Original article УДК 340.1
DOI:10.24412/2713-1424-2022-10023
МОРАЛЬ И ПРАВО КАК СОЦИАЛЬНЫЕ РЕГУЛЯТОРЫ: СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ
MORALITY AND LAW AS SOCIAL REGULATORS: MODERN CHALLENGES
Фролова Ольга Валерьевна, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры военно-политической работы ФГБОУ ВО «Военной Академии связи имени С.М. Буденного» (194064, г. Санкт-Петербург, К-64, Тихорецкий проспект, д. 3.) [email protected]. Тел. 8 (812) 318-22-49 Сайт: https://itschool.mil.ru. [email protected]
Фролов Владислав Владимирович, кандидат юридических наук, доцент, полковник юстиции, заведующий кафедрой государственно--правовых дисциплин ФГКОУ ВО «Санкт-Петербургской Следственной академии СК РФ», 190000, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, дом 96 E-mail: [email protected]. Тел. 8 (812) 318-22-49, [email protected]
Frolova Olga Valerievna, PhD in Law, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Military-Political Work of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Military Academy of Communications named after S.M. Budyonny (194064, St. Petersburg, K-64, Tikhoretsky Prospekt, 3.) [email protected]. Tel. 8 (812) 318-22-49, Website: https://itschool.mil.ru. [email protected]
Frolov Vladislav Vladimirovich, PhD in Law, Associate Professor, Colonel of Justice, Head of the Department of State and Legal Disciplines of the St. Petersburg Investigative Academy of the Investigative Committee of the RF, 190000, St. Petersburg, emb. R. Moiki, house 96 E-mail: [email protected]. Tel. 8 (812) 318-
22-49, [email protected]
Аннотация. В рамках современной российской цивилизации наблюдается эклектическое смешение элементов культуры, права, морали... В России проживают представители 194 этносов. Российская цивилизация (а значит и наша мораль и право) испытывает огромное давление со стороны европейской, англосаксонской и китайской цивилизации. Мы уделяем недостаточное внимание воспитанию нашей молодежи и развитию нашего права на основе моральных установок: «Не причиняй вреда ближнему», «Береги жизнь и природу», «Не убий», «Помогай людям», «Не желай добра ближнего» и идей справедливости, уважения к правам человека, разумной социальной свободы с учетом гармоничного сочетания публичных и частных интересов. Право предъявляет в своей формальной оболочке моральные требования к человеку. При этом право понимается нами в интегративном ключе. Условно можно выделить следующие структурно-логические звенья: общие идеи права (по сути господствующие в обществе исходные моральные нормы) - конституционные принципы права - нормативные правовые акты - реализация правовых норм (правосудие, правоохранительная и исполнительная деятельность госорганов.) - правоприменительные акты - толкование правовых норм - поправки в законодательство - новые идеи права исходя из тенденций общественного развития. В статье предлагается ряд конкретных предложений, направленных на улучшение ситуации в сфере морально-правового воспитания граждан.
Annotation Within the framework of modern Russian civilization, an eclectic mixture of elements of culture, law, morality is observed ... Representatives of 194 ethnic groups live in Russia. Russian civilization (and hence our morality and law) is under enormous pressure from European, Anglo-Saxon and Chinese civilization. We pay insufficient attention to the education of our youth and the development of our right on the basis of moral principles: "Do no harm to your neighbor", "Take care of life and nature", "Do not kill", "Help people", "Do not wish good to your neighbor"
and ideas of justice, respect for human rights, reasonable social freedom, taking into account the harmonious combination of public and private interests. Law makes moral demands on a person in its formal shell. At the same time, we understand law in an integrative way. Conventionally, the following structural and logical links can be distinguished: general ideas of law (essentially the original moral norms prevailing in society) - constitutional principles of law - regulatory legal acts - implementation of legal norms (justice, law enforcement and executive activities of government agencies ...) - law enforcement acts - interpretation of legal norms - amendments to legislation -new ideas of law based on the trends of social development. The article proposes a number of specific proposals aimed at improving the situation in the field of moral and legal education of citizens.
Ключевые слова: право, мораль, воспитание, справедливость государство, цивилизация, насилие, коррупция.
Keywords: law, morality, education, justice state, civilization, violence, corruption.
Что является приоритетом для современного российского человека?
Материальные ценности, соображения выгоды или идеалы дружбы, любви, ценности духовного общения?
Или нельзя разобщать потребности, мечта и желания целостной человеческой личности?
Причем, несмотря на сложности, проблемы и «болезни» современного мира люди тянутся к нравственным источникам, задаются вечными вопросами: о смысле жизни, о доброте и зле, выстраивают свою нравственную шкалу оценок поступков, деятельности политиков и государственных служащих.
Ценности «личного успеха», «карьеры», «самоутверждения», «обогащения» сочетаются с ценностями «саморазвития», «сбережения природы», «любви к людям», «умножения знания, познания самого себя и окружающей Вселенной», идеалами патриотизма и гражданственности.
Разумеется, они не всегда гармоничны, как в рамках общества, так и в сознании отдельной личности.
В любом случае наш выбор варианта действия (иногда и бездействия) основывается на нашей морали. Еще одним регулятором поведения является страх перед государственным юридическим наказанием.
Наш право должно соответствовать общественной морали, иначе оно просто не будет работать [14, С.8-10.].
Основой для человеческих отношений служат правила: «Не причиняй вреда другому человеку. Уважай людей. Не убий. Не укради.»
Религиозные нормы требуют от человека гораздо большего: «любви к ближнему». Абсолютный постулат: «возлюби ближнего как самого себя».
Любовь может побуждать человека к совершению самых разных поступков. И не обязательно разумных и добрых. Оцените моральность поступка женщины, которая в годы нацизма, увлеченная своим любовником, решила избавиться от мужа и донесла о его критических высказываниях в адрес Гитлера. Её мужа в соответствии с нацистским законодательством репрессировали [5, С.8.].
Исторически общественная мораль и право трансформируются, меняются, причем и с учетом технических новаций.
Приведу пример из зарубежной юридической практики.
Тридцатилетняя японка, жительница Токио и ее муж очень хотели ребенка.
У мужчины было наследственное заболевание, которое могло передаться детям (ранее медицина не могла даже определить факт наличия данного заболевания и виноватой чаще всего априори признавали женщину).
Супруги нашли в Интернете ( еще один признак современной социально-технической культуры) - двадцатилетнего донора спермы.
Не прибегая к помощи врачей (возможно, супруги хотели сэкономить или избежать ошибок) клиентка десять раз напрямую занималась сексом с донором. После чего женщине удалось забеременеть.
Несколько месяцев спустя, когда аборт по медицинским показаниям делать уже было нельзя, супружеская пара уличила донора во лжи.
Он соврал им, по меньшей мере, трижды: оказалось, что он - китаец, а не японец. Также донор - не заканчивал университет в Киото. Кроме того, мужчина оказался женат.
Женщина, после того, как узнала, что донор спермы солгал ей, о своей национальности и образовании, решила отказаться от ребенка и отдала его в приют для последующего усыновления.
Также, она предъявила к донору исковые требования о возмещении вреда за причиненные моральные страдания и мошенничество в сумме 314,8 миллиона иен (около 205,1 миллиона рублей) [10, С.1.].
Насколько её поведение (как и поведение её супруга) соответствует моральным нормам современного общества (как японского, так и российского)? Насколько морально было отказываться от ребенка?
Какие правовые нормы в связи с данным случаем нужно создать законодателю? Следует ли ввести запрет на прямые договорные отношения с потенциальным донором?
Как в целом повышать моральность права, соответствие права общественным идеалам: справедливости, равенства, свободы?
Как нам снизить количество разводов (а значит и несчастных потерянных одиноких людей в социуме)? Ведь не случайно одинокие люди официально признаются Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ) социальными инвалидами, по существу «социальными калеками». И разводы крайне отрицательно отражаются на детях, они влекут долгосрочные негативные последствия для всех участников...
Как отмечается специалистами: «Раньше при ЗАГСах работали психологи и без их подписи заявление на заключение брака подать было нельзя... Исследования показывают, что от качества предбрачного периода зависит благополучие семьи. Пока предбрачное консультирование не развито в России,
специалистов крайне мало по сравнению с теми, кто работают с дисфункциями уже существующих семей...
Какой толк в том, что молодые люди, будучи совершенно неподготовленными к семейной жизни, в отсутствии системы мотивов вступления в брак, скороспело заключат союз, а потом, не выдержав испытания жизнью, его разрушат? С точки зрения государства важно не количество браков, а их качество. Которое подразумевает существование прочных семей, умеющих решать конфликты, в которых брачный партнер был выбран осознано и взвешено» [1, С.2.].
Разводы порождаются и взаимным непониманием, нежеланием вовремя узнавать и познавать культуру и внутренний мир другого человека.
Причем в целом духовность современного российского общества представляет собой причудливое смешения культур многочисленных этносов, населяющих Россию, разных стилей мышления, духовных эталонов, на фоне противоречивого сочетания общественных настроений: капиталистического стремления к обогащению и желания «уравнять» богатых. Глобалиция проявляется в рамках информационно-культурного и правового воздействия прежде всего со стороны трех великих цивилизация современного мира: европейской, англо-саксонской и китайской. Разумеется: «Необходимо принять во внимание и некоторую относительность моральных критериев» [6, С. 15-16.] и возможные противоречия между моральными ценностями.
Не так просто сохранить в нравственной чистоте свой язык, свою культуру, свои традиции под гнетом глобализации и голливудской рекламы, под давлением рыночного жесткого образа жизни, где человек нацелен на победу. Причем победу любой ценой. Герои современных фильмов чаще всего не стесняются идти наверх по карьерной лестнице к счастью и богатству по головам и трупам.
Является ли преувеличением следующее мнение: «Сегодня процветают вещизм, утилитаризм, отрицание морали, жестокость, бездуховность...
Миллионы людей-роботов покупают определенные товары, повинуясь подсознательной информации, введенной рекламой в их мозг.. .Часто в фильмах и телепередачах наглядно показывают, как лучше украсть, обмануть, ограбить. Люди утрачивают понимание того, каким должен быть человек. Внимание уделяется только имиджу, внешности и наличию материальных благ. Происходит подмена ценностей, когда о людях судят по тому, что у них есть, а не по тому, кем они являются». [17, С.199.].
Молодёжь и представители средних поколений стали больше ориентироваться на информацию в Интернет-пространстве. И в настоящее время невозможно сосчитать - сколько у нас неграмотных «учителей жизни» в блогерской среде.
Для формирования содержания морали на определенном этапе исторического развития имеет значение социально-экономический базис общества. Быть законопослушным проще, чем быть нравственным. Общество потребления не поощряет самостоятельности мышления.
Как подчеркивается: «Моральный выбор - это всегда личный выбор, личная ответственность, а следовать закону - это логика «поступающего как все», в рамках единого образца. Личный выбор, отражающий самостоятельность человека, никак не вписывается ни в отношения купли-продажи, ни в понятие «соблазна», на котором построена современная культура потребления. Упор на соблюдение прав и законов словно бы освобождает современного человека от морального и нравственного долга. Развивать нравственные качества членов общества в этих условиях намного сложней». [3, С.145.].
Нравственный человек в определенном смысле становится более уязвимым в конкурентной борьбе, более слабым в сравнении с черствым бездуховным экономическим конкурентом.
Зададимся вопросом: может ли нравственно безупречный человек достичь политических высот власти?
Насколько моральны (или наоборот аморальны?) российские политики (как и политики в других странах)? Насколько нравственны законодатели, сотрудники правоохранительных органов и судьи?
Коррупция выступает как своего рода индикатор бездуховности чиновников. Равно как и бюрократические отписки в ответ на человеческие проблемы.
Причем вопрос этот не умозрительный, не теоретический. Это ключевой вопрос для сохранения России, для обеспечения нашей общей безопасности.
Предательство - это удел аморальных людей. Предательство общественных идеалов, правовых идей и своего Отечества по сути взаимосвязано.
Любопытно, что творить добро для себя и близких зачастую для чиновника означает вступать в коррупционные связи и незаконно получать деньги и иные материальные ценности.
Добро для себя и близких - означает зло для остальных.
Близкие для чиновника люди - могут купаться в роскоши, получать хорошо оплачиваемые должности (в государственных корпорациях, банках, фондах.), иные бонусы (по существу замаскированные взятки высокопоставленному субъекту), жить за рубежом в престижных особняках.
И их сложно пристыдить, заставить стесняться. Многие из них рисуются в Интернете с престижными аксессуарами (собачками, платьями, сумочками, машинами, дворцами, яхтами.) и учат жизни простых граждан России.
Они не понимают, насколько оторваны от социальной реальности. За чей счет они живут. Моральная ответственность работает неудовлетворительно.
Остается институт юридической ответственности.
Приведу пример из юридической практики.
Бывшего генерального директора ракетно-космического центра «Прогресс» Александра Кирилина 14 июля 2021 года приговорили к 8,5 годам за злоупотребления - он заключил невыгодный контракт, причинив предприятию
ущерб в 126 млн руб. 3 декабря его дочь Светлану Кирилину и Сергея Тюлевина, также бывших топ-менеджеров, осудили на 9 лет каждого. Они были причастны к покупке оборудования для ракет-носителей «Союз-2» по завышенной цене. Ущерб составил сотни миллионов рублей [11, С.1.].
Можно согласиться с тем, что «В российском обществе сформировалось устойчивое мнение о том, что, несмотря на проводимые реформы, деятельность государственного аппарата по-прежнему остается неэффективной, коррумпированной, отдаленной от нужд и запросов российских граждан. В такой ситуации к первоочередной задаче следует отнести реформирование государственной службы, формирование корпуса высокоморальных, ответственных, профессионально подготовленных государственных служащих» [8. С.165-166.].
Правовой закон основывается на моральных нормах, взаимном уважении свободных и равноправных людей, граждан государственного и общественного союза. Право должно являться «телохранителем» морали. Развитие морали предполагает осознанное внутреннее самоограничение человека, (подкрепляемое и экологическими нравственными императивами) его разум понимает тщету напрасной, показной роскоши. Например, наличия в собственности одного российского олигарха трех яхт (каждая стоимостью свыше сотни миллионов долларов), когда ему некогда по большому счету насладиться пребыванием даже на одной переполненной роскошью «посудине». А другие люди в это время умирают от голода, отсутствия лекарств и качественной медицинской помощи. И совсем не в Африке.
Подчеркивается, что «Современная мораль требует от человека развиваться и собственными усилиями добиваться успеха. Современная нравственность делает упор не на «ублажении себя любимого» и не на самоотверженном (точнее самоуничижительном) достижении «великих целей», а на самосовершенствовании и совершенствовании всего, что окружает Современного человека. В результате людям нечего делить - никому не нужно
что-либо отнимать у других, чтобы сосредоточить у себя больше ресурсов. Ведь невозможно развить себя за счет других - это можно сделать лишь в результате собственных усилий». [2. С.41.].
Но насколько честно, морально и справедливо делятся государством посредством права общественные (финансовые) ресурсы?
Право и мораль соединяет категория справедливости!
Справедливость представляет собой нравственно обоснованный критерий для оценки действий людей, политиков, распределения бюджетного пирога».
Исходя из идеи справедливости предъявляются определенные требования к личности, чиновнику, государству и обществу, осуществляется воздаяние каждому за его поступки (подвиги, правомерную деятельность и преступления) в виде наступления определенных положительных или негативных санкций.
Справедливость выступает средством обеспечения социальной ценности правовых норм. Реализация идеала справедливости в социальном пространстве невозможна без правового регулирования, создания подлинно правовых законов, соответствующих исходным морально-правовым идеям.
«Создание условий для реализации моральных ценностей - это одно из нравственных требований, которые предъявляются к правовым законам. Нормы морали как представление о справедливых взаимоотношениях людей в обществе получают закрепление в нормах международного и национального права, составляют потенциальный резерв развития позитивных прав. В конструкции прав человека право и мораль взаимодействуют в режиме взаимодополнительности, а, в свою очередь, как самостоятельный феномен права человека сами являются связующим звеном между правом и моралью». [4, С.80-81.].
Высказывается мнение, что «Право по природе должно быть нравственно, поскольку является одним из проявлений свободной, т.е. нравственной воли человек». [9, С.104.].
Однако приведу следующий пример. «Российский олигарх Роман Абрамович получил португальское гражданство в апреле 2021 года.
Правительство Португалии приняло «Закон о возвращении» в 2015 году. Он позволяет потомкам испанских и португальских евреев-сефардов, а также «конверсо», то есть насильственно крещеных иудеев, получить португальское гражданство. Сефардские евреи столетиями жили на территории современных Испании и Португалии, пока не вынуждены были массово покинуть ее в конце XV века из-за гонений инквизиции.
После тщательного изучения своей родословной Роман Абрамович обнаружил, что его предки осели в Гамбурге после изгнания из Португалии.
Позднее закон о натурализации евреев-сефардов, которым воспользовался Абрамович, стали критиковать за потворство «паспортной мафии» и покупке паспортов. Активисты заявили, что «Закон о возвращении» потомков изгнанных из Португалии евреев используют олигархи для получения гражданства Евросоюза.
Власти Португалии начали проверку законности предоставления Роману Абрамовичу и ряду других олигархов - гражданства страны.
Еще в 2018 году российский бизнесмен также получил гражданство Израиля. При этом он остается и гражданином великой страны - России. Состояние Романа Абрамовича оценивается в $14,5 млрд» [12, С.2.].
Насколько морально установление в законодательстве - возможности даже не двойного, а тройного гражданства?
Не поощряют ли государства различные стандарты морали и права для богатых граждан мира и простых «тягловых» граждан?
Насколько морально «бегство человека» от налогового бремени, связанное с переходом в чужое гражданство?
Насколько российские законы, (а значит, и право?) выражают общественные ценности?
Актуально звучит: «Безнравственные политики часто и много говорят о благосостоянии народа, но чаще всего мало что делают для этого. Возьмите любую сферу жизни современного российского общества - повсюду цены непомерно растут: на продукты («не по дням, а по часам»), на жилищно-коммунальные услуги, транспорт, образование, культуру. Все ссылаются на кризис, а разве до кризиса они были стабильны. А что творится с ценами на землю? О каком благосостоянии может идти речь. Бедные беднеют, богатые -богатеют» [7, С.75.].
Интересы лежат в основе политики и не только. Мораль (воплощенная в качестве основополагающих идей права: справедливости, человеколюбия-доброты-гуманизма, свободы.) служит для смягчения борьбы во имя эгоистических интересов. В атмосфере безудержной вражды и конкуренции тяжело приходится всем, за исключением социопатов.
Насколько в нашем законодательство развертывается дух права: «Роль духа права заключается не в накапливании правовой информации, а в способствовании постижению смысла. Творческая миссия духа права состоит в том, чтобы создавать порядок, мир, доброту в человеческих взаимоотношениях. Ценность права в первую очередь духовна, а не инструментальна.... Если общество признает актуальным дух права, оно функционирует. Это знание служит основой для развертывания духа права в отечественной правовой системе, когда во главе ценностных ориентаций окажется по-настоящему высокая инстанция. Выше и важнее которой в праве ничего нет. Ибо дух права есть абсолютный ориентир, движущая сила правовой системы как процесса постижения субъектами права искомой истины». [15, С.164-165.].
Парламентские и жрнуалистские расследования, институты гражданского общества, процедуры демократии помогают обспечить в праве и посредством права защиту морально-правовых идей. Так, позитивно в российской юридической практике можно оценить справедливое правовое возмездие за
причинение зла журналисту, которые раскрывал неблаговидные дела вышестоящих лиц.
Игорь Ляховец, Роман Феофанов, Акбар Сергалиев, Максим Уметбаев, Денис Коновалов — экс-полицейские, подбросившие наркотики журналисту «Медузы» Ивану Голунову.
28 мая 2021 года Московский городской суд приговорил Ляховца как организатора к 12 годам, Коновалова — к 5 за сотрудничество со следствием, остальным дал по 8 лет по ст. 286 (превышение полномочий), 303 (фальсификация доказательств) и 228 УК (незаконный оборот наркотиков). Осужденные должны возместить Голунову 5 миллионов рублей по гражданскому иску [13, С.1.].
Но необходимо обеспечить системную защиту субъектам, рискнувшим бороться нечестными, аморальными политиками и чиновниками.
Вместе с тем, если смотреть на проблему более широко, то можно заметить следующее. Пробелы морального воспитания порождают преступления. А мы не в состоянии решить ни проблему эффективного воспитания (социализации) молодежи, ни тем более проблему перевоспитания (ресоциализации) лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы. Возникает старый вопрос: что и как делать?
Изначально нужно признать, что «пока существует государство — насилие неизбежно, и в борьбе с преступностью, терроризмом оно взаимодействует с моралью, поскольку с необходимостью направлено против меньшинства в интересах большинства. При этом насилие должно соответствовать нормам закона. Насилие, находящееся за пределами правового поля, аморально и даже противоправно, преступно.
Но иногда складывается положение, когда политик оказывается перед дилеммой: либо принимать жесткие и непопулярные меры, не взаимодействующие с моралью, либо не делать этого — и последствия усугубят ситуацию. Позитивный результат от непопулярных мер делает эти меры
оправданными, и с этой точки зрения — взаимодействующими с моралью. Должно ли быть соответствие цели и средств или для достижения цели любые средства оправданны?» [16, С.52-53.].
При этом зачастую последствия принимаемых мер и государственных программ не просчитываются, при принятии законодательных и иных государственных решений научные оценки и прогнозы не учитываются.
Поэтому возникает обоснованный вопрос: а кто возьмется воспитывать политиков (по существу руководителей государства - инициаторов новаций в законах)?
Только инструменты демократии и институты гражданского общества способны поставить ограничения и преграды для иллюзий и фантазий аморальных политиков, считающих, что благая (и не факт, что с точки зрения большинства населения!) цель оправдывает средства.
Вчерашние революционеры в случае победы становятся правящими политиками. Революционная мораль радикальна по определению.
Интересный вопрос: «можем ли мы установить связь между психическим состоянием («благополучием», «здоровьем» и т.п.) того или иного человека и его моралью? И кем в этом случае являются революционеры? Безумными фанатиками? Сумасшедшими? Маньяками?
Психологические отклонения часто сигнализируют о себе аморальным поведением. Неспособность различать «добро» и «зло», испытывать угрызения совести — отличительные признаки социопата» [18. С.124-125.].
Общечеловеческое в морали сталкивается с проявлениями группового морального сознания, происходит сложное проблемное взаимодействие человеческого и классового.
Например, если репрессивные органы государства ставят перед мужем выбор: отречься ли, предать свою жену, представителя иного, чужеродного, класса во имя победы и утверждения власти своего класса?
Для Михаила Ивановича Калинина или Семена Михайловича Буденного в свое время - это был далеко не праздный вопрос.
Средства реализации целей, стоящие перед правовыми нормами, должны быть морально обоснованными, соответствовать нравственным требованиям, что в последующем в значительной степени обуславливает жизненность этих правовых норм, их практическую силу и социальные последствия.
Сформулирую выводы.
Необходимо рассматривать право и мораль во взаимосвязи и взаимодействии. Полезно не просто делать яркие социальные ролики (о вреде наркотиков, курения, алкоголя, о том, что нельзя бросать своих детей, разводиться без причин, убивать, насиловать и грабить.), но и показывать их по телевидению в прайм-тайм и размещать в Интернете. Это должно происходить при поддержке государства и в рамках финансирования государства и благотворительных программ
Не только совершение преступления, но даже выбросить мусор, обидеть кошку или собаку должно стать недопустимым поступком с точки зрения общественной морали (и соответственно наказываться в рамках права).
Нужно поощрять массовые культурные мероприятия (можно привести в качестве положительного примера «карту Пушкина»)
Нужно продвигать на массовом школьном и волонтерском уровне -концепцию добрых дел - от правильных слов перейти к правильным поступкам. Только когда подросток сам уберет мусор, поможет ветерану или инвалиду, поговорит с умирающим ребенком в хосписе (расскажет ему сказку) - только тогда есть шанс реально изменить свой внутренний нравственный мир. Одних слов, даже самых замечательных, воспитательных бесед - мало, чтобы изменить человека к лучшему.
Не надо беречь своих детей от окружающего мира, иначе потом придется беречь окружающий мир от подросших безнравственных «уродцев».
Следует усилить систему различных бонусов за «добрые дела», поощрительные санкции за правомерное и нравственное поведение.
Например, при поступлении на бюджетные места в ВУЗы.
Следует предъявлять более жесткие требования к этике поведения государственных служащих: отсутствие иностранного гражданства для самого чиновника и всех его близких родственников, отсутствие и у них имущества за рубежом, отсутствие бизнеса у жены и даже взрослых совершеннолетних детей у чиновников, начиная с уровня замминистра, губернатора и выше. Иначе -будут даваться замаскированные взятки, и в обществе (где отсутствует справедливость и равенство всех перед законом) неизбежно будет возникать атмосфера пренебрежения к праву и морали.
Дорогие аксессуары, оплата обучения детей заграницей, предметы роскоши у чиновника и его близких должны автоматически влечь отстранение от должности и его публичные объяснения источников своих доходов.
Развитие демократии и институтов гражданского общества, усиление позиций СМИ, расширение возможностей для журналистских и парламентских расследований - должно усиливать меры общественного контроля за нравственностью политиков, а значит государственных служащих. Закон - это средство, с помощью которого обеспечиваются социально-психологическое единство людей, их безопасность и личная свобода.
Литература
1. Алтунина И. Для государства важнее качество браков, а не их количество // Сайт Закония // https://www.zakonia.ru/blog/dlja-gosudarstva-vazhnee-kachestvo-brakov-a-ne-ikh-kolichestvo (дата обращения 17.01.2022г.)
2. Баранова Л. В. Нравственность Современного общества // Вопросы исторической науки : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, январь 2012 г.). — Москва : Ваш полиграфический партнер, 2012. — С. 40-43.
3. Бугарчева Е.А. Право и мораль в постиндустриальном обществе // Вестник экономики, права и социологии. 2016. №2. -С. 143-147.
4. Горбунова О.А. Право и мораль // Вестник магистратуры. 2018. №5. -С.80-82.
5. Гусейнов А.А. Мораль и право: линия разграничения // Lex Russica. 2018. №8. -С.7-21.
6. Зеленина О.А. К вопросу о взаимодействии права и морали в современном российском обществе // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2010. №5. -С.12 - 17
7. Кулинченко В.А. Политика и мораль: особенности и проблемы взаимодействия // Социология власти. 2012. №1. -С.73-80.
8. Лахман А.Г. Право и мораль: теория и реальность // Власть и управление на Востоке России. 2011. №1. -С.165-172.?
9. Петров А.В., Баскакова А.М. Нравственное право: традиции и современность // Приволжский научный вестник. 2015. №11. -С.102-106.
10. Сайт Mail.ru // Женщина уличила донора спермы во лжи после секса с ним и отказалась от ребенка - Новости - Дети Mail.ru // https://deti.mail.ru/news/zhenschina-ulichila-donora-spermy-vo-lzhi-posle/ (Дата обращения 19.01.2022г.)
11. Сайт Право.ги: законодательство, судебная система, новости и аналитика. Все о юридическом рынке. // https://pravo.ru/photo_story/237394/ (Дата обращения 20.01.2022г.).
12. Сайт Право.ги: законодательство, судебная система, новости и аналитика. Все о юридическом рынке. // Португалия проверяет законность гражданства Абрамовича // https://pravo.ru/news/238208/ (дата обращения 18.01.2022г.)
13. Сайт Право.ги: законодательство, судебная система, новости и аналитика. Все о юридическом рынке. // https://pravo.ru/photo_story/237394/ (Дата обращения 21.01.2022г.)
14. Самигуллин В.К. О степени нравственности права (к постановке вопроса) // Проблемы востоковедения. 2017. №4. - С.8-13.
15. Сорокин В.В. Дух права - фундаментальная категория юридической науки // Государство и право. 2021. № 12. -С.164-167.
16. Хорина Г.П. Власть, политика, нравственность: проблема взаимодействия // Знание. Понимание. Умение. 2013. №4. -С. 49-56.
17. Челомбицкая М. П. Ценностные ориентиры современного общества—// Молодой ученый. 2011. № 12. - С. 198-201.
18. Швырков А.И. О морали революционеров (но не о революционной морали) // Журнал политической философии и социологии политики «Полития. Анализ. Хроника. Прогноз». 2017. №4. -С.123-132.
Literature
1. Altunina I. For the state, the quality of marriages is more important than their number // Law website // https://www.zakonia.ru/blog/dlja-gosudarstva-vazhnee-kachestvo-brakov-a-ne-ikh-kolichestvo (Accessed 17.01.2022)
2. Baranova L. V. Morality of Modern Society // Questions of historical science: materials of the I Intern. scientific conf. (Moscow, January 2012). - Moscow: Your printing partner, 2012. - S. 40-43.
3. Bugarcheva E.A. Law and morality in a post-industrial society // Bulletin of Economics, Law and Sociology. 2016. №2. -WITH. 143-147.
4. Gorbunova O.A. Law and Morality // Bulletin of the Magistracy. 2018. No. 5. -S.80-82.
5. Guseynov A.A. Morality and law: the line of demarcation // Lex Russica. 2018. No. 8. -S.7-21.
6. Zelenina O.A. To the question of the interaction of law and morality in modern Russian society // Bulletin of the South Ural State University. Series: Law. 2010. No. 5. -S.12 - 17
7. Kulinchenko V.A. Politics and morality: features and problems of interaction // Sociology of power. 2012. No. 1. -S.73-80.
8. Lakhman A.G. Law and morality: theory and reality // Power and management in the East of Russia. 2011. №1. -S.165-172.?
9. Petrov A.V., Baskakova A.M. Moral law: traditions and modernity // Privolzhsky Scientific Bulletin. 2015. No. 11. -S.102-106.
10. Website Mail.ru // A woman caught a sperm donor in a lie after having sex with him and abandoned the child - News - Children Mail.ru // https://deti.mail.ru/news/zhenschina-ulichila-donora-spermy -vo-lzhi-after/ (Accessed 01/19/2022)
11. Pravo.ru website: legislation, judicial system, news and analytics. All about the legal market. // https://pravo.ru/photo_story/237394/ (Accessed 20.01.2022).
12. Pravo.ru website: legislation, judicial system, news and analytics. All about the legal market. // Portugal checks the legitimacy of Abramovich's citizenship // https://pravo.ru/news/238208/ (accessed 01/18/2022)
13. Pravo.ru website: legislation, judicial system, news and analytics. All about the legal market. // https://pravo.ru/photo_story/237394/ (Accessed 21.01.2022)
14. Samigullin V.K. On the degree of morality of law (to the formulation of the question) // Problems of Oriental Studies. 2017. No. 4. - P.8-13.
15. Sorokin V.V. The spirit of law is a fundamental category of legal science // State and Law. 2021. No. 12. -p.164-167.
16. Khorina G.P. Power, politics, morality: the problem of interaction // Knowledge. Understanding. Skill. 2013. No. 4. -WITH. 49-56.
17. Chelombitskaya MP Value orientations of modern society—// Young scientist. 2011. No. 12. - S. 198-201.
18. Shvyrkov A.I. On the morality of the revolutionaries (but not on the revolutionary morality) // Journal of Political Philosophy and Sociology of Politics Politia. Analysis. Chronicle. Forecast". 2017. No. 4. -S.123-132.
© Фролова О.В., Фролов В.В. 2022. Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №1/2022.
Для цитирования: Фролова О.В., Фролов В.В. МОРАЛЬ И ПРАВО КАК СОЦИАЛЬНЫЕ РЕГУЛЯТОРЫ: СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ // Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №1/2022.