Научная статья на тему 'Морально-этические проблемы трансплантологии в Республике Казахстан'

Морально-этические проблемы трансплантологии в Республике Казахстан Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
261
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Морально-этические проблемы трансплантологии в Республике Казахстан»

ный учебный год продолжительностью не менее 4 недель с оценкой знаний и умений для перевода резидента на следующий год обучения, каникулы продолжительностью не менее 8 недель между академическими годами и итоговую государственную аттестацию в конце резидентуры. Учебная неделя состоит из 54 часов, 1/3 часть которых приходится на самостоятельную работу резидентов-слушателей в не учебное время (по профилирующим дисциплинам), которые приравниваются к 100 баллам и являются максимальной суммой, которую может набрать резидент по предмету. В разработанной балльно - рейтинговой системе оценки знаний применяется дифференцированный подход, при котором особое значение придается лекциям, практическим занятиям, самостоятельной работе резидентов и элективам. Иновационно технологические лекции позволяют резиденту получить обзорную новейшую информацию по специальности, а самостоятельная внеаудиторная работа и элективы формируют у резидентов: желание продолжить профессиональное образование при помощи самообразования и самоподготовки. Максимально возможный рейтинг резидентов по итогам прохождения курса резидентуры в соответствии с продолжительностью лекций и практических занятий в часах составляет 88 баллов. Из общего числа: 56 балла приходится на лекционный курс 25 балла - на курс практических занятий и 7 баллов- на итоговое контрольное тестирование. При проведении бальной оценки практического занятия 7 балла соответствуют оценке «отлично», 6 балла -оценке «хорошо», 4 балл - оценке «удовлетворительно». Большая разница в баллах между оценкой «удовлетворительно» и «хорошо» демонстрирует приоритет качества знаний. Итоговое контрольное тестирование оценивается так: 9 баллов соответствуют оценке «отлично», 7 баллов - оценке «хорошо», 4 балла - оценке «удовлетворительно».

С целью стимулирования активности резидентов в учебном процессе и улушения качества обучения, в некоторых случаях мы используем снижение баллов. Пропуск 1 ч лекции понижает рейтинг резидента на 4 балла, пропуск практического занятия - на 9 баллов, опоздание - на 9 балл, неудовлетворительная оценка на занятии, как и несвоевременная сдача контрольного тестирования - на 3 балла.

Перед аттестацией за проиденный год проводится подсчет набранных баллов. Итоговый рейтинг вычисляется с применением коэффициента. Очень высокий рейтинг (60 баллов и выше) позволяет резиденту автоматический получить курсовой экзамен. В случае высокого рейтинга (от 55 до 60 баллов) оценка на курсовом экзамене может быть повышена на 10 баллов (1 балл в 5-балльной шкале оценок) при среднем (от 39 до 55 баллов) и низком рейтинге (ниже 38 баллов) применяется общепринятый подход к оценке на курсовом экзамене. Использование модульно - рейтинговой технологии дает возможность оценить эффективность работы кураторов( преподавателей), состояние учебно - познавательной работы резидентов, а также создает мотивацию совершенствования знаний. Такой подход позволяет управлять процессом и вносить коррективы по: устранению выявленных недостатков, в подведении итогов цикла лекционных и практических занятий по разделам индивидуальной рабочей программы и оценке качества методического подхода кураторов в обучении резидентов. Можно использовать метод анонимного анкетирования резидентами, деятельности кураторов как преподавателя-наставника. По результатам рейтинга резиденты высказывают мнение о доступности изложенного материала лекции, трудностях его восприятия, а также отношение к балльно - рейтинговой оценке уровня знаний. Высказанные мнения резидентов могут быть полезными для кооректироваки деятельности не только их самих, но и всех сотрудников кто имеет отношение к ним в учебном процессе теоретического и практического характера. Внедрение рейтинговой оценки знаний и умении в учебный процесс, по мнению резидентов, явилось дополнительным стимулом к приобретению знаний. Большинство резидентов материал дисциплины воспринимают хорошо и считают их необходимым в их будущей профессиональной деятельности. У отдельных резидентов были трудности в усвоении материала и они были связаны с недостаточным уровнем базовых знаний по отдельным фундаментальным дисциплинам.

МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТРАНСПЛАНТОЛОГИИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Турсынбекова Ж.Д.

Национальный научный медицинский центр, Астана, Казахстан

К негативным социально-экономическим факторам, которые могут оказать влияние на поступательное развитие трансплантологии, относятся морально-этические проблемы трансплантологии.

В ходе становления и развития формировались и укреплялись моральные принципы профессии врача. Несмотря на то, что на разных этапах общественного развития эти позиции поддавались серьезным испытаниям, история передовой медицины - это история гуманизма и жертвенности врача ради спасения здоровья и жизни человека. Новые открытия в медицине, использование современной техники, высокоинформативные лечебно - диагностические исследования не только расширяют сферу профессиональных возможностей врача, но и ставят перед ним новые морально- этические проблемы.

Об этике трансплантации сегодня говорят и пишут немало, но далеко не всегда положительно.

Решающее слово здесь, как и должно быть, за врачами- профессионалами.

Профессиональная этика понятна и проста. Согласно ее первому правилу, помочь больному-реципиенту необходимо обязательно, но не за счет здоровья донора. Законом запрещается пересадка органа, если заведомо известно, что эта операция нанесет необратимый вред донору. Второе правило объясняет механизм принятия решения врачом: трансплантация органов допустима, если результат операции оправдывает нежелательные побочные эффекты.

В то же время следует подчеркнуть, что общество в целом не подготовлено к восприятию идей трансплантации и донорства. Это, прежде всего, обусловлено насаждением средствами массовой информации в сознание обывателя сенсационных, чаще всего непроверенных и непрофессионально освещенных фактов негативного характера. Это в большой степени дискредитирует перспективное направление в медицине - трансплантологию.

Поэтому именно в этой отрасли медицины, необходимо создание морально- этических норм и соответствующего законодательства, которые адекватно бы регулировали процесс пересадки органов и тканей. С другой стороны, единственным методом лечения ранее безнадежных больных является трансплантация и это высочайшая степень врачебного риска и последняя надежда для пациента.

Таким образом, одним из серьезных вопросов в улучшении данного направления является разработка и утверждение программы «Пропаганда органного донорства среди населения».

Систематизация инструментов менеджмента в развитии трансплантологии и оценки ее результативности, а также реализация основных направлений разработанной Программы составляют основу для повышения на качественно новый уровень политики органной трансплантации в стране:

• Организация ежегодного слета НПО по вопросам органного донорства, реализация социального заказа среди НПО (поддержка проектов по пропаганде донорства для органной трансплантации);

• Разработка социальной маркетинговой стратегии для формирования позитивного отношения населения к вопросам органного донорства;

• Разработка стратегии по вхождению в EUROTRANSPLANT

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СКРИНИНГОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Сагандыков Ж.К.

ГККП «Городская поликлиника №7», Астана, Казахстан

Введение. В последние годы рак молочной железы прочно занимает первое место в структуре заболеваемости и смертности от злокачественных заболеваний женского населения Казахстана. Выявляемость заболевания на профосмотрах в целом по стране остается низкой, а показатель запущенности (III-IV стадии), который является критерием качества диагностики, напротив, высоким - около 40%. Как известно, снижение смертности от рака молочной железы и успехи в лечении во многом определяются ранней диагностикой заболевания: при I стадии 5-летний срок переживают 90-95% больных; при IV - менее 10% . В странах Западной Европы и Северной Америки достигнута возможность выявления I стадии заболевания у 70-80% и, соответственно, выздоровления от рака молочной железы 60-80% женщин [Hopper J.L. et al., 1999].

Результаты исследования. Проведение маммографического скрининга предполагает решение многих организационных задач. Так, анализируя результаты прошлых лет, оказалось что в г.Астана в 2008году по программе скрининга осмотрено 10902 женщин и выявлено 18 случаев злокачественных новообразовании молочной железы, что составило 0,17%, а в 2009 году осмотрено уже 10161 и выявлено 11 случаев рака молочной железы(0,10%). При этом всего впервые установлен диагноз РМЖ в 2008 и 2009 годах у 177 и 171 женщин соответственно. Из них с первой и второй стадией заболевания выявлено всего лишь 114 (64,4%)-2008г и 119 (69,9%)- в 2009 годах.

Заключение. Важнейшая мотивация активного и добровольного участия в профилактических обследованиях - сохранение собственной жизни и здоровья - не укрепляется в сознании граждан средствами массовой информации (телевидение, радио, пресса). Для максимального качества информационного обеспечения необходима стабильная многолетняя работа ряда специалистов: журналистов, психологов, социологов, имеющих соответствующее образование и владеющих перечисленными формами работы. Таким образом, информационное обеспечение скрининга является одним из важных разделов в комплексе скрининговых мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.