Научная статья на тему 'Монополизм цифровых компаний как угроза национальной безопасности: проблемы и перспективы'

Монополизм цифровых компаний как угроза национальной безопасности: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
глобализация / цифровизация / национальная безопасность / угроза / транснациональная корпорация / цифровая компания / монополизм / globalization / digitalization / national security / threat / transnational corporation / digital company / monopoly

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Терешина Е.А.

Целью исследования является выявление специфики деятельности цифровых транснациональных компаний (далее ТНК), связанной с монополизмом ими цифрового пространства. Автор определяет следующие задачи исследования: 1) выявить основные угрозы национальной безопасности в условиях цифровизации общества; 2) изучить особенности деятельности цифровых компаний; 3) оценить возможности и риски монополизма цифровых компаний и их влияние на обеспечение национальной безопасности государства. На фоне цифровизации общества в научном сообществе пересматривается роль и значимость транснациональных компаний в мировой политике и экономике. Влияние ТНК на принятие важных политических решений в конкретном государстве расширяется. Цифровые корпорации становятся ключевыми политическими акторами, важнейшими хозяйствующими субъектами. Роль цифровых ТНК в системе обеспечения национальной безопасности неоднозначна. С одной стороны, ТНК и национальные государства становятся зависимыми друг от друга, и очевидно сотрудничество двух ключевых игроков по вопросам обеспечения национальной безопасности. С другой стороны, складывается ситуация вытеснения транснациональными компаниями государства с политической арены. Государство постепенно утрачивает роль ведущего политического игрока, а глобальные корпорации на пути к реализации своих экономических интересов охотно используют властные рычаги, порой пренебрегая истинными национальными интересами конкретного государства. Решение проблемы обеспечения национальной безопасности авторы видят в ограничении монополизма цифровых компаний в экономической и политической сферах, а также в стремлении государства выработать эффективные антимонопольные механизмы регулирования деятельности ТНК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Monopolism of digital corporations as a threat to national security: problems and prospects

The purpose of the study is to identify the specifics of the activities of digital transnational companies (hereinafter referred to as TNCs), associated with their monopoly of the digital space. The author defines the following research objectives: 1) identify the main threats to national security in the context of digitalization of society; 2) study the features of the activities of digital companies; 3) assess the opportunities and risks of monopoly of digital companies and their impact on ensuring the national security of the state. Against the backdrop of the digitalization of society, the scientific community is reconsidering the role and significance of transnational companies in global politics and economics. The influence of TNCs on important political decisions in a particular state is expanding. Digital corporations are becoming key political actors and major economic entities. The role of digital TNCs in the system of ensuring national security is ambiguous. On the one hand, TNCs and national states become dependent on each other, and cooperation between the two key players on issues of ensuring national security is obvious. On the other hand, a situation is emerging that transnational companies are ousting the state from the political arena. The state is gradually losing its role as a leading political player, and global corporations, on the way to realizing their economic interests, willingly use levers of power, sometimes neglecting the true national interests of a particular state. The authors see the solution to the problem of ensuring national security in limiting the monopoly of digital companies in the economic and political spheres, as well as in the state’s desire to develop effective anti-monopoly mechanisms for regulating the activities of TNCs.

Текст научной работы на тему «Монополизм цифровых компаний как угроза национальной безопасности: проблемы и перспективы»

Терешина Е.А.

Кандидат политических наук, доцент. Кафедра международных отношений, мировой политики и дипломатии,

Институт международных отношений, Казанский федеральный университет.

Монополизм цифровых компаний как угроза национальной безопасности: проблемы и перспективы

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире существенно изменяется ситуация в сфере безопасности. Процессы глобализации, регионализации и цифровизации последовательно приводят к появлению новых внешних и внутренних угроз, вызовов и рисков для национальной безопасности.

Национальная безопасность предполагает не только отсутствие опасности, но также обеспечение приемлемого уровня экономического и военного потенциала для противодействия внешним и внутренним угрозам существования нации, государства.

Цифровое пространство становится обширным полем деятельности для многих политических и социальных субъектов. Цифровизация содержит комплекс социально-культурных, экономических и политических аспектов, что определяет необходимость допустимой оценки её влияния на государство и общество [1]. С одной стороны, цифровая трансформация открывает колоссальные возможности овладения государствами передовыми информационными технологиями. С другой стороны, она создает риски и угрозы для отдельного государства, а также всего мирового сообщества.

Крупнейшие цифровые компании выстраивают наднациональные управляющие структуры и оказывают с помощью них воздействие на государства и правительства. Формируются новые «патронажные» отношения между государством и цифровыми компаниями, причем некоторые государства попадают в фактическую зависимость от ТНК. Благодаря своему постепенно приобретаемому монопольному статусу, ТНК создают непосредственную угрозу национальному суверенитету отдельных государств.

Новые формы взаимодействия государства и ТНК в «цифровом пространстве» способствуют возникновению и развитию конфликтов между отдельными компаниями и государством. Положительные перспективы данной проблематики авторы видят в заключении компромисса между государством и транснациональными компаниями. Вместе с тем ТНК не стоит рассматривать как прямую угрозу национальным интересам государств. Компании последовательно устанавливают монопольное право на осуществление конкретной деятельности в цифровом экономическом пространстве. Вместе с тем в отношении крупных компаний назревает необходимость принятия ограничительных мер на уровне государства. Также немаловажным становится глубокий анализ специфики цифрового рынка, поддержки конкуренции.

В работах В.В. Гончарова [3], Т.О. Графовой [4], С.Ю. Зайцева [6], Е.Г. Казанцевой [7], М.В. Ляхова [8], Дж. Поля, Т. Тиля [14]. ТНК рассматриваются через призму экономической безопасности, цифровой экономики.

И.Г. Владимирова [2], А.Ю. Маруев [9] и К.И. Сонг, Х.В. Милнер [15] освещают деятельность ТНК в политическом пространстве. Социальные аспекты, включая социальную ответственность ТНК, анализируют Н.М. Травкина [11], Е.В. Храпова [12] и Маккинси [13].

Очевидно, что нераскрытыми аспектами представленной проблематики являются рассмотрение и оценка роли ТНК в системе национальной безопасности, возможности и риски монополизма цифровых компаний в условиях меняющегося общества. Национальная безопасность в условиях переходного общества нацелена на обеспечение противодействия угрозам, связанным с новыми технологиями и цифровой экономикой. Решение проблемы обеспечения национальной безопасности в условиях цифровизации отчасти связано с решением вопросов ограничения монополизма цифровых компаний в экономической и политической сферах и формирования основных направлений взаимодействия ТНК и государства.

В начале статьи приводится обзор литературы, авторы обосновывают критерии отбора научной литературы по обозначенной проблематике. Монополизм ТНК состоит в их доминирующем положении на мировом рынке, в частности в цифровой экономике. Вместе с тем ТНК способны трансформировать своё экономическое доминирование в политическое превосходство. Монополизм ТНК проявляется в монополистической деятельности компаний и выражается через складывающиеся монополи-

стические отношения между ТНК как монополиями и не монополиями, включая государство.

Результаты исследования позволяют проследить конфликтогенный характер взаимодействия между цифровыми ТНК и государством, выявить конфликтогенный характер их взаимодействия на фоне ускоряющегося развития цифровых технологий.

Анализ результатов исследования, представленный в выводах, связан со стремлением большинства государств укрепить свою национальную безопасность, усилить самостоятельность в принятии управленческих решений. Автор высказывает предположение, что в перспективе государства и крупные корпорации в условиях цифровизации общества вынуждены будут выработать механизмы конструктивного сотрудничества. Аналитическая оценка и интерпретация вопросов завершают исследование.

МЕТОДЫ

В рамках данного исследования главной целью является определение возможностей монополизма цифровых компаний, а также последствий влияния ТНК на обеспечение национальной безопасности государства.

Проблема монополизма цифровых ТНК актуализируется в контексте нарастания угроз и вызовов безопасности. Автор в рамках исследования опирается на положения теории монополистических преимуществ и не-оинституционализма.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Основные угрозы национальной безопасности в условиях цифровизации общества. Национальная безопасность в условиях цифровизации общества связана с решением проблемы обеспечения информационной безопасности. Вместе с тем решение проблемы обеспечения информационной безопасности соприкасается с решением вопросов защиты информации, защиты персональных данных, цифровых технологий, неприкосновенности частной жизни граждан в цифровом пространстве [4].

На наш взгляд, в условиях цифровизации общества формируется совершенно новое качество национальной безопасности. В условиях глобализации и цифровизации она утрачивает функцию защиты социальных интересов. В этой связи цифровизация выступает не только мощным механизмом созидательных, но и разрушительных процессов в обществе. В своём отрицательном качестве цифровизация может воплотиться в

форме информационных войн, кибератак. Необходимо признать, что информационные войны и кибератаки выступают одной из ключевых угроз национальной безопасности государств.

Полагаем, что новые цифровые технологии смогут оказать посильную помощь государству, своевременно выявляя потенциальные риски, смягчения реальных угроз и уменьшении их воздействия на общество и государство.

Цифровые ТНК и особенности их функционирования. Развитие цифровых ТНК определяется усиливающейся глобализацией современного общества, интернационализацией отношений, трансформацией социальных структур. Цифровые ТНК формируются в условиях развития электронной или цифровой экономики.

Согласно Стратегии развития информационного общества в РФ на 2017-2030 гг., цифровая экономика s4. ВЫВОДЫ

Современное положение цифровых ТНК в мире соответствует происходящим переходным процессам в экономической, политической, социальной сферах общества.

В условиях цифровизации ТНК стремятся к доминирующему положению на рынках конкретных стран путем развития сети филиалов и ограниченного инвестирования капитала. Но современная политическая и экономическая ситуация в мире вносит свои коррективы в развитие цифровой экономики. Возрастает риск появления новых угроз безопасности.

Решение проблемы обеспечения безопасности, на наш взгляд, связано с решением вопросов обеспечения информационной безопасности, налаживания сотрудничества между государством и крупными компаниями. В условиях экономических санкций для некоторых государств, включая Россию, важным представляется исключение заимствования импортных технологий.

Таким образом, цифровые ТНК и государства в системе обеспечения национальной безопасности должны стремиться к сотрудничеству, так как закономерен процесс взаимозависимости друг от друга в условиях нестабильной политической ситуации. Противоречивый характер взаимоотношений между государством и цифровыми ТНК, объясняется различием интересов обеих сторон. Цифровые ТНК стремятся реализовать в полной мере частные интересы, связанные с максимизацией прибыли, при этом вмешиваются во внутренние дела государств. Государство не желает утрачивать роль лидера, терять контроль над природными ресур-

сами, заинтересовано в защите национальных интересов. Безусловно, необходимо установить баланс в отношениях «государство-цифровые ТНК». Баланс отношений должен быть достигнут путем оптимизации распределения полномочий, ответственности между государством и цифровыми ТНК, справедливого разделения между ними ресурсов, технологий, решений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, монополизм цифровых компаний связан с установлением единоличного права на осуществление той или иной деятельности в цифровом экономическом пространстве. Неконструктивное взаимодействие государства и цифровых компаний в области использования национальных ресурсов способствует нарастанию напряженности, развитию конфликтов между противоположными сторонами. На наш взгляд, угрозу для национальной безопасности представляют именно конфликтные отношения между цифровыми компаниями и государством. Целесообразно наряду с принятием антимонопольных ограничительных мер со стороны государства в отношении ТНК глубоко проработать специфику цифрового рынка, совместно разработать концепции и программы развития цифровой экономики, обеспечить открытость деятельности учреждений, цифровых компаний, создать площадки для совместного обсуждения актуальных проблем цифровизации.

Список литературы:

1. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы».

2. Владимирова И.Г., Конина Н.Ю., Ефремов В.С. Транснационализация международных компаний: особенности и тенденции // Управленец. 2020. Т. 11. № 4. С. 72-83.

3. Гончаров В.В. Понятие транснациональной компании // Московский экономический журнал. 2021. № 5. С. 407-412.

4. Графова Т.О., Шаповалов А.Ф. Риски и угрозы экономической безопасности в цифровой экономике // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2020. Т. 9. № 1 (30). С. 382-386.

5. Ефремов В.С., Владимирова И.Г. Цифровые компании: понятие, масштабы и особенности транснационализации // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2018. Том 8. № 11А. С. 137-147.

6. Зайцев С.Ю. Направления взаимодействия цифровых корпораций и государства в политической сфере России // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2022. Т. 18. № 1. С. 56-71.

7. Казанцева Е.Г. ТНК в цифровой экономике и особенности их функционирования // Инновационное развитие экономики. 2018. № 1. С. 77-85. // URL: http://www.ineconomic.rU/sites//field_print_version/43-2018.pdf (Дата обращения: 20.05.2024)

8. Ляхов М.В. Особенности функционирования транснациональных корпораций в условиях цифровизации экономики // Управление бизнесом в цифровой экономике. 2021. С. 445-450.

9. Маруев А.Ю., Евсюков А.А. Транснациональные корпорации в современной системе международных отношений // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2018. № 2. С. 93-102. // URL: https://cyberleninka.rU/article/n/ transnatsionalnye-korporatsii-v-sovremennoy-sisteme-mezhdunarodnyh-otnosheniy

10. Немцева М. Влияние и поглощение: IT-гигантам запретят манипулировать пользователями. Европа готовится переписать правила для Google, Apple и Microsoft // Известиял2. URL: https://iz.ru/1420570/mariia-nemtceva/vliianie-i-pogloshchenie-it-gigantam-zapretiat-manipulirovat-polzovateliami(Дата обращения: 20.05.2024)

11. Травкина Н.М. Цифровизация общества: альтернативные проекты Будущего // США & Канада: экономика - политика - культура. 2022. № 6. C. 50-70. // URL: https://usacanada.jes.su/s268667300021020-2-1/ (Дата обращения: 20.05.2024). - DOI: 10.31857/S2686673022060049

12. Храпова Е.В., Амзенов Н.Ж. Теоретические точки зрения изучения деятельности транснациональных корпораций // Раз-

витие и актуальные вопросы современной науки. 2018. № 1. С. 85-91.

13. McKinsey Global Institute, Digital Globalization: The new era of global flows, March 2016.

14. Pohle J., Thiel T. Digital sovereignty // Internet Policy Review. 2020. Vol. 9. № 4. // URL: https://policyreview.info/pdf/ policyreview-2020-4-1532.pdf (Дата обращения: 20.05.2024)

15. Song K.I., Milner H.V. Multinational corporations and their influence through lobby into foreign policy // Multinational Corporations in a Changing Global Economy. 2019. // URL: https://app.oarklibrary.com/file/2/af03450b-28f4-435a-9be5-

25b7e818d60eZ09eb1ba2-8b37-49ef-bf30-609678a80d51.pdf (Дата обращения: 20.05.2024)

Bibliography

1. Decree of the President of the Russian Federation dated May 9, 2017 № 203 "On the Strategy for the Development of the Information Society in the Russian Federation for 2017-2030."

2. Vladimirova I.G., Konina N.Yu., Efremov V.S. Transnationalization of international companies: features and trends // Manager. 2020. Vol. 11. № 4. P. 72-83.

3. Goncharov V.V. The concept of a transnational company // Moscow Economic Journal. 2021. № 5. P. 407-412.

4. Grafova T.O., Shapovalov A.F. Risks and threats to economic security in the digital economy // Azimuth of scientific research: economics and management. 2020. Vol. 9. № 1 (30). P. 382-386.

5. Efremov V.S., Vladimirova I.G. Digital companies: concept, scale and features of transnationalization // Economics: yesterday, today, tomorrow. 2018. Volume 8. № 11A. P. 137-147.

6. Zaitsev S.Yu. Directions of interaction between digital corporations and the state in the political sphere of Russia // Political expertise: POLITEX. 2022. Vol. 18. № 1. P. 56-71.

7. Kazantseva E.G. TNCs in the digital economy and features of their functioning // Innovative development of the economy. 2018. № 1. P. 77-85. // URL: http://www.ineconomic.ru/sites//field_print_version/43-2018.pdf (05.20.2024)

8. Lyakhov M.V. Features of the functioning of transnational corporations in the context of digitalization of the economy // Business management in the digital economy. 2021. P. 445-450.

9. Maruev A.Yu., Evsyukov A.A. Transnational corporations in the modern system of international relations // Bulletin of Moscow University. Series 12. Political sciences. 2018. № 2. P. 93-102. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/transnatsionalnye-korporatsii-v-sovremennoy-sisteme-mezhdunarodnyh-otnosheniy

10. Nemtseva M. Influence and absorption: IT giants will be prohibited from manipulating users. Europe is preparing to rewrite the rules for Google, Apple and Microsoft // Izvestia.iz. URL: https://iz.ru/1420570/mariia-nemtceva/vliianie-i-pogloshchenie-it-gigan-tam-zapretiat-manipulirovat-polzovateliami (05.20.2024)

11. Travkina N.M. Digitalization of society: alternative projects of the Future // USA & Canada: economics - politics - culture. 2022. № 6. P. 50-70. // URL: https://usacanada.jes.su/s268667300021020-2-1/ (05.20.2024). - DOI: 10.31857/S2686673022060049

12. Khrapova E.V., Amzenov N.Zh. Theoretical points of view for studying the activities of transnational corporations // Development and current issues of modern science. 2018. № 1. P. 85-91.

13. McKinsey Global Institute, Digital Globalization: The new era of global flows, March 2016.

14. Pohle J., Thiel T. Digital sovereignty // Internet Policy Review. 2020. Vol. 9. № 4. // URL: https://policyreview.info/pdf/policyre-view-2020-4-1532.pdf (20.05.2024)

15. Song K.I., Milner H.V. Multinational corporations and their influence through lobby into foreign policy // Multinational Corporations in a Changing Global Economy. 2019. // URL: https://app.oarklibrary.com/file/2/af03450b-28f4-435a-9be5-25b7e818d60e/09eb1ba2-8b37-49ef-bf30-609678a80d51.pdf (20.05.2024)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.