Научная статья на тему 'Ресентимент в образовании: предварительные констатации'

Ресентимент в образовании: предварительные констатации Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
771
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСЕНТИМЕНТ / МОРАЛЬ / ВОЛЯ / ЧЕЛОВЕК / ОБРАЗОВАНИЕ / ДИАЛОГ КУЛЬТУР / ДУХОВНОСТЬ / КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА / ГУМАНИЗМ / RESSENTIMENT / MORALS / WILL / PERSON / EDUCATION / SPIRITUALITY / CLASSICAL SCHOOL / HUMANISM / DIALOG OF CULTURE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Быковская Елена Федоровна

Автор полагает, что становлению культурной идентичности человека, диалогу культур мешает явление ressentiment. Анализируя его, автор предлагает пути преодоления ресентимента посредством системы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ressentiment of education: pre-research

The author believes that the ressentiment hinders the formation of the human culture identity as well as the dialog of cultures. Analyzing this phenomenon, the author suggests a way to overcome the ressentiment in education.

Текст научной работы на тему «Ресентимент в образовании: предварительные констатации»

17. Терегулов, Ф. Ш. Феномен социогенома [Текст] // Сибирский педагогический журнал. - 2005. - № 5. - С. 57-74.

18. Розанов, В. В. О понимании. [Текст] / В. В. Розанов. - СПб., 1994. -С. 10-11.

19. Там же. - С. 12-13.

20. Там же. - С. 13.

21. Там же. - С. 14.

22. Там же. - С. 20.

23. Чернобров, А. А. Религиозная культура и религиозный дискурс [Текст] / А. А. Чернобров // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. -С. 172-182.

24. Перевозчикова, Л. С. Конструктивное самоутверждение личности как философская проблема [Текст] / Л. С. Перевозчикова // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 1. - С. 138-146.

УДК 370.1

Е. Ф. Быковская

РЕСЕНТИМЕНТ В ОБРАЗОВАНИИ: ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ КОНСТАТАЦИИ

По плодам их узнаете их...

(Мф. 7; 16)

В настоящее время большое внимание уделяется вопросу формирования единого образовательного пространства Европы. Однако проблемы европейского образовательного пространства не могут быть решены без подлинного диалога культур. Тема диалога культур, в свою очередь, не может быть решена вне культурной идентификации государств Европы, поскольку в конструктивный диалог могут вступать только те субъекты, которые имеют четко выраженную культурную идентичность. На путях обретения Россией собственной культурной идентичности мы встречаемся с такой проблемой, как ресентимент. Мы полагаем, что ресентимент мешает становлению культурной идентичности, человеческих отношений, добрососедства, взаимного примирения, конструктивной самоидентификации человека, «выделки» (Ф. М. Достоевский) человека в личность. В этой связи тема ресентимента в образовании представляется чрезвычайно актуальной.

Понятие ресентимент (фр. ressentiment - «злопамятность», «злоба», «зависть», «вражда», «ненависть», «обида», «неприязнь») было введено и разработано до уровня специального термина Фридрихом Ницше, утверждавшим, что ресентимент лежит в основе христианской религии. В отношении к христианству автор не разделяет взгляды Ницше и понимает «ресен-

тимент» как своеобразную форму морального зла. А именно, как душевное самоотравление, проявляющееся в злопамятстве и мстительности, зависти на фоне бессилия, злобной, мелочной («подпольной» (Ф. М. Достоевский)) ненависти.

Проявления ресентимента мы наблюдаем еще в Античности. Ученик и друг Аристотеля Феофраст описывает негативные черты характера человека в труде «Характеры» [6]. Античность не дала ответ на вопрос о другой причине дурной стороны человеческой природы, кроме недостатка знаний. Более полный ответ мы находим у св. Апостола Павла, который видел причину греха в воле человека: «Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр. А потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех» (Рим. 7; 15-17).

В эпоху Нового времени на фоне превалирующего индивидуализма и рационализма является возвеличенное онтологическое «ничтожество» (Б. Паскаль) человека. Причину «ничтожества» человека Б. Паскаль также видит в воле человека - управляющей инстинктами и возвышающей человека или слепо увлекаемой ими на путь «животного уровня» бытия. Говоря о «ничтожестве» человека, Паскаль стоит на позиции его достоинства и «величия». «Величие» человека, полагает мыслитель, заключается в стремлении к данному от природы добру, любви к духовному началу в себе и в других, уважении нравственной истины, в возможности познания самого себя [4].

Ф. Ницше восстал страстно и с негодованием, по словам Н. А. Бердяева, против упадочного мещанского христианства. Христианство постепенно вытеснялось из жизни, а ресентимент оставался. Далее, Макс Шелер прояснил и детализировал понятие «ресентимент». Он писал о ресентименте как о явлении социальном, а не только присущем отдельному человеку. Философ чувствовал, что «здесь проходит какой-то нерв современности». Ресентимент для него - это поворот оценивающего взгляда вовне, вместо обращения к самому себе, это поиск справедливости. В этом случае, пишет М. Шелер, «жизненные задачи и их значимости вырабатываются в принципе только на основе желания быть и значить больше через сравнение всех со всеми другими» [7]. Ресентимент - это чувство внутренней ярости, не получившей в свое время выхода и разрушающей человека изнутри, «самоотравление души».

М. Шелер видел истоки ресентимента в эмоционально-волевой сфере человека, комплексы которой - слабость, бессилие, страх (забитость, запуганность, трепет), легкая ранимость, сдерживаемые притязания, инвалидность, зависть, ревность, стеснительность, рыночная конкуренция, ведущая к зависти, жадности, тщеславию, карьеризму, структура социальности, когда формально все равны, а реально - нет, унижающее подчинение в системе властных отношений - создавали благоприятную почву для него. М. Шелер был убежден, что в христианстве есть моменты, разрушающие ресентимент.

Одной из основных причин ресентимента, на наш взгляд, является специфическая духовная сориентированность: «обесценивание позитивных ценностей... появление ценностной слепоты или ценностной иллюзии по отношению к тем ценностям, достичь которых данный субъект оказывается не в состоянии. ограничение ценностного сознания собственным, данным от природы уровнем влечения - вместо соотнесения этого уровня с масштабом воспринятых в чистом виде ценностей» [7, с. 34-35], - писал М. Шелер, в результате чего мы имеем «дискредитацию мира и всех его ценностей».

Мы понимаем духовность как обращенность человека к ценностям, но различаем положительную и отрицательную духовность в зависимости от идеалов человека. Духовность положительная понимается нами не только как устремленность человека к высшим абсолютным ценностям. Человек обретает свою духовность, одухотворяется, на путях своего преображения, когда в нем человек Нового Завета приходит на смену человеку ветхозаветному. «Подлинная христианская духовность есть духовность христосоло-гическая, т. е. богочеловеческая, - пишет Н. Бердяев. И далее продолжает: «Христианская духовность есть не только восхождение, но и нисхождение, и только такая духовность человечна. Возможна и бесчеловечная, враждебная человеку духовность. Есть не только христианская и внехристи-анская духовность, но и в самом христианстве есть разные типы духовности, например духовность православная и духовность католическая» [1, с. 322-323]. Духовность отрицательная есть устремленность к инфернальным идеалам.

Духовность обнаруживается в преодолении человеком материальных, социальных, психических зависимостей не избегая действительности (посредством наркотического опьянения, минимизации своей жизненной активности, возвышения уровня наслаждений, возведения мира иллюзорного в статус реального, посредством отшельничества (нежелания иметь дело с миром, создание собственной ниши) или бунтарства (стремления перестроить мир сообразно собственным желаниям, идеалу)). Критерий принятия действительности в том, что человек деятельно сориентирован на самую действительность, ее переосмысление и ценностное возвышение. В противном случае у человека рождается иллюзия духовной жизни. Одухотворение предполагает рефлексию над собственными эмоциями и аффектами на той или иной аксиологической основе. Ценностный приоритет зависит от свободного выбора человека. Критерием истинной духовности становится ее реальный вклад в становление личности человека и укрепление отечественной культуры, государства и общества.

С нашей точки зрения неверная духовная сориентированность является следствием нарушения христианских заповедей любви - «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим» (Мф. 22; 37) и «возлюби ближнего твоего как самого себя» (Мф. 22; 39) - и проявляется как отсутствие смирения (смирение - любовь и доверие Богу). О христианском смирении Н. Бердяев писал так: «Смирение

не только не есть отрицание личности, но оно есть обретение своей личности, ибо личность может быть найдена лишь в Боге, а не в затверделой и закоренелой самости. Смирение не только противоположно свободе, но есть акт свободы, .. .должно быть истолковано как победа духа... Вся нравственная жизнь есть ничто иное, как обретение энергии духовной жизни, победа над слабостью и непросветленностью жизни природной. Христианство призывает к победе над миром, а вовсе не к покорности миру. Смирение не есть покорность, наоборот, оно есть непокорность, движение по линии наибольшего сопротивления. Греховный человек бессилен вне Христа, но силен во Христе, ибо Христос победил мир» [1, с. 326].

Макс Шелер подчеркивал, что ресентимент побеждается настоящим следованием за Христом при помощи молитвы, поста, искреннего прощения, покаяния и др. Это означает, что рай для человека - это не удовольствие видеть своих угнетателей в аду. Христианство дарует человеку достоинство, благодаря которому он любит себя и ближних в силе и в бессилии, потому что в любом положении человек сохраняет Образ Божий.

Христианский этический идеал, помимо двух заповедей любви, раскрывается и в других заповедях Нового Завета. Заповеди Блаженств направлены на устранение ресентимента, являясь по сути его профилактикой. Они актуализируют в человеке необходимость любви и прощения. Например, импульс затаенной мести, когда человек внутренне готов к мести, а реально бессилен что-либо сделать, есть важнейший исходный пункт в образовании ресентимента. В Православии месть рассматривается как грех, в котором необходимо каяться и прощать обидчика. В поиске справедливости, на которую уповает человек ресентимента, месть - законное чувство, которое ищет своего удовлетворения в действиях, направленных против обидчиков.

Если человек сразу активно отреагирует в ответ на «пощечину» (духовно, нравственно, физически), то он защитит себя от ресентиментного состояния. Психоаналитик С. Дурас, рассматривая конструктивную агрессию человека, убежден, что она играет важнейшую роль в защите и сохранении его жизни. Такая агрессия обнаруживается в отдельных эмоциях, одной из которых является гнев. Он пишет, что гнев - это часть защитной агрессии, задача которой состоит в противостоянии деструктивности, а не в ее выражении. Конструктивный гнев проявляется как ответ на порабощение, запугивание, подавление, подвох, эксплуатацию или какие-то другие виды дурного обращения. В подобных случаях гнев не является единственным возможным ответом личности и не может быть назван обязательным условием разрешения ситуации. Однако, если в ответ на вышеперечисленные угрозы человек начинает испытывать гнев, приводящий в конечном итоге к активному протесту, бунту, ситуация нередко изменяется в лучшую сторону. Гнев, следовательно, является не только ответом на угрожающую ситуацию, но еще и активной попыткой справиться с ней. Он служит показателем мощи и способности человека найти в себе силы для противостояния травмирующему фактору [2].

Если импульс возникает и тут же сдерживается, человек «тормозит» в силу своего бессилия, относит ответ на «другой раз», но при этом знает, что другого раза не будет, тогда начинается настоящая патология. Человек ресентимента принципиально не способен на поступок. Как и любой другой человек, он постоянно сталкивается в жизни с позитивными явлениями: счастьем, властью, красотой, силой духа, добром и т. д. Человек ресенти-мента хотел бы вычеркнуть их из своей жизни, чтобы избежать мучений от конфликта между желанием их получить и бессилием осуществить. Он не способен овладеть тем, что является реальным воплощением позитивных ценностей, поскольку его ценностное чувство извращается. Уклоняясь от позитивных моментов, ресентиментное сознание ищет им противоположные. Человек как бы говорит себе: «Все это ничего не стоит, ценности, которые действительно ведут человека к спасению заключены в прямо противоположных явлениях - бедности, страдании, боли, смерти». Искаженная ресентиментом картина мира в худшем случае становится причиной глубокого кризиса личности. Подобными примерами изобилует отечественная история. Ф. Ницше заметил верно: «Не умеющий стать человеком цельным, активным, счастливым, открытым по отношению к себе, человек ресентимента лишен всякой откровенности, наивности, честности и прямоты к самому себе. Его душа «косит», ум его любит укрытия, лазейки и задние двери. Все скрытое привлекает его как его мир, его безопасность, его услада. Он знает толк в молчании, злопамятстве, ожидании, сиюминутном самоумалении и самоуничижении» [3].

В разных социокультурных контекстах (в политике, в экономике, в психологии, в образовании и др.) формы проявления ресентимента, его сила, направленность и последствия могут быть различны. Сейчас в нашу задачу входит рассмотреть явление ресентимента в образовании. Степень наличия ресентимента в философско-педагогических концепциях выявляется на основе глубокого анализа трех моментов. Во-первых, на основе анализа антропологической составляющей концепции. Во-вторых, на степени ее идентичности национальной культурной традиции - аксиологическая и социокультурная составляющие. Огромное значение имеет роль личности авторов данной концепции, поэтому, в-третьих, на персонологической составляющей.

Западный тип классической школы, утвержденный в России Петром I, сохранил свои основные черты вплоть до настоящего времени. Мы полагаем, что классическая школа создает питательную среду для ресентимента, поскольку она основана на идеологии гуманизма, о которой М. Шелер писал так: «Человеколюбие есть прежде всего форма выражения вытесненного отрицания Бога, импульса, направленного против Него. Оно есть форма проявления вытесненной ненависти к Богу» [7, с. 127].

Нравственные идеалы гуманизма определяются секулярно воспринятыми понятиями справедливости, свободы, равенства, прав человека, гармонично развитой личности. Построенное на фундаменте классической школы, оте-

чественное образование ориентируется на идеалы гуманизма - принцип справедливости, успех, культ индивидуальности. Проявляется эта ориентация в выраженной маскулинности и агрессивности, следствием которых является стиль «жесткой направленности на успех любой ценой», в формировании психологических защит, способствующих формированию «образа врага», в конфликтных ситуациях общения («проекции» и «замещения»), в «интеллектуализации» как способе борьбы с иррациональной частью своей совести. Именно поэтому, гуманизм в своих основаниях ориентирован на ресентимент. Факт возникновения негативной реакции (мести) у людей в ответ на нарушение субъективного идеала справедливости, не имеющий выход вовне, можно квалифицировать как ресентимент. Ж.-Ж. Руссо, один из основателей классической школы, пишет: «Хорошие общественные учреждения - это те, которые лучше всего умеют изменить природу человека, отнять у него абсолютное существование, чтобы дать ему относительное, умеют перенести его «я» в общую единицу.» [5, с. 28].

Ж.-Ж. Руссо задает совершенно отчетливую педагогическую программу (идеологическую и политическую одновременно, в смысле воспитания гражданина государства): заменить человека с его желаниями и побуждениями - законом, частную волю - общественной, естественную свободу - «полным отчуждением каждого из членов ассоциации со всеми его правами в пользу всей общины» [5, с. 161]. Этот проект введения индивида в сферу публичного также основан на относительных ценностях и редуцирует человека к гражданину, представляя новому индивиду своеобразные гарантии определенности и смысла его существования. Человек получает извне свои жизненные содержания в виде образа мыслей и действий, манеры и стиля рассуждений, в виде желаний, побуждений, стремлений, проекта своей жизни в целом. Речь, жест, поступок, желание и воля человека обращены вовне и ориентированы на признание со стороны других. Собрать себя в сколько-нибудь значимое целое сам человек не может. Невозможность подлинной самореализации, глубоко замаскированная ненависть неполноценности создают основу для попадания в ловушку ресентимента.

Классическая школа шла трудным путем «врастания» в национальную отечественную культуру. Именно внедрение на отечественной почве западных ценностных идеалов и форм жизни, пропагандируемых через систему образования, вызывало в восприятии молодых людей искажение мировоззрения, которое в дальнейшем представлялось идеальным и способствовало преобразованию общества. Преобразованию повергалось, прежде всего, образованное общество, что приводило к духовному конфликту интеллигенции с народом и затрудняло процесс оформления населения России в нацию.

Появление ресентимента в российском образованном обществе обуславливалось двумя причинами. Во-первых, «экзистенциальная зависть» (М. Шелер) - зависть к индивидуальной сущности и бытию другой культуры, обусловленная особого рода ценностным сравнением западной куль-

туры с отечественной и предпочтение западных форм жизни и ценностей за образец жизни в России. Во-вторых, «сознание собственного бессилия». Ресентимент - это всегда воспроизводство и переживание конкретной ответной реакции, но не деятельное ее преодоление. В результате - отсутствие возможности выхода известных душевных движений и аффектов. Россия ответила не сразу на активное внедрение западных ценностей. Ответный импульс пришелся на более позднее время. Такая ситуация в России обусловлена тем, что немедленная достойная реакция отечественных мыслителей была не возможна: Россия имела свою национальную образованность отличную от рациональной образованности Запада. Чтобы Россия дала Западу достойный ответ, ей необходимо было впитать в себя западные формы жизни и ценности и преобразить их в лоне своей национальной культуры.

Если мы обратимся к нашим дням, то увидим, что ресентимент, классически описанный Ницше, имеет место в современной России. В обществе и системе образования, в коих происходит либерализация, демократизация, он нарастает и передается от поколения к поколению. Наша школа по-прежнему имеет в основе своей идеалы гуманизма - равенство, справедливость, систему конкуренции - чем и способствует воспитанию ресентиментного сознания у детей.

Для отечественной системы образования характерно явление, которое М. Шелер называет «феноменом органической лживости». По мнению М. Шелера, ресентимент наиболее опасен там, где он становится одним из источников заблуждений при постижении абсолютного порядка ценностей и претворении его в действительность. Это и есть «переворот в вечном порядке материальной этики ценностей» (М. Шелер). Здесь уместно вспомнить ответ старца Зосимы Федору Карамазову о том, что ложь самому себе является первым шагом от Бога, Истины, Жизни.

У человека есть право на становление собственной личности, на национальную идентичность. Подчеркнем, что свобода и достоинство, присущие национальному менталитету, могут быть раскрыты в лоне отечественной культуры. На христианском понимании свободы зиждется дисциплина человека, о которой мечтает школа. Свободная воля человека задает вектор развития человеческой личности. Исцеление от ресентимента находится в прямой зависимости от направленности школы на формирование типа человека национальной культуры.

Н. Бердяев писал: «Именно христианство хочет вырвать из человеческой души ресентимент, излечить человека от больного самолюбия и зависти. Только христианство и знает средство против больного самолюбия.Хрис-тианство есть величайшая сила сопротивления власти мира, христианская мораль. есть стяжание духовной силы во всем» [1, с. 325].

Смеем предположить, что феномен «трудный подросток» и даже в некоторых случаях жестокость в детях - это попытка физически преодолеть ресентимент в процессе духовно-нравственного становления чело-

века. Учитель в школе также имеет шанс попасть в ловушку ресентимента. Чтобы защитить себя, он должен понимать, что учитель - не только образ Аполлона, но и Диониса. Учитель должен быть строг, может быть дио-нисийно свиреп. Иначе он окажется в болоте ресентимента. Обоснование правоты учителя в выборе подобного морального решения мы находим у И. А. Ильина в труде «О сопротивлении злу силою» (1925 г.).

Не исключая духовного и нравственного путей преодоления ресентимента, о которых мы писали выше, в дополнение к ним, физическим средством защиты учителя в образовательном и воспитательном процессах может быть гнев. Известно, что гнев часто сопутствует нормальной заботе родителей или учителей. Гнев такого рода направлен против негативных тенденций в ребенке, заключающих в себе угрозу для его развития. Например, мать, ругающая и наказывающая своего ребенка, который неосмотрительно подверг свою жизнь серьезной опасности. Ребенок, получивший затрещину, полагает Шелер, не обижается, так как знает, что такова система. Гнев в сфере педагогических отношений содействует сохранению связи между людьми, атакуя любую угрозу для нее. Он служит своеобразным коммуникативным инструментом, сигнализируя об угрозе отдаления, улучшая понимание и делая связь более прочной. Такой гнев воспринимается как правомочное моральное решение для построения лучших отношений. Поэтому, служа защите и сохранению отношений, гнев может быть признан обоснованным и здоровым. Напротив, запрет на открытое выражение агрессивных эмоций способен привести к формированию неповторимой картины того, что принято называть «ressentiment».

В заключении подведем предварительные итоги.

Во-первых, если человек является существом «переходным» (Ф. М. Достоевский), значит он имеет возможность попасть в ловушку ресентимента.

Во-вторых, отсутствие национальной идентичности, вынуждает человека на приспособленчество, на жизнь по чужим законам, на конфликт со своим внутренним миром, то есть на ресентимент.

В-третьих, вне культурологического образования, теоретические основания которого продиктованы национальной культурной традицией, мы имеем ресентиментное образование и воспитание, сущностью которого является отсутствие у образованного человека позитивных духовно-ценностных ориентиров.

Библиографический список

1. Бердяев, Н. А. О назначении человека [Текст] / Н. Бердяев. - М., 2006. -383 с.

2. Дурас, С. Ресентимент и конструктивная агрессивность человека [Текст] / С. Дурас // www.psychoanalysis.duras.org

3. Ницше, Ф. К генеалогии морали [Текст] / Ф. Ницще // http://www.krotov.

4. Паскаль, Б. Мысли о религии [Текст] / Б. Паскаль. - Мн.: Харвест, - М.: АСТ, 2001. - 224 с.

5. Руссо, Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании [Текст] // Ж.-Ж. Руссо / Об общественном договоре: Трактаты / Ж.-Ж. Руссо. - М.: Терра-Кн. клуб, 2000. - 543 с.

6. Феофраст. Характеры // http://www.lib.ru/POEEAST/TEOFRAST/teofrast1.

txt

7. Шелер, М. Ресентимент в структуре моралей [Текст] / М. Шелер. - СПб.: «Наука», «Университетская книга», 1999. - 231 с.

УДК 378.096

Н. М. Твердынин

ТЕХНИКА И ЛИЧНОСТЬ: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

На протяжении последнего столетия техника и технология не просто изменили условия жизни людей; техносфера стала активно влиять на стиль жизни, затрагивая, как личностные, так и социальные стороны человеческого существования, причём влияние это стало всеобъемлющим. Под словом техносфера здесь понимается та совокупность научно-технических знаний и производственной инфраструктуры, включая занятых в ней работников, системы обучения этих работников и разнообразной продукции, которая является следствием деятельности в области техники и технологии. При рассмотрении философских вопросов техники принято выделять несколько основных проблем в частности столь авторитетный специалист в этой области философии техники как Карл Мэтчем [1] говорит о проблеме ответственности; его положения развивает ряд авторов [2; 3] выделяя при этом столь значимые для современного социума проблемы, связанные с экологией и воспитанием экологической культуры.

При всем разнообразии подходов необходимо отметить, что предлагаемые варианты решения проблем связанных с современной техногенной цивилизацией едины в одном: необходимо не только рассматривать вопросы в их социальном аспекте, но постоянно обращать внимание на личностные факторы восприятия человеком техники и технологии.

Именно поэтому так важно разобраться в причинах неоднозначного восприятия техники и технологии, как на уровне личностном, так и на уровне различных по своему масштабу социальных групп, исходя из сложной структуры технико-технологического знания и той социальной роли, которую оно играет в современном мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.