УДК 338.48(470.12)
©Ю.Н. Плеханов ©Е.С. Агеева ©Ю.Н. Булатова
Состояние сферы туризма в условиях экономического кризиса
С 1998 года на территории Вологодской области реализуется уникальный туристский проект «Великий Устюг — родина Деда Мороза», одобренный Президентом и Правительством РФ. В статье представлены 10-летние итоги реализации проекта, который является важным средством воспитания детей и молодежи, формирования здорового образа жизни населения. Отмечается необходимость дальнейшего развития проекта посредством государственной поддержки в части создания транспортной и социальной инфраструктуры, кадрового обеспечения.
Вологодская область, туристский проект, формы реализации, эффективность.
Юрий Николаевич ПЛЕХАНОВ
Председатель Комитета по туризму Вологодской области
Елена Сергеевна АГЕЕВА
главный специалист Комитета по туризму Вологодской области, соискатель
Юлия Николаевна БУЛАТОВА
главный специалист Комитета по туризму Вологодской области, соискатель
Туризм в настоящее время характеризуется как одна из наиболее доходных и динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства. На долю туристской отрасли приходится 10% мирового валового продукта, более 1/3 мировой торговли услугами, 7% инвестиций 1. Туризм прямо или косвенно воздействует не только на экономику, но
и на социальную политику, культуру, традиции, образ жизни, здоровье нации и др.
Не случайно Генеральный секретарь Всемирной туристской организации (UNWTO) Ф. Франческо подчеркнул: «Многолетний опыт, накопленный туристской отраслью, показывает, что она достаточно устойчива к любым потрясениям.
Современный человек не мыслит свою жизнь без путешествий: как по делам, для развития своего бизнеса, так и для отдыха. Без полноценного отдыха невозможно успешно реализовывать себя в работе, именно поэтому туризм как сфера экономики всегда останется на плаву»2.
В условиях финансового кризиса темпы экономического роста туризма временно замедляются. По данным Всемирной туристской организации (ВТО), большинство регионов мира во второй половине 2008 года демонстрируют падение темпов роста международного туризма. По прогнозам, их повышение за 2008 год составит около 2%, что вдвое ниже среднегодового показателя по отрасли за период 2003 — 2007 годов. Причем снижения темпов роста не произойдет благодаря высоким показателям за 1 полугодие 2008 года.
В среднесрочной перспективе, по оценкам ВТО, ожидается незначительное снижение активности в сфере путешествий с целью отдыха и оздоровления, в большей степени пострадает от мирового экономического спада деловой и корпоративный туризм.
В России эксперты прогнозируют 20% сокращение выездного туристского потока по всем направлениям. Туристы будут выбирать более близкие направления, предпочитая недорогие туристские маршруты по России или соседним государствам. В связи с этим возможна переориентация российских туристов на более доступные «местные» турпродукты, что будет способствовать развитию внутреннего туризма.
Наблюдается и уменьшение загрузки гостиниц, особенно высокого класса — 4-5-ти-звездочных (по оценкам специалистов, снижение на 5-6%). Из-за текущего финансового спада многие компании минимизируют расходы, сокращая бюджеты на командировки и выездные корпоративные мероприятия.
Специалисты прогнозируют напряженную ситуацию на гостиничном рынке России весной 2009 года, но не теряют
оптимизма, так как считают, что у российской индустрии гостеприимства большие перспективы и самый серьезный потенциал для развития. Такие прогнозы обусловлены дефицитом отелей в России и объективной необходимостью восполнить эту нишу как за счет увеличения количества гостиничных объектов, так и за счет повышения качества услуг. Можно предположить, что инвесторы будут заинтересованы в строительстве недорогих гостиниц уровня 2-3 звезды и мини-отелей на 30 — 40 мест.
Туризм в условиях кризиса должен быть направлен прежде всего на решение социальных задач общества. Для снижения влияния кризисных явлений необходимо через туризм способствовать воспроизводству духовных и физических сил людей, сохранять историко-культурное наследие, улучшать качество жизни населения. Из «элитного» туризм должен превратиться в доступный (разработка и продвижение массовых, недорогих туров по области).
В настоящее время — на этапе кризисного состояния экономики и в момент социальных депрессий — особенно актуально развитие социального туризма. Как отметил президент РФ Д.А. Медведев, необходима государственная поддержка социального туризма (дотационный принцип), т. е. предоставление социальных туристических услуг и скидок определенным категориям граждан: школьникам, молодежи, пенсионерам 3.
Особую значимость развитие туризма приобретает в свете решения проблемы обеспечения занятости населения, поскольку сфера туризма создает большое количество рабочих мест, преимущественно сервисного характера. Необходимо отметить, что обеспечение занятости в сфере туризма происходит в основном за счет создания дополнительных рабочих мест, а не за счет замещения выбывающих.
В Стратегии социально-экономического развития Вологодской области туризму отводится особое место 4. Это обусловлено рядом положений, среди которых можно выделить следующие:
— эффективность и привлекательность туризма в аспекте распространения здорового образа жизни, что крайне необходимо для сохранения и восстановления жизненных сил основной части экономически дееспособного населения;
— актуальность проблемы изыскания средств для развития социального туризма, источником которых, в числе прочего, могут послужить отчисления от налоговых поступлений в бюджет из сферы туристского бизнеса;
— рассмотрение туризма как специфического многопередельного производства, позволяющего получать ряду территорий (районов) устойчиво высокие доходы;
— наличие «компенсирующего эффекта» в связи с возможными изменениями туристских потоков.
Туризм может стать доходной отраслью экономики региона при условии правильного учета факторов, позволяющих эффективно использовать его потенциал (табл. 1).
По данным Вологдастата, в настоящее время в туристской сфере занято примерно 2% населения области. Туристская деятельность приносит реальный доход как субъектам турбизнеса, так и государству. Вклад туризма в экономику Вологодской области составил в 2007 году 5,96 млрд. руб., или 3,3% ВРП 5.
На начало 2008 года в Вологодской области действовало 120 туристских фирм, которые сосредоточены прежде всего в Вологде и Череповце 6. Данные фирмы в большей степени осуществляют деятельность по организации выездного туризма, что в принципе определено уровнем платежеспособного спроса местного населения.
Высокая доля в сфере малого бизнеса предприятий, предоставляющих туристские услуги (в первую очередь туристско-экскурсионные), косвенно свидетельствует о том, что туристская деятельность приносит реальный доход субъектам турбизне-са и обеспечивает их жизнедеятельность.
Кроме того, турфирмы — это и источник поступлений в государственные и местные бюджеты. В 2006 году налоговые платежи организаций с основным видом деятельности «Организация отдыха и развлечений, культуры и спорта» составили 199,6 млн. руб.; в 2007 году — 319 млн. руб.7
Под влиянием экономического кризиса туристские организации области испытывают следующие трудности:
1. Снижение продаж туров по зарубежным направлениям, особенно на дальние дорогие путешествия.
2. Отказ туристов от забронированных туров как по зарубежным, так и российским направлениям из-за ужесточения политики выдачи потребительских кредитов и увеличения их процентных ставок (а в некоторых случаях и отказа банков в выдаче кредитов) и, наконец, из-за снижения платежеспособности населения, его неуверенности в завтрашнем дне.
3. Штрафные санкции за отказ от забронированных туров зарубежных туроператоров.
4. Минимизация расходов: сокращение персонала туристских организаций или предоставление отпуска за свой счет, закрытие дополнительных офисов.
Для решения этих и других проблем в сфере туризма в регионе разработан план антикризисных мероприятий на 2009 г. (табл. 2).
С декабря 1998 г. в регионе по инициативе Правительства г. Москвы и администрации Вологодской области реализуется проект «Великий Устюг — родина Деда Мороза». За прошедшие 10 лет проект приобрел общероссийские, общенациональные черты, значительно расширил целевые ориентиры, стал важным элементом духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, превратился в заметную составляющую экономики, выступая фактором, влияющим на рост занятости населения, а также стимулятором производства товаров и услуг, развития инфраструктуры и коммуникаций в регионе.
Таблица 1. Факторы развития сферы туризма Вологодской области
Характеристика факторов, положительно влияющих на развитие туризма Характеристика факторов, сдерживающих развитие туризма
1. Природно-рекреационный потенциал и объекты культурно-исторического наследия
Богатства области с ее уникальным северным ландшафтом, лесами, озерами и реками, имеют огромное значение для лечебнооздоровительного, приключенческого и экологического туризма 761 недвижимый памятник истории и культуры Музей фресок Дионисия занесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО 11 населенных пунктов Вологодской области внесены в Список исторических городов и населенных мест России Территория бытования традиционных ремесел, промыслов и производств («Северная чернь», «Шемогодская резьба по бересте», «Вологодское кружево», «Великоустюгские узоры») Бренд «Вологодское масло», экологически чистые продукты питания Рекреационные ресурсы используются только на 30%. Популярный отдых «дикарем» не является заметным источником пополнения местных бюджетов Распространена рекреационная необустроенность туристской инфраструктуры
2. Сформированные агенты рынка
На начало 2008 года в области функционировало 120 туристских фирм, из них 60 в Вологде и 50 в Череповце Несоответствие стоимости услуг их качественным и количественным характеристикам по сравнению с международными стандартами Выездной туризм приносит сравнительно больший доход, чем внутренний, но этот доход используется зачастую на нужды фирм Недостаточные налоговые поступления от туристской деятельности в областной бюджет, вследствие чего не происходит качественного формирования инфраструктуры
3. Наличие объектов инфраструктуры
Гостиничный комплекс области представлен 90 коллективными средствами размещения В систему общественного питания входят 1143 организации общественного питания В районах области функционируют 57 предприятий придорожного сервиса на 1 280 посадочных мест Имеется сложившаяся транспортная система: - железнодорожная (Северная ж/д) - автомобильная (Вологда - Новая Ладога, Москва - Архангельск, Чекшино - Тотьма - Никольск, Тотьма - Нюксеница - Великий Устюг (Сухонский тракт), Урень - Шарья - Никольск - Котлас, Вологда -Медвежьегорск) - водная (Рыбинское и Шекснинское водохранилища, река Шексна, озера Белое, Онежское, Кубенское) - воздушная (аэропорт в городах Череповец, Вологда, Великий Устюг, Кичменгский Городок и Вытегра) Нет гостиниц высшей категории Низкая техническая оснащенность объектов культурно-массового назначения Небольшая часть автомобильных дорог области имеют усовершенствованное покрытие Высокий износ транспортных средств, особенно водных. Низкий уровень гостеприимства
Окончание таблицы 1
4. Опыт разработки программ и мероприятий
В августе 2008 года утверждена Стратегия развития сферы туризма Вологодской области до 2020 года В сентябре 2008 года принята долгосрочная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Вологодской области на 2009 - 2012 годы» Отсутствие методики оценки значимости туризма в экономике области и муниципальных образований Нет мониторинга состояния отрасли туризма на территориях области
5. Информационно-институциональная среда
В 2007 году создан туристско-информационный центр ГУ «Областной центр маркетинга и продвижения туристских программ Вологодской области» Наличие единого узнаваемого стиля информационного материала На региональном уровне не приняты нормативные акты по организации и стимулированию туристской отрасли
6. Развивающаяся система подготовки и переподготовки кадров для сферы туризма
С 2002 года в системе высшего профессионального образования подготовка кадров для туристской индустрии реализуется в Вологодском государственном техническом университете по специальности «Социально-культурный сервис и туризм», специализация «Социокультурный сервис» В сфере среднего профессионального образования система подготовки специалистов для сферы туризма формируется на основе образовательных программ базового уровня для таких видов деятельности, как гостиничный сервис, общественное питание, туризм Система ориентирована на подготовку менеджеров среднего и высшего звена, в меньшей степени -на подготовку специалистов технологии гостеприимства
Проект направлен на решение задач духовно-нравственного воспитания и защиты нравственности детей, на внедрение и реализацию ценностей здорового образа жизни среди детей и подрастающего поколения, укрепление института семьи. Стали традиционными социально-культурные программы, фестивали, спортивные соревнования под эгидой Деда Мороза. Главную идею всех творческих мероприятий, проводимых в рамках проекта, отражает девиз, написанный на гербе Деда Мороза: «Твори Добро!».
Дед Мороз принимал активное участие в мероприятиях, организованных в рамках «Года ребенка» (2007-й), «Года семьи» (2008-й); планируется проведение социальных акций и в «Год молодежи» (2009-й).
«Дед Мороз — это наш национальный бренд. Мне кажется, неплохо, что мы стали продвигать этот символ. И продвигать его по самым разным направлениям. Это — добрая, хорошая тема, объединяющая людей.
К тому же она несет здоровье», — отметил президент РФ Д.А. Медведев во время своего визита в г. Мурманск, состоявшегося 11 января 2008 г.
Объединяющее значение данного проекта подчеркнул также, выступая на заседании круглого стола в ГД РФ, Губернатор Вологодской области В.Е. Позгалев: «.. .И мы понимаем, что это тот знаменатель, на который могут объединиться люди разных политических взглядов, разных концессий, разных убеждений, разного имущественного положения, потому что не делятся дети на богатых и бедных — они все дети, и Дед Мороз для всех один — и для богатого, и для бедного. Это, пожалуй, самый национальный из всех национальных проектов, потому что он действительно охватывает все стороны жизни, все слои населения и является таким проектом, который формирует добро, а, по замыслу нашему, Россию XXI века должны строить люди с добрыми сердцами»8.
Таблица 2. Антикризисные мероприятия в сфере туризма Вологодской области на 2009 год
МЕРОПРИЯТИЕ
Подготовка предложений по внесению изменений и дополнений в Федеральный закон от 05.02.2007г.
№12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»:
• применение финансовых гарантий с учетом дифференциации туроператоров пропорционально реальному объему ответственности туроператоров перед клиентами
• установление для туроператоров по въездному туризму минимальной суммы финансовых гарантий
• разграничение полномочий в сфере туризма между Российской Федерацией, субъектами РФ
• ведение реестра экскурсоводов и субъектов туристской индустрии в субъектах РФ
• приведение договоров между туроператорами, агентами и клиентами в соответствие с нормами закона
______«О защите прав потребителей»_____________________________________________________________________
Создание ассоциации туристских организаций Вологодской области (в целях взаимодействия органов исполнительной государственной власти области и туристского бизнеса по решению проблемных вопросов в сфере туризма)
Реализация мероприятий проекта «Великий Устюг - родина Деда Мороза»:
> разработка концепции «Великий Устюг - детская столица России»
> создание механизмов управления национальным брендом «Великий Устюг - родина Деда Мороза»
> продвижение проекта «Великий Устюг - родина Деда Мороза» как всесезонного турпродукта
Разработка и реализация мероприятий программы развития кадрового потенциала в сфере туризма и индустрии гостеприимства
Разработка мероприятий по стимулированию и поддержке сферы туризма и индустрии гостеприимства
Создание координационного совета по туризму Вологодской области при первом заместителе Губернатора области (в целях координации взаимодействия между органами исполнительной государственной власти области, органами местного самоуправления и субъектами туристской индустрии по вопросам развития туризма и сопутствующих отраслей)______________________________________________________________________
Привлечение инвестиций в сферу туризма:
Разработка и утверждение схемы размещения объектов инфраструктуры туризма на территории Вологодской области до 2012 года и с перспективой до 2020 года, в том числе по проекту «Великий Устюг - родина Деда Мороза»:
■ расположение средств размещения
■ информационное обустройство дорог (размещение информационных плакатов и конструкций на основных туристских направлениях)
■ развитие придорожного сервиса____________________________________________________________________
Разработка межмуниципального инвестиционного проекта «Туристская дестинация «Белоозеро» и его включение в областную инвестиционную программу на 2010 год
По словам первого заместителя руководителя фракции «Единая Россия» В.В. Рязанского , «Дед Мороз из Великого Устюга — это всегда праздник, а значит, дополнительный доход и новые рабочие места. Это все то, что будет работать, в том числе и на анти-кризис»9.
Данный проект привлекателен и для частного бизнеса. За период 1998 — 2007 гг
в проект вложено более 1 млрд. рублей, из них 30% составляют средства инвесторов10. Дальнейшее сотрудничество государства и бизнеса позволит превратить Великий Устюг в перспективную в инвестиционном отношении «точку роста», доказать не только социальную, но и коммерческую значимость проекта, его бюджетную эффективность.
Несмотря на то, что мировой финансовый кризис окажет некоторое влияние и на туристскую сферу, масштабного уменьшения потока туристов на родину Деда Мороза не ожидается (по итогам 11 месяцев 2008 года наблюдается прирост числа посетителей на 15% к уровню предыдущего года). Люди не прекратят путешествовать — разве что сократят расходы и длительность своих поездок. Это отразится на преобладании доли экскурсантов («неночующих туристов») среди посетителей вотчины Деда Мороза.
При организации турбизнеса в Великом Устюге необходимо сделать упор на продвижение однодневных туров экономкласса.
В условиях финансового кризиса, сокращения бюджетного обеспечения и социальной нестабильности важно сохранить социальную направленность проекта. Прежде всего это касается поддержки проекта «Почта Деда Мороза»; организации детских специализированных турпоездов на родину Деда Мороза, в том числе и
«Губернаторского экспресса»; продвижения национального бренда «Дед Мороз».
Позитивную роль в решении стоящих перед российским обществом задач в деле укрепления жизненно важных институтов детства и семьи, формирования мировоззренчески здоровых поколений граждан страны как фундамента устойчивого и безопасного развития России призвана сыграть и реализация проекта «Великий Устюг — детская столица России».
В настоящее время Комитетом по туризму Вологодской области разработан проект схемы размещения объектов инфраструктуры на территории региона. Данная схема предполагает, что:
> реализация инвестиционных проектов составит в целом 10,9 млрд. рублей за 2009 — 2015 годы;
> доля туризма в объеме капитальных вложений в экономику области — 4 — 5%;
> дополнительно созданные рабочие места — 6 — 7 тысяч;
> прирост налоговых поступлений — 240 млн. рублей.
Примечания
1 Гуляев В.Г. Туризм: экономика, управление, устойчивое развитие: учебник; Российская международная академия туризма. — М.: Советский спорт, 2008. — 280 с.
2 Сайт Всемирной туристской организации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.unwto.org
3 Перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания с главами городов «Золотого кольца» 01.08.2008 года в г. Углич (Пр-1630 от 11.08.2008 г.).
4 Об основных положениях Концепции стратегии социально-экономического развития Вологодской области на долгосрочную перспективу (постановление Правительства области №380 от 16.04.2004 г.).
5 Данные ТО ФСГС по Вологодской области.
6 Данные Комитета по туризму Вологодской области.
7 Данные Управления Федеральной налоговой службы по Вологодской области.
8 Выступление Губернатора Вологодской области В.Е. Позгалева на круглом столе «Великий Устюг — родина Деда Мороза. Сказка и реальность», состоявшемся в Государственной Думе РФ 3 декабря 2008 г. (заседание группы депутатов — членов фракции «Единая Россия»).
9 Выступление первого заместителя руководителя фракции «Единая Россия» В.В. Рязанского на круглом столе, состоявшемся в Государственной Думе РФ 3 декабря 2008 г. (заседание группы депутатов — членов фракции «Единая Россия»).
10 Данные Комитета по туризму Вологодской области.