Научная статья на тему 'Морские перевозки: тенденции развития в мировой и Российской экономике'

Морские перевозки: тенденции развития в мировой и Российской экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3472
489
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРСКОЙ ТРАНСПОРТ / МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА / МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ / МОРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ / MARITIME TRANSPORT / WORLD ECONOMY / WORLD TRADE / SEA TRANSPORTATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бабурина О. Н., Кондратьев С. И.

Актуальность выбранной темы объясняется зависимостью морского транспорта России от темпов роста мировой экономики и международной торговли, что требует выявления тенденций их развития с целью прогнозирования грузооборота и объема портовых мощностей РФ. В статье выявлены тенденции развития международных морских перевозок. В 2015 г. темпы роста мировой торговли оказались ниже темпов роста мировой экономики, что привело к снижению темпов роста международных морских перевозок. Развивающиеся страны удерживают высокую долю в международных морских перевозках, лидирующие позиции по показателям грузооборота сохраняют азиатские порты. Темпы роста грузооборота морских портов России выше среднемировых показателей. Девальвация национальной валюты, введение международных санкций и курс на импортозамещение изменили структуру грузооборота российских портов. Сохранение высокой роли стран Азии в мировой торговле и международных морских перевозках создает предпосылки для реализации инновационного сценария Стратегии развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARITIME TRANSPORTATION: TRENDS OF DEVELOPMENT IN WORLD AND RUSSIAN ECONOMIES

Relevance of the selected topic is explained by the dependence of Russia's maritime transport from the pace of growth of the world economy and international trade, which requires the identification of trends of development in order to predict the volume of cargo and port facilities' capacities in the Russian Federation. The article reveals trends in the development of international maritime transport. In 2015, a decrease in the growth rate of international sea transportation is observed. Developing countries hold a big share in the international maritime transport, Asian ports retain leading positions in cargo turnover. The growth rate of Russian seaports cargo turnover are higher than the average worldwide. Devaluation of the national currency, introduction of international sanctions and a policy of import substitution changed the structure of the Russian ports' turnover. Retaining of the high role of Asian countries in the world trade and international maritime transportation creates preconditions for implementing the innovation scenario of the Strategy of Sea Port Infrastructure Development in Russia until 2030.

Текст научной работы на тему «Морские перевозки: тенденции развития в мировой и Российской экономике»

УДК 656.6

МОРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ В МИРОВОЙ И РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ

Бабурина О.Н., д.э.н, доцент, профессор кафедры «Экономика и менеджмент», ФГБОУВО «ГМУим. адм. Ф.Ф.Ушакова», e-mail:

[email protected]

Кондратьев С.И., д.т.н., профессор, профессор кафедры «Управление судном», ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф.Ушакова»

Актуальность выбранной темы объясняется зависимостью морского транспорта России от темпов роста мировой экономики и международной торговли, что требует выявления тенденций их развития с целью прогнозирования грузооборота и объема портовых мощностей РФ.

В статье выявлены тенденции развития международных морских перевозок. В 2015 г. темпы роста мировой торговли оказались ниже темпов роста мировой экономики, что привело к снижению темпов роста международных морских перевозок. Развивающиеся страны удерживают высокую долю в международных морских перевозках, лидирующие позиции по показателям грузооборота сохраняют азиатские порты. Темпы роста грузооборота морских портов России выше среднемировых показателей. Девальвация национальной валюты, введение международных санкций и курс на импортозамещение изменили структуру грузооборота российских портов. Сохранение высокой роли стран Азии в мировой торговле и международных морских перевозках создает предпосылки для реализации инновационного сценария Стратегии развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года.

Ключевые слова: морской транспорт, мировая экономика, мировая торговля, морские перевозки.

MARITIME TRANSPORTATION: TRENDS OF DEVELOPMENT IN WORLD AND

RUSSIAN ECONOMIES

Baburina O., Doctor of Economic Sciences, associate professor, professor of Economics and management Department chair, FSEI HE «Admiral

Ushakov Maritime State University» Kondratyev S., Doctor of Technical Sciences, professor, professor of Management of the ship Department chair, FSEI HE «Admiral Ushakov

Maritime State University»

Relevance of the selected topic is explained by the dependence of Russia's maritime transport from the pace of growth of the world economy and international trade, which requires the identification of trends of development in order to predict the volume of cargo and port facilities' capacities in the Russian Federation.

The article reveals trends in the development of international maritime transport. In 2015, a decrease in the growth rate of international sea transportation is observed. Developing countries hold a big share in the international maritime transport, Asian ports retain leading positions in cargo turnover. The growth rate of Russian seaports cargo turnover are higher than the average worldwide. Devaluation of the national currency, introduction of international sanctions and a policy of import substitution changed the structure of the Russian ports' turnover. Retaining of the high role of Asian countries in the world trade and international maritime transportation creates preconditions for implementing the innovation scenario of the Strategy of Sea Port Infrastructure Development in Russia until 2030.

Keywords: maritime transport, world economy, world trade, sea transportation.

Актуальность проблемы. Глобальные геополитические и экономические трансформации, высокая степень неопределенности развития мирового сообщества, чрезвычайно быстрые изменения в бизнес-среде, ускоренное развитие информационных технологий и многие другие факторы требуют перманентного анализа внешнего окружения с целью разработки и реализации стратегий развития отраслей национальной экономики. Одной из наиболее важных отраслей для России, как страны, имеющей самую большую территорию и протяженность береговой линии, является морской транспорт. Если говорить о роли транспорта в целом, то, как отмечено в Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года, он, выступая как «системообразующий элемент экономики и генератор инвестиционного и инновационного спроса на продукцию, может рассматриваться в качестве самостоятельной точки роста экономики» [6].

Развитие транспортной системы базируется на прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года [3] и учитывает целый ряд отраслевых (Стратегия инновационного развития, Энергетическая стратегия, Долгосрочная программа развития угольной промышленности, Стратегии развития металлургической, химической и нефтехимической промышленности, тяжелого машиностроения, лесного комплекса и др.), региональных (Стратегии социально-экономического развития федеральных округов), отраслевых (Стратегия развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года) и других документов. В условиях глобализации мировой экономики и политики либерализации, проводимой большинством государств мира, для сохранения национальной безопасности и отстаивания интересов России роль государственного управления усиливает свою значимость [2].

Ужесточение международной конкуренции, обострение международной политической обстановки и введение антироссийских

санкций в условиях высокой степени интегрированности российской экономики в мировую, осложняет выполнение вышеперечисленных стратегий и требует корректировки механизма их реализации. Развитие морского транспорта России непосредственно зависит от темпов роста мировой экономики, международной торговли и международных морских перевозок, что делает актуальным выявление тенденций их развития.

В настоящее время морское портовое хозяйство России включает в себя более 900 портовых комплексов мощностью около 800 млн. т, расположенных в 67 морских портах, входящих в реестр морских портов страны. Конкурентоспособность отечественных морских портов во многом определяется состоянием портовой инфраструктуры, что явилось императивом для разработки Стратегии развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года (далее - Стратегия) [5].

Цель работы - выявление тенденций развития морских перевозок в глобальной экономике и анализ грузооборота российских портов для оценки степени реализации Стратегии развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года.

Методы исследования: системный подход, статистический, исторический и компаративный анализ.

Анализ мирового экономического развития. Рассмотрим основные показатели развития глобальной экономической системы в динамике за последние пять лет. В 2015 г. мировая экономика сохранила низкие темпы развития, как и в 2014 г. они составили 2,5 % (табл. 1). Динамика роста среди основных групп стран оставалась неравномерной. Развитые страны несколько увеличили темп роста ВВП - с 1,7 до 2,0%. По темпам экономического роста среди стран 07 лидирует Соединенное Королевство и США (рост по 2,6%). В Японии нулевые показатели сменились на незначительный рост (0,5%).

В развивающихся странах сохраняется тенденция падения темпов роста экономического развития. В 2015 г. темп роста их

112 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | 5 2016 |

Таблица 1 - Динамика экономического роста по группам стран в 2011-2016 гг., изменения в % относительно предыдущего года

Страны 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. (прогноз)

Мировой ВВП 2,8 2,2 2,2 2,5 2,5 2,3

Развитые страны, в том числе: 1,4 1,1 1,1 1,7 2,0 1,6

Европейский союз (28), в том числе: 1,7 -0,5 0,3 1,4 2,0 1,8

Франция 2,0 0,2 0,7 0,2 1,2 1,5

Германия 3,3 0,4 0,3 1,6 1,7 1,7

Италия 0,4 -2,8 -1,8 -0,3 0,8 0,8

Соединенное Королевство 1,1 0,7 1,7 2,4 2,6 1,6

Япония -0,6 1,7 1,4 0,0 0,5 0,7

США 1,6 2,3 1,7 2,4 2,6 1,6

Развивающиеся страны, в том числе 6,0 4,7 4,6 4,4 3,9 3,8

Африка 0,9 5,1 2,0 3,7 2,9 2,0

Южная Африка 3,6 2,2 2,2 1,5 1,3 0,3

Азия 7,2 5,1 5,5 5,5 5,1 5,1

Китай 9,3 7,7 7,7 7,3 6,9 6,7

Индия 7,9 4,4 6,3 7,0 7,2 7,6

Развивающиеся страны Америки 4,3 3,2 2,7 1,1 0,2 -0,2

Бразилия 2,7 1,8 3,0 0,1 -3,8 -3,2

Наименее развитые страны 3,6 4,3 4,9 5,5 3,6 3,8

Страны с переходной экономикой, в том числе 4,7 3,3 2,0 0,9 -2,8 0,0

Россия 4,3 3,4 1,3 0,7 -3,7 -0,3

Источник: [7, 8].

Таблица 2 - Динамика мировой торговли товарами по группам стран в 2011-2015 гг., изменения в % относительно предыдущего года

Страны 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

экспорт Импорт

Все страны мира 5,5 2,0 3,3 2,3 1,4 5,4 2,0 2,7 2,4 1,6

Развитые страны, в том числе: 4,9 0,6 2,2 1,9 2,2 3,4 -0,4 0,0 2,8 3,3

Европейский союз 5,5 -0,1 1,8 1,7 3,2 2,8 -2,5 -0,9 3,3 3,6

Япония -0,6 -1,0 -1,5 0,6 -1,0 4,2 3,8 0,3 0,6 -2,8

США 7,2 3,9 2,8 4,4 -0,2 3,8 2,8 1,0 4,3 4,8

Развивающиеся страны, в том числе: 6,7 4,0 4,6 3,1 0,4 7,7 5,1 6,3 2,5 0,4

Африка -6,8 5,5 -0,7 0,0 2,1 3,9 13,2 6,5 5,7 1,5

Развивающиеся страны Америки 5,1 3,2 1,9 3,3 2,9 11,3 3,3 3,6 0,2 -1,8

Азия, в том числе: 8,5 4,0 5,6 3,3 -0,1 7,3 7,7 6,8 2,6 0,7

Китай 13,4 6,2 7,7 6,8 -0,9 10,7 3,6 9,9 3,9 -2,2

Индия 15,0 -1,8 8,5 3,5 -2,1 9,7 5,9 -0.3 3,2 10,1

Страны с переходной экономикой 4,1 0,7 2,3 0,5 0,9 16,8 5,6 -0,5 -7,6 -19,4

Источник: [7, 8].

Таблица 3 - Динамика международных морских перевозок по объему перевозимого груза (млн. т) и показателю грузооборота (млрд. тонно-миль)

2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Международные морские перевозки, всего, (млн.погруженных тонн) 8784 9197 9514 9843 10047

Мировой грузооборот, всего, млрд. тонно-миль 46,6 48,26 50,0 52,7 53,6

Изменения в % к предыдущему году

Международные морские перевозки, всего, (млн. погруженных тонн) 4,5 4,7 3,8 3,4 2,1

Международные морские перевозки, грузооборот, всего, млрд. тонно-миль 5,0 3,6 3,6 5,4 1,7

Источник: [7, 8].

совокупного ВВП снизился до 3,9% (в 2011 г. - 6,0%). На фоне падения темпов роста экономики Китая (в 2011 г. рост 9,3%, в 2015 г. - 6,9%) отмечается рост экономики Индии (в 2012 г. рост 4,4%, в 2015 г. - 7,2%). На снижение темпов роста развивающихся стран американского континента существенное влияние оказало ухудшение экономического положения в Бразилии (спад на 3,8%).

Группа наименее развитых стран снизила темпы развития с 5,5% в 2014 г. до 3,6 % в 2015 г. На отрицательную динамику роста стран с переходной экономикой (спад 2,8%) в значительной степени повлияло падение темпов роста российской экономики (спад на 3,7%).

Показатели темпов роста ВВП, товарной торговли (говоря о показателях мировой торговли товарами речь идет о физическом объеме торговли, рассчитанном на основе показателя в стоимостном выражении, скорректированном с учетом инфляции и колебаний обменных курсов) и морских перевозок тесно связаны между собой. Темпы роста

мировой торговли могут быть выше или ниже темпов мирового ВВП, как правило, с 1990 г. они были в разы выше. В 2011 г. рост мирового экспорта составил 5,5%, что в два раза выше темпов роста мирового ВВП (2,8%) (табл. 2). Начиная с 2014 г. это правило было нарушено, темпы роста мирового экспорта (2,3%) оказались ниже темпов роста мирового ВВП (2,5%). В 2015 г. расхождение усилилось, впервые за три десятилетия темпы роста мировой торговли упали ниже двух процентов (1,4%). Всего лишь пять лет назад, в 2010 г. они достигали 13,9 %. Падение мирового экспорта и импорта связаны с резким сокращением темпов роста объемов внешнеторговых показателей развивающихся стран (0,4%). Впервые в истории произошло падение экспорта в странах Азии, среди них в Китае на 0,9%, Индии - на 2,1%. Положительная динамика импортного спроса со стороны развитых государств (3,3%) и рост их экспорта (2,2%) не смогли существенным образом повлиять на динамику мировой торговли.

ТКАШРОЮТ БШШБББ Ш ЮШБТА | №5 2016 | 113

В 2015 г., несмотря на замедление глобального экономического развития, объемы международных морских перевозок превысили 10 млрд. тонн и по сравнению с 2014 г. выросли на 2,1% (табл. 3). Этот показатель ниже темпов роста мирового ВВП, но выше темпов роста мировой торговли.

В 2015 г. международные морские перевозки по показателю грузооборота в тонно-милях увеличились до 53,6 млрд. тонно-миль, что на 1,7% больше показателя 2014 г. Можно отметить, что в 2015 г. отмечаются самые низкие темпы роста международных морских перевозок как по объему перевозимого груза, так и по показателю грузооборота.

Взаимосвязь между темпами роста мирового ВВП, мирового экспорта и международных морских перевозок по объему перевозимого груза отражена на рис. 1.

Л-

- Мировой ВВП

- Мировой экспорт

Международ ные мосркие

генеральные, тарно-штучные и контейнерные грузы), а остальная часть (29,3%) на наливные грузы (сырую нефть, нефтепродукты и газ) (табл.4, рис. 2). В 2015 г. на пять основных массовых грузов (железную руду, уголь, зерно, бокситы/глинозем и фосфатную руду) приходилось 41,6% (2,95 млрд. т) совокупного объема перевозок сухих грузов. Замедление темпов экономического роста Китая отразилось на падении спроса на железную руду и уголь, что привело с снижению объемов перевозок пяти основных массовых грузов на 1,1%. Для контейнерных перевозок и других сухих грузов сохраняется положительная динамика (рост по 2,9%). Объемы перевозки газа и нефти после падения в 2014 г. увеличились на 4,3%.

17%

■ Контейнерные грузы

■ Другие сухие грузы

□ Пять основных массовых грузов

□ Нефть и газ

2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Рисунок 1 - Динамика темпов роста мирового ВВП, мирового экспорта и международных морских перевозок, в %

Как видно из графиков рис. 1, развитие мирового экспорта происходит скачкообразно. Начиная с 2013 г. существует устойчивая корреляция между падением мирового экспорта и снижением международных морских перевозок.

В 2015 г. большая часть морских перевозок пришлась на перевозки сухих грузов 70,7 % (основные и другие массовые грузы,

29%

Рисунок 2 - Товарная структура международных морских перевозок в 2015 г.

Несмотря на то, что в 2015 г. темпы роста развивающихся стран существенно замедлились, в совокупном объеме погруженных грузов (экспорт) их доля осталась прежней - 60%, по показателю выгруженных грузов (импорт) она увеличилась с 61% до 62% (табл. 5).

Ретроспективный анализ динамики развивающихся стран в международных морских перевозках с 1970 по 2015 гг. показал, что менее чем за полвека доля выгруженных грузов (импорт) возросла более чем в 3 раза - с 18% до 62% (табл. 6). Это объясняется расширением участия развивающихся стран в мировой торговле, ростом взаимной торговли бывших стран Третьего мира, увеличением потребления сырьевых и потребительских товаров в связи с урбанизацией и демографическим ростом в этих регионах. Доля погруженных грузов (экспорт) изменилась незначительно - снизилась с 63% до 60%. В последние годы удельный вес развивающихся стран в совокупном объеме погруженных и выгруженных грузов практически сравнялся.

Таблица 4 - Динамика международных морских перевозок по видам грузов в 2011-2015 гг. (млн. погруженных тонн)

Виды грузов 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. Темп роста 2014/2013, % 2015 Темп роста 2015/2014, %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Контейнерные грузы 1393 1464 1544 1640 105,6 1687 102,9

Другие сухие грузы 2112 2150 2218 2393 102,4 2463 102,9

Пять основных массовых грузов 2486 2742 2923 2985 106,5 2951 98,9

Нефть и газ 2794 2841 2829 2825 99,9 2947 104,3

Итого 8784 9197 9514 9843 103,4 10047 102,1

Источник: [7, 8].

Таблица 5 - Структура международных морских перевозок по группам стран в 2013-2015 г., в % от мирового объема грузов

Группы стран Погружено Выгружено

2013 г. 2014 г. 2015 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Развитые

страны 33 34 34 38 38 37

Развивающиеся страны 61 60 60 60 61 62

Страны с переходной экономикой 6 6 6 2 1 1

Источник: [7, 8].

Таблица 6 -Динамика участия развивающихся стран в международных морских перевозках с 1970 по 2015 гг., в %

Операция 1970 1980 1990 2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Погружено 63 58 51 53 56 63 62 62 61 60 60 60 61 60 60

Выгружено 18 26 29 37 41 46 50 51 56 56 57 58 60 62 62

Источник: [8].

Таблица 7 - Географическая структура погрузки/выгрузки грузов в морских портах в 2013-2015 гг. (в % от мирового объема грузов)

Регион Погружено/экспорт Выгружено/импорт

2013 г. 2014 г. 2015 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Азия 41 41 41 58 58 60

Америка 22 22 22 15 16 14

Европа 17 18 17 21 20 20

Океания 11 12 12 1 2 1

Африка 5 8 8 5 5 5

114 ТКАШРОЯТ ВШ1Ш88 Ш ЯШЗТА | 5 2016 |

В 2015 г., как и в предыдущие годы, страны Азии оставались основным регионом погрузки-выгрузки. Особенно высока доля этого региона в совокупном объеме импортных (выгруженных) грузов. Другими регионами по доле погруженных грузов в порядке убывания следуют Американский континент, Европа, Океания и Африка. По разгрузке (экспорт) вслед за Азиатским регионом следует Европа, затем Америка, Африка и Океания.

Рисунок 3 - Географическая структура погрузки в морских портах в 2015 г., в % от мирового объема грузов

Рисунок 4 - Географическая структура выгрузки в морских портах в 2015 г., в % от мирового объема грузов

В 2015 г. международные морские перевозки по показателю грузооборота в тонно-милях увеличились до 53,6 млрд. тонно-миль, что на 1,7% больше показателя 2014 г. (52,7 млрд. тонно-миль)

Анализ динамики экономического развития Российской Федерации. Рассмотрим изменение темпов ВВП, экспорта и импорта РФ за период с 2011 по 2015 гг.(табл. 8).

Как следует из данных табл. 8 в 2015 г. ВВВ России упал на 3,8%, экспорт и импорт в стоимостных показателях сократился на беспрецедентную величину - 31,6% и 37% соответственно. Несмотря на кризисное положение грузооборот морских портов России за 2015 г. составил 676,7 млн. т, что превышает показатель 2014 г. на 8,5 % (табл. 9). С 2011 по 2015 гг. темпы роста грузооборота увеличились в 4,7 раз, с 1,8% до 8,5%.

Корпоративный анализ данных табл. 3 и табл. 9 показал, что темпы роста грузооборота морских портов России выше общемировых показателей.

Падение цен на нефть, девальвация национальной валюты, введение международных санкций, курс на импортозамещение и ряд других факторов повлияли на изменение структуры грузооборота морских портов России. В 2013-2014 гг. на долю экспортных грузов приходилось 78-79%, импортных и транзитных - по 7-8%, каботажных - 6% от всего объема грузооборота. В 2015 г. по сравнению с 2014 г. объем перевалки импортных грузов сократился на 23,3%, а его доля составила 4,9%. Объемы экспортных и каботажных грузов увеличились на 9,7% и 37,5%, а их доля выросла до 80% и 8,3% соответственно (табл. 10).

Если сравнить динамику темпов изменений ВВВ, экспорта, импорта и грузооборота морских портов России, то можно сделать вывод, что объемы перевалки грузов имеют устойчивую тенденцию к росту (рис. 5).

Рисунок 5 - Динамика темпов роста (падения) ВВП, экспорта, импорта и грузооборота морских портов Российской Федерации

Рост грузооборота морских портов требует внимания к дальнейшему развитию морской портовой инфраструктуры России. Срок строительства и окупаемости проектов в морских портах насчитывает десятилетия, что усиливает актуальность долгосрочного прогноза предложения и спроса на услуги морского транспорта. В Стратегии развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года прогнозируется, что суммарный объем перевалки грузов в морских портах России увеличится по различным сценариям в 1,7-2

Таблица 8 - Динамика темпов роста (падения) ВВП и экспорта Российской Федерации в 2011-2015 гг. (по методологии платежного баланса; в фактически действовавших ценах)

2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

ВВП, млрд. руб. 59698 66927 71017 77945 80804

Экспорт, млрд. долл. США 515,4 527,4 523,3 497,8 340,3

Импорт, млрд. долл. США 318,6 335,8 341,3 308,0 194,1

Стоимостные показатели в сопоставимых ценах, в % к предыдущему году

ВВП 1,2 4,9 2,8 0,9 -3,8

Экспорт 31,3 2,3 -0,8 -4,9 -31,6

Импорт 29,7 5,4 1,7 -9,8 -37,0

Источник: [4].

Таблица 9 - Динамика объемов перевалки грузов в морских портах России в 2010-2015 гг.

2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Объем перевалки грузов, млн. т 535,5 567,1 589,0 623,4 676,7

Изменения в % к предыдущему году 1,8 5,9 3,9 6,0 8,5

Источник: [1].

Таблица 10 - Динамика структуры грузооборота морских портов России в 2013-2015 гг.

2013 г. 2014 г. 2015 г. Темп роста (падения) 2015 г./ 2014 г., %

Млн. т Уд. вес, % Млн. т Уд. вес, % Млн. т Уд. вес, %

Всего грузов 589,0 100 623,4 100 676,7 100 108,5

Экспортные 460,1 78,1 491,6 78,9 539,1 79,7 109,7

Импортные 48,4 8,2 43,4 7,0 33,3 4,9 76,7

Транзитные 44,5 7,6 47,6 7,6 48,2 7,1 101,2

Каботажные 36,0 6,1 40,8 6,5 56,1 8,3 137,5

Источник: [1].

ТКАШРОКТ БШШЕББ Ш Ю^БТА | №5 2016 | 115

раза. Консервативный (энерго-сырьевой) сценарий предполагает увеличение объемов перевалки всех видов грузов до 1102,59 млн. т, инновационный сценарий - до 1285,29 млн. т. [5]. Инновационный сценарий предполагает рост объемов международной торговли со странами Азиатско-Тихоокеанского региона и освоение Арктических месторождений. Проведенный анализ тенденций развития морских перевозок в рамках мировой и национальной экономики показал, что инновационный сценарий развития морской портовой инфраструктуры России вполне реален.

Прогноз развития мировой экономики. Перспективы мирового экономического роста согласно прогнозу ЮНКТАД в ближайшее время довольно пессимистичны (табл. 1). Темпы мирового ВВП будут находиться на уровне 2,3%. Экономическое положение в развитых и развивающихся странах будет ухудшаться, темпы роста их экономик снизятся до 1,6% и 3,8% соответственно. На фоне роста экономики Индии (7,6%) будет продолжаться снижение темпов экономического развития Китая (6,7%). Ожидается относительное улучшение экономической обстановки в России (снижение до 0,3%).

Прогнозируемой спад мирового ВВП, вероятно, негативно отразится на показателях международной торговли, темпы роста которой уже в 2015 г. оказались ниже темпов роста мировой экономики. Несмотря на это, можно предположить, что международные морские перевозки сохранят положительную динамику роста как по объемам перевозимых грузов, так и по показателю грузооборота (тонно-мили). Высокая доля развивающихся стран в экспортно-импортных операциях в целом и высокий удельный вес Азиатского региона, в частности, говорит о том, что тенденция углубления международного разделения труда продолжает сохраняться, развивающиеся страны изменили свою роль в мировом производственном процессе, превратившись из экспортеров сырья в импортеров готовой продукции и полуфабрикатов. Эти факторы приводят к росту внешней торговли, что положительно отражается на динамике морских перевозок, как самого дешевого вида транспорта, способного перевозить большие объемы грузов.

Дополнительным основанием для прогноза роста морских перевозок является расширение Суэцкого канала, от первоначальных 60 км до 95 км, что приведет к росту пропускной способности до 97 судов в сутки. Завершение реконструкции Панамского канала также будет способствовать росту морских перевозок в связи с увеличением провозной способности судов и сокращением времени прохождения канала судами.

Заключение. Проведенное исследование показало, что в 2015 г. наблюдается незначительное улучшение в развитых странах и наличие ряда отрицательных факторов, сдерживающих экономическую активность в развивающихся. Развивающиеся страны, долгое время выступавшие локомотивами экономического роста, столкнулись с трудностями, связанными как с внутренними проблемами, так и неблагоприятными внешними условиями.

Азиатские порты занимают по-прежнему лидирующее положение в списке ведущих портов мира по показателям грузооборота. На их долю приходится 60% в мировом объеме выгруженных грузов (импорте) и 41% в мировом объеме погруженных грузов (экспорте). В последние годы удельный вес развивающихся стран в совокупном объеме погруженных и выгруженных грузов практически сравнялся. Азия остается основным участником морских перевозок.

В современной глобальной экономике, в условиях снижения темпов роста мирового ВВП и мировой торговли, выявлены следующие тенденции развития морского транспорта: 1. снижение темпов роста международных морских перевозок по объему перевозимого груза и грузообороту; 2. сохранение высокой доли развивающихся стран в мировых морских перевозках; 3. превышение доли выгруженных грузов (импорт) над долей погруженных грузов (экспорт) в развивающихся странах; 4. лидирующая роль азиатских портов в морских перевозках.

Обострение геополитических отношений с развитыми странами и переориентация на Азиатско-Тихоокеанский регион при сохранении высокой роли развивающихся стран Азии в мировой торговле и международных морских перевозках создает предпосылки для реализации инновационного сценария Стратегии развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года.

Литература:

1. Ассоциация морских портов //http://www.morport.com/rus/ news/document

2. Бабурина О.Н. Развитие морского транспорта в условиях глобализации: роль государственной власти // Транспорт Российской Федерации. 2013. №2 (45). С. 20-23.

3. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года // http://www. economy.gov.ru

4. Россия в цифрах, 2016 // Федеральная служба государственной статистики (Росстат) // http://www.gks.ru.

5. Стратегия развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года (одобрена на совещании членов Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации 28.09.2012 г.) // http:// www.rosmorport.ru/

6. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 г. № 1734-р, в ред. распоряжения Правительства РФ от 11.06.2014 № 1032-р).// КонсультантПлюс // http:// www.consultant.ru/law

7. Review of Maritime Transport, 2015 // United Nations Conference on trade and development (UNCTAD), Geneva, October 2015. 122 p.

8. Review of Maritime Transport, 2016 // United Nations Conference on trade and development (UNCTAD), Geneva, November, 2016. 118 p.

116 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | 5 2016 |

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.