УДК 616.24-003.67+61в.24-00в]-02:1бв2.в13.13+
+ 668.741-092.9-091
МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЛЕГКИХ КРЫС
В РЕЗУЛЬТАТЕ ВВЕДЕНИЯ КАНАЛЬНОЙ САЖИ С АДСОРБИРОВАННЫМ НА НЕЙ 3,4-БЕНЗПИРЕНОМ
Канд. мед. наук JI. Н. Пылев
Лаборатория профилактики канцерогенных воздействий Института экспериментальной и клинической онкологии АМН СССР, Москва
Связь некоторых пневмокониозов с раком легкого давно обсуждается в литературе. Четкого ответа на этот вопрос до сих пор не получено. Однако учитывая практические наблюдения (П. П. Движков; М. А. Каримов с соавторами; Goldman; Scott) относительно заболевания раком легких рабочих рудников и шахт, а также людей, уже больных пневмо-кониозом, интересно еще раз вернуться к его экспериментальному изучению.
В настоящем сообщении представлены результаты микроскопического исследования легких 68 крыс, которым было произведено 6-кратное внутритрахеальное введение (с интервалом в 10 дней) 10 мл канальной дисперсной сажи с адсорбированным на ней 3,4-бензпи-реном в 0,2 мл инфузина. Использовали предварительно прокаленную канальную сажу (Л. Н. Пылев, 1967). Изотерма адсорбции этой сажей 3,4-бензпирена из бензольного раствора была построена экспериментально. Оказалось, что при навеске канальной сажи в 5 г и 800 мл раствора 3,4-бензпирена в бензоле с концентрацией 0,75-Ю-4 г/мл 1 мг сажи адсорбирует 0,01 мг 3,4-бензпирена. Таким образом, при однократном введении 10 мг сажи крысы получали 0,1 мг 3,4-бензпирена; суммарная доза вещества равнялась 0,6 мг.
Контрольным крысам вводили однократно 0,6 мг 3,4-бензпирена в 0,2 мл инфузина. В настоящем сообщении приводятся результаты исследования 15 контрольных животных, гибель которых отмечалась с 4V2 месяцев от начала опыта. Исследовали только погибших крыс. Легкие и другие органы фиксировали в 10% растворе нейтрального формалина и заливали в парафин. Срезы окрашивали гематоксилин-эозином, пикрофуксином и муцикар-мином на слизь.
При микроскопическом исследовании крыс, погибших через сутки после введения изучаемого вещества, в легких обнаружено большое количество сажи, локализующейся главным образом в паренхиме, мелких и средних бронхах. Последние часто на значительном протяжении были заполнены сажей вплоть до респираторных отделов. В паренхиме она только лежала свободно в просветах альвеол. Приблизительно к моменту повторного введения 3,4-бензпирена (т. е. через 10 дней) распределение сажи несколько упорядочивалось. Бронхи, как правило, оказывались свободными, и вся сажа лежала в паренхиме, не образуя, однако, каких-либо отдельных, хорошо отграниченных очагов. При изучении крыс, погибших после повторных введений вещества, наблюдалась другая картина. Исходя из локализации, можно было довольно точно отдифференцировать «старую» сажу от только что введенной. Сажа, введенная ранее, образовала хорошо отграниченные от окружающей ткани округлые очаги, по-видимому, их границы соответствовали границам ацинуса.
Интенсивное выведение сажи отмечалось у всех крыс. В очагах появлялось большое количество макрофагов, нафаршированных частичками сажи, и гигантских клеток. Обычно они накапливались вначале по периферии очага и в прилежащих альвеолах, впоследствии же они виднелись и в глубине между глыбками. В ряде случаев в отдельных долях встречались очаги ателектаза легочной ткани с большими скоплениями сажи.
Приблизительно с 1-го месяца от начала опыта в легких можно было обнаружить 2 вида очагов сажи: одни — плотные, округлой формы, со спавшимися прилежащими альвеолами, другие — более рыхлые, с постепенным освобождением альвеол от сажи и восстановлением их дыхательной функции. У животных, погибших в более поздние сроки (через 272—3 месяца и более от начала опыта), многие очаги локализовались около бронхов, замещая лимфо-идные скопления. Кроме того, много сажи лежало в толще перегородок альвеол, преимущественно на стыках альвеол и в перитрахеальных лимфатических узлах. Показателем того, что сажа нарушает нормальный лимфоотток из легких, служило появление в поздние сроки большого количества лимфоидных скоплений в альвеолярных перегородках — так называемых лимфом. Нарушение лимфооттока сопровождалось также нарушением циркуляции крови. В очагах ателектаза, на участках легких, где особенно много сажи, довольно часто встречались артерии замыкающего типа.
Таким образом, уже с первых дней после введения 3,4-бензпирена легочная ткань реагирует на сажу накоплением в ее очагах гистиоцитов, макрофагов и гигантских клеток. По-видимому, дальнейшая реакция соединительной ткани легких зависит от судьбы сажи. Уже к концу 1-го месяца от начала эксперимента между глыбками в отдельных, «самых старых» очагах обнаруживались эпителиоидные клетки и отдельные молодые фибробласты. Они были видны сначала по периферии очага, а в дальнейшем пронизывали его насквозь. В те же сроки в отдельных очагах при окрашивании пикрофуксином между глыбками выявлялись одиночные тонкие волокна розового цвета. В одних случаях их насчитывалось мало, в других они встречались в большом числе очагов и их было много.
При изучении легких крыс, погибших через I1/2 месяца, в очагах найдено множество гистиоцитов, эпителиоидных клеток и фибробластов, последние иногда оказывались в большом количестве. В ряде случаев, особенно в небольших скоплениях, клетки окружали сажу в виде муфт. При окрашивании по ван Гизону отмечено много хорошо выраженных розовых волокон, которые как бы оплетали глыбки сажи; на участках, освободившихся от сажи, волоконца торчали в разные стороны, с неровными концами. Эти изменения оставались приблизительно на том же уровне и через 2—2У2 месяца.
У животных, погибших через 3 и 4У2 месяца от начала опыта, описанные явления были более выражены. Через 5—6 месяцев явления склероза в очагах скопления сажи нарастали. Это проявилось в увеличении и утолщении соединительнотканных волокон. У животных, погибших через 9 месяцев от начала опыта, обнаружено несколько очагов со значительным разрастанием соединительной ткани, причем не только вокруг сажи, но и в прилежащей легочной ткани.
Значительное, количество сажи уже в ранние сроки проникало в толщу альвеолярных перегородок и здесь задерживалось. В дальнейшем здесь может наблюдаться картина, аналогичная той, которая описана выше.
Таким образом, мы отмечали развитие склеротического процесса в местах отложения сажи. Изменения нельзя назвать резковыра-женными, они проявлялись не во всех случаях и далеко не вокруг всех скоплений сажи. Однако на отдельных участках они были довольно интенсивными. Следовательно, можно сказать, что иногда сажа может вызвать в легких явления значительного склероза. По-ви-димому, это зависит от длительности присутствия вещества на участке легочной ткани.
У большинства погибших крыс в легких найдены различные воспалительные изменения, что и явилось причиной смерти животных. В основном это были экссудативно-гемор-рагические пневмонии, очаговые абсцедирую-щие и некротические бронхопневмонии, хронические интерстициальные пневмонии. В более поздние сроки (после 3—4 месяцев) в легких встречались участки ателектаза с явлениями пневмосклероза и карнификации. Это обычно сопровождалось существенными изменениями в бронхах. В ранние сроки бронхиальный эпителий часто был слущен, впоследствии отмечались признаки его регенерации. Во всех бронхах, как крупных, так и среднего и мелкого калибра, наблюдалось ослизнение эпителия. В воспалительный процесс вовлекались и стенки бронхов, они инфильтрировались лейкоцитами, позже утолщались и склерозировались. Это было особенно ярко выражено на участках ателектаза. В нескольких случаях в поздние сроки обнаружены небольшие бронхоэктазы.
Наряду с различными воспалительными процессами у подопытных крыс найден ряд изменений, которые можно отнести к предопухолевым. Сюда относятся диффузная гиперплазия и пролиферация эпителия мелких и средних бронхов (11 случаев), диффузная гиперплазия и пролиферация перибронхиальных слизистых желез (10 случаев), очаговые разрастания бронхиолярного эпителия без метаплазии клеток (12 случаев), очаговые разрастания бронхиолярного эпителия с явлениями плоскоклеточной метаплазии (6 случаев) и аденома-тозные разрастания (5 случаев).
Диффузная гиперплазия и пролиферация проявлялись в разрастании эпителия с образованием выростов внутрь просвета, в утолщении эпителиальной выстилки, в проявлении несвойственного калибру бронха многорядного эпителия, похожего на переходный. Иногда эпителиальные тяжи выполняли весь просвет бронха. Указанные изменения встречались в основном в мелких и средних бронхах, т. е. в местах отложения частичек сажи. В бронхах более крупного калибра наблюдались гиперплазия и пролиферативные разрастания эпителия слизистых желез. В норме у крыс эти железы встречались довольно редко. В наших опытах мы находили в стенке бронха большое количество полостей различной формы, выстланных одним рядом кубических клеток, просвет был часто заполнен слизью, что хорошо выявлялось при окрашивании муцикармином. Иногда эти процессы сопровождались склеротическими изменениями в стенке бронха. В просвете желез виднелись глыбки сажи.
Эти изменения фиксировались уже через месяц от начала опыта.
Очаговые разрастания в зависимости от вида исходной ткани могут быть различными. Если они исходят из эпителия бронхов, то обычно представляют собой комплексы или тяжи клеток, прорастающих как в глубину паренхимы, так и в просвет бронха (см. рисунок). Обычно это наблюдается в бронхах среднего и малого калибра и на участках, где отмечаютс я большие скопления сажи. Изменения могут протекать как с явлениями плоскокле.
Очаговые разрастания бронхиального эпи телия на участке скопления сажи. Окрашивание гематоксилин-эозином.
точной метаплазии, так и без нее. Эти очаговые изменения могут возникать мульти-центрично.
Если разрастания исходят из эпителия слизистых желез бронхов, то они представляют собой железистые ячейки различной формы, выстланные одним или несколькими рядами кубических клеток, прорастающими в прилежащую легочную ткань. Между ячейками видны соединительнотканные волокна и частички сажи. Судя по нашим наблюдениям, в одном случае разрастание достигало значительных размеров, поражая большую часть доли легкого.
В связи с недостаточным количеством наблюдений в поздние сроки мы пока не обнаружили развития опухолей легких, однако литературные данные и результаты наших предыдущих исследований по получению экспериментальной модели рака легких (Л. Н. Пылев, 1961, 1963) позволяют утверждать, что отмеченные нами изменения являются предопухоле-выми. Обращают на себя внимание раннее возникновение этих изменений и большая частота их обнаружения. По существу у всех животных, погибших после 3 месяцев опыта, обнаружены те или иные изменения. В ряде случаев у одной крысы можно было наблюдать разные виды предопухолевых процессов.
При исследовании легких 15 контрольных животных, погибших в те же сроки, что и подопытные крысы, не установлено подобных изменений ни в одном случае.
Выводы
1. В отдельных случаях канальная сажа при интратрахеальном введении может вызывать развитие в легких склеротических изменений, однако они выражены не резко.
2. Канальная сажа задерживает в легких 3,4-бензпирен на длительное время по сравнению с контролем.
3. Адсорбированный на саже 3,4-бензпирен способен высвобождаться и вызывать в ткани легких ряд изменений, которые можно отнести к предопухолевым.
ЛИТЕРАТУРА
Движков П. П. Пневмокониозы. М., 1965. — Каримов М. А., Муса га-лиева Г. М., Нургалиев К. Н. Труды Казахск. научно-исслед. ин-та онкологии и радиологии, 1965, т. 1, с. 72.— Пылев Л. Н. Бюлл. экспер. биол., 1961, № 11, с. 99.— О н ж е. Экспериментальное получение рака легкого и его морфологическое исследование. Дисс. канд. М., 1963.—Он же. Гиг. и сан., 1967, № 5, с. 19.—Goldman К. Р. Brit. J. Dis. Chest., 1965, v. 59, p. 141. —Scott J. K-, Ibid., p. 133.
Поступила 5/VI 1967 r.
УДК 613.646-07:612.14
ВЛИЯНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО МИКРОКЛИМАТА НА АРТЕРИАЛЬНОЕ ДАВЛЕНИЕ У РАБОЧИХ РАЗЛИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ГРУПП
Канд. мед. наук Г. Н. Репин Институт гигиены труда и профзаболеваний АМН СССР, Москва
Сезонной динамике артериального давления у человека посвящены многочисленные исследования. Однако в них не всегда учитывается влияние на организм факторов производственной среды. Между тем известно, что при длительном действии микроклимат и другие факторы могут существенно влиять на уровень артериального давления.
Для того чтобы определить воздействие производственного микроклимата на уровень артериального давления и его сезонную динамику, мы провели обследование 3 групп рабочих. В 1-ю группу (140 мужчин и 149 женщин) входили строительные рабочие Москвы (каменщики и подручные, такелажники, монтажники, плотники и др.), которые круглый год работают на открытых строительных площадках; во 2-ю группу (289 мужчин и 76 женщин) — рабочие горячих цехов Новолипецкого металлургического завода (горновые, сталевары, разливщики и резчики металла, вальцовщики, операторы прокатных станов, машинисты-мотористы и др.). На производстве, особенно летом, эти лица подвергаются действию лучистого и конвекционного тепла. Зимой из-за того, что помещения горячих цехов не отапливаются, рабочие испытывают, кроме того, влияние резких температурных колебаний. 3-ю группу (332 мужчины) составили рабочие механосборочных и других отапливаемых цехов Электро-стальского завода тяжелого машиностроения (слесари-токари, фрезеровщики и др.). На протяжении всего года в указанных цехах завода обеспечивается нормальная температура воздуха, которая в наиболее холодные месяцы находится в пределах 18—21° и не бывает ниже 13—15°.