Научная статья на тему 'Мордовскому университету 75 лет'

Мордовскому университету 75 лет Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мордовскому университету 75 лет»

МОРДОВСКОМУ УНИВЕРСИТЕТУ 75 ЛЕГ

В октябре исполнилось 75 лет Мордовскому государственному университету им. Н. II, Огарева. Юбилей был широко отмечен общественностью Республики Мордовия, на празднование приехало множество гостей из других регионов и вузов страны, коллектив получил многочисленные приветствия. Это событие еще раз показало, что наш вуз является общепризнанным крупным российским центром образования, науки и культуры.

Университет ведет свою историю с 1 октября 1931 г., когда было создано первое высшее учебное заведение Мордовии — агропедагогический институт, в 1932 г. преобразованный в Мордовский государственный педагогический институт.

Дату 2 октября 1957 г. можно считать знаковой в деле формирования региональной высшей школы. Именно в этот день на базе МГПИ был открыт университет. Его создание дало мощный толчок развитию высшего образования в республике. Первые три десятилетия были отмечены увеличением количества факультетов, специальностей, кафедр, научных подразделений, строительством учебных корпусов, общежитий, объектов инфраструктуры. Активно формировался преподавательский корпус: первоначально за счет приезжих специалистов, в дальнейшем — собственных кадров.

Наиболее сложными для высшей школы, как и для всей страны, были 90-е годы ушедшего XX столетия. Отрадно, что вуз с честью преодолел трудности «смутного» времени и не только сохранил свой интеллектуальный, экономический и духовный потенциал, но и обрел способность успешно развиваться в новых социально-экономических условиях.

Сегодня Мордовский университет характеризуется высоким уровнем подготовки специалистов, широкомасштабными фундаментальными и прикладными исследованиями, наличием классических университетских специальностей,

единством образовательной и научнопедагогической деятельности. Его престиж с каждым годом возрастает.

МГУ — крупнейший центр образования, науки и культуры Мордовии. В его структуру входят 12 факультетов, 6 институтов, 3 филиала (в Рузаевке, Ковыл-кине, Москве), 2 представительства (в Торбееве и Темникове), 7 научно-исследовательских институтов.

В вузе трудятся около 4,5 тыс. чел. На 156 кафедрах преподают почти 250 докторов и более 1 ООО кандидатов наук. Сегодня университет обеспечивает себя кадрами высшей квалификации, осуществляя подготовку специалистов по 93 научным специальностям в аспирантуре, по 18— в докторантуре. В МГУ им. Н, П. Огарева обучаются более 600 аспирантов и 55 докторантов, функционируют 14 диссертационных советов. В вузе официально зарегистрированы 23 научно-педагогические школы.

За 75 лет вузом подготовлено более 120 тыс. специалистов. В настоящее время контингент обучающихся превышает 35 тыс. чел. По этому показателю Мордовский государственный университет — крупнейший вуз Приволжского федерального округа. Саранск по праву считается университетским городом, поскольку каждый десятый его житель учится или работает в МГУ им, Н. П. Огарева.

Главным действующим лицом вузовской жизни выступает студенчество. В комплексной системе воспитания студентов задействованы студенческий совет. Дом культуры, музеи, студенческие клубы, газета «Голос Мордовского университета», отдел информационного обеспечения, отдел молодежных инициатив, служба психологического консультирования, спортклуб.

Университет постоянно ищет новые пути развития образования и научных исследований. Он тесно сотрудничает с десятками ведущих вузов России по во-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

просам организации и совершенствования учебного процесса, подготовки кадров и научной деятельности. Особое внимание уделяется взаимодействию с научно-исследовательскими учреждениями, в том числе с Российской академией наук. В 2005 г. в университете было открыто Представительство Отделения общественных наук РАН.

Укрепляются творческие связи с зарубежными странами-партнерами в рамках договоров, соглашений и международных программ, таких как TEMPUS, JNTAS. Ежегодно заключаются новые договоры о сотрудничестве в области образования и совместных научных исследований с университетами, академиями и научно-исследовательскими институтами стран ближнего и дальнего зарубежья.

Празднование юбилея дает серьезный повод не только для того, чтобы подвести итоги 75-летнего развития вуза, но и для того, чтобы определить стратегические приоритеты дальнейшего его развития. Условно их можно разбить на 5 направлений: совершенствование управления университетским комплексом на основе принципов менеджмента качества и инноваций; совершенствование материально-технической базы университета; диверсификация источников финансирования университета; развитие системы непрерывного профессионального образования в университете; повышение качества образования на основе системы менеджмента качества.

Реализация данных приоритетов предполагает постановку и решение общесистемных и конкретно-практических вопросов. К общесистемным, в частности, относятся:

— определение оптимальной (качественно и количественно)структуры системы профессионального образования (учреждения НПО—СПО—ВПО—

ДПО) в регионе, пересмотр всей системы общего и профессионального образования в связи с реализацией принципов Болонского процесса;

— реализация новых организационноправовых форм образовательных учреждений, предоставляющих большую автономию и предусматривающих большую ответственность высших учебных заведений; определение принципов и этапов соответствующей реструктуризации сети учреждений профессионального образования;

— усиление участия регионов в реализации высшего образования на их территории; определение роли, механизмов, рамочных регламентов участия и взаимодействия федеральных, региональных и местных органов власти в управлении высшими учебными заведениями.

Установленные стратегические приоритеты, а также возможные мероприятия по их реализации стали важнейшим материалом при разработке Программы развития Мордовского государственного университета на 2006—2010 годы.

Помимо подготовки для региона специалистов высшей квалификации Мордовский университет влияет на него еще в нескольких аспектах:

— социальном: высшее образование — достаточно трудоемкий сектор экономики, поэтому развитие университета способствует решению проблем занятости, прежде всего высококвалифицированного персонала;

— демографическом: привлекая в регион молодежь из других регионов, университет способен оказать позитивное влияние на демографическую ситуацию;

— экономическом: развитие университета положительно сказывается на развитии строительства, торговли, общественного питания. Осуществляя подготовку кадров, он создает необходимые предпосылки для развития отдельных предприятий, отраслей экономики, улучшает инвестиционный климат республики. Университет может внести существенный вклад в интеграцию региона во всемирную экономику. Новый аспект экономического воздействия связан с внешними инвестициями в сферу подготов-

ки кадров через межрегиональную и внутрирегиональную интеграцию высшего образования (совместные вузы);

— культурном: университет готовит кадры для сферы культуры; здесь имеются библиотека, музеи, самодеятельные музыкальные, танцевальные и театральные коллективы. Вуз формирует культурную среду города и республики;

— инновационном: научно-

исследовательская работа — вторая по значимости функция современных высших учебных заведений. С помощью университета в республике внедряются современные технологии, развивается консалтинговая деятельность. На базе вуза формируются технопарки, исследовательские парки, лаборатории, научные центры. В интересах республики выполняются хоздоговорные и бюджетные работы на сумму около 30 млн руб. в год.

На региональном уровне к числу важнейших стратегических задач относится установление достаточно сбалансированного соотношения выпускаемых специалистов в разрезе разных профессий и областей знания.

Влияние высшей школы на региональное развитие — одна «сторона медали» сложных взаимоотношений системы высшего образования с регионом. Другая охватывает широкий круг вопросов влияния ситуации в регионе на развитие высшей школы. Среди подобных факторов на первое место необходимо поставить рынок труда. Спрос на квалифицированные кадры — главный двигатель развития высшей школы. Естественно, на этот процесс существенное влияние оказывают экономическая ситуация, образовательный менталитет населения, тренды экономического развития. Рост производства, увеличение спроса на кадры объективно способствуют расши-

рению системы профессионального, в том числе высшего, образования. Региональный рынок образовательных услуг зависит от уровня развития территориальной и отраслевой структуры системы профессионального образования, а также от спроса на образование со стороны населения, платежеспособности населения, наконец, от желания и возможности субъектов хозяйствования оплачивать обучение населения.

Сегодня назрела необходимость принятия Программы структурной перестройки подготовки специалистов с высшим образованием на государственной и коммерческой основе в Республике Мордовия на период до 2010 года. Это обусловлено тем, что подготовка специалистов с высшим образованием — проблема сквозная, ее решение предполагает взаимодействие по вертикали и горизонтали органов образования и управления.

В первую очередь требуют решения следующие задачи:

— выявление реальных потребностей Республики Мордовия в кадрах определенной номенклатуры специальностей, организация профессионального клиринга;

— оценка реальной готовности вузов Мордовии обеспечить оптимальную потребность территории и отраслей в необходимых специалистах;

— изучение межрегионального рынка занятости;

— поэтапное развитие системы государственного распределения специалистов в бюджетные отрасли народного хозяйства.

Интеллектуальный потенциал университета позволяет ему разработать данную программу и решить все поставленные задачи.

Ректор Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева, главный редактор журнала «Интеграция образования» профессор Н. П. МАКАРКИН

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.