Научная статья на тему 'МОНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ УЧЁНЫХ'

МОНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ УЧЁНЫХ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

828
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мышление / манера / параллельное изучение / предикативная / развѐрнутость / языковые единицы / the monologic speech / thinking / manner / parallel learning / predicative / exploration / language units

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Н. И. Шадманова

В статье исследуется монологическая речь с позиций функциональной лингвистики текста. Приводятся утверждения учѐных по монологическому тексту. Работа посвящена совершенствованию монологической речи учащихся старших классов. Автор утверждает, что текст(монолог) создаѐтся для достижения определѐнной коммуникативной цели

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONOLOGICAL SPEECH FROM THE POINT OF VIEW OF SCIENTISTS

The article examines the monologic speech with the position of functional linguistics of text. The statements of scientists on monologic text are given. The work is devoted to improving the monologic speech of students of high school.

Текст научной работы на тему «МОНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ УЧЁНЫХ»

МОНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ УЧЁНЫХ

Н. И. Шадманова

Каршинский инженерно-экономический институт, кафедры Узбекского языка и

литературы, старший преподаватель

В статье исследуется монологическая речь с позиций функциональной лингвистики текста. Приводятся утверждения учёных по монологическому тексту. Работа посвящена совершенствованию монологической речи учащихся старших классов. Автор утверждает, что текст(монолог) создаётся для достижения определённой коммуникативной цели

Ключевые слова: мышление, манера, параллельное изучение, предикативная, развёрнутость, языковые единицы.

MONOLOGICAL SPEECH FROM THE POINT OF VIEW OF SCIENTISTS

The article examines the monologic speech with the position of functional linguistics of text. The statements of scientists on monologic text are given. The work is devoted to improving the monologic speech of students of high school.

Keywords: the monologic speech, thinking, manner, parallel learning, predicative, exploration, language units.

ВВЕДЕНИЕ

Монологическая речь исследовалась многими учёными-лингвистами с позиций функциональной лингвистики текста (Н.Д Арутюнова, В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, В.В. Одинцов, Г.Я. Солганик и др.), психологами с точки зрения теории порождения речевого высказывания (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев и др.), методистами как один из видов продуктивной речевой деятельности (И.Л. Бим, В.А. Бухбиндер, Н.П. Каменская, В.Л. Скалкин, Е.Н. Соловова, Г.В. Рогова, С.Ф. Шатилов и др).

Монологическая речь должна привлекать внимание слушателей-адресатов и производить на них определенное впечатление. Это возможно благодаря правильно подобранным средства

АННОТАЦИЯ

ABSTRACT

February, 2022

интонации: фразовому логическому ударению, паузам, мелодике, темпу.

ЛИТЕРАТУРА И МЕТОДОЛОГИЯ

Учёные утверждают, что исходя из природы человеческого познания, изучение языков должно происходить во взаимосвязи с такими предметами как окружающий мир, география и история. Поскольку параллельное изучение действительности и языка, способствует не только овладению основами наук, но и формированию психических функций памяти, мышления, внимания, развитию манер, общих умений и навыков.

Одно из направлений, по которому следует организовать работу в старших классах, — это работа по совершенствованию монологической речи учащихся. При этом нужно исходить из тех требований к монологической речи, которые содержатся в типовой программе для классов с углубленным изучением русского языка.

Успешной работе в данном направлении будет способствовать опора на закономерности организации текста. Ведь монолог - это текст. Остановимся несколько подробнее на характеристике монолога с этой точки зрения.

Текст (монолог) создается для достижения определенной коммуникативной цели. Он существует только тогда, когда в нем заключено какое-либо содержание, смысл.

Содержание получает свое выражение в языке и реализуется не хаотично, а последовательно. С учетом содержательной и логической сторон текста, в нем можно выделить два уровня — семантический и логический. Это коммуникативная сущность текста. Но всякая сущность должна быть оформлена. Это значит, что текст должен получить языковую оформлённость, что служит основанием для выделения третьего уровня текста — языкового.

Одной из важнейших характеристик семантического уровня является развернутость, логическая последовательность. Обе эти характеристики взаимообусловлены: развернутость всегда последовательна, последовательность не может существовать без развернутости.

Развернутость и последовательность — важнейшие, но не единственные свойства текста. Он обладает еще и связностью, которая прослеживается на языковом уровне. Эти три составляющие — развернутость, последовательность, связность — в совокупности и определяют сущность текста, то есть то, чем текст отличается от не текста, от случайного набора предложений. Развернутость,

February, 2022

https://t.me/ares uz Multidisciplinary Scientific Journal

последовательно организованная, связная и материализованная в языковых средствах, обеспечивает коммуникативность текста.

Л. С. Выготский говорил, что процесс перехода от мысли к речи представляет собой чрезвычайно сложный процесс расчленения мысли и ее воссоздания в словах. В связи с этим можно наметить два этапа развернутости текста: а) через микротемы и б) через предложения. Любая тема раскрывается прежде всего через ряд микротемы. Микротемы же получают свое дальнейшее развитие в более конкретных, собственно языковых единицах — предложениях.

И микротематическая, и предикативная (через предложения) развернутость высказывания, раскрывающие семантическую сторону текста, только тогда обеспечат его коммуникативность, когда они будут последовательно организованы.

ОБСУЖДЕНИЕ

Понятие последовательности, под которой можно подразумевать расчлененность и линейную организованность семантической структуры текста, наталкивает на представление о соответствующей логической организованности как микротем, так и предложений. Именно благодаря такой организованности текста развернутость на первом этапе, через микротемы, получает свое логическое оформление, и тем самым намечаются его (текста) основные композиционные составляющие — начало, основная часть, заключение. В начале текста намечается тема высказывания. В основной части намеченная тема получает свое максимально. В заключении подводится итог развиваемой мысли, тема здесь получает свое завершение.

На этом же (микротемном) этапе развернутости осуществляется распределение функциональной нагрузки между микротемами: какой микротеме, или группе микротем, или даже отдельному предложению играть роль начала, на какой микротеме или группе микротем будет строиться основная часть, какой микротеме отводится роль заключения.

Уровни текста (содержательный и логический) только тогда могут стать объектом изучения, когда они будут соотнесены с собственно языковым уровнем, проявляющим себя через категорию связности.

Связность — это формально-языковая категория текста, характеризующая степень внутренней и внешней логико-смысловой взаимосвязанности его компонентов - сложных

синтаксических целых и их частей.

February, 2022

Так, например, в следующем отрывке монологической речи хорошо представлены логическое ударение, паузы и разные эмоционально воспринимаемые слова, характерные для русского языка.

Моя Родина - Узбекистан. Это фраза, ставшая крылатой, звучит одинаково для людей разных национальностей - узбека и киргиза, корейца и белоруса, русского и украинца - для всех, чья жизнь прошла и проходит здесь, на благодатной земле узбекской.

Мы - разные по национальности жители древнего Турона, но Родина у нас одна - независимый Узбекистан, народ которого строит цивилизованное демократическое государство. Кто родился в Узбекистане, сохраняя свою этническую культуру, тот впитал с детства узбекскую национальную культуру, основанную на трудолюбии, доброте, гостеприимстве, уважении к людям старшего поколения.

Родной край - это край нашего детства, край первых и наиболее сильных впечатлений, открытий п и познаний.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Этот пример показывает важную композиционно-эстетическую роль монолога в составе текста. В монологе передаётся не только собственные размышления, переживания, но и нередко в нём заключены важные, ключевые для монологической речи выражения.

Монолог - это особая, по словам академика В.В. Виноградова, «форма стилистического построения, тяготеющая к выходу за пределы социально-нивелированных форм семантики и синтагматики». Иначе говоря, монолог -продукт индивидуального творчества, он требует тщательной литературной оценки.

REFERENCES

1. https://logpedprofiportal/ru/blog/849468.

2. Ю.К.Рахманова. Учебное пособие по русскому языку.Карши-2015г. ,стр.172.

3. https://rustutors.ru/stilistika/1610-monolog-dialog-polilog.html.

February, 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.