Научная статья на тему 'МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ПРИЗНАКОВ-ОСНОВАНИЙ КАЧЕСТВА РЕПРОДУКТИВНОГО ТРУДА'

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ПРИЗНАКОВ-ОСНОВАНИЙ КАЧЕСТВА РЕПРОДУКТИВНОГО ТРУДА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО РЕПРОДУКТИВНОГО ТРУДА / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Внуковская Татьяна Николаевна

В условиях модернизации экономики потребуется трансформация структуры и качества рабочей силы. Для этого необходимо системно управлять качеством репродуктивного труда. Предложен морфологический подход к разработке фундаментальных признаков-оснований качества репродуктивного труда для формирования и развития качественного человеческого капитала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MORPHOLOGICAL APPROACH TO WORKING OUT OF FUNDAMENTAL SIGNS-BASES OF QUALITY OF REPRODUCTIVE LABOR

Modernization of economy makes it necessary to transform the structure and quality of labor force. It’s necessary to have a systematic approach to the quality of reproductive labor (QRL). In the article is offered the morphological approach to working out of fundamental signs-bases of quality of reproductive labor for formation and development of the qualitative human capital.

Текст научной работы на тему «МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ПРИЗНАКОВ-ОСНОВАНИЙ КАЧЕСТВА РЕПРОДУКТИВНОГО ТРУДА»

Список литературы

1. Бунич А.П. Осень олигархов. М.: «Эксмо», 2006.

2. Бунич А.П.«Сканер нашего капитализма // Вопросы экономики № 11. 2012

3. Меньшиков. С.М. Анатомия российского капитализма / С.М. Меньшиков. - М.: Международные отношения, 2008.

4 Кудрин А.Л. «Влияние дохов от экспорта нефтегазовых ресурсов на денежно-кредитную политику России // Вопросы экономики. № 3. 2013.

5. Цаголов Г.Н. Почему все не так. М. «Экономика». 2012.

References

1. Bunich A.P. Osen oligarkhov. M.: «Eksmo», 2006.

2. Bunich A.P.«Skaner nashego kapitalizma // Voprosy ekonomiki № 11. 2012

3. Menshikov. S.M. Anatomiya rossiyskogo kapitalizma / S.M. Menshikov. - M.: Mezh-dunarodnye otnosheniya, 2008.

4 Kudrin A.L. «Vliyanie dokhov ot eksporta neftegazovykh resursov na denezhno-kreditnuyu politiku Rossii // Voprosy ekonomiki. № 3. 2013.

5. Tsagolov G.N. Pochemu vse ne tak. M. «Ekonomika». 2012.

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ПРИЗНАКОВ-ОСНОВАНИЙ КАЧЕСТВА РЕПРОДУКТИВНОГО ТРУДА

Внуковская Татьяна Николаевна, кандидат экономических наук, доцент

Уральский институт экономики, управления и права

620049, Российская Федерация, г. Екатеринбург, ул. Луначарского, 199

E-mail: vnukovskaya-tn@ya.ru

В условиях модернизации экономики потребуется трансформация структуры и качества рабочей силы. Для этого необходимо системно управлять качеством репродуктивного труда. Предложен морфологический подход к разработке фундаментальных признаков-оснований качества репродуктивного труда для формирования и развития качественного человеческого капитала.

Ключевые слова: качество репродуктивного труда, инновационная экономика, модернизация, человеческий капитал, морфологический подход

THE MORPHOLOGICAL APPROACH TO WORKING OUT OF THE FUNDAMENTAL SIGNS-BASES OF QUALITY OF REPRODUCTIVE LABOR

Vnukovskaya Tatyana N., Ph.D. (Economical Science)

Ural Institute of Economics, Management and Law

199 Lunacharskiy st., Yekaterinburg, 620049, Russian Federation

E-mail: vnukovskaya-tn@ya.ru

Modernization of economy makes it necessary to transform the structure and quality of labor force. It's necessary to have a systematic approach to the quality of reproductive labor (QRL). In the article is offered the morphological approach to working out of fundamental signs-bases of quality of reproductive labor for formation and development of the qualitative human capital.

Keywords: quality of object of reproductive labor, innovative economy, modernization, human capital, the morphological approach

Репродуктивный труд в широком смысле слова - это деятельность по воспроизводству человеческого капитала, заключающаяся в уходе за будущей и имеющейся рабочей силой и человеческим родом в целом. Предметом репродуктивного труда в узком смысле является выращивание будущей рабочей силы (процессы рождения,

ухода, воспитания, дошкольного обучения детей в семье, их ранней социализации). Репродуктивный труд по отношению к имеющейся рабочей силе заключается в создании разнообразных условий для обеспечения ее функционирования в качестве человеческого капитала: организация полноценного питания, ухода, культурного и медицинского обслуживания, обеспечение отдыха, досуга, развлечений как в оплачиваемом, так и в неоплачиваемых секторах экономики [3, с. 48].

С точки зрения А.И. Антонова репродуктивный труд - это «материальная и социальная деятельность по уходу за имеющейся и будущей рабочей силой и человеческим родом в целом, включая домашнее обеспечение продовольствием, одеждой и жильем. Социальная репродукция - это обеспечение указанных потребностей через экономику - в оплачиваемом и неоплачиваемом секторе. Репродуктивный труд выполняется в большей степени женщинами, и занимает пропорционально намного большую часть их времени в сравнении с мужчинами»[2, с. 73].

По мнению автора статьи, репродуктивный труд - это производительная деятельность, направленная на формирование (взращивание) человеческих ресурсов с целью создания условий для получения качественного человеческого капитала с учетом интересов субъектов репродуктивного труда (родителей, семьи, рода, делегированного родительского труда (репродукционные центры, роддома, дошкольные, школьные, начальные профессиональные, средние профессиональные, высшие учреждения образования, учреждения здравоохранения, социальной защиты), бизнес-сообщества, государство, общество в целом) и объектов репродуктивного труда (взращенные человеческие ресурсы).

Существуют разные версии первопричины кардинальных изменений в репродуктивном поведении населения. С медицинской точки зрения - это ухудшение здоровья нации; с социально-психологической - сосредоточенность на саморазвитии, карьерном росте; с экономической - прожиточный минимум, не обеспечивающий уровень рождаемости, нужный даже для простого воспроизводства населения; с политологической - социальный стресс и социальная напряженность; с психолого-педагогической - недостаточность финансирования сферы образования, не позволяющее на должном уровне выполнять возложенные на нее функции. Способ решения данной проблемы, мы видим в интеграции накопленного опыта к формированию, оценке и управлению качеством репродуктивного труда (его ресурсов, процессов, результатов) таких методологических подходов, как: медико-физиологического, психологического, демографического, социологического, политологического, географического, социально-экономического, педагогического и т.д.

Качество репродуктивного труда - необходимое условие формирования качественного человеческого капитала, включающего по Ильинскому капитал здоровья, капитал образования, капитал культуры. Первая категория формирует совокупность физических характеристик, вторая - интеллектуальный потенциал, капитал культуры - духовный. Совокупность физических, интеллектуальных и духовных характеристик человеческого капитала характеризуют его качество.

Качество репродуктивного труда определяется качеством результата данного труда - сформированным человеческим капиталом.

Таким образом, качественный результат репродуктивного труда - гармония совокупности (или гармоничная совокупность) физических, интеллектуальных и духовной составляющих сформированного человеческого капитала (или личности). При этом интегральным показателем качества репродуктивного труда может служить совокупность данных характеристик сформированного человеческого капитала. Необходимо следуя принципу справедливости, добиваться доброты и правосудия с точки зрения всех заинтересованных сторон, баланса интересов участников всех уровней иерархии с учетом многообразия всех связей, как линейных, так и косвенных.

В рамках теоретического изложения науки об управлении качеством качество продукции определяется как критическая оценка потребителем степени соответствия

ее свойств, показателей качества, индивидуальным и общественным ожиданиям, обязательным нормам в соответствии с ее назначением.

Взяв за основу это определение, качество объекта репродуктивного труда можно определить как совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленным или предполагаемым требованиям (текущим и перспективным, общим и специфическим) различных заинтересованных сторон, как субъектов репродуктивного труда, так и самого объекта репродуктивного труда [1, с. 57].

Качеством объекта репродуктивного труда является качество сформированных человеческих ресурсов, которые в настоящее время приобретают все большее значение в связи с модернизацией экономики, интеграцией рынка, научно-техническим прогрессом и, как следствие, постоянно возрастающими требованиями потребителей к качеству рабочей силы.

Необходимо разработать параметры, определяющие качество объекта репродуктивного труда, понять, от чего оно зависит. Как следствие, появится непросто понятие качества объекта репродуктивного труда, потребуется управление качеством объекта репродуктивного труда, самим репродуктивным трудом, а также рисками, возникающими в ходе репродукционного процесса.

Качество объекта репродуктивного труда можно трактовать не только как совокупность приращения физических, интеллектуальных, духовных качеств личности, но и с учетом влияния качества субъектов управления, качества репродуктивного процесса и качества деятельности объекта репродуктивного труда в процессе его взращивания на каждой из изучаемых стадий. Причем, автор считает целесообразным выделять следующие 14 стадий [2, с. 118]:

1. подготовка к социально-ответственному родительству (до зачатия);

2. перенатальный период (зачатие - 28 недель беременности);

3. пренатальный период (28 недель беременности - 168 часов после родов);

4. неонатальный период (168 часов после родов - 7 суток);

5. младенческий период (7суток- год);

6. ранний дошкольный (1 год - 4 года);

7. поздний дошкольный (4 года - 6-7 лет);

8. ранний школьный (6-7лет - 10-12лет (девочки), 12-14(мальчики) согласно физиологическим особенностям полового созревания);

9. школьный подростковый (10-12лет (девочки), 12-14(мальчики) - 15-16 лет (9классов, НПО));

10. поздний школьный (9 класс, НПО - 11 класс, до поступления в СПО, ВУЗ);

11. ранний професинальный (11 класс, НПО - СПО, ВУЗ (бакалавр, магистр));

12. поздний профессиональный (СПО, ВУЗ - соскатель степени (аспирантура, докторантура));

13. инкорпоративный период (магистр, аспирант - повышение квалификации в течение всей жизни);

14. посткорпоративный период (с момента выхода на пенсию до конца жизни).

Целесообразность такого деления вызвано специфичностью каждой из стадий и

отличностью критериев для определения приращения качества объекта репродуктивного труда на каждой из стадий. Подход подразумевает изучение субъекта, объекта, процесса и результата репродуктивного труда на основе системно-ситуационного анализа.

Предлагается осуществлять расчет приращения по каждой стадии развития личности (от человеческого существа через индивида к личности) по каждому значимому элементу рассматриваемой стадии.

Тогда качество объекта репродуктивного труда можно изучать в разрезе этих составляющих у субъектов, объектов и процессов репродуктивного труда как функцию от ресурсов, процессов, результатов, а также репродукционных рисков, которые сопряжены с данной деятельностью. Управление качеством репродуктивного труда

представляет собой деятельность по управлению всеми этапами жизненного цикла человеческого капитала, а также взаимодействие с внешней средой.

Принимая во внимание сложность объекта анализа, недостаточный уровень разработанности методологических вопросов исследования, представляется целесообразным разработать многоаспектную классификацию оценочных показателей качества репродуктивного труда по фундаментальным признакам - основаниям. Для этого, например, можно использовать морфологический анализ. Морфологическое исследование представляет собой экспертный метод прогнозирования, направленный на выявление всех возможных вариантов развития объекта путем построения матрицы характеристик объекта и их возможных значений последующим перебором и оценкой вариантов сочетаний. Основанный на достаточно полных классификациях объектов, явлений, свойств и параметров, позволяет оценить возможные пути развития объекта исследования. Морфологическая таблица обеспечивает системный подход к формированию, систематизации и практическому использованию совокупности оценочных показателей.

Описание горизонтальных (строк) и вертикальных (столбцов) аналитических показателей, рекомендуемых для включения в морфологическую таблицу фундаментальных признаков-оснований для идентификации нового понятия «Качества репродуктивного труда (КРТ)» представлено ниже.

Горизонтальный подход:

Идентификация аналитических показателей, характеризующих кадровый потенциал репродуктивной трудовой деятельности (субъекты репродуктивного труда или репродуктивные ресурсы):

А.1.1. Категории кадров и их численность по стадиям репродуктивного процесса:

А.1.1.1. Родители, работники женских консультаций, врачи - психологи, репродукционные центры, психологи по подготовке к родам и так далее.

А.1.1.2. Родители, работники роддомов, детских больниц, массажисты, невропатологи, психологи и так далее.

А.1.1.3. Родители, работники детских дошкольных учреждений, школы развития, психологи по формированию личности.

А.1.1.4. Родители, работники детских дошкольных учреждений, школы развития, психологи по развитию личности.

А.1.1.5. Родители, работники школьных учреждений, тренеры, преподаватели (спортивные секции, творческие секции, театр, танцы и так далее).

А.1.1.6. Родители, работники школьных учреждений, тренеры, преподаватели (спортивные секции, творческие секции, театр, танцы), преподаватели по формированию будущих родителей, обучение репродуктивным технологиям (азы семейной жизни).

А.1.1.7. Родители, преподаватели начальных профессиональных организаций, специальных профессиональных организаций, высшие образовательные учреждения, помощники ректоров и директоров по воспитательной работе, деканы, молодежные организации, ассоциации.

А.1.1.8. Родители, преподаватели аспирантуры (научный руководитель).

А.1.1.9. Родители, преподаватели докторантуры (научный консультант).

А.1.2. Категории кадров и их численность по степени обобщенности показателя:

А.1.2.1. Общие и средние характеристики консолидированной совокупности субъектов репродуктивного труда (репродуктивных ресурсов) (города, области, региона, страны).

А.1.2.2. Общие и средние характеристики отдельных групп субъектов репродуктивного труда (роддом, консультация, дошкольное образовательное учреждение, школа, гимназия, лицей, училище, техникум, институт, академия, университет).

А.1.2.3. Индивидуальные характеристики отдельных субъектов РТ.

А.1.3. Категории кадров и их численность по иерархическому уровню объекта:

А.1.3.1. Общие и средние характеристики потенциала субъектов репродуктивного труда страны (федерального уровня).

А.1.3.2. Общие и средние характеристики потенциала субъектов репродуктивного труда региона (регионального уровня).

А.1.3.3. Общие и средние характеристики потенциала субъектов репродуктивного труда города (муниципального уровня).

А.1.3.4. Общие и средние характеристики потенциала субъектов репродуктивного труда семьи (семейного уровня).

А.1.4. Категории кадров и их численность, специализирующихся на формировании различных составляющих качественного уровня репродуктивного труда:

А.1.4.1. Родители, работники, специализирующиеся на формировании физических характеристик объекта (врачи, консультанты, тренеры).

А.1.4.2. Родители, работники, специализирующиеся на формировании психических характеристик (врачи, психологи, педагоги школ развития).

А.1.4.3. Родители, работники, специализирующиеся на формировании интеллектуальных характеристик (педагоги дошкольных учреждений, школ, начального профессионального образования, среднего специального профессионального образования, высших учебных заведений (бакалавриат, магистратура), аспирантура, докторантура, дополнительное образование).

А.1.4.4. Родители, работники, специализирующиеся на формировании общекультурного развития (эрудиция и так далее).

А.1.5. Категории кадров и их численность, специализирующихся на формировании различных элементах развития личности:

А.1.5.1. Родители и работники, специализирующиеся на функции «Уход».

А.1.5.2. Родители и работники, специализирующиеся на функции «Обучение».

А.1.5.3. Родители и работники, специализирующиеся на функции «Воспитание».

А.1.5.4. Родители и работники, специализирующиеся на функции «Социализация».

А.1.5.5. Родители и работники, специализирующиеся на функции «Профессионализация».

Формирование системы аналитических показателей целесообразно продолжить структурными характеристиками соответствующего объекта, относительными величинами (показатели интенсивности, сравнения, динамики и так далее).

Вертикальный подход:

Применяя вертикальный анализ к ^ному столбцу таблицы можно выделить аналитические показатели, характеризующие ресурсы, затраты, результаты, производительность и эффективность объекта исследования.

А.1.М1. Рассматривали выше

А.2.М1. Количество и состав объектов основных фондов, используемых для взращивания человеческого капитала данной категорией кадров.

A.3.М1. Общий объем и структура финансовых ресурсов репродуктивного труда по источникам формирования и направлениям использования статьи в бюджетах разных уровней для реализации репродуктивной функции.

B.1.К1. Объем оплаты репродуктивного труда из всех источников, их структура, средний размер оплаты труда по категориям, занятых на различных стадиях в сфере репродуктивного труда и по другим признакам-основаниям.

В.2.К1. Объем материальных затрат в сфере репродуктивного труда, их видовая структура (подробно можно расписать постатейно).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

B.3.К1. Объем других видов затрат и их видовая структура.

C.1.К1. Оценка результатов репродуктивного труда на всех стадиях репродуктивного процесса в натуральном выражении (число обученных, воспитанных учреждением и других в зависимости от фундаментального основания - признака, качество

их обучения посредством тестирования характеристик, которыми обладает объект репродуктивного труда, согласно данным бально-рейтинговой оценки) и так далее.

C.2.N.I. Рыночная оценка результатов репродуктивного труда (в настоящее время возможно только после 1-ого уровня образования (НПО, СПО, ВУЗ), когда выходя на рынок труда можно дать среднерыночную оценку востребованности молодого специалиста).

C.3.N.I. Оценка результатов качества репродуктивного труда путем сравнения с имеющимися аналогами (или лучше альтернативные издержки?).

C.4.N.I. Оценка результатов качества репродуктивного труда по каждой стадии репродуктивного процесса, преимущественно по прямым затратам, непосредственно относимым на этот процесс.

D.l.N.1. Производительность репродуктивного труда (репродуктивная активность [4, c.27]).

D.2.N.I. Бюджетная отдача в сфере репродуктивного труда (результаты РТ в расчете на 1 рубль общего финансирования).

E.l.N.1. Эффективность.

E.2.N.I. Результативность.

Интенсивно-экстенсивный тип:

темпы роста интегрального показателя качественных характеристик объекта репродуктивного труда опережают темпы роста численности субъектов репродуктивного труда, вовлеченных в процесс взращивания будущего человеческого капитала на определенной стадии.

Экстенсивно-интенсивный тип:

темпы роста интегрального показателя качественных характеристик объекта репродуктивного труда отстают от темпов роста численности субъектов репродуктивного труда, вовлеченных в процесс взращивания будущего человеческого капитала на определенной стадии.

Таким образом, морфологическая таблица обеспечивает системный подход к формированию, систематизации и практическому использованию совокупности оценочных показателей.

Список литературы

1. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М.: Социология семьи. М.: Изд-во МГУ, 1996. 304 с.

2. Внуковская Т.Н. Управление качеством репродуктивного труда на всех стадиях формирования и развития человеческого капитала: теретико-методологические проблемы Екатеринбург: издательство УИЭУиП, 2011. 181 с.

3. Внуковская Т.Н. Качество человеческого капитала как фактор роста конкурентоспособности территорий. Глава 2: Социально-экономическое развитие: монография./ под. ред. Т.Н. Внуковской. Ставрополь: Логос, 2013. 179с. С.39-61.

4. Илышев А.М. Лаврентьева И.В. Стратегия включения репродуктивного труда в экономику России: Монография. М.: ИД «Финансы и кредит», 2005. 368 с.

5. Илышев А.М. Багирова А.П. Введение в репродуктивистику. Становление науки о воспроизводстве человека: Монография. М: Финансы и статистика, 2009. 304 с.

References

1. Antonov A.I., Medkov V.M. Sociologija sem'i.[ Family sociology] M.: Sociologija sem'i. M.: Izd-vo MGU, 1996. 304 s.

2. Vnukovskaja T.N. Upravlenie kachestvom reproduktivnogo truda na vseh stadijah formirovanija i razvitija chelovecheskogo kapitala: teretiko-metodologicheskie problemy [The management of quality of reproductive labor at all stages of formation and development of the human capital: teretiko-methodological problems] Ekaterinburg: izdatel'stvo UlJeUiP, 2011. 181 s.

3. Vnukovskaja T.N. Kachestvo chelovecheskogo kapitala kak faktor rosta konkurentosposobnosti territorij.[ The quality of the human capital as factor of growth of competitiveness of territories] Glava 2: Social'no-jekonomicheskoe razvitie: monografija./ pod. red. T.N. Vnukovskoj. Stavropol': Logos, 2013. 179s. S.39-61.

4. Ilyshev A.M. Lavrent'eva I.V. Strategija vkljuchenija reproduktivnogo truda v jekonomiku Rossii:[ Strategy of inclusion of reproductive work in economy of Russia]. Monografija. M.: ID «Finansy i kredit», 2005. 368 s.

5. Ilyshev A.M. Bagirova A.P. Vvedenie v reproduktivistiku. Stanovlenie nauki o vosproizvodstve cheloveka.[Introduction in reproductive science. Science formation about reproduction of the person]. Monografija. M: Finansy i statistika, 2009. 304 s.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УСПЕШНОСТЬ МАСТЕРОВ-КОНСУЛЬТАНТОВ СЕРВИСНЫХ СИСТЕМ АВТОКОНЦЕРНОВ В КОНТЕКСТЕ ЭКОНОМИКИ ТРУДА

Федотов Сергей Николаевич, доктор психологических наук, профессор

Московский университет МВД России

117437, Российская Федерация, г. Москва, ул. Академика Волгина, 12 E-mail: fedotovsn@rambler.ru

Чернышова Ольга Викторовна, аспирант

Тверской институт экологии и права

170001, Российская Федерация, г. Тверь, Проспект Калинина, 23 E-mail: olga5486@inbox.ru

В статье представлены результаты научного исследования успешности мастеров-консультантов в интересах обеспечения с позиций экономики и психологии труда конкурентного преимущества сервисных систем автомобильных концернов на российском рынке услуг на примере технических центров автомобильных компаний г. Твери; приведен перечень психодиагностических методик, описаны результаты корреляционного и регрессионного анализа полученных эмпирических данных, рассмотрена математическая модель оценки и прогнозирования успешности профессиональной деятельности мастеров-консультантов.

Ключевые слова: экономика труда, профессиональная деятельность, экспертная оценка, методы психодиагностики, корреляционный анализ, регрессионный анализ, математическая модель, оценка и прогнозирование успешности профессиональной деятельности мастеров-консультантов

PROFESSIONAL SUCCESS OF CONSULTANTS MASTERS OF SERVICE ROAD TO THE CONCERN OF LABOR ECONOMICS

Fedotov Sergey N., D.Sc. (Psychology), Professor

Russian Ministry of Internal Affairs of Moscow University 12 Academician Volgin st., Moscow, 117437, Russian Federation E-mail: fedotovsn@rambler.ru

Chernyshova Olga V., Post-graduate student

Tver Institute of Ecology and Law

23 Kalinin av., Tver, 170001, Russian Federation

E-mail: olga5486@inbox.ru

The article presents the results of scientific research success of master consultants in order to ensure in terms of economics and psychology of labor competitive advantage service systems automotive companies on the Russian market by the example of technical centers automobile companies of Tver, a list of diagnostics instruments, and describes the results of the correlation regression analysis

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.