Научная статья на тему 'Мореходность судна, как ключевое условие договора морской перевозки груза в трамповом сообщении'

Мореходность судна, как ключевое условие договора морской перевозки груза в трамповом сообщении Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
523
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРЕХОДНОСТЬ СУДНА / ДОГОВОР МОРСКОЙ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА / СУДОВЛАДЕЛЕЦ / ПЕРЕВОЗЧИК / СУЩЕСТВЕННОЕ УСЛОВИЕ / ХАРАКТЕРИСТИКА СУДНА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Маряшин Владислав Евгеньевич

В представленной работе автор проводит исследование важного коммерческого условия договора морской перевозки грузамореходности судна. В настоящее время, в связи с широким распространением различных договорных форм, применяемых для юридического оформления разнообразных отношений, возникающих при перевозке грузов во внешнем и внутреннем мореплавании, возникает необходимость пересмотра сущности и значения отдельных договорных условий, издавна используемых в договорах морской перевозки. Автором ставится и решается задача выработки рекомендаций к пониманию условия о мореходности судна для сторон договора и суда, в случае возникновении спора. Приводятся основные проблемы, возникающие при согласовании данного условия сторонами договора, а также определяются их права и обязанности. В своих исследованиях автор применяет комбинацию общих и специальных методов научного анализа исторического, аналогии, абстрагирования и сравнительного правоведения, посредством которых исследует историю развития понятия мореходности, положения правовой теории, действующее морское законодательство РФ и ряда зарубежных стран, правоприменительную практику. Затронутая в рамках данной статьи тема, безусловно, весьма широка, может заинтересовать и побудить к исследованию упомянутых проблем других исследователей. Новым и одновременно не лишенных логики представляется ряд высказанных автором мнений, в частности, о том, что признать судно немореходным можно только в том случае, если судно невозможно соотнести по предъявленным судовладельцем характеристикам судна и его описанию. Приведенное мнение, а также другие мнения автора, высказанные в рамках данной статьи, хотя и не направлены на нормативное закрепление понятия мореходности, однако тем самым подчеркивают его сугубо договорное регулирование. Выводы, сделанные автором и особенности предложенного им подхода, заслуживают внимания, причём не только в плане последующего научного анализа, обсуждения и возможности правоприменения, а также в использовании их при составлении учебников и учебных пособий по предмету «Гражданское право», «Международное частное право», «Морское право».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Маряшин Владислав Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Seaworthiness, as a key condition of the contract of carriage of goods in a tramp message

The article considers the commercial term of the contract of carriage by sea. The major problems arising while negotiating this term by the parties are discussed. Currently, due to the wide spread of various contractual forms used for legal registration of various relationships arising in the carriage of goods in external and internal navigation, it is necessary to review the nature and significance of individual contractual terms and conditions, long used in the contract of carriage. Author pose and solve the problem to make recommendations to the understanding of the conditions of seaworthiness for parties to the contract and the court, in the case of a dispute. The basic problems in agreeing this condition parties to the contract, as well as their rights and responsibilities. In their studies, the author uses a combination of general and specific methods of scientific analysis historical, analogy, abstraction and comparative law, by which explores the history of the concept of seaworthiness provisions legal theory, existing maritime legislation of the Russian Federation and foreign countries, law enforcement practices. Affected under the topic of this article is definitely very broad, and may be of interest to encourage the study of the problems mentioned by other researchers. New and at the same time not without logic seems a number of opinions expressed by the author, in particular, that can recognize unseaworthy vessel only if the vessel is not possible to correlate the characteristics of the charges by the shipowner of the ship and its description. The opinions expressed, as well as other author's opinions expressed in this article, although not focused on regulatory consolidation concept of seaworthiness, but thus emphasize its purely contractual regulation. Conclusions made ​​by the author and features of the proposed approach them, deserve attention, not only in terms of subsequent scientific analysis, discussion and enforcement capacity, as well as to use them in the preparation of textbooks and manuals on the subject of "Civil Law", "Private International Law", "Law of the Sea."

Текст научной работы на тему «Мореходность судна, как ключевое условие договора морской перевозки груза в трамповом сообщении»

3.11. МОРЕХОДНОСТЬ СУДНА, КАК КЛЮЧЕВОЕ УСЛОВИЕ ДОГОВОРА МОРСКОЙ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА В ТРАМПОВОМ СООБЩЕНИИ

Маряшин Владислав Евгеньевич, аспирант кафедры гражданского права, семейного права, предпринимательского права, международно-частного права. Место учебы: Московский Государственный Лингвистический Университет. E-mail: [email protected]

Аннотация: В представленной работе автор проводит исследование важного коммерческого условия договора морской перевозки груза - мореходности судна. В настоящее время, в связи с широким распространением различных договорных форм, применяемых для юридического оформления разнообразных отношений, возникающих при перевозке грузов во внешнем и внутреннем мореплавании, возникает необходимость пересмотра сущности и значения отдельных договорных условий, издавна используемых в договорах морской перевозки. Автором ставится и решается задача выработки рекомендаций к пониманию условия о мореходности судна для сторон договора и суда, в случае возникновении спора. Приводятся основные проблемы, возникающие при согласовании данного условия сторонами договора, а также определяются их права и обязанности. В своих исследованиях автор применяет комбинацию общих и специальных методов научного анализа - исторического, аналогии, абстрагирования и сравнительного правоведения, посредством которых исследует историю развития понятия мореходности, положения правовой теории, действующее морское законодательство РФ и ряда зарубежных стран, правоприменительную практику. Затронутая в рамках данной статьи тема, безусловно, весьма широка, может заинтересовать и побудить к исследованию упомянутых проблем других исследователей. Новым и одновременно не лишенных логики представляется ряд высказанных автором мнений, в частности, о том, что признать судно немореходным можно только в том случае, если судно невозможно соотнести по предъявленным судовладельцем характеристикам судна и его описанию. Приведенное мнение, а также другие мнения автора, высказанные в рамках данной статьи, хотя и не направлены на нормативное закрепление понятия мореходности, однако тем самым подчеркивают его сугубо договорное регулирование. Выводы, сделанные автором и особенности предложенного им подхода, заслуживают внимания, причём не только в плане последующего научного анализа, обсуждения и возможности правоприменения, а также в использовании их при составлении учебников и учебных пособий по предмету «Гражданское право», «Международное частное право», «Морское право».

Ключевые слова: мореходность судна, договор морской перевозки груза, судовладелец, перевозчик, существенное условие, характеристика судна.

SEAWORTHINESS, AS A KEY CONDITION OF THE CONTRACT OF CARRIAGE OF GOODS IN A TRAMP MESSAGE

Marjashin Vladislav Evgen'evich, postgraduate student at civil law, family law, entrepreneurs' law, international private law chair. Place of study: Moscow state linguistic university. E-mail: [email protected]

Annotation: The article considers the commercial term of the contract of carriage by sea. The major problems arising while negotiating this term by the parties are discussed. Currently, due to the wide spread of various contractual forms used for legal registration of various relationships arising in the carriage of goods in external and internal navigation, it is necessary to review the nature and significance of individual contractual terms and conditions, long used in the contract of carriage. Author pose and solve the problem to make recommendations to the understanding of the conditions of seaworthiness for parties to the contract and the court, in the case of a dispute. The basic problems in agreeing this condition parties to the contract, as well as their rights and responsibilities. In their studies, the author uses a combination of general and specific methods of scientific analysis - historical, analogy, abstraction and comparative law, by which explores the history of the concept of seaworthiness provisions legal theory, existing maritime legislation of the Russian Federation and foreign countries, law enforcement practices. Affected under the topic of this article is definitely very broad, and may be of interest to encourage the study of the problems mentioned by other researchers. New and at the same time not without logic seems a number of opinions expressed by the author, in particular, that can recognize unseaworthy vessel only if the vessel is not possible to correlate the characteristics of the charges by the shipowner of the ship and its description. The opinions expressed, as well as other author's opinions expressed in this article, although not focused on regulatory consolidation concept of seaworthiness, but thus emphasize its purely contractual regulation. Conclusions made by the author and features of the proposed approach them, deserve attention, not only in terms of subsequent scientific analysis, discussion and enforcement capacity, as well as to use them in the preparation of textbooks and manuals on the subject of "Civil Law", "Private International Law", "Law of the Sea."

Keywords: seakeeping performance, contract of carriage by sea, ship-owner, sea carrier, a contract term, a vessel s particulars.

На протяжении столетий, в области морского права вопрос о мореходности судна не был закреплен ни на каком международном уровне. Причиной принятия различных конвенций в этой области стала трагедия пассажирского судна «Титаник» в апреле 1912г.

Сегодня понятие «Мореходность судна» включено во многие международные конвенции. Требование о мореходности судна содержатся в таких конвенциях, как: «Международная конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте» 1924 г., измененная Протоколом 1968 г.; Конвенция ООН о морской перевозке грузов 1978 г.; «Конвенции ООН о договорах полностью или частично морской перевозки грузов» 2009 г. Среди конвенций, регулирующих вопросы безопасности мореплавания и задающих стандарты мореходности судна, также стоит назвать СОЛАС-74, Международную конвенцию о грузовой марке 1966 г., мАрПОЛ-73, МКУБ, ПДМВ 78/95 и др., регулирующих договорные отношения при перевозке грузов морем [5].

6'2013

Пробелы в российском законодательстве

Исторически сложилось так, что английские суды внесли большую роль в выработке и развития понятийного аппарата судоходства. Так, в 1927 году, английский судья L. J. Scrutton дал определение мореходности, которое не сильно отличается от современной формулировки : «Судно должно иметь такую степень готовности в начале рейса, которую потребовал бы от него обычный разумный судовладелец, учитывая все обстоятельства рейса». [13, p. 184]. В действующих в странах общего права Правилах морских перевозок мореходность определяется как способность судна, перевозящего груз, преодолевать все препятствия и трудности, связанные с морем, которые могут возникнуть в течении всего плавания [10, p. 23].

Современные исследователи отмечают, что понятие мореходности весьма широкое, учитывающее не только техническое состояние судна, но и многие другие факторы [11, p. 13].

Проанализировав ст. 124 КТМ РФ (Мореходное состояние судна), можно сделать вывод о том, что мореходность судна, это не только техническая готовность судна противостоять опасностям, с которыми оно может столкнуться в море, а также готовность судна ко всем возможным обстоятельствам рейса, включая, например, наличие на судне последних редакций морских карт, или различных действующих сертификатов.

Международными организациями принято огромное количество конвенций, законодательных актов. Однако, даже при наличии богатой судебной практики, в данных организациях нет четкого определения понятия «мореходность судна». Суть формулировок сводится к тому, что судно должно быть мореходным для целей каждого конкретного рейса.

В том случае, если принимаются новые законодательные акты или вступают в силу международные конвенции, которые задают новые стандарты мореходности, формулировка не меняют, а допустимо «растягивается» для охвата таких новых стандартов. Примером может послужить, принятый, 4 ноября 1993г., международный кодекс управления безопасностью, который абсолютно изменил старые стандарты безопасности практически для всех торговых судов. [7, с.18.]

Под мореходностью судна подразумевают, выполнение судовладельцем множества сложных действий. К ним относятся работы по подготовке судна к рейсу, обеспечение остойчивости, прочности и водонепроницаемости корпуса, исправность котлов, механизмов, топливной, балластной и прочих систем судна. Также сюда входят действия по снабжению необходимыми припасами, водой, топливом и снаряжением (оборудование, инструмент, инвентарь, сменные и запасные части, карты, наставления и инструкции, диаграммы). Само по себе описание судна невозможно рассматривать как элемент мореходности. Однако если выполнить рейс не предоставляется возможным в связи с тем, что судно не соответствует заявленным характеристикам, то в отдельных случаях можно представить как немореходность судна.

Судовладелец также должен решить вопрос о возможности перевозить груз данным судном. Под грузом в практике называют, товары, принятые к перевозки на морских судах [6, с. 358-359]. На него возлагается обязанность проверять подготовка грузовых помещений, грузового оборудования, крышек люков. О готовности судна к погрузке груза свидетельствует сертификат сюрвейера.

Перед тем как рейс сможет выйти, судовладелец должен принять соответствующие меры по укомплектованию судна квалифицированным экипажем. Снабдить экипаж продовольствием, обеспечить заработной платой. Непринятия данных мер судовладельцем может быть истолковано как невыполнение обязанность по приведения судна в мореходное состояние.

Для того чтобы судно могло выйти в рейс, перевозчик должен обладать различными сертификатами. Например, документ о соответствия или сертификат о финансовой ответственности [9, p. 583.]. Так же необходимо учитывать такие характеристики как возраст судно, класс, флаг. Последнее может стать причиной невозможности захода в порт в связи с бойкотом флага. Однако, вопрос о немореходности судна возникает лишь в том случае, если вовремя выполнения рейса с судном или грузом случилось происшествие, повлекшее задержку судна, повреждение грузу или убытки фрахтователю.

Наличие таких обязанностей необходимы как судовладельцам, так и фрахтователям. Первые должны быть заинтересованы в ее выполнении, поскольку иначе они будут нести ответственность за все убытки, понесенные другой стороной в случае нарушения договора. Вторым дынные обязанности дают гарантию того, что судно во всех отношениях готово к запланированной работе и сможет выполнить рейс.

При заключении договора морской перевозки груза судовладельцу необходимо предоставить фрахтователю описание характеристик судна. Само по себе описание судна никак не относится к элементу мореходности. Однако если заявленным характеристики судна не соответствуют предоставленным описанием, то выполнение рейса будет невозможна и в отдельных случаях данное обстоятельство можно предоставить как немореходность судна. Поэтому судовладелец заинтересован в предъявлении точных данных, фрахтовщик в их дательной проверке. В ряде источников можно встретить такие характеристики мореходности как ускорение судна, его шумность, вибрации, плавучесть, соответствие экологическим требованиям (эко-логичность) и др. [12, p. 137]. Наиболее же важными характеристиками, с точки зрения фрахтовщика судна — является скорость и потребляемое количество топлива.

Предоставление неточных сведений по этим характеристикам приведет к задержке судна, а возможно и к утрате груза.

Согласно сложившейся судебно-арбитражной практики приведения судна в мореходное состояние является особым условием договора. В зависимости от размеров происшествия она может быть существенным либо рядовым условием договора. В случае если нарушено существенное условия договора, например, если в трюме неожиданно обнаружится серьезная течь, то это будет расцениваться, как невыполнением судовладельцем обязанности по приведению судна в мореходное состояние. Фрахтователь имеет право расторгнуть договор и взыскать убытки. Если же обнаружится легкая течь, то это будет расцениваться как нарушение рядового условия. Фрахтователь не сможет расторгнуть договор, ему придется просто ждать, пока будет отремонтированы неполадки.

Обобщая выше сказанное, можно сделать следующие выводы:

Во-первых, понятие мореходность необходимо рассматривать отдельно в каждом конкретном случае. Так как мореходность судна с одной стороны регулируют-

ся одновременно конвенциями, обычаями и нормативно-правовыми актами, а с другой - чартером.

Во-вторых, признать судно немореходным можно только в том случае, если судно невозможно соотнести по предъявленным судовладельцем характеристик судна и его описанию.

В-третьих, если судовладельцем намерено были представлены неточные характеристики судно, осуществление запланированного рейса делается невозможным, так как такие действия должны быть расценены как невыполнения существенных условий договора.

Список литературы:

Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга четвертая: Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. 4-е изд., стер. - М.: Статут, 2007.

Иванов Г. Г. Комментарий к кодексу торгового мореплавания Российской Федерации. М., 2001.

Калпии А.Г. Чартер (природа, структура отношений, сопоставление со смежными морскими договорами). -М., 1978.

Кокин А.С Международная морская перевозка груза: право и практика. - М.: Волтерс Клувер, 2008.

Лимонов Э.Л. Внешнеторговые операции морского транспорта и мультимодальные перевозки. Спб.: Модуль, 2006.

Морской энциклопедический словарь в трех томах. Под редакцией Дмитриева В.В. - Л.: Судостроение, 1991. С. 358-359.

Овчинников Г.М. О международном кодексе по управлению безопасностью. Москва, СПб: Торгово-промышленная палата. 2004.

Сергеев А. П., Толстой Ю. К. Гражданское право: Учебник. - М., 1997.

Carver G. Carriage by Sea. 11/ED. - London, 1963.

Ivamy's P. Carriage of Goods by Sea. London: Butterworth & Co Publication Ltd, 1985.

Kassem A.H. The Legal Aspects of seaworthiness: Current Law and Development Swansea. Londom: University Publishing, 2006.

Lewis E.V. Principles of Naval Architecture, Volume III. London: Published by Society of Naval Architects & Marine Engineer, 1986.

Scrutton L.J. Charterparties and Bills of Lading. 11/Ed. -London, 1964.

Literature list:

Braginsky M.I., Vitryansky V.V. Contract law. Book Four: The contracts of carriage, towing, transport forwarding and other services in the field of transport. 4th ed. - Moscow: Statute, 2007.

Ivanov G.G. Commentary to the Merchant Shipping Code of the Russian Federation. Moscow, 2001.

Culp A.G. Charter (nature, the relational structure, comparison with the adjacent marine treaties). - Moscow, 1978.

Kokin A.S. International Maritime shipping law and practice. - Moscow: Wolters Kluwer, 2008.

Limonov E.L. Foreign trade operations in maritime transport and multimodal transport. Saint Petersburg: Modul', 2006.

Marine encyclopedic dictionary in three volumes. Edited by V.V. Dmitrieva. - L.: Shipbuilding, 1991. pp: 358-359.

Ovchinnikov G.M. About the International Safety Management Code. Moscow, St Petersburg: Chamber of Commerce, 2004.

Sergeev A.P., Tolstoy J.K. Civil Law: Textbook. - Moscow, 1997.

Carver G. Carriage by Sea. 11/ED. - London, 1963.

Scrutton T.E. Charterparties and Bills of Lading. 11/Ed. -London, 1964.

Ivamy's P. Carriage of Goods by Sea. London: Butterworth & Co Publication Ltd, 1985.

Kassem A.H. The Legal Aspects of seaworthiness: Current Law and Development Swansea. Londom: University Publishing, 2006.

Lewis E.V. Principles of Naval Architecture, Volume III. London: Published by Society of Naval Architects & Marine Engineer, 1986.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Маряшина Владислава Евгеньевича «Мореходность судна, как ключевое условие договора морской перевозки груза в трамповом сообщении»

Актуальность темы выбранного автором научного исследования, не вызывает сомнения. В силу активных процессов глобализации, происходящие в мире и как следствие увеличение числа морских перевозок требует от законодателя, правоприменителя и участников международных торговых сделок детально регламентировать условия договора перевозки груза в трамповом сообщении, в том числе и условие о мореходности судна.

Проведенное автором исследование позволило автору сделать обоснованные выводы выразившиеся в следующих постулатах:

Во-первых, понятие мореходность необходимо рассматривать отдельно в каждом конкретном случае. Так как мореходность судна с одной стороны регулируются одновременно конвенциями, обычаями и нормативно-правовыми актами, а с другой - чартером.

Во-вторых, признать судно немореходным можно только в том случае, если судно невозможно соотнести по предъяьтенным судовладельцем характеристик судна и его описанию.

В-третьих, если судовладельцем намерено были представлены неточные характеристики судно, осуществление запланированный рейса делается невозможным, так как такие действия должны быть расценены как невыполнения существенных условий договора.

Статья в полной мере соответствует необходимым требованиям, предъявляемым к научным работам, и может быть рекомендована к публикации в научных журналах, в том числе в журналах из списка ВАК.

Рецензент доцент кафедры Гражданского права Института права ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет К.ю.н.. доцент

JoüwmtG,е^пь rvcpruiei' fa

' tic**/- jfot.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.