Научная статья на тему 'Монументальное искусство в городской среде Краснодара в современный период'

Монументальное искусство в городской среде Краснодара в современный период Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
262
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКАЯ СРЕДА / СИНТЕЗ / МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / СКУЛЬПТУРА / АРХИТЕКТУРА / КОМПОЗИЦИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Терещенко Галина Федоровна

В статье рассматривается вопрос монументального искусства, имеющий важнейшее значение в формировании гармоничной, эстетически выразительной среды г. Краснодара. Произведения монументального искусства, вступая в синтез с архитектурой и пейзажем, становятся пластической или смысловой доминантой ансамбля в городской среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Монументальное искусство в городской среде Краснодара в современный период»

№ 2 (69), 2018 "Теория и история искусства" __

УДК 7.072

Г.Ф. ТЕРЕЩЕНКО

МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ КРАСНОДАРА

В СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД

Терещенко Галина Федоровна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры дизайна Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, ул. 40 лет Победы, 33), galina.dizain@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается вопрос монументального искусства, имеющий важнейшее значение в формировании гармоничной, эстетически выразительной среды г. Краснодара. Произведения монументального искусства, вступая в синтез с архитектурой и пейзажем, становятся пластической или смысловой доминантой ансамбля в городской среде.

Ключевые слова: городская среда, синтез, монументальное искусство, скульптура, архитектура, композиция, художественный образ.

UDC 7.072

G.F. TERESHCHENKO

MONUMENTAL ART IN THE URBAN ENVIRONMENT OF KRASNODAR IN THE PRESENT PERIOD

Tereshchenko Galina Fedorovna, candidate of history of arts, associate professor of the design cathedra of the Krasnodar state institute of culture (Krasnodar, 40 let Pobedy str., 33), galina.dizain@mail.ru

Abstract. The article deals with the question of the monumental art in the city of Krasnodar, which has a great importance in the formation of a harmonious, aesthetically expressive urban environment. Creations of the monumental art, entering into a synthesis with an architecture and landscape, become a plastic or semantic dominant of an ensemble in the urban environment.

Keywords: urban environment, synthesis, monumental art, sculpture, architecture, composition, artistic image.

Монументальное искусство как художественно-пластическое выражение идеи обусловливается духовными ценностями, лежащими в основе культуры определенной эпохи. Наряду с модернизацией в различных сферах жизни современного общества в России происходит и изменение культурного контекста, поиск новых форм и средств выражения действительности в искусстве. Меняется и роль монументального искусства в городе, а именно уходит на второй план идеологическое и нравственно-воспитательное значение, характерное для классической системы ценностей.

В современном постиндустриальном обществе вопрос дизайна и благоустройства городской среды стал наиболее актуальным. В крупных городах России строятся большие парковые ансамбли, средовые городские комплексы, включающие различные виды монументального искусства. Имеющее важнейшее значение в создании гармоничной, эстетически выразительной городской среды монументальное искусство позволяет сохранять и передавать следующим поколениям историю и традиции народа [1].

Традиции и преемственность являются хранителями и источниками возрождения духовности, столь необходимой современному обществу. Рассматривая этот вопрос в контексте развития градостроительной архитектуры, необходимо сохранять целостность и стремиться к гармонизации всех традиционных и современных материальных структур, которыми наполнена городская среда.

Монументальное искусство существует в городской среде, являясь ее составляющей, и выполняет одну из доминирующих ролей в гармонизации средового пространства. Произведение монументального искусства должно соответствовать содержанию, образному строю и стилевому направлению той среды, в которой оно живет, а именно

"Культурная жизнь Юга России"

№ 2 (69), 2018

принципу соразмерности и пропорциональности данного произведения с городским пространством, то есть гармонического соотношения части и целого [2].

Синтез различных видов искусств, таких как архитектура, монументальная живопись и скульптура, представлен в едином средовом ансамбле, где самостоятельная значимость отдельного средового объекта не является самодовлеющей, а подчиняется задачам целого. Их гармоничное соединение в целостность, которую образует среда, соединяющая материальное окружение, представленное культурой различных эпох, усиливает образное содержание каждого произведения. Органичный дизайн городской среды при таком подходе есть конечная цель интегрированного творчества, конечный образ.

Трудность достижения такой цели состоит, с одной стороны, в поиске выразительности отдельных пластических форм, ритмических соотношений, фактуры, цветовой гаммы и т.д., с другой - в гармоничном композиционном решении единого средового пространства, наполненного произведениями разных видов искусств, синтез которых способен активизировать его образно-эмоциональное воздействие. Преобразование материальных структур, наполняющих городское пространство, направлено на гармонизацию окружающей нас предметно-пространственной среды, выполнение функциональных задач и, что особенно важно в современный период, на сохранение истории и традиционных духовных ценностей народа.

При решении этих задач возникает новая закономерность - духовно обогащенное средовое пространство города [3]. Важным композиционным акцентом ансамбля в городской среде является творение монументального искусства, вступившее в синтез с архитектурой и окружающим пейзажем.

Анализ городской среды Краснодара, а особенно исторического центра города, показал, что средовое пространство выразительно монументальными произведениями искусства.

Александровская триумфальная арка, имеющая свою историю, является одной из основных достопримечательностей города Краснодара. Арка была построена в 1888 году в честь прибытия в Екатеринодар Августейшей семьи и Александра III и являлась подарком от городского купечества и казаков для императора. Изначально она находилась на пересечении улиц Екатерининской и Котляревской, на въезде в город. Широко известный в те времена архитектор В.А. Филиппов, автор проекта, выполнил арку в древнемосковском стиле. Но, к сожалению, в годы советской власти арка была снесена по идеологическим соображениям. Восстановить ее удалось спустя многие годы. Торжественное открытие обновленной Триумфальной арки в центре города (на пересечении улиц Красной и Бабушкина) состоялось в 2008 году [5].

Памятник Екатерине II, являющийся визитной карточкой города, - это еще один из ярких примеров монументального искусства Краснодара. История памятника интересная, памятная. Изначально проектом памятника, посвященного 100-летию переселения казаков Черноморского войска на Кубань, занимался выдающийся скульптор М.О. Микешин, но закончить проект ему не удалось: он умер в 1896 году. Работа была продолжена скульптором и графиком Борисом Васильевичем Эдуардсом. Памятник был открыт только в 1907 году, но уже в 1920 году его было решено демонтировать по соображениям идеологии, и в 1931 году он был сдан на переплавку.

В 2006 году памятник Екатерине был восстановлен на том же месте в Екатерининском сквере, который считается местом основания города. Восстановлением памятника занималась авторская группа под руководством заслуженного художника России скульптора Александра Алексеевича Аполлонова [5]. Многофигурная композиция памятника сложна по пластическому решению и несет глубокую смысловую нагрузку. Монументальная фигура императрицы изображена на постаменте в полный рост со скипетром и державой в руках. На фоне постамента размещена фигура князя Потемкина-Таврического, за спиной которого развеваются боевые знамена, а также образы трех атаманов Черноморского казачьего войска. Скульптурная группа слепого бандуриста и

№ 2 (69), 2018

"Теория и история искусства"

мальчика-поводыря находится позади. Рядом с ней мраморная табличка с перечислением побед, одержанных Российской империей с участием кубанских казаков. Композиционные и пластические приемы, принципы обобщения и детализации являются художественно-выразительными средствами, с помощью которых автору удалось запечатлеть исторические события и донести их до зрителя. Эмоциональные ощущения при восприятии объемно-пространственной формы зависят от композиционно-пластического решения фигур, ясности и цельности прочтения всей композиции.

Ярким примером синтеза архитектуры, скульптуры и малых архитектурных форм является ансамбль кинотеатра «Аврора». Скульптура «Аврора», стоящая перед зданием кинотеатра, создана заслуженным скульптором РСФСР И.П. Шмагуном и художником-архитектором Е.Г. Лашук. Героический женский образ с поднятой кверху рукой, держащей звезду как символ веры в светлое будущее страны, выполнен в лучших традициях соцреализма. Скульптура монументальна, ее высота составляет 16,8 метра вместе с постаментом. Материалом для монумента послужил кованый алюминий.

Здание кинотеатра, построенное по проекту архитектора Евгения Александровича Сердюкова в 1967 году в стиле советского авангарда, считалось в свое время уникальным и является памятником архитектуры. Фонтаны, недавно построенные перед главным фасадом кинотеатра, дополняют композицию и эстетически облагораживают городскую среду. Композиция ансамбля очень органична и выразительна.

В Краснодаре есть также памятник Кубанскому казачеству - конная статуя с наездником-казаком, установленная перед зданием администрации Краснодарского края. Автор памятника - скульптор Александр Алексеевич Аполлонов [5]. Величественный монумент, открытый в 2005 году, несет историческую и патриотическую идею и объединяет воспринимаемые зрителем средовые ощущения, выраженные в облике краевого центра. Условия единовременного обозрения глубинно-пространственной композиции определяют особенности восприятия всех остальных объемных структур, входящих в нее. Посредством соединения произведений разных видов искусств получаются эффектные ракурсы современного городского пространства.

Таким образом, проанализировав несколько произведений монументального искусства в Краснодаре, было выявлено, что данный вид искусства в современное время не утрачивает своих позиций, а, напротив, активно развивается как в классических проявлениях, так и в современных интерпретациях. Произведения монументального искусства в синтезе с архитектурой являются пластической и смысловой доминантой ансамбля в городской среде.

Литература

1. Петренко С.Д. Синтез монументальных искусств в архитектуре СССР в период 1917-1932 годов // Universum: Филология и искусствоведение. 2016. № 11(33). URL: http : //7universum. com/ru/philology/archive/item/3 907

2. Рысаева Т.Д., Рысаева С.Ф. Роль пластического монументального искусства в формировании художественной городской среды г. Кемерово. Кемерово, 2014.

3. Комарова О.С. Городская среда и монументальное искусство // Наследие и современность (Искусство Сибири). Барнаул, 2006.

4. Чижиков В.В. Дизайн в формировании культурной среды: дис. ... канд. филос. наук: 24.00.01. М., 2004.

5. Памятники монументального искусства города Краснодара. URL: https://regnum.ru/ news/9 80697. html

References

1. Petrenko S.D. Synthesis of monumental arts in the architecture of the USSR in the period 1917-1932 // Universum: Filologiya i iskusstvovedenie. 2016. № 11 (33). URL: http:// 7universum.com/en/philology/archive/item/3907

"Культурная жизнь Юга России

№ 2 (69), 2018

2. Rysaeva T.D., Rysaeva S.F. Rol plasticheskogo monumentalnogo iskusstva v formirovanii hudozhestvennoy gorodskoy sredy Kemerovo [The role of plastic monumental art in the formation of the artistic urban environment of Kemerovo]. Kemerovo, 2014.

3. Komarova O.S. Urban environment and monumental art // Heritage and modernity. Barnaul, 2006.

4. Chizhikov V.V. Design in the formation of a cultural environment: diss. ... candidate philosophical science. Moscow, 2004.

5. Pamyatniki monumentalnogo iskusstva goroda Krasnodara [Memorials of monumental art of the city of Krasnodar]. URL: https: // regnum.ru/news/980697.html

б

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.