Научная статья на тему 'Морфологический анализ в оценке памятников культурного наследия'

Морфологический анализ в оценке памятников культурного наследия Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
768
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЪЕКТ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ / ЗАТРАТНЫЙ ПОДХОД / РЫНОЧНАЯ СТОИМОСТЬ / ПРИНЦИП НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ / НЭИ / ВОССТАНОВИТЕЛЬНАЯ СТОИМОСТЬ ЗДАНИЯ / ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА / ФИЗИЧЕСКИЙ ИЗНОС / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ УСТАРЕВАНИЕ / МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / АРХИТЕКТУРНЫЕ ПРИНЦИПЫ / АРХИТЕКТУРНЫЕ РЕШЕНИЯ / АРХИТЕКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ / АРХИТЕКТУРНАЯ МОДЕЛЬ / АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ И ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ / ОБЪЕКТ-АНАЛОГ / НЕМАТЕРИАЛЬНЫЙ АКТИВ / OBJECT OF CULTURAL HERITAGE / THE COST APPROACH / MARKET VALUE / THE PRINCIPLE OF THE MOST EFFECTIVE USE / THE REPLACEMENT COST OF THE BUILDING / TECHNICAL EXPERTISE / PHYSICAL DETERIORATION / FUNCTIONAL OBSOLESCENCE / MORPHOLOGICAL ANALYSIS / ARCHITECTURAL PRINCIPLES / ARCHITECTURAL SOLUTIONS / ARCHITECTURAL ELEMENTS / ARCHITECTURAL MODEL / ARCHITECTURAL PLANNING AND SPACE-PLANNING FACTORS / OBJECT-ANALOGUE / INTANGIBLE ASSET

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Башкатов Владимир Семенович

В статье речь идет об оценке зданий объектов культурного наследия с использованием морфологического анализа, который является более объективным в сравнении с различными предлагаемыми системами коэффициентов и может быть применен для оценки практически любых объектов. На примере использования затратного подхода принципиально показано, как можно выделить нематериальный актив, присущий каждому памятнику культурного наследия, и учесть его стоимость при оценке. Разработка методики оценки памятников культурного наследия на основе морфологического анализа позволит избежать ошибок, связанных с назначением различного уровня рангов и других коэффициентов, что в итоге позволит получить объективную стоимость объекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MORPHOLOGICAL ANALYSIS IN EVALUATION OF THE MONUMENTS OF CULTURAL HERITAGE

The article deals with the evaluation of buildings Cultural Heritage with morphological analysis, which is more objective in comparison with the various proposed systems of coefficients and can be used to evaluate almost any object. For example, using the cost approach basically shows how you can make the intangible asset inherent in every monument of cultural heritage, and take it into account when assessing the cost. Development of methodology for assessment of cultural heritage on the basis of morphological analysis to avoid errors associated with the appointment of various levels of rank and other factors that will eventually lead to an objective value of the object.

Текст научной работы на тему «Морфологический анализ в оценке памятников культурного наследия»

Морфологический анализ в оценке памятников культурного наследия*

В.С. Башкатов

генеральный директор ООО «Региональный Центр Недвижимости», член Российского общества оценщиков, член профессионального союза инженеров-сметчиков, доцент, кандидат технических наук (г. Санкт-Петербург)

Владимир Семенович Башкатов, vlsb@inbox.ru

Оценка стоимости нематериальных активов

Для оценки стоимости нематериальных активов используются метод рейтинга и другие. Прослеживается некоторая аналогия с оценкой товарного знака, имиджа и т. п.

Учет в оценке исторических эпох

создания памятников истории,

культуры и архитектуры

Каждой эпохе, в которой был создан памятник культурного наследия, необходимо присвоить рейтинги. Такие рейтинги должны определяться совместно архитекторами и реставраторами, то есть профессионалами своего дела. Выделяют следующие эпохи:

• от Античности до Средневековья - до 950 года;

• Романовский период - 950-250 годы;

• Готика - 1250-1520 годы;

• Ренессанс (эпоха Возрождения) -1520-1650 годы;

• Барокко - 1650-1770 годы;

• Классицизм - 1770-1840 годы;

• Историзм - 1840-1918 годы;

• Рационализм - 1918-1955 годы;

• Суперрационализм - 1955-1994 годы;

• Современная - после 1994 года.

Эпоха Суперрационализма отмечена

тем, что в период с 1955 по 1994 год дома первых и других массовых серий не отвечали требованиям эргономики. Например, толщина кирпичных стен составляла 51 см, а теплотехнический расчет показывает, что

толщина кирпичной стены должна быть 78 см; высота помещения 2,5 м, а по эргономическим требованиям - не менее 3,2 м при площади помещения 24 м3 и т. п. Массовое дешевое строительство после окончания Великой Отечественной войны решало ар-хиважную социальную задачу - дать людям квартиры, вытащив их из землянок, подвалов и подобных помещений. В основном эта задача была решена к 1970 году. В 1994 году нормы проектирования зданий стали возвращаться к «старым» нормам, и этот процесс продолжается.

Учет в оценке основных

архитектурных элементов

К архитектурным элементам относятся крыши, лестницы и террасы, фонтаны и скульптуры, фасады и их характерные детали, порталы, эркеры и лоджии, окна, архитектурные орнаменты, скульптура в архитектуре, интерьер и его убранство, опоры, двери, внутренние лестницы, камины и печи, убранство интерьеров (мебель, светильники), культовые помещения, обрамления оконных и дверных проемов, арки, русты и замковые камни, видимые балки, козырьки, консоли, кронштейны и переходные детали, фонари и столбы, подиумы и пьедесталы, многие другие архитектурные элементы, детали, фрагменты и их ансамбли. Мы не приводим более подробный перечень архитектурных элементов, поскольку он занял бы несколько десятков страниц.

В архитектурном декоре нет мелочей, так как даже самая незначительная по раз-

* Окончание. Начало см. // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2009. № 11.

мерам деталь может либо усилить художественный эффект, либо, напротив, загубить фасад или интерьер. Вот почему так важно учитывать в оценке памятников архитектурные элементы.

Учет в оценке соразмерности архитектурных элементов

Стили и проекты. Учет системы композиций и пропорций. Учет знаний и мастерства зодчих, их образования Здания, их части, комнаты мы воспринимаем относительно соседних элементов и размеров самого человека. Такие соизмеримые свойства, как геометрические формы, гладкая или шершавая фактура поверхности, длина, ширина, глубина помещения, воспринимаются через отношения тождества, нюанса, контраста частей и масштабности, пропорциональности целого. Поясним эти определения.

Тождество - равенство соизмеримых признаков. Повторение тождественных элементов образует метрическую закономерность. Тождественность линейных измерений пространственной формы (куб, шар) служит выражением ее внутреннего равновесия, статичности, неподвижности.

Нюанс - отношение, при котором сходство выражено сильнее, чем различие. Признаки сходства связывают ритмический ряд. Нюансное отношение граней пространственной формы (прямоугольник, близкий к квадрату) также не преодолевает инерцию покоя.

Контраст - отношение, при котором преобладает различие однородных свойств. Ряд контрастных элементов объединяется противоположностью признаков. Контраст порождается не просто разностью, несходством, а полярностью, противоположностью свойств. Контрастность элементов пространственной формы рождает ее динамичность, ощущение движения в сторону преобладающей величины.

Как и все другие средства организации пространственной формы, тождество, нюанс и контраст не могут быть произвольно избранными отношениями. Пространственная структура с различными соотношения-

ми возникает в архитектуре в соответствии с назначением здания и конструктивными возможностями.

Обычные примеры контрастного сопоставления в архитектуре - это контрасты высоких и низких, плоских и объемных, больших и малых форм. Контрастными могут быть и такие свойства, как замкнутость и раскрытость, тяжесть и легкость. Контрасты цвета (дополнительные цвета) и фактуры (гладкое - шероховатое) дополняют сопоставление объемов.

Контраст подчеркивает свойства форм, делает их более впечатляющими; нюансы, напротив, сближают несхожее, сглаживают различия. Контрастные и нюансовые отношения создают оптические иллюзии, которые усиливают впечатление от архитектурной композиции при восприятии. Вертикальная составляющая кажется нам больше горизонтальной, даже если их размеры в натуре равны. Геометрическая фигура, вписанная в более крупную фигуру, кажется заметно меньше, чем равная ей по размеру, но соседствующая с более мелкими. Уменьшая размеры окон на фасаде, можно добиться большей монументальности. Большое пространство кажется еще более обширным, если оно раскрывается сразу после маленького и затесненного.

Нюансы между элементами ряда вызывают иную иллюзию. Действительная разница величин крайних элементов ряда кажется совершенно неправдоподобной, ошибка при зрительной оценке составляет до 20 процентов.

Контрастные и нюансовые отношения нередко выступают в роли элементов, определяющих масштаб архитектурной композиции.

Масштаб - отношение, позволяющее определить неизвестную величину в соотношении с известной. Чтобы человек мог реально воспринимать величину объекта, ему необходимо хотя бы подсознательно сравнивать размеры здания и деталей с чем-либо хорошо известным. Архитектурный масштаб - степень крупности архитектурных форм по отношению к человеку.

Отношение человек - здание может рассматриваться в трех аспектах:

• антропометрические данные о человеческом росте и основных параметрах человеческой фигуры (аспект является основным при определении физической величины здания);

• социально-пространственные параметры помещений исходя из условий социального общения, взаимодействия людей;

• анализ гармоничного взаимодействия различных композиционных средств и их связи с человеком, для которого создано здание.

Архитектурный масштаб выступает и как средство архитектурной композиции, и как художественное качество формы. Значимость здания, его крупномасштабность отнюдь не равнозначны крупным размерам здания. Нередко можно наблюдать, что крупное здание не воспринимается таким, каким оно является на самом деле, а здания одной и той же величины производят впечатление различных по высоте. Фактические размеры здания и его масштаб находятся в прямой зависимости. Взаимосвязь размеров архитектурного сооружения и его масштаба проявляется через соотношения общей массы здания и его членений.

Масштаб здания задается уже на начальных стадиях разработки его плана. Каждое здание проектируется с учетом его функционального назначения, и в соответствии с этим устанавливаются его габариты и взаимосвязь внутреннего пространства. Масштаб экстерьера задается системой членений объема, соотношением частей и целого. Зрительная величина здания зависит от его связи с окружающим пространством, ландшафтом, соседними объектами. Воспринимая объект, человек сознательно или подсознательно сравнивает его со своими размерами и моделирует возможные сценарии поведения людей.

Масштабная выразительность архитектурной композиции во многом зависит от знания законов зрительного восприятия и умения корректировать зрительные иллюзии. Рассмотрим некоторые из этих законов.

Расчлененная форма кажется крупнее нерасчлененной. Это особенно заметно при горизонтальных членениях. Однако размер этих членений имеет предел, так как мелкие членения, использованные в большом количестве, вновь «собирают» форму, зрительно превращая ее в нерасчлененную целостность.

Светлая поверхность всегда кажется больше, чем темная, одинаковая с ней по размерам. Одинаковые по размеру темные и светлые элементы, размещенные на однородной поверхности, будут выглядеть разными: большим будет казаться светлый элемент на темном фоне.

Форма одного и того же размера, расположенная на небольшом поле или в окружении мелких фигур, будет казаться больше такой же формы, но на большом поле в окружении больших фигур.

Вертикальные линии и формы кажутся по размеру больше равных им в натуре горизонтальных линий и фигур.

Формы с преобладанием горизонтальных членений кажутся ниже, чем нерасчле-ненные формы или формы, расчлененные вертикально.

Формы, в которых преобладают вертикальные размеры, кажутся еще выше при наличии горизонтальных членений, чем не-расчлененные формы или формы, вытянутые вверх с вертикальными членениями.

Пропорции в архитектуре означают отношение подобных отрезков или фигур. Пропорциональный строй сооружения должен отвечать основному требованию гармонии - сочетать единство и многообразие. Цельность - условие существования композиции, многообразие необходимо для ее содержательности.

Отношения соответствующих сторон подобных фигур равны между собой. Расположенные рядом или одна на фоне другой подобные фигуры образуют взаимосвязанную композицию. Например, при расположении большого проема на плоскости стены или для согласования формы чередующихся простенков и окон можно использовать подобные прямоугольники. Диагонали подобных прямоугольников параллельны (при параллельном расположении соответству-

ющих сторон), поэтому для построения простейшей пропорциональной зависимости между прямоугольными плоскостями необходимо следить, чтобы их диагонали были либо параллельны, либо перпендикулярны друг другу. Принцип геометрического подобия применялся еще в Древней Греции для установления соразмерности крупных частей здания и их деталей. Последовательный ряд подобных фигур может быть связан двумя основными видами закономерности возрастания, основанными на геометрической или арифметической прогрессии. Особые свойства, чрезвычайно существенные для создания системы соразмерности, возникают в геометрической пропорции, если ее последний член приравнять к сумме двух первых. Такую пропорцию называют «золотой» или «золотым сечением».

«Золотое сечение» выражает идею деления целого на свои подобия таким образом, что возникающие величины, складываясь, могут воссоздать исходный размер, а полученные отрезки гармоничны во всех сочетаниях. В количественном выражении ряд «золотого сечения» представляется такой последовательностью: 0,056; 0,090; 0,146;

0,236; 0,382; 0,618; 1,000... и т. д.

Отношение любых соседних чисел ряда выражается числом 0,618. В «золотом сечении» деление отрезка легко осуществляется графически, в то время как весь ряд состоит из иррациональных чисел.

Многие, если не большинство, произведений искусства, поражающих нас своей гармонией, имеют внутренние закономерности, основанные на пропорции «золотого сечения», но это, конечно, не единс-

твенное условие превращения сооружения в произведение искусства.

Эти положения должны учитываться при оценке нематериальных активов памятников архитектуры. Иными словами, изучение и учет в оценке независимых переменных, которые в итоге выражаются через трудоемкость и соотношение трудоемкости выполнения тех или иных архитектурных конструктивных элементов, позволят учесть полноту авторства зодчих, а не назначенные рейтинги, ранги и т. п., и это будет объективной оценкой творчества зодчих и мастеров, построивших великолепные здания и ансамбли.

Как это может быть реализовано, рассмотрим далее.

Архитектурные элементы, стили и проекты, включающие тождество, нюанс, контраст, масштаб, масштабную выразительность, пропорции, будут учитываться при реализации построенных морфологических таблиц (матриц).

Описывать сформированные архитектурные (технические) решения следует, используя по одному способу реализации из каждой независимой переменной. То или иное сочетание способов реализации всех независимых переменных и составляет вариант архитектурного (технического) решения.

Форма, удобная для разработки вариантов архитектурного (технического) решения объекта представлена в таблице 3. В ней указываются код архитектурного (технического) решения, зависимые переменные Y? а также способы реализации каждой независимой переменной X.

Таблица 3

Разработки вариантов архитектурного (технического) решения (АР) объекта

Независимая переменная УЛ Независимая переменная У2 Независимая переменная Уп Код АР

Х11 Х12 Х13 Х14 Х21 Х22 Х23 Х24 Х31 Х32 Х33 Х34

- 1 - - 1 - - - 1 - - - X12X21X31

1 - - - - 1 - - 1 - - - X11XA

i i i i i i i i i i i i i i - I - I 1 - I - - 1 I - 1 I - I - - клА

Единицы в ячейках на пересечении строк и столбцов таблицы означают использование того или иного способа реализации каждой независимой переменной в конкретном варианте архитектурного (технического) решения. Полученному архитектурному (техническому) решению присваивается код в соответствии с обозначениями способов реализации, принятых в выбранном варианте для выполнения каждой независимой переменной.

Всего число архитектурных (технических) решений будет равно произведению сумм числа способов реализации каждой независимой переменной. В условиях таблицы 3 можно получить 64 варианта архитектурных (технических) решений.

Функциональные структуры архитектурных (технических) решений практически решают выделение указанных независимых переменных. Таким образом, первая задача морфологического анализа может решаться с использованием функциональных структур.

Для решения второй задачи можно использовать существующие классификации выделенных архитектурных элементов зданий.

Описания независимых переменных и способов их реализации оформляются так, как показано в таблице 4. Полученная морфологическая таблица является основой для синтеза архитектурных (технических) решений.

Таблица 4

Морфологическая таблица

Наименование независимой переменной Обозначение Наименование способа реализации Обозначение

Х11

Х12

Х13

Х21

Х го

Х23

I II II

Хп1

У„ Х го

Хп3

Морфологическая таблица по архитектурным (и другим) элементам составляется от простого к более сложному, с учетом изложенного. Для наглядности это положение продемонстрировано рисунком 6, на котором наиболее широко распространенные виды крыш представлены в порядке от простых к более сложным.

При этом ранги будут определяться через трудоемкость выполнения работ при сооружении тех или иных видов крыши. Возникают вопросы, где взять данные о трудоемкости выполнения работ, как она

будет определяться? Ответ очень простой, и его можно получить в сборниках расценок на выполнение тех или иных видов работ, например в сборнике Г осударственных элементных сметных норм (ГЭСН-2001-12, ТЕР-2001-12, сборник № 12 «Кровли») или в сборнике ТЕРрр-2001-06 СПб «Реставрация и воссоздание кровель». Информацию об иных архитектурных элементах можно найти и в других сборниках, например в ФЕР-2001; ТЕР-2001 СПб; сборнике № 15 «Отделочные работы». ГЭСН-2001.

Односкатная крыша

Вальмовая крыша

Вальмовая крыша с козырьком

Мансардная вальмовая крыша

Бочкообразная крыша

Крестовая крыша

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Двухскатная крыша

Полувальмовая крыша

Мансардная крыша с фронтоном

Мансардная крыша с дополнительным скатом \

Шедовая крыша

Складчатая конусообразная крыша

Ромбовидная крыша Скатная крыша с луковицей

Рис. 6. Виды крыши3

3 Плоская (современная) крыша является наиболее простым и распространенным видом крыши в современных зданиях. Изображение такой крыши на рисунке не приводится в связи со сложностью ее изображения.

В общем случае трудоемкость выполнения видов работы определяется через стоимость человеко-час и машино-час. Время, затраченное на возведение того или иного архитектурного (или любого другого) элемента, стоит денег, вот это и необходимо заложить в морфологические таблицы. Ранги рассчитываются через рассчитанные значения трудоемкости выполнения работ

либо отношение человеко-час, либо через стоимость.

Ранг - это отношение трудоемкости выполнения, например, двухскатной крыши к трудоемкости выполнения односкатной крыши и т. п., при этом за точку отсчета выбирается самый простой элемент. Пример расчета рангов одного элемента крыши приведен в таблице 5.

Таблица 5

Пример расчета рангов одного элемента крыши4

Наименование работ, материалов и конструкций Единица измерения ¡5 § ■ о? ^ ¡Ї к- «¡8 Заработная плата в стоимости выполнения работ, р. Трудоемкость выполнения работ, чел.-час Ранг элемента крыши

Рядовое покрытие крыш сталью толщиной листа 0,5 мм; простых - оцинкованной сталью м2 20,64 11,54 1,04 1,0

Рядовое покрытие крыш сталью толщиной листа 0,5 мм; средней сложности - оцинкованной сталью м2 25,12 15,89 1,35 1,3

Покрытие крыш в шашку сталью толщиной листа 0,5 мм; простых - оцинкованной сталью м2 33,76 24,68 1,82 1,0

Покрытие крыш в шашку сталью толщиной листа 0,5 мм; средней сложности - оцинкованной сталью м2 40,35 31,12 2,12 1,16

Покрытие крыш в шашку сталью толщиной листа 0,5 мм; сложных - оцинкованной сталью м2 49,89 39,78 2,71 1,5

Покрытие глав шашками из листовой меди толщиной 0,8 мм; по каменному основанию -одинарным фальцем размером 2,0 дм2 м2 417,12 416,02 30,68 5,89

Покрытие глав шашками из листовой меди толщиной 0,8 мм; по каменному основанию -одинарным фальцем размером 3,0 дм2 м2 278,27 277,17 20,44 3,92

Покрытие глав шашками из листовой меди толщиной 0,8 мм; по каменному основанию -одинарным фальцем размером 5,0 дм2 м2 179,46 178,36 12,15 2,33

Покрытие глав шашками из листовой меди толщиной 0,8 мм; по каменному основанию -одинарным фальцем размером 9,0 дм2 м2 126,61 125,51 8,55 1,64

Покрытие глав шашками из листовой меди толщиной 0,8 мм; по каменному основанию -одинарным фальцем размером 11,0 дм2 м2 100,48 99,38 6,77 1,3

Покрытие глав шашками из листовой меди толщиной 0,8 мм; по каменному основанию -одинарным фальцем размером 15,0 дм2 м2 77,58 76,48 5,21 1,0

Выводы

1. Ранги можно рассчитать на основе су-

4 Для расчета использован сборник ТЕР 2001-12 СПб. ные работы в городе Санкт-Петербурге. Сборник 12.

ществующих норм и расценок (ЕР или ЕРрр,

УРрр).

2. Ранги можно рассчитать с применени-

Территориальные единичные расценки на строитель-«Кровли».

ем различных коэффициентов, например коэффициента насыщенности - отношение площади архитектурных элементов к площади фасада с учетом сложности их исполнения (для расчета можно воспользоваться паспортом фасада здания).

3. Ранги можно определить с помощью экспертного опроса архитекторов, реставраторов.

4. Морфологическая таблица составляется по всем архитектурным элементам (и другим составляющим) от простого к более сложному, с учетом изложенного. При этом осуществляется учет удельных весов архитектурных элементов и других составляющих объекта оценки (учет насыщенности элементами) в восстановительной стоимости здания.

5. Учет историко-культурной значимости осуществляется путем определения перечня взаимонезависимых нематериальных факторов, отражающих основные ценностные характеристики объекта оценки как объекта культурного наследия.

6. Количественное значение каждого /'-го нематериального фактора (стоимость фактора) СФ1 рассчитывается по формуле:

СФ1 = ВС х К/, (3)

где ВС1 - восстановительная стоимость подлинной части /-го элемента объекта оценки;

К - безразмерный коэффициент /-го независимого фактора, определенный по результатам проведения морфологического анализа (в том числе архитектурных элементов) здания.

Заключение

Морфологический анализ широко используется в различных областях науки и техники. Морфологический анализ зданий и ансамблей памятников культурного наследия может стать инструментом более объективной оценки их стоимости для различных целей и назначения. Морфологический анализ не является панацеей при определении стоимости. Его выполнение довольно трудоемко и требует работы не только оценщиков, но и специалистов, ра-

ботающих с памятниками культурного наследия - архитекторов, реставраторов, искусствоведов, скульпторов, дизайнеров, мастеров, археологов и многих других. Разработав методику оценки памятников культурного наследия на основе морфологического анализа, мы избежим ошибок, связанных с назначением различного уровня рангов и различных коэффициентов, в итоге получим объективную стоимость, а не назначенную.

В настоящей статье представлены только общее направление и подход к использованию морфологического анализа в оценке памятников культурного наследия. Создание методики - это большая, но реально выполнимая работа.

ЛИТЕРАТУРА

1. Башкатов В. С. Техническая экспертиза объектов недвижимости. Серия : Учебно-методические материалы к спецкурсам по специализации «Экономика недвижимости» / под общей редакцией профессора

С. Н. Максимова, доцента А. Ю. Цыцыре-вой. СПб. : Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 1999. Выпуск 3.

2. Башкатов В. С. К вопросу об оценке функционального (морального) устаревания зданий и сооружений в инвестиционном процессе : сборник научных и методических трудов. СПб. : Издательство государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет», 2005.

3. Башкатов В. С., Бузова И. А. Основы оценки стоимости недвижимости : учебнометодическое пособие. СПб. : Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2005.

4. Башкатов В. С., Башкатов В. В. Справочник УПБС-2001. Укрупненные показатели базисной стоимости строительства по объектам-аналогам / под общей редакцией П. В. Горячкина и В. С. Башкатова. СПб. : ООО «Координационный центр по ценообразованию и сметному нормированию в строительстве» (КЦЦС) ; ООО «Санкт-

Петербургский региональный центр по ценообразованию в строительстве» (РЦЦС СПб), 2005.

5. Башкатов В. С. Оценка функционального (морального) устаревания зданий и сооружений // Ценообразование и сметное нормирование в строительстве. 2006. № 1 (220).

6. Башкатов В. С. Метод определения стоимости строительства зданий и сооружений на основе банка данных о стоимости строительства объектов-аналогов (построенных или запроектированных) // Ценообразование и сметное нормирование в строительстве. 2006. № 5 (224), № 6 (225).

7. Башкатов В. С. Метод определения стоимости строительства зданий и сооружений по объектам-аналогам : сборник статей Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы эффективности управления в железнодорожной отрасли». СПб., 2008.

8. Башкатов В. С. Тезисы доклада «Концепция оценки памятников истории, культуры и архитектуры. Морфологический

анализ в оценке памятников культурного наследия» на Международной конференции «Оценка объектов культурного наследия (памятников истории и культурного наследия)» : материалы конференции. Тверь : Издательство ООО «Российское общество оценщиков», 2008.

9. Башкатов В. С., Бузова И. А. Оценка стоимости недвижимости : учебное пособие. СПб. : Издательство государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет», 2008.

10. Башкатов В. С., Башкатов В. В. Справочник УПБС-2001. Укрупненные показатели базисной стоимости строительства по объектам-аналогам / под общей редакцией В. С. Башкатова. Изд. перераб. и доп. СПб. : ООО «Координационный центр по ценообразованию и сметному нормированию в строительстве» (КЦЦС) ; ООО «Санкт-Петербургский региональный центр по ценообразованию в строительстве» (РЦЦС СПб), 2009.

* * *

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИТЕТА АРБ ПО ИПОТЕЧНОМУ КРЕДИТОВАНИЮ, ПРЕЗИДЕНТ ЕВРОТРАСТБАНКА АНДРЕЙ КРЫСИН: «СОГЛАШЕНИЕ МЕЖДУ АССОЦИАЦИЕЙ РОССИЙСКИХ БАНКОВ И ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ ВАЖНО

ДЛЯ ИПОТЕЧНОГО РЫНКА»*

Комментируя подписание Президентом Ассоциации российских банков (АРБ) Гарегином Тосуняном и Директором Федеральной службы судебных приставов (ФССП России России) - главным судебным приставом Российской Федерации Артуром Парфенчиковым Соглашения о взаимодействии ФССП России и АРБ, председатель Комитета АРБ по ипотечному кредитованию, президент Европейского трастового банка Андрей Крысин обратил особое внимание на значение этого документа для отечественного ипотечного рынка.

Подобное Соглашение, по словам Андрея Крысина, отечественный ипотечный рынок ждал давно. Инициатива его подготовки исходила от Комитета АРБ по ипотечному кредитованию. Однако в ходе работы над документом стало ясно, что подобная договоренность АРБ и ФССП России окажет позитивное влияние и на другие виды кредитования. В результате документ стал универсальным. Подписанное Соглашение определяет общие условия взаимодействия ФССП России и АРБ на основе существующей законодательной базы, в нем также сформулированы конкретные задачи обеих сторон. В этой работе основным для ФССП России является определение имущественного статуса должников и формирование правовой культуры населения в целях не только исполнения уже вынесенных судебных решений, связанных с невозвратом кредитов, но и профилактики злоупотреблений в этой сфере. В соответствии с Соглашением банки - члены АРБ смогут получать от ФССП России информацию о возбужденных исполнительных производствах при обращении клиентов за получением кредита. Это будет способствовать выявлению и пресечению экономических правонарушений и фактов мошенничества со стороны недобросовестных заемщиков. Успех работы зависит от качества взаимодействия с АРБ, которая, заявляя о своей поддержке действий ФССП России, разъясняет кредитным организациям обязательность исполнения законных требований судебных приставов-исполнителей, предоставляет информацию об

____________ Продолжение см. на с. 96

* При подготовке информации использованы материалы, предоставленные Комитетом АРБ по ипотечному кредитованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.