Научная статья на тему 'МОСКОВСКИЕ ПЕЧАТНЫЕ ЕВАНГЕЛИЯ XVII В. В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ: ИСТОРИЯ, ТРАДИЦИЯ И ОСОБЕННОСТИ ИХ БЫТОВАНИЯ НА БАЗЕ ИЗУЧЕНИЯ КОРПУСА МАРГИНАЛИЙ'

МОСКОВСКИЕ ПЕЧАТНЫЕ ЕВАНГЕЛИЯ XVII В. В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ: ИСТОРИЯ, ТРАДИЦИЯ И ОСОБЕННОСТИ ИХ БЫТОВАНИЯ НА БАЗЕ ИЗУЧЕНИЯ КОРПУСА МАРГИНАЛИЙ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Евангелие / старопечатная книга / Московский печатный двор / маргиналии / вкладные записи / читательская культура / история книги / Gospel / early-print book / Moscow Printing Yard / marginalia / inserted (vkladnye) notes / reader culture / book history

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Борисов Максим Юрьевич

Статья посвящена изучению истории и традиции бытования московского печатного Евангелия XVII в. За это столетие Московский печатный двор выпустил 22 издания Евангелия-Тетр, которое предназначалось как для проведения литургии, так и для домашнего чтения. Источниками для исследования явились старопечатные книги, изученные как de visu, так и с помощью соответствующих каталогов. На базе архивных документов были восстановлены тиражи большинства изданий Евангелия, а также примерно посчитаны вышедшие в XVII в. Всестороннее изучение записей на Евангелиях показало, что эта книга была распространена среди всех слоев населения и активно бытовала в течение нескольких столетий. Реконструирован социальный состав лиц, упоминавшихся в рукописных записях, что помогло установить наиболее часто встречаемые категории населения, а как следствие среду, где больше всего бытовало печатное Евангелие. Специфика же ее бытования заключается в фактическом восприятии книги как объекта материальной ценности для вклада или перепродажи. По понятным причинам, чаще всего Евангелие можно было обнаружить (благодаря владельческим записям) в духовных учреждениях, где оно использовалось по своему прямому назначению. При этом книга была не очень исписана, редко встречающиеся записи, иллюстрирующие интеллектуальную работу с текстом, позволяют утверждать, что печатное Евангелие XVII в. мало читали. Лишь в более позднее время фиксируется увеличение количества читателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOSCOW PRINTED GOSPELS OF THE 17TH CENTURY IN RUSSIAN SOCIETY: HISTORY, TRADITION AND SPECIAL FEATURES OF THEIR USE AS EVIDENCED BY THE CORPUS OF MARGINALIA

This article is devoted to the study of the history and tradition of the existence of the Moscow printed Gospel of the 17th century. During this century, the Moscow Printing Yard issued 22 editions of the Gospel-Tetr, which was intended both for liturgy and for home reading. The sources for the study were old-print books, both studied de visu and with the help of appropriate catalogues. On the basis of archival documents, the circulations of most editions of the Gospel were restored, and their approximate number of publications published in the 17th century was also calculated. A comprehensive study of the records on the Gospels shows that this book was distributed among all population groups and was in active use for several centuries. The social make-up of the persons mentioned in the marginalia was also reconstructed. This helped to establish the most common categories of the population and, as a result, the environment where the printed Gospel was most common. The specificity of its use is due to the actual perception of the book as an object of material value for investment or resale. For obvious reasons, most often the Gospel could be found (thanks to the owners’ records) in spiritual institutions, where it was used for its intended purpose. At the same time, the margins of book were quite sparsely marked; rare notes illustrating intellectual work with the text allow us to assume that the printed Gospel of the 17th century was not read much. Only in later periods there is an increase in the number of readers.

Текст научной работы на тему «МОСКОВСКИЕ ПЕЧАТНЫЕ ЕВАНГЕЛИЯ XVII В. В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ: ИСТОРИЯ, ТРАДИЦИЯ И ОСОБЕННОСТИ ИХ БЫТОВАНИЯ НА БАЗЕ ИЗУЧЕНИЯ КОРПУСА МАРГИНАЛИЙ»

Вестник ПСТГУ

Серия II: История. История Русской Православной Церкви.

Борисов Максим Юрьевич, библиотекарь НИО редких книг (Музей книги) РГБ;

аспирант

Историко-архивного института РГГУ Россия, г. Москва шак8Ьог2202200@ша11. ги https://orcid.org/0000-0002-0720-4298

2023. Вып. 115. С. 24-40

DOI: 10.15382/sturII2023115.24-40

Московские печатные Евангелия XVII в. в российском обществе: история, традиция

И ОСОБЕННОСТИ ИХ БЫТОВАНИЯ НА БАЗЕ ИЗУЧЕНИЯ КОРПУСА МАРГИНАЛИЙ

М. Ю. Борисов

Аннотация: Статья посвящена изучению истории и традиции бытования московского печатного Евангелия XVII в. За это столетие Московский печатный двор выпустил 22 издания Евангелия-Тетр, которое предназначалось как для проведения литургии, так и для домашнего чтения. Источниками для исследования явились старопечатные книги, изученные как de visu, так и с помощью соответствующих каталогов. На базе архивных документов были восстановлены тиражи большинства изданий Евангелия, а также примерно посчитаны вышедшие в XVII в. Всестороннее изучение записей на Евангелиях показало, что эта книга была распространена среди всех слоев населения и активно бытовала в течение нескольких столетий. Реконструирован социальный состав лиц, упоминавшихся в рукописных записях, что помогло установить наиболее часто встречаемые категории населения, а как следствие среду, где больше всего бытовало печатное Евангелие. Специфика же ее бытования заключается в фактическом восприятии книги как объекта материальной ценности для вклада или перепродажи. По понятным причинам, чаще всего Евангелие можно было обнаружить (благодаря владельческим записям) в духовных учреждениях, где оно использовалось по своему прямому назначению. При этом книга была не очень исписана, редко встречающиеся записи, иллюстрирующие интеллектуальную работу с текстом, позволяют утверждать, что печатное Евангелие XVII в. мало читали. Лишь в более позднее время фиксируется увеличение количества читателей.

Ключевые слова: Евангелие, старопечатная книга, Московский печатный двор, маргиналии, вкладные записи, читательская культура, история книги.

В XVII в. в России во время расцвета деятельности Московского печатного двора (далее — МПД) и укрепления самодержавного государства печатная книга смогла занять высокое положение в обществе, одновременно став доступной для

© Борисов М. Ю., 2023.

значительной части населения. Читательские практики того времени показывают, что она ценилась и уважалась не только с материальной точки зрения, но и с морально-духовной. К ее содержанию, очевидно, относились с трепетом. Это можно хорошо проследить на примере одной из важнейших книг Священного Писания — богослужебного Евангелия. Существует несколько типов этой книги, которые различаются областью применения: богослужебная, четье и толковая. Говоря о первом типе, исторически сложилось так, что в России эту функцию на себя взяло Евангелие-Тетр, которое являлось четьей книгой. Поэтому МПД специализировался на выпуске Евангелия двух форм — Тетр и учительное толковое. Данная статья посвящена изучению традиции бытования первого типа Евангелия, т. к. по своему функционалу эта книга предназначалась для широкого круга пользователей.

Наиболее информативную картину о процессе бытования книги дают записи, которые оставляли читатели на протяжении нескольких столетий. Особенностью данного исторического источника является его сильная субъективная сторона, которая в нашем случае помогает раскрыть для каждого экземпляра ту уникальную среду его бытовой жизни. Дошедший до нас корпус маргиналий открывает для исследователей широкие возможности по изучению книжной традиции в отечественной культуре. Историография изучаемой проблематики довольно широка, впервые этот вопрос был поднят в XIX в.1 В советское время исследователи в основном свое внимание концентрировали на изучении особенностей и характеристик владельческих2 и читательских записей3. В настоящее время учеными принято рассматривать книжные маргиналии с точки зрения историко-культурных источников4. Важную роль играет и диссертационное исследование Е. В. Шапиловой, посвященное всестороннему изучению московского печатного Евангелия (богослужебного и учительного), изданное в

1 См.: Лебедев А. Н. Надписи на старинных книгах (Памяти брата и друга И. М. Острогла-зова) // Книговедение. М., 1896. С. 30-34.

2 См.: Тихомиров М. Н. Записи Х1У—ХУП вв. на рукописях Чудова монастыря // АЕ за 1958 г. М., 1960. С. 11-36; Зернова А. С. Надписи на книгах московской печати ХУ1—ХУП вв. в собрании отдела редких книг государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина // Книга: исследования и материалы. М., 1991. Сб. 62. С. 111-131; Пихоя Р. Г., Шашков А. Т. Записи на рукописных и старопечатных книгах ХУ1—ХУП вв. в собраниях Уральского университета // Вопросы истории Урала. 1979. Вып. 15. С. 21-27.

3 См.: Апанович Е. М. Записи на рукописных книгах ЦНБ АН УССР // Проблемы рукописной и печатной книги. М., 1976. С. 70-86; Альбина Л. Л. Вольтер — читатель книг своей библиотеки // Федоровские чтения. 1976. М., 1978. С. 100-108.

4 См.: Поздеева И. В. Конкретно-исторические знания и искусство истории: Историческая информация записей на книгах // Книга: исследования и материалы. М., 1995. Сб. 71. С. 97-115; Шустова Ю. Э. Записи в изданиях типографии Львовского братства 1591-1644 годов из собрания Научно-исследовательского отдела редких книг (Музея книги) РГБ // Вивлиофи-ка: История книги и изучение книжных памятников. М., 2011. Вып. 2. С. 44-80; Градобойно-ва Е. В. «Читай зело полезно»: выявление читательского интереса на основе маргиналий текстам кириллических изданий // Федоровские чтения 2012. М., 2012. С. 54-67; Богданов В. П. Социальные аспекты бытования старопечатной кириллицы (по записям на экземплярах изданий второй половины XVII в.) // Вестник Московского университета. Серия 8: История. 2015. № 1. С. 14-28.

1620—1660-е гг.5 Различные аспекты изучения этой книги в последнее время поднимались рядом авторов6.

В XVII в. Евангелие-Тетр уже имело сложившуюся структуру. Предваряет книгу введение с указанием правил работы с ней. Затем следуют тексты четырех Евангелий в последовательности их создания — от Матфея, Марка, Луки и Иоанна Богослова. Каждый текст Евангелия начинается с оглавления списка зачал с кратким названием и предисловием. Традиционно предисловие к Евангелию от Матфея давалось из толкований Феофилакта Болгарского. Каждое Евангелие предваряет фронтиспис с иконографическим изображением евангелиста. Завершает книгу раздел, посвященный порядку чтения Евангелия. Речь идет о «Соборнике» с указанием чтений зачал к списку избранных святых и церковных праздников, разделенных на 12 частей, в соответствии с месяцами года. Обязательно прилагались недельные таблицы с указанием порядка чтений зачал. До-никоновские издания отличает и наличие послесловия.

Во второй половине XVII в. благодаря преобразованиям патриарха Никона Евангелие было содержательно изменено. В частности, у книги появилось предисловие вместо послесловия. Текст каждого Евангелия снабжен оглавлением со списком глав, к избранным ее строкам даны краткие характеристики. К предисловиям повествований были добавлены краткие редакции житий евангелистов от святого Иеронима и святомученика Дорофея. В конце книги, после «Собор-ника» и недельных таблиц, были добавлены различные прокимены, например утренние, воскресные, дневные и на потребу. Редакция Евангелия совершенствовалась и дополнялась в течение всего XVII в., став воистину настольной книгой для церквей и монастырей.

За время работы МПД в XVII в. было выпущено 22 издания богослужебного Евангелия. В основном книга выходила в формате in folio, однако издания 1648, 1668 и 1685 гг. были выпущены «в четверку». Тиражи Евангелий 1689 и 1898 гг. были «в лист». К сожалению, до нас не дошли сведения о размерах «заводов» нескольких изданий. Это касается всех книг, вышедших до 1633 г., а также больше-форматного Евангелия 1698 г. Известно, что до 1640 г. богослужебные Евангелия на МПД выходили стандартным заводом в 1150 книг, поэтому можно предположить, что наиболее ранние издания имели такой же тираж. Относительно Евангелия 1698 г. логичнее было бы предположить, что оно вышло таким же небольшим заводом (150 экз.), как и идентичное издание 1689 г. Полученные данные можно изобразить в следующей таблице:

5 Шапилова Е. В. Евангелия Московского печатного двора в истории книжной культуры России 20—60-х гг. XVII в.: дис. ... канд. ист. наук. Иваново, 2008.

6 См.: Мудрова Н. А. Рукописные и старопечатные книги кириллической традиции ХУН—ХГХ вв. В фонде ЦНБ УрО РАН // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2020. № 4 (32). С. 287—316; Зубатенко А. В. Напрестольное Евангелие из церкви Димитрия Солунского в Ярославле и его вкладчики // Язык, книга и традиционная культура позднего русского Средневековья в науке, музейной и библиотечной работе... 2019. С. 96—112; Бороди-хин А. Ю. «Старообрядческое» издание Евангелия XVII века // Старообрядчество: история и современность, местные традиции, русские и зарубежные связи. 2021. С. 259—268.

Таблица 1

Фактическая тиражность московских Евангелий XVII в.

Дата выхода издания Данные об экз. на «александрийской» бумаге Данные об экз. на «меньшой» бумаге Фактический тираж

29.VI.[1606] - - 1150 (?)

[1619] — - 1150 (?)

19.III.1627 - - 1150 (?)

01.VI.1628 - - 1150 (?)

30.IX.1633 25 1125 1150

03.II.1637 400 750 1150

19.I.1640 - 1150 1150

20.VII.1644 600 600 1200

06.I.1648 - 1200 1200

04.VI.1651 - 1200 1200

25.X.1653 - 1200 1200

29.VIII.1657 - 1200 1200

18.I.1663 - 1200 1200

15.III.1668 - 1200 1200

30.IX.1677 50 2350 2400

Х.1681 480 - 480

V.1685 - - 1600

IX.1688 240 920 1200

VII.1689 150 - 150

VHI.1694 - - 1200

IX.1697 - - 2000

XII.1698 150 (?) - 150 (?)

Итого: 2095 14095 256307

Полученная сумма в целом не сильно отличается от подобных цифр других исследователей8. Эти данные позволяют нам отнести Евангелие к числу наиболее издаваемых книг на МПД в XVII в. Работа с собраниями старопечатных книг и каталогами различных фондодержателей убедительно показывает достаточно высокую сохранность практически всех изданий, что связано и с функциональным значением Евангелия, и с его высокой ролью в обществе, а также, например, во многом с деятельностью старообрядческих общин, которые бережно относились к дониконовской книге. Удалось собрать сведения о 405 экземплярах Евангелия (что, конечно, не предел), составляющих 1,6% от общего числа выпущенных книг. Из них 77 были изучены de visu в собраниях РГБ, РНБ и Библио-

7 Подсчитано по: РГАДА. Ф. 1182. Оп. 1. Д. 16. Л. 119; Д. 29. Л. 63 об.; Д. 35. Л. 24-24 об.; Д. 39. Л. 124-124 об., 244; Д. 47. Л. 346; Д. 53. Л. 27; Д. 58. Л. 103; Д. 70. Л. 43; Д. 75. Л. 25; Д. 76. Л. 233; Д. 81. Л. 166; Д. 91. Л. 10; Кириллические издания Ростово-Ярославской земли: каталог / под ред. И. В. Поздеевой. Ярославль; Ростов, 2009. Т. 2. С. 94, 550, 591, 606.

8 См.: Поздеева И. В. Деятельность Московского печатного двора в XVII в. по новым материалам // Российская история. 2021. № 2. С. 3-13.

теки РГАДА. Источником для остальных экземпляров явился ряд отечественных и зарубежных каталогов старопечатной кириллической книги, а также научные публикации.

При работе с каталогами стоит учитывать ряд обстоятельств, которые напрямую влияют на формирование научной картины. Во-первых, в некоторых каталогах не указывается наличие каких-либо записей, из-за чего теряется возможность изучать целые книжные коллекции9. Во-вторых, отсутствие единых правил составления каталогов, научного описания экземпляров и передачи текста записей приводит к неоднородности содержащейся в них информации. Так, в некоторых случаях не указываются листы расположения записей10, орудия письма и типы почерков, по которым можно датировать маргиналию11. Нередко можно встретить и недатированные записи, что дополнительно осложняет их анализ. В-третьих, на наш взгляд, самая большая проблема — это то, что всем видам маргиналий уделяется неравноценное внимание. Практика показала, что их составители нередко могли акцентировать внимание на записях владельческого характера и библиотечных, читательские же игнорировались или намеренно опускались12. В лучшем случае даются формулировки по типу «пометы богослужебного характера», «маргиналии» или «маргиналии литургического характера». Получается так, что теряется большой пласт важнейшей для нас информации о читательской традиции и о характере бытования московских Евангелий. Поэтому мы получаем изначально заниженное количество читательских записей, которые стремятся соответствовать количеству книг, где они встречаются, а не реальному их количеству. В итоге складывается несколько искаженная картина, что необходимо учитывать.

В 405 изученных экземплярах Евангелий было зафиксировано 606 записей. Они были обнаружены на 271 экземпляре, что составляет примерно 2/3 от общего числа. Получается, что в среднем на одну книгу приходилось 1,5 записи (медианное значение равно 1), т. е. можно отметить довольно слабую «ис-писанность» Евангелий, хотя это, конечно, не так. За средними числами всегда скрываются частные и уникальные моменты, иллюстрирующие неоднородность исторического процесса. Стоит учитывать, что 23 экземпляра (5,7%) вполне активно бытовали и использовались читателями. Только на них было обнаружено 178 записей, что составляет 29,4% от общего числа. Распределение количества маргиналий в книгах представлено на следующем графике:

9 См.: Славянские книги кирилловской печати Х^ХШП вв.: Описание книг, хранящихся в Гос. публичной б-ке УССР / сост. С. О. Петров. Киев, 1958.

10 См.: Памятники письменности в музеях Вологодской области: каталог-путеводитель. Ч. 2. Вып. 2: Книги кириллической печати Вологодского областного музея (1575—1825 гг.) / [сост. В. В. Морозов и др.]. Вологда, 1985.

11 См.: Гадалова Г. С. Кириллические издания в хранилищах Тверской земли (XVI в. — 1725 г.): каталог. Тверь, 2002.

12 См.: Полетаев А. В. Записи на старопечатных книгах кирилловской традиции XVI— XVII вв. Из собрания лаборатории археографических исследований ИГНИ УрФУ // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2017. № 1 (17). С. 38—112.

300

250 200

с ю та

о 150 Т 100 50

0

Ил. 1. Гистограмма распределения количества записей в Евангелиях

Ось у (число наблюдений) соответствует количеству экземпляров, в которых были обнаружены маргиналии, ось х — количество записей в одной книге. По графику видно, что наиболее типичной ситуацией является наличие в Евангелии от одной до пяти записей.

Где же чаще всего располагались маргиналии в московских Евангелиях? В отечественной историографии этот вопрос поднимался не раз, например, известно, что читателями активно использовались форзацные, нахзацные и при-переплетные листы, что объясняется наличием на них большого количества свободного места. Чаще всего на них можно обнаружить библиотечные и владельческие записи, реже — читательские или записи, отражающие особенности бытования экземпляра. Причем в основном речь идет о более поздних маргиналиях, что связано с неоднократной заменой переплетов у книг. Боковые поля книги использовались реже всего, практически мы не обнаружим записей, вписанных между строк. В этих местах в основном располагались читательские записи, демонстрирующие работу с текстом. Активнее всего использовалось нижнее поле. Исследователями не раз подчеркивалась особенность православной читательской традиции — разделять вкладные и владельческие записи на фразы, части слов и буквы и растягивать иногда на значительное количество листов. Скорее всего это делалось с целью защиты подлинности записи, наследие этой традиции можно проследить и в XIX в. Львиная доля подобных записей начинается именно с Евангелия от Матфея, расположенного первым, существенно реже — с первых листов книги. Они могли растягиваться как по листам последовательно, так и концентрироваться исключительно на полях первых страниц следующих Евангелий. Очевидно, это была общепринятая практика, которая диктовалась, вероятно, наибольшей просматриваемостью первых страниц Евангелий и стремлением сделать запись как можно более заметной.

Гистограм.: Сумма ^С d=,31074, p<,01 ;Лиллиефорса p<,01 - Ожидаемое нормальное

Верхние границы ^ <= граница)

Если говорить о языковом составе маргиналий, то большинство записей написаны на русском языке (513 или 84,5%), некоторое количество — на церковнославянском языке (51 или 8,4%). Записи на староукраинском языке (2 шт.) и на латыни (4 шт.) свидетельствуют, что незначительное количество книг в XVII в. попадало на территорию тогдашней Речи Посполитой. Но в основном же книги находились в руках отечественных читателей, ареал обитания которых увеличивался по мере расширения Российского государства.

Далеко не все маргиналии имели указание на дату, поэтому часть была датирована с помощью палеографических признаков. Ее удалось установить у 84,5% записей от общего числа, которые имеют следующую разбивку по векам: XVII (227 шт.), XVIII (65 шт.), XIX (131 шт.) и XX (90 шт.). Видно, что московское Евангелие в течение столетий не утрачивало своей актуальности и продолжало достаточно активно использоваться в быту. По понятным причинам, XVII в. донес до нас большее количество записей, несмотря на все утраты. В XIX в. фиксируется увеличение количества маргиналий относительно предыдущего столетия. Это явление объясняется постепенным откладыванием книг в библиотеках церквей и монастырей и их описанием, а также активизацией библиофильской деятельности, которая разогрела интерес у коллекционеров к старопечатной кириллической книге. В XX в. наблюдается уменьшение количества записей, которое можно объяснить активным пополнением государственных книгохранилищ Евангелиями после Октябрьской революции 1917 г.

Одним из интереснейших сюжетов в изучении записей является вопрос их авторства. Дело в том, что эти исторические источники доносят нам уникальные сведения о владельцах книги, ее вкладчиках, покупателях, дарителях, а также о других лицах, указанных в записях. Нередко бывает так, что в процессе своего бытования книга принадлежала нескольким владельцам, и часто из разных социальных слоев. Поэтому их непосредственное изучение помогает лучше понять функционирование Евангелия в отечественном обществе. Изученный корпус маргиналий можно разделить на три группы. Первая группа — запись, автора которой установить возможно («Сия богодуховенная книга евангелие напрестольное богородтцкаго купца Ивана Иванова Паршина»)13, т. к. сведения о нем находятся в ее тексте или его можно узнать по индивидуальному почерку. Для XVII в. характерна фраза «а подписал своею рукою», которая также помогает подтвердить авторство. Вторая группа — запись, написанная от имени человека другим лицом. Указание на это всегда можно обнаружить в ее тексте («1643-го году ген-варя в <...> / дал сию / книгу / Евангелие / Борис / Семенович / ДворЪнинов / и <...> Устинья / в церковь / Николы / Чюдотворца / Змеева / по родителях / своих / по Якове / да по скимницЪ / Ольге / и по их сродниках / при свещеннике / при ТимоеЪе / Макареве / а потписал / сие Евангилие / Борисов ч(е)л(ове)къ / Семеновича / ДворЪнинова / 0етка / Михаилов с(ы)нъ / Добрынин»)14. Самую значительную часть составили записи третьей группы, когда автора определить

13 Старопечатные издания кирилловского шрифта первой четверти XVII века: каталог / сост. Н. И. Алексеева. Саратов, 2005. Вып. 23. С. 25.

14 РГБ МК. Евангелие. Москва, 1633. Инв. № 8445. Л. 4-184.

невозможно. В основном это касается читательских и библиотечных записей, а также частично утраченных.

В целом в изученном корпусе маргиналий было обнаружено 210 имен личных владельцев и 249 — корпоративных, под которыми понимаются организации (в основном духовные) и совместное владение. Можно сказать, что все-таки Евангелие тяготело к «оседанию» в церквях и монастырях, откуда потом попадало в государственные книгохранилища. Сказывается, очевидно, функциональная направленность книги, хотя перевес корпоративных владельцев не такой большой. Это можно объяснить тем, что вклады, как и дары, делались физическими лицами, за счет которых складывается общее число. Например, если посмотреть по владельческим записям, то сразу можно заметить существенный разрыв: 33 личных владельца против 96 корпоративных. Однако интересно взглянуть на всех людей, которые упоминаются в записях. Удалось установить личность 402 человек, подавляющая часть которых жила в XVII в. (302 или 76,5%). Это обусловлено не только традицией составления записей того времени, но и наиболее активным периодом бытования книг. Посмотрим на их социальный состав, потому что указание на происхождение поможет лучше понять, среди каких слоев больше всего бытовало Евангелие. Его удалось установить у 283 человек, т. е. у 70,4% от общего числа.

Таблица 2

Социальный состав лиц, зафиксированных в Евангелиях

Социальный слой Кол-во человек Процент от общего числа (%)

Белое духовенство 71 25,1

Черное духовенство 66 23,3

Торговое и городское население 38 13,4

Зависимое население 34 12

Высшая аристократия 24 8,5

Приказные чины 20 7,1

Служилые люди 18 6,4

Работники МПД 12 4,2

БОльшую часть социальной картины сформировали записи XVII в., что, собственно, иллюстрирует таблица 2. Наиболее часто упоминалось белое и черное духовенство (48,4%). Это и отражает ту среду, где в основном бытовало Евангелие. Священники являлись не только владельцами книг, но и выступали в качестве представителей от церкви или монастыря при вкладе и покупке Евангелия, свидетелями при заключении различных сделок, а также, будучи грамотными, нередко делали записи от имени других людей. С существенным разрывом идут представители торгово-городского слоя и зависимого тяглового населения. Первые были, видимо, вполне образованным слоем, видно, что городские жители держали книгу дома (что видно из более поздних записей). Торговцы же в течение XVII в. в основном занимались перепродажей Евангелия и вкладом их в церковь.

Зависимое население (крестьяне, дворовые люди и т. п.), по всей видимости, относилось к этой книге исключительно как материальной ценности, потому что находим только их вкладные записи. То же самое относится к высшей аристократии и служилым людям. Лишь совсем незначительное количество именуют себя владельцами, которые, вполне вероятно, собирали личные библиотеки. Приказные люди по большей части выступали в качестве составителей записей, как и духовенство. Все записи с упоминаниями работников МПД являются техническими («Смотрил Петръ 0омин»)15 за исключением одной вкладной.

В ходе исследования было решено разбить корпус маргиналий на 10 видов по содержательному признаку (таблица 3):

Таблица 3

Классификация маргиналий в Евангелиях

Вид маргиналии Кол-во обнаруженных Кол-во в %

Вкладные записи 132 21,8

Владельческие записи 130 21,4

Читательские записи, связанные с сюжетом книги 97 16

Библиотечные записи 80 13,2

Записи, отражающие особенности бытования экземпляра 40 6,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Реставрационные записи 32 5,3

Записи купли-продажи 30 5

Записи-ссылки 28 4,6

Дарственные записи 24 4

Читательские записи на посторонние сюжеты 13 2,1

Из таблицы видно, что наиболее частым видом маргиналий в Евангелии были вкладные записи, что еще раз подтверждает сильную распространенность данной традиции. Вложение книги на помин души родственников является как бы демонстрацией стремления вкладчика спасти свою собственную душу. При этом, очевидно, книга рассматривается в данном контексте как объект материальной ценности, хотя в церкви, конечно, она в дальнейшем будет использоваться по назначению. Подтверждением этому может служить запись, которая свидетельствует, что книги вкладывались вместе с другими вещами, например деньгами на «церковное строение» и на облачение духовенства («В 1661 году марта 29 положили <...> Оникий Петров сын прозвищем Третьяк з женою своею с Антонидою Ивановою дочерью по дочере своей по Парасковье в помин сию книгу Евангелие, рубль денег. колокол две гривны, да на оплечье десять. а подписал по старосты изволию Михаила Амосова Дмитриевской церковный дьячек Мишка Федоров»16.)

15 См.: Гадалова Г. С. Указ. соч. С. 78.

16 Памятники письменности в музеях Вологодской области: каталог-путеводитель. С. 231.

Книги вкладывали представители всех социальных слоев общества, не только мужчины, но и женщины. Вкладные записи достаточно информативны и имеют определенную структуру: они сообщают о фактическом переходе книги от одного владельца к другому (то же самое относится и к дарственным, и к записям купли-продажи), содержат в себе указания на социальный статус вкладчика и полное наименование места вклада. Неотъемлемой составляющей является и забота человека о спасении своей души. Часто можно встретить в таких записях объемные проклятия, адресованные гипотетическим ворам («...хто сию книгу насилием или иною какою лестию и отлучит и от сего манастыря, буди на нем тягость церковная и на роде его в вековые веки.»)17.

В вид владельческих записей вошли все маргиналии, которые позволяют идентифицировать имя владельца. Подобные записи достаточно часто встречаются в Евангелиях, они раскрывают широкую картину среды бытования этой книги. Однако наличие маргиналий не дает оснований считать, что сама книга читалась. В основном Евангелием владели церкви и монастыри, книжные собрания которых активно подписывались в XIX в. («Княгиниского уезда села Су-радеева Воскресенской церкви»)18. Личные владельцы также зачастую ограничивались довольно короткими записями («Принадлежитъ / Степану Максимову Стовареву»)19.

В рамках исследования записи специально были разбиты на три вида, т. к. содержащаяся в них информация крайне разнообразна. Больше всего сделано записей, имеющих непосредственное отношение к сюжету книги, что отражает процесс ее чтения человеком («Эта глава открылась мне в первый день Новаго 1934 года»)20. Чаще всего можно обнаружить короткие записи по типу «зри» или «чти здЬ»21, адресующие внимание читателя к определенным сюжетам в Евангелии. Иногда ими выписывались на поля книги или форзацы краткое содержание интересующих частей Евангелий с указанием зачал («о Ил!е пророке, Матвея зачал[о] 71 / еще Марко, зача[ло] 39 / о мерзости запустеше но втором пришествие / Матвея зачал[о], 99 и 102, и еще о том же / Марка, зача[ло] 60»)22. Иногда встречаются записи с выписанными определенными строками на поля книги, которые также отражают процесс работы с ней. При этом маргиналий, комментирующих сюжет Евангелия или анализирующих его, обнаружено не было.

Записи-ссылки делались на тексты Священного Писания, труды отцов церкви и т. п. Таких обнаружено немного. Наличие подобных записей в книге показывает некоторый уровень образовательной подготовки читателя и демонстрирует его знания в области духовной литературы. В основном они ставились на полях рядом с текстом-цитатой. Такие записи были обнаружены в шести книгах,

17 Памятники письменности в музеях Вологодской области: каталог-путеводитель. С. 39.

18 Нижегородская книжная культура: Материалы и исслед. Т. 1: Книги кириллической печати XVI—XVII веков в фондах Нижегородской областной библиотеки: каталог / сост. И. М. Грицевская. Н. Новгород, 1992. С. 94.

19 РГБ МК. Евангелие. Москва, 1637. Инв. № 3623. Л. 1 (нн.).

20 Евангелие. Москва. 1697. Инв. № СТ 1160/11 // Книги кириллической печати 16—20 вв. из собрания ГПИБ. URL: http://rarebook.shpl.ru/search.htm (дата обращения: 28.07.2022).

21 РГБ МК. Евангелие. Москва, 1668. Инв. № 3800. Л. 98 об.

22 РГБ МК. Евангелие. Москва, 1628. Инв. № 4472, форзац. л.

причем в одной из них их насчитывается 21 шт. (из 28). Думается, с этой книгой работал вполне образованный человек. Записи, не связанные с сюжетом книги, оказались самым редким видом маргиналий («Михайло родился 1 ноября в лето 7383 (1875). Переехали жить на Гайжево 26 августа 7386 (1878)»)23. Читателям оказалось несвойственно отмечать сведения об окружающем мире на Евангелии, что вполне может быть объяснимо.

Таким образом, в сумме всех видов читательских записей оказалось 138 шт., что составляет только 22,7% от общего числа обнаруженных маргиналий. Это количество наглядно демонстрирует преобладание в печатном Евангелии записей владельческого и вкладного характеров.

Записи, отражающие особенности бытования экземпляра, являются довольно интересным и разнообразным по составу видом маргиналий. Сюда же вошли упоминавшиеся выше технические записи сотрудников МПД. Значительную часть данного вида занимают записи с информацией о переплетах книги (часто не дошедших до нас), которые нередко оставляли сами переплетчики. Они интересны тем, что довольно подробно описывают образ нового переплета и материалы, из которых он был сделан. Подобного рода маргиналии были отнесены и к виду вкладных записей, если переплет, как и книга, становились объектами вклада («а вновъ / переплелъ / 1 ыболокъ / в бархатъ / зеленой / 1 Еуангилисшы / приложилъ / серебреныя / чеканные / бЪлыА / 1 застешки / серебреныя / бЪлыА / торговой / ч(е)л(ове)к / Петрь / Григорьев / с(ы)нъ / Щеголинъ / по своей / д(у)ш% / 1 по своих / рыдителех / в вечный / поминь / подписалъ / инок / Варлам / 1668 ноАбрА вь 20 день»)24. В целом вкладчики в своих записях иногда указывали и состояние переплета, особенно если он был дорогой. Также особенности бытования конкретного экземпляра отражают маргиналии совершенно разнообразного содержания, которые с трудом поддаются какой-либо систематизации («Сие святое Эвангелие при построении новой церкви в селе Городне и перемене ветхих вещей на новые там найдено в 1825 году совершенно ветхое и переплетено вновь, а печатано в 1662 году при царе Алексее Михайловиче. Петр Бутурлин»)25. Именно такие сведения и раскрывают исследователям подробности уникального «жизненного пути» каждой старопечатной книги.

Документов о частном рынке книг, особенно в XVII в., исследователи не имеют, однако наличие записей купли-продажи позволяет отчасти компенсировать этот недостаток. Книги из рук в руки покупались либо по личной инициативе, либо по заданию «на казенные деньги». В XVII в. Евангелие независимо от издания чаще всего перепродавалось по 4—5 руб., т. е. в 2—4 раза дороже установленной царем продажной цены. Однако есть примеры как достаточно дешевой перепродажи (так, например, Евангелие 1677 г., которое стоило 2,5 руб.26, в кон-

23 Корпус записей на старопечатных книгах. Вып. 1: Записи на книгах кириллического шрифта, напечатанных в Москве в ХУ-ХУП вв. / сост. Л. И. Киселева. СПб., 1992. С. 48.

24 РГБ МК. Евангелие. Москва., 1627. Инв. № 4778. Л. 58-92.

25 Каталог фонда редкой книги. Вып. 5. Третья четверть XVII века / сост. М. Ю. Глазков. Владимир, 2001. С. 60-61.

26 РГАДА. Ф. 1182. Оп. 1. Д. 75. Л. 31 об.

це XVII в. было приобретено всего за 2,5 руб. 10 алтын27), так и довольно дорогой (за Евангелие 1627 г. также в конце XVII в. было уплачено 10 руб. «полшести алтын» 4 деньги28). В XIX в. такая книга ценилась уже достаточно дорого, перепродавали ее за 25—50 руб. серебром. В первой половине XX в. во время активного комплектования старопечатной книгой государственных книгохранилищ стоимость Евангелия для фондодержателей доходила и до 200 руб.29

В зависимости от исторической эпохи частота обнаружения тех или иных видов маргиналий существенно менялась. Если разбить все записи по векам, то можно получить следующую картину:

Таблица 4

Разбивка видов маргиналий в Евангелиях по векам

Вид маргиналии XVII в. В проц. XVIII в. В проц. XIX в. В проц. XX в. В проц.

Вкладные записи 113 49,8 12 18,5 4 3 1 1,1

Владельческие записи 20 8,8 16 24,6 61 46,6 21 23,3

Читательские записи, связанные с сюжетом книги 27 11,9 14 21,5 18 13,7 11 12,2

Библиотечные записи - - 2 3,1 22 16,8 34 37,8

Записи, отражающие особенности бытования экземпляра 19 8,4 7 10,8 10 7,6 1 1,1

Реставрационные записи 5 2,2 4 6,1 - - 10 11,1

Записи купли-продажи 16 7 4 6,1 4 3 5 5,6

Записи-ссылки 11 4,8 - - 4 3 1 1,1

Дарственные записи 12 5,3 2 3,1 5 3,8 6 6,7

Читательские записи на посторонние сюжеты 4 1,8 4 6,1 3 2,3 - -

Итого: 227 100% 65 100% 131 100% 90 100%

27 См.: Каталог книг кириллической печати XV—XVII вв. научной библиотеки Московского университета / сост. И. В. Поздеева и др. М., 1980. С. 241.

28 См.: Кириллические издания Ростово-Ярославской земли: каталог / А. М. Белогорьев и др. Ярославль; Ростов, 2004. Т. 1. С. 159.

29 См.: Гадалова Г. С. Указ. соч. С. 190-191.

Приведенная таблица 4 показательна. Видно, как менялся характер бытования Евангелия в зависимости от века. Процентные значения помогают несколько уравновесить числовые показатели. В XVII в. половина всех записей пришлась на вкладные, в последующие столетия их количество по понятным причинам резко сократилось. Количество читательских записей хоть и увеличилось в XVIII и XIX вв. до 27,6% и 19% соответственно, но они так и не стали преобладающими видами маргиналий в Евангелии. Одновременно наблюдается рост и владельческих с библиотечными записями, увеличение последних оказалось стремительным. В XX в. этот вид стал преобладающим, недаром выросло и количество реставрационных записей. Рост в это же время количества дарственных и записей купли-продажи также объясняется активным комплектованием государственных книгохранилищ. Тяготение книги «осесть» на библиотечной полке и постепенная замена старых Евангелий новыми способствовали планомерному уменьшению удельного веса записей, отображающих особенности бытования конкретного экземпляра.

Широкий источниковедческий потенциал записей позволил изучить характер и особенности бытования печатного московского Евангелия XVII в. Эти книги, имевшие двойное назначение и адресованные широкому кругу пользователей, использовались, однако, по-другому. Для основной массы светского населения (отчасти и духовенства) эта книга воспринималась в качестве обьекта материальной ценности, поэтому отсутствуют следы «исчитанности», работа с текстом слабо выражена, а его какие-либо комментарии со стороны читателя вообще отсутствуют. Поэтому наиболее часто встречаемыми записями являются вкладные. Можно сказать, что больше читать книгу начинают с XVIII в., вероятно, когда в русское общество проникают идеи эпохи Просвещения. Все-таки Евангелие «обрело» свое место в духовных учреждениях, где оно могло использоваться по прямому назначению. Это демонстрируют не только вкладные, владельческие, дарственные и др. записи, но и в целом характер зачитанности книг (следы от свечного воска, потемнение уголков листов и т. п.).

Источники

Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 1182. Оп. 1. Д. 16, 29, 35,

39, 47, 53, 58, 70, 75, 76, 81, 91. Российская государственная библиотека (РГБ МК). Евангелие. Москва, 1627; 2°.

Инв. № 4778. РГБ МК. Евангелие. Москва, 1628; 2°. Инв. № 4472. РГБ МК. Евангелие. Москва, 1633; 2°. Инв. № 8445. РГБ МК. Евангелие. Москва, 1637; 2°. Инв. № 3623. РГБ МК. Евангелие. Москва, 1668; 4°. Инв. № 3800.

Список литературы

Альбина Л. Л. Вольтер — читатель книг своей библиотеки // Федоровские чтения 1976.

Читатель и книга / отв. ред. Е. Л. Немировский. М., 1978. С. 100-108. Апанович Е. М. Записи на рукописных книгах ЦНБ АН УССР // Проблемы рукописной и печатной книги. М., 1976. С. 70-86.

Богданов В. П. Социальные аспекты бытования старопечатной кириллицы (по записям на экземплярах изданий второй половины XVII в.) // Вестник Московского университета. Серия 8: История. 2015. № 1. С. 14-28.

Бородихин А. Ю. «Старообрядческое» издание Евангелия XVII века // Старообрядчество: история и современность, местные традиции, русские и зарубежные связи: материалы VII Междунар. науч.-практич. конференции. Улан-Удэ, 17-18 ноября 2021 г. Улан-Удэ, 2021. С. 259-268.

Гадалова Г. С. Кириллические издания в хранилищах Тверской земли (XVI век-1725 год): каталог / под ред. И. В. Поздеевой. Тверь, 2002.

Градобойнова Е. В. «Читай зело полезно»: выявление читательского интереса на основе маргиналий текстам кириллических изданий // Федоровские чтения 2012 / отв. ред.

B. И. Васильев. М., 2012. С. 54-67.

Зернова А. С. Надписи на книгах московской печати XVI-XVII вв. в собрании отдела редких книг государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина // Книга: исследования и материалы. М., 1991. Сб. 62. С. 111-131.

Зубатенко А. В. Напрестольное Евангелие из церкви Димитрия Солунского в Ярославле и его вкладчики // Язык, книга и традиционная культура позднего русского Средневековья в науке, музейной и библиотечной работе: Труды IV Междунар. науч. конференции. Москва, 16-17 мая 2019 г. М., 2019. С. 96-112.

Каталог книг кириллической печати XV-XVII вв. научной библиотеки Московского университета / сост.: И. В. Поздеева, И. Д. Кашкарова, М. М. Леренман. М., 1980.

Каталог фонда редкой книги. Вып. 5: Третья четверть XVII века / сост. М. Ю. Глазков. Владимир: Владимиро-Суздальский ист.-арх. и худ. музей-заповедник, 2001.

Книги кириллической печати 16-20 вв. из собрания ГПИБ / сост. Е. В. Воробьева. М., 2000. URL: http://rarebook.shpl.ru/search.htm (дата обращения: 28.07.2022).

Кириллические издания Ростово-Ярославской земли: каталог / под ред. И. В. Поздеевой. Ярославль; Ростов, 2004. Т. 1: 1493-1652 гг.

Кириллические издания Ростово-Ярославской земли: каталог / под ред. И. В. Поздеевой. Ярославль; Ростов, 2009. Т. 2: 1652-1700 годы.

Корпус записей на старопечатных книгах. Вып. 1: Записи на книгах кириллического шрифта, напечатанных в Москве в XVI-XVII вв. / сост. Л. И. Киселева. СПб., 1992.

Лебедев А. Н. Надписи на старинных книгах (Памяти брата и друга И. М. Остроглазо-ва) // Книговедение. М., 1896. С. 1-34.

Мудрова Н. А. Рукописные и старопечатные книги кириллической традиции XVII-XIX вв. В фонде ЦНБ УрО РАН // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2020. № 4 (32). С. 287-316.

Нижегородская книжная культура: Материалы и исследования. Т. 1: Книги кириллической печати XVI-XVII веков в фондах Нижегородской областной библиотеки: каталог / сост. И. М. Грицевская. Н. Новгород, 1992.

Памятники письменности в музеях Вологодской области: каталог-путеводитель. Ч. 2. Вып. 2: Книги кириллической печати Вологодского областного музея (1575-1825 гг.) / [сост. В. В. Морозов и др.]. Вологда, 1985.

Пихоя Р. Г., Шашков А. Т. Записи на рукописных и старопечатных книгах XVI- XVII вв. в собраниях Уральского университета // Из истории духовной культуры дореволюционного Урала XVIII — начала XX в. Свердловск, 1979. С. 21-27.

Поздеева И. В. Конкретно-исторические знания и искусство истории (Историческая информация записей на книгах) // Книга: исследования и материалы. М., 1995. Сб. 71.

C. 97-115.

Поздеева И. В. Деятельность Московского печатного двора в XVII в. по новым материалам // Российская история. 2021. № 2. С. 3-13.

Полетаев А. В., Полетаева Е. А. Записи на старопечатных книгах кирилловской традиции XVI—XVII вв. из собрания лаборатории археографических исследований ИГНИ УрФУ // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2017. № 1 (17). С. 38-112.

Славянские книги кирилловской печати XV—XVШ вв.: Описание книг, хранящихся в Гос. публичной б-ке УССР / сост.: С. О. Петров, Я. Д. Бирюк, Т. П. Золотарь. Киев, 1958.

Старопечатные издания кирилловского шрифта первой четверти XVII века: каталог / сост.: Н. И. Алексеева, Н. А. Попкова. Саратов, 2005. Вып. 23.

Тихомиров М. Н. Записи XIV—XVП вв. на рукописях Чудова монастыря // АЕ за 1958 год. М., 1960. С. 11-36.

Шапилова Е. В. Евангелия Московского печатного двора в истории книжной культуры России 20-60-х гг. XVII в.: дис. ... канд. ист. наук. Иваново, 2008.

Шустова Ю. Э. Записи в изданиях типографии Львовского братства 1591-1644 годов из собрания Научно-исследовательского отдела редких книг (Музея книги) РГБ // Вив-лиофика: История книги и изучение книжных памятников / отв. ред. А. Ю. Самарин. М., 2011. Вып. 2. С. 44-80.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia II: Istoriia. Istoriia Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi. 2023. Vol. 115. P. 24-40 DOI: 10.15382/sturII2023115.24-40

Maxim Borisov,

Research and Development Department of Rare Books

(Book Museum), Russian State Library; Graduate Student, Historical and Archival Institute of the Russian State University for the Humanities

Moscow, Russia maksbor2202200@mail. ru https://orcid.org/0000-0002-0720-4298

Moscow Printed Gospels of the 17th Century in Russian Society: History, Tradition and Special Features of their Use as Evidenced by the Corpus of Marginalia

M. Borisov

Abstract: This article is devoted to the study of the history and tradition of the existence of the Moscow printed Gospel of the 17th century. During this century, the Moscow Printing Yard issued 22 editions of the Gospel-Tetr, which was intended both for liturgy and for home reading. The sources for the study were old-print books, both studied de visu and with the help of appropriate catalogues. On the basis of archival documents, the circulations of most editions ofthe Gospel were restored, and their approximate number of publications published in the 17th century was also calculated. A comprehensive study of the records on the Gospels shows that this book was distributed among all population groups and was in active use for several centuries. The social make-up of the persons mentioned in the marginalia was also reconstructed. This helped to establish the most common categories of the population and, as a result, the environment where

the printed Gospel was most common. The specificity of its use is due to the actual perception of the book as an object of material value for investment or resale. For obvious reasons, most often the Gospel could be found (thanks to the owners' records) in spiritual institutions, where it was used for its intended purpose. At the same time, the margins of book were quite sparsely marked; rare notes illustrating intellectual work with the text allow us to assume that the printed Gospel of the 17th century was not read much. Only in later periods there is an increase in the number of readers.

Keywords: Gospel, early-print book, Moscow Printing Yard, marginalia, inserted (vkladnye) notes, reader culture, book history.

References

Al'bina L. (1978) "Vol'ter — chitatel' knig svoei biblioteki", in S. D. Polntyko (ed.) Fedorovskie chteniia. 1976. Chitatel'i kniga, Moscow, pp. 100—108 (in Russian).

Alekseeva N., Popkova N. (eds) (2005) Staropechatnye izdaniia kirillovskogo shriftapervoi chetverti XVIIveka: katalog. Vol. 23. Saratov (in Russian).

Apanovich E. (1976) "Zapisi na rukopisnykh knigahk TsNB AN USSR", in E. Likhtenshtein, T. Knyazevskaia (eds) Problemy rukopisnoi ipechatnoi knigi, Moscow, pp. 70—86 (in Russian).

Belogor'ev A. (ed.) (2004) Kirillicheskie izdaniia Rostovo-Iaroslavskoi zemli: katalog. Vol. 1. Yaroslavl; Rostov (in Russian).

Bogdanov V. (2015) "Sotsial'nye aspekty bytovaniia staropechatnoi kirillitsy (po zapisiam na ekzempliarakh izdanii vtoroi poloviny XVII v.)". Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriia 8: Istoriia, 2015, no. 1, pp. 14—28 (in Russian).

Borodikhin A. (2021) "Staroobryadcheskoe" izdanie Evangeliia XVII veka", in Staroobriadchestvo: istoriia i sovremennost', mestnye traditsii, russkie i zarubezhnye sviazi, Ulan-Ude, pp. 259—268 (in Russian).

Gadalova G. (2002) Kirillicheskie izdaniia v khranilishchakh Tverskoi zemli (XVIvek — 1725god): katalog. Tver (in Russian).

Glazkov M. (ed.) (2001) Katalog fonda redkoi knigi. Vol. 5: Tret'ia chetvert'XVIIveka. Vladimir (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Gradoboinova E. (2012) "«Chitai zelo polezno»: vyiavlenie chitatel'skogo interesa na osnove marginalii tekstam kirillicheskikh izdanii", in V. I. Vasil'ev (ed.) Fedorovskie chteniya 2011, Moscow, pp. 54-67 (in Russian).

Gritsevskaia I. M. (ed.) (1992) Nizhegorodskaia knizhnaia kul'tura. Vol. 1: Knigi kirillicheskoipe-chatiXVI—XVIIvekov v fondakh Nizhegorodskoi oblastnoi biblioteki: katalog. Nizhny Novgorod (in Russian).

Kiseleva L. (ed.) (1992) Korpus zapisei na staropechatnykh knigakh. Vol. 1: Zapisi na knigakh kirillicheskogo shrifta, napechatannykh vMoskve vXVI—XVIIvv. St. Petersburg (in Russian).

Morozov V. (ed.) (1985) Pamiatniki pis'mennosti v muzeiakh Vologodskoi oblasti: Katalog-putevoditel'. Pt. 2/2: Knigi kirillicheskoi pechati Vologodskogo oblastnogo muzeia (1575—1825gg.). Vologda (in Russian).

Mudrova N. (2020) "Rukopisnye i staropechatnye knigi kirillicheskoi traditsii XVII-XIX vv. v fonde TsNB UrO RAN". Vestnik Ekaterinburgskoi dukhovnoi seminarii, 2020, no. 4 (32), pp. 287-316 (in Russian).

Petrov S., Biriuk Ia., Zolotar' T. (eds) (1958) Slavianskie knigi kirillovskoipechatiXV—XVIIIvv. Kiev (in Russian).

Pikhoia R., Shashkov A. (1979) "Zapisi na rukopisnykh i staropechatnykh knigakh XVI—XVII vv. v sobraniiakh Ural'skogo universiteta". Voprosy istorii Urala, 1979, vol. 15, pp. 21—27 (in Russian).

Poletaev A., Poletaeva E. (2017) "Zapisi na staropechatnykh knigakh kirillovskoi traditsii XVI-XVII vv. iz sobraniia laboratorii arkheograficheskikh issledovanii IGNI UrFU". Vestnik Ekaterinburgskoi dukhovnoi seminarii, 2017, no. 1 (17), pp. 38-112 (in Russian).

Pozdeeva I., Kashkarova I., Lerenman M. (eds) (1980) Katalog knig kirillicheskoi pechati XV-XVIIvv. nauchnoi biblioteki Moskovskogo universiteta. Moscow (in Russian).

Pozdeeva I. (1995) "Konkretno-istoricheskie znaniia i iskusstvo istorii (Istoricheskaia informatsiia zapisei na knigakh)", in N. Sikorskii (ed.) Kniga: issledovaniia i materialy, Moscow, vol. 71, pp. 97-115 (in Russian).

Pozdeeva I. (ed.) (2009) Kirillicheskie izdaniia Rostovo-Iaroslavskoi zemli: katalog. Vol. 2. Yaroslavl; Rostov (in Russian).

Pozdeeva I. (2021) "Deiatel'nost' Moskovskogo pechatnogo dvora v XVII v. po novym materialam". Rossiiskaia istoriia, 2021, vol. 2, pp. 3-13 (in Russian).

Shustova Iu. (2009) "Zapisi v izdaniiakh tipografii L'vovskogo bratstva 1591-1644 godov iz sobraniya Nauchno-issledovatel'skogo otdela redkikh knig (Muzeia knigi) RGB", in A. Samarin (ed.) Vifliofika: istoriia knigi i izuchenie knizhnykh pamiatnikov, Moscow, vol. 2, pp. 44-80 (in Russian).

Tikhomirov M. (1960) "Zapisi XIV-XVII vv. na rukopisiakh Chudova monastyria", in Arkheologicheskii ezhegodnikza 1958god, Moscow, pp. 11-36 (in Russian).

Zernova A. (1991) "Nadpisi na knigakh moskovskoi pechati XVI-XVII vv. v sobranii otdela redkikh knig gosudarstvennoi biblioteki SSSR imeni V. I. Lenina", in N. Sikorskii (ed.) Kniga: issledovaniia i materialy, Moscow, vol. 62, pp. 111-131 (in Russian).

Zubatenko A. (2019) "Naprestol'noe Evangelie iz tserkvi Dimitriia Solunskogo v Iaroslavle i ego vkladchiki", in Iazyk, kniga i traditsionnaia kul'turapozdnego russkogo Srednevekov'ia v nauke, muzeinoi i bibliotechnoi rabote, Moscow, pp. 96-112 (in Russian).

Статья поступила в редакцию 22.01.2023

The article was submitted 22.01.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.