Научная статья на тему 'Морфофункциональные особенности детей‑инвалидов, обучающихся в общеобразовательной школе, возможности их реабилитации'

Морфофункциональные особенности детей‑инвалидов, обучающихся в общеобразовательной школе, возможности их реабилитации Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
146
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ / РЕАБИЛИТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Воробушкова В. В.

Materials of examination of 111 disabled children of 7-17 years studied in secondary schools are submitted. The high frequency of the slowed development, functional insufficiency of the cardiorespiratory system and bones is found in comparison with children with the same somatic pathology (the control % cases). The effective complex of rehabilitation exercises for disabled children in conditions of ordinary school is offered, despite of short duration of it; it has allowed to improve the quality of a life of the disabled children due to correction of motor development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Воробушкова В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The morpho‑functional features of disabled children studying in secondary school, rehabilitation opportunities

Materials of examination of 111 disabled children of 7-17 years studied in secondary schools are submitted. The high frequency of the slowed development, functional insufficiency of the cardiorespiratory system and bones is found in comparison with children with the same somatic pathology (the control % cases). The effective complex of rehabilitation exercises for disabled children in conditions of ordinary school is offered, despite of short duration of it; it has allowed to improve the quality of a life of the disabled children due to correction of motor development.

Текст научной работы на тему «Морфофункциональные особенности детей‑инвалидов, обучающихся в общеобразовательной школе, возможности их реабилитации»

УДК 616-053.5-036.86

В.В. Воробушкова

МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ, ВОЗМОЖНОСТИ ИХ РЕАБИЛИТАЦИИ

Ивановская государственная медицинская академия

Ключевые слова: дети-инвалиды, физическое развитие, моторное развитие, реабилитация.

По мнению экспертов ВОЗ, в странах Восточной Европы, к которым относится Российская Федерация, количество детей-инвалидов составляет не менее 3% от общего числа детского населения. По данным литературы, около 20% из них обучаются в общеобразовательных учреждениях, где должны создаваться условия, адекватные психофизическим способностям этой группы детей [6]. К сожалению, в учебных заведениях общего типа дети-инвалиды чаще всего находятся в условиях малоподвижности как вынужденной формы поведения. Обычно они освобождены от занятий физической культурой или их относят к специальной группе, фактически не функционирующей в основной массе школ [3, 8]. Кроме этого, имеет значение низкая мотивация родителей в обеспечении необходимой двигательной активности ребенка, поэтому и дома у таких детей преобладают пассивные формы проведения времени.

Под наблюдением находились 111 детей-инва-лидов в возрасте 7—17 лет, обучавшихся в общеобразовательных школах городов Иваново и Кохмы. В структуре причин, определивших инвалидность, преобладали болезни нервной системы (40,2%) и врожденные аномалии развития глаз, мочевой системы, конечностей, сердца (26,8%). Среди соматической патологии на первом месте стояли болезни эндокринной системы (8%), на втором — болезни органов дыхания (4,5%). Ведущими нарушениями в состоянии здоровья были умеренные висцеральные и метаболические расстройства (40,5%), а также умеренные нарушения статодинамических (26,1%), психических (15,3%) и сенсорных (11,7%) функций, которые приводили к ограничению жизнедеятельности I степени. Контрольную группу составили 96 детей 7—17 лет, обучавшихся в тех же общеобразовательных школах, имевших II и III группы здоровья. Выделенные группы были сопоставимы по частоте поражения ведущих систем организма.

В зависимости от возраста дети были разделены на три подгруппы: младший школьный возраст (7—10 лет), средний школьный возраст (11—14 лет) и подростковый возраст (15—17 лет) [7].

При изучении физического развития было установлено, что у детей-инвалидов, обучавшихся в общеобразовательной школе, по сравнению с контрольной группой достоверно чаще встречались за-

медленные варианты роста (23,4 и 9,7%) и отставание массы тела от средневозрастных значений (34,8 и 16,5% соответственно), что можно объяснить с позиции гипотезы о влиянии адаптивных реакций на рост и развитие организма ребенка [2, 4]. С возрастом в группе детей-инвалидов частота встречаемости показателей длины тела менялась незначительно, но росло число детей-инвалидов, имеющих вес ниже средних значений (с 32,2 до 41,6%). В контрольной группе, наоборот, в процессе обучения в школе увеличивалось количество детей с ускоренными вариантами роста, а показатели массы тела менялись мало. При анализе показателей окружности грудной клетки достоверных отличий у детей-инвалидов и в контроле выявлено не было.

Индивидуальный анализ физического развития показал, что у детей-инвалидов достоверно чаще встречалось дисгармоничное физическое развитие в основном за счет дефицита массы тела (35,1 и 16,5% — в контроле). В процессе обучения в школе наблюдалось увеличение количества детей-инвалидов с дисгармоничным физическим развитием (с 42,9 до 57,1%). В контрольной же группе к моменту окончания школы частота встречаемости дисгармоничного физического развития уменьшалась с 23,1 до 16,3%.

По результатам тестов Озерецкого — Гельница [9] было установлено, что дети-инвалиды чаще являлись моторно незрелыми (39,4 и 14,0% — в контроле). Сравнительный анализ показал, что у них динамическая координация тела и рук, а также скорость, отчетливость и синхронность движения конечностей чаще, чем в контрольной группе, не соответствовали возрастным нормативам.

При анализе психомоторного развития в возрастном аспекте оказалось, что в младшем школьном возрасте показатели были низкими в обеих группах наблюдения. Вероятно, это связано с тем, что контрольную группу составили дети, имевшие хроническую патологию. Однако скорость и отчетливость выполнения движений уже в этом возрасте у детей-ин-валидов страдала чаще. В процессе обучения в школе в контрольной группе наблюдалось улучшение всех показателей.

В то же время в группе детей-инвалидов в среднем школьном возрасте росла частота встречаемости нарушений статической координации тела (с 44 до 61,7%), динамической координации рук (с 48 до 66,7%) и отчетливости выполнения движений (с 64 до 76,7%). Несколько увеличивалось количество моторно незрелых детей, которых стало достоверно больше, чем в контрольной группе (57,7 и 2,9% соответственно). У детей-инвалидов значительно чаще страдала статическая (61,7 и 17,6%) и динамическая (23,3 и 5,9%) координация тела, динамическая координация рук (66,7 и 8,8%), скорость (54,8 и 17,6%) и синхронность движения конечностей (53,3 и 23,5%), отчетливость выполнения движения (76,7 и 41,2% — в контроле соответственно). Далее к подростковому

62

Тихоокеанский медицинский журнал, 2008, № 1

периоду частота нарушений всех показателей несколько уменьшалась. Однако все они за исключением статической координации тела были нарушены чаще, чем в контрольной группе.

Индивидуальный анализ данных пробы Рея [9] показал, что у большинства детей-инвалидов достоверно чаще (81,8 и 62,2% — в контроле) имелась задержка развития тонкой моторики кисти. Частота нарушения этого показателя к среднему школьному возрасту несколько уменьшалась, но нарастала вновь к моменту окончания школы. В контрольной группе частота нарушений тонкой моторики с возрастом изменялась незначительно.

Процент прироста пульса в ответ на физическую нагрузку, по которому можно судить о степени тренированности сердечно-сосудистой системы [1], был значительно больше у детей-инвалидов, чем в контрольной группе (71,2±2,1 и 43,5±1,7), что указывало на ее низкое функциональное состояние. У детей с ограниченными возможностями преобладала неудовлетворительная тренированность сердечно-сосудистой системы (61,7%), а в контрольной группе — удовлетворительная и хорошая тренированность (49,0 и 33,7% соответственно). К среднему школьному возрасту процент прироста пульса в ответ на физическую нагрузку увеличивался в обеих группах наблюдения, что свидетельствует об ухудшении функциональных возможностей сердечнососудистой системы. Но необходимо отметить, что во все возрастные периоды он был достоверно больше у детей-инвалидов, чем в контрольной группе.

При изучении физической подготовленности было установлено, что у большинства обследованных детей с ограниченными возможностями как силовые, так и скоростно-силовые показатели значительно отставали от возрастных норм и чаще были достоверно ниже по сравнению с контрольной группой. Показатели прыжка в длину с места у 79% детей-инвалидов оказались ниже средневозрастных значений (контрольная группа — 49%). При этом у 63% детей-инвалидов результаты были низкими. Такая же картина наблюдалась и при анализе силовых качеств. В группе детей с ограниченными возможностями в 55—77% случаев регистрировались низкие показатели метания набивного мяча и кистевой динамометрии (контрольная группа — 31%). С возрастом в обеих группах показатели изменялись примерно одинаково: ухудшались в возрасте 11—14 лет, а к моменту окончания школы вновь улучшались, но всегда страдали чаще у детей-инвалидов.

При изучении состояния опорно-двигательного аппарата патология была выявлена у всех детей с ограниченными возможностями. Так, правильная осанка регистрировалась только в 2% случаев (контрольная группа — 17,6%), а нарушения осанки — в 4% случаев (контрольная группа — 21,6%). У остальных 94% детей-инвалидов выявлялся сколиоз — достоверно чаще, чем в контрольной группе (60,8%). Необходимо отметить, что в группе детей с ограниченными возможностями в два раза чаще, чем в контроле,

диагностировался прогностически неблагоприятный S-образный сколиоз и имели место случаи сочетания сколиоза с сутулостью. При изучении степени выраженности сколиоза было установлено, что у всех детей контрольной группы отмечался сколиоз 1—11 степени, а у детей-инвалидов кроме I и II степени в 9,4% случаев зарегистрирован сколиоз III степени.

В процессе обучения в школе среди детей-инва-лидов увеличивалась распространенность дефектов осанки и тяжесть патологии опорно-двигательного аппарата. В контрольной группе распространенность и тяжесть подобных нарушений с возрастом менялась незначительно.

Для уточнения состояния позвоночника всем детям выполнялось измерение его подвижности. Было установлено, что у детей-инвалидов в течение всего периода обучения в школе наблюдается меньшая подвижность позвоночника во всех направлениях по сравнению с контрольной группой (табл.). Сила мышечного корсета туловища страдала чаще у детей-инвалидов и в 62,6—86% случаев отставала от средневозрастных значений.

При изучении состояния сводов стоп патология определялась приблизительно с одинаковой частотой в обеих группах наблюдения — 34,7 и 36,4% случаев. Однако у детей-инвалидов в два раза чаще встречалось уплощение стоп, чем плоскостопие, а в контрольной группе уплощенная и плоская стопа регистрировались примерно с одинаковой частотой. Высокая частота функциональных изменений стопы у детей-инвалидов, вероятно, была связана с тем, что у них эта патология чаще была обусловлена слабостью мышечного аппарата стопы и голени, возникшей на фоне гиподинамии.

С учетом выявленных нарушений нами был составлен комплекс физических упражнений для групповых занятий с детьми-инвалидами на уроках физкультуры в условиях общеобразовательной школы. Занятия проводились в течение одной учебной четверти 3 раза в неделю по 45 мин. Группа реабилитации состояла из 17 детей-инвалидов. В зависимости от возраста дети были разделены на две подгруппы: 7—10 и 11—15 лет из 8 и 9 человек. Занятия строились с учетом возможностей каждого ребенка. Комплекс включал в себя:

1) упражнения для тренировки статической и динамической координации тела, синхронности и отчетливости выполнения движений, необходимые

Таблица

Показатели подвижности позвоночника у детей-инвалидов

Критерий, М±т

Группа наклон вперед, см наклон назад, см наклон вправо, см наклон влево, см

Дети-ин- валиды 13,31±1,20 4,03±0,22 9,83±0,34 9,69±0,37

Конт- роль 4,64±0,65 5,82±0,25 15,42±0,52 15,77±0,48

Примечание. Разница по всем критериям статистически значима.

вследствие высокой частоты нарушений психомоторного развития;

2) динамические упражнения для развития тонкой моторики, так как известно, что развитие моторики является мощным стимулом повышения работоспособности коры головного мозга, а также способствует освоению письма как школьного необходимого навыка;

3) дозированный бег для тренировки кардиореспира-торной и вегетативной нервной системы (по возможности применялись упражнения для развития силовых и скоростно-силовых качеств);

4) упражнения для развития силы мышц туловища и увеличения амплитуды движений позвоночника;

5) упражнения для коррекции нарушений осанки и патологии стоп.

Обследование проведено до и после реабилитации. Было установлено, что после реабилитации у детей-инвалидов значительно улучшилось психомоторное развитие. По данным пробы Озерецкого — Гельница до реабилитации только в 25% случаев они были моторно-зрелыми, а после реабилитации общая моторная зрелость отмечалась у 75% детей. Лучше всего корригировались нарушения статической координации тела (у 47,1% детей), динамической координации рук (у 70,6% детей), скорости (у 47,1% детей) и отчетливости (у 41,2% детей) выполнения движений. В результате комплекса упражнений состояние тонкой моторики улучшилось у всех наблюдаемых и стало соответствовать возрастным нормам в 64,7% случаев (до реабилитации — 29%).

Также у большинства детей значительно возросли функциональные возможности кардиореспиратор-ной системы. Жизненная емкость легких увеличивалась в 77% случаев. В группе наблюдения в два раза чаще стали встречаться средние значения этого показателя. Процент прироста пульса достоверно уменьшался (до реабилитации — 73,3±4,7, после — 50,2±3,9). До занятий в исследуемой группе преобладала неудовлетворительная тренированность сердечно-сосудистой системы (80%), реже встречалась удовлетворительная (13,3%) и хорошая (6,7%). Отличных результатов не было ни у кого. После реабилитации в 80% случаев наблюдалось улучшение результатов за счет увеличения количества детей с удовлетворительной (60%) и хорошей тренированностью (20%).

После реабилитации наблюдалось улучшение функционального состояния опорно-двигательного аппарата. В 58,8—94,1% случаев улучшилась подвижность позвоночника при наклонах вперед, назад и в стороны. Возросла сила мышечного корсета туловища. Сила брюшного пресса увеличилась у 93,8% детей. Статическая сила мышц разгибателей туловища и боковых мышц увеличилась в 56,3—87,5% случаев.

В связи с улучшением показателей моторной зрелости и функционального состояния кардиореспира-торной системы физическая подготовленность воз-

росла в 100% случаев. В группе реабилитации у всех детей достоверно улучшались скоростно-силовые и силовые качества.

С помощью анкет Peds QL [5] было выявлено, что реабилитация позволила улучшить качество жизни детей-инвалидов по всем показателям, особенно увеличился физический компонент качества жизни (с 46,1 до 76,2 баллов по 100-балльной шкале).

Таким образом, нарушения физического, психомоторного развития, физической подготовленности, функционального состояния кардиореспираторной системы и опорно-двигательного аппарата у детей-инвалидов, возникающие вследствие основного заболевания и гиподинамии, можно корригировать в условиях общеобразовательной школы при направленном воздействии на выявленные отклонения. Предложенный комплекс физических упражнений оказался высокоэффективным, несмотря на кратковременность проводимых мероприятий, и позволил за счет коррекции моторного развития детей-инва-лидов улучшить их качество жизни.

Литература

1. Детская спортивная медицина / под ред. С.Б. Тихвинского, С.В. Хрущева. — М.: Медицина, 1980.

2. Дорожнова К. П. Роль социальных и биологических факторов в развитии ребенка. — М., 1983.

3. Ларионова Н. Н. // Физкультура. — 2003. — № 3. —

С. 21-24.

4. Никитюк Б.А., Мусагалиева Г.М., Савченко К.А. Акселерация развития и ее последствия. — Алма-Ата, 1990.

5. Новик А.А., Ионова Т.И. Исследование качества жизни в медицине. — М.: ГЭОТАР—Мед, 2004.

6. Овчаренко С.А. // Зравоохранение Российской Федерации. — 1993. — № 11. — С. 21—23.

7. Руководство по амбулаторно-поликлинической педиатрии / под ред. А.А. Баранова. — М.: ГЭОТАР—Мед, 2006.

8. Теория и организация адаптивной физической культуры : учебник / под ред. С.П. Евсеева. — М. : Советский спорт, 2002.

9. Хомская Е.Д. Материалы к спецпрактикумам по нейро- и патопсихологии. — М., 1980.

Поступила в редакцию 18.02.2008. THE MORPHO-FUNCTIONAL FEATURES OF DISABLED CHILDREN STUDYING IN SECONDARY SCHOOL, REHABILITATION OPPORTUNITIES V.V. Vorobushkova Ivanovo State Medical Academy

Summary — Materials of examination of 111 disabled children of 7—17 years studied in secondary schools are submitted. The high frequency of the slowed development, functional insufficiency of the cardio- respiratory system and bones is found in comparison with children with the same somatic pathology (the control - 96 cases). The effective complex of rehabilitation exercises for disabled children in conditions of ordinary school is offered, despite of short duration of it; it has allowed to improve the quality of a life of the disabled children due to correction of motor development.

Pacific Medical Journal, 2008, No. 1, p. 61—63.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.