НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
О. Т. Ермишин
МОСКОВСКИЙ СЕМИНАР ПО РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ
С осени 2004 г. в Москве действует семинар «Русская философия (традиция и современность)». Его организаторами выступили представители ряда московских высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов (МГУ имени М. В. Ломоносова, Российского государственного гуманитарного университета, Института философии РАН, Института мировой литературы РАН, Математического института РАН, «Дома А. Ф. Лосева»). Руководителем семинара в настоящий момент является ведущий научный сотрудник Математического института РАН Алексей Николаевич Паршин. Заседания семинара обычно проходят с октября по декабрь и с февраля по апрель два раза в месяц: 2-й четверг — в Библиотеке истории русской философии и культуры («Дом А. Ф. Лосева»), 4-й четверг — в Библиотеке-Фонде «Русское Зарубежье».
Деятельность семинара дает представление как о наиболее актуальных направлениях в изучении русской философской мысли, так и о личных подходах и интересах исследователей. За сезон 2004-2005 гг. состоялось десять заседаний, доклады прочитали:
7 октября — А. Н. Паршин (Математический институт РАН): «Русская философия о морфологии человека (Флоренский, Булгаков и другие)»,
11 ноября— О. В. Марченко (РГГУ): «Григорий Сковорода и „Проект русской философии“ »,
25 ноября— С. В. Месяц (ИФ РАН): «Трансформация античного понимания Абсолюта в христианском богословии»,
23 декабря — В. П. Визгин (ИФ РАН): «Габриель Марсель и русская философия»,
10 февраля — А. Г. Дунаев (Издательский Совет Русской Православной церкви):
«О богословских проблемах паламизма»,
24 февраля — А. В. Михайловский (РГГУ): «Немецкая и русская философия праздника»,
10 марта — Е. В. Иванова: «Флоренский и Блок»,
24 марта— А. М. Камчатнов (Московский педагогический государственный университет): «Имяславие, философия имени и язык лингвистического описания»,
7 апреля— А. И. Резниченко (РГГУ): «А. С. Глинка (Волжский) как религиозный тип»,
21 апреля — Б.Н. Тарасов (Литературный институт им. А. М. Горького): «Христианская историософия Ф. И. Тютчева».
Тезисы вышеперечисленных докладов опубликованы в «Вестнике Русского Христианского Движения» (2005. № 189. С. 134-153) с предисловием А. Н. Паршина. Более подробная информация о семинаре (список присутствующих, тезисы докладов, обсуждение, конспективное изложение отдельных выступлений во время дискуссии, вопросы к докладчику и т.д.) помещена в Бюллетенях Библиотеки «Дом А. Ф. Лосева» (М., 2005. Вып. 1, 2).
После летнего перерыва работа семинара «Русская философия» возобновилась 10-14 октября 2005 г. с международной конференции «Сборник „Вехи“ в контексте русской культуры» в «Доме А. Ф. Лосева». Затем начались традиционные заседания семинара, в программу сезона 2005-2006 гг. были включены докладчики:
27 октября— А. В. Соболев (ИФ РАН): «Московская школа философии права (П. И. Новгородцев и его ученики)»,
10 ноября— С. Г. Семенова: «„Философия общего дела“ Н. Ф. Федорова в духовных исканиях русского зарубежья»,
24 ноября— С. М. Сергеев (Отдел рукописей РГБ): «Политическая философия Николая Устрялова в контексте русской мысли»,
8 декабря — С. С. Демидов (Институт истории естествознания и техники РАН): «Имяславие и московская математическая школа»,
9 февраля — Г. Г. Майоров (МГУ имени М. В. Ломоносова): «Философская оптика и философская акустика»,
9 марта — В. П. Троицкий («Дом А. Ф. Лосева»): «Периодическая система начал А. Ф. Лосева»,
23 марта — В. И. Молчанов (РГГУ) и А. И. Резниченко (РГГУ): «„Я“ в русской и немецкой философии»,
13 апреля — Н. В. Котрелев (ИМЛИ РАН): «Владимир Соловьев между православием и католичеством»,
25 апреля — В. И. Мартынов: «Древнерусское богослужебное пение и музыка».
Кроме того, 22 декабря 2005 г. состоялось заседание семинара, посвященное
религиозно-философским обществам начала ХХ в. (выступили С. М. Половинкин, А. П. Козырев, А. В. Соболев, Е. С. Полищук, С. М. Сергеев), а 22 февраля 2006 г. — вечер памяти К. Н. Леонтьева.
Активная деятельность семинара и многообразная тематика прочитанных докладов позволяют думать, что интерес к русской философии не только растет, но и переживает новый этап, когда отечественное философское наследие изучается комплексно и с разных точек зрения, в нем открываются еще не изученные идейные пласты, а в целом происходит постепенное преодоление идеологических мифов и исследовательских стереотипов.
* * *
Ниже мы публикуем текст выступления на заседании семинара «Русская философия. Традиция и современность», проходившем в Библиотеке русского зарубежья 22 декабря 2005 г. Автор — Альберт Васильевич Соболев — старший научный сотрудник Института философии РАН, кандидат философских наук.