Научная статья на тему 'Монополизация российской экономики: подходы к проблеме и ее решению'

Монополизация российской экономики: подходы к проблеме и ее решению Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2709
227
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МОНОПОЛИЗАЦИЯ / ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ СЕКТОР / ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ / ДЕМОНОПОЛИЗАЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Котлярова Наталья Александровна, Семенюк Дмитрий Игоревич

Монополизация российской экономики является закономерным этапом ее развития. Появление естественных монополий обусловлено рядом факторов, возникших по мере реализации экономических реформ. Взгляды современных авторов на естественные монополии расходятся. С одной стороны, считается, что монополии являются преградой на пути развития экономики, а именно формируют антидемократические отношения собственности, усиливают разрыв между слоями населения, оказывают ценовое давление на предприятия МСБ, подстегивают инфляцию. С другой стороны, многие эксперты схожи во мнении, что монополизация экономики носит стабилизирующий характер, а естественные монополии поддерживают жизнеспособность отечественной экономики, формируют значительную часть государственного бюджета, способствуют реализации стратегических целей государства как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Кроме того, отмечается важная роль естественных монополий в обеспечении экономической безопасности страны благодаря своей финансовой устойчивости, высоким потребительским свойствам производимой ими продукции, внедрению современных технологий и обучению кадров, а также защите национальных экономических интересов на внутреннем и внешнем рынках. Одной из основных проблем российской экономики является ее несбалансированная отраслевая структура, как следствие, монополизация охватывает отрасли, имеющие либо стратегическое значение, либо отрасли социальной сферы. При этом значимые отрасли отвлекают на себя значительную часть капитала и инвестиционных ресурсов, что, в свою очередь, не способствует развитию отраслей, испытывающих недостаток финансирования. Для сглаживания негативных факторов монопольного присутствия на рынках государство реализует антимонопольную политику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Монополизация российской экономики: подходы к проблеме и ее решению»

Монополизация российской экономики: подходы к проблеме и ее решению

со

сэ

сч

£

Б

а

2 ©

Котлярова Наталья Александровна,

кандидат экономических наук, заведующий кафедрой экономики и финансов, Южно-Российский гуманитарный институт

Семенюк Дмитрий Игоревич

преподаватель кафедры экономики и финансов, Южно-Российский гуманитарный институт, coolflex@inbox.ru

Монополизация российской экономики является закономерным этапом ее развития. Появление естественных монополий обусловлено рядом факторов, возникших по мере реализации экономических реформ. Взгляды современных авторов на естественные монополии расходятся. С одной стороны, считается, что монополии являются преградой на пути развития экономики, а именно формируют антидемократические отношения собственности, усиливают разрыв между слоями населения, оказывают ценовое давление на предприятия МСБ, подстегивают инфляцию. С другой стороны, многие эксперты схожи во мнении, что монополизация экономики носит стабилизирующий характер, а естественные монополии поддерживают жизнеспособность отечественной экономики, формируют значительную часть государственного бюджета, способствуют реализации стратегических целей государства как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Кроме того, отмечается важная роль естественных монополий в обеспечении экономической безопасности страны благодаря своей финансовой устойчивости, высоким потребительским свойствам производимой ими продукции, внедрению современных технологий и обучению кадров, а также защите национальных экономических интересов на внутреннем и внешнем рынках. Одной из основных проблем российской экономики является ее несбалансированная отраслевая структура, как следствие, монополизация охватывает отрасли, имеющие либо стратегическое значение, либо отрасли социальной сферы. При этом значимые отрасли отвлекают на себя значительную часть капитала и инвестиционных ресурсов, что, в свою очередь, не способствует развитию отраслей, испытывающих недостаток финансирования. Для сглаживания негативных факторов монопольного присутствия на рынках государство реализует антимонопольную политику.

Ключевые слова: Монополизация, инфраструктурный сектор, естественная монополия, демонополизация, экономическая безопасность.

Монополизация экономики является неизбежным процессов социально-экономического развития любой страны. Монополии формируются в процессе перераспределения собственности в силу рыночного принципа неравномерной концентрации факторов производства. Данная рыночная закономерность заложена в основе развития производственных отношений, и открывает сущность возникновения монополий -процесс вполне естественный для рыночной экономики. За долгую историю экономического развития, развитые страны не стремились уничтожить монополии, наоборот, идеи глобальных рынков и глобализации показывают усиление их роли в экономике.

В нашей стране, где пришлось выстраивать рыночные отношения если не с нуля, то как минимум, наверстывать многолетний западный опыт, осваивать цивилизованные способы ведения бизнеса, выстраивать организационно-правовую структуру общества, адаптированную к постоянно меняющимся условиям ведения хозяйства, монополизация экономики выступает как некий объективный процесс, как реакция экономики на внешние и внутренние угрозы, формирующая комплекс мер экономической безопасности страны. В то же время, очевидна и сдерживающая роль естественных монополий в развитии секторов малого и среднего бизнеса, конкурентной предпринимательской среды. В связи с этим, проблема монополизации российской экономики вызывает многочисленные споры и разногласия среди экономистов и экспертов. Целью данной статьи является исследование влияния монополий на национальную социально-экономическую систему и систематизация взглядов на проблему монополизации современной российской экономики.

Существуют следующие подходы к пониманию проблемы монополизации. Ряд современных авторов считает, что монополизация имеет существенные негативные последствия для социально-экономического развития, а именно, формирует антидемократические тенденции развития общества, способствует его расслоению, искажает принципы конкуренции и усиливает инфляцию, ослабляет уровень экономической безопасности страны, препятствует реструктуризации экономики и обеспечению инновационного пути развития. [1, 2, 7]

Кроме того, считается, что монополии генерируют рост цен на ресурсы под влиянием конкуренции на внешних рынках, однако если цены сдерживать, то возникает риск недофинансирования развития самих монополий, как следствие - сдерживаемый экономический рост, спад производства и потребления, то есть проблемы в секторе малого и среднего бизнеса, в целом, выигрывающего от низких тарифов. [5]

К причинам монополизации российской экономики принято относить низкий уровень технической базы, концентрацию большей доли частной собственности в руках ограниченного количества собственников, ошибки в проведении антимонопольной политики государства, неудовлетворительные итоги приватизации и пр.

Одним из основных факторов, определяющих процесс монополизации российской экономики является высокая доля государственной собственности, иначе говоря, государство является крупнейшим собственником, которому сегодня принадлежит до 50% экономики, однако речь здесь идет об инфраструктурных отраслях и предприятиях. Следует отметить, что в современных условиях инфраструктурные отрасли являются опорой в развитии воспроизводственных процессов в экономике, а крупные предприятия обеспечивают стабильное социально-экономическое развитие, в частности, обеспечивают прирост рабочих мест, участвуют в процессе эффективного перераспределения ресурсов, являясь источником средств пополнения бюджетов различных уровней [6]. Социальная роль естественных монополий также проявляется в оказываемом ими влиянии на рост благосостояния граждан и общества в целом, поскольку производят они общественные блага. Очевидна также роль естественных монополий в обеспечении конкурентоспособности страны на внешних рынках.

Структурное дробление монополистов не приведет к желаемым результатам демонополизации и демократизации собственности, поскольку, во-первых, формируются вертикальные системы управления, способствующие превращению федерального монополизма в региональный, во-вторых, нарушается единая система обеспечения

в национальном масштабе, к примеру, энергетическая или транспортная, и наконец, в-третьих, известны случаи, когда дробление монопольных структур приводит к значительному снижению качества товаров, работ и услуг, оказываемых мелкими частными компаниями, принявшими на себя управление инфраструктурой [4]. Справедливо будет отметить, что естественные монополии имеют довольно разветвленные структуры, и охватывают значительное присутствие на региональном уровне.

Кроме того, в основе развития инфраструктурных отраслей лежит идея обеспечения экономической безопасности страны. Исходя из этого, стратегическое назначение отраслей социальной сферы и сфер жизнеобеспечения российского общества исключает их передачу в частное управление на негосударственном уровне в силу их функциональной определенности. Справедливо будет заметить, что современные российские монополии в значительной мере коррумпированы властью, часто действуют на основе политико-экономических принципов, формируют негласные альянсы и являются участниками теневого бизнеса. В этой ситуации речь не может идти о монополиях, функционирующих на чисто экономических принципах, и проблема монополизации выступает в политическом свете, а монополизация ведет к ослаблению экономической безопасности страны. [7]

Эксперты схожи во мнении, что естественные монополии являются основой стабильного развития экономики страны. Очевиден значительный вклад естественных монополий в восстановление российской экономики от последствий финансового кризиса и их значение для бюджета страны в период санкций.

Российская экономика не обладает сбалансированной отраслевой структурой, и эта проблема является чуть ли не главной на пути к реализации программы сбалансированного экономического роста. Таким образом, монополизацию отечественной экономики сегодня следует рассматривать как явление объективное, как своего рода реакцию на внешние и внутренние угрозы, а естественные монополии - как структуры, логически образовавшиеся в процессе становления рыночного хозяйства. Как показывает практика, большинство развитых экономик монополизированы в той или иной степени, при этом проблема монополизации всплывает в периоды роста, но отходит на второй план в периоды

кризиса. Для современной России процесс выхода на устойчивый экономический рост носит затяжной характер, в связи с чем государство не торопится демонополизировать основополагающие промышленные отрасли. Однако рано или поздно это придется сделать. По мнению авторов, данный процесс будет реализован по мере выхода нашей экономики на траекторию роста и ограничен именно этим временным интервалом. До тех пор, монополизированные отрасли будут отвлекать на себя значительную долю капиталов и инвестиционных ресурсов, необходимых для развития менее развитых конкурентных отраслей, требующих поддержки. Со временем, если данной проблемой не займется государство, этот разрыв будет увеличиваться, а отставание недофинансированных отраслей - усиливаться.

Существует еще один момент в «защиту» национальных естественных монополий. Как известно, помимо региональных монополий и монополий национального характера, существуют глобальные монополии, в основном из развитых стран, деятельность которых давно вышла из-под контроля национальных правительств. Эти транснациональные структуры, помимо несомненных плюсов своей деятельности, таких как предоставление сравнительно недорогих товаров, работ и услуг, формирование крупных предприятий в развивающихся странах, обеспечивающих пассивную модернизацию и техническое развитие экономик этих стран, а также создающих занятость в регионах и т.п., оказывают значительное влияние на уровень конкуренции в регионах присутствия, вытесняют локальных производителей и косвенным образом формируют монопольную структуру потребления. Все это становится возможным благодаря тому, что глобальные монополии обладают значительной финансовой и ресурсной базой, позволяющей гибко управлять транзакционными издержками, как следствие - проводить гибкую ценовую политику.

Национальные естественное монополии, таким образом, являются своего рода экономическим «оборонным» комплексом, позволяющим сдерживать деструктивное политико-экономическое влияние развитых стран на экономику нашей страны и обеспечивающим реализацию ее стратегических интересов.

Оценивая положительные и отрицательные стороны монополизации российской экономики можно прийти к выводу о том, что влияние монополисти-

ческих структур на функционирование развивающейся экономики нельзя оценивать только как положительное, как следствие, приходит понимание, что на данном этапе российская экономика нуждается в мощных структурах, способных управлять секторами национального хозяйства, которые не способны адекватно реагировать на меняющиеся условия как в ресурсном, так и в технологическом плане. Тем не менее, не следует и переоценивать воздействие монополий на конкурентную среду внутри экономики. Различается механизм снижения издержек в сфере малого бизнеса и у монополий, в частности, эффект снижения издержек у монополиста проявляется за счет эффекта объема производства, в то время как снижение издержек производства в организациях малого и среднего бизнеса связано, в частности, со снижением качества используемого сырья, как следствие - с качеством готовой продукции. В связи с этим возникает понимание необходимости проведения антимонопольной политики, призванной ограничивать негативное влияние монополий на деятельность представителей МСБ в данной отрасли посредством злоупотребления доминирующими позициями на рынке. Очевидно, что благодаря своим размерам естественные монополии медленнее реагируют на изменение рыночной конъюнктуры, чем средние и малые фирмы, более мобильные в плане адаптации под воздействием ценовых и неценовых факторов, политических и конъюнктурных изменений.

Решение проблемы монополизации российской экономики, на взгляд авторов, должно носить комплексный характер и включать в себя следующие этапы:

1) в первую очередь необходимо создание условий для функционирования и развития конкурентных демонополизированных структур, прежде чем проводить меры по демократизации собственности. Речь идет не только о часто упоминаемой господдержке, но в первую очередь об обеспечении адекватных условий хозяйствования, свободных от коррупции и бюрократических процессов, другими словами, необходимо создать более комфортные с точки зрения малого и среднего бизнеса условия хозяйствования, опосредованные надлежащей защитой прав собственности со стороны законодательства;

2) далее, необходимо введение высокого уровня экономической и социальной ответственности за качество производимых товаров, работ и услуг, обеспе-

© £

Ю

5

V

2 а

6

CS

сэ

сч

£

Б

а

2 ©

чение высокого уровня решения спорных вопросов в рамках системы обеспечения прав потребителей;

3) проведение антимонопольной политики необходимо направить не только на регулирование степени присутствия монополистов в отрасли, но также на устранение прежних и предотвращение появления новых административных и тарифных барьеров;

4) ограничительные меры антимонопольной политики часто недостаточны для повышения уровня конкуренции в отрасли, следовательно, необходимо применение параллельного регулирующего комплекса мер, направленного не на установление «тарифной планки», а на поддержание и стимулирование конкуренции в регулируемой отрасли;

5) следует отметить, что вход на рынок монополистической конкуренции -это в первую очередь затратный проект, требующий привлечения долгосрочного капитала по льготной ставке процента, поэтому необходимо обеспечить плавное повышение нормы субсидий в рамках программ поддержки МСБ, в первую очередь, занятых в сфере производства реальных благ, приоритетную поддержку долгосрочных инвестиционных проектов;

6) принимая во внимание коррупционную и теневую стороны деятельности российских естественных монополий, необходимо модернизировать антимонопольное законодательство мерами, направленными на исключение воздействия на деятельность монополий указанными негативными факторами.

Литература

1. Трифонов Е.В. Демократизация отношений собственности и демонополизация экономики // Актуальные вопросы экономики и права. - 2012. - №3. - с. 32-38.

2. Игошина Д.Р. Институциональный пробел в определении естественной монополии как экономического субъекта // Современные проблемы науки и образования. - 2014. [электронный ресурс] -http://cyberleninka.rU/article/n/ т8^Мзюпа1пуу-ргоЬе1-у-ор^е1епи-estestvennoy-monopolii-kak-екопот^езкодо-БиЬеЙа

3. Редюкова Я.Ю. О путях снижения уровня монополизации социально зна-

чимых отраслей российской экономики / / Социально-экономические явления и процессы. - 2012. - №1. - с. 130-132.

4. Горбачев В.Л., Желтоносов В.М., Колотов Ю.О. Системообразующая роль корпораций в экономике // Финансы и кредит, 2006. - №16. - с. 24-28.

5. Радюкова Я.Ю. Естественные монополии: специфика функционирования в России на современном этапе // Социально-экономические явления и процессы. - 2011. - №1-2. - с. 187-193.

6. Шамаев И.Н. Роль и место естественных монополий в российской экономике // Вестник ТГУ, 2011. - выпуск 2. - с. 29-33.

7. Радюкова Я.Ю. Естественные монополии в системе детерминант и угроз экономической безопасности национальной экономики // Социально-экономические явления и процессы. - 2014. -Т. 9. - №8. - с. 90-95.

Monopolization of russian economy: scientific approaches to the problem and its solution Kotlyarova N.A., Semenyuk D.I. South-Russian Institute of Humanities Monopolization of Russian economy is a regular stage of its development. Natural monopolies appeared due to a number of factors which came during Russian economic reforms have been carried out. Views of modern authors to natural monopolies are widely different. On one hand, hey consider that monopolies are to be barriers on the way to economy development, specifically, they form antidemocratic property relations, widen the gap between economic segments of people, and put price pressure on SMB companies, as well as rekindle inflation. On the other hand, experts share their views about the fact that monopolization of economy is stabilizing by nature, and natural monopolies support healthy domestic economy, form significant part of state budget, help to implement strategic targets of the government, both in domestic and in foreign markets. Besides, important role of natural monopolies consists in its ability to provide high level of economic security of the country due to their financial stability, high quality products they produce, adaptation of modern technologies and stuff training, as well as protection of national economic interest in domestic and international markets. One of the major problems of Russian economy is its unbalanced sectoral structure, as

consequence, monopolization runs the sectors which have either strategic importance or social sectors. In such case these sectors of importance take a significant amount of capital and investment resources, at the same time it prevents development of the rest of the sectors suffering from lack of financial support. To level negative factors of monopoly presence in the markets the government carries out anti-monopoly policy. To solve the problem of monopolization of the economy one should take into account it is system-based by nature, and includes the following steps: maintenance of conditions for competition-oriented

demonopolized companies, implementation of economic and social norms of responsibility for quality of the goods produced, elimination of market barriers, restriction of corruption in monopolies, and adoption of competition stimulating policy.

Key words: Monopolization, infrastructure sector, natural monopoly, demonopolization, economic security.

References

1. Trifonov E. V. Democratization of the

relations of property and demonopolization of economy// Topical issues of economy and right. - 2012. - No. 3. - page 32-38.

2. Igoshina D. R. An institutional gap in

determination of natural monopoly as economic actor//Modern problems of science and education.

- 2014. [an electronic resource] -http://cyberleninka.ru/article/n/ institutsionalnyy-probel-v-opredelenii-estestvennoy-monopolii-kak-ekonomicheskogo-subekta

3. Redyukova Ya. Yu. About ways of decrease in level of monopolization of socially important industries of the Russian economy//the Social and economic phenomena and processes. - 2012. - No. 1. - page 130-132.

4. Gorbachev V. L., Zheltonosov V. M.,

Kolotov Yu. O. A backbone role of corporations in economy//Finance and the credit, 2006. - No. 16. -page 24-28.

5. Radyukova Ya Yu. Natural monopolies:

specifics of functioning in Russia at the present stage//the Social and economic phenomena and processes. - 2011. - No. 1-2. - page 187-193.

6. Shamayev I. N. A role and the place of

natural monopolies in the Russian economy//the TGU Bulletin, 2011.

- release 2. - page 29-33.

7. Radyukova Ya. Yu. Natural monopolies

in system of determinants and threats of an economic safety of national economy//the Social and economic phenomena and processes. - 2014. - T. 9. - No. 8. -page 90-95.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.