Т. В. ВИКТОРОВА T. V. VIKTOROVA
старший психолог психологической лаборатории ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, капитан внутренней службы
Э. В. ЗАУТОРОВА E. V. ZAUTOROVA
профессор кафедры юридической психологии и педагогики ВИПЭ ФСИН России, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования
Морально-психологическая устойчивость -ведущая составляющая эффективности профессиональной деятельности сотрудников отдела охраны исправительного учреждения
ФСИН России
Moral and psychological stability - the leading component of efficiency of professional activity of security department specialists of correctional facilities of FPS of Russia
Аннотация. В статье рассматривается вопрос о необходимости повышения уровня морально-психологической устойчивости сотрудников отдела охраны исправительного учреждения для надлежащего выполнения ими своих служебных обязанностей, связанных с применением огнестрельного оружия. Взаимосвязанная работа психолога, наставника, начальствующего состава отдела охраны способствуют обеспечению готовности сотрудника к установленным законом решительным действиям при пресечении побегов и других противоправных деяний осужденных, в том числе к применению оружия на поражение.
Ключевые слова: учреждения ФСИН России, особенности профессиональной деятельности сотрудников отдела охраны, несение службы с огнестрельным оружием, повышение морально-психологической устойчивости личности.
Annotation. In the article the authors considers the issue of the need of increase in the level of moral and psychological stability of security department specialists of correctional facility for appropriate performance of the duties connected with use of firearms. The interconnected work of the psychologist, mentor, the commanding structure of department of protection ensures readiness of the employee for the resolute actions established by the law at suppression of escapes and other illegal acts of convicts, including use lethal force.
Key words: FPS of Russia institutions, features of professional activity of security department specialists, service with firearms, increase in moral and psychological stability of the personality.
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 9/2018
Деятельность сотрудников ФСИН России находится под пристальным наблюдением общества, так как в той или иной степени затрагивает интересы многих его членов. Реализация сложных задач исполнения наказаний и результаты этой работы самым непосредственным образом отражаются на престиже уголовно-исполнительной системы в глазах общества.
Профессиональная деятельность сотрудников ФСИН России имеет ряд отличий от других профессий в системе «человек - человек», а именно:
1) правовая регламентированность деятельности;
2) высокая значимость решаемых задач, высокая ответственность;
3) наличие властных полномочий;
4) опасность, дефицит времени, своеобразие внешних условий, внезапность. Особенно это характерно для сотрудников, которые обеспечивают контролирующие, надзорные функции, то есть порой их деятельность имеет явно выраженный силовой характер (оперативный отдел, отдел безопасности, отдел охраны) [1].
А. Н. Баламут, С. М. Ермак отмечают, что профессиональная деятельность сотрудника отдела охраны предполагает наличие большого числа стрессогенных факторов, которые негативно воздействуют на эмоциональную сферу [1]. Специфика выполняемых обязанностей сотрудников данного отдела диктует не только необходимость быть в постоянной готовности к действиям в экстремальной ситуации (захват заложников, побеги, массовые беспорядки, неповиновение и другие), но и ожидание того, что «возникнет необходимость применить оружие на поражение. А это значит, что выстрел будет производиться в человека (пусть даже и в преступника), который может получить серьезное ра-
нение или быть лишен жизни» [2], что накладывает на сотрудника серьезнейшую ответственность за свои действия.
В связи с этим вопросы, связанные с применением сотрудниками уголовно-исполнительной системы (УИС) огнестрельного оружия, имеют особую значимость и требуют особой моральной и психологической закалки лиц, осуществляющих службу в отделе охраны. Согласно приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 12.12.2005 № 238 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности психологической службы уголовно-исполнительной системы», одним из важнейших видов работ, выполняемых сотрудниками психологической службы по обеспечению деятельности персонала, является проведение мероприятий по повышению психологической устойчивости сотрудников к негативным социально-психологическим воздействиям.
Служебная деятельность сотрудников ФСИН России осуществляется в соответствии с нравственными нормами и такими принципами, как законность (заключается в неуклонном и строгом соблюдении, исполнении и применении законов и подзаконных актов, действующих на территории государства), объективность (выражается в беспристрастности и отсутствии предвзятости при принятии служебных решений), гуманизм (принцип, провозглашающий человека, его жизнь и здоровье высшими ценностями), лояльность (подразумевает добровольное соблюдение установленного служебного распорядка, поддержание имиджа УИС и других силовых структур, содействие укреплению их авторитета), коллективизм и товарищество (проявляющиеся в отношениях, основанных на уважении, взаимной помощи и поддержке), сохранение и приумноже-
12
[email protected] www.or.fsin.su
ние служебных традиций (мужества и готовности к самопожертвованию, уважения и оказания помощи ветеранам, семьям погибших и ставших инвалидами сотрудников). На обязательность усвоения каждым сотрудником ФСИН России моральных основ профессионального поведения указывает Кодекс этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы [3], который призван повысить эффективность выполнения сотрудником своих должностных обязанностей и служит основой для формирования должной морали, уважительного отношения к государственной службе в общественном сознании.
Следует отметить, что нормы профессиональной морали сотрудника ФСИН России имеют некоторые особенности. Так, они допускают возможность применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в предусмотренных законом случаях. К тому же за соблюдением норм профессиональной морали осуществляется строгий контроль службой собственной безопасности, общественными наблюдательными комиссиями, СМИ и др. Поэтому сотруднику важно хорошо ориентироваться в той предметной области, в которой осуществляется его работа (законы, регламентация деятельности, особенности профессиональных полномочий и т. д.).
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что в настоящий момент пути формирования мор ально -психол огиче ской устойчив о сти видятся главным образом в воспитании морального духа, который формируется и закаляется в процессе совершенствования выполнения боевых задач, служебной дисциплины и организованности. Так, разработкой психологическо-
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 9/2018
го обеспечения сотрудников, несущих службу с оружием, занимались И. С. Дорошенко, С. И. Злобин, А. В. Кокурин, П. Н. Казберов, Е. В. Овчарова [4] и другие. Изучение вопросов формирования профессиональной готовности к применению оружия сотрудниками ФСИН России представлено в работах М. Г. Де-больского, Б. Б. Казака, В. М. Позднякова, А. И. Ушатикова и других ученых.
Проблема формирования нравственной устойчивости как одной из стержневых характеристик личности, в том числе в ситуациях морального выбора, отражена в трудах Т. В. Голиковой [5], Э. В. Зауторовой [6], Л. В. Рахматул-линой [7] и других. В них описывается процесс усвоения норм нравственности, способности личности к моральной оценке поступков, преодоления отклонений от норм нравственного поведения.
Л. В. Смолова, описывая устойчивость личности, утверждает, что она проявляется как активное самосохранение и связана с такими характеристиками, как способность руководить своими действиями и поступками, ответственность перед собой за все происходящее, эмоциональная зрелость, уверенность в себе, сила «я», социальная смелость, потребность в самоактуализации. Устойчивость, проявляющаяся как защищенность, связана с делегированием ответственности за собственную жизнь и поступки, слабостью «я», эмоциональной незрелостью, высоким эго-напряжени-ем, низким самоконтролем, социальной несмелостью, застенчивостью, низкой потребностью в личностном росте и развитии, преобладанием неосознанных механизмов преодоления стресса [8].
М. Ф. Секач описывает поведение психологически устойчивой личности, используя следующую схему: задача -актуализируемый ею мотив - осуществление действий, ведущих к его реализа-
13
ции - осознание трудности - негативная эмоциональная реакция - поиск способа преодоления трудности - понижение силы отрицательных эмоций - улучшение функционирования (и сопутствующая ему оптимизация уровня возбуждения). Поведение психологически неустойчивой личности он схематически представляет следующим образом: задача - мотив - осуществление действий, ведущих к его реализации - осознание трудности - негативная эмоциональная реакция - хаотические поиски выхода -усугубление осознаваемых трудностей -возрастание негативных эмоций - ухудшение функционирования - понижение мотивации или оборонительная реакция. Таким образом, устойчивость личности характеризует последовательность ее действий и предсказуемость ее поведения, придает ее поступкам закономерный характер.
Преодоление различного рода трудностей при выполнении служебных задач сотрудниками ФСИН России призвана обеспечить морально-психологическая устойчивость, определяющая поведенческую стойкость сотрудника в различных условиях служебной деятельности, позволяющая успешно переносить любые моральные и физические нагрузки, преодолевать чувство тревоги, опасения, страха и проявлять свое профессиональное мастерство.
Интенсивный поиск путей активизации морально-психологической готовности сотрудников органов внутренних дел к деятельности с применением оружия, в том числе на поражение, ведется в последние годы в диссертационных исследованиях педагогов и психологов. Вопросам готовности применения огнестрельного оружия сотрудниками посвящены работы И. Н. Коноплевой [9], В. М. Шевченко [10] и других. С этой целью разрабатываются педагогические
программы по формированию у обучающихся теоретических знаний, навыков психологической готовности к неблагоприятным факторам профессиональной деятельности, в том числе к применению оружия на поражение [11].
А. М. Столяренко отмечает, что морально-психологическая устойчивость является мощной внутренней силой, позволяющей преодолевать трудности, сохранять личное достоинство, не терять свое лицо в тяжелых испытаниях жизни и профессиональной деятельности. Отступление от моральных норм зачеркивает все другие достоинства сотрудника, порождая проступки, правонарушения и даже преступления. Морально-психологическая неустойчивость - оборотная сторона морально-психологической подготовленности, продукт ее низкого уровня [12].
Умение грамотно применить и использовать табельное огнестрельное оружие является фактором, с одной стороны, предотвращения побегов, с другой - защиты жизни, здоровья сотрудников и граждан. Для обеспечения нормального функционирования учреждений УИС России государство наделило ее сотрудников должностной обязанностью применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие. Общие требования к ним и случаи их применения закреплены в федеральных законах от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и от 15.07.1995 № 103-Ф3 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Применение огнестрельного оружия при выполнении служебных обязанностей является исключительным средством обеспечения режима и необходимо только в случаях, предусмотренных законом.
14
[email protected] www.or.fsin.su
Недостаточная правовая подготовленность, слабое знание нормативных документов, дающих право на применение оружия в случаях, предусмотренных законом, повышают напряженность ситуаций, которые сопровождают деятельность сотрудника. Так, каждый акт правоприменения влечет за собой последствия, при этом, как отмечает А. В. Огородников, неисполнение или ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей (бездействие, злоупотребление властью, ее превышение и т. д.) является нарушением того или иного нормативного акта и обусловливает повышенную ответственность за свои поступки [13].
Поэтому психологическими противопоказаниями к закреплению табельного огнестрельного оружия за сотрудниками являются прежде всего слабый самоконтроль, агрессивность, неадекватные установки, искаженная мотивация, склонность к отклоняющемуся поведению, злоупотребление алкоголем, низкая стрессоустойчивость. Морально-психологическая устойчивость сотрудника базируется на общей моральности его личности, дополняет-
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 9/2018
ся освоенностью им профессиональной морали, в частности моральных норм и традиций поведения сотрудников в экстремальных ситуациях (верность присяге, кодекс чести, профессиональный долг, профессиональная преданность, неподкупность, товарищество, взаимная выручка и другие).
Овладение сотрудниками знаниями о морально-психологической устойчивости, своих возможностях должно приобретать смысл саморегулирующего фактора, приобретаемые ими навыки должны стать важнейшим основанием для поддержания психического равновесия личности и формирования профессионально важных качеств.
Взаимосвязанная работа психолога, наставника, среднего и старшего начальствующего состава отдела охраны (заместитель начальника исправительного учреждения - начальник отдела охраны, заместитель начальника отдела охраны, старшие инспекторы, инспекторы, начальники караулов) должна быть направлена на усвоение определенной модели поведения в непредвиденной ситуации, позволяющей выполнить профессиональную задачу и не пострадать лично (рис. 1).
15
Рис. 1. Взаимодействие сотрудников в процессе формирования морально-психологической готовности сотрудников отдела охраны к применению оружия
В случае слабого взаимодействия этих звеньев можно говорить о механизме невыработки морально-психологической готовности к применению оружия сотрудниками со следующими особенностями: отсутствие служебного долга, ответственности, слабое знание нормативных документов, боязнь ситуаций применения оружия, неумение применять методы саморегуляции и собранности. Следует подчеркнуть, что формирование морально-психологической устойчивости - это не простое накопление суммы поведенческих реакций, а выработка устойчивой системы знаний, навыков и умений адаптированно реагировать на специфические факторы негативного воздействия служебной деятельности и успешно преодолевать их.
В связи с этим развитию морально-психологической устойчивости сотрудников УИС как значимому фактору качественного выполнения обязанностей в рамках служебной подготовки необходимо уделять особое внимание. Формы поведения, используемые человеком, закрепляются лишь в случае успешного осознания личностью их целесообразности и необходимости. Методы воспитания и обучения определенной модели поведения призваны причинно обусловить, обеспечить такое поведение сотрудника, которое соответствует квалификационным требованиям. Успешность поведения в той или иной ситуации зависит от достигнутого к данному времени уровня обученности сотрудников.
Требуется последовательная и систематическая психолого-педагогическая подготовка сотрудников отдела охраны. Правильно подобранные психолого-педагогические методы будут способствовать развитию самостоятельности мышления личности, а методы
16
эмоционально-волевой саморегуляции повысят уровень морально-психологической устойчивости, снизят действия отрицательных и психотравмирующих факторов правоохранительной деятельности на психику личного состава исправительного учреждения (страх, паника, принятие ошибочных решений при выполнении служебных задач и т. д.). В связи с этим морально-психологическая устойчивость в различного рода сложных и опасных ситуациях профессиональной деятельности, какими являются применение огнестрельного оружия, рассматривается нами как одна из ведущих составляющих эффективности профессиональной деятельности сотрудников отделов охраны исправительных учреждений ФСИН России.
Эффективная стратегия преодоления сотрудниками нерешительности и неуверенности при применении огнестрельного оружия на поражение должна базироваться на комплексе взаимосвязанных мероприятий нормативно-правового, тактико-технического характера и мероприятий других направлений, призванных подготовить сотрудников отделов охраны УИС к ситуации уверенного владения огнестрельным оружием в своей профессиональной деятельности. ф
1. Баламут А. Н., Ермак С. М. Психологическая готовность сотрудников отдела охраны к несению службы с оружием : лекция. Вологда : ВИПЭ ФСИН России ; Чернигов : Черниговский государственный институт права, социальных технологий и труда, 2011. С. 13.
2. Алексеев А. Н. К вопросу о готовности сотрудников ФСИН России к применению оружия на поражение и его использованию
[email protected] www.or.fsin.su
// Преступление. Наказание. Исправление : сб. тезисов выступлений и докладов участников II Международного пенитенциарного форума (к 60-летию принятия Минимальных стандартных правил обращения с заключенными и 30-летию принятия Минимальных стандартных правил, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних) (25-27 нояб. 2015 г.). Т. 6. Рязань : Академия ФСИН России, 2015. С. 94.
3. Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы : приказ ФСИН России от 11.01.2012 № 5. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
4. Овчарова Е. В. Психические состояния сотрудников отделов охраны уголовно-исполнительной системы, несущих службу с оружием, и их краткосрочная коррекция : дис. ... канд. психол. наук. Рязань, 2012. 192 с.
5. Голикова Т. В. Педагогические условия эффективного применения моральных дилемм в нравственном воспитании подростков : автореф. . дис. канд. пед. наук. Казань, 2004. 21 с.
6. Зауторова Э. В. Профессиональная этика сотрудников уголовно-исполнительной системы // Приоритетные направления развития правовой системы Казахстана : материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвященной 20-летию Конституции Республики Казахстан. Костанай, 2015. С. 272-275.
7. Рахматуллина Л. В. Воспитание нравственной устойчивости у младших школьников в ситуациях морального выбора : авто-реф. ... канд. пед. наук. Казань, 2002. 25 с.
8. Смолова Л. В. Анализ устойчивости к психологическому стрессу педагогов общеобразовательных школ : дис. . канд. пед. наук. СПб., 1999. 180 с.
9. Коноплева И. Н. Личностная составляющая психологической готовности сотрудников милиции к применению огнестрельного оружия и ее изменение в процессе тренинга : дис. ... канд. психол. наук. Ростов н/Д., 2005. 167 с.
10. Шевченко В. М. Понятие и структура психологической готовности сотрудников ОВД к применению оружия // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2006. № 6. С. 28-30.
11. Зауторова Э. В., Викторова Т. В. К вопросу о формировании морально-психологической устойчивости сотрудников отдела охраны исправительного учреждения к несению службы с огнестрельным оружием // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2016. № 2. С. 79.
12. Прикладная юридическая психология / под ред. А. М. Столяренко. М. : Юнити, 2001. 639 с.
13. Огородников А. В. Особенности деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы России // Вестник Самарского государственного университета. 2010. № 5. С. 220.
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 9/2018
17