—ф— Грузооборот портов Индии
—■— ВВП Индии
—А- Мировая продукция
- X - Объем мировой торговли
Ж— Грузооборот мирового морского транспорта
Рис. 2. Соотношение темпов роста грузооборота морских торговых портов Индии с некоторыми экономическими макро-показателями, 2007-2012 г.г., в %.
Примечание:
• Темпы роста для ВВП Индии и грузооборота портов основаны на статистике, выпущенной Центральной Статистической Организацией и принадлежат бюджетному году (2007-2008 гг. и так далее).
• Темпы роста мирового производства, объемов мировой торговли и мировой морской торговли соответствуют календарным годам (2007-2008 гг., соответствует 2007 г. и так далее).
• Показатели основаны на данных Прогноза развития мировой экономики, опубликованных Международным Валютным Фондом в апреле 2012 г., и Обзором Морского Транспорта, опубликованным UNCTAD в 2011 г.
Таблица 2
Динамика прироста грузооборота в морских портах и ВВП Индии, поквартально 2010-2011 гг., в %
Показатели 2010 г. 2011 г.
1 2 3 4 год 1 2 3 4 год
Энергоносители -0,3 3,5 6,1 0,1 2,9 9,4 -1,8 -10,1 3,5 0,4
Железная руда -3,9 -27,4 -13,2 -11,9 -13,1 -14,3 -9,0 -30,8 -53,5 -30,8
Уголь -9,1 10,5 0,8 5,1 4,7 20,0 3,7 2,9 7,0 4,0
Удобрение 11,9 50,0 -3,7 -2,2 17,3 -20,5 -26,0 34,0 30,7 2,0
Контейнеры в тоннах 16,3 6,7 15,8 12,3 12,8 7,8 9,6 5,8 -1,0 5,3
ТЕи 16,6 5,9 11,8 4,2 10,2 3,2 5,7 3,4 -0,1 2,5
Другой груз 3,5 -4,2 -7,4 17,1 2,1 7,1 7,3 4,1 -1,5 4,0
Весь Груз 1,7 0,7 0,8 3,0 1,6 5,2 1,0 -4,7 -7,5 1,7
ВВП Индии 8,5 7,6 8,2 9,2 8,4 8,0 6,7 6,1 5,3 6,5
Примечание:
• Показатели роста для ВВП Индии и структуры грузооборота портов основаны на статистике, выпущенной Центральной Статистической Организацией Индии.
• ТЕи — Контейнеры в Двадцатифутовых Эквивалентных Единицах
Другие товарные группы оказали незначительное влияние на показатели ВВП Индии.
Согласно докладу рабочей группы по развитию портового сектора Индии [3], объем грузооборота главных индийских портов должен достичь в 2015 г. 943,06 млн т, а второстепенных — 815,20 млн т.
Чтобы достичь этих показателей, обусловленных прогнозами по спросу, как основные, так и второстепенные порты Индии готовят проекты по увеличению мощностей, общая стоимость которых оценивается, согласно плану, в 3,7 млрд долл.
Прогнозная мощность портов при этом составит 2,7 млрд тонн. Правительство Индии потребовало от всех прибрежных штатов изучить возможность создания нового крупного порта или судостроительного завода (либо объединенной многофункциональной структуры) и предоставить комплексное предложение. Такие предложения уже были получены из штатов Андхра-Прадеш, Карнатака, Керала и Гуджарат. Технический комитет Индии рассмотрел различные варианты размещения будущих крупных портов. Правительственный доклад о прогнозных мощностях и инвестициях для портового сектора сделан
Активизация поиска новых рынков сбыта товаров, размещения капитала
Расширение
географического
пространства
экономики
Объемы производства, добычи сырья
Конъюнктура товарных рынков
Тарифные и другие ограничения
Внутри страны и за рубежом
Экономика
Индии
Морские торговые порты
Импорт
Таможенная и тарифная политика
Транспортная
инфраструктура
Уровень квалификации работников смежных предприятий
Влияние новых
технологий и
модернизация
средств
обработки
грузопотоков
Развитие производства, сельского хозяйства, добычи сырья
Конъюнктура товарных рынков
Прилегающие страны
Внутри страны и за рубежом Рис. 3. Факторы, оказывающие влияние на объемы грузопотоков в морских портах Индии
на базе проекта, представленного штатом Андхра-Прадеш. В этих условиях развитие портов и активизация экономической деятельности вокруг них может стать одним из катализаторов экономического роста Индии и развитием индийского транспортного узла меридионального международного коридора (рис.3).
Таким образом, роль морских торговых портов Индии, как катализатора экономического развития, определяется целым рядом факторов, в числе которых следует особо выделить следующие:
• большую протяженность береговой линии;
• необходимость обслуживания внешнеэкономического грузопотока;
• потребность в поддержании достаточно высокого уровня занятости среди местного населения штатов с помощью инфраструктуры портов;
• необходимость поддержания и расширения устойчивых транспортных маршрутов со странами и регионами мира, представляющих стратегический интерес для Индии в целях положительной динамики ее экономического развития.
Литература
1. Пехтерев Ф.С. Сухие порты — интермодальные терминалы будущего // Экономика железных дорог. — 2011. — № 5. — С. 34-37.
2. Прокопьев В.Е. Морской порт как предприятие морского транспорта: особенности развития и управления в современных условиях // Транспортное дело России. — 2008. — № 2. — С. 41-42.
3. Министерство транспорта Индии. Доклад «UPDATE ON INDIAN PORT SECTOR (31.03.2012)» // http://www.shipping.nic.in/index1. php?lang=1&level=0&linkid=16&lid=64
4. Министерство статистики и выполнения программ Индии. Основные макроэкономические показатели Индии // http://mospi. nic.in/Mospi_New/site/home.aspx
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
МОДЕЛИ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ
Ш.И. Алиев
соискатель кафедры экономики Балтийской академии туризма и предпринимательства (г. Санкт-Петербург),
кандидат экономических наук [email protected]
Ю.И. Благих
соискатель кафедры экономики Балтийской академии туризма и предпринимательства (г. Санкт-Петербург)
Е.В. Булах
соискатель кафедры экономики Балтийской академии туризма и предпринимательства (г. Санкт-Петербург)
В статье рассматриваются существующие модели и современные тенденции сотрудничества государства и бизнеса в сфере социальной защиты и поддержки населения. Доказывается, что в социальной политике европейских государств и США наблюдаются элементы конвергенции: страны ЕС в большей степени стали опираться на бизнес-структуры, а США-стали внедрять государственные социальные программы. В современной России, напротив, наблюдается постепенный переход от конституционно закрепленного положения о «социальном государстве» к субсидиарной модели социальной политики, что свидетельствует о наметившейся тенденции отдаления России от Европы в области социальной политики и сближения ее с латиноамериканскими странами.
Ключевые слова: экономика социальной сферы, социальные блага и услуги, модели социальной политики, государственно-частное партнерство в социальной сфере
УДК 330.4 ББК 65.012.2
Содержание государственной социальной политики реализуется в трех основных формах: финансовой, организационно-экономической и институциональной. Формы включают в себя методы, а методы, в свою очередь, включают инструменты государственного воздействия, целесообразность которых определяется историческими и социально-экономическими условиями, что в совокупности составляет содержание государственной социальной политики. Анализ мирового опыта свидетельствует, что существующие формы, методы и инструменты реализуются в рамках разнообразных социальных программ (программы страхования, социального обеспечения и социальной помощи, развития образования, медицины и др.), финансируемых в форме государственных социальных расходов и частными фондами.
Исследование процесса развития социальной защиты и поддержки населения показывает, что одними из первых социальных программ были программы медицинского страхования, предоставления бесплатной медицинской помощи (Германия, 1880 г.), страхования от несчастных случаев на производстве (Германия, 1884 г.; Италия, 1898 г.), пенсионного обеспечения (Германия, 1889 г., Великобритания, 1908 г.), страхования по безработице (Великобритания, 1911 г., Италия, 1919 г.). В России страхование от несчастных случаев на производстве было введено значительно позже, чем в Германии, но в сельском хозяйстве страхование посевов от градобития было введено в 1872 году. При этом следует отметить, что взаимопомощь и поддержка наименее социально защищенных слоев населения была в до-
статочной степени развита в России в рамках крестьянской общины. К торгово-промышленному бизнесу, напротив, вплоть до 1917 г. предъявлялись со стороны общества значительные претензии в плане игнорирования им условий социальной защиты и поддержки работников и членов их семей. В своих «Загробных записках» известный российский экономист, премьер-министр и академик Н.Х. Бунге указывал, что пренебрежение российскими капиталистами социальными вопросами служит той самой почвой, на которой произрастают идеи социализма и коммунизма и грядущие социальные и политические потрясения1.
Рассмотрим сложившиеся к настоящему времени основные формы, методы и инструменты социальной политики государства. Институциональная форма характеризует такой аспект содержания социальной политики, который связан с созданием и формальным закреплением государством правил и норм, направленных на обеспечение эффективного функционирования рыночной системы, способной создавать положительные социальные эффекты. Для этого существуют законодательные и нормативно-правовые акты, определяющие правомочия собственности, порядок функционирования частных предприятий, банковской системы и т.п. в рамках нормативно-правовых методов, а также непосредственную административную деятельность государственных структур по регулированию отношений в социальной сфере. Нормативно-правовые методы включают в себя законодательные и иные нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в социальной сфере. Административные методы направлены на регулирование и регламентирование де-
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
ятельности различных государственных служб, некоммерческих организаций и других структур в социальной сфере (например, деятельность службы социальной защиты населения).
Организационно-экономическая форма используется государством для достижения целей и задач в социальной сфере, и включает производственный и контрактный методы, используемые в общественном секторе, а также методы планирования и прогнозирования, применяемые в частном секторе экономики. В силу того, что существуют так называемые «провалы рынка», возникает необходимость производства и оказания услуг с целью реализации коллективных общественных интересов в социальной сфере. Указанные цели достигаются в рамках двух методов: производственного и контрактного. Первый метод состоит в непосредственном производстве и оказании услуг государственными предприятиями (государством). Этот метод используется в основном в сферах, связанных с производством и потреблением чистых общественных благ и услуг, где рыночные методы применять сложно (например, национальная безопасность). Второй метод — заключение контрактов с частными предприятиями для организации их деятельности в социальной сфере. В целях повышения эффективности использования данного метода государство проводит тендеры, конкурсы и т.п., чтобы выбрать наиболее подходящего контрагента. Распространенными инструментами данного метода являются привилегии, дотации, субсидии и гарантии. Привилегия предполагает предоставление частным предприятиям исключительного права на осуществление определенных видов деятельности. Дотации и субсидии предполагают частичное или полное финансирование частных предприятий. Гарантии предполагают субсидирование или дотирование не производителей, а потребителей.
Инструментами социальной политики в рамках метода планирования и прогнозирования являются стратегии и программы развития, социальные программы, прогнозы и планы. В них должно быть обозначено четкое понимание, как позиционированы страна или регион в начальной точке исполнения стратегии или программы: положение в мировой и/или национальной экономике, связи с внешними рынками и т.д. Соответственно в декларируемых целях данного документа должно быть обозначено место на социально-экономической карте мира, которое страна или регион будет занимать по завершении срока реализации стратегии. Также в стратегии должны быть обозначены основные пути достижения поставленных целей. Программа социально-экономического развития конкретизирует положения стратегии. Концепция программы обозначает, какие действия может предпринять Правительство (администрация региона) для реализации ее положений.
Центральные органы власти могут использовать такой инструмент, как «региональные программы», которые направлены на решение конкретных социальных проблем в регионах, но важных на государственном уровне. В этом случае в качестве объектов политики могут выступать конкретные территории или отдельные социальные организации.
К методам и инструментам государственной политики, направленным на создание нормальных социальных условий, относятся программы развития образования и здравоохранения, обеспечения их финансовой поддержки, координации государственных и негосударственных форм и структур социальной защиты населения.
Финансовая форма является в условиях рыночной экономики основным методом финансового обеспечения социальных программ и учета их результатов. Через нее проявляется реальное содержание и направленность социальной политики. Она состоит в полном или частичном финансировании мероприятий социальной защиты и поддержки населения и финансировании (дотировании) социальных программ, что находит отражение в объеме социальных расходов государственного бюджета. Наиболее важным финансовым методом является социальное страхование, а распространенными инструментами обеспечения и гарантий: налоги, страховые платежи, трансферты, субсидии, льготы и компенсации.
Перераспределение доходов и услуг в рамках финансовой формы оказывает опосредованное воздействие на работу рыночного механизма. Это связано с тем, что перераспределение средств по каналам социальной защиты и поддержки населения, в соответствии с господствующими в обществе представлениями о гуманизме и справедливости, происходит уже пос-
ле того, как рыночный механизм осуществил распределение доходов и ресурсов. Вмешательство государства в механизм их рыночного распределения с целью их более справедливого перераспределения, признается целесообразным во всех цивилизованных странах, учитывая, что часть социальных проблем порождается рынком, а другая их часть не может быть решена рыночными методами (социальное неравенство, безработица, бедность, нищета и др.). Дискуссии идут лишь вокруг масштабов вмешательства и источников финансирования социальных программ.
Наряду с социальным страхованием особое место среди финансовых методов социальной политики занимает социальное обеспечение. Поскольку система государственного социального страхования выполняет в рыночной экономике две функции: берет на себя случаи не страхуемых частным рынком страховых услуг социальных рисков (риск безработицы и некоторые виды медицинских рисков), а также перераспределяет доходы от богатых к бедным, то социальная помощь (социальное обеспечение) финансируется не из страховых взносов, а из средств, имеющих в основном налоговое и административное происхождение. Наиболее распространенными инструментами оказания социальной помощи являются денежные трансферты (социальные пособия, субсидии и другие выплаты) и натуральная помощь (товары бытового назначения, медикаменты, топливо, продукты питания, некоторые виды услуг, медицинской помощи и т.д.).
Государственное социальное страхование—форма социального обеспечения, осуществляемого за счет средств государственных внебюджетных фондов2. Государственное обязательное социальное страхование является частью государственной системы социальной защиты населения, специфику которой определяет страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан или иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.
Другим видом социального страхования, обеспечивающего социальную защиту, является государственное социальное страхование по безработице. В развитых странах оно было введено в 20-30 годах XX века. Назначение пособия по безработице связано с выполнением ряда требований, существенно ограничивающих круг лиц, которым оно может быть выплачено. Работник, обратившийся за пособием, должен иметь определенный стаж, получать необходимый минимум заработной платы за определенный период (квартал, год). Продолжительность квалификационного стажа в разных странах неодинакова, так же как и продолжительность выплаты пособия (от 13 до 52 недель в Германии, до 26 недель в среднем в большинстве штатов США, Италии, Японии). Значительная доля выплат пособий по безработице приходится на государство. В Швеции, в частности, пособия по безработице лишь на 15% погашаются за счет страховых взносов, и на 85% — за счет государственных средств, складывающихся из обязательных взносов предпринимателей и налогов3.
Государственная социальная помощь предполагает предоставление малоимущим семьям, одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров. Социальная помощь непосредственно связана с такими инструментами, как социальное пособие, пенсия и льготы. Социальное обслуживание представляет собой деятельность специальных служб по поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.