Научная статья на тему 'Мордовская автономная область в составе Средне-Волжского края как один из этапов становления национальной государственности мордовского народа'

Мордовская автономная область в составе Средне-Волжского края как один из этапов становления национальной государственности мордовского народа Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
912
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Контентус
Область наук
Ключевые слова
MORDOVIA AUTONOMOUS REGION / MORDOVIA PEOPLE / NATIONAL STATEHOOD / STAGES OF FORMATION / LEGAL STATUS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бочкарева Светлана Владимировна, Садомская Дарья Валерьевна, Мокеева Алина Игоревна

В данной статье исследуется процесс образования, правовое положение и система органов государственной власти и управления, суда, прокуратуры и охраны общественного порядка Мордовской автономной области в период с 1930 по 1934 гг., когда она находилась в составе Средне-Волжского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мордовская автономная область в составе Средне-Волжского края как один из этапов становления национальной государственности мордовского народа»

УДК 323.17=511.152 Бочкарева Светлана Владимировна, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», г. Саранск. ([email protected]) Садомская Дарья Валерьевна, студентка юридического факультета ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», г. Саранск. (sadomskaya. darya@yandex. т) Мокеева Алина Игоревна, студентка юридического факультета ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», г. Саранск.

([email protected])

МОРДОВСКАЯ АВТОНОМНАЯ ОБЛАСТЬ В СОСТАВЕ СРЕДНЕ-ВОЛЖСКОГО КРАЯ КАК ОДИН ИЗ ЭТАПОВ СТАНОВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ МОРДОВСКОГО НАРОДА

Аннотация. В данной статье исследуется процесс образования, правовое положение и система органов государственной власти и управления, суда, прокуратуры и охраны общественного порядка Мордовской автономной области в период с 1930 по 1934 гг., когда она находилась в составе Средне-Волжского края.

Ключевые слова: мордовский народ, национальная государственность, этапы становления, Мордовская автономная область, правовое положение.

Bochkareva Svetlana Vladimirovna, Candidate of Law, Associate Professor at the Department of Theory and History of State and Law, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education

«National Research Mordovia State University», Saransk.

(bochkarewa.svetlana13@yandex. ru Sadomskaya Dariya Valeriyevna, student of Law Faculty, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «National Research Mordovia State University», Saransk. ([email protected]) Mokeeva Alina Igorevna, student of Law Faculty, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «National Research Mordovia State University», Saransk. ([email protected])

THE MORDOVIA AUTONOMOUS REGION IN THE COMPOSITION OF THE MIDDLE-VOLGA TERRITORY AS ONE OF THE STAGES OF THE NATIONAL STATEHOOD FORMATION OF MORDOVIA PEOPLE

Abstract. This article explores the process of education, the legal status and system of public authorities and administration, the court, the prosecutor's office and the protection of public order at the Mordovia autonomous region in the Middle-Volga territory from 1930 to 1934 period.

Keywords: Mordovia autonomous region, mordovia people, national statehood, stages of formation, legal status.

Российская Федерация является многонациональным государством, наряду с русскими на ее территории проживают народы более чем 170 национальностей. Именно от их национального самочувствия сегодня зависят завтра единство и целостность Российского государства. Именно в ведении Российской Федерации находится установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации. [1]

Поэтому одним из важнейших приоритетов правовой политики государства является политика по созданию и реализации условий на территории Российской Федерации для свободного национально-культурного развития всех проживающих народов.

В связи с этим очень важно исследовать историю становления этапов национальных автономий в субъектах Российской Федерации, т. к. изучение данного процесса в отдельных этнокультурных и этнографических образованиях имеет большую значимость для развития современных национально-территориальных образований и осуществления грамотной правовой политики государства в сфере межнациональных отношений.

К тому же это обусловлено необходимостью в приобретении целостного знания о процессах формирования, действия и развития государственно -правовых установлений у мордовского народа, которое позволяет всесторонне и глубоко оценить современное состояние государственности мордовского народа, прогнозировать его развитие и в случае возникновения негативных симптомов, вырабатывать конкретные предложения по их устранению. [2, С.3]

Мордовский народ долгое время не имел национальной государственности, его территория была искусственно раздроблена и входила в разные губернии и уезды Российской империи.

Идея национально-государственного самоопределения мордовского народа возникла в Казани, в мае 1917 года, с момента образования «Мордовского культурно-просветительского общества» во главе со знаменитым просветителем и педагогом М. Е. Евсевьевым.

После революции в октябре 1917 года стремление к национальной государственности у мордовского народа возросло.

Надо отметить, что национальная политика большевиков основывалась на учении В. И. Ленина, который еще в 1917 году отверг экстерриториальную автономию и предложил образовать федерацию по национально-территориальному принципу. В его основу была положена титульная

этнонация, которая проживала в исторически сложившихся территориальных границах.

Поскольку становление и развитие государственности мордовского народа, было составной частью национально-государственного строительства в нашей стране, то оно прошло ряд этапов. Они впервые были предложены профессором М. С. Букиным, научная деятельность которого была связана с исследованием процесса возникновения и становления национальной государственности мордовского народа. Итогом его научной работы стала изданная Мордовским книжным издательством в 1990 году монография «Становление мордовской советской национальной государственности (19171941 гг.)». В ней профессор выделил и обосновал следующие этапы национальной государственности мордовского народа:

Образование мордовских национальных сельских Советов и волостей (1924-1928 гг.) - 1 этап.

Образование Мордовского округа в составе Средне-Волжской области (1928-1930 гг.) - 2 этап.

Образование Мордовской автономной области в составе Средне-Волжского края (1930-1934 гг.) - 3 этап.

Образование Мордовской АССР в Составе Куйбышевского края (19341936 гг.) - 4 этап.

Конституционное оформление национальной государственности мордовского народа (1938-1941 гг.) - 5 этап. [4]

В данной статье исследуется процесс образования, правовое положение и система органов государственной власти и управления, суда, прокуратуры и охраны общественного порядка Мордовской автономной области в период с 1930 по 1934 гг., входящей на тот момент в состав Средне-Волжского края. Он «был знаменателен тем, что в Советском государстве осуществлялось наступление социализма по всему фронту. Характерен он и с точки зрения национально-государственного строительства». [3, С. 84]

В это время автономию получают самые отсталые народы, проживающие в СССР. 20 октября 1930 года было принято решение о преобразовании Хакасского округа в Хакасскую автономную область, 10 декабря 1930 года стали национальными округами - Корякский, Чукотский, Таймырский, Эвенкийский, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий, в марте 1932 года Каракалпакская автономная область стала автономной республикой, а в мае 1934 года Биробиджанский национальный район получил статус автономной Еврейской национальной области.

Во второй половине 1929 года был поставлен вопрос о преобразовании Мордовского округа в автономную область.

2 сентября 1929 года состоялось заседание бюро Средне-Волжского областного комитета ВКП (б), на котором было обсуждено постановление Мордовского окружного комитета ВКП (б) от 31 августа, в котором говорилось о необходимости образования Мордовского округа в Мордовскую автономную область путем его преобразования.

Хотя Мордовский округ и был необходимым и закономерным этапом на пути становления национальной государственности мордовского народа, но то, что он был включен в состав Средне-Волжской области, по мнению членов бюро Мордовского окружного комитете ВКП (б), имело отрицательные моменты. Во-первых, мордовский народ не имел своего прямого представительства в высших органах власти РСФСР И СССР. При всем том, что, являясь часть Средне-Волжской области, Мордовский округ входил в состав РСФСР и имел право на такое делегирование. Во-вторых, согласование и решение вопросов местного значения затягивалось по причине бюрократизма со стороны многочисленных посреднических структур.

16 сентября 1929 года Мордовский окружной комитет ВКП (б), заручившись поддержкой Средне-Волжского областного комитета ВКП (б) обратился в ЦК партии с просьбой преобразовать Мордовский округ в Мордовскую автономную область. При решении данного вопроса высказывалась просьба учесть следующие показатели: уровень экономического

и культурного развития мордовского народа, его численность, положение среди других наций и народностей страны, компактное проживание мордвы на территории округа, наличие национальных кадров и мнение русскоязычного населения округа по поводу создания мордовской автономии.

Их инициативу поддержали Агитационно-пропагандистский отдел ЦК ВКП (б) (зав. отделом А. И. Криницкий) и отдел национальностей ВЦИК (зав. отделом С. М. Диманштейн) и в середине сентября 1929 года ими была отправлена специальная докладная записка в Оргбюро ЦК ВКП (б), в которой обосновывалась необходимость реорганизации Мордовского округа в автономную область.

30 сентября 1929 года данное предложение было тщательно обсуждено на заседании Оргбюро ЦК ВКП (б), а 5 октября 1929 года - на заседании Политбюро ЦК ВКП (б).

ЦК ВКП (б) поддержало идею о преобразовании Мордовского округа в Мордовскую автономную область, а Президиум ВЦИК должен был решить все вопросы, касающиеся ее государственно-правового оформления. В связи с этим изменился статус Средне-Волжская область, поскольку она была преобразована в Средне-Волжский край. Это решение законодательно было закреплено 20 октября 1929 года.

10 декабря 1929 года Президиум ВЦИК дал соответствующие указания административной комиссии разработать и представить в месячный срок проект границ будущей Мордовской автономной области, предусмотрев при этом компактное проживание мордовского населения и создание условий для её экономического развития.

1 января 1930 года Мордовский окружной исполнительный комитет представил в административную комиссию ВЦИК проект образования Мордовской автономной области. По проекту на территории Мордовской автономной области должно было проживать 38 % мордвы, 5,6 % - татар и 56,4 % русских. Он четко определял пограничную линию, не нарушая

интересов соседних регионов, и создавал более мощную политическую и хозяйственную единицу, способную к самостоятельному развитию.

10 января 1930 года Мордовский округ Средне-Волжского края постановлением Президиума ВЦИК был преобразован в Мордовскую автономную область.

Надо отметить, что за территориальную основу Мордовской автономной область была взята территория Мордовского округа. Из него несколько населенных пунктов с русскоязычным населением были переданы в Пензенский округ Средне-Волжского края, Арзамасский округ Нижегородского края и Рязанский округ Московской области. Одновременно Ичалковский, Большеболдинский, Тепло-Станский и Наруксовский районы из Арзамасского округа Нижегородского края и часть территории Порецкого и Алатырского районов из Чувашской АССР вошли в состав Мордовской автономной области. Передача территории была произведена специально созданной согласительной комиссией. В ее состав вошли представители Чувашской АССР, Рязанского, Арзамасского и Пензенского округов, Мордовской автономной области.

Мордовская автономная область на севере граничила с Нижегородским краем, с Ульяновским и Пензенским округами Средне-Волжского края на юге и юго-востоке, с Чувашской АССР на востоке, с Московской областью на западе Общая площадь автономной области равнялась 24932 км2, население составляло 1304197 человек. Национальный состав автономной области насчитывал мордвы - 38,4 %, русских - 56,2 %, татар и других национальностей - 5,4 %.

В ее составе было объединено 37,5 % мордовского населения страны.

Мордовской автономной области в административно-территориальном отношении делилась 22 района, которые делились на сельские Советы. На момент образования в Мордовской автономной области их насчитывалось 634, в них было объединено 1070 населенных пунктов.

20 июня 1933 года в соответствии с Постановлением ВЦИК в составе Мордовской автономной области был образован национальный татарский

район, с административным центром в селе Лямбирь, с целью улучшения обслуживания татарского населения и удовлетворения его национальных интересов.

В конце 1930-начале 1931 года состоялись выборы в Советы Мордовской автономной области. Избирательная компания была завершена созывом Первого съезда Советов Мордовской автономной области, который состоялся 4 февраля 1931 года в городе Саранске. На нём был обсужден отчет областного исполнительного комитета о деятельности в 1929 и 1930 годах, утвержден бюджет на 1931 год, намечены пути социально-экономического развития области, избран областной исполнительный комитет, избраны делегаты на краевой, Всероссийский и Всесоюзный съезды Советов.

9 февраля 1931 года состоялось организационное заседание областного исполнительного комитета. На нём были избраны председатель и президиум областного исполнительного комитета, назначены заведующие отделами. Председателем областного исполнительного комитета был избран М. А. Палькин. Президиум состоял из 15 членов и 6 кандидатов в члены Президиума.

Представителем Мордовской автономной области при Президиуме ВЦИК был назначен П. В. Шапошников.

Правовое положение Мордовской автономной области определялось постановлением Президиума ВЦИК «О преобразовании Мордовского округа Средне-Волжского края в Мордовскую автономную область, включение её в состав Средне-Волжского края, внешних границах и внутреннем административном делении». Пункт 4, которого предусматривал предоставление Мордовской автономной области всех прав, установленных действующим законодательством для автономных областей, входящих в состав РСФСР. Эти права определялись Конституцией СССР 1924 года и Конституцией РСФСР 1925 года, а также «Положением о краевых (областных), окружных и районных съездах Советов и их исполнительных комитетах» и совместным постановлением ВЦИК и СНК РСФСР «О взаимоотношениях

между автономными областями, вошедшими в состав краевых (областных) объединений, и органами краевой (областной) власти». [6, С 128]

Она получила право разработать и принять Положение об автономной области, которое бы учитывало ее национальные особенности. Проект Положения был разработан и структурно состоял из 4 глав и 118 статей.

Глава 1 - Административное деление области.

Глава 2 - О высших органах власти на территории области.

Глава 3 - Об областном съезде Советов и областном исполнительном комитете.

Глава 4 - О районных съездах Советов и районных исполнительных комитетах.

Впоследствии его должен был утвердить 11 съезд Советов Мордовской автономной области, который должен был состояться в декабре 1934 года. Но к этому времени Мордовская автономная область была преобразована в Мордовскую АССР. Еще одной причиной непринятия данного Положения стала разбросанность мордовского народа, проживавшего на разных территориях. А для принятия Положения нужно было объехать огромную территорию, чтобы собрать необходимые голоса в пользу его принятия, но на это уже не оставалось времени.

Сейчас проект Положения хранится в Центральном государственном архиве Республики Мордовия. Текст документа отличает собственная специфика изложения, а его содержание составляет ценность для исследователей национальной государственности у мордовского народа.

Мордовская автономная область имела право на прямое представительство в высших органах государственной власти страны, в частности она имела своего представителя при Президиуме ВЦИК, который был наделен необходимыми полномочиями для решения важных политических, национальных и хозяйственных вопросов автономной области.

Законодательно за Мордовской автономной областью была закреплена этническая территория, которую изменить без её согласия было невозможно.

Автономная область имела свой бюджет, который в случае его без дефицитности краевой исполком рассматривал в порядке надзора, при дефиците бюджета - по существу.

Мордовская автономная область имела свою систему государственных органов. В неё входили - областной съезд Советов, районные съезды Советов, областной исполнительный комитет и районные исполнительные комитеты, президиум областного исполнительного комитета и президиумы районных исполнительных комитетов, городские, поселковые и сельские Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, народные суды и областной суд, областная прокуратура и районные прокуратуры, органы охраны общественного порядка, к которым относилось управление милиции уголовного розыска.

В заключение, можно констатировать, что образование автономной области имело огромное значение в жизни мордовского народа. Именно Мордовская автономная область, созданная в составе РСФСР, стала не только важной исторической вехой, но способствовала развитию экономики, культуры и всех других сфер жизни и положила начало процессу оформления государственности мордовского народа в составе Российской Федерации.

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации (1993) // Российская газета. 1993. 25 декабря.

2. Бочкарева С. В. История государства и права Республики Мордовия: учеб. -метод. пособие / С. В. Бочкарева. - Саранск: Изд-во ун-та, 2006. - 108 с.

3. Букин М. С. Образование и развитие Мордовской автономной области (1930-1934): учебное пособие / М. С. Букин. - Саранск: Тип. Мордов. гос. ун-та, 1980. - 95 с.

4. Букин М. С. Становление мордовской советской национальной государственности (1917-1941 гг.) / М. С. Букин. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1990. - 288с.

5. Букин С. М. Национальная государственность мордовского народа: история становления и развития (Х-ХХ вв.) / С. М. Букин. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2006. - 384 с.

6. Васильев Т. В. Мордовия / Т. В. Васильев. - М.: Центриздат, 1931. -

207 с.

7. История Мордовской АССР: В 2 т. / Под общ. ред. М. В. Дорожкина, А. В. Клеянкина. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, - 1981. - 430 с.

8. Минеева Е. К. Создание национально-территориальной автономии народов мари, мордвы, чувашей / Е. К. Минеева // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2007. - №2. - С. 373-383.

9. Образование Мордовской АССР: Документы и материалы (19171937 гг.) / Парт. арх. Мордов. обкома КПСС, Центр. гос. арх. Мордов. АССР; [Сост. Букин М. С. и др.]. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1981. - 259 с.

10. Очерки истории Мордовской АССР: в 2 т. / В. И. Лебедев, В. В. Максаков, А. Е. Захаркина, А. Л. Киселев, А. В. Климкина, К. А. Котков, Н. Н. Молин. - Саранск: Морд. кн. изд-во, 1961. - Т. 1. - 543 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.