УДК 616-053.5-036.86
В.В. Воробушкова
МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ, ВОЗМОЖНОСТИ ИХ РЕАБИЛИТАЦИИ
Ивановская государственная медицинская академия
Ключевые слова: дети-инвалиды, физическое развитие, моторное развитие, реабилитация.
По мнению экспертов ВОЗ, в странах Восточной Европы, к которым относится Российская Федерация, количество детей-инвалидов составляет не менее 3% от общего числа детского населения. По данным литературы, около 20% из них обучаются в общеобразовательных учреждениях, где должны создаваться условия, адекватные психофизическим способностям этой группы детей [6]. К сожалению, в учебных заведениях общего типа дети-инвалиды чаще всего находятся в условиях малоподвижности как вынужденной формы поведения. Обычно они освобождены от занятий физической культурой или их относят к специальной группе, фактически не функционирующей в основной массе школ [3, 8]. Кроме этого, имеет значение низкая мотивация родителей в обеспечении необходимой двигательной активности ребенка, поэтому и дома у таких детей преобладают пассивные формы проведения времени.
Под наблюдением находились 111 детей-инва-лидов в возрасте 7—17 лет, обучавшихся в общеобразовательных школах городов Иваново и Кохмы. В структуре причин, определивших инвалидность, преобладали болезни нервной системы (40,2%) и врожденные аномалии развития глаз, мочевой системы, конечностей, сердца (26,8%). Среди соматической патологии на первом месте стояли болезни эндокринной системы (8%), на втором — болезни органов дыхания (4,5%). Ведущими нарушениями в состоянии здоровья были умеренные висцеральные и метаболические расстройства (40,5%), а также умеренные нарушения статодинамических (26,1%), психических (15,3%) и сенсорных (11,7%) функций, которые приводили к ограничению жизнедеятельности I степени. Контрольную группу составили 96 детей 7—17 лет, обучавшихся в тех же общеобразовательных школах, имевших II и III группы здоровья. Выделенные группы были сопоставимы по частоте поражения ведущих систем организма.
В зависимости от возраста дети были разделены на три подгруппы: младший школьный возраст (7—10 лет), средний школьный возраст (11—14 лет) и подростковый возраст (15—17 лет) [7].
При изучении физического развития было установлено, что у детей-инвалидов, обучавшихся в общеобразовательной школе, по сравнению с контрольной группой достоверно чаще встречались за-
медленные варианты роста (23,4 и 9,7%) и отставание массы тела от средневозрастных значений (34,8 и 16,5% соответственно), что можно объяснить с позиции гипотезы о влиянии адаптивных реакций на рост и развитие организма ребенка [2, 4]. С возрастом в группе детей-инвалидов частота встречаемости показателей длины тела менялась незначительно, но росло число детей-инвалидов, имеющих вес ниже средних значений (с 32,2 до 41,6%). В контрольной группе, наоборот, в процессе обучения в школе увеличивалось количество детей с ускоренными вариантами роста, а показатели массы тела менялись мало. При анализе показателей окружности грудной клетки достоверных отличий у детей-инвалидов и в контроле выявлено не было.
Индивидуальный анализ физического развития показал, что у детей-инвалидов достоверно чаще встречалось дисгармоничное физическое развитие в основном за счет дефицита массы тела (35,1 и 16,5% — в контроле). В процессе обучения в школе наблюдалось увеличение количества детей-инвалидов с дисгармоничным физическим развитием (с 42,9 до 57,1%). В контрольной же группе к моменту окончания школы частота встречаемости дисгармоничного физического развития уменьшалась с 23,1 до 16,3%.
По результатам тестов Озерецкого — Гельница [9] было установлено, что дети-инвалиды чаще являлись моторно незрелыми (39,4 и 14,0% — в контроле). Сравнительный анализ показал, что у них динамическая координация тела и рук, а также скорость, отчетливость и синхронность движения конечностей чаще, чем в контрольной группе, не соответствовали возрастным нормативам.
При анализе психомоторного развития в возрастном аспекте оказалось, что в младшем школьном возрасте показатели были низкими в обеих группах наблюдения. Вероятно, это связано с тем, что контрольную группу составили дети, имевшие хроническую патологию. Однако скорость и отчетливость выполнения движений уже в этом возрасте у детей-ин-валидов страдала чаще. В процессе обучения в школе в контрольной группе наблюдалось улучшение всех показателей.
В то же время в группе детей-инвалидов в среднем школьном возрасте росла частота встречаемости нарушений статической координации тела (с 44 до 61,7%), динамической координации рук (с 48 до 66,7%) и отчетливости выполнения движений (с 64 до 76,7%). Несколько увеличивалось количество моторно незрелых детей, которых стало достоверно больше, чем в контрольной группе (57,7 и 2,9% соответственно). У детей-инвалидов значительно чаще страдала статическая (61,7 и 17,6%) и динамическая (23,3 и 5,9%) координация тела, динамическая координация рук (66,7 и 8,8%), скорость (54,8 и 17,6%) и синхронность движения конечностей (53,3 и 23,5%), отчетливость выполнения движения (76,7 и 41,2% — в контроле соответственно). Далее к подростковому
62
Тихоокеанский медицинский журнал, 2008, № 1
периоду частота нарушений всех показателей несколько уменьшалась. Однако все они за исключением статической координации тела были нарушены чаще, чем в контрольной группе.
Индивидуальный анализ данных пробы Рея [9] показал, что у большинства детей-инвалидов достоверно чаще (81,8 и 62,2% — в контроле) имелась задержка развития тонкой моторики кисти. Частота нарушения этого показателя к среднему школьному возрасту несколько уменьшалась, но нарастала вновь к моменту окончания школы. В контрольной группе частота нарушений тонкой моторики с возрастом изменялась незначительно.
Процент прироста пульса в ответ на физическую нагрузку, по которому можно судить о степени тренированности сердечно-сосудистой системы [1], был значительно больше у детей-инвалидов, чем в контрольной группе (71,2±2,1 и 43,5±1,7), что указывало на ее низкое функциональное состояние. У детей с ограниченными возможностями преобладала неудовлетворительная тренированность сердечно-сосудистой системы (61,7%), а в контрольной группе — удовлетворительная и хорошая тренированность (49,0 и 33,7% соответственно). К среднему школьному возрасту процент прироста пульса в ответ на физическую нагрузку увеличивался в обеих группах наблюдения, что свидетельствует об ухудшении функциональных возможностей сердечнососудистой системы. Но необходимо отметить, что во все возрастные периоды он был достоверно больше у детей-инвалидов, чем в контрольной группе.
При изучении физической подготовленности было установлено, что у большинства обследованных детей с ограниченными возможностями как силовые, так и скоростно-силовые показатели значительно отставали от возрастных норм и чаще были достоверно ниже по сравнению с контрольной группой. Показатели прыжка в длину с места у 79% детей-инвалидов оказались ниже средневозрастных значений (контрольная группа — 49%). При этом у 63% детей-инвалидов результаты были низкими. Такая же картина наблюдалась и при анализе силовых качеств. В группе детей с ограниченными возможностями в 55—77% случаев регистрировались низкие показатели метания набивного мяча и кистевой динамометрии (контрольная группа — 31%). С возрастом в обеих группах показатели изменялись примерно одинаково: ухудшались в возрасте 11—14 лет, а к моменту окончания школы вновь улучшались, но всегда страдали чаще у детей-инвалидов.
При изучении состояния опорно-двигательного аппарата патология была выявлена у всех детей с ограниченными возможностями. Так, правильная осанка регистрировалась только в 2% случаев (контрольная группа — 17,6%), а нарушения осанки — в 4% случаев (контрольная группа — 21,6%). У остальных 94% детей-инвалидов выявлялся сколиоз — достоверно чаще, чем в контрольной группе (60,8%). Необходимо отметить, что в группе детей с ограниченными возможностями в два раза чаще, чем в контроле,
диагностировался прогностически неблагоприятный S-образный сколиоз и имели место случаи сочетания сколиоза с сутулостью. При изучении степени выраженности сколиоза было установлено, что у всех детей контрольной группы отмечался сколиоз 1—11 степени, а у детей-инвалидов кроме I и II степени в 9,4% случаев зарегистрирован сколиоз III степени.
В процессе обучения в школе среди детей-инва-лидов увеличивалась распространенность дефектов осанки и тяжесть патологии опорно-двигательного аппарата. В контрольной группе распространенность и тяжесть подобных нарушений с возрастом менялась незначительно.
Для уточнения состояния позвоночника всем детям выполнялось измерение его подвижности. Было установлено, что у детей-инвалидов в течение всего периода обучения в школе наблюдается меньшая подвижность позвоночника во всех направлениях по сравнению с контрольной группой (табл.). Сила мышечного корсета туловища страдала чаще у детей-инвалидов и в 62,6—86% случаев отставала от средневозрастных значений.
При изучении состояния сводов стоп патология определялась приблизительно с одинаковой частотой в обеих группах наблюдения — 34,7 и 36,4% случаев. Однако у детей-инвалидов в два раза чаще встречалось уплощение стоп, чем плоскостопие, а в контрольной группе уплощенная и плоская стопа регистрировались примерно с одинаковой частотой. Высокая частота функциональных изменений стопы у детей-инвалидов, вероятно, была связана с тем, что у них эта патология чаще была обусловлена слабостью мышечного аппарата стопы и голени, возникшей на фоне гиподинамии.
С учетом выявленных нарушений нами был составлен комплекс физических упражнений для групповых занятий с детьми-инвалидами на уроках физкультуры в условиях общеобразовательной школы. Занятия проводились в течение одной учебной четверти 3 раза в неделю по 45 мин. Группа реабилитации состояла из 17 детей-инвалидов. В зависимости от возраста дети были разделены на две подгруппы: 7—10 и 11—15 лет из 8 и 9 человек. Занятия строились с учетом возможностей каждого ребенка. Комплекс включал в себя:
1) упражнения для тренировки статической и динамической координации тела, синхронности и отчетливости выполнения движений, необходимые
Таблица
Показатели подвижности позвоночника у детей-инвалидов
Критерий, М±т
Группа наклон вперед, см наклон назад, см наклон вправо, см наклон влево, см
Дети-ин- валиды 13,31±1,20 4,03±0,22 9,83±0,34 9,69±0,37
Конт- роль 4,64±0,65 5,82±0,25 15,42±0,52 15,77±0,48
Примечание. Разница по всем критериям статистически значима.
вследствие высокой частоты нарушений психомоторного развития;
2) динамические упражнения для развития тонкой моторики, так как известно, что развитие моторики является мощным стимулом повышения работоспособности коры головного мозга, а также способствует освоению письма как школьного необходимого навыка;
3) дозированный бег для тренировки кардиореспира-торной и вегетативной нервной системы (по возможности применялись упражнения для развития силовых и скоростно-силовых качеств);
4) упражнения для развития силы мышц туловища и увеличения амплитуды движений позвоночника;
5) упражнения для коррекции нарушений осанки и патологии стоп.
Обследование проведено до и после реабилитации. Было установлено, что после реабилитации у детей-инвалидов значительно улучшилось психомоторное развитие. По данным пробы Озерецкого — Гельница до реабилитации только в 25% случаев они были моторно-зрелыми, а после реабилитации общая моторная зрелость отмечалась у 75% детей. Лучше всего корригировались нарушения статической координации тела (у 47,1% детей), динамической координации рук (у 70,6% детей), скорости (у 47,1% детей) и отчетливости (у 41,2% детей) выполнения движений. В результате комплекса упражнений состояние тонкой моторики улучшилось у всех наблюдаемых и стало соответствовать возрастным нормам в 64,7% случаев (до реабилитации — 29%).
Также у большинства детей значительно возросли функциональные возможности кардиореспиратор-ной системы. Жизненная емкость легких увеличивалась в 77% случаев. В группе наблюдения в два раза чаще стали встречаться средние значения этого показателя. Процент прироста пульса достоверно уменьшался (до реабилитации — 73,3±4,7, после — 50,2±3,9). До занятий в исследуемой группе преобладала неудовлетворительная тренированность сердечно-сосудистой системы (80%), реже встречалась удовлетворительная (13,3%) и хорошая (6,7%). Отличных результатов не было ни у кого. После реабилитации в 80% случаев наблюдалось улучшение результатов за счет увеличения количества детей с удовлетворительной (60%) и хорошей тренированностью (20%).
После реабилитации наблюдалось улучшение функционального состояния опорно-двигательного аппарата. В 58,8—94,1% случаев улучшилась подвижность позвоночника при наклонах вперед, назад и в стороны. Возросла сила мышечного корсета туловища. Сила брюшного пресса увеличилась у 93,8% детей. Статическая сила мышц разгибателей туловища и боковых мышц увеличилась в 56,3—87,5% случаев.
В связи с улучшением показателей моторной зрелости и функционального состояния кардиореспира-торной системы физическая подготовленность воз-
росла в 100% случаев. В группе реабилитации у всех детей достоверно улучшались скоростно-силовые и силовые качества.
С помощью анкет Peds QL [5] было выявлено, что реабилитация позволила улучшить качество жизни детей-инвалидов по всем показателям, особенно увеличился физический компонент качества жизни (с 46,1 до 76,2 баллов по 100-балльной шкале).
Таким образом, нарушения физического, психомоторного развития, физической подготовленности, функционального состояния кардиореспираторной системы и опорно-двигательного аппарата у детей-инвалидов, возникающие вследствие основного заболевания и гиподинамии, можно корригировать в условиях общеобразовательной школы при направленном воздействии на выявленные отклонения. Предложенный комплекс физических упражнений оказался высокоэффективным, несмотря на кратковременность проводимых мероприятий, и позволил за счет коррекции моторного развития детей-инва-лидов улучшить их качество жизни.
Литература
1. Детская спортивная медицина / под ред. С.Б. Тихвинского, С.В. Хрущева. — М.: Медицина, 1980.
2. Дорожнова К. П. Роль социальных и биологических факторов в развитии ребенка. — М., 1983.
3. Ларионова Н. Н. // Физкультура. — 2003. — № 3. —
С. 21-24.
4. Никитюк Б.А., Мусагалиева Г.М., Савченко К.А. Акселерация развития и ее последствия. — Алма-Ата, 1990.
5. Новик А.А., Ионова Т.И. Исследование качества жизни в медицине. — М.: ГЭОТАР—Мед, 2004.
6. Овчаренко С.А. // Зравоохранение Российской Федерации. — 1993. — № 11. — С. 21—23.
7. Руководство по амбулаторно-поликлинической педиатрии / под ред. А.А. Баранова. — М.: ГЭОТАР—Мед, 2006.
8. Теория и организация адаптивной физической культуры : учебник / под ред. С.П. Евсеева. — М. : Советский спорт, 2002.
9. Хомская Е.Д. Материалы к спецпрактикумам по нейро- и патопсихологии. — М., 1980.
Поступила в редакцию 18.02.2008. THE MORPHO-FUNCTIONAL FEATURES OF DISABLED CHILDREN STUDYING IN SECONDARY SCHOOL, REHABILITATION OPPORTUNITIES V.V. Vorobushkova Ivanovo State Medical Academy
Summary — Materials of examination of 111 disabled children of 7—17 years studied in secondary schools are submitted. The high frequency of the slowed development, functional insufficiency of the cardio- respiratory system and bones is found in comparison with children with the same somatic pathology (the control - 96 cases). The effective complex of rehabilitation exercises for disabled children in conditions of ordinary school is offered, despite of short duration of it; it has allowed to improve the quality of a life of the disabled children due to correction of motor development.
Pacific Medical Journal, 2008, No. 1, p. 61—63.