Научная статья на тему 'Мораторий на ДОВСЕ как продолжение «Мюнхенской речи» В. В. Путина'

Мораторий на ДОВСЕ как продолжение «Мюнхенской речи» В. В. Путина Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
194
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ФЛАНГОВЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ / ДОВСЕ / НАТО
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мораторий на ДОВСЕ как продолжение «Мюнхенской речи» В. В. Путина»

УДК 341.242: (470:061.1 НАТО)

МОРАТОРИЙ НА ДОВСЕ КАК ПРОДОЛЖЕНИЕ «МЮНХЕНСКОЙ РЕЧИ» В. В. ПУТИНА

С. В. Арапина, С. А. Пфетцер

Выступление российского президента в феврале

2007 года на конференции по безопасности в Мюнхене вызвало достаточно широкий резонанс на Западе и отклик в российских СМИ. Эту речь комментировали политики и средства массовой информации как США, так и Европы. Решение приостановить участие России в Договоре об ограничении обычных вооруженных сил в Европе (ДОВСЕ) является вполне закономерным актом, всецело соответствующим национальным интересам Российской Федерации. ДОВСЕ, подписанный М. С. Горбачевым и Э. А. Шеварднадзе 19 ноября 1990 года, в настоящее время представляет собой определенное «политическое недоразумение». Падение Берлинской стены и крах коммунистических режимов в Восточной Европе сделали ДОВСЕ, с его тщательным прописыванием номинального равенства военных балансов Организации Североатлантического договора (НАТО) и Организации Варшавского договора (ОВД), достаточно призрачным актом. Варшавский договор был распущен уже через четыре месяца после подписания ДОВСЕ, причем его бывшие участники вскоре переориентировались на НАТО, а в декабре 1991 года не стало СССР, что де-факто лишало Договор всякого смысла.

В этой связи необходимо учитывать тот факт, что его формальное наличие отвечало главным военнополитическим задачам Запада - удаление советских войск из стран Европы, максимальное сокращение военного потенциала и установление над ним западного контроля. После вывода войск из Европы и общего ослабления Вооруженных сил РФ Запад в значительной мере утратил интерес к ДОВСЕ. Проведенная в 1996 - 1999 годах адаптация Договора, заменившая его изначально блоковый характер на безбло-ковую структуру, имела главной целью зафиксировать сложившееся в 1990-е годы подавляющее превосходство НАТО в Европе и укрепить это превосходство, лишив Россию возможности настаивать на паритете. В этой логической связи странами Западной Европы была отвергнута идея установления юридически закрепленных потолков для НАТО в целом, независимо от количества членов блока. Пойдя же на подписание адаптированного ДОВСЕ на Стамбульском саммите в ноябре 1999 года, российское руководство тем самым смирилось со сложившимся положением вещей в Европе.

Впрочем, и здесь процесс ратификации данного документа, не вполне отвечающего интересам России, был фактически превращен в политическое вымогательство от российского руководства уступок по всяким малозначительным вопросам, вроде вывода русских войск из Приднестровья и Грузии. В результате адаптированный ДОВСЕ так и не вступил окончательно в силу, поскольку его ратифицировали всего четыре участника Договора - Украина, Белоруссия, Казахстан и Россия. Ни одна из стран, входящих в блок НАТО, не ратифицировала его [7].

В этой связи встает вопрос, чем же особенно плох ДОВСЕ для России? Уже при подписании Договора в 1990 году советское руководство согласилось не учитывать в Договоре военно-морские силы, в которых США и НАТО имели неоспоримое превосходство, что уже делало ДОВСЕ заведомо ущербным и не позволяло говорить о балансе обычных вооружений в принципе. Адаптация Договора окончательно закрепила дисбалансы между НАТО и Россией в количестве наземной и авиационной техники. Однако это имело относительно малое значение, поскольку в силу чисто экономических причин Россия до середины 2000-х гг. не могла до конца заполнить даже выделенные ей в ДОВСЕ квоты на вооружение в европейской зоне.

Тем не менее накладываемые Договором ограничения на количество боевых бронированных машин (всего 11280 боевых машин пехоты и бронетранспортеров) в европейской зоне России были весьма существенны, поскольку вносили серьезные диспропорции в структуру частей и соединений Российской армии в европейской части страны [1]. Особенно этот вопрос обострился сейчас, когда значение и объемы применения легкой бронетехники в противоповстанческих и контртеррористических операциях резко возрастают, а необходимость защиты пехоты от мин, фугасов, ручных противотанковых средств и т. п. актуальна как никогда.

Наиболее существенными являются введенные ДОВСЕ так называемые «фланговые ограничения». Стремясь максимально ограничить военный потенциал России, Запад добился того, что территории Ленинградского (ЛВО) и Северокавказского (СКВО) военных округов были выделены в так называемые фланговые зоны, уровень вооружения в которых подлежит особым ограничениям. Задача была вполне прозаичной - не допустить создания серьезных войсковых группировок, способных к обширным наступательным действиям. В рамках этих фланговых ограничений были установлены предельно низкие квоты на количество боевой техники (в итоге 700 танков, 580 бронированных машин и 1280 артиллерийских систем на два округа) [1]. В результате ведение сколько-нибудь существенных операций силами этих округов стало невозможным, а в ходе обеих чеченских кампаний Россия была вынуждена собирать на Северный Кавказ войска со всей страны, пойдя на прямое нарушение ДОВСЕ.

С точки зрения интересов национальной безопасности России, абсолютно неприемлемым представляется уже сам факт того, что кто-то решает, где и сколько войск необходимо держать суверенному государству. Совершенно очевидно, что РФ должна иметь возможность самостоятельно формировать необходимые в количественном отношении группировки войск на своей территории, а также производить их перегруппировки без запроса какого-либо одобрения на это со стороны западных «партнеров». Серь-

езной проблемой стало превращение стран Прибалтики в «серую зону», фактически не подпадающую под какие-либо ограничения ДОВСЕ, что позволяло им активно и без оглядки вести военное строительство, а НАТО, в случае необходимости, - использовать их территории для наращивания военного потенциала и переброски сил, что уже благополучно и делается.

Еще одним аспектом ДОВСЕ, не вполне удовлетворяющим российскую сторону, является практика регулярного обмена подробными данными о численности, группировке и дислокации войск, а также проведения взаимных инспекций. Безусловно, обмен данными небесполезен, поскольку увеличивает открытость в военной сфере. Однако при традиционно большей открытости военного строительства в западных странах такой обмен более всего выгоден именно им, поскольку российская сторона немалую часть подобной информации получает и так, из открытых источников, в то время как западные страны получили уникальную возможность получать информацию напрямую из российского Министерства обороны.

В июне 2007 года в Вене прошла конференция, которая была созвана по инициативе России и своей целью носила обсуждение ситуации вокруг ДОВСЕ. Позиция НАТО была такова, что Россия не имеет права в одностороннем порядке вводить мораторий на исполнение ДОВСЕ. В сообщении информбюро НАТО в Москве отмечалось, что в договоре нет положения, которое позволило бы ввести в одностороннем порядке мораторий на выполнение договора. Указывалось, что приостановление выполнения договорных обязательств станет прямым нарушением договора. В конечном итоге участники конференции не пришли ни к чему конкретному, дальнейшим же итогом со стороны России было введение моратория на выполнение положений ДОВСЕ с 12 декабря 2007 года - до тех пор, пока западные «партнеры» не ратифицируют адаптированный Договор, подписанный в Стамбуле в 1999 году, а также не согласятся обсуждать выдвинутые Москвой минувшим летом изменения к Договору [2]. Можно предположить, что Запад не будет этого делать, так что «приостановление», скорее всего, приведет рано или поздно к полной денонсации Россией ДОВСЕ. В то же время совершенно ясно, что возобновление прямой количественной гонки обычных вооружений не только невозможно, но и совершенно не нужно ни сейчас, ни в обозримом будущем. Слишком очевидна разница экономических потенциалов сторон - достаточно сказать, что суммарный ВВП всех нынешних стран НАТО в долларовом исчислении намного больше российского. Ранее президент РФ Путин В. В. заявлял, что «...действий России не нужно бояться, они не носят агрессивного характера. Они только ответ на достаточно жесткие и не имеющие никаких обоснований односторонние действия наших партнеров» [6].

Тем не менее никак нельзя назвать прекращение участия в ДОВСЕ «формальностью». Практические шаги российского руководства, вытекающие из фактической ликвидации Договора, будут осторожными, но они все равно последуют. К этому толкает военнополитическая ситуация в Европе и на российских границах. Впрочем, некоторые эксперты считают, что

мораторий на ДОВСЕ в целом не изменил ситуацию, поскольку введение данного моратория является техническим шагом, так как политическое решение было принято уже в июле 2007 года, когда президент В.В. Путин подписал указ о введении моратория [9].

Если придерживаться точки зрения, что договор ДОВСЕ нужен, то для восстановления его жизнеспособности нужно не так уж и много:

- договориться о том, как компенсировать дополнительный потенциал, приобретенный НАТО в результате расширения;

- условиться о параметрах сдержанности в размещении сил на иностранных территориях;

- принять решение об отмене фланговых ограничений для территории России (они мешают общей борьбе с терроризмом);

- обеспечить участие в Договоре новых членов НАТО - Латвии, Литвы, Эстонии и Словении;

- как можно скорее и без искусственных условий ввести в действие адаптированный вариант ДОВСЕ и приступить к его дальнейшей модернизации.

Ликвидация ограничений ДОВСЕ позволит как увеличивать количество кадрированных дивизий и бригад в европейской части России, так и оптимизировать состав и структуру этих соединений, а не комплектовать их техникой по «остаточному принципу».

В целом выход из ДОВСЕ имеет для России важнейшее значение. Отказываясь от нормативов ДОВСЕ, Россия подчеркивает свою независимость в решении вопросов военного строительства. Страна получит возможность иметь столько войск, сколько сочтет необходимым, и таких, какие сочтет необходимыми. Россия не стремится бросить вызов Западу и явно не собирается вновь вступать с ним в соперничество по количеству танков и самолетов. Наоборот, мораторий на ДОВСЕ позволит полностью уйти от устаревшей логики постоянного соотнесения потенциалов России и Запада и перейти к полной свободе в развитии Вооруженных сил РФ, опираясь при этом на сугубо национальные потребности и отвечая на конкретные угрозы времени. В стратегических интересах России - создание такой военной машины, которая давала бы полную свободу действий в отношении неспокойных и вызывающе ведущих себя соседей. Одновременно это лишало бы Запад всяких надежд на возможность военного вмешательства извне в действия РФ.

Реакция партнеров по НАТО пока еще окончательно не прояснена, но можно предположить, что члены Альянса в принципе могут со своей стороны приостановить действие ДОВСЕ уже в мае-июне

2008 года. Впрочем, возможен и другой вариант развития событий. Натовские министры не смогут прийти к единому мнению по вопросу о том, как им сообща реагировать на намерение России о моратории на исполнение ДОВСЕ. С одной стороны, в НАТО, в первую очередь психологически, явно не готовы идти на какие-либо уступки Москве. Запад признает, что заинтересован в сохранении ДОВСЕ. Однако ратификация адаптированного варианта договора без привяз-

ки его к Стамбульским обязательствам, на чем настаивает российская сторона, будет слишком явно выглядеть уступкой Кремлю. Натовские министры иностранных дел должны первым делом ответить сами себе на главный вопрос - что для них более приемлемо: ратификация адаптированного ДОВСЕ, что в принципе западные страны и так обязались сделать еще в 1999 году, или возвращение к политике «усиления напряженности» в самом центре Европы. Прошедший в апреле 2008 года саммит Россия-НАТО в Бухаресте не дал ответа на вопрос о возможности ратификации странами-членами Альянса адаптированного Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) [3].

В мае 2008 года начальник Генштаба РФ Юрий Балуевский сделал неофициальное предложение западным партнерам относительно дальнейшей судьбы ДОВСЕ, заявив, что, в случае невозможности нахождения компромисса, единственный путь, который останется России, - это выход из ДОВСЕ [4]. Впрочем, начальник Генштаба не настаивал на том, что подобное предложение окончательно. Насколько в НАТО готовы воспринимать эту идею всерьез, пока не ясно. Договоренности, заключенные на саммите Россия -НАТО в Стамбуле в 1999 году, предполагают окончательный вывод российских баз и контингентов из Грузии и Молдавии, и в Москве принято считать, что эти обязательства РФ взяла на себя исключительно добровольно и выполняет их, к тому же, в ускоренные сроки. Впрочем, официальный Брюссель заявил, что будет приветствовать любые предложения со стороны России, не забыв упомянуть, что официального плана российская сторона пока еще не предоставила [5].

Дальнейшее развитие событий зависит от общих принципов отношений между Россией и странами НАТО, включая США. В середине 2000-х годов у Москвы и Вашингтона сложились три группы противоречий, которые непосредственно влияют на вопросы военной безопасности [8].

1. Статусный конфликт. Мировой порядок 1990-х годов формировался под «слабую» и «ведомую» Россию, которая принимает американское лидерство как ключевое правило игры. В 2000-е годы ситуация изменилась в связи с возросшей зависимостью стран Запада от российских энергоресурсов. Возник неизбежный психологический конфликт, связанный со стремлением Москвы повысить свою роль в системе международных отношений, с одной стороны, и психологической неготовностью США согласиться с таким пересмотром международного порядка - с другой.

2. Идейно-политический конфликт. Дипломатическая служба США не любит обменивать принцип на сделку и очень гордилась тем, что их внешнеполитическая стратегия основана на отрицании идей макиавеллизма. Россия же понимает внешнюю политику как искусство равноправного дипломатического компромисса. Соответственно у Москвы и Вашингтона возникает непонимание мотивов действий противоположной стороны.

3. Нарастание силовой диспропорции в российско-американских отношениях. Еще в конце 1980-х годов СССР утерял стратегический паритет с США в области высокоточного оружия. В 1990-е годы США и НАТО в целом начали превосходить Россию по количеству обычных вооружений. С развертыванием ПРО постепенно меняется ситуация в области ядерных вооружений. Это привело к активизации со стороны Москвы в области военных программ, что вызвало непонимание в Вашингтоне и Брюсселе. Стороны начали упрекать друг друга в «подрыве стратегической стабильности».

В этом смысле нынешние проблемы вокруг ДОВСЕ и американских систем ПРО в Восточной Европе только часть общей тенденции. Согласятся ли США и страны НАТО признать объективно изменившиеся реалии и согласиться на партнерство с более сильной и «менее ведомой» Россией? От ответа на этот вопрос во многом зависит будущее российско-американских отношений. В любом случае, прекращение действия ДОВСЕ будет означать освобождение России от нежелательного контроля и возможность перехода к решению насущных национальных задач без оглядки на мнение зарубежных партнеров.

Литература

1. Барабанов, М. Уйти по-русски. Чтобы вернуться [Текст] / М. Балабанов // Профиль. - 2007, 3 декабря (№ 45). - С. 25 - 28.

2. В Вене обсуждают претензии к ДОВСЕ: Электронный ресурс // BBC.russian.com. - 2007, 12 июня. -http://news.bbc.co.uk/hi/russian/international.

3. Владимир Путин: Россия и дальше намерена развивать свою ядерную триаду: электронный ресурс. - 2008, 4 апреля. - www.regnum.ru/news/ 982123.html.

4. Генштаб предложил НАТО компромисс по ДОВСЕ: электронный ресурс // Известия. Ru. - 2008, 15 мая. - www.izvestia.ru/news/news174394.

5. ДОВСЕ на всю Россию: электронный ресурс // Газета. Ru. - 2008, 16 мая. - www.gazeta. ru/politics/2008/05/16.

6. НАТО: Выход из ДОВСЕ повлечет серьезные последствия: электронный ресурс // РосБизнес Колсалтинг. - 2007, 5 июня: электронный ресурс // http://top.rbc.ru/politics /05/06/2007/105591.shtml.

7. Прошу на меня не сердиться: электронный ресурс // Российская газета. - 2007, 12 февраля. -http://www. rg.ru/2007/02/12/putin-vistuplenie.html

8. Россию вынуждают выйти из договора об обычных вооружениях в Европе: электронный ресурс // Ольвия-Пресс. - 2007, февраль. - www.olvia. idknet.com/ol64-02-04.htm.

9. Фененко, А. Параграфы ПРО ДОВСЕ: элек-

тронный ресурс // А. Фененко // Русский журнал. -2007, 17 июля. - www.russ.ru/reakcii/

paragrafy_pro_dovse.

10. Эксперт: мораторий на ДОВСЕ не изменит ситуацию: электронный ресурс // Информационное агентство РОСБАЛТ. - 2007, 8 ноября. - www. rosbalt.ru/2007/11/08/429482.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.