И ДЕНЬГИ
НАТАЛЬЯ УЛЬЯНОВА
Проект «Великий Устюг — родина Деда Мороза» стал локомотивом продвижения Вологодской области на федеральном уровне. Туристы со всей страны едут сюда за сказкой, которая стала примером эффективного государственно-частного партнерства.
Монополию на Деда Мороза в России Вологодская область получила в 1998 году. Кому именно принадлежит идея найти сказочному персонажу малую родину, доподлинно не известно. В любом случае к ее осуществлению основательно приложили руку бывший губернатор Вологодской области Вячеслав Позгалёв (покинул свой пост в 2011-м) и бывший мэр Москвы Юрий Лужков, который активно участвовал в судьбе проекта, лоббируя интересы Деда Мороза на федеральном уровне. Парк развлечений «Вотчина Деда Мороза» было решено построить в сосновом бору, в тринадцати километрах от Великого Устюга. С 1998 по 2014 год в проект вложили более 2,1 млрд рублей, из которых федеральных средств — около 400 млн рублей, а областных — 600 млн. Остальное — чуть больше половины — составили средства частных инвесторов.
Начался проект со строительства главного сооружения — непосредственно дома Деда Мороза, который появился всего за три месяца. По форме собственности это бюджетное учреждение, однако в дальнейшем к развитию парка подключились и коммерческие структуры — малый бизнес, а также компания ОАО «Дед Мороз», в состав учредителей которого вошло правительство области. С помощью бюджетных и частных средств постепенно вотчина обрастала новыми объектами. Помимо гостиниц, кафе и других инфраструктурных объектов, в ней появились зимний сад, тропа сказок, пасека Деда Мороза, кузница, столярная мастерская, а также зоосад (филиал Московского зоопарка). По словам Владимира Осиповского, начальника департамента культуры и туризма, предприниматели быстро подключились к проекту, осознавая, что Дед Мороз находится в зоне вечного спроса, а область готова всерьез развивать сказочный бренд. «Первые годы проекта сопровождались агрессивной имиджевой политикой в пределах России и за границей, — рассказывает генеральный директор ОАО «Дед Мороз» Татьяна Муромцева. — Мы постоянно принимали журналистов, туроператоров: необходимо было при-
учить людей к тому, что дом Деда Мороза находится в Великом Устюге». Стоит сказать, что туристы очень быстро поверили в сказку: если бы родины у хозяина зимы не было, ее явно нужно было бы придумать. С каждым годом проект набирал обороты, а «под влияние» Деда Мороза попала и городская территория. И сейчас, помимо «Вотчины Деда Мороза», хозяйство сказочного персонажа включает в себя городскую резиденцию (трехэтажный особняк в Великом Устюге) с отдельной экспозицией, центральное место в которой занимает трон Деда Мороза, исполняющий желания всех, кто на него садится. Рядом построена Почта Деда Мороза, а недавно — и Музей поздравительной открытки, где, кроме исторических экспонатов, находится самая большая открытка в мире, нарисованная специально для музея, — размером 4,8 на 2,8 м. Однако это далеко не предел: в планах всех участников сказочной индустрии постоянно умножать объекты показа, а попутно придумывать новые проекты, поддерживающие интерес к территории. Не так давно в Великом Устюге открылся частный Музей бутылок, а в двух населенных пунктах Великоустюгского района работают Музей деревенского быта и музей «Русская изба». Как бы то ни было, финансовое участие области уменьшается с каждым годом. В прошлом году на развитие проекта «Великий Устюг — родина Деда Мороза» было привлечено более 330 млн рублей дополнительных частных инвестиций, при этом средства федерального и областного бюджетов составили всего 6% от всей суммы.
Казалось бы, зачем столько усилий и инвестиций — ради коротких новогодних каникул? Однако организаторы составили настолько плотный график мероприятий, начиная со дня рождения Деда Мороза (18 ноября — для тех, кто не знает), что в последние годы город перестал замечать сезонные спады: туристический поток более или менее равномерно распределяется по месяцам — с пиком посещаемости вокруг 1 января. При этом число приезжающих с каждым годом возрастает со сказочной силой. Если в 1999 году Великий
т
-зъ
" ^ ^ :'«■»»* «* '»И»* «» '»«»«■ «ИГ '•*»»' «» '«ИГ «» '»»»»' >» •(»«* «» «I
1*11 ■ «1"<|| ,■ ,»»««41, ■ ,■*■■*«> >"■••11 »"аи ■ <>••■■■1 ,>•■■4«» >>•"•!>
г »»V*"Г* "Г*"**♦** "Нг "V* "Г* 'Шг '»♦**-Ш* 'ч?:1 "Кк1 .'^Ш* V
Устюг принял всего один туристический поезд, то в этом году только за десять январских дней в этом городе, где проживает 31 тыс. человек, побывало более 33 тыс. туристов. В большой мере, считает Владимир Осиповский, сказывается выгодное географическое положение города, который граничит с Архангельской и Кировской областями, откуда приезжает больше всего туристов. В Великом Устюге есть свой вокзал и аэропорт, и это также многое упрощает.
За эти годы старинный, но все-таки заштатный городок заметно преобразился. Если до 1998 года здесь работала только одна туристическая компания, то сегодня их уже одиннадцать. Гостиница, как и положено провинциальному городу, тоже раньше была одна — сейчас их четырнадцать. При этом многие здешние предприниматели, которые в 1990-е начинали свое дело с торговли или деревообработки (другие возможности для предпринимательства просматривались плохо), в последние годы стали активно переключаться на туринду-стрию. Один из первых, кто почувствовал изменения, — Юрий Глазачев. В прошлом он торговал автозапчастями. Однако уже на старте «сказочного» проекта выкупил разрушенное здание, в котором до революции находился постоялый двор, отреставрировал его на собственные средства и открыл там гостиницу. Если в первый год в гостинице «Двина» было всего 12 номеров, то сейчас — уже сорок. А в 2004 году Глазачев выкупил и турбазу неподалеку от «Вотчины Деда Мороза». Свою торговую компанию он давно закрыл. «Гостиничный бизнес развивается, и неплохо, — комментирует Юрий. — Может быть, не так быстро, как хотелось бы, но обороты растут. Многие знакомые предприниматели, из тех, кто держит нос по ветру, уже построили свои гостиницы и гостевые дома».
Однако на одном сказочном персонаже далеко не уедешь. Знакомство с Дедом Морозом и всем его обзаведением — это поездка на день, максимум — на три. Чтобы удерживать туристов, нужно создавать другие объекты интереса.
В этом году при поддержке Министерства культуры РФ на Северо-Западе началась реализация еще одного проекта — «Серебряное ожерелье», который, если все пойдет по плану, должен будет составить конкуренцию Золотому кольцу. В свое время Вологда не сумела войти в «кольцо», зато сей-
час может стать штаб-квартирой нового проекта. Это более чем уместно — тем более что Вологда уже застолбила за собой звание «столицы русского севера», придумав для минувших новогодних праздников соответствующий проект (кстати говоря, во время каникул он привлек в этот город 180 тысяч туристов). Пока «Серебряное ожерелье» находится на стадии обсуждения концепции и бюджета. «О наших планах уже знают в Минкультуры РФ, и судя по всему, они пришлись очень кстати. На мой взгляд — это настоящая находка, особенно в тренде развития внутреннего туризма», — доволен первый заместитель губернатора области Алексей Шерлыгин.
Впрочем, главное, считают эксперты, — не переборщить со «стариной», на которую с большим или меньшим успехом ориентируются все регионы. По словам Григория Трофимчука, руководителя департамента политического консалтинга Русско-Азиатского союза промышленников и предпринимателей, Вологодской области необходимо найти симбиоз, в котором исторические бренды сочетались бы с новыми. «На Вологодчине есть бренды мирового значения, потенциал которых практически не используется», — уверен он. По его мнению, общая проблема российских регионов заключается в ярко выраженных исторических пробелах: все как нарочно пытаются не вспоминать о советском наследии. И зря. «Почему-то этого периода все стесняются, — говорит Григорий. — И это чисто российская проблема. К примеру, в Китае история воспринимается как непрерывное течение времени: интерес у китайцев вызывают все периоды развития страны, с каким бы руководителем они ни были связаны. У нас новейшая история выпадает — в то время как именно она позволила бы развить международный туризм. К примеру, в Череповце есть жизненный след легендарного Валерия Чкалова, образ которого идеально монтируется с методами современной рекламы».
Конечно же, в самой администрации области также думают над тем, чтобы создать новые туристические продукты, выходящие за рамки традиционных православных святынь и красот местной природы. Осталось только придумать «начинку», а вот что касается продвижения — в этом Вологда уже преуспела.
СКАЗОЧНАЯ ПОЧТА
В хозяйстве Деда Мороза почта — отдельное бизнес-подразделение, операционная деятельность которого осуществляется за счет собственных средств ОАО «Почта Деда Мороза». С начала проекта почта получила 2,8 млн писем от детей и взрослых из различных регионов России и зарубежных стран. В 2014 году Деду Морозу написали 176 тыс. раз. Разбирают почту Деда Мороза работники предприятия и волонтеры. Помощники сказочного героя сортируют корреспонденцию «по регионам», а также разбирают по тематике: просьбы, поздравления и социальные письма. По последней категории писем ведется отдельная работа с социальными службами регионов. Основная прибыль идет за счет отправки оплаченных ответных писем и подарков от Деда Мороза, экскурсионных услуг и производства полиграфической продукции.