Научная статья на тему 'МОНОСЫРЬЕВАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ КАК КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР СТРУКТУРНЫХ ДИСПРОПОРЦИЙ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ СЕВЕРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ'

МОНОСЫРЬЕВАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ КАК КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР СТРУКТУРНЫХ ДИСПРОПОРЦИЙ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ СЕВЕРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНОСЫРЬЕВОЙ РЕГИОН / СТРУКТУРНЫЕ ДИСПРОПОРЦИИ / СТРУКТУРА ОТРАСЛЕЙ / ТЕНДЕНЦИИ / ПРОБЛЕМЫ / ПРИОРИТЕТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Богомолова Л.Л., Эйсмонт О.С.

В статье рассматривается экономика нефтегазодобывающего региона и ее диспропорциональное развитие, дается экономическая оценка структуры региональной экономики и рассматриваются проблемы социально-экономического развития северного региона связанные с моносырьевой направленностью его развития. Отмечаются основные направления государственного регулирования диверсификации региональной экономики и обозначаются приоритеты и ключевые задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Богомолова Л.Л., Эйсмонт О.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NON-DIVERSIFIED NATURE OF REGIONAL ECONOMY AS A KEY FACTOR OF STRUCTURAL DISPROPORTIONS IN THE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE NORTHERN TERRITORIES

The article examines the economics of the oil and gas producing region and its disproportional development, provides an economic evaluation of the structure of the regional economy, and examines the problems of the social and economic development of the northern region associated with the mono-raw orientation of its development. The main directions of state regulation of the diversification of the regional economy are marked and priorities and key tasks are outlined.

Текст научной работы на тему «МОНОСЫРЬЕВАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ КАК КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР СТРУКТУРНЫХ ДИСПРОПОРЦИЙ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ СЕВЕРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ»

Использованные источники:

1. Налоговый кодекс Украины от 2 декабря 2010 № 2755-VI.

2. Замлинский В.А. Учет основных средств: переосмысление принципов и задач / В.А. Замлинский // Учет и финансы АПК - 2010. - № 1. - С. 18-23

3. Шулика Ю.А. Совершенствование учета и аудита основных средств на примере ООО «Горняк» / Ю.А. Коршун, А.Г. Лищенко // Государство и регионы: Экономика и предпринимательство. - 2010. - №4. - С. 201-205.

УДК 332.1

Богомолова Л.Л., кэ. н. доцент, профессор кафедра экономики Эйсмонт О. С. аспирант кафедра экономики Институт менеджмента и экономики Югорский государственный университет МОНОСЫРЬЕВАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ КАК КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР СТРУКТУРНЫХ ДИСПРОПОРЦИЙ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ

СЕВЕРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ Аннотация: В статье рассматривается экономика нефтегазодобывающего региона и ее диспропорциональное развитие, дается экономическая оценка структуры региональной экономики и рассматриваются проблемы социально-экономического развития северного региона связанные с моносырьевой направленностью его развития. Отмечаются основные направления государственного регулирования диверсификации региональной экономики и обозначаются приоритеты и ключевые задачи.

Ключевые слова: моносырьевой регион, структурные диспропорции, структура отраслей, тенденции, проблемы, приоритеты.

Bogomolova L. L.

Candidate of Economic Sciences, Professor of Economics, Institute of Management and Economics Ugra State University, Khanty-Mansiysk

Eismont O. S.

Postgraduate student of the Department of Economics, Institute of Management and Economics Ugra State University, Khanty-Mansiysk NON-DIVERSIFIED NATURE OF REGIONAL ECONOMY AS A KEY FACTOR OF STRUCTURAL DISPROPORTIONS IN THE SOCIOECONOMIC DEVELOPMENT OF THE NORTHERN TERRITORIES Abstract: The article examines the economics of the oil and gas producing region and its disproportional development, provides an economic evaluation of the structure of the regional economy, and examines the problems of the social

and economic development of the northern region associated with the mono-raw orientation of its development. The main directions of state regulation of the diversification of the regional economy are marked and priorities and key tasks are outlined.

Keywords: mono-raw region, structural disproportions, the structure of industries, trends, problems, priorities.

Развитие добычи нефти и газа в северных территориях коренным образом изменило роль регионов России в социально-экономическом плане. В настоящее время трудно недооценить значение региональной экономики в национальном воспроизводственном процессе, так как северные территории являются полноценными участниками формирования российской национальной экономики.

На современном этапе социально-экономическое развитие любого северного региона невозможно без сочетания разумного решения основных задач подъема экономики и учета всех специфических особенностей развития региональной экономики, таких как природно-климатические, демографические, экологические и иные особенности.

Российская экономика характеризуется большим региональным разнообразием по условиям жизни и деятельности населения. Это обусловлено природно-климатическими условиями, степенью транспортной доступности, наличием природных полезных ископаемых, плотностью населения, уровнем жизни и душевых доходов.

Не являются исключением инфраструктурное обеспечение производственной деятельности и жизнедеятельность людей, условия трудовой деятельности и оплаты труда. Все вышеперечисленные факторы влекут различия регионов в объеме произведенного валового регионального продукта и его структуре.

Валовой региональный продукт который является обобщающим показателем и критерием экономической деятельности северных нефтегазодобывающих территорий и представляющим собой стоимость произведенных товаров и услуг для конечного использования. Структура валового регионального продукта автономного округа отражает диспропорциональное развитие региона.

Таблица 1

Структура валового регионального продукта Ханты -Мансийского автономного округа - Югра, %

№ п/п Виды деятельности Года Изменение, +/-

2013 2014 2015

1 Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 0,3 0,3 0,3 -

2 Рыболовство, рыбоводство 0 0 0 -

3 Добыча полезных ископаемых 66,8 66,2 67,8 1,0

4 Обрабатывающие производства 1,7 2 2 0,3

5 Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 3,3 3,2 2,8 -0,5

6 Строительство 5,6 5,8 5,2 -0,4

7 Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 3,7 3,4 3,1 -0,6

8 Гостиницы и рестораны 0,5 0,5 0,5 0

9 Транспорт и связь 6,5 6,7 7,2 0,7

10 Финансовая деятельность 0,1 0,1 0,1 -

11 Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 5,4 5,7 5,4

12 Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование 1,9 1,9 1,7 -0,2

13 Образование 1,6 1,6 1,5 -0,1

14 Здравоохранение и предоставление социальных услуг 2,1 2,1 1,9 -0,2

15 Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 0,5 0,5 0,5 0

Наибольший удельный вес в структуре валового регионального продукта Ханты-Мансийского автономного округа - Югра занимает добыча полезных ископаемых - в среднем за последние три года 66,9%.

Югра - это крупнейший в России поставщик сырой нефти на внутренний и внешние рынки. Динамика объема производства добывающих отраслей ХМАО за период 2013-2016г.г. отмечается положительной тенденцией роста. Так, в период макроэкономической нестабильности и снижения цен на нефть топливный сектор Югры произвел продукции на сумму 2403,1 млрд. руб., что на 3% превышало показатель предыдущего 2013 г. Впоследствии в 2015 г. темпы роста объемов производства выросли до 12% относительно предшествующего кризисного 2014г. Интенсификация производства нефтегазового сектора региона связана с объективной необходимостью поддержать национальную и региональную экономические системы в период неблагоприятной конъюнктуры на мировых сырьевых рынках.

В тоже время нельзя не сказать, что не всегда такое монопрофильное развитие приносит пользу. Безусловно, что моносырьевой,

нефтедобывающий уклон в экономике округа и локальное промышленное освоение территории округа привели к образованию мощного нефтедобывающего комплекса, но и одновременно создает диспропорции в развитии региональной экономики.

В структуре обрабатывающего сектора производства организации по производству нефтепродуктов занимают 82,7%. В Югре действуют 6 нефтеперерабатывающих предприятий, которыми за 2016 год переработано 6,1 млн. тонн нефти. В тоже время доля обрабатывающих производств в

структуре валового регионального продукта Ханты -Мансийского автономного округа - Югра минимальна и составляет в 2016 году 2%.

Нефтеперерабатывающая промышленность выполняет

вспомогательную функцию и не является отраслью специализации округа. Подавляющая часть добытой нефти по системе нефтепроводов уходит за пределы округа в западном частично восточном направлениях на нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) страны и на экспорт. Между тем огромный парк техники нуждается в моторном топливе и бензине, велика потребность в поточном мазуте, завоз нефтяного топлива обходится дорого. Поэтому развитие переработки нефти и газового конденсата в моторное топливо на уровне собственных потребностей региона экономически целесообразно и оправдано.

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра входит в пятерку субъектов РФ, наиболее обеспеченных лесосырьевыми ресурсами. В структуре обрабатывающего сектора организации лесопромышленного комплекса занимают 1,7%. Расчетная лесосека составляет 5,5% от общероссийского уровня, уровень использования расчетной лесосеки в 2015 году составил по оценке 9%. Имеющиеся лесные ресурсы позволяют обеспечить не только текущие и перспективные внутренние потребности округа в древесине и продуктах ее переработки, но и расширить их вывоз за пределы автономного округа. (1)

Несмотря на имеющиеся запасы, доля продукции лесоперерабатывающего комплекса в общем объеме обрабатывающего сектора производства не высока и занимает - 1,7%.

Высокая капиталоемкость и низкая инвестиционная привлекательность являются главными причинами, препятствующими развитию лесопромышленного комплекса Югры.

Важнейшим жизнеобеспечивающим фактором, неразрывно связанным с потребностями населения округа, деятельностью предприятий и организаций, топливно-энергетического комплекса, сельского хозяйства и социальной сферы, является транспортная инфраструктура.

Транспортная инфраструктура созданная в период разведки запасов недр, позже перестала быть лишь способом вывоза добываемых в округе нефтяных и лесных ресурсов. Превратившись в транспортную инфраструктуру общего пользования с характерными признаками неравномерности расположения по территории округа, в значительной степени в настоящее время оказывает отрицательное влияние на его экономическое развитие как внутри региона, так и межрегиональное.

Несмотря на усилия Правительства автономного округа по диверсификации региональной экономики, нефтегазодобывающий сектор Ханты-Мансийского автономного округа превалирует и является по-существу, динамично развивающимся и эффективно функционирующим комплексом региональной экономики. Экономическая и инвестиционная активность предприятий нефтегазового сектора обеспечивает прирост

валового регионального продукта округа, уровня занятости жителей региона, роста производства в смежных отраслях для устойчивого социально-экономического развития.

Тем не менее, экономике автономного округа необходима комплексная диверсификация как топливно-энергетического комплекса, так и других отраслей региона в целом.

В результате реализации государственной программы по развитию Ханты- Мансийского автономного округа-Югры на среднесрочную перспективу ожидается увеличение показателей развития региональной экономики к 2020 году:

- прирост высокопроизводительных рабочих мест - до 44,4 %;

- увеличение производительности труда до 150 %;

- увеличение доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте с 6,3 % до 8,3;

- сохранение объема инвестиций в основной капитал в общем объеме ВРП не менее 27,0 %;

- увеличение удельного веса инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, оказанных услуг с 2,3 % до 5%;

- увеличение количества малых и средних предприятий на 10 тыс. населения ХМАО - Югры с 147,4 до 176,1 единиц;

- увеличение доли среднесписочной численности занятых на малых и средних предприятиях в общей численности работающих с 16,0 до 20,4 %;

- увеличение доли оборота малого и среднего предпринимательства в ВРП с 15,4 до 19,4 %;

- увеличение коэффициента обновления основных фондов с 9,8 % до 10,2 %;

- прирост количества субъектов малого и среднего предпринимательства к предыдущему году - 7,3 %;

- увеличение доли высокопроизводительных рабочих мест в среднегодовой численности занятого населения с 48,5 до 68,6 %;

- сохранение доли рабочих мест, созданных в компаниях-резидентах объектов инвестиционной инфраструктуры (бизнес-инкубаторов, технопарков, промышленных парков), в общем количестве занятого населения в автономном округе на уровне 0,1 %;

- изменение объема прямых иностранных инвестиций к среднегодовому значению за предыдущий год с 0,1 до 0,7 % (3).

Достижение стратегических задач социально-экономического развития экономики региона - программа длительного исполнения, для выполнения которой требуется разработка специального механизма обеспечения рационализации управления в регионе, повышения конкурентоспособности, а также формирования механизма диверсификации региональной экономики оценки роли нефтяного сектора в масштабном развитии экономики региона. Для осуществления этих целей необходимо, чтобы программы развития

автономного округа были социально-ориентированными, способным выполнить все обоснованные социальные задачи округа при приоритетах в развитии, направленных на диверсификацию экономики региона. (3)

Использованные источники:

1. Официальный веб-сайт органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. URL: http://www.admhmao.ru/people/frame.htm (дата обращения 16.01.2017).

2. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа -Югры от 9 октября 2013 г. № 419-п О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Социально-экономическое развитие, инвестиции и инновации Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2014 - 2020 годы". URL: http://admhmao.ru.

3. Богомолова Л.Л. Социально-экономические проблемы и приоритеты устойчивого развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в условиях геополитической нестабильности // Научный журнал «Инновационная наука» № 6 2015г., том 1

4. Богомолова Л.Л. Инвестиционная активность как основа развития экономики северных нефтегазодобывающих районов //Научно-практический электронный журнал «Экономика и социум» № 1 (14) 2015г.

УДК 336.6

Болохова Л. В. студент магистратуры Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования «Московский технологический университет»

Россия, г. Москва

СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация: В данной статье рассмотрено понятие устойчивости и ее видов. Обосновано выделение такой категории как финансовая устойчивость. Особое внимание уделено раскрытию сущности термина «финансовая устойчивость», изучены научные точки зрения многих авторов.

Ключевые слова: устойчивость, финансовая устойчивость, финансовое состояние, анализ, капитал, платежеспособность.

Bolokhova L. V. student

Federal state budgetary educational institution of higher professional

education «Moscow technological University»

Russia, Moscow THE ESSENCE OF THE FINANCIAL STABILITY OF THE

ORGANIZATION Annotation: In this article, the concept of sustainability and its types is considered. The allocation of this category as financial stability is justified.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.