Научная статья на тему 'Мордовская музыка на пороге XXI В. (о некоторых проблемах науки и художественного творчества)'

Мордовская музыка на пороге XXI В. (о некоторых проблемах науки и художественного творчества) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
144
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мордовская музыка на пороге XXI В. (о некоторых проблемах науки и художественного творчества)»



№ 2, 2001 ШЩЩЩ* поступления на отделение романо-герман- профессионально е

ских и финно-угорских

- перейти на многоуровневую систему подготовки специалистов, которые смогут

защитить

себя в условиях современной рыночной

экономики.

МОРДОВСКАЯ МУЗЫКА НА ПОРОГЕ XXI в.

; (о НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ НАУКИ И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА)

Н.И. Бояркин, зав. кафедрой народной музыки МГУ им. Н.П. Огарева,

профессор

Рассмотрение проблем мордовской научной и художественно-творческой обще-культуры в контексте современной культу- ственности республики, а также органов ры, определение ее тенденций и перепек- государства, курирующих культуру Музыковедам необходимо ответить на вопросы: что такое мордовская музыка сегодня? Что под этим понимается? Какие достижения

XXI

ставляются важными и для музыкознания. Их актуальность обусловлена реалиями современной жизни этноса, местом и ро- она имеет? Что ей мешает плодотворно

духовной культуры в современн( л художественной практике. Это

развиваться? Каким представляется облик мордовской музыки в XXI в.? Эти вопросы

ма наглядно подтвердили доклады и дис- затрагивают широкий круг проблем, свя-

куссии, развернувшиеся в среде национальной интеллигенции на последнем съезде мордовского народа.

занных с народной музыкой, композиторским и исполнительским творчеством и, конечно же, образованием.

В семью народов России мордва, имеющая тысячелетние духовные традиции, вошла с необычайно богатой вокальной и инструментальной традиционной культурой. Профессор И.И. Земцовский, председатель международной комиссии народной музыки (ЮНЕСКО), записывавший песни у

ское музыкальное творчество, отмечал, что «мордовский народ создал порази-

датериалы этого форума, по названным проблемам не сложилось единого и целостного представления. К сожалению, съезд не только не дал ка-ких-либо научных прогнозов и рекомендаций по затронутому кругу вопросов, но и не смог в полной мере очертить их проблематику. Прошедшие в Мордовском универси- мордовских переселенцев Казахстана и тете в декабре прошлого года «Дни мор- поэтому не понаслышке знающий мордов-довской музыки», в рамках которых состоялась научно-практическая конференция на тему «Музыкальное искусство Мордовии тельное по красоте, развитости и стройно-

в контексте современной культуры», впервые поставили проблемы мордовской музыки во взаимосвязи всех основных ее элементов: этномузыкологии и общего музыкознания, композиторской и исполнительской практики, музыкального образования. Разумеется, конференция не смогла дать ответы на все актуальные вопросы, вынесенные на обсуждение. Совершенно очевидно, что для этого потребуется проведение ряда конференций по отдельным проблемам. Современное мордовское музыкознание, на наш взгляд, должно определить няибппее важные для нынешнего периода

сти искусство многоголосного хорового пения - уникальное не только среди финно-угров, но и в мировой музыкальной культуре... Это не просто многоголосие и не просто очень развитое многоголосие - это полифония, полифоническое мышление».

Подобные оценки народного музыкального искусства мордовского этноса, появившиеся не только в странах, в которых мордовская музыка традиционно является предметом глубокого изучения (в Венгрии, Финляндии и Германии), но и в других странах, где ведутся сравнительные этномузы-кологические исследования (в Бельгии, Голландии, Франции, Швеции), лишний раз

развития мордовской музыкальной культуры проблемы и привлечь к ним внимание свидетельствуют о значимости мордовской

81

\ ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

музыки для мировой культуры. Можно было навсегда остались в фондах мордовской

бы об этом не писать, если бы значимость и ценность наших национальных духовных традиций не являлись предметом дискуссий и если бы они не имели столь важного

музыки.

По существу, композиторы этого поколения совершили творческий подвиг. По глубине осмысления национальной культу-

значения для плодотворного развития на- ры они оказались значительно впереди на-

шей современной культуры.

В традиционном народном музыкальном искусстве мордвы сохранились столь древние и архаичные пласты, которые представляют собой, пользуясь выражением 3. Кодая, некие «наднациональные на-

учной теории, делавшей самые первые и робкие шаги. Их творчеству присуще стремление воплотить темы и образы в лучших традициях национального искусства, отображая его как целостное явление. Мы имеем в виду прежде всего хоровые

пластования», не всегда обнаруживаемые сочинения и музыкальную драму «Литова» в других культурах. Поэтому изучение этих Л. Кирюкова, сочинения для народного ор-реликтов древности имеет важное значение не только для мордовской культуры. Не

кестра Л. Воинова, хоровую сюиту «Мордовские песни» Д. Мелких, симфонические,

будем ссылаться на ставшие хрестоматий- вокально-симфонические и камерно-инст-

ными труды австрийского этномузыколога Р. Лаха, относящиеся к 20 - 30-м гг. XIX в.,

рументальные сочинения М. Душского и Б. Трошина, скерцо на мордовскую тему

И. Ильина. Народный мелос, обрабатыва-

сошлемся лишь на последние исследова- для виолончели и фортепиано Ф. Рубцова и ния в музыкальном славяноведении. Напри- наконец пьесы для голоса и фортепиано мер, известный исследователь, славист Т.А. Старостина, рассматривая архаическое многоголосие музыки русского композитора Игоря Стравинского, 80 % сравнительных примеров приводит из мордовского мелоса (в частности, аналитические

емыи в названных сочинениях во многом в русле направлений, сложившихся к этому времени в русской музыке, тем не менее сохранил свою неповторимую этническую специфику, при этом были выявлены

партитурные нотации из «Памятников скрытые возможности мелодико-полифо-

нического и темброколористического феномена вокальной и инструментальной музыки мордвы.

Одним из важнейших художественно-зыкальной культуры, о пройденных ею эта- эстетических принципов авторов, просле-

мордовского народного музыкального искусства»).

Размышляя о характере формирования мордовской профессиональной му-

пах, мы не можем не отметить, что в ней прослеживаются общие тенденции развития, присущие культурам многих народов России. Так, в ней обнаруживаются все исторически обусловленные стадии становления: от собирания и спонтанной аранжи-

живаемых в их сочинениях, является понимание цитируемой ими мелодии не как единичного факта музыкальной традиции народа, а как жанрово-стилевого типа в контексте всей духовной культуры этноса. Во многом именно этим объясняются специ-

ровки произведений устной традиции до фика художественной образности назван-

воспроизведения ее жанрово-стилевои содержательности в крупных современных формах музыкального искусства.

ных произведений и в конечном счете их долговечность. Написанные более полувека назад, они и сегодня звучат удивитель

Однако нелегкую историю мордовской но современно. Однако, за исключением

хоровых сочинений и драмы «Литова» Кирюкова, перечисленные произведения не

музыки вряд ли можно представить как нечто однородное. За свой более чем 70-

летний путь она прошла самые разнооб- стали достоянием широкой общественнос-

разные этапы развития: в конце 30-х - на- ти, многие из них вообще не исполнялись в

чале 40-х гг. были созданы первые произ- Мордовии. Объяснением этого служит сла-

ведения симфонической и хоровой музыки, бая исполнительская база республики, что

первые национальные музыкальные спек- касается прежде всего оркестровых и хо-

такли, многие из которых до сих пор не ут- ровых форм. Имеющиеся камерный хор

ратили своего эстетического значения и Министерства культуры, оркестровый и хо-

№ 2, 2001

ровои коллективы музыкального театра, ансамбль «Умарина» не обладают в должной степени профессионализмом и не могут выполнять в полном объеме стоящие перед ними творческие задачи. Представляется необходимым укрепление этих коллективов, повышение профессионализма до подчеркнул он, уровня, при котором могли бы решаться серьезные художественные задачи, в том числе по исполнению незаслуженно забытых талантливых сочинений.

Один из парадоксов истории мордовской развития венгерской профессиональной

музыки заключается в том, что каждое музыки, после того как сформировался новое поколение композиторов, использующих в своем творчестве мордовский мелос, начинает творить вновь как бы «с чи-

ние ее с концертной эстрады особенно в аутентичной форме - шаг назад».

Уместно здесь вспомнить высказыва-ния венгерского этномузыколога и композитора 3. Кодая из его статьи «Возрождение венгерской песни». «Народная песня, -

еще не сказала своего последнего слова: она не является пережитком устаревшего стиля, ее место не среди мертвых реликвий истории, она - живая жизнь». И это написано после 500-летнего

национальный стиль в рамках народного стиля вербункош, после опер И. Ружич-ки, А. Бартан и Ф. Эркеля, рапсодий И. Се-

стого листа», без учета творческого опы- кейи и Ф. Листа, оперетт Ф. Легара и та предшествующих авторов. Собственно, И. Кальмана. Думается, что очень важно мордовская музыка во многом повторяет пути развития политической истории страны, отрицая предыдущее и объявляя насто-

понять это современным деятелям мордовской культуры. Возрождение традиционных духовных ценностей возвращает

ящий момент развития наиболее значимым, народу его душу, моральное равновесие,

художественно зрелым и творчески продуктивным. Очевидно, что изучение творче-

подготавливает к восприятию культуры всего человечества. Не случайно по это-

ства предшествующих композиторов, аран- му поводу Е.В. Гиппиус говорил своим мно-

жировщиков мордовской песни, хоровых деятелей имеет не только практический смысл, но и большое этическое значение.

Мы намеренно остановились на раннем периоде развития мордовской музыки с тем, чтобы более наглядно показать, каким образом разрывается творческая связь между поколениями. Это наблюдается и на примере творчества композиторов 60 -80-х гг. Если не осмыслить и не включить в музыковедческую и концертную практи- тальной музыке, имеющей у мордвы вели-

гочисленным ученикам: «Невозможно уважать другую культуру, не уважая свою».

А разве мордовская народная музыка сказала свое последнее слово? До настоящего времени этномузыкологами открываются новые, совершенно уникальные богатейшие пласты традиционного искусства, имеющие не только колоссальную научную, но и огромную художественную ценность. Сошлемся лишь на открытия в инструмен-

ку их произведения сегодня, то последующее поколение лишится интересных страниц мордовской музыки. Забудутся

кое множество жанровых и стилевых видов. Только за последние 20 лет записано более 600 единиц типических образцов и

имена авторов, творчество которых тесно огромное число их вариантов, представля-

связано с традиционным мелосом, именно с ним, позволившим вдохнуть во многие сочинения самобытную музыкальную душу

народа.

Почему мы заостряем вопрос о работе композиторов и других деятелей культуры с народной песней? Потому что иногда еще можно читать и слышать рассуждения, подобные этим: «Что же может дать народная песня? Ведь это этнографизм, вчерашнее. Она не может удовлетворить культурные запросы современного человека она уже не бытует. Наконец, исполне-

ющих все классы инструментов по систематике Хорнбостеля - Закса. Правы ли те, кто предлагает не замечать этого наследия? Разве не в нем таится огромная творческая энергия народа?

В наше время трудных демократических преобразований во всех сферах общественной жизни, в том числе культуре, есть возможность и необходимость полной реабилитации традиционных духовных ценностей этносов. При этом не следует руководствоваться вкусовыми пристрастиями весьма малокомпетентных людей, воспитанных на

УУУУУ'^У'/УУУУЧ'УУУУУУУУУУ' Т ТТ ТГ"т Д I I »тг^ А Т ТТ X /Т

ЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙ!^^ ИНТЕГРАЦИЯ

■ ЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛ —* * ^ |

выдуманной доктрине, определявшей отношение к традиционному искусству по принципу «не все народное в народе».

Вместе с тем отметим, что наряду с отрицанием продуцирующей силы народного искусства неверными являются идеи и о некоей исключительности мордовских традиций, их самодостаточности для развития профессиональной культуры. Мы живем в огромном и сложном современном мире, где взаимосвязи этносов бесконечно многообразны. Эти взаимосвязи -часть нашей культуры. Духовные традиции мордвы уже давно интегрированы в российскую и мировую культуру. Интеграция обнаруживается в отношениях как с родственными, так и со славянскими и тюркскими народами. Будет ли действовать система по сохранению национальных духовных традиций, пусть даже и очень продуманная, если они не будут дальше интегрироваться в современную общероссийскую, мировую культуру? Изоляция без развития, когда в современном мире происходят такие решительные перемены в культуре, в духовном общении народов, при таких масштабах и интенсивности взаимовлияний, может привести к исчезновению собственно этнических традиций.

Совершенно очевидно, чтобы сохранить свой этнический облик в культуре, а его до сих пор выявляет у нас главным образом традиционное народное искусство, мы должны эту развитую музыкальную традицию, которую нам завещали наши талантливые предки, осваивать на уровне современных средств и форм общечеловеческого искусства. И нам в этом плане есть на чем учиться, мы имеем великие примеры в изобразительном искусстве, обнадеживающие опыты в литературе, музыкально-исполнительском и композиторском творчестве. Изучение данного опыта, опыта работы с народным мелосом финно-угорских музыкальных школ, и прежде всего - наиболее близких нам по культуре и духовности карел, финнов, эстонцев, опыта великой русской музыки должно стать одной из теоретических основ нашего музыкального развития в XXI в.

Мы должны по-сыновьи любить и хранить свою традиционную музыку, свою древнюю музыкальную и поэтическую

речь, но при этом не отгораживаться от

достижений других народов, пытаться раз-

«

говаривать с ними на языке искусства, понятном и для них, и для нас.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проблемы современной мордовской музыкальной культуры имеют не только частный, но и общий, свойственный музыкальным культурам других народов России характер, и их решение во многом зависит от совершенствования музыкального образования.

Осмысление научной и художественной интеллигенцией места и роли этнических и региональных традиций в современной жизни, задач по гармонизации межэтнических отношений направили общественно-художественную мысль на поиски позитивных путей решения острых проблем современной культуры. Главным условием решения в наиболее полном объеме проблем национальных культур являются развертывание и совершенствование образовательной системы в самих республиках и регионах России. Эти процессы уже начались: во многих республиках открываются новые, не традиционные для них учебные заведения, художественные факультеты в действующих гуманитарных вузах, призванные включить в свою образовательную систему в качестве важнейшего компонента профессиональное освоение национальных художественных традиций.

Задачи по широкому изучению традиционной духовной культуры народов России и органичному ее воплощению в новых кон-цертно-исполнительских и профессионально-композиторских формах современного художественного творчества определились в республиках и национальных регионах в качестве важных разделов государственных программ по духовному возрождению народов; в общественном мнении они утвердились как первоочередные задачи национальной научной и художественно-творчес-

кой интеллигенции.

Пути и методы решения проблем национальной культуры в XXI в. не могут быть одинаковыми для различных республик и регионов России. Их выбор зависит от многих факторов: характера и типа национальной культуры, ее исторических взаимосвязей с культурой совместно проживающих народов, степени интеграции в рос-

№ 2, 2001

вития И МировУю культуру, уровня раз-

музыкального образования в респуб-лике^оытовой музыкальной среды и т. д.

ся значительно более сложными и труд-норешаемыми.

Важным фактором в подготовке кад-

ХуГ J--••^д^мип Д^ОЛ П х. ±^С1У1УГ1 01 IV! ^ ОЛХ 1 р ^ IVI О нид!

У ыкальное образование в Мордовии ров для музыкальной культуры Мордовии

в том состоянии, в каком оно сейчас находится, малоэффективно и не может решить

стоящие перед ним задачи. Его слабость

должна стать многоуровневая интеграция, способная объединить в одну образова-

к I

тельную систему имеющиеся в республи-

определяется не только общими для мно- ке разноведомственные учебные заведе-

наРрД°в России условиями, но ния: детские музыкальные школы, музыкальное училище, училище культуры, университет и пединститут. Эта интеграционная система призвана быть ориентированной на достижение конкретного конечного результата - профессиональную подготовку музыканта, обладающего разносторонней эрудицией и глубокими знания-ми, соответствующими уровню современного развития музыкального искус-

и крайней разобщенностью образовательных учреждений, распыленностью весьма ограниченных учебно-методических возможностей и финансово-материальных

средств.

С осмыслением современных процессов, происходящих в культуре (в том числе в музыкальном искусстве и образовании), явно запаздывают директивные

ной государственной программы первоочередных действий по сохранению и

органы, не имеющие научно обоснован- ства, специальной подготовкой к музыкально-творческой деятельности в условиях полиэтнической культуры Мордовии и об-развитию достигнутых ранее позитивных ластей России с мордовской диаспорой, результатов в полиэтнической культуре республики. Запаздывание в этой облас-

ти чревато неоправданно большими потерями. Необходимо осознать общественный закон, гласящий, что в условиях, при которых не существует развитой и многочисленной среды профессиона-

Образовательная часть этой интеграции должна опираться на научно разработанную систему методических требований к национально-музыкальному компоненту в образовательных программах разных учебных заведений.

Организационной основой интеграции

лов, в школах не ведется на должном музыкального образования в Мордовии мо-уровне художественное воспитание детей жетявиться создание в структуре Региональ-и юношества, которые пополняют эту ного учебного округа при Мордовском уни-среду, нет целенаправленной работы по верситете специального общественного научно-методического совета по музыкальному образованию из ведущих специалистов -педагогов, директоров учебных заведений, деятелей музыкальной культуры республики, представителей государственных органов культуры и образования.

Деятельность в рамках Регионального учебного округа подобного научно-методи-

воспроизводству кадров национальной интеллигенции на разных образовательных уровнях, отрицательные процессы в культуре протекают стремительнее, нежели в республиках с развитой системой художественной инфраструктуры. В условиях экономического кризиса, недостаточного финансирования необходимо оп

оказать значительное влияние на повышение музыкального образования республи-

ределить самые узкие и перспективные ческого совета способна, на наш взгляд,

направления сохранения и развития со- -..........' ......

временной культуры республики, финансовой поддержки базисных явлении и ки, организацию целенаправленной много-

организаций культуры, с потерей которых уровневой подготовки специалистов для проблемы по ее возрождению становят-

музыкальной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.