Морфофункциональное состояние селезенки белых мышей при стимуляции антигенами вируса бешенства
Т.И. Лапина, д.б.н, профессор, И.В. Яценко, аспирант, Ставропольский ГАУ
Бешенство — острая инфекционная болезнь, протекающая с поражением нервной системы, как правило, с летальным исходом. Это заболевание было известно задолго до нашей эры. Так, Аристотель еще в IV в. до нашей эры в своей работе №81опа АштаНит описал бешенство у собак и передачу его возбудителя другим видам животных и человеку через укусы.
В настоящее время бешенство распространено во всех странах мира, за исключением некоторых островных государств. По оценке ВОЗ и МЭБ, сложная ситуация по бешенству наблюдается более чем в 110 странах мира [1], в большинстве из которых, в т.ч. и в России, в последние
годы отмечается постоянный рост количества случаев этой болезни.
Вирус бешенства принадлежит к порядку Mononegavirales, семейству Rhabdoviridae, которое включает, по крайней мере, три рода вирусов животных: Lyssavirus, Ephemerovirus и Vesiculovirus [2].
Бешенство входит в пятерку инфекционных болезней, общих для человека и животных, наносящих наибольший экономический ущерб. По оценкам ВОЗ, ежегодно в мире от бешенства умирает от 35000 до 50000 человек [3, 4].
В изучении эпизоотологии, эпидемиологии, биологических свойств возбудителя бешенства, методов диагностики, средств специфической профилактики достигнуты значительные успехи. Однако ряд вопросов в патоморфологии при данном заболевании остается открытым.
В связи с тем, что бешенство является летальной инфекцией и имеет важное социальное значение, мы промоделировали течение болезни на лабораторных животных с целью изучения действия вируса бешенства в организме животных на иммунные органы.
Цель работы: изучить структуру селезенки белых мышей при заражении их полевым штаммом вируса бешенства.
Объекты и методы исследования. Белые лабораторные мыши. Использованы сосунки в возрасте 20 суток и массой 6—8 г.
Материал для заражения. Использовали 10%-ную суспензию из всех отделов головного мозга крупного рогатого скота. Подготовленную суспензию вводили в мышцу левого плеча в дозе 0,2 см3.
Мыши были разбиты на 2 группы — по 18 мышей в каждой. Животные 1 группы служили контролем, животных 2 группы заражали антигенами вируса бешенства. Мышей I и II групп умерщвляли на 5-, 10-, 15- и 28-й дни после заражения.
Для гистологического исследования брали селезенку. Органы фиксировали в 10%-ном нейтральном формалине, по стандартной методике заливали в парафин. Срезы толщиной 5 мкм окрашивали гематоксилином и эозином.
Результаты исследований. При гистологическом исследовании срезов селезенки на 5 день после заражения выявлены патологические изменения как в паренхиме, так и в строме. Со стороны стромы обнаружена гомогенизация капсулы, с очагами лизиса, местами она истончена. Однако в трабекулах гладкомышечная ткань не изменена. Не выявлено изменений и в трабекулярных сосудах. Стенка центральной артерии гомогенизирована, расслоена.
В белой пульпе обнаружена гиперплазия лимфатических узелков — они увеличены, не имеют четких границ. Однако центр размножения не выражен. Лимфоциты располагаются цепочками, что свидетельствует о пролиферации. В ядрах лимфоцитов выражена зернистость хроматина. Имеет место гемосидероз.
В красной пульпе также идет пролиферация лимфоцитов. Особенно она выражена под капсулой диафрагмальной поверхности селезенки. Здесь лимфоциты располагаются цепочками. При большом увеличении микроскопа видно, что ядра лимфоцитов имеют различную форму — неправильно треугольную, квадратную, многоугольную, что указывает на деградацию лимфоцитов преимущественно бластных форм. Изредка встречаются двуядерные лимфоциты. Зернистость хроматина менее выражена. Обнаружено большое количество макрофагов.
Наблюдается отек селезенки — между цепочками лимфоцитов имеются большие пространства, эритроциты в них отсутствуют.
При гистологическом исследовании срезов селезенки на 10-й день антигенной стимуляции выявлено следующее. Продолжаются изменения со стороны стромы. Капсула диафрагмальной поверхности набухшая, в состоянии лизиса. Она имеет ворсинки, на которых лежат перитениаль-ные макрофаги. Процессы лизиса продолжаются в толщу органа. Вблизи очагов лизиса лимфоциты располагаются хаотично, их окружают макрофаги, образуя эффект демаркационной линии. Капсула висцеральной поверхности истончена.
Лимфатические узелки белой пульпы исчезают. В узелках лимфоцитов мало, цепочек нет. По периферии узелка расположены мелкие лимфоциты с более темными ядрами, а в центре фолликула крупные клетки с более светлыми ядрами — лимфобласты. Изредка встречаются двуядерные лимфоциты и лимфобласты. Стенка центральной артерии инфильтрирована лимфоцитами, и просвет содержит лимфоциты. Почти у всех лимфоцитов и лимфобластов ядра деформированы, форма клеток искажена. Встречаются плазматические клетки. Отмечается гемосидероз.
В красной пульпе увеличивается общее количество макрофагов. Особенно значительна активация макрофагов возле капсулы. Некоторые макрофаги подвергаются лизису.
Часто формируются макрофагально-лимфо-цитарные комплексы. В центре их располагается макрофаг, а группы лимфоцитов окружают его. Обнаружены единичные макрофаги, содержащие в своей цитоплазме лимфоциты или лимфобласты.
Количественное содержание лимфоцитов уменьшается. Со стороны диафрагмальной поверхности селезенки лимфоциты располагаются хаотично и находятся в состоянии деградации, со стороны висцеральной поверхности располагаются цепочками и также деградируют.
Красная пульпа бедна эритроцитами и гемо-сидерином.
При гистологическом исследовании срезов селезенки на 15-й день после заражения выявлено, что мышечная ткань капсулы диафрагмальной поверхности некротизирована, соединитель-но-тканные волокна расслоены. Капсула висцеральной поверхности истончена.
В разных лимфатических узелках белой пульпы лимфоциты расположены различно — то цепочками, то диффузно, то гроздьями. Лимфоциты преимущественно деградированные. Наблюдается лимфоцитарная инфильтрация стенки центральной артерии и десквамация эндотелия.
В красной пульпе уменьшилось количество макрофагов. Изредка встречаются макрофаги, в цитоплазме которых находятся лимфоциты. Большая часть лимфоцитов подвергается некрозу. Заметно увеличилось количество гемосидерина.
При гистологическом исследовании срезов селезенки на 2-й день выявлена бесструктурная масса селезенки — некроз.
Из вышеизложенного можно сделать следующие выводы. При антигенной стимуляции мышей полевым штаммом вируса бешенства в селезенке уже на 5-й день происходят значительные изменения как со стороны стромы, так и со стороны паренхимы органа. Лимфоциты усиленно пролиферируют в узелках и красной пульпе и одновременно деградируют. Активизируются макрофаги. В дальнейшем, на 10-й день, продолжается увеличение макрофагов с формированием макрофагально-лимфоцитарых комплексов, но количество лимфоцитов значительно снижа-
ется, — пролиферация лимфоцитов замедляется. Лимфоциты также деградируют.
С 15-го дня преобладают дегенеративные процессы — в капсуле, фолликулах и красной пульпе, приводящие на 28-й день к полному некрозу селезенки.
Литература
1. Груздев, К.Н. Бешенство животных / К.Н. Груздев, В.В. Не-досеков. М.: Аквариум, 2001. 303 с.
2. Метлин, А.Е. Молекулярно-биологические характеристики полевых изолятов и аттенуированных штаммов вируса бешенства: дис... канд. вет. наук. Владимир, 2004. 147.
3. Rabies bulletin Europe. Information. Surveillance. Research. FRG, Tubingen: Federal research center for virus diseases of animals, 2003. № 4. 27 p.
4. Rabies bulletin Europe. Information. Surveillance. Research. FRG, Tubingen: Federal research center for virus diseases of animals, 2004. № 2. 28 p.