УДК 130.2
МОРАЛЬНЫЙ РЕСЕНТИМЕНТ
КАК СИМПТОМ СОВРЕМЕННОЙ квазитолерантности1
В.Н. НАЗАРОВ В статье рассмотрен аспект влияния ресентимента на возник-
новение моральных основ идеи толерантности.
Тульский государственный. Ключевые слова: толерантность, мораль, ресентимент.
педагогический универси- г г г
тет им. Л.Н. Толстого
Одним из действенных психологических импульсов, позволяющих конкретизировать и адекватно оценить мотивы того или иного поступка, является ресентимент, сыгравший, как показал Ф. Ницше, ключевую роль в генеалогии морали и структурировании моральных ценностей. Ресентимент — французское слово, не имеющее равноценного аналога в других европейских языках; на русский язык условно его можно перевести как повторное переживание определенной эмоции, как «после-чувствование» или «вновь-чувствование». Речь идет об интенсивном переживании и последующем воспроизведении определенной эмоциональной ответной реакции на поступки другого человека, в силу чего сама эмоция перестает быть непосредственной реакцией-стимулом, а превращается в некое пролонгированное, затаенное негативное (враждебное) чувство. Согласно Максу Шелеру, это долговременная психическая установка, которая возникает вследствие систематического запрета на выражение известных душевных движений и аффектов, самих по себе нормальных и относящихся к основному содержанию человеческой природы, — запрета, порождающего склонность к определенным ценностным иллюзиям и соответствующим оценкам2.
Внешним выражением ценностной иллюзии ресентимента является сдержанная терпимость, приятие и признание права другого лица быть источником негативных эмоций. Такое неестественное состояние видимой терпимости и лояльности между негативно и конфликтно настроенными друг против друга лицами можно назвать квазитолерантностью современного гражданского общества.
К числу основных душевных движений и аффектов, служащих пищей для ресен-тимета, Шелер относит, прежде всего, импульсы мести, ненависти, злобы, зависти, враждебности, коварства. Важнейшим исходным пунктом в образовании ресентимента является импульс мести. Однако необходимо иметь в виду, что сама по себе жажда мести есть всего лишь материал для ресентимента. Месть вступает в процесс ресентимента только в том случае, если субъект, на который она бывает направлена, остается не отмщенным или не прощенным, то есть если не происходит нравственного преодоления мести (искреннего прощения, подлинного примирения с обидчиком и т.п.) или соответствующих действий отмщения (оскорбления, физического насилия, лишения жизни). В этом случае к мести примешивается чувство неудовлетворенности от невозможности по тем или иным причинам совершить акт прощения или отмщения, сопровождаемое сознанием собственного бессилия. «Мститель, чувством подвигнутый на действие и мстящий; ненавистник, наносящий вред противнику, осыпающий его руганью при других или хотя бы высказывающий ему «свое мнение»; завистник, пытающийся получить то, чему он завидует путем работы или преступления, — все они не впадают в ресентимент, — замечает Макс Шелер. — Только там существуют условия для его возникновения, где особая сила этих аффектов идет рука об руку с чувством бессилия от невозможности претворить
1 Публикация выполнена в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научнопедагогические кадры инновационной России» на 2010-2013 гг. (государственный контракт № 14.741.12.0170)
2 См.: Шелер М. Ресентимент в структуре моралей. СПб., 1999. — С. 13.
их в поступки, — из-за физической или духовной слабости, из страха и трепета перед тем, на кого направлены аффекты»3.
Наряду с сознанием собственного бессилия, одним из главных условий формирования ресентимента является установка на ценностное сравнение себя с другими людьми. Такого рода ценностное сравнение, как правило, оказывается не в пользу сравнивающего, в силу чего оно оказывается пропитанным завистью, ненавистью, ревностью и т.п. В соединении с сознанием бессилия это сравнение порождает специфические «ценностные иллюзии ресентимента», заключающиеся в принижении ценных качеств объекта сравнения или фальсификации самих ценностей.
Характерно, что сама установка на ценностное сравнение возможно только в обществе относительно равных политических прав. Это позволило Максу Шелеру сделать весьма проницательное суждение о ресентименте демократии: «Максимально сильный заряд реснентимента должен быть в таком обществе, где почти равные политические права и соответственно формальное, публично признанное социальное равноправие соседствуют с огромными различиями в фактической власти, в фактическом имущественном положении и в фактическом уровне образования, то есть в таком обществе, где каждый имеет «право» сравнивать себя с каждым и «не может сравнить реально»»4.
Исходя из данного замечания Шелера, можно предположить, что в современной России существует весьма благоприятная почва для произрастания ресентимента.
Наряду с общими условиями формирования ресентимента (данными человеческой природы и социальной структуры общества) существуют определенные социальные и профессиональные роли и ситуации, располагающие к появлению ресентиментных реакций и даже порождающие ресентиментные типы личности. Это обстоятельство имеет самое непосредственное отношение к тем или иным видам прикладной и профессиональной морали, которые как бы изначально предполагают определенные элементы ре-сентимента.
В своем исследовании М. Шелер описывает наиболее предрасположенные к ре-сентименту сферы социальной жизни и межличностных отношений: область половой морали; конфликт поколений; сфера семейно-брачных отношений. Наряду с этим он выделяет такие ресентиментные типы личности, как тип чиновника, политика, артиста, священника. На первый взгляд ресентимент должен бы быть у преступника и воина. Однако при наличии аффектов, предрасполагающих к ресентименту (ненависти, враждебности, мести и т.п.) они находят свой выход в активных действиях.
Более важным является вопрос о том, каков уровень ресентимента в тех или иных профессиональных видах деятельности, например, у бизнесмена, журналиста, педагога, ученого, врача, художника? В какой мере они могут быть свободны от ценностных иллюзий ресентитмента? Не вдаваясь в отдельную ресентиментную оценку той или иной профессии, можно сформулировать некое общее правило «проверки на ресентимент»: свободным от ценностных иллюзий ресентимента можно стать в той мере, в какой сопутствующие тому или иному виду профессиональной деятельности аффекты получают свою адекватную разрядку. Именно этим, по всей видимости, объясняется тот факт, что врач иногда вынужден повышать голос на пациента, учитель на ученика; артист срывать свое зло на журналисте, а журналист устраивать сенсационные разоблачения известных особ; политик вымещать свои эмоции через публичную ругань, а бизнесмен упражняться в политических инсинуациях. Особенно широкое поле для разрядки ресентиментных эмоций предоставляет, конечно, политика. Шелер справедливо замечает, что парламентские институты даже там, где они наносят ущерб законодательству и управлению государством, а тем самым и общему благу, все же имеют огромное значение как средство выхода массовых, групповых и индивидуальных эмоций такого рода5.
Список литературы
1. Шелер М. Ресентимент в структуре моралей. СПб., 1999.
3 Шелер М. Указ. соч. — С. 18.
4 Шелер М. Указ. соч. — С. 21.
5 См.: Шелер М. Указ. соч. — С. 49.
MORAL RESSENTIMENTAS ASYMPTOM OF MODERN QUASI-TOLERANCE
V.N. NAZAROV
Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University
The article discusses the aspect of influence of ressentiment on the moral basis of the concept of tolerance. Key words: tolerance, morality, ressentiment.