Антимонопольное регулирование: проблемы и основные направления его совершенствования в Российской Федерации
12 3
Зеленски Н. , Ларионова А. А. , Храмогина Д. Н.
3Зеленски Нели / Zelenski Neli - студент;
2Ларионова Анастасия Александровна /Larionova Anastasija Aleksandrovna - студент;
3Храмогина Дарья Николаевна / Hramogina Darja Nikolaevna - студент, кафедра мировой экономики и организации торговли, факультет мировой экономики,
Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, филиал, г. Пятигорск
Аннотация: в современных условиях монополизация рынка является важной проблемой любой страны. Монополии формируются, реорганизуются, совершенствуются, монополисты находят новые способы и источники получения прибыли. Антимонопольное регулирование - один из главных элементов экономической политики любого развитого или развивающегося государства.
Abstract: in the modern conditions monopolization of the market is an important issue in any country. Monopolies are formed, reorganized, improved, monopolists are finding new ways and sources of income. Antitrust regulation -one of the main elements of the economic policy of any developed or developing country.
Ключевые слова: монополия, антимонопольное законодательство, антимонопольная политика,
антимонопольное регулирование.
Keywords: monopoly, antitrust policy, antitrust law, antitrust regulation.
Целью данной работы является исследование, и оценка мер, направленных на ограничение монополистической деятельности в Российской Федерации, а кроме того, формирование предложений по улучшению мер антимонопольного регулирования, осуществляемых в РФ.
В современной рыночной экономике основополагающим понятием является конкуренция. Конкуренция -соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства, участниками рыночной экономики за обеспечение лучших, наиболее выгодных условий сбыта товаров и услуг, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей. Конкуренция побуждает производителей и потребителей постоянно искать новые пути и способы производства, сбыта и потребления, то есть конкуренция - это постоянный поиск, постоянная борьба. Причем, с одной стороны, она обеспечивает производителю постоянный спрос, а значит, и прибыль, с другой стороны, производитель не получит ничего, если не будет отвечать требованиям потребителей, таким образом обеспечиваются и их интересы. Конкуренция выражается в этом разнообразии часто взаимоисключающих интересов разных субъектов рынка, в их уступках, разнонаправленных действиях, в неудачах одних и успехах других. Конкурентная борьба - это механизм, который помогает экономике двигаться вперёд, совершенствоваться в постоянно меняющихся внешних и внутренних условиях [2, 132-136].
Различают два вида конкуренции: совершенную и несовершенную. Подавляющее большинство рынков в современном мире - это рынки несовершенной конкуренции, ввиду несовершенного действия на рынок механизмов саморегуляции. Одной из форм несовершенной конкуренции является монополия. Монополия -это крупное хозяйственное объединение, находящееся в частной собственности и осуществляющее контроль над отраслями, рынками и экономикой, посредством материальных и финансовых ресурсов, научнотехнического потенциала с целью установления высоких цен для получения наибольшей монопольной прибыли. В узком смысле монополию можно определить как господство одного продавца на рынке. На протяжении долгого времени монополии развивались и трансформировались, продолжая поиск новых форм и способов максимизации прибыли, однако вместе с ними развивались и государственные институты и меры по борьбе с ними. Монополизация - это явление, которое нельзя рассматривать только с одной стороны, они имеет свои преимущества и недостатки. Однако, несмотря на это, негативные последствия монополизации становятся заметны достаточно быстро и затрагивают широкие слои населения. При существовании монопольной структуры, интересы и потребности общества не могут быть удовлетворены в полной мере и при наилучших условиях. Существование монополии ограничивает использование всех преимуществ рыночного механизма. Возможно, в краткосрочной перспективе, когда монополист по каким-либо причинам не может долгое время удерживать свою монопольную власть, отрицательные стороны монополизации не успевают проявиться в полной мере и воздействовать на широкий круг людей. Когда монополия на рынке действует достаточно продолжительное время, все отрицательные стороны монополизации имеют условия для полного своего проявления. Так, происходит ущемление интересов общества, формируется негативное отношение к монополиям, провоцирующее экономическую и социальную напряженность. Потребителям требуется защита государства от деятельности монополиста. Данное направление является одной из составляющих выполнения функции государства по обеспечению нормальных условий функционирования рынка. Наколенный опыт и анализ различных взглядов на процесс монополизации помогли понять двойственность этого явления и дали толчок для создания определенной политики по отношению к монополиям, которую называют монопольной или антимонопольной.
Антимонопольная политика - это комплексная система экономических, правовых, финансовых, налоговых, психологических и других мер, принимаемых и обеспечивающихся государственными органами, направленных на усиление и защиту добросовестной конкуренции путем предупреждения, ограничения и пресечения монопольной власти компаний. Государство, посредством проведения антимонопольной политики, создает условия для возникновения и успешного развития конкурентных рыночных структур [3, 97-101].
Россия находится в переходной экономике. Экономика перестраивается, и на смену командноадминистративной приходит рыночная экономическая система. В настоящее время все еще остается высоким уровень монополизации рынков, и он оказывает негативное влияние на развитие конкуренции. Необходимо создание комплекса мер, направленных на демонополизацию экономики, пресечение монополистических действий и недобросовестной конкуренции, а также контроль над концентрацией рынков, то есть необходима эффективная антимонопольная политика. Оценить современные условия трудно. Стратегические планы развития обычно рассчитаны на долгосрочную перспективу, поэтому увидеть и ощутить принимаемые меры уже сейчас - проблематично, а скорее - невозможно. Несмотря на это, сравнение с прошлыми условиями и сделанные на основе анализа выводы позволяют выявить основные проблемы недостаточной эффективности российской антимонопольной политики.
В первую очередь, необходимо определиться с целями и задачами проводимой политики. Так как на формирование целей влияет множество внешних факторов, таких как политическое, экономическое, культурное, правовое развитие, необходимо провести анализ и определить те цели, которые будут актуальны и насущны в конкретных условиях, то есть, в Российской Федерации. Без цели предпринимать какие-то действия бессмысленно, в этом случае они будут разрозненны, и их выполнение не будут отвечать современным потребностям общества. В настоящее время цели не описаны детально, поэтому практическое их использование достаточно затруднено, отсутствует понимание, куда в первую очередь направить ресурсы, и для чего вообще необходима антимонопольная политика.
Любое законодательство, в том числе и антимонопольное, должно быть четко и точно определено и записано. Трактовка должна быть однозначной при применении нормативного акта любой государственной структурой. Каждый пункт, каждый термин, используемый в нормативно-правовом акте, должен быть детально расписан, для недопущения неоднозначных толкований разных явлений. Антимонопольное законодательство - это важный внутренний механизм функционирования рынка, поэтому он должен быть четким и понятным, чтобы он мог быстро и качественно среагировать на возникающие проблемы. Неточность, размытость формулировок позволяют волюнтарно использовать законодательство в корыстных интересах. Основная опасность такой ситуации заключается в том, что многие субъекты готовы использовать эти разночтения в корыстных целях. По сути, законодательство, которое должно было ограничить монополистов и не дать им конкурентные преимущества, используется как дополнительное средство недобросовестной конкуренции.
Антимонопольное регулирование предполагает проведение детального анализа антимонопольным органом поведения данного хозяйствующего субъекта для определения степени и специфики его воздействия на конкурентную среду отрасли. Важно проводить его качественно и рассматривать отдельно каждый случай. Такой анализ, с одной стороны, позволит решить вопросы текущие, по конкретным рынкам, с другой стороны, даст представление об общей ситуации и поможет скорректировать действующее антимонопольное законодательство. Кроме того, если рассматривать деятельность ФАС, то анализ способствует совершенствованию принятия решений по каждому делу и поможет сделать их более объективными.
Проблемой является и то, что в системе государственных органов нет полного, исчерпывающего разграничения полномочий. Одни ведомства имеют слишком большое количество полномочий, и рассмотрение случаев нарушения антимонопольного законодательства становится менее качественным. С другой стороны, у некоторых ведомств забрали некоторые полномочия и функции, которые было бы логично, чтобы они реализовывали в связи с их спецификой. Такой порядок способствует бюрократизации всей системы, и её результативность снижается. Поэтому необходима серьёзная перестройка системы распределения полномочий, однако, ясно то, что этот процесс может занять достаточно долгое время. Кроме того, чтобы успешно разграничить полномочия, необходима глубокая оценка текущей ситуации и разработка поэтапных мер для создания и реализации новой системы.
Помимо этого, применение антимонопольного законодательства, со всеми его ограничениями, запретами, санкциями и проблемами ставит под сомнение необходимость системы с столь сильным административным контролем. Государство очень часто навязывает монополистам и даже не монополистам, а просто эффективным хозяйственным субъектам свою политику, ограничивая их в принятии решений. Например, законодательно запрещено закрывать предприятие, если оно не нарушает какие-либо явные нормы. Однако это лишь один пример. В любой области антимонопольного регулирования найдутся свои рестрикции, каким-либо образом ограничивающие хозяйствующий субъект. При этом правильность решения о том, является ли субъект монополистом, ещё под вопросом из-за неэффективности ведомств. В связи со всей этой ситуацией, очевидно, что необходим пересмотр ограничений законодательства и функций контролирующих ведомств.
Необходимо повысить продуктивность мониторинговых и контролирующих органов. Несмотря на кажущуюся строгость российского антимонопольного законодательства, мало того, что сами нормативноправовые акты имеют размытое содержание, так ещё и органы, которые должны осуществлять надзор, выполняют свою работу достаточно плохо, часто пропуская средне и сильно монополизированные рынки [1, 4-6].
Опираясь на предыдущий пункт, стоит вспомнить, какому контролю со стороны Федеральной антимонопольной службы подвергается малый и средней бизнес. Получается, что вместо того, чтобы ограничивать крупные монополии и развивать малый и средний бизнес, все делается наоборот. Развитие малого и среднего бизнеса является одной из важных составляющих конкурентной экономики, поэтому стоит стимулировать его развитие, улучшая условия, а не ограничивать и сдерживать его.
Кроме того, важно модернизировать критерий определения доминирующего положения на рынке. Необходимо разграничить предприятия, добившиеся доминирующего положения путем использования мер добросовестной конкуренции и предприятия, обладающие уникальными конкурентными преимуществами.
В российской антимонопольной политике сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, государственные органы имеют достаточно много полномочий в сфере антимонопольного регулирования и всеми силами стараются реализовать их, причем часто перегибая палку. Например, как уже было сказано ранее, ФАС ограничивает деятельность малого и среднего бизнеса, заводит всё новые дела, якобы на предпринимателей, осуществляющих монополистическую деятельность, хотя, понятно, что малый и средний бизнес не могут существенным образом повлиять на экономику. Помимо этого, существует большое количество ограничений на рынке, которые не только останавливают монополистов, но и мешают осуществлять предпринимательскую деятельность хозяйствующим субъектам в целом. С другой стороны, в России до сих пор, даже несмотря на все эти меры, действует большое количество монополий. Почему так происходит, когда контролирующие органы имеют так много власти? Ответ кроется в том, как данные органы осуществляют свои полномочия, и как сформулированы данные меры. Контролирующие органы действуют неэффективно, а очень часто они вообще пользуются своими полномочиями и пробелами в законодательстве, чтобы предоставить конкурентные преимущества определенным фирмам. Это является большой проблемой для всей государственной системы. Таким образом, складывается совершенно немыслимая, странная ситуация: с одной стороны, государство обвиняют в слишком большом использовании административных мер, ограничивающих конкуренцию, а с другой стороны, на рынке нет порядка, монополии практически беспрепятственно могут осуществлять свою деятельность, кроме того, появляются все новые монополистические объединения.
Особенно важна деятельность антимонопольной службы при регулировании финансового рынка на новых территориях Российской Федерации, который до сих пор нельзя назвать полностью сформированным.
Деятельность антимонопольной политики в Российской Федерации достаточно спорная, прийти к общему мнению сложно. Ясно, что существует множество проблем, которые необходимо решать. Российская Федерация постоянно развивается, развивается рынок, развиваются и институты. Для успешного функционирования всей системы необходима конкуренция, а одним из способов обеспечения конкуренции является эффективная антимонопольная политика. Таким образом, можно прийти к выводу, что необходима разработка, создание и реализация комплексных мер, обусловленных диалектическим единством достоинств и недостатков монополистической организации рынка, с учетом актуальных общественных проблем и потребностей.
Литература
1. Борисевич М. М. Антимонопольное регулирование. // Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики. - 2014. - № 5-6.
2. Завязочникова М. В. Правила для бизнеса. - Уроки судебных дел: Сборник / сост.; под ред. С. Г.Пепеляева-Москва:, 2013. - 512 с.
3. Шишкин М. В., Смирнов А. В: Антимонопольное регулирование. / Под ред. Полиевктова Е. В. -Экономика, 2013 г., 159 с.