Научная статья на тему '«Мордовская советская энциклопедия». . . '

«Мордовская советская энциклопедия». . . Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
90
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Н Ф. Мокшин, С Б. Бахмустов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Мордовская советская энциклопедия». . . »

ложены обязанности декана, на А. В. Смольянова — заместителя декана. Ищем преподавателей, готовим документацию для Госкомитета по науке и высшей школе РСФСР, от которого во многом зависит — быть или

%

не быть факультету национальной; культуры в Мордовском университете. Планируем уже с 1 сентября 1991 года начать занятия.

Беседу вел Ю. МИШАНИН

* Я Я ™

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

► 4

В Мордовском университете ]21 сентября 1990 г. состоялось заседание ученого совета, на котором наряду с рассмотрением других вопросов было утверждено решение о начале работы над составлением энциклопедического словаря Мордовской АССР. Рекомендовано привлечь к созданию словаря ученых университета, республики и страны. Редколлегии «Вестника Мордовского университета» поручено подготовить и довести сведения коллектива план-проспект словаря, методические указания по составлению словарной статьи. Материалы к словарю будут публиковаться в нашем щурнале{с 1-го ¡номера 4-991 подготовка}словарных ¡старей будет включаться в планы работы кафедр. Завершить формирование словаря предусматривается к 1995 году

«Вестник Мордовского{упиверсит$т» начинает публиковать материалы \с\дискуссии[о названии ¡нового Коллективного^ руда, его структуре основных направлениях поиска необходимых сведений.

«МОРДОВСКАЯ СОВЕТСКАЯ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ»...

Н. Ф. МОКШИН, доктор исторических наук, профессор

и

В; Мордовии, как и в целом в стране, в настоящее время происходят важные процессы, направленные на перестройку всех сторон нашей жизни, в том числе и ее духовной сферы. Необычайно возрос интерес к вопросам экологии, экономики, демографии, языка, истории и культуры народов СССР, в том числе и мордовского. Они хотят знать свое прошлое, чтобы лучше понять настоящее и осознанно возводить будущее. В этой связи становится просто необходимым издание «Мордовской советской энциклопедии» (МСЭ). Выпуск ее был бы одним из наиболее существенных конкретных дел, направленных на удовлетворение духовных запросов как мордвы, так и других народов, имеющих с мордовским народом

тесные экономические, социальные и культурные связи. Значимость этого-труда перешагнула бы пределы МАССР.

Как известно, в союзных республиках аналогичные энциклопедии уже опубликованы. Настала очередь автономных республик. В некоторых из них, например в Татарии, подготовка энциклопедии (в 4 томах) уже началась.

Самостоятельная ценность и оригинальность МСЭ заключается в том, что* большинство сведений в ней будет посвящено мордовскому народу или подано в тесной связи с Мордовией, ее природой, историей, экономикой, наукой, культурой и искусством. Это позволит гораздо активнее пропагандировать исторические й: культурные связи:

мордвы с другими народами страны, дружбу народов СССР, будет содействовать воспитанию советского патриотизма и интернационализма. Велико-значение энциклопедии для стимулирования развития науки и культуры Мордовии.

мсэ должна содержать самые разнообразные научно аргументированные сведения о Мордовии: о прошлом, настоящем и перспективах развития республики, о ее природе и природных богатствах, растительном и животном мире, о населении, общественном и государственном строе, законодательстве, административно-территориальном делении, международных связях, экономике, городах^ и селах, промышленных предприятиях, колхозах и совхозах, народнохозяйственных достижениях, о развитии гуманитарных, естественных и технических наук, о историческом и художественном наследии, научных и культурно-просветительных учреждениях и учебных заведениях, памятниках и памятных местах природы, истории и культуры, о фольклоре и этнографии, археологии и антропологии, языках, искусстве и литературе, о творческих коллективах, прославленных людях республики и многом другом.

МСЭ призвана осветить героическое прошлое мордовского народа, его борьбу за социальное и^ йацй&нальное освобождение, участие в освободительных войнах, революциях и особенно в Великой Октябрьской социалистической революции, в защите завоеваний Октября в годы гражданской войны. На страницах энциклопедии должен быть отражен вклад трудящихся Мордовии в победу советского народа над фашистской Германией в годы Великой Отечественной войны, в развитие народного хозяйства, науки и культуры.

Кроме общих статей, в МСЭ надлежит поместить биографические материалы о политических и государственных деятелях, революционерах, военачаль-сгвенной войны, в развитие народно-йых сказителях, художниках, композиторах, артистах, архитекторах, ученых, новаторах производства, о Героях Советского Союза — уроженцах Мордо-

вии и мордвинах, о кавалерах ордена Славы трех степеней, Героях Социалистического Труда и др.

МСЭ целесообразно иллюстрировать (фотографиями, рисункамрг, схемами, чертежами), снабдить картами (историческими, географическими, экономическими, этнографическими и др.), что расширит информативность словарных статей, обогатит представления читателя о событиях, явлениях, фактах.

МСЭ, как и всякому энциклопедическому изданию, должны быть присущи точность и строгость формулировок, их краткость и общедоступность, т. е. сочетание строгой научности и популярности изложения. Во избежание повторения информации, а также с целью придания энциклопедии характера,систематизированного свода определенного круга знаний в МСЭ следует сделать систему отсылок, способствующую ориентации читателя на получение необходимой дополнительной информации. Целесообразно снабдить ее алфавитным указателем, включив в него предметный, именной, географический и этнический указатели. Пользуясь ими, читатель сможет легко отыскать любую фамилию, необходимое географическое или этническое название, событие и предмет, упоминающиеся в текстах статей.

МСЭ будет коллективным трудом. В ее создании могли бы принять уча-1 стие авторы как из Мордовии, так и из других городов и республик (ученые, партийные и советские, работники, специалисты народного хозяйства, работники министерств и ведомств, тцрр^е-ских и общественных организаций, деятели культуры и искусства, краеведы). Особенно значительный вклад в подготовку и выпуск энциклопедии могут внести ученые нашей республики (Мордовского государственного университета, Мордовского государственного педагогического института, Научно-исследовательского института языка, литературы, истории и экономики при Совете Министров,МАССР и др.). Научное руководство изданием целесообразно осуществлять Мордовскому университету как наиболее крупному научно-

Л т

му центру нашей республики. Материалы следует широко обсуждать в научных, партийных, государственных и общественных организациях и учрежде-

ниях, рецензировать у специалистов^-Выпуск указанной энциклопедии, по нашему мнению, следует осуществить в

1991 — 1995 годах.

...ИЛИ «ЭНЦИКЛОПЕДИЯ МОРДОВСКОЙ АССР»

С. Б. БАХМУСТОВ

Что плохо лежит

рано или позд-

но пропадает. Вот мы сейчас и пеняем, что пропали опыт предшествующих поколений, историческая память, национальное самосознание и высокая мораль предков, их умение жить на земле, хозяйствовать, строить, слагать песни. Так уж все это было положено на полках истории, что рассыпалось по закоулкам, заплесневело в сырых углах, закатилось в щели суетливого бытия; лишенные всего этого, мы как-то незаметно стали превращаться в гомункулов, растущих пусть на плодотворной, но все же чужой почве — на кни-

гах иных народов, на заморской музыке.

Не все, конечно, так мрачно: каждый виток цивилизации имеет свои достоинства, но их было бы гораздо больше, если б пренебрежение ретроспективой прогресса не превратилось в беду общенародную. Поэтому я не воспринимаю идею местной энциклопедии без глубокого поиска утраченных достижений народного духа, рассыпанных крупиц знаний и опыта предков. Парадокс заключается в том, что научная и творческая интеллигенция накопила огромный ^банк данных, но эта кладовая остается закрытой для большинства жителей МАССР в силу разных причин, главнейшие из которых — специфичность информации, ее разбросанность в труднодоступных изданиях, оформление в таких жанрах, которые нельзя назватьv популярными (а подчас и интересными) для рядового читателя с рядовым образованием (тем более без ойого). Отсюда сами по себе напрашиваются выводы, которые я могу изложить следующим образом.

Идея энциклопедии окажется плодотворной только в том случае, если будет сочетать объективную научность,

директор научной библиотеки

методологическую зрелость с максим мальной доступностью формы изложения материала. Это не означает, что популистские мотивы или ориентация на «серого» читателя должны сковывать перо ученого; речь о другом — о творческом начале, о способности излагать материал образно, сжато, ярко, как это делали Н. Карамзин, В... Кареев, А. Шахматов, многочисленные авторы старых энциклопедий. Увы, краеведческие статьи из «Пензенских епархиаль-

ных ведомостей», сочиненные простыми деревенскими священниками столетие назад, в литературном отношении стоят порой выше многих современных солидных монографий. Не потому ли, что семинарии учили работать с человечен ским материалом? Мелких статей по ведомостям разбросано много, но что-то не припомню среди них суетливых, сварливых или отягощенных ярмом педантизма.

В стране уже накоплен достаточный опыт издания сухих энциклопедий и энциклопедических словарей, поэтому стоит два угла замышляемого здания обозначить как «научность» и «художественность»: это значительно расширит круг потребителей информации и повысит авторитет энциклопедии в глазах людей. Вовсе недостаточно, чтоб народ, признал эту книгу как ценный свод справочных материалов, надо, чтоб он ее полюбил.

Третий угол — многогранность, Саранск и республика в целом имеют до-статочное количество специалистов, способных суммарно охватить весь слектр проблем МАССР — прошлых, настоящих и будущих, но до сих пор у нас не было попыток собрать подводной крышей такое количество людей,со столь разнящимися интересами л ха рактерамн. Создать из тх аж

» •

коллектив — вполне посильная задача, многое зависит от квалификации и стиля работы редакционной коллегии. Но вот авторский коллектив создан, пошел материал — и... Многоточие я поставил потому, что не вижу надежного способа предотвратить метаморфозу многогранности в многословие.

Каждый профессионал ценит в своей научной дисциплине все, вплоть до мелочей, каждому нюансу находит место в структуре знания. Но другим-то важны концептуальные явления, снабженные соответствующим научным аппаратом — своеобразным путеводителем для любознательных читателей. Но и с научным аппаратом надо разбираться, иначе энциклопедия превратится или в многоярусный учебник, или в обширно аннотированное библиографическое пособие. И в том и другом случае КПД энциклопедии резко снизится. Идея же заключается в том, чтобы создать уникальное произведение, способное будить мысль, возбуждать любознательность, приобщать к духовности, культуре, воспитывать любовь к Отечеству — через знания.

Насколько сложным может оказаться процесс отбора материалов, насколько непрост поиск водораздела между тем, о чем стоит говорить, и тем, что должно уйти в путеводитель, зашифро-ваться в списке рекомендуемой литературы, постараюсь пояснить на некоторых примерах.

Должны наши потомки знать, какой ценой оплатила наша малая Родина победу в Великой Отечественной войне? Тут никаких сомнений нет, но энциклопедия не может и дублировать «Книгу памяти», ныне создающуюся. Значит, должна быть золотая середина — пантеон Героев, полных кавалеров ордена Славы, воинов и тружеников тыла, о которых писали газеты и журналы военных и послевоенных лет, нужны сведения об операциях, в которых участвовали наши земляки. Да мало ли еще что потребуется, чтобы воссоздать эту горькую и славную страницу нашей биографии. Но у тех лет есть еще и черная страница, являющаяся белым пятном (черное — белое, стран-

ное сочетание): сколько человек уморили на строительстве запасных аэродромов, линий заграждений, на лесозаготовках, куда отправляли даже подростков, какую тень бросило на республику такое явление, как дезертирство.

^Или вот такой факт из литературной жизни. Должна ли энциклопедия отразить то, что в 1942 году в Саранске недолго жил А. И. Солженицын и что здесь он написал рассказ «Лейтенант»? А как быть с поэтом пушкинской поры, уроженцем Рузаевки Юрием Струй-ским? О нем ведь почти ничего не известно, как и о другом Струйском — Николае Еремеевиче, тоже поэте и одновременно помещике-самодуре. Кто и что ведает о первом саранском краеведе священнике Алексее Масловском? А если поднять все творческое наследие еще одного краеведа — Вернера, не поколеблются ли троны некоторых ученых авторитетов? Может, стоит упомянуть и монаха Варлаама Левина, пытавшегося в Саранске, Краснослобод-ске и Пензе поднять восстание против Петра Первого? Если говорить о нем, тогда надо бы рассказать и о монахах Саровской обители, шедших по «слову и делу государеву» при Анне Иоанновне, да и Серафиму Саровскому место в энциклопедий — не та это личность, чтобы о ней умолчать: как-никак образец благочестия для всей России!

Даже наугад можно назвать десятки имен, непопулярных у историков, но не заслуживающих забвения. Кроме того, есть еще памятники материальной культуры, о которых мы почти ничего не знаем, — храмы, лучшее из всего, что строилось на нашей земле. Если энциклопедия восполнит этот информационный пробел — люди авторам земно поклонятся, потому что знать будут, чем можно гордиться.

Четвертый угол здания — заглавие. Я придаю ему очень большое значение, так как оно определяет и характер, и методологию, и содержание издания. Название — ключ, без которого авторам будет сложно приступить к работе. Дело в том, что уже существует несколько мнений о титуле будущей книги, принят такой'вариант: «Мордов-

екая советская энциклопедия», с чем я согласиться не могу.

Непонятно, каким значением наполнить термин «советская», что под этим подразумевать: хронологические рамки, идеологию? Если идеологию, то их сейчас множество, и это закреплено изменениями в Конституции СССР. Отдать приоритет последним семидесяти годам — но как тогда быть с многовековой историей, с явлениями естественного развития?

Наверное, будет правильнее ориентироваться на общечеловеческие ценности, в том числе и на среду обитания человека — природную, социальную, политическую, где естественным становится и советский период развития общества, и советская идеология, и многое другое, что напрямую связано с сутью данного слова. Вот тогда можно будет с легкой душой рассказать, каким же в действительности было народное просвещение через сеть церков-но-приходских школ, о которых наговорено столько злобной нелепицы.

Термин «мордовская» также сужает амплитуду энциклопедии. Конечно, мордовский вопрос должен разрабатываться серьезно, глубоко и тщательно — никто за нас этого не сделает, а заодно эта работа позволит ревизовать состояние национальной науки, которая то дифирамбы поет врастанию мокши и эрзи в общность «советский народ», то проклинает это врастание.

Еще один довод в пользу мордовского характера энциклопедии — возможность расширения географического ареала, выход на соседей, на мордовскую диаспору, на изучение ретроспективы межнациональных отношений. Надо бы в этом разобраться по-настоящему. Меня, например, в этом плане не удовлетворяет ни один учебник истории МАССР. Суровая эпоха порождает суровые нравы, и уж энциклопедия должна объективно показать, через какие страдания пришли русские и мордва к

добрососедству.

А вот минусы такого расклада. Посвятить энциклопедию в основном проблемам мордвы, как это предлагается,— значит обеднить разделы, посвященные истории и культуре русского насе-

ления, а равно татарского, украинского и всего остального, проживающего на территории республики. Невнимательное или вторичное отношение к ним охладит интерес к книге у добрых двух третей населения республики, а также у многих потенциальных авторов — писателей, ученых, журналистов, деятелей культуры. Можно представить, насколько это обеднит книгу и сузит ее научный потенциал. Другое дело, что составить русский отдел будет сложнее, чем мордовский: наработанного материала по истории русского населения гораздо меньше, чем мордовского. О татарах я уже не говорю — здесь целина непаханая. А в истории удивительные дела происходили. Рузаевка, например, началась как татарское поселение (земля была пожалована служилому татарину Рузаю во времена Алексея Михайловича), через полстолетия татары или переселились в Шебдас, или ассимилировались русскими переселенцами, а чересполосное земельное владение оставалось до начала XX века.,

А состояние гуманитарной науки таково, что до сих пор не издано ни одного капитального труда по русскому фольклору на территории МАССР, г

исследован русский костюм, отсутствуют фундаментальные труды по истории сел и деревень, в небрежении русская литература (даже журнала на русском языке нет). Работа над энциклопедией, таким образом, должна породить целую научную отрасль, направленную на комплексное- изучение русского и других народов МАССР

В силу этих и других причин книга ,г^лжна называться «Энциклопедия Мордовской АССР», хотя этот титул — тоже не идеал: АССР существует всего 63 лет. Допустим эту условность — все же понимают, что речь идет о территории, ныне входящей в МАССР.

И последнее соображение. Работа над энциклопедией ведется келейно: гле-то кто-то трудится над словником, н ^понятно, кому поручена координация действий, неизвестна структура книги... Уж какая другая книга, а энциклопедия должна создаваться гласно, с участием самой широкой общественности*, а для этого нужна трибуна. «Вестнику

Мордовского университета», по моему мнению, необходимо взять на себя труд организовать мастерскую словарной

статьи, написать которую — целое искусство, отредактировать — большой труд, опубликовать — огромная заслуга.

УСТАРЕЛО ЛИ НАСЛЕДИЕ А. С. МАКАРЕНКО

С. И. БРЕЕВ, кандидат педагогических наук, И. С. МАКСИМОВ, кандидат исторических наук

Антон Семенович Макаренко

— че-

_ л

ловек особой судьбы. Признание его как талантливого педагога пришло не сразу. Его первые выступления в тридцатые годы на педагогические темы вызывали противоречивые суждения, предпринимались попытки сузить сферу применения его опыта до исправительно-трудовых воспитательных учреждений. Популярность А. С. Макаренко необычайно возросла в пятидесятые годы, когда было признано, что наследие выдающегося педагога должно стать достоянием каждого, кто посвятил свою жизнь воспитанию детей. А затем последовала полоса спада интереса к нему, хотя его книги уже стали настольными для широкого круга читателей.

* Неожиданностью для учительства явилась публикация 20 октября 1989 года на страницах газеты «Комсомольская правда» отрывка из книги Ю. Азарова «Не подняться тебе, старик» под рубрикой «Перечитываем Макаренкр?». Эта публикация была воспринята\неоднозначно. У • самых

• последовательных поклонников -А. С. Макаренко она вызвала шоковое состояние. Таким образом, в отношении к его педагогическому наследию очень четко обозначилась поляризация мнений, в ходе-которой противоборствующие силы не были особенно озабочены соблюдением этики.

■ Между тем данная публикация — :призыв к разумному диалогу, к поиску выхода педагогики из того кризисного состояния, в котором она оказалась. В самом деле, наша наука как бы зацик-'лилась на больших и малых авторитетах, среди которых одним из самых влиятельных является А. С. Макаренко.

Его труды широко используются авторами учебников и учебных пособий. Явно обозначилась канонизация безусловно очень ценного во многих отношениях опыта и теоретического наследия педагога-новатора. И в силу этих обстоятельств имеется неотложная необходимость более глубоко осмыслить педагогическую систему А. С- Макаренко.

Прежде всего нельзя забывать о том, что он пришел в советскую школу человеком, умудренным жизненным и педагогическим опытом, который формировался в очень сложный период отечественной истории, в обстановке крайнего обострения социальных противоречий, затрагивавших многие человеческие судьбы.

совершенно очевидно, что молодым Макаренко были восприняты общедемократические и гуманистические идеалы освободительного движения, развертывавшегося в стране после первой русской революции 1905 — 1907 годов, о своих симлатиях к которому он говорил открыто. Его социальная позиция наглядно просматривается и через круг его читательских интересов. Его педагогическое мышление формировалось под влиянием прогрессивных идей начала XX века, сориентированных на восприятие ребенка как мыслящего

и социально чувствующего

существа, Все это

как маленького гражданина, и помогло Макаренко сделать правильный выбор: он без особых колебаний влился в ряды подлинно народной интеллигенции/ изъявившей желание сотрудничать с Советской властью.

А. С. Макаренко осознавал всю сложность задач, которые встали перед школой в связи с ее реформой и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.