Научная статья на тему 'МОСКОВСКИЙ БИБЛИОТЕЧНЫЙ ИНСТИТУТ В СИСТЕМЕ БИБЛИОТЕЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ'

МОСКОВСКИЙ БИБЛИОТЕЧНЫЙ ИНСТИТУТ В СИСТЕМЕ БИБЛИОТЕЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Общество библиотековедения / библиотечное образование / университет имени А.Л. Шанявского / Московский библиотечный институт / Н.К. Крупская / Г.К. Дерман / учебные планы / учебный процесс / Society of Library Science / library education / A.L. Shanyavsky University / Moscow Library Institute / N.K. Krupskaya / G.K. Derman / curricula / educational process

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кудрина Екатерина Леонидовна, Мазурицкий Александр Михайлович, Глазков Михаил Николаевич

Статья посвящена 95-летию со дня образования Московского государственного института культуры. В публикации отражены вопросы, связанные с процессом зарождения библиотечного образования в России. Показан вклад Л.Б. Хавкиной в организацию первых библиотечных курсов при университете им. Шанявского. Обозначен вклад Н.К Крупской в формирование системы подготовки библиотечных кадров и её роль в организации Московского библиотечного института. В статье рассмотрены проблемы, связанные с созданием материально-технической базы вуза, формированием учебных программ. Отражена роль первого директора вуза Г.К. Дерман в становлении нового учебного заведения. Подводятся итоги деятельности Московского библиотечного института в пятилетний и десятилетний юбилеи вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кудрина Екатерина Леонидовна, Мазурицкий Александр Михайлович, Глазков Михаил Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOSCOW LIBRARY INSTITUTE IN THE RUSSIAN LIBRARY EDUCATION SYSTEM

The article is devoted to the 95th anniversary of the founding of the Moscow State Institute of Culture. The publication reflects issues related to the process of the emergence of library education in Russia. L.B. Khavkina's contribution to the organization of the first library courses at the University is shown. Shanyavsky. The contribution of N.K. Krupskaya to the formation of the library staff training system and its role in the organization of the Moscow Library Institute is outlined. The article discusses the problems associated with the creation of the material and technical base of the university, the formation of educational programs. The role of the first director of the university, G.K. Derman, in the formation of a new educational institution is reflected. The results of the activities of the Moscow Library Institute in the five-year and tenyear anniversaries of the university are summarized.

Текст научной работы на тему «МОСКОВСКИЙ БИБЛИОТЕЧНЫЙ ИНСТИТУТ В СИСТЕМЕ БИБЛИОТЕЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ»

ОСКОВСКИЙ БИБЛИОТЕЧНЫЙ ИНСТИТУТ В СИСТЕМЕ БИБЛИОТЕЧНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ

УДК 02

http://doi.org/10.24412/1997-0803-2024-4120-8-16 Е.Л. Кудр ина

Московский государственный институт культуры, Химки, Московская область, Российская Федерация, e-mail: rektor@mgik.org

А.М. Мазурицкий

Московский государственный институт культуры, Химки, Московская область, Российская Федерация, Московский государственный лингвистический университет, Москва, Российская Федерация, e-mail: mazuram@yandeh.ru

М.Н. Глазков

Московский государственный институт культуры, Химки, Московская область, Российская Федерация; e-mail: mguci@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена 95-летию со дня образования Московского государственного института культуры. В публикации отражены вопросы, связанные с процессом зарождения библио-

КУДРИНА ЕКАТЕРИНА ЛЕОНИДОВНА - доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный работник культуры Российской Федерации, ректор Московского государственного института культуры МАЗУРИЦКИЙ АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ - доктор педагогических наук, доцент, декан библио-течно-информационного факультета, Московский государственный институт культуры; профессор кафедры информационно-аналитической деятельности, Московский государственный лингвистический университет

ГЛАЗКОВ МИХАИЛ НИКОЛАЕВИЧ - доктор педагогических наук, профессор кафедры библиотеч-но-информационных наук, академик Международной академии информатизации, почетный работник сферы образования Российской Федерации, Московский государственный институт культуры KUDRINA EKATERINA LEONIDOVNA - DSc in Pedagogy, Professor, Honorary Worker of Culture of Russian

Federation, Rector of the Moscow State Institute of Culture MAZURITSKY ALEXANDER MIKHAILOVICH - DSc in Pedagogy, Associate Professor, Dean of the Library and Information Faculty, Moscow State Institute of Culture; Professor at the Department of Information and Analytical Activities, Moscow State Linguistic University GLAZKOV MIKHAIL NIKOLAEVICH - DSc in Pedagogy, Professor at the Department of Library and Information Sciences, Academician of International Informatization Academy, Honorary Worker of Education of Russian Federation, Moscow State Institute of Culture

© Кудрина Е. Л., Мазурицкий А. М., Глазков М. Н., 2024

= Навстречу 95-летию Московского государственного института культуры M шу i

течного образования в России. Показан вклад Л. Б. Хавкиной в организацию первых библиотечных курсов при университете им. Шанявского. Обозначен вклад Н. К Крупской в формирование системы подготовки библиотечных кадров и её роль в организации Московского библиотечного института. В статье рассмотрены проблемы, связанные с созданием материально-технической базы вуза, формированием учебных программ. Отражена роль первого директора вуза Г. К. Дерман в становлении нового учебного заведения. Подводятся итоги деятельности Московского библиотечного института в пятилетний и десятилетний юбилеи вуза.

Ключевые слова: Общество библиотековедения, библиотечное образование, университет имени А. Л. Шанявского, Московский библиотечный институт, Н. К. Крупская, Г. К. Дерман, учебные планы, учебный процесс.

Для цитирования: Кудрина Е. Л., Мазурицкий А. М., Глазков М. Н. Московский библиотечный институт в системе библиотечного образования России // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2024. №4 (120). С. 8-16. http://doi.org/10.24412/1997-0803-2024-4120-8-16

MOSCOW LIBRARY INSTITUTE IN THE RUSSIAN LIBRARY EDUCATION SYSTEM

Ekaterina L. Kudrina

Moscow State Institute of Culture, Khimki, Moscow region, Russian Federation, e-mail: rektor@mgik.org

Alexander M. Mazuritsky

Moscow State Institute of Culture, Khimki, Moscow region, Russian Federation; Moscow State Linguistic University, Moscow, Russian Federation, e-mail: mazuram@yandeh.ru

Mikhail N. Glazkov

Moscow State Institute of Culture, Khimki, Moscow region, Russian Federation, e-mail: mguci@mail.ru

Abstract. The article is devoted to the 95th anniversary of the founding of the Moscow State Institute of Culture. The publication reflects issues related to the process of the emergence of library education in Russia. L.B. Khavkina's contribution to the organization of the first library courses at the University is shown. Sha-nyavsky. The contribution of N.K. Krupskaya to the formation of the library staff training system and its role in the organization of the Moscow Library Institute is outlined. The article discusses the problems associated with the creation of the material and technical base of the university, the formation of educational programs. The role of the first director of the university, G.K. Derman, in the formation of a new educational institution is reflected. The results of the activities of the Moscow Library Institute in the five-year and ten-year anniversaries of the university are summarized.

Keywords: Society of Library Science, library education, A.L. Shanyavsky University, Moscow Library Institute, N.K. Krupskaya, G.K. Derman, curricula, educational process.

For citation: Kudrina E. L., Mazuritsky A. M., Glazkov M. N. Moscow Library Institute in the Russian Library Education system. The Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts (Vestnik MGUKI). 2024, no. 4 (120), pp. 8-16. (In Russ.). http://doi.org/10.24412/1997-0803-2024-4120-8-16

В 2025 году исполняется 95 лет со дня основания Московского государственного института культуры, одного из первых учебных заведений СССР, реализующих программу высшего библиотечного образования.

В дореволюционной России не уделялось должного внимания проблемам подготовки библиотекарей со стороны властных структур. Правительство не придавало этому вопросу никакого значения и не принимало должных мер к открытию специальных учебных заведений для подготовки специалистов библиотечного дела. Вопрос о необходимости организации профессиональной подготовки библиотекарей остро встал в начале XX века. Это было связано с развитием общественной инициативы в открытии библиотек, с увеличением числа читален, общественных публичных и народных библиотек.

В 1908 году в Санкт-Петербурге было создано Общество библиотековедения. Данная организация ставила перед собой широкий круг задач, связанных с развитием библиотечного дела в России. Среди них большая роль отводилась повышению квалификации библиотекарей. По инициативе общества в Санкт-Петербурге с 1-го по 7-е июня 1911 года прошёл первый Всероссийский съезд по библиотечному делу. Среди многообразия вопросов, которые обсуждались на съезде, особое место занимали вопросы подготовки специалистов библиотечного дела [3].

На съезде была принята резолюция: «Признавая, что развитие библиотечного дела требует наличия специально подготовленного персонала, Съезд находит крайне желательным, чтобы губернские земства и городские общественные самоуправления взяли на себя устройство краткосрочных курсов для заведующих библиотеками, а также считает необходимым, чтобы в программу учительских институтов, учительских семинарий и педагогических постоянных и летних курсов был введен особый предмет "Библиотековедение"» [11, с. 453].

Одним из наиболее активных инициаторов создания системы подготовки библиотеч-

ных кадров была Любовь Борисовна Хавкина. Она обосновала необходимость объединения солидной общеобразовательной подготовки и основательных знаний в области библиотековедения, библиографии и книговедения при обучении библиотечных работников. Почти одновременно встал вопрос об организации кафедр библиотековедения при высших учебных заведениях, готовящих работников для научных и специальных библиотек. С 1907 года в России некоторое время существовала кафедра библиотековедения при Московском археологическом институте; в Петербургском университете для желающих читался курс библиотековедения.

В 1907 году, выступая с докладом «О профессиональной подготовке библиотекарей» на III Всероссийском съезде деятелей по техническому и профессиональному образованию, проходившем в Санкт-Петербурге 4 января 1904 года, Любовь Борисовна впервые публично обозначила необходимость организовать систему подготовки специалистов библиотечного дела.

Безусловно, что Первый Всероссийский библиотечный съезд активизировал интерес профессионального библиотечного сообщества к этой проблеме. Л. Б. Хавкина предложила создать в России краткосрочные библиотечные курсы как начальное звено профессиональной подготовки библиотекарей [2].

Её первый опыт в области подготовки библиотечных кадров был предпринят в 1913 году в Московском городском народном университете им А. Л. Шанявского, в котором по её инициативе были организованы курсы подготовки библиотекарей. Поначалу курсы носили краткосрочный трёхнедельный характер. На них действовало два отделения: научно- популярное, то есть общеобразовательное, и академическое для вузовских библиотек. Окончание первого отделения было достаточным условием для поступления на второе.

Члены правления университета охотно пошли навстречу Хавкиной и приняли её предложение по организации курсов.

Но оставалась проблема финансирования, которая в дореволюционной России могла быть решена только добровольными пожертвованиями. Помог известный меценат Н. А. Шахов. Он согласился выделять на содержание курсов по две тысячи рублей в год. Библиотечные общества, библиотеки, типографии взяли на себя обеспечение слушателей литературой, наглядными и другими пособиями. Насколько своевременной оказалась организация библиотечных курсов, можно судить по огромному количеству желающих получить знания в области библиотечного дела. Курсы предназначались для обучения библиотекарей общественных, народных, детских и школьных библиотек. Только в 1913— 1916 г. г. их окончило по полному циклу около 960 человек и по отдельным курсам - более 70.

На курсах преобладали жители Москвы -58,4% и пригородов - 3,1%; большую группу составляли лица, приехавшие из 87 городов и сёл, расположенных в 40 губерниях, - 38,5%. Таким образом, представители почти всей России обучались на первых библиотечных курсах. Программа была рассчитана на 72 часа (три недели обучения) и включала 19 учебных дисциплин (объёмом 2-10 учебных часов). Количество часов распределялось следующим образом: библиотечные дисциплины - 39 часов, библиографические - 15 часов, детская литература и работа детских библиотек - 14 часов, книговедение - 4 часа [4].

Коренные преобразования в области библиотечных кадров произошли только после Октябрьской революции, когда стала формироваться советская система библиотечного обслуживания населения. У истоков её формирования стояла Надежда Константиновна Крупская. В созданном Народном комиссариате просвещения (Наркомпросе) она возглавила отдел Внешкольного образования. В молодой России остро ощущался недостаток кадров, способных по-новому организовать работу библиотек, связать её с задачами построения социалистического общества. Была также поставлена задача перевоспитания и переподготовки старых специалистов.

Предстояло создать государственную систему библиотечного образования, отсутствовавшую в старой России.

В феврале 2024 года исполнилось 155 лет со дня рождения Н. К. Крупской. В связи с этим хотелось бы отметить её вклад в развитие отечественного библиотечного образования и в становление Московского государственного библиотечного института. Придавая огромное значение подготовке советских специалистов библиотечного дела, Н. К. Крупская подчёркивала, что библиотекарь не может ограничиваться только узкоспециальными знаниями, он должен обладать общественно-политическим кругозором, уметь работать с массой. Библиотекарь, как и любой другой культпросветработник, писала она, должен быть пропагандистом, ему «надо знать не только американскую систему, но уметь читателю дать разъяснения верные, целесообразные. Ему нужно быть сознательным марксистом, хорошим революционером. Тогда он принесёт не вред, а пользу» [10].

Надежда Константиновна Крупская выступила инициатором организации первого советского библиотечного учебного заведения - библиотечной семинарии, основанной в конце 1918 года и просуществовавшей до 1920 года. В 1918 году она пишет статью «Библиотечная семинария», в которой указывает: «Лихорадочное развитие библиотечного дела требует кадров подготовленных библиотекарей, хорошо знающих книгу, хорошо знающих потребности читателя, знающих его психологию, умеющих подойти к нему. Кроме того, и библиотекарям теперешних библиотек, привыкшим работать при других условиях, необходимо обновить свои знания, подучиться, а многим и переучиться. Необходимо создать такой центр, который занялся бы подготовкой библиотечного персонала и в то же время являлся бы местом, куда библиотекари могли бы обращаться с разными запросами, требованиями и пр. Таким библиотечным центром должна стать библиотечная семинария при Народном Комиссариате по просвещению» [6, с. 117].

Занятия в библиотечной семинарии были начаты с января 1919 года. Предпочтение при зачислении в учебные группы отдавалось лицам, командированным партийными, советскими, профсоюзными и другими пролетарскими организациями. Программа семинарии была рассчитана на два года теоретического и практического обучения и предусматривала большую самостоятельную работу слушателей. Параллельно с изучением специальных дисциплин её слушатели посещали пролетарский университет, обеспечивший подготовку в области общественных наук. К преподаванию в семинарии привлекались видные библиотечные работники - О. И. Чачина, А. А., Покровский и др. Отдельные лекции слушателям были прочитаны самой Крупской. Особенностью семинарии явился выпуск идейно подготовленных библиотекарей из пролетарской и крестьянской среды. Тогда же Надежда Константиновна, по существу, сформулировала основные требования к подготовке новых высококвалифицированных библиотечных кадров: марксистко-ленинская подготовка, изучение общеобразовательных дисциплин, включающее и практическое обучение. Она писала в своей статье: «Итак, характерным для этой библиотечной семинарии является:

1) большая самостоятельность в работе слушателей;

2) обязательность прохождения курса пролетарского университета;

3) практические занятия по составлению каталогов в связи с курсом пролетарского университета;

4) практические занятия на местах, отчетность в них;

5) превращение курсов в своего рода лабораторию, центр библиотечной жизни» [6, с. 119].

В декабре 1918 года в Петрограде открывается Институт внешкольного образования. В его составе имелась книжно-библиотечная группа (с 1919 года - книжный библиотечный факультет), готовящая заведующих библиотеками, организаторов и инструкторов библиотечного дела. Надежда Константиновна

понимала, что учебных заведений, готовящих библиотечные кадры, было недостаточно, поэтому повсеместно организовывались курсы, преимущественно краткосрочные, двух - четырехнедельные. Значительная часть курсов обучала только технике библиотечного дела и библиографии. Профессиональный уровень обучения был невысок. Полностью планы библиотечного образования осуществить в то время не удалось. Благодаря Надежде Константиновне институты внешкольного образования открылись в Иваново-Вознесенске, Костроме и некоторых других городах. Следует сказать о том, что на первых порах подготовка библиотечных специалистов не получила широкого размаха. Приём на обучение был невелик и не решал острой потребности в квалифицированных библиотечных кадрах. В программах и в преподавании имелось много серьёзных недостатков и пробелов, не было необходимой литературы. Хотя в учебных планах институтов предусматривалось чтение общественных наук, для преподавания им не хватало квалифицированных педагогов. В общем, становление библиотечного образования, подготовка библиотечных кадров были сопряжены с трудностями, типичными для многих учебных заведений первых лет советской власти. Таким образом, к началу 30-х годов состояние теории и практики библиотечного дела не отвечало задачам социалистического преобразования страны.

Подводя итоги библиотечного строительства в конце 20-х годов прошлого века в статье «Цеховщину надо бросить!», Н. К. Крупская писала: «Состояние библиотечного дела у нас в РСФСР, не говоря уже о всём Союзе, совершенно не соответствует той громадной роли, которую надлежит сыграть книге в грядущей культурной революции, библиотек у нас до смешного мало, запас книг в них и того меньше, качество книг из рук вон плохо, широкие массы и рабочих и крестьянства не знают как пользоваться книгой, не знают, что такое библиотека» [8].

Уровень библиотековедения и подготовки библиотечных кадров в этот период сильно

отставал от библиотечной практики. Надо было коренным образом менять ситуацию. 30 октября 1929 года вышло постановление ЦК ВКП(б) «Об улучшении библиотечной работы». В нём состояние библиотечного дела в стране было признано неудовлетворительным. Среди важнейших задач по исправлению ситуации упоминалось значение подготовки кадров. В начале 30-х годов были открыты Ярославский, Ленинградский, Ростовский и другие библиотечные техникумы [1].

В этот период со всей остротой встаёт вопрос о создании библиотечного института. Вся энергия Н. К. Крупской была направлена на открытие вуза. В Совнаркоме поначалу было отказано в создании самостоятельного вуза, предлагалось организовать подготовку специалистов при Педагогическом институте им. Герцена. Известному отечественному библиотековеду Ю. Н. Столярову на основе архивных документов удалось воссоздать все сложности, которые возникли при определении судьбы будущего вуза. Третьего февраля 1930 года Центральная библиотечная комиссия Главполитпросвета и Библиотечная комиссия Главнауки дали поручение подготовить документы в Совнарком об открытии библиотечного института в Москве или Ленинграде с трёхгодичным сроком обучения и отделениями научных, массовых и детских библиотек, а также - двухгодичных библиотечных техникумов в каждой области. Причём Ю. Н. Столяров делает акцент на том, что будущий ректор вуза Г. К. Дерман не была сторонником идеи открытия самостоятельного учебного заведения по подготовке библиотекарей. Она настаивала на открытии библиотечного факультета при Академии коммунистического воспитания, однако это предложение поддержки не получило. На наш взгляд, это было, скорее всего, связано с тем, что она прекрасно понимала, с какими сложностями столкнётся новое учебное заведение с самого начала своей деятельности.

З0-го июня 1930 года Наркомпрос принял решение организовать Библиотечный институт в Москве. Был утверждён план приёма 80 сту-

дентов из числа слушателей Института библиотековедения. Постановлением СНК РСФСР от 10 июля 1930 года Московский библиотечный институт был включён в сеть учреждений, состоящих в ведении Наркомпроса РСФСР [10].

Вуз был открыт на базе Всесоюзной библиотеки им. В. И. Ленина. Ставилась задача оперативно, в течение двух месяцев, провести работу по приёму студентов, разработке учебного плана и по набору педагогов. Пришлось преодолевать значительные трудности организационно-хозяйственного характера. Возникли сложности по нахождению места для канцелярии, для приема заявлений желающих поступить в МБИ, разысканию нужного оборудования, обеспечения студентов общежитием, стипендиями и так далее. Для дневных занятий вуза были отведены три аудитории в небольшом здании, занимаемом институтом библиотековедения (вечером эти аудитории заняты вечерними курсами). Отсутствие помещений для учебных кабинетов и лабораторий также негативно сказывалось на организации учебного процесса. На первых порах Московскому библиотечному институту приходилось пользоваться библиотекой Института библиотековедения, которая помещалась в небольшой комнате. Только в начале 1931 года у института появилась своя пишущая машинка.

Исключительно тяжелы были бытовые условия студентов в общежитиях. Постройка студенческого городка, в котором должны были размещаться студенты МБИ, не была закончена, студентам пришлось жить до февраля 1931 года в казармах, в которых комнаты для студентов не располагали соответствующей обстановкой.

В соответствии с этими требованиями к подготовке библиотекаря учебный план был представлен следующими циклами занятий:

1. общественно-политический;

2. производственно-политический;

3. педагогический и специально-библиотечный;

4. военных и физкультурных занятий;

5. иностранных языков [9].

Первым директором МБИ стала одна из сподвижников библиотечного дела Генриетта Карловна Дерман, человек высокой культуры, изучавшая библиотечную работу на библиотечном отделении в Бостоне (США, 1917 год). Она имела опыт руководства Славянским отделом Библиотеки Конгресса (США), библиотекой Коммунистической академии, была председателем Библиотечной комиссии ГУС Наркомпроса и занимала другие руководящие должности. С присущей ей энергией она принялась за организаторскую, преподавательскую и научную работу в МБИ. По американскому образцу она решила сочетать учебную и научно-исследовательскую работу, высшее и среднее специальное образование. В институте она организовала заочный библиотечный техникум, а для подготовки абитуриентов - рабфак.

Всё было не так просто. Под каким прессом ей приходилось создавать программы библиотечного образования, видно из отзыва Крупской на учебные программы: «Товарищ Дерман, по-моему, и в вузе необходимо уделять место таким вещам, как диалектический материализм (основа мировоззрения), империализм на теперешней его стадии, вопросам интернационализма, вопросам Советской Конституции, истории Советской власти. Первая часть программы - общеполитическая часть - из боевой превратилась в мирно-культурническую. Мне кажется, в настоящем её виде программа малоцелесообразная» [7, с. 305-306].

Занятия в МБИ начались 1 октября 1930 года. Вначале было набрано 53 студента, а в весенний набор принято всего 5, поэтому впоследствии от двухразового набора в течение одного года пришлось отказаться.

Чтобы покрыть дефицит студенческого контингента, в 1931 году высшие библиотечные курсы были превращены в вечерний факультет МБИ. Все их слушатели одномоментно стали студентами-вечерниками. В следующем, 1932 году, в МБИ создан рабочий факультет. Первоначально в институте создаются кафедры библиотековедения во главе с зав. кафедрой Г. К. Дерман, библиографии с зав. кафедрой, выпускником Сорбонского

университета, Л. Н. Троповским, библиотечной работы с детьми - зав. кафедрой А. П. Бабушкиной, главным редактором журналов «Детская литература» и «Мурзилка».

В 1935 году состоялось первое юбилейное торжество в Московском библиотечном институте. Оно было посвящено 5-й годовщине со дня его создания в структуре Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина. Ключевым событием стал приказ Наркомпро-са РСФСР «О пятой годовщине Московского библиотечного института», подготовленный и подписанный замнаркома по просвещению Н. К. Крупской 30 июня 1935 года.

В нём говорится, что за время своего существования Московский библиотечный институт подготовил библиотечных работников с высшим образованием: создан коллектив преподавателей, воспитавших первых профессионалов библиотечного дела, изданы первые учебно-методические материалы для подготовки и переподготовки библиотечных кадров в стране, созданы научные основы библиотечного дела и библиографии. Подчеркнуто, что перед библиотечным вузом стоят более сложные задачи, чем в прошлом, связанные с реализацией постановления ЦИК СССР «О библиотечном деле в Союзе ССР» от 27.03.1934 г. По мнению Н. К. Крупской, значение библиотечного вуза уже вышло за пределы обычной подготовки людей с высшим образованием. От имени Наркомпроса РСФСР Н. К. Крупская поздравила руководителей, преподавателей, сотрудников и студентов вуза с первыми успехами. За проделанную работу была объявлена благодарность шести руководителям МБИ, в том числе и директору Г. К. Дерман [5].

Помещение, выделенное для вуза, явно не отвечало задачам его развития. Было решено начать строительство здания в Подмосковье. В 1936 году вуз переехал в новое здание в Химках, на левом берегу канала имени Москвы. В здании находились учебные аудитории, общежитие, и столовая. В 1938 году вуз получил статус государственного и вплоть до 1957 года носил имя советского деятеля В. М. Молото-ва. Благодаря Н. К Крупской на левом берегу

Химок в 1938 году появилась платформа «Левобережная». Это сделало учебное заведение более доступным для студентов и педагогов [5].

Уже в первое десятилетие существования института было подготовлено более 1000 квалифицированных библиотечных работников. Без их самоотверженного труда и преданности любимому делу был бы невозможен духовный подъём народа. Имена преподавателей МГБИ - Б. С. Боднарского, Ф. И. Каратыгина, А. Д. Эйхенгольца, Н. В. Здобнова, Е. И. Ша-мурина, Л. Н. Троповского, Ю. В. Григорьева, Л. Б. Хавкиной, Л. А. Левина составляют гордость отечественной библиотечной науки.

К своему десятилетнему юбилею дирекция и общественные организации института начали готовиться с осени 1938 года. Особое внимание в эти годы уделялось повышению академической успеваемости студентов и улучшению учебной и трудовой дисциплины в коллективе, развитию научного потенциала вуза. Институт подошел к юбилею с хорошими достижениями. Постановлением СНК СССР от 11 мая 1938 года Библиотечный институт был причислен к первой категории и получил государственный статус.

Надежда Константиновна по мере сил и возможности старалась уделять внимание вузу с момента его основании и до последнего года своей жизни.

В 1938 году в журнале «Красный библиотекарь» была опубликована её речь «Задачи библиотечного образования», которую она произнесла на совещании со студентами и работниками Московского библиотечного института: «Прежде

всего надо научиться там работать по-настоящему - не только в таком смысле, чтобы все сдать на «отлично». Библиотекарю надо научиться учиться. Иногда, когда пристаешь к студентам, начинаешь спрашивать, как они учатся, от разговора с ними немножко получается такое впечатление, что это птенчики - рот разевают, и в этот рот профессор должен им пищу вкладывать. А чтобы самому учиться, этого часто не умеют. А библиотекарю больше чем кому-нибудь надо уметь самостоятельно разбираться в книгах, уметь понять, как книга может повлиять на того или иного читателя» [6, с. 699-705.].

За годы своего существования вуз претерпел значительные изменения. На определённом этапе своего развития он превратился в Институт культуры, некоторое время имел статус университета. Менялась структура вуза, образовывались и исчезали факультеты. Можно только сожалеть, что в совсем недавнем прошлом прекратил своё существование и библиотечный факультет. Вместе с тем, отрадно отметить, что с 2022 года начался процесс восстановления библиотечно-информационного факультета. В настоящее время факультет не просто восстановлен, а находится в состоянии развития. Совсем недавно была воссоздана кафедра «Теории и методики библиотечно-информационного обслуживания детей и юношества». Надеемся, что следующий юбилей вуза библиотечно-информационный факультет отметит новыми достижениям, сохраняя и приумножая славу и традиции тех, кто создавал кузницу библиотечных кадров в далёком 1930 году.

Список литературы

1. Абрамов К. И. История библиотечного дела в СССР. Москва: Книга, 1980. 352 с.

2. Абрамов К. И. У истоков библиотечного образования в России. К 80-летию основания первых библиотечных курсов. [Электронный ресурс]. URL: https://ellib.gpntb.rU/subscribe/ntb/1993/6/Abramov_ KI_U_istokov_bibliotechnogo_obrazovaniya_v_Rossii(okonchanie).pdf

3. Ванеев А. Н. Первому всероссийскому съезду по библиотечному делу - 100 лет // Вестник Санкт-Петербургский государственный университет культуры. 2010. № 1. С. 88-93.

4. Иванова Г. А. Образование библиотекарей как специалистов по работе с детьми: монография. Москва: МГУКИ, 2002. 258 с.

1 НУ ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2024 ♦ 4 (120) июль - август ^

5. Клапиюк В. Т. Славные даты в истории Московского государственного института культуры. [Электронный ресурс]. URL: file:///C:/Users/mazur/AppData/Local/Temp/MicrosoftEdgeDownloads/ b371f05b-18bb-42fd-8584-9198c0ff5943/slavnye-daty-v-istorii-

6. Крупская Н. К. О библиотечном деле. Сборник. Москва 1957. 715 с.

7. Крупская Н. К. Педагогические сочинения. В 10 т. Москва: Изд-во Акад. пед. наук, 1957-1963. С. 305306.

8. Крупская Н. К. Цеховщину надо бросить! [Электронный ресурс]. URL: URL: https://litlife.club/ books/299482/read?page=51&ysclid=ly1zfmn6x86546301

9. Московский библиотечный институт. [Электронный ресурс]. URL: https://libpers.narod.ru/mbi-1.htm

10. Столяров Ю. Н. Столетие библиотечного образования в СНГ и республиках ближнего зарубежья. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gpntb.ru/ntb/ntb/2013/12/ntb_12_1_2013. pdf?ysclid=ly20jd3jaw385904392

11. Фандо Р. А. Университет А. Л. Шанявского у истоков библиотечного образования в России. // Библиотековедение. 2018. Т. 67, № 4. С. 453-462.

*

Поступила в редакцию 10.07.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.