Отечественная история
УДК 9 (433)
DOI: 10.18384/2310-676X-2018-3-74-79
МОСКОВСКИЙ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ДОМ В СЕНТЯБРЕ - ОКТЯБРЕ 1812 Г.
Павлова М.Н.
Московский государственный областной университет 105005, г. Москва, ул. Радио, д. 10А, Российская Федерация.
Аннотация. Долгое время в историографии французский император Наполеон представлялся как губитель русского народа, а в русском православном сознании - как Антихрист. Но был ли Наполеон на самом деле таким, или же это только ярлыки, приписанные политизированными взглядами отечественных историков? В данной статье рассматривается проблема состояния Московского Воспитательного дома в сентябре - октябре 1812 г. Ключевой идеей исследования является описание подвига И.А. Тутолмина, а также милости французского императора, проявленной к воспитанникам этого заведения.
Ключевые слова. Наполеон, французская оккупация, Москва в сентябре-октябре 1812 г., Московский Воспитательный дом, И.А. Тутолмин, Ф.В. Ростопчин, дети, Отечественная война 1812 г., грабежи.
MOSCOW EDUCATIONAL HOUSE IN SEPTEMBER - OCTOBER 1812
M. Pavlova
Moscow Region State University
10A, Radio ul, Moscow, 105005, Russian Federation
Abstract. For a long time in historiography the French Emperor Napoleon was introduced as a destroyer of the Russian people. The Russian Orthodox consciousness considered him to be an Antichrist. But was Napoleon really the person described or was he just labelled by the politicized views of domestic historians? This article discusses the problem of the state of the Moscow Orphanage in September - October 1812. The key idea of the study is to describe the feat of I. A. Tutolmin, as well as the mercy of the French Emperor shown to the pupils of this institution.
Key words: Napoleon, French occupation, Moscow in September-October 1812, Moscow Orphanage, I. A. Tutolmin, F. V. Rostopchin, children, Patriotic war of 1812, robberies.
Война 1812 г. оставила след на историко-культурном фоне всех народов, участвующих в ней. Наряду с великой трагедией великого отступления, полагаем, что далеко идущее влияние на общественное сознание народов имела француз© CC BY Павлова М.Н., 2018.
ская оккупация Москвы в сентябре-октябре 1812 г.
Незадолго до входа неприятелей в Москву в 1812 г., императрица Мария Федоровна в своем рескрипте Почетному опекуну А.М. Лунину от 7 августа 1812 г. предложила ряд мер по спасению Московского воспитательного дома [1, с. 190]. Заметим, однако, что исследователь А.Д. Яновский относит данный рескрипт к 9 сентября [10, с. 105].
Воспитательный дом и воспитанники, находящиеся в нем, вместе с родильными домами, а также Екатерининское, Александровское училища, Вдовий Куринский дом и Больница бедных перешли под руководство И.А. Тутолмина - действующего статского советника. Под его опеку также попали: Оппель - главный врач больницы для бедных, смотритель Павловской больницы Носков, а также смотритель Инвалидного дома Шереметьевой Иванов [2, с. 108]. Именно через Тутолмина в период пребывания неприятеля в городе французский император пытался дважды заключить мир с Александром 1. Но все эти попытки потерпят фиаско [7, с. 124].
Из Вдовьего дома 52 женщины были отпущены по домам. Им предоставили пенсии и необходимые вещи. А 9 больных женщин перевели в Воспитательный дом, где они расположились в родильном отделении. После того, как из Институтов и Вдовьего дома вышли все воспитанницы, здания её величества были переданы в особое распоряжение московского генерал-губернатора Ф.В. Ростопчина для размещения в них раненых русских солдат.
Все эти меры осуществлялись в спешном режиме, поэтому большая
часть имущества осталась в городе. Аптекарская посуда и медицинские препараты, принадлежавшие Военному госпиталю, были отданы для сохранности в аптеку Воспитательного дома.
Вопрос о численности отправленных воспитанников и штата Дома среди исследователей до сих пор является спорным. Так, Яновский А.Д. говорит о 350 воспитанниках [10, с. 105]. Зем-цов В.Н. утверждает, что эвакуировано 333 ребенка. Из них - 143 мальчика и 190 девочек [5, с.17]. Исследователь Васькин А.А. полагает, что отправлено было 600 детей [3, с 7].
Всех воспитанников богоугодных заведений с большей частью чиновников эвакуировали в Казань. Чтобы хоть как-то разгрузить учреждение, некоторых чиновников отправили в отпуск для сопровождения своих семей из Москвы. Следует отметить, что большинство из них после выхода французов из города вернулись к своим должностям. Не явились только два чиновника по особому присмотру за приносимыми детьми, а также без особого разрешения отлучились оба священника Воспитательного дома и дьякон. Вместо них Тутолмин пригласил других [10, с. 108].
Но, несмотря на это, в Доме оставалось 1125 воспитанников и воспитанниц младше 11 лет [4, с. 150]. М. Артамонов полагает, что осталось 1000 человек [2, с. 9]. Этих людей решили оставить до того момента, пока опасность не станет неизбежной. Так сообщает секретное распоряжение императрицы Марии Федоровны - покровительницы богоугодных заведений.
Все происходившее в доме во время занятия Москвы неприятелем с 1 сен-
тября по 11 октября описано в кратких донесениях Тутолмина императрице Марии Федоровне. Данные донесения обладают высокой точностью, поскольку он являлся прямым очевидцем событий. Зачастую он, естественно, пытался приукрасить свою роль. После отправления из Москвы взрослых воспитанников в Казань по распоряжению Тутолмина, с 1 сентября было приказано немедленно переводить отдельную больницу из Окружного строения. Но из-за неожиданного вступления неприятельских войск этого не удалось сделать, поэтому смотритель вынужден был их оставить там и «хранить за печатями» [10, с.108].
Вечером 31 августа было получено известие, что французскими передовыми войсками разграблен скотный двор, поэтому Тутолмин отдал приказ пригнать уцелевший скот в Дом. Его предполагалось использовать для готовки еды детям, что впоследствии и было сделано [10, с. 108].
Сразу после вступления французской армии в город, несмотря на творимые захватчиками насилия, Тутолмин с двумя чиновниками безбоязненно отправился в Кремль, где встретился с назначенным Наполеоном губернатором графом Дюронелем. Он рассказал ему о Доме и его грудных воспитанниках и малолетних детях. Тутолмин просил всего об одном человеке для охраны, однако, Наполеон приказал дать двенадцать человек конной гвардии с одним офицером [10, с. 109]. Исследователь В.Н. Земцов приводит завышенные данные о предоставленных 300 жандармах [5, с. 17]. Караул разместили в Корделожи, а лошадей поставили в конюшни. За все время французской оккупации караул вместе
с его посетителями получал питание. Следует отметить, что каждый день к столу приходило 18-25 человек.
В ночь на 3 сентября в Москве начался пожар, который не утихал до 6 сентября. В период пожара Дом находился под потенциальной угрозой возгорания, поскольку его окружило пламя со всех сторон. Известно также, что в тот вечер был сильный ветер, которых разносил искры на все постройки [10, с. 110].
Как только начался пожар, Тутол-мин заставил всех воспитанников и служащих Дома быть начеку, и, если есть необходимость, то тушить очаги возгорания. Примыкающие к Воспитательному дому деревянные заборы и постройки были разобраны, чтобы избежать новых возгораний.
Как мы знаем, перед выходом из города московский генерал-губернатор Ф.В. Ростопчин приказал вывести весь огнегасительный снаряд, однако, в Воспитательном доме остались 4 пожарные трубы, которые впоследствии помогли защитить его от пожара [10, с.110].
Вечером 4 сентября пожар из-за вновь сильно поднявшегося ветра разразился с новой силой. Сначала загорелась аптека, после пламя перекинулось на конюшни и сараи. Таким образом, огонь подошел к одному из корпусов. В Корделожи и Окружном строении воспламенились оконные рамы. Тутол-мин вместе с воспитанниками тушили огонь несколько ночей, не щадя себя и своих сил. При этом он находил силы для того, чтобы несколько раз возвращаться к детям и приставникам, находящимся в Квадратном дворе, пытаясь избавить их от страха и возможной гибели. Благодаря своим отчаянным дей-
ствиям, чести и отваге, Тутолмин смог спасти всех детей от гибели [9, с. 210].
Сгорели здание аптеки вместе со всеми медикаментами, а также дом акушера Танненберга. В Инвалидном доме был поврежден один угол [10, с. 110]. Хотя Воспитательный дом и был спасен от пожара, но около него постоянно ходили поджигатели. Поэтому из чиновников и служителей были организованы обходы вокруг Дома, а со всех его сторон была поставлена вода.
Наряду с трагедией пожара, к Дому постоянно подкрадывались мародеры французской армии, даже несмотря на находившийся в нем французский караул, который, к слову сказать, не особо и пытался справляться со своими полномочиями [10, с. 110]. Однако Зем-цов В.Н. утверждает, что со стороны мародеров не было сделано ни одной попытки грабежа или другого насилия. Таким образом, мы видим очередное противоречие во взглядах исследователей. Стоит отметить, что попытки грабежей дома действительно могли быть, поскольку мы знаем, что неприятельская армия находилась на стадии разложения. И часто солдаты не подчинялись командному составу.
Для предотвращения попыток грабежей у ворот Дома были поставлены носители французского языка. Среди них были служащие и посторонние, прибывшие в Дом. Также у всех ворот были поставлены доски с французскими надписями, что это заведение есть Дом несчастных детей и детей-сирот. Даже при таких распоряжениях нельзя было избежать беспокойств. Но, тем не менее, внутри Дома все были избавлены от бедствий, а за ворота старались не выходить, чтобы не быть ограблен-
ными [10, с. 111]. Московский Воспитательный дом устоял от пожара, однако, при подрыве французами Кремля, окна и двери здания были выбиты ударной волной от взрыва. А восточное строение дома было французами разграблено. Впрочем, разграблению подверглась большая часть известных строений [2, с. 8].
3 сентября Тутолмин получил известие, что русские больные и раненые, находящиеся в Екатерининском и Александровском училищах, содержатся без пищи и должного присмотра. А мертвые были не похоронены. При всем своем желании помочь Ту-толмин не смог этого сделать.
Об отношении французов с русскими раненными солдатами мы можем узнать из прошения штабс-капитана Буофала. Он был помещен в Инвалидное заведение Шереметьевой, в котором находился в числе больных. В момент очищения госпиталя французами, его выбросили со второго этажа вместе с почившими людьми. Буофала спустя несколько дней снова поместили в госпиталь [6, с. 115]. Можем полагать, что это был далеко не единичный случай
4 сентября, как нам известно, Наполеон, спасаясь от пожаров, покинул Кремль и отправился в Петровский дворец. 6 сентября, возвращаясь обратно по набережной Москвы-реки от Москворецкого моста в сторону Яузы, Наполеон увидел Воспитательный дом целым. «Император проезжал по большой набережной Москвы-реки, -писал секретарь-архивист Наполеона Фэн, - и увидел, что Воспитательный дом остался цел. Он обратился к своему секретарю-переводчику Лелорню: «Поезжайте и посмотрите от моего
имени, - сказал он, - что сталось с этими маленькими несчастными» [6, с. 114].
Таким образом, мы видим явную заинтересованность Наполеона в благополучии детей. Война показала, что нет разделения детей на своих и чужих. Французский император на примере Воспитательного дома стремился показать, как он пытался бы выстраивать отношения с оставшимся местным населением, если бы не было того страшного пожара [8, с. 125]. Несмотря на отсутствие продовольствия в армии и сложное положение оставшихся в городе москвичей, Воспитательный дом снабжался всем необходимым [8, с. 125].
Тутолмин всячески пытался продемонстрировать Марии Федоровне учтивое отношение французов к обыва-
телям Дома. Все воспитанники и штат не пострадали, не подверглись грубому обращению [8, с. 125].
Таким образом, мы видим, что надзирателю Воспитательного дома Тутол-мину удалось организовать снабжение детей продовольствием и медикаментами, а главное, отстоять сохранность всех зданий от пожара, бушевавшего в непосредственной близости. При этом Наполеон не всегда был жестоким, таким как он порой представлен в отечественной историографии. Дети-сироты и бесстрашие Тутолмина смогли растопить сердце великого полководца. Война сняла ярлыки на разделение детей на своих и чужих. А может, в полководце играли его отцовские чувства, ведь он был вдалеке от сына.
Статья поступила в редакцию 16.04.2018
ЛИТЕРАТУРА
1. Альбицкий В., Шер С. Императорский московский Воспитательный дом во время Отечественной войны 1812 г.// Вопросы современной педиатрии. 2010. № 9(2). 190193 с.
2. Артамонов М. Московский воспитательный дом// Московский журнал 2017. № 6(318) 7-15.
3. Васькин А. А. Как москвичи в 1812 году Воспитательный дом отстояли // Московский журнал. 2012. № 4. 6-15 с.
4. Васькин А.А. «Москва, спаленная пожаром». Первопрестольная в 1812 году. М.: Спутник+, 2012. 320 с.
5. Земцов В.Н. Русские дети Наполеона, или Московский Воспитательный дом // Знание-сила. 2011. №10. 16-18 с.
6. Земцов В. Н. Наполеон в Москве. М.: ООО Медиа-Книга, 2014. 364 с.
7. Кудрин В.А. Да, были люди в наше время... (К 200-летию Победы в Отечественной войне 1812 года)// Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2013. № 2 (54). 18-25 с.
8. О.В. Соколов. Французы в Москве: Взгляд российского историка // Вестник Санкт-Петербургского университета 2016. №1. 123-129 с.
9. Фруменкова Г. Петербургский воспитательный дом и Франция (вторая половина XVIII - начало XX века) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена 2004 . № 7. С. 208-219.
10. Яновский А.Д. Москва в 1812 году. Воспоминания, письма и официальные документы из собрания отдела письменных источников Государственного исторического музея. М.: 2012. 448 с.
REFERENCES
1. Al'bitskii V., Sher S. [Imperial Moscow Educational house during the war of 1812]. In: Vo-prosy sovremennoipediatrii, 2010, no. 9 (2), pp. 190-193.
2. Artamonov M. [The Moscow foundling]. In: Moskovskii zhurnal, 2017, no. 6 (318), pp. 7-15.
3. Vas'kin A.A. [How the Muscovites defended the Orphanage in 1812]. In: Moskovskii zhurnal, 2012, no. 4, pp. 6-15.
4. Vas'kin A.A. Moskva, spalennaya pozharom». Pervoprestol'naya v 1812 godu [Moscow scorched by fire". The capital in 1812]. Moscow, Sputnik+ Publ., 2012. 320 p.
5. Zemtsov V.N. [Russian children of Napoleon, or Moscow Orphanage]. In: Znanie-sila, 2011, no. 10, pp. 16-18.
6. Zemtsov V.N. Napoleon v Moskve [Napoleon in Moscow]. Moscow, OOO Media-Kniga Publ., 2014. 364 p.
7. Kudrin V.A. ["Yes, there were people in our time..." (the 200th anniversary of the victory in the Patriotic war of 1812)]. In: Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii, 2013, no. 2 (54), pp. 18-25.
8. Sokolov O.B. [The French in Moscow: a view by a Russian historian]. In: Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta, 2016, no. 1, pp. 123-129.
9. Frumenkova G. [St. Petersburg foundling hospital and France (second half of XVIII - beginning of XX century)]. In: Izvestiya Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena, 2004, no. 7, pp. 208-219.
10. Yanovskii A.D., Petrov F.A. Moskva v 1812 godu. Vospominaniya, pis'ma i ofitsial'nye dokumenty iz sobraniya otdela pis'mennykh istochnikov Gosudarstvennogo istorich-eskogo muzeya [Moscow in 1812. Memories, letters and official documents from the collection of the Department of written sources of the State Historical Museum]. Moscow, Yazykislavyanskoikul'turyPubl., 2012. 448 p.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Павлова Мария Николаевна - аспирант кафедры истории России средних веков и нового времени Московского государственного областного университета; e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Mariya N. Pavlova - postgraduate student, Department of Russian history, Middle ages and
modern times, Moscow Region State University;
e-mail:[email protected]
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ
Павлова М.Н. Московский воспитательный дом в сентябре-октябре 1812 года // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2018. № 3. С. 74-79. DOI: 10.18384/2310-676X-2018-3-74-79
FOR CITATION
M. Pavlova. Moscow educational house in September - October 1812. In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: History and Politic Sciences, 2018, no. 3, pp. 74-79. DOI: 10.18384/2310-676X-2018-3-74-79