способствовало наращиванию опыта Московского отделения Русского музыкального общества как концертной организации, стимулировало взаимообмен русских и западных музыкантов.

Ключевые слова: история музыки; Императорское Русское музыкальное общество; Концертная дирекция Вольфа; Герман Вольф; Эжен Изаи; Артур Шнабель; Готфрид Гальстон; Жерар Эккинг; Хуан Манен

ВВЕДЕНИЕ

Настоящая статья погружает читателя в реалии концертной жизни России в начале XX в., которая, как и во второй половине XIX в., протекала преимущественно под эгидой Императорского Русского музыкального общества (ИРМО). Несмотря на обширную научную литературу, посвященную ИРМО, исследователей еще не привлекал концертно-организаторский аспект деятельности этого общества, который включал, в том числе, и сотрудничество с иностранными артистами и их агентами. В данной статье именно он находится в фокусе нашего внимания: речь пойдет о деловых отношениях дирекции Московского отделения ИРМО с Концертной дирекцией Германа Вольфа. Это берлинское концертное агентство в то время было одним из лидеров в организации гастрольной деятельности музыкантов, и отечественный концертный менеджмент, который находился еще в стадии становления, имел возможность, таким образом, получить превосходный образец для подражания.

Задачи статьи — проследить исторические связи агентства Вольфа с русскими музыкантами, раскрыть неизвестные страницы культурного обмена с зарубежными исполнителями на примере сотрудничества Концертной дирекции Вольфа с дирекцией Московского отделения ИРМО в 1906-1911 гг., а также установить детали этого сотрудничества.

КОНЦЕРТНАЯ ДИРЕКЦИЯ ГЕРМАНА ВОЛЬФА

Основателем знаменитого концертного агентства в Берлине был Герман Вольф (1845-1902). Как сообщают жизнеописания Вольфа (Wolff, Herman: Электронный ресурс), его юность протекала в метаниях между занятиями бизнесом (по требованию отца он работал трейдером на Берлинской фондовой бирже) и интересом к музыке (известно, что он брал частные уроки теории и игры на фортепиано; будучи почитателем Вагнера, он ездил в Байройт в 1872 г. на закладку Байройтского фестивального театра). Продолжая по утрам работать на бирже, он начал писать свои первые статьи для известного музыкального издательства Bote & Bock (это были дайджесты музыкальных новостей европейских столиц). Вскоре Вольф начинает заниматься организацией концертов и гастролей как напрямую, так и в качестве посредника, что приводит к основанию в 1880 г. в Берлине его собственного концертного агентства «Концертная дирекция Германа Вольфа». К чести Вольфа следует отметить, что он имел дело не только с уже заслужившими авторитет музыкантами (среди них Софи Ментер, Ганс фон Бюлов, Йозеф Иоахим, Камиль Сен-Санс, Эжен д'Альбер, Эмиль Зауэр и многие другие), но и с теми, чьи слава и почет были еще впереди.

Концертная дирекция Вольфа последовательно участвовала в становлении Берлинского филармонического оркестра, сначала пригласив Ганса фон Бюлова, потом Артура Никиша и затем, уже в 1923 г., — Вильгельма Фуртвенглера. Вольфу принадлежит значительная роль в том, что в конце 1880-х годов Берлин стал заметным музыкальным центром Германии, потеснив в этом отношении даже Лейпциг.

Большую роль сыграла Концертная дирекция Вольфа в судьбе пианиста Иосифа Левина. Именно благодаря их сотрудничеству Левин превратился в настоящую звезду мирового уровня.

Вообще русский «след» в деятельности концертного агентства Вольфа намечается практически с самого начала его карьеры, в 1880 г., когда пианист и композитор Антон Рубинштейн (1829-1894), будучи в Берлине, обращается к своему издателю Хуго Боку с просьбой подыскать надежного человека, на которого можно было бы

положиться в его будущих гастролях по Испании и Португалии. Бок порекомендовал Вольфа, и Вольф работал в качестве антрепренера и пресс-секретаря А. Рубинштейна в этом турне 1881 г. Рубинштейн высоко оценил его труд и пригласил к дальнейшему сотрудничеству. Фактически именно сотрудничество с Рубинштейном сделало из Вольфа того короля антрепренеров, которым он впоследствии стал.

В 1888 г. Вольф встречался с П. И. Чайковским (1840-1893), совершавшим в то время свой первый большой концертный тур по Западной Европе. Вольф и его ассистент Герман Фернов организовывали Чайковскому гастроли в Германии, Швейцарии и Америке в конце 1880-х — начале 1890-х годов.

В одном из писем к Н. Ф. фон Мекк Чайковский нелицеприятно пишет о Вольфе, жалуясь, что тот обобрал его (Письмо П. И. Чайковского ... : Электронный ресурс). При этом, правда, он признается, что зал был совершенно полон, а это является главным показателем эффективной работы концертного агента. И вообще, Чайковский, конечно, не совсем справедлив. Во-первых, гонорар агентства Вольфа составлял 10% от доходов музыканта, и он сделал такой размер комиссионных стандартным для Европы (Лебрехт, 2007: 99). Во-вторых, именно во многом благодаря содействию Вольфа Чайковского узнали все страны мира, и особенно Америка, где ему доверили почетную роль открывать Карнеги-холл в 1891 г.

В противовес резкому суждению Чайковского отметим также, что даже Ганс фон Бюлов (1830-1894), редко о ком отзывавшийся хорошо, удостоил Вольфа добрых слов: «Г-н Вольф, мой агент — очаровательный человек, образованный, любезный, честный, умеющий жить и веселиться» (Statgardt-Wolff, 1954: 56). Бюлов «полагался на Вольфа во всех практических вопросах, включая выбор солистов, и позволял ему приглашать собственных музыкантов» (Лебрехт, 2007: 95).

Вольф устраивал в 1895 г. турне в Россию выдающемуся дирижеру Артуру Никиту (1855-1922), а спустя год по поручению немецкого императора Вильгельма II собирал делегацию немецких музыкантов, которые приняли участие в коронационных торжествах по случаю воцарения Николая II.

После смерти Германа Вольфа в 1902 г. делами агентства стала заниматься его вдова Луиза (Louise Wolff) (1855-1935), которая еще при жизни мужа принимала активное участие во всех мероприятиях агентства. Ее роль в музыкальной жизни Берлина была столь значительна, что ее даже прозвали «Королева Луиза»1. В качестве партнера она пригласила сначала Германа Фернова, а после его смерти в 1917 г. — Эриха За-кса (с тех пор агентство получило название «Концертная дирекция Вольфа и Закса»). Продолжала она и сотрудничество с русскими артистами.

Своеобразно складывалось сотрудничество с агентством Вольфа и Закса Сергея Рахманинова (1873-1943).

В своих воспоминаниях М. Л. Пресман описывает следующий эпизод: «На запрос Германа Вольфа о размере желаемого Рахманиновым гонорара тот назначил, не помню уж теперь, какую сумму, только сумму эту Герман Вольф нашел "дерзко-чрезмерной" и гордо ответил Рахманинову, что такой большой гонорар у него получает только один пианист — Евгений д'Альбер (в свое время действительно крупный пианист, ученик Франца Листа). На это письмо не менее гордый, чем Вольф, Рахманинов ответил: «Столько фальшивых нот, сколько берет теперь Е. д'Альбер, я тоже могу взять». Ангажемент не состоялся» (Пресман, 1961: 185).

Этот эпизод вызывает большие сомнения. В то время, когда имя Рахманинова стало по-настоящему знаменитым, основателя дирекции Германа Вольфа уже не было

в живых. Рахманинов мог иметь дело только с наследниками его бизнеса: вдовой Луизой, ее партнером Юлиусом Заксом или его сыном. В книге воспоминаний дочери Германа и Луизы, Эдит, ничего не упоминается об этом инциденте, хотя о визите Рахманинова в их дом в 1909 г. она пишет достаточно подробно (Б1;а1;§агс11>'ЭДго11Т, 1954: 97). Вообще, ни в одном известном нам опубликованном документе, связанном с жизнью Рахманинова до эмиграции, этот инцидент отражения не нашел. Впрочем, в эмигрантские годы дела Рахманинова в Европе вело именно агентство Вольфа и Закса. Прежде всего именно в это агентство Рахманинов обратился с просьбой устроить дела его друга Н. К. Метнера. Отказывая ему в этом из-за недостаточной известности Мет-нера в Европе, Луиза Вольф тем не менее писала Рахманинову о своем искреннем желании сотрудничества именно с ним. Согласно письму Л. Вольф от 31 мая 1922 г., хранящемуся в Библиотеке Конгресса, которое приводит (в переводе на русский язык В. К. Тарасовой) З. А. Апетян, Рахманинову было предложено, в том числе, исполнение двух фортепианных концертов с оркестром Берлинской филармонии на весьма выгодных условиях — 10 тыс. марок гонорара и 50% чистой прибыли за концерт (Апетян, 1980: 428). Рахманинов был вынужден отказаться из-за уже назначенного отъезда в Америку и воспользовался этим предложением несколько позже, в ноябре 1928 г. выступив с оркестром Берлинской филармонии под управлением Вильгельма Фурт-венглера. Таким образом, де-факто и де-юре с 1928 г. зафиксировано начало его сотрудничества с Дирекцией Вольфа. В опубликованных Л. Ковалевой-Огородновой письмах Рахманинова к своим импресарио Иббсу и Тиллету, относящимся к 1930 г., агентство Вольфа и Закса также упоминается в качестве европейского концертного агента композитора (Ковалева-Огороднова, 2015).

Несколько отклоняясь от темы сотрудничества Концертной дирекции Вольфа с Россией, доскажу печальный конец истории этого знаменитого бюро. Во времена нацизма Луиза была вынуждена прекратить деятельность агентства по причине еврейского происхождения. Преследование нацистов коснулись и ее дочерей Эдит и Лили (Эдит была помещена в концентрационный лагерь Терезин, но, к счастью, выжила), и даже Бехштейн-холла, построенного еще Германом Вольфом: по настоянию КекЬзтшккаттег из фойе были убраны бюсты Антона Рубинштейна и Йозефа Иоахима, а обширная переписка и документация агентства Вольфа были изъяты.

МОСКОВСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ИРМО В ПЕРЕПИСКЕ С КОНЦЕРТНОЙ ДИРЕКЦИЕЙ ВОЛЬФА В НАЧАЛЕ XX ВЕКА

Теперь перейдем к зафиксированным в документах из фонда Всероссийского национального музея музыки имени М. И. Глинки (ВНММ) некоторым фактам сотрудничества МО ИРМО с Концертной дирекцией Вольфа в 1906-1913 гг.

Осенью 1909 г. велась переписка по поводу организации на следующий концертный сезон выступлений в рамках МО ИРМО великого скрипача Эжена Изаи (1858-1931) (ВННМ. Ф. 80. №2278, 2279, 2280, 2281). Изаи бывал в России много раз, только за первые 12 лет XX в. он гастролировал в нашей стране 7 раз (в 1900, 1901, 1903, 1906, 1907, 1910, 1912 гг.) (Раабен: Электронный ресурс), в том числе выступал с большими русскими артистами Зилоти, Брандуковым, Рахманиновым, Гольденвейзером. Однако, поскольку он был связан узами дружбы с Зилоти, его концерты в подавляющем большинстве проходили именно в аффилиации с Зилоти, т. е. или в концертах филармонических обществ (Москвы и Петербурга), или в Концертах Зи-

лоти. В гости к ИРМО Изаи приезжал всего три раза: в 1895, 1903 и 1910 гг. Тем дороже нам этот концерт, о котором договаривалась Московская дирекция ИРМО осенью 1909 г.

Для симфонического концерта, который состоялся в Москве 16 января 1910 г., Изаи избрал концерт Вивальди с органом и вторым номером — концерт Брамса. Любопытные детали переписки связаны с органной партией (континуо) концерта Вивальди соль минор2. Концертная дирекция Вольфа не разделила беспокойство дирекции МО ИРМО по поводу того, что московский органист не сможет заранее увидеть ноты (концерт на тот момент не был издан и игрался по рукописи, принадлежащей Изаи), с недоумением замечая, что в Берлине любой органист сыграет этот материал с листа (РНММ. Ф. 80. №2281). Надо сказать, что органистом, который выступал с Изаи, был Борис Сабанеев, один из талантливейших братьев Сабанеевых, ученик Танеева.

Программа московских гастролей еще одного великого артиста — пианиста Артура Шнабеля (1882-1951) составлялась в феврале 1910 г., за полгода вперед (РНММ. Ф. 80. № 2282, 2307). 15/28 октября 1911 г. Шнабель выступил с листовской программой в симфоническом концерте МО ИРМО: с оркестром под управлением Э. А. Купера он сыграл «Пляску смерти», Первый концерт Листа (первоначально планировался Второй название (РННМ. Ф. 80. №2308)), а соло — Angelus из (третьего тома. — Е. Ш.) «Годов странствий» и один из «Сонетов Петрарки» (из второго тома. — Е. Ш.).

Агентство Вольфа планировало также совместные выступления Артура Шнабеля и скрипача Карла Флеша (1873-1944) (музыканты много играли вместе и составляли отличный дуэт). Однако ничего не вышло: к сожалению, Шнабель и Флеш вместе так в России и не выступили.

Менее знаменитый, но тоже очень значимый в фортепианном музыкально-исполнительском искусстве XX в. австрийский пианист Готфрид Гальстон (1879-1950) был предложен концертным агентством Вольфа для гастролей в Москве на осень 1910 г. Гальстон уже приезжал в Россию: он выступал в Петербурге в октябре 1908 г., но в Москве был впервые. Его манера исполнения была близка русской школе; она отличалась вдумчивостью, лирической тонкостью, мягким, красивым звуком. Ученик Т. Лешетицкого, Гальстон испытал также большое воздействие Ф. Бузони, чьим другом и ассистентом он являлся. Гальстон устраивал циклы исторических монографических концертов (5 вечеров, посвященных И. С. Баху, Л. Бетховену, Ф. Шопену, Ф. Листу и И. Брамсу), и свой опыт работы запечатлел в Studienbuch (нем. «зачетная книжка». — Е. Ш.; вышла в Берлине как раз в год, когда Гальстон вновь прибыл в Россию, в 1910-м).

Поначалу планировалось, что Гальстон должен был выступить в шумановской программе: концерт для фортепиано с оркестром и сольные номера, которые у него есть в репертуаре (РННМ. Ф. 80. №2283). По-видимому, это было связано с юбилейным годом Шумана (отмечалось столетие со дня рождения композитора). Но по определенным обстоятельствам ноябрьский концерт Гальстона чуть не сорвался. Дело в том, что 7/20 ноября скончался Лев Толстой, как известно, отлученный от церкви. Власти не знали, как реагировать на это событие, и очень боялись любого организованного публичного выражения скорби. Андрей Лесков вспоминал: «На 9 ноября (по старому стилю. — Е. Ш.) был назначен концерт всемирно известного исполнителя произведений Шопена, Листа и Брамса — пианиста Готфрида Гальстона. По случаю смерти Толстого к назначенному часу народу собралось немного. У входа томился

одинокий полицейский. Говорили о возможной отмене концерта. Но вот на эстраду вышел Гальстон, молча сел за рояль... и по залу поплыли торжественные, величественные звуки траурного марша Шопена. Все встали. С последним аккордом Гальстон встал и молча ушел. На другой день стало известно, что Гальстон был оштрафован на 100 рублей за публичную демонстрацию своего преклонения перед памятью умершего писателя» (Петров: Электронный ресурс).

А во 2-м историческом концерте МО ИРМО 17/30 октября 1910 г. он проявил себя и как исполнитель старинной музыки (к сожалению, программа неизвестна; в концерте также пела А. В. Нежданова, возможно, он аккомпанировал ей в ариях из опер Генделя, Диттерсдорфа, Рамо) (Концертная жизнь Петербурга и Москвы, 2011: 846).

Днем раньше, 16/29 октября 1910 г., Гальстон принял участие в симфоническом концерте Московского отделения ИРМО с оркестром под руководством Э. А. Купера. Изначально намечено было, что он выступит с соль-минорным концертом (№2, ор. 22) Сен-Санса или Ми-бемоль мажорным концертом (№5 ор. 73) Бетховена (РННМ. Ф. 80. №2283, 2284, 2293, 2285); позже был окончательно определен до-минорный (№4, ор. 44) концерт Сен-Санса (РННМ. Ф. 80. №2285). Таким образом, Галь-стон показал широкий исполнительский спектр. Он еще приедет в Россию в 1912 г., со столь же разнообразным репертуаром, но, к сожалению, в Москве пианист больше так и не побывал.

Концерты представителя немецкой школы виолончельного искусства Хуго Бекке-ра (1864-1941) через посредничество концертного агентства Вольфа планировались в Москве на февраль 1911 г. Но, к сожалению, из-за болезни артиста ангажемент был отменен (РННМ. Ф. 80. №2296).

В замену заболевшему Беккеру Концертная дирекция Вольфа предложила пригласить французского виолончелиста Жерара Эккинга (Хеккинга-Денанси) с гонораром 500 руб., что было меньше, чем запрашивал Беккер (РННМ. Ф. 80. №2295, 2297).

На следующий год Эккинг также выступал в России, причем приезжал дважды: зимой и осенью 1912 г. 18 февраля / 1 марта 1912 г. в 9-м симфоническом концерте ИРМО в Москве он играл пьесы Александра Глазунова «Мелодия» и «Испанская серенада» с оркестром под руководством автора (РННМ. Ф. 80. №2296). На следующий день, 19 февраля / 2 марта он выступил в вечере виолончельных сонат Бетховена вместе с Сафоновым (Концертная жизнь Петербурга и Москвы, 2011: 876).

Интересно отметить, что это выступление в переписке с МО ИРМО не фигурирует. В то же время планировавшееся выступление в жанре сольного концерта с оркестром (Виолончельный концерт Гайдна или Дворжака на выбор (РННМ. Ф. 80. №2327)) в этот приезд Эккинга не состоялось. Оно произойдет полгода спустя, в октябре 1912 г., но уже по договоренности с Филармоническим обществом: концерт Э. Лало Эккинг сыграет в Москве с оркестром под управлением Рахманинова, а спустя неделю — в Петербурге с Зилоти (Концертная жизнь Петербурга и Москвы, 2011: 882). Это, пожалуй, исключительный случай в деле концертного менеджмента дореволюционной России, когда Зилоти уступил первенство ИРМО в открытии звезд. Но он, как мы видим, никогда не упускал своего: дав возможность Эккингу сыграть концерт для виолончели с оркестром, он в итоге обошел ИРМО и переманил у них перспективного артиста.

Переписка МО ИРМО и дирекции Вольфа по поводу концертов каталонского скрипача и композитора Хуана (Джоана) Манена (1883-19713) выявила упорные и в чем-то, наверное, типичные пререкания нанимателя и артиста по поводу гонорара. Манен

уже бывал в Петербурге в 1908 г., и члены Московской дирекции ИРМО наверняка знали, кого они приглашают.

Сначала дирекция Вольфа предложила ангажировать музыканта за 800 руб. (РННМ. Ф. 80. №2314), но затем его импресарио выдвинул непосильное для МО условие — 1200 руб. за концерт (РННМ. Ф. 80. №2318), позже оно было снижено до 1000 (РННМ. Ф. 80. №2321). В конце концов, сошлись на 800, как изначально и предполагали умудренные опытом сотрудники Вольфа (РННМ. Ф. 80. №2322). Манена в то время нередко сравнивали с Сарасате, и его запросы были соответствующими, но все же до уровня гонорара своего соотечественника ему было далеко. Амбиции Манена были связаны также с тем, что его выступления планировались вместе с дирижером Бруно Вальтером.

Даты концертов и их программы согласовывались так же долго, как и финансовые кондиции (РННМ. Ф. 80. №2323, 2324). Выступление Манена в 6-м симфоническом концерте ИРМО в Москве 12/25 января 1913 г. включало Концерт для скрипки с оркестром Моцарта и Скрипичную фантазию самого Манена, хотя изначально планировался не моцартовский, а бетховенский концерт (РННМ. Ф. 80. №2329). Но, как следует из письма от дирекции Вольфа, Манен общался с Б. Вальтером в Вене, и тот высказал пожелание, чтобы «...вместо Концерта Бетховена, который слишком длинный, сыграл бы Концерт Моцарта соль мажор» (РННМ. Ф. 80. №2331). По-видимому, Вальтеру хотелось уделить больше времени оркестровой музыке: в том концерте прозвучали Восьмая симфония Бетховена, «Вступление» и «Смерть Изольды» Р. Вагнера, «Тиль Уленшпигель» Р. Штрауса. Осмелюсь предположить, что любители музыки этому решению дирижера были только рады.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Н. Лебрехт в своей известной книге приводит экспертную оценку журнала Die Musik, согласно которой Вольф «создал в Берлине монополию на проведение концертов и ангажирование артистов и довел свою деятельность до уровня, недосягаемого ни для одного из его соперников» (Лебрехт, 2007: 101). Деятельность Вольфа можно считать эталоном работы профессионального концертного менеджмента. Кооперация с такой знаменитой организацией способствовала повышению профессионального уровня Дирекции Московского отделения ИРМО как филармонической организации, расширению контактов с европейскими артистами и продвижению русских музыкантов за рубежом.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Множество красочных подробностей о Луизе Вольф приводится в книге Н. Лебрехта (Лебрехт, 2007). Так, например: «.про нее сочинили забавные стишки, ложившиеся на трагическую тему из Патетической симфонии Чайковского: "Что ты сделала для искусства, Луиза?" После концертов она врывалась в артистические и вместо обычных поздравлений убивала исполнителя наповал намеренно двусмысленным комплиментом: "Noch nicht dagewesen wie Sie gespielt haben" — "Я никогда не слышала, чтобы кто-то играл, как вы" (Эту фразу можно понять и по-другому: "Я опоздала и не слышала, как вы играли")» (там же: 104).

2 К сожалению, не удалось пока точно установить, какой именно концерт имеется в виду. К тому времени неизданными были следующие концерты Вивальди для скрипки, струнных и бассо-континуо соль минор: RV 318, 319, 321, 323, 324, 325, 326, 327, 328, 329.

3 Juan Manén (Joan Man én) — испанский скрипач и композитор, который получил широкую известность не только в Испании, но и в Германии (Манен: Электронный ресурс).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Апетян, З. А. (1980) Комментарий к письму С. В. Рахманинова к Л. Вольф [после 11 июня 1922 года] // Рахманинов, С. В. Литературное наследие : в 3 т. / сост.-ред., авт. вступ. ст., ком-мент., указ. З. А. Апетян. М. : Советский композитор. Т. 2. 582 с. С. 427-428.

Ковалева-Огороднова, Л. (2015) Сергей Рахманинов. Биография : в 2 т. СПб. : Вита-Нова. Т. 2. 896 с.

Концертная жизнь Санкт-Петербурга и Москвы (2011) // История русской музыки : в 10 т. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. М. : Языки славянских культур. Т. 10Б: 1890-1917 годы. 968 с. С. 577-964.

Лебрехт, Н. (2007) Кто убил классическую музыку. М. : Классика-XXI. 588 с.

Манен, Хуан [Электронный ресурс] // Музыкальная энциклопедия. URL: http://www. musenc.ru/html/m/manen.html (дата обращения: 23.08.2018).

Петров, Г. Отлучение Льва Толстого от церкви [Электронный ресурс] // Сен-Жюст. URL: http://saint-juste.narod.ru/Tolstoy.html (дата обращения: 20.02.2018).

Письмо П. И. Чайковского — Н. Ф. фон Мекк, Женева, 21 февраля / 5 марта 1889 г. Переписка П. И. Чайковского с Н. Ф. фон Мекк [Электронный ресурс] // Чайковский. Жизнь и творчество русского композитора. URL: http://www.tchaikov.ru/1889-461.html (дата обращения: 17.05.2018).

Пресман, М. Л. (1961) Уголок музыкальной Москвы восьмидесятых годов (Памяти профессора Московской консерватории Н. С. Зверева) // Воспоминания о Рахманинове : в 2 т. / сост., ред., коммент и предисл. З. Апетян. 2-е изд., доп. М. : Государственное музыкальное издательство. Т. 1. 511 с. С. 157-220.

Раабен, Л. Эжен Изаи [Электронный ресурс] // Бельканто. URL: http://www.belcanto.ru/ ysaye.html (дата обращения: 07.01.2018).

Statgardt-Wolff, E. (1954) Wegbereiter grosser Musiker. Berlin, Bote & G. Bock. 312 S.

Wolff, Herman [Электронный ресурс] // Tchaikovsky research. URL: http://en.tchaikovsky-research.net/pages/Hermann_Wolff (дата обращения: 29.05.2018).

Дата поступления: 10.06.2018 г.

MOSCOW BRANCH OF THE IMPERIAL RUSSIAN MUSIC SOCIETY IN COOPERATION WITH HERMANN WOLFF'S CONCERT DIRECTION (1906-1913)

Е. M. Shabshayevich Moscow State Institute of Music named after A. G. Schnittke

The article focuses on the initial phase of concert management in Russia in the early 20th century. It considers the tours of foreign musicians in Russia, organised by the Moscow branch of the Imperial Russian Music Society with cooperation of the famous Concert Direction Hermann Wolff.

The work ofHermann Wolf is a model of building a concert management system in a consistent way. Its basic principles established themselves as exemplary in many ways thanks to the successful work of this Direction. Wollfs Agency collaborated not only with well-known musicians (such as Sophie Menter, Hans von B?low, Joseph Joachim, Camille Saint-Sa?ns, Eug?ne D'Albert, Emil Sauer), but also with aspiring ones (Arthur Nikish, Wilhelm Furtw?ngler, Josef Hoffmann and others), later brought by Wolff to glory. Concert Direction Hermann Wolff had engagements with Russian musicians such as Anton Rubinstein, Pyotr Tchaikovsky and Sergey Rachmaninoff. The business relations between Wollfs Agency and the Russian Music Society contributed to the intensification of concert life in Russia in the early 20th century. The article considers the Russian tours of Eug?ne Ysa?e, Arthur Schnabel, Gottfried Gallstone, G?rard Hekking, and Juan Manen in 1906-1913. The Author uses the correspondence from the funds of the Glinka National Museum Consortium of Musical Culture. She traces all the details of the agreements: the coordination of date, the content of concert programmes, and the fees.

The cooperation with such a prominent concert agency as Concert Direction Hermann Wolff enabled the Moscow branch of the Russian Music Society to gain experience as a concert organisation and stimulated the exchange of Russian and European musicians.

Keywords: history of music; Imperial Russian Music Society; Concert Direction Hermann Wolff; Hermann Wolff; Eugene Ysa?e; Arthur Schnabel; Gottfried Galston; G?rard Hekking; Juan Manen

REFERENCES

Apetyan, Z. A. (1980) Kommentarij k pis'mu S. V. Raxmaninova k L. Volf [posle 11 iyunya 1922 goda]. In: Raxmaninov, S. V. Literaturnoe nasledie : in 3 vol. / comp., ed. by Z. A. Apetyan. Moscow, Sovetskij kompozitor. Vol. 2. 582 p. Pp. 427-428. (In Russ.).

Kovaleva-Ogorodnova, L. (2015) Sergej Raxmaninov. Biografiya : in 2 vol. St. Petersburg, VitaNova. Vol. 2. 896 p. (In Russ.).

Koncertnaya zhizn" Sankt-Peterburga i Moskvy' (2011). In: Istoriya russkojmuzy'ki: in 10 vol. / ed. by Yu. V. Keldy'sh. Moscow, Yazy'ki slavyanskix kul'tur. Vol. 10B: 1890-1917 gody\ 968 p. Pp. 577-964. (In Russ.).

Lebrext, N. (2007) Kto ubil klassicheskuyu muzy'ku. Moscow, Klassika-XXI. 588 p. (In Russ.).

Manen, Xuan. Muzy'kaPnaya e'nciklopediya [online] Available at: http://www.musenc.ru/html/ m/manen.html (access date: 23.08.2018). (In Russ.).

Petrov, G. Otluchenie L>a Tolstogo ot cerkvi. Sen-Zhyust [online] Available at: http://saint-juste.narod.ru/Tolstoy.html (access date: 20.02.2018). (In Russ.).

Pis'mo P. I. Chajkovskogo — N. F. fon Mekk, Zheneva, 21 fevralya / 5 marta 1889 g. Perepiska P. I. Chajkovskogo s N. F. fon Mekk. Chajkovskij. Zhizri i tvorchestvo russkogo kompozitora [online] Available at: http://www.tchaikov.ru/1889-461.html (access date: 17.05.2018). (In Russ.).

Presman, M. L. (1961) Ugolok muzy'kaPnoj Moskvy'vos'midesyaty'x godov (Pamyati professora Moskovskoj konservatorii N. S. Zvereva). In: Vospominaniya o Raxmaninove : in 2 vol. / comp., ed. by Z. Apetyan. 2nd ed. Moscow, Gosudarstvennoe muzy'kaPnoe izdatePstvo. Vol. 1. 511 p. Pp. 157-220. (In Russ.).

Raaben, L. E'zhen Izai. Bel'kanto [online] Available at: http://www.belcanto.ru/ysaye.html (access date: 07.01.2018). (In Russ.).

Statgardt-Wolff, E. (1954) Wegbereiter grosser Musiker. Berlin, Bote & G. Bock. 312 p.

Wolff, Herman. Tchaikovsky research [online] Available at: http://en.tchaikovsky-research.net/pages/Hermann_Wolff (access date: 29.05.2018).

Submission date: 10.06.2018.

Шабшаевич Елена Марковна — доктор искусствоведения, доцент, профессор кафедры философии, истории, теории культуры и искусства Московского государственного института музыки имени А. Г. Шнитке. Адрес: 123060, Россия, г. Москва, ул. Маршала Соколовского, д. 10. Тел.: +7 (499) 194-83-89. Эл. адрес: shabsh@yandex.ru

Shabshaevich Elena Markovna, Doctor of Art, Associate Professor, Professor, Department of Philosophy, History, Theory of Culture and Art, Moscow State Institute of Music named after A. G. Schnittke. Postal address: 10, Marshala Sokolovskogo St., Moscow, Russian Federation, 123060. Tel.: +7 (499) 194-83-89. E-mail: shabsh@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.