УДК 65.01.005
ресурсно-процессно-результативные модели оценки качества объекта репродуктивного труда с учетом репродукционных рисков*
Т. Н. внуковская,
кандидат экономических наук, доцент, декан экономического факультета E-mail: vnukovskaya-tn@ya. ru Уральский институт экономики, управления и права
В статье отмечается, что в условиях модернизации экономики потребуется трансформация структуры и качества рабочей силы. Для этого необходимо системно управлять качеством репродуктивного труда (КРТ). Предложены модели оценки качества объекта репродуктивного труда в терминах «ресурсы - процессы - результаты» с учетом репродукционных рисков.
Ключевые слова: качество, объект репродуктивного труда, инновационная экономика, модернизация, будущий человеческий капитал, субъекты репродуктивного труда, ресурсы, процессы, результаты, репродукционные риски.
Рост благосостояния населения является главной целью развития любого цивилизованного общества. Фундаментальные открытия, появление наукоемких производств, высокий уровень достижений в условиях инновационной реструктуризации экономики России затруднены без сохранения и развития качественного человеческого капитала. Наблюдается противоречие между падением качества человеческого капитала и ростом применения инновационных технологий, что требует рабочей силы более высокого качества. В условиях модернизации
* Статья предоставлена Информационным центром Издательского дома «Финансы и Кредит» при Уральском федеральном университете имени первого Президента России Б. Н. Ельцина.
44-
«жизненный цикл» знаний, умений и навыков резко сокращается. На первый план выходят компетенции -практическое применение имеющихся знаний, умений и навыков. Постиндустриальное общество требует наличия не только человеческого капитала в должном объеме (количественный аспект), но и постоянного роста его интеллектуального потенциала (качественная составляющая).
Качество человеческого капитала зависит от качества жизни всех слоев и групп населения, каждого гражданина, а также тех, кто находится за пределом достойных условий существования.
Снижение качественного потенциала молодых когорт населения, к которому относятся здоровье (физическое, психическое, социальное), образование (интеллектуальное), духовность (духовно-нравственный потенциал), требует четкой формулировки социально-демографических проблем в этой области и определения приоритетов их решения. Большинство рождающихся детей теряют здоровье в процессе формирования организма, хотя биологический потенциал предполагает его развитие до 35 лет. Чем больше здоровья у детей, тем больше его в зрелом возрасте. Выявлено, что интенсивность заболеваний сердечно-сосудистыми заболеваниями существенно зависит от уровня и качества жизни в период детства и юности [1].
Согласно исследованиям Н. М. Римашевской, основной «груз нездоровья» ребенок получает
при рождении. Результаты исследования показали, что преимущественно здоровье ребенка зависит от состояния родителей, прежде всего матери, а также от качества объективных условий, в которых рождается ребенок.
Причем в процессе жизненного цикла потенциал здоровья, к сожалению, постоянно снижается. Так, если в 1990 г. наблюдалось 12 % больных детей, то в 2006 г. - около 40 %. Если относительно здоровыми рождаются 60 % детей, то на первом году жизни их количество снижается до 29 %, а в возрасте 15-17 лет их количество стабилизируется на уровне 30 %. При общей численности детей в 30 млн 4,8 млн из них страдают хроническими заболеваниями. Следовательно, они в значительной степени не смогут освоить наукоемких профессий, не смогут содействовать становлению нового типа производства, обеспечивать обороноспособность страны ни с физической точки зрения, ни с интеллектуальной [1].
Больные дети пополняют ряды инвалидов, которых в настоящее время насчитывается 11 млн чел., а к 2015 г. их численность достигнет 21 млн чел., или 15 % от всего населения страны (по прогнозам Минтруда России), что может привести в дальнейшем к формированию общества инвалидов. Здоровье объекта репродуктивного труда формирует его интеллектуальный потенциал (690 тыс. детей не могут иметь стандартного образования, 10 % поступающих в школу не будут способны освоить учебную программу). Усиление данной тенденции приведет к росту неграмотных и малограмотных, несмотря на рост бесплатности и доступности образования. К 2015 г. из 22,5 млн чел. населения хронически больных детей будет 3,6 млн, а детей-инвалидов - около 1 млн [6].
На следующей стадии общественного воспроизводства, выступая уже в лице родителей своих детей, объекты репродуктивного труда опять же демонстрируют низкое качество человеческого капитала, так
как больные родители рожают больных детей и, как следствие, каждое последующее поколение является слабее предыдущего, обладая меньшим физическим, психическим, интеллектуальным, духовным потенциалом, что, бесспорно, отражается на качестве человеческого капитала страны [1].
Следовательно, в формировании качественного человеческого капитала имеет значение качество репродуктивного здоровья «ресурсов» на входе.
Немаловажную роль играют и процессы - условия, в которых осуществляется репродуктивная деятельность. В настоящее время 30 % работников имеют заработок ниже прожиточного минимума. По данным Росстата, бедных семей насчитывается около 30 %. Из них 9 млн - это дети, что составляет 30 % от всего количества детей. В этих семьях нет достаточного сбалансированного питания, существует дефицит белков с высокой биологической ценностью, витаминов и микроэлементов, что ведет к росту железосодержащих анемий у беременных женщин и детей, болезням обмена веществ, желудочно-кишечного тракта. Социальное последствие -рост социальных сирот отказников (по данным Ми-нобрнауки России, их около 600 тыс. чел.). Число безнадзорных и беспризорных детей составляет около 2,8 млн чел. (0,15 % от всей численности детей не обучаются, 2 % учащихся не посещают образовательных учреждений).
Согласно данным Росстата, в абсолютных значениях эти показатели к 2015 г. должны снизиться. Однако это является следствием лишь физического сокращения численности детей (на 8 млн чел. за 10 лет). К 2050 г. численность детей до 18 лет может составить 12 %, или 10 млн чел! Положительная тенденция в относительных показателях не наблюдается (табл. 1).
Репродуктивный труд в широком смысле слова -это деятельность по воспроизводству человеческого капитала, заключающаяся в уходе за будущей и
Таблица 1
Данные по состоянию детей до 18 лет, млн чел.
Показатель 2005 г. 2015 г. (прогноз)
Общая численность детей 30,5 (21 % населения) 22,5 (17 % населения)
Из них:
страдают хроническими заболеваниями 4,8 3,6
в том числе инвалиды 0,62 -
проживают в бедных семьях (с доходом ниже прожиточного минимума) 9 4-5
безнадзорные (беспризорные) 3 2
проживают в неполных семьях 5 3,6
имеют асоциальное поведение (наркомания, преступность) 1 0,7
имеющейся рабочей силой и человеческим родом в целом. Предметом репродуктивного труда в узком смысле является выращивание будущей рабочей силы (процессы рождения, ухода, воспитания, дошкольного обучения детей в семье, их ранней социализации). Репродуктивный труд по отношению к имеющейся рабочей силе заключается в создании разнообразных условий для обеспечения ее функционирования в качестве человеческого капитала: организация полноценного питания, ухода, культурного и медицинского обслуживания, обеспечение отдыха, досуга, развлечений как в оплачиваемом, так и в неоплачиваемых секторах экономики [2].
С точки зрения А. И. Антонова, репродуктивный труд - это «материальная и социальная деятельность по уходу за имеющейся и будущей рабочей силой и человеческим родом в целом, включая домашнее обеспечение продовольствием, одеждой и жильем. Социальная репродукция - это обеспечение указанных потребностей через экономику в оплачиваемом и неоплачиваемом секторах. Репродуктивный труд выполняется в большей степени женщинами и занимает пропорционально намного большую часть их времени в сравнении с мужчинами».
По мнению автора,репродуктивный труд - это производительная деятельность, направленная на формирование (взращивание) будущего человеческого капитала в целях создания условий для получения качественного человеческого капитала с учетом интересов субъектов (родителей, семьи, рода, делегированного родительского труда (репродукционные центры, роддома, другие учреждения образования, здравоохранения, школы развития), бизнес-сообщества, государства, общества в целом) и объектов репродуктивного труда (будущий человеческий капитал).
Существуют разные версии первопричины кардинальных изменений в репродуктивном поведении населения. С медицинской точки зрения - это ухудшение здоровья нации; с социально-психологической -сосредоточенность на саморазвитии, карьерном росте; с экономической - прожиточный минимум, не обеспечивающий уровня рождаемости, и необходимый даже для простого воспроизводства населения; с политологической - социальный стресс и социальная напряженность; с психолого-педагогической - недостаточность финансирования сферы образования, что не позволяет на должном уровне выполнять возложенные на нее функции. Способ решения данной проблемы автор видит в
применении накопленного опыта (таких методологических подходов, как медико-физиологический, психологический, демографический, социологический, политологический, географический, социально-экономический, педагогический и т. д.) к формированию, оценке и управлению качеством репродуктивного труда (его ресурсов, процессов, результатов).
Качество репродуктивного труда - это необходимое условие формирования качественного человеческого капитала, включающего, согласно мнению В. И. Ильинского, капитал здоровья, капитал образования, капитал культуры. Первая категория формирует совокупность физических характеристик, вторая - интеллектуальный потенциал, капитал культуры - духовный потенциал. Совокупность физических, интеллектуальных и духовных характеристик человеческого капитала характеризует его качество.
Качество репродуктивного труда определяется качеством результата данного труда - сформированным человеческим капиталом.
Таким образом, качественный результат репродуктивного труда - это гармония совокупности (или гармоничная совокупность) физических, интеллектуальных и духовной составляющих сформированного человеческого капитала (или личности). При этом интегральным показателем качества репродуктивного труда может служить совокупность данных характеристик сформированного человеческого капитала. Необходимо, следуя принципу справедливости, добиваться доброты и правосудия с точки зрения всех заинтересованных сторон, баланса интересов участников всех уровней иерархии с учетом многообразия всех связей, как линейных, так и косвенных.
Таким образом, реализация мер по осуществлению демографической политики, дополненная научными методами по стимулированию рождаемости и преодолению популяционного кризиса, может создать условия для расширенного воспроизводства человеческого капитала. Необходимо осуществлять системные исследования условий жизнеспособности нации, определять главные социально-экономические факторы, изучать механизмы их влияния на здоровье населения. Согласно государственному докладу «О санитарно-эпидемиологической обстановке в Свердловской области за 2010 г.», в числе самых значимых социально-экономических факторов риска выделены:
1) уровень социального благополучия (благоустройство, медицинская помощь и т. д.);
2) социальная напряженность (задолженность по заработной плате, уровень преступности, безработицы);
3) промышленное развитие территории (капиталовложения, объем промышленной продукции на душу населения);
4) экономическое развитие территории (розничный товарооборот на душу населения, индекс физического объема производства).
В 2010 г. доля населения, проживающего в условиях выраженного влияния показателей социальной напряженности регионов, увеличилась по отношению к 2009 г. в 1,5 раза (табл. 2).
Резкий спад численности трудоспособного населения серьезно затрудняет реализацию планов развития экономики и роста качества жизни в стране. Население России не только уменьшается, но и становится все менее и менее здоровым, а значит, теряет способность служить движущей силой возрождения страны. Проблемы демографии - это часть национальной и экономической безопасности. Если реализуется пессимистический прогноз, то мы физически не сможем контролировать территорию нашей страны.
Россия через 30-40 лет переместится с 6-го места в мире по численности населения на 14-е, что предопределено разнонаправленностью динамики демографических процессов в нашей и других странах. Ухудшится соотношение уровней заселенности и хозяйственного освоения территории России в сравнении с другими странами: плотность населения в нашей стране в настоящее время в 3,4 раза ниже, чем в 40 промышленно развитых странах, и в 10 раз ниже, чем у наших азиатских соседей [1, 4]. Ухудшается геополитическая ситуация (числен-
ность населения (т. е. имеющегося и будущего человеческого капитала) в странах - соседях России уже в настоящее время в 13 раз превышает численность россиян). К 2050 г. общий «демографический пресс» еще более возрастет, так как плотность населения в России снизится до 8 чел. /км2 к 2025 г., что особенно пагубно скажется на темпах хозяйственного освоения севера и северо-востока нашей страны (три восточных федеральных округа занимают 77 % общей площади территории страны, на которой проживает только 17 % ее населения) [5].
Таким образом, экономический и финансовый кризис, в котором наша страна находится в настоящее время, не имеет столь глубоких и длительных последствий для России, как популяционный кризис. Проблема качества человеческого капитала усугубляется миграционными процессами, что отражается на интеллектуальном потенциале нации и качественных параметрах генофонда. Необратимый характер приобретет деинтеллектуализация общества. Общепризнано, что российский генофонд отличается высоким интеллектом, однако в постсоветский период численность занятых научными исследованиями сократилась на 1/3. Если в настоящее время ученые не задумаются о поиске критериев качества репродуктивного труда, способствующего формированию качественного человеческого капитала, то время будет упущено -завтра мы уже не сможем реализовать программу расширенного воспроизводства человеческого капитала интенсивно-экстенсивного типа.
Качество человеческого капитала обусловливает конкурентоспособность рабочей силы, производительность труда, конкурентоспособность российского бизнеса, развитие экономики в целом и рост благосостояния. Качество объекта репродуктивного труда позволяет противостоять усложняющимся
Таблица 2
Ранжирование социально-экономических факторов по степени влияния на состояние здоровья населения в 2009-2010 гг.
Социально-экономический фактор Численность населения, проживающего в условиях неблагоприятного влияния факторов
2009 г. 2010 г.
Всего, тыс. чел. К итогу, % Всего, тыс. чел. К итогу, °%
Социальная напряженность (32 территории) 1 199 27,3 1 810,6 41,2
Промышленное развитие территории (29 территорий) 1 025 23,3 1 003 22,8
Экономическое развитие территории (22 территории) 892 20,3 675,07 15,4
Уровень социального благополучия (22 территории) 6 811 15,5 6 663,8 15,2
жизненным условиям (нервно-психическим перегрузкам, быстрому устареванию знаний, высокому динамизму перемен), которые подрывают стабильность условий жизни и труда.
Следовательно, изменение качества объекта репродуктивного труда за изучаемый период АКОрт/пер целесообразно рассматривать как совокупность приращений А следующих составляющих: физическое, психическое и социальное здоровье Азд; интеллектуальный потенциал Аип; духовные ценности Ад; риски, сопряженные с указанными
пр°цессами АрИСк/пер:
или
АКО . =А +А +А +А , ,
р.т. /пер зд и.п д риск/пер'
АКО . = КО п+1 - КО п,
р.т. /пер р.т р.т 4
где КО "р1т - последующая стадия развития объекта
репродуктивного труда;
КО - предыдущая стадия развития объекта
репродуктивного труда.
Уровень здоровья, как правило, с течением времени снижается. Следовательно, приращение составляющей «здоровье» имеет отрицательный знак. Хотя на отдельных стадиях мы можем наблюдать приращение этой переменной.
Например, рост показателя возможен на младенческой и дошкольной стадии при проведении манипуляций по укреплению здоровья (реабилитации).
Интеллектуальный потенциал, как правило, растет. Хотя, если человек на инкорпоративной стадии не занимается повышением квалификации, приращение интеллектуального потенциала может отсутствовать либо вообще убывать, так как знания в динамично меняющемся мире быстро устаревают.
Что касается переменной «духовное начало», характеризующей уровень нравственности, морально-этические нормы, верования, традиции и ценности, то здесь возможны оба варианта. Это один из способов оценки приращения качества объекта репродуктивного труда.
Согласно альтернативному подходу предлагается качество объекта репродуктивного труда изучать в разрезе этих составляющих у субъектов и объектов репродуктивного труда как функцию от ресурсов, процессов, результатов, а также репродукционных рисков/рп ррр, которые сопряжены с данной деятельностью:
КО = [ + Е (х),
р.т р.п. р.рр
где КО - качество объекта репродуктивного труда
е [0, 1];
Е (х) - неучтенные переменные.
Значение идеального качества объекта репродуктивного труда (КО т) соответствует 1, или 100 % (КОрт ■ 100 %).
Репродуктивные ресурсы чувствительно реагируют на все изменения общественной, экономической и социальной жизни страны. Индикатор здоровья общества и государства - репродуктивное здоровье (ресурсы), репродуктивное поведение (процессы), качество здоровья детей (результаты).
Причем качество объекта репродуктивного труда может существенно варьироваться в зависимости от мнения эксперта, осуществляющего оценку. На взгляд автора, целесообразно принимать во внимание мнения следующих заинтересованных сторон: собственно родители (мать, отец), делегированный репродуктивный труд (дедушки, бабушки, тети, дяди, а также сотрудники образовательных учреждений), бизнес-сообщество (работодатели), государство, общество в целом. Автор считает, что не стоит пренебрегать и личностной оценкой индивида (хотя степень его участия в экспертной оценке может существенно варьироваться в зависимости от возраста - от полного игнорирования мнения объекта репродуктивного труда на ранних стадиях формирования и до 100 %-го участия на поздних стадиях).
Для оценки качества объекта репродуктивного труда необходимо учесть баланс интересов всех сторон. Веса (значимость мнения /-го участника рынка труда) могут меняться в зависимости от цели оценки и состава экспертной группы, осуществляющей оценку качества объекта репродуктивного труда. Тогда весомость мнения /-го участника рынка труда изменяется:
КО р.т = X р, • КО р.т е [0, 1],
/=1
где КОрт - интегральный показатель качества объекта репродуктивного труда (с учетом интересов всех экспертов);
п - количество заинтересованных сторон; р{ - значимость фактора с точки зрения /-й стороны (весомость фактора для /-го участника); К'О рт - качество объекта репродуктивного труда с точки зрения /-й заинтересованной стороны.
На взгляд автора, необходимо учитывать мнения следующих заинтересованных сторон:
К Орт - качество объекта репродуктивного труда с точки зрения родителей (мать - т, отец -/);
К Орт - качество объекта репродуктивного труда с точки зрения субъектов делегированного
родительского труда (дошкольные, школьные образовательные учреждения, учреждения здравоохранения);
зЬ
К Орт - качество объекта репродуктивного труда с точки зрения бизнес-сообщества (конкретного предприятия или рынка определенных услуг);
К3* О - качество объекта репродуктивного труда с точки зрения государства и общества в целом.
Пример расчета приведен в табл. 3. Таким образом, если предположить, что у гармоничной личности в равной степени присутствуют три составляющие (по 33,33 % соответственно здоровья, интеллектуального потенциала и духовного начала), то с точки зрения перечисленных заинтересованных сторон интегральный показатель качества сместится в сторону интеллектуального потенциала (!).
Например, пусть экспертная оценка качества объекта репродуктивного труда заинтересованных сторон составляет:
• родителей * = 80 % от идеала в изучаемом периоде (экспертная оценка «отец - мать»);
• образовательных учреждений 3рт = 60 % (оценка качества объекта репродуктивного труда по данному индивиду при помощи тестов соответствующего уровня и экспертных оценок);
• бизнес-сообщества 3ь.т = 40 % (работодатель проверил навыки, умения, знания, компетенции). В ходе диагностики преимущественно интересует интеллектуальный потенциал (уровень образования);
• государства, общества в целом = 50 %. Преимущественно интересует духовное начало (верования, традиции, ценности, нравственность, патриотизм, этика, моральные установки). Среднее ожидаемое качество объекта репродуктивного труда определяется по следующей формуле:
Расчет качества объект
Щт =Хрг • к1 ор.т,
_ 1=1
где КО р.т - среднее ожидаемое качество объекта репродуктивного труда; pi - вероятность исхода;
К' Орт - ожидаемое качество объекта репродуктивного труда при рисходе. Если принять во внимание, что значимость мнения заинтересованных сторон (экспертов) одинакова и составляет 25 %, то качество объекта репродуктивного труда с учетом мнений экспертов из каждой группы заинтересованных сторон составит КОрт = 0,25 (0,8 + 0,6 + 0,4 + 0,5) = = 0,25 ■ 2,3 ■ 100 % = 57,5 %. Кроме того, что мнения разных заинтересованных сторон расходятся, но и они существенно трансформируются в зависимости от стадии изучения приращения качества объекта репродуктивного труда. Так, на младенческой стадии большинство экспертов будет интересовать здоровье формирующегося человеческого капитала, а не его интеллектуальный потенциал или эрудиция. На последующих стадиях на первый план выйдут развитие, образование, интеллектуальный потенциал. Для здоровья общества движущей силой является духовное начало. Следовательно, оно чаще будет доминировать у данной заинтересованной стороны на всех этапах, и, вероятно, станет решающей и для родителей на поздних стадиях развития индивида.
Вероятность освоения объектом репродуктивного труда навыков, знаний, умений, компетенций, являющихся идеалом для определенной стадии, может быть следующей:
• с вероятностью 10 % освоит все навыки (знания, умения и т. п.) и будет максимально качественным 100 % объектов репродуктивного труда;
• с вероятностью 30 % - освоит диапазон от 75 до 100 %;
Таблица 3
репродуктивного труда
Приоритет KO р.т KSm+fO р.т KSdO р.т KsbO р.т KsgO р.т KO с учетом р.т ^ интересов всех экспертов
Здоровье 0,33 0,4 0,2 0,3 0,2 0,31
Интеллектуальный потенциал 0,33 0,4 0,5 0,5 0,3 0,4! all
Духовное начало 0,34 0,2 0,3 0,2 0,5 0,29 U Максимальное значение имеет интеллектуальный потенциал
Сбалансированная личность
• с вероятностью 45 % - освоит диапазон от 50 до 75 %;
• с вероятностью 10%- освоит диапазон ^т 215 до 50 %;
• с вероятностью 5 % - освоит диапазон от 0 до 25 %.
Тогда качество объекта репродуктивного труда с точки зрения всех заинтересованных сторон (интегральный показатель КОр т) можно определить по следующей формуле: _
КОр.т = IPэк • ко,-100%,
где Рэк - значимость (вероятность) мнения 7-го эксперта;
к'О - экспертная оценка соответствия идеалу с точки зрения 7-й стороны. Тогда КОрт = 0,1-100 % + 0,3 (75 * 100 %) + + 0,45 (50 * 75%) + 0,1 (25 * 50 %) + 0,05 (0 * 25 %).
Пусть мнения всех экспертов равнозначны и равны 0,25. Тогда, при пессимистическом прогнозе всех участников качество объекта репродуктивного труда составит 57,5 %; при оптимистическом прогнозе - 80 %; при наиболее вероятном прогнозе -68,75 %.
В нашем примере при балансе всех заинтересованных сторон среднеожидаемое качество объекта репродуктивного труда совпало с пессимистической оценкой экспертов, что позволяет предположить, что ниже этого предела качество объекта репродуктивного труда с точки зрения учета интересов всех заинтересованных сторон не оценит никто.
Однако такой подход очень субъективен. Необходимо тщательно разрабатывать научно обоснованные критерии, позволяющие делать вывод об уровне качества объекта репродуктивного труда.
Более объективным автору представляется подход качественной оценки репродуктивного труда через репродуктивные риски, так как расчет можно вести не на основе экспертных оценок и совокупности мнения независимых экспертов по уровню качества репродуктивного труда, а брать за основу объективные показатели, отражающие уровень рисков, связанных с субъектами (ресурсами), процессами, объектами (результатами): кор.т = кордf(яд™яд* яд'яд* яд*^яд°
Тдт, 0Cf , 0Cd , ядь, 0Cg , ядо, якд", якд
р.т' р.т' р.т' р.т' р.т' р.т' р.т ' р.т
якдd, якдЬ
токcg яякдо
р.т р.т р.т
репродукционные
ЯК5", ЯК5 , ЯК5 , ЯК5 , ЯК5*, ЯК5),
р.т ' р.т ' р.т ' р.т' р.т ' р.т-"
где КО™ - идеальное качество объекта репродуктивного труда как функция репродуктивных рисков;
р.т
риски.
Факторы, влияющие на результат, которые, на взгляд автора, необходимо принимать во внимание при расчетах, подразделяются на три группы: ресурсы, процессы, результаты.
1-я группа -ресурсы. Отражают риски, связанные с репродуктивным здоровьем родителей: ^ Я5"т - риск субъекта репродуктивного труда матери - определяется как функция от количества беременных женщин (в %), страдающих железодефицитной анемией, имеющих генетические заболевания, больных наркоманией и алкоголизмом, больных сифилисом, гепатитом, ВИЧ-инфицированных; > Я£рт - риск субъекта репродуктивного труда отца - определяется как функция от количества мужчин (в %) с нарушениями мочеполовой системы, больных сахарным диабетом, переболевших свинкой, имеющих генетические заболевания, больных наркоманией и алкоголизмом, больных сифилисом, гепатитом, ВИЧ-инфицированных; ^ Я8^т - риск субъекта делегированного труда -определяется как функция от уровня квалификации сотрудников реабилитационных центров, центров планирования семей, школ развития, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и т. д.; ^ ЯБь^т - риск субъекта бизнес-сообщества - определяется как функция от критериев оценки персонала на предприятии, разработанных систем аттестации и т. п.; ^ Я5рт - риск субъекта государства - определяется как функция от удельного веса затрат из бюджетов различных уровней на выплату пособий, на реализацию социальной политики, доли расходов на здравоохранение и спорт в консолидированном бюджете, на образование; ^ Я^т - риск общества в целом - определяется как функция от количества репродуктивных центров на 10 000 чел., количества часов на телевизионных каналах, посвященных пропаганде здорового образа жизни, крепкой семье и др. 2-я группа - процессы. Уровень качества жизни свидетельствует об уровне репродукционных рисков в ходе осуществления репродукционной деятельности. Предлагается учитывать репродуктивные риски, связанные с качеством репро-
дуктивного труда родителей, делегированного родительского труда, бизнес-сообщества, государства, общества в целом:
^ ЯКр^ - риски, связанные с качеством репродуктивного труда матери - определяются как функция от количества (в %) бедных женского пола (покупательная способность которых ниже прожиточного минимума или доход меньше 2,5 потребительских корзин), обеспеченных жильем, от среднедушевых доходов на душу населения в месяц;
^ ЯК3т - риски, связанные с качеством репродуктивного труда отца - определяются как функция от количества (в %) бедных мужского пола (покупательная способность которых ниже прожиточного минимума или доход меньше 2,5 потребительских корзин), обеспеченных жильем, от среднедушевых доходов на душу населения в месяц, числа собственных легковых автомобилей на 1 000 чел.;
^ ЯК3т - риски, связанные с качеством делегированного репродуктивного труда - определяются как функция от уровня оснащения учреждений (материально-технического обеспечения, современных технологий); охвата детей дошкольными образовательными учреждениями (в % от численности детей соответствующего возраста); количества данных учреждений на 1 000 детей соответствующего возраста; пропускной способности отделений реабилитации детей до одного года жизни;
^ ЯКр3т - риски, связанные с качеством труда бизнес-сообщества, способствующих формированию качественного человеческого капитала - определяются как функция от количества предприятий малого и среднего бизнеса, уровня инновационных предприятий, их материально-технической базы;
^ ЯКрЗт - риски, связанные с качеством репродуктивного труда со стороны государства -определяются как функция от размера ВНП на душу населения; оборота розничной торговли на душу населения; государственной поддержки, льгот, пособий, бесплатных услуг, улучшающих качество жизни;
^ ЯКрЗт - риски, связанные с качеством репродуктивного труда со стороны общества в целом -определяются как функция от уровня ввода в действие жилых домов на 1 000 чел. (в м2 общей площади); уровня безработицы (в %); объема
платных услуг на душу населения; индексов цен на первичном и вторичном рынках жилья; состояния природных ресурсов и охраны окружающей среды (сброс загрязненных сточных вод в расчете на одного жителя); численности врачей на 10 000 чел.; численности работников сфер здравоохранения и образования на 10 000 чел.; уровня социально-гигиенической грамотности, информационной ограниченности в вопросах планирования семьи, благотворительности.
3-я группа - результаты. Репродуктивная деятельность нацелена на формирование качественного человеческого капитала. Результат - приращение качества объекта репродуктивного труда на определенной стадии.
В данную группу, на взгляд автора, входят реп-родукционныериски (ЯОрт), связанные с качеством объекта репродуктивного труда, и определяются как функция от количества новорожденных (в %) с низкой массой тела; уровня пренатальной смертности с 28 недель в течение 168 ч после родов, ранней неонатальной смертности в течение 7 суток; уровня младенческой смертности в течение года после родов; уровня хронических заболеваний среди новорожденных, уровня детской инвалидности.
Полнота обхвата стадий репродукции предполагает выделение младенческой, ранней и поздней дошкольных, доподростковой и подростковой школьных стадий, стадии профессионального обучения, а также инкорпоративную стадию. Такого рода дифференциация позволяет разрабатывать и осуществлять на всех этапах необходимые меры по обеспечению высокого качества человеческого капитала, способного в будущем эффективно разрешать проблемы социально-экономического развития, стоящие перед обществом.
В связи с изменением факторов влияния в каждом периоде предлагается разбить весь процесс формирования будущего человеческого капитала -объекта репродуктивного труда на 13 периодов: социально ответственное родительство, дородовый, перинатальный, неонатальный, младенческий, ранний дошкольный, поздний дошкольный, ранний школьный, подростковый школьный, поздний школьный периоды, средний профессиональный, высший профессиональный, инкорпоративный периоды. Основные факторы, влияющие на качество объекта репродуктивного труда в каждом периоде, и ключевые риски периодов представлены в табл. 4.
Таблица 4
Ключевые репродукционные риски, влияющие на качество объекта репродуктивного труда на разных стадиях его формирования
№ пп Период Основные факторы, влияющие на качество объекта репродуктивного труда Ключевые риски периода
1 Социально ответственное родительство (начало, зачатие, подготовка) [0; /1] Подготовка к родам. Социально ответственное родительство кб™, яб^
2 Дородовый (зачатие; 28 недель после зачатия) [/р /2] Количество беременных женщин (в %), страдающих же-лезодефицитной анемией, имеющих генетические заболевания, больных наркоманией и алкоголизмом, больных сифилисом, гепатитом, ВИЧ-инфицированных ябт , яб* , якб*, як^ р.т р.т р.т р.т
3 Пренатальный (от 28 недель после зачатия; 168 ч после родов) [/3; /4] Пренатальная смертность ябт , яб* , якб* р.т р.т р.т
4 Неонатальный (168 ч; 7 суток после родов) [/4; /5] Ранняя неонатальная смертность яб* , якб* р.т р.т
5 Младенческий (7 суток; 1 год) [/5; /6] Младенческая смертность. Уровень использования современных технологий для выживания и реабилитации новорожденных. Уровень оснащения педиатрических учреждений яб* , якб* р.т р.т
6 Ранний дошкольный (1 год; 4-5 лет) [/6; /7] Уровень хронических заболеваний. Уровень детской инвалидности яб* , як-т, як-/, якб* р.т р.т р.т р.т
7 Поздний дошкольный (4-5 лет; 6-7 лет) [/7; /8] Уровень хронических заболеваний. Уровень детской инвалидности данного периода яб* , як-т, як-/, як** р.т р.т р.т р.т
8 Ранний школьный (6-7 лет; 10-12 лет; 12-14 лет) [*8; (9] Способность освоить школьную программу. Уровень хронических заболеваний. Уровень детской инвалидности. Количество (в %) больных наркоманией и алкоголизмом, больных сифилисом, гепатитом, ВИЧ-инфицированных яб* , як-т, якб/, як** р.т р.т р.т р.т
9 Подростковый школьный (10-12 лет; 12-14 лет; окончание 9 класса) Способность освоить школьную программу. Уровень хронических заболеваний. Уровень детской инвалидности. Количество (в %о) больных наркоманией и алкоголизмом, больных сифилисом, гепатитом, ВИЧ-инфицированных яб* , як-т, як-/, як-* р.т р.т р.т р.т
10 Поздний школьный (9 класс; 11 класс; СПО) Способность освоить школьную программу. Уровень хронических заболеваний. Уровень детской инвалидности. Количество (в %о) больных наркоманией и алкоголизмом, больных сифилисом, гепатитом, ВИЧ-инфицированных яб* , якбт, якб/, якб* р.т р.т р.т р.т
11 Средний профессиональный (НПО СПО; вуз) /12] Количество (в %) больных наркоманией и алкоголизмом, больных сифилисом, гепатитом, ВИЧ-инфицированных яб* , якбт, ЯКБ/, якб* р.т р.т р.т р.т як3' р.т
12 Высший профессиональный (вуз: бакалавр, магистр, аспирант) [/12; /13] Количество (в %) больных наркоманией и алкоголизмом, больных сифилисом, гепатитом, ВИЧ-инфицированных ябр*т, якрбт , якрбт
13 Инкорпоративный (повышение квалификации в течение всей жизни) [/13; /14] Количество (в %о) больных наркоманией и алкоголизмом, больных сифилисом, гепатитом, ВИЧ-инфицированных. Количество (в %о) повышающих квалификацию в организации. Доля средств бюджетов различных уровней, выделяемых на образование, здравоохранение, науку. Количество (в %о) получающих дополнительное образование за счет бюджетов различных уровней, организаций и на добровольной основе (например, участие в президентской программе по подготовке управленческих кадров РФ, программах МВА и т. д.) ябрт, як£, якрт, якрбт , якрБт
Все перечисленные факторы требуют, чтобы изучение качества объектов репродуктивного труда, а также репродукционных рисков, связанных с данным процессом, были поставлены на научную основу и системно изучены. Это не исследование ради исследования. Жизнь требует практических рекомендаций от научных исследователей в данном направлении.
Список литературы
1. Величковский Б. Т. Жизнеспособность нации. М.: РАМН, 2009.
2. Илышев А. М. Стратегия включения репродуктивного труда в экономику России: монография / А. М. Илышев, И. В. Лаврентьева. М.: Финансы и кредит, 2005.
3. Ил ышев А. М. Введение в репродуктивисти-ку. Становление науки о воспроизводстве человека: монография / А. М. Илышев, А. П. Багирова. М: Финансы и статистика, 2009.
4. Илышев А. М., Варнавская И. П., Павлова Л. Л. Популяционный кризис в России: геополитический анализ ситуации // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2006. № 5.
5. Илышев А. М. Демографическая программа: симптомы неблагополучия // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2008. № 11.
6. Социально-демографическая безопасность России / под ред. В. А. Черешнева, А. И. Татаркина. Екатеринбург: ИЭ УрО РАН, 2008.
SAM посчитает SAM сэкономит SAM защитит
Управлять программными активами —
выгодно и просто.
Закажите консультацию прямо сейчас:
Телефон: +7 (495) 232-00-23. Электронная почта: [email protected] Сайт: www.sam-audit.ru
souline
ВНИМАНИЕ! На сайте Электронной библиотеки <^ПЬ> собран архив электронных версий журналов Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» с 2006 года и регулярно пополняется свежими номерами. Подробности на сайте библиотеки:
www.dilib.ru