Научная статья на тему 'Мораг Мартин. Красота: рисуя искусственное. Косметика и портретная живопись во Франции и Англии конца XVIII века'

Мораг Мартин. Красота: рисуя искусственное. Косметика и портретная живопись во Франции и Англии конца XVIII века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
131
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мораг Мартин. Красота: рисуя искусственное. Косметика и портретная живопись во Франции и Англии конца XVIII века»

Мораг Мартин

КРАСОТА: РИСУЯ ИСКУССТВЕННОЕ. КОСМЕТИКА И ПОРТРЕТНАЯ ЖИВОПИСЬ ВО ФРАНЦИИ И АНГЛИИ КОНЦА XVIII ВЕКА*

В раннее Новое время туалетная комната дамы и мастерская художника часто были взаимозаменяемы: «краска превращается в румяна, румяна ведут себя как краска». Эта близость была наиболее очевидной в период европейского рококо, когда женщины обильно использовали косметику, часто состоявшую из тех же компонентов, что были в ходу у художников.

Косметика была необходимым элементом аристократического туалета, но при этом ее все сильнее связывали с распущенностью, развратом и обманом. К 1770-м годам буржуа и даже женщины из рабочего класса (и некоторые мужчины) освоили косметику, хотя они и использовали другую палитру и по-другому наносили макияж.

Совершался переход от броской, чрезмерной искусственности к более естественному, тонкому применению румян и пудры. Мария-Антуанетта играла с образом доярки и отказалась от румян в пользу более естественного облика. В конечном счете естественность победила везде, кроме сцены.

Косметика сама по себе не исчезла. Женщины всех сословий продолжали тайком пользоваться румянами, пудрой и красить волосы, стараясь, чтобы это гармонировало с желательной естественной красотой. Перемена моды отразила изменение женских ролей: хоро-

* Мораг М. Красота: рисуя искусственное. Косметика и портретная живопись во Франции и Англии конца XVIII века // Мода и искусство. - М.: Нов. лит. обозр., 2015. - С. 124-135. - (Серия «Б-ка журн. "Теория моды"»). 116

Красота: Рисуя искусственное

шая мать и жена вытеснила легкомысленную кокетку и властную госпожу. В конце XVIII и в течение всего XIX в. женщины, которые густо и вызывающе красились, обычно были куртизанками, актрисами и проститутками.

На протяжении всей европейской истории художественная критика проводила негативные параллели между избыточной краской на холсте и чрезмерным макияжем на лице. Портретная живопись в особенности рассматривалась как царство художников, потворствующих прихотям богатых и легкомысленных женщин, которые хотят быть изображены в лучшем свете. Но аудитория портретов и делавшихся на их основе гравюр требовала изображений прекрасных и распущенных женщин.

На плоскости холста белая кожа, нарумяненные щеки и напудренные волосы были весьма привлекательными средствами изобразить светских красавиц. В резком свете дня, однако, у тех же красавиц была потрескавшаяся кожа и неаккуратный макияж, напоминавший о старом холсте. Большая часть критики в адрес косметики, высказанной в XVIII в., сосредоточивалась на ее неспособности воспроизвести красоту, ассоциируя ее с отчаянными попытками стареющих и распутных женщин. Дидро утверждал, что, когда Буше изображает нагих женщин на лоне природы, «я все еще вижу румяна, мушки, помпоны и все вычуры туалета».

Тем не менее требования покровителей и публика на выставках, все еще ценившая эстетику резких цветов, перевешивали соображения художника, даже когда мода обратилась к более естественной палитре. Можно предположить, что портреты светских женщин, выставлявшиеся публично, поддержали и узаконили употребление румян и пудры, несмотря на их постоянную критику.

Тем не менее в конце XVIII - начале XIX в. красный цвет на женских портретах все чаще напоминает о стыдливом румянце и о здоровье, а не о макияже. Художники-неоклассики пытались показать пульсирующие жилки и эмоции под просвечивающей чувствительной кожей. Их портреты часто акцентировали сложные, с пятнами, тона кожи, что отличает их от былой окаменелости раскрашенных лиц.

Связь между расписанными лицами и расписанными холстами была разорвана, когда мода в искусстве разошлась с модой в красоте. Лицо молодой женщины было не холстом, который можно менять, заполнять или расписывать яркими красками, но пространством, уже прекрасным и притягательным, которое просто украшали.

Мораг Мартин

Ассоциация искусства с макияжем звучала скорее как критика новых форм искусства, чем как нападки на обычаи порядочных женщин. Светский портрет продолжал существовать, но с появлением фотографии его место стало и менее оспариваемым, и менее существенным в том, что касается воспроизведения красоты и моды.

К.В. Душенко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.