Научная статья на тему 'Решение задач интеграции науки, образования и культуры в регионе'

Решение задач интеграции науки, образования и культуры в регионе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Решение задач интеграции науки, образования и культуры в регионе»

Н. П. МАКАРКИН, председатель попечительского совета РУО, ректор МГУ им. Н. П. Огарева, действительный член

АПСН, профессор

В. П. СЕЛЯЕВ, член-корреспондент РААСН, профессор МГУ им. Н. П. Огарева

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ИНТЕГРАЦИИ НАУКИ, ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРЫ В РЕГИОНЕ

России

всегда только об-

Университеты в

выполняли функции не

разовательные и научные, но, как правило, они являлись генераторами общечеловеческих и национальных духовных, нравственных и культурных ценностей.

Длительное время утверждение университетов как ведущих региональных центров интеграции в области образования, науки и культуры носило неформальный характер. Университетские коллективы оказывали заметное влияние на все стороны жизни в регионе, начиная с формирования общественного мнения и кончая структурной перестройкой экономики, освоением новых технологий. Эта тенденция в настоящее время не только сохранилась, но и усилилась, получив правовую основу.

В мае 1991 года совместным постановлением Совета Министров Мордовской ССР и Государственного комитета РСФСР по делам науки и высшей школы был создан Мордовский республиканский межотраслевой центр образования, науки и культуры. В него вошли все вузы республики, НИИ, научно-производственные объединения, ряд ведущих предприятий и организаций. Были определены задачи и статус центра. В соответствии с Положением и Уставом основная

а

его задача заключается в координации деятельности высших учебных заведений, отраслевых научно-исследовательских институтов, научно-производствен-ных объединений, организаций образова-

ния и культуры, расположенных на территории Мордовии, в области:

— науки: рациональное использование научного потенциала; решение задач социально-экономического развития региона; подготовка научных кадров; разработка и утверждение основных концептуальных положений региональной науч-но-технической политики;

— образования: анализ состояния и научное прогнозирование потребностей в кадрах специалистов и перспектив развития высшей школы региона; формирование программ подготовки кадров национальной интеллигенции; повышение общеобразовательного уровня молодежи; развитие сети нетрадиционных учебных заведений с повышенным уровнем подготовки; повышение квалификации и переподготовки кадров;

— культуры: разработка и утверждение региональной программы социальнокультурного развития Мордовии; создание модели единой системы художест-венно-эстетического воспитания молодежи; решение задач сохранения и развития языка, литературы, национальных традиций мордвы; развитие национальной и политической культуры региона.

За последние шесть лет центр накопил значительный опыт работы, определились формы и условия влияния университета и центра на процессы преобразования в регионе.

В области науки интеграция происходит за счет совместного выполнения на-

© Н. П. Макаркин, В. П. Селяев, 1997

учных проектов; участия в федеральных, региональных и межвузовских программах; разработки федеральных и региональных программ развития Мордовии; создания научно-исследовательского технологического парка; подготовки научнопедагогических кадров; проведения конференций, семинаров.

В 1996 году проводились фундаментальные, поисковые и прикладные исследования по более чем 35 федеральным государственным, международным, межвузовским и региональным научно-техническим программам с объемом финансирования 2 млрд 23 млн руб. по 158 проектам.

Центром и входящими в него подразделениями (университет, пединститут, кооперативный институт, ВНИИИС, Мордовский НИИ сельского хозяйства, АО „Силовая электроника“ и др.) выполнялись комплексные исследования с объемом более 1 млрд 200 млн руб. по проектам таких государственных программ, как:

— „Университеты России“,

— „Повышение продуктивности сельского хозяйства Нечерноземной зоны РФ на основе формирования и развития региональных АПК“ („Агропромышленный

комплекс“),

— „Народы России: возрождение и развитие“,

— „Фундаментальные проблемы математики и механики“,

— „Фундаментальные исследования в медицине",

— „Региональная политика РФ в области высшего и среднего профессионального образвания“,

— „Сварка и контроль“,

— „Долговечность и надежность строительных конструкций“,

— „Новые полимерные материалы“

и др.

С целью реализации Федеральной программы экономического и социального развития Республики Мордовия на 1996 — 2000 годы организациями, входящими в состав центра, проводились исследования по региональной научной программе „Научное обеспечение экологической безопасности населения Республики Мордовия“, сформированной с целью обеспечения научной основы мероприятий по сохранению природно-ресурсного потенциала Мордовии, улучше-

нию экологической обстановки в регионе. Программа утверждена постановлением Правительства Республики Мордовия

№ 147 от 27 марта 1996 года.

Продолжены исследования в рамках Межведомственной научно-технической программы „Создание нового поколения высокоэффективных электротехнических устройств на базе экологически чистого взрыво- и пожаробезопасного интенсивного жидкостного охлаждения“. Целью данной программы является создание высокоэффективных и конкурентоспособных электротехнических устройств и приборов с применением новых технологий. Разработчиками разделов программы являются Институт электроники и светотехники Мордовского университета, НИИ силовой электроники. Программа утверждена совместным постановлением Правительства РМ и Минобразования РФ.

НИИ экологии и Аграрный институт при Мордовском университете выполняли научно-исследовательские работы по республиканской целевой программе „Геологоразведочные работы на территории Республики Мордовия“. В рамках программы разработана комплексная система мероприятий по обеспечению защиты территории от опасных - природных воздействий, геологоразведочным работам, сохранению природного и ресурсного потенциала республики.

В целях обеспечения высокого качества научных и научно-технических разработок, выполняемых при финансовой поддержке из федерального и республиканского бюджетов, постановлением Правительства Республики Мордовия № 431 от 5 сентября 1996 года по предложению Мордовского университета в республике была создана система государственной экспертизы в сфере научно-технической и инновационной деятельности. Госкомитетом по науке и технологиям Российской Федерации принято решение о финансировании НИОКР в рамках выполнения Федеральной программы экономического и социального развития Республики Мордовия до 2000 года.

В соответствии с постановлением Правительства РМ № 199 от 15 апреля 1996 года подразделениями центра была разработана „Программа научно-технического прогресса. Республики Мордовия

на 1997 — 2000 годы“ Основной целью

программы является разработка и внедрение в производство новых энерго-, ресурсе- и материалосберегающих технологий современного уровня с учетом специфики народно-хозяйственного комплекса республики. Данная программа состоит из 3 подпрограмм: „Критические технологии федерального уровня в электротехнике“ (соисполнители — университет,

АО „Лисма“, ВНИИИС им. А. Н. Лодыгина, АС „Электровыпрямитель“ и др.), которая одобрена Правительством РМ и ГКНТ РФ; „Развитие производительных сил Республики Мордовия на основе использования собственных природных, трудовых ресурсов и технологий“ (соисполнители — университет, Мордовский НИИ сельского хозяйства), поддержанная Правительством РМ и находящаяся на экспертизе в ГКНТ РФ; „Устойчивое экономическое и социальное развитие Республики Мордовия на основе экологической безопасности“ (соисполнители — университет, АО „Электровыпрямитель“ и др.), поддержана Правительством РМ и представлена для долевого финансирования в Минобразование РФ.

Подразделения центра принимали активное участие в конкурсах международных и отечественных грантов, проводимых российскими и международными научными фондами. В 1996 году было выиграно 11 грантов и общее их количество составило 19 с объемом 239,6 млн руб. По линий Минобразования РФ было выиграно 2 гранта и общее их число достигло 6 (проекты выполнялись в основном учеными университета). Большое количество работ осуществлялось по линии Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ). В 1996 году было выиграно 7 грантов (в том числе учеными университета — 6) и общее их число составило 11. Суммарный объем всех грантов РФФИ — 124 млн руб. Учеными университета от этого фонда получены четыре государственные научные стипендии.

Учеными НИИЯЛИЭ при Правительстве РМ был выигран грант Московского научного фонда — Фонда Форда.

При поддержке гранта Международного научного фонда — Фонда Сороса были проведены I Международные Эрь-зинские чтения, посвященные 120-лети скульптора С. Д. Эрьзи. Главной целы

конференции являлись современное осмысление и оценка творческого наследия С. Д. Эрьзи на основе новых фактов и новой методологии гуманитарного познания, разработанного М. М. Бахтиным и другими отечественными и зарубежными мыслителями. В работе чтений приняли участие ученые университета, России, ближнего и дальнего зарубежья. Объем гранта составил 90,6 млн руб. Всего за 1996 год усилиями центра было проведено 7 международных и всероссийских научных конференций.

В области образования интеграция происходит за счет оптимизации системы высшего образования в республике, развития системы дополнительного образования, научно-методического обеспечения учебного процесса, совершенствования региональной системы образования.

В 1996 году была сформирована и представлена на утверждение в Правительство РМ „Программа развития высшего образования в Республике Мордовия на 1997 — 2000 годы“ Она

является составной частью программы „Региональная политика РФ в области высшего и среднего профессионального образования“ (приказ Госкомвуза РФ № 1099 от 15 ноября 1994 года). Главная ее цель — обеспечение высокого уровня подготовки специалистов для решения насущных народно-хозяйственных проблем региона. Основные исполнители — университет, педагогический и кооперативный институты.

В связи с потребностями Республики Мордовия в вузах Саранска открыт ряд новых специальностей („Государственное и муниципальное управление“, „Энергообеспечение предприятий“, „Сервис и обслуживание машин", „Городское хозяйство“, „История с основами правоведения“ И др.).

Активно развивалась система дополнительного образования, позволяющая гибко реагировать на изменения регионального рынка труда. Деятельность Института повышения квалификации и переподготовки кадров (ИПКПК) была нацелена на создание организационных и содержательных основ для проведения в жизнь принципов государственной политики в области дополнительного профессионального образования. В 1996 году в ИПКПК обучение проводилось по всем

направлениям, предусмотренным законо-

дательством о дополнительном образовании: юриспруденция, бухгалтерский учет и аудит, государственное и муниципальное управление, экономика и управление аграрным производством, юриспруденция и менеджмент. Повышение квалификации осуществлялось по риторике, истории, философии, этике, иностранным языкам, вычислительной технике. Институт наладил тесные творческие и научные связи с Минобразованием РФ, Институтом международного права и экономики (г. Москва), Администрацией Главы Республики Мордовия, МВД Мордовии, с рядом предприятий и организаций.

Научно-методическая секция УМО на основе обобщения опыта работы ведущих университетов России разработала Концепцию высшего университетского педагогического образования с ориентацией на блочно-модульный подход к подготовке педагогических кадров и учетом специфики профессионального профиля. В рамках научной программы „Университеты России“ проводилась работа по составлению проектов программ для получения дополнительной квалификации „Преподаватель“ в университете, а также разработаны концептуальные основы формирования компьютерного банка данных по высшему педагогическому образованию. Были опубликованы результаты исследований по программе „Лучшие школы Республики Мордовия“.

В рамках Регионального учебного округа продолжается работа по совершенствованию региональной системы образования. В структуре РУО были образованы новые учебные заведения: Республиканская академическая многопрофильная гимназия, Саранский городской естественно-технический лицей (при университете) и Коммерческий лицей (при Саранском кооперативном институте). В целях более широкой популяризации опыта интеграции образования в России в 1996 году учрежден ежеквартальный научно-методический журнал „Интеграция образования“. Членами секций и блоков РУО, руководителями и методистами округа изданы десятки монографий, методических сборников, учебных пособий, журнальных статей. В настоящее время в университете издаются журналы „Интеграция образования“, „Регионология“ (федераль-

ные) и „Вестник Мордовского университета “

При Мордовском университете функционирует единый отдел докторантуры и аспирантуры для вузов и научных учреждений РМ. В 1996 году в аспирантуру университета было принято 100 человек, в том числе 66 — по очной форме подготовки. Общее количество аспирантов достигло 308 человек. Повысилась эффективность аспирантуры: из выпуска 61 человек защищено 26 диссертаций. Научное руководство осуществляют 69 докторов и 44 кандидата наук по 65 научным специальностям. В 1996 году было защищено 11 докторских и 54 кандидатских диссертаций.

Докторантура университета работает по 5 специальностям. В настоящее время в ней готовятся 8 докторантов и 27 соискателей. В университете действуют 4 докторских совета, в которых осуществляется защита по 6 научным специальностям, и 8 кандидатских — по 15 специальностям.

В области культуры и спорта интеграция происходила путем проведения совместных спортивных мероприятий, концертов, развлекательных программ; развития и пропаганды национальных традиций, языка, литературы; проведения конференций, чтений, совместных научных исследований в области культуры.

Большим событием в жизни республики стали конференции „М. М. Бахтин и гуманитарное мышление на пороге XXI века“, „Первые Международные Эрьзинские чтения“, „Традиционное и новое в культуре народов России“, „Университеты республик Российской Федерации как центры национальной культуры“, „Возрождение мордовского народа“.

Разработан проект Программы национального развития и межнационального сотрудничества народов Республики Мордовия.

Мордовский республиканский межотраслевой центр образования, науки и культуры активно участвует в работе по подготовке „Мордовской энциклопедии“ и „Мордовской литературной энциклопедии“ Изданы книги „Бытовая культура мордвы: традиции и современность“, „Мордва: историко-культурные очерки“, „Этнокультурные процессы в

п

Поволжье и Приуралье в советское вре-

мя

44

В программе „Народы России: возрождение и развитие*’ выполнены проекты: „Народное слово как памятник духовной культуры“, „Пути исторического развития и поэтических взаимосвязей фольклора и литературы народов России“, „Культура и цивилизация в системе социального воспроизводства“, „Сохранение, возрождение и развитие культурного многообразия и духовного потенциала народов Поволжья“, Подготовлены вузовские учебники: „Грамматика мордовских языков“, „Лексикология мордовс-

ких языков“ За рубежом вышли монографии: „Фонетика эрзянских диалектов“ Д. В. Цыганкина и „Финно-угорская лексика в мордовских и прибалтийско-финских языках“ М. В. Мосина. Издан „Эрзянско-финский словарь“

Большую роль в развитии интеграционных процессов в области культуры играет факультет национальной культуры Мордовского университета, который через сотрудничество с театрами, музеями, коллективами, занимающимися народными промыслами, изучает, реставрирует, сохраняет наследие народов Республики Мордовия.

г. М. БОРЛИКОВ, ректор Калмыцкого государственного университета, профессор

Н. Ф. ИТЧЕНКО, главный специалист Управления высших учебных заведений Министерства общего и профессионального образования РФ

ФОРМИРОВАНИЕ РАЗВИТЫХ РЕГИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОБРАЗОВАНИЯ

Принятая 12 декабря 1993 года Конституция Российской Федерации позволяет ее субъектам разработать и реализовать программу демократического государственного строительства и социально-экономического развития республики, края, области. Анализ состояния регионального строительства показывает, что за короткий отрезок времени построены его властные структуры. С учетом реального регионального бюджета реализуются отдельные программы по конкретным направлениям, комплексы мероприятий. Подобная технология деятельности властных региональных органов является традиционной и обеспечивает функционирование территории и ее социума на

уровне выживания. Причиной таких скромных успехов реформирования является неиспользование сложившимися региональными органами власти (правительствами, администрациями, думами, мэриями) возможностей научно обоснованного регионального строительства и управления, самоуправления, социально-экономического развития, межрегионального и международного сотрудничества.

Реформирование государства, его институтов и экономики является объективным повторяющимся процессом адаптации к качественно изменившимся условиям (новым знаниям, более высокому уровню социального и научно-технического прогресса, производительным

© Г. М. Борликов, Н. Ф. Итченко, 1997

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.