Таблица 5
Модульная организация учебного года_________________________
Учебный год (курсовой модуль ОП) 60 зачетных единиц - 40 недель - 1800 часов
Первый семестр 27 зач. ед. - 18 недель - 810 час. Второй семестр 33 зач. ед. - 22 недели - 990 часов
Учебный модуль 1 Учебный модуль 2 Итоговая аттестация за семестр Учебный модуль 3 Учебный модуль 4 Учебный модуль 5 Итоговая аттестация за семестр
Обучение текущая аттестация Обучение текущая аттестация Обучение текущая аттестация Обучение текущая аттестация Обучение текущая аттестация
12 зач. ед. (7 нед. + 1 неделя) 360 часов 13, 5 зач. ед (8 нед. + 1 неделя) 405 часов 1,5 зач. ед 1 неделя 45 часов 12 зач. ед. (7 нед. + 1 неделя) 360 часов 10,5 зач. ед. (6 нед. + 1 неделя) 315 часов 9 зач. ед. (5 нед. + 1 неделя) 270 часов 1,5 зач. ед 1 неделя 45 часов
ЛИТЕРАТУРА
1. Николаев С.В. Интегративный подход к подготовке специалистов в области информационного противоборства: монография / С.В. Николаев. - Петродворец: ВМИРЭ им. А.С. Попова, 2006. - 260 с.
МОНИТОРИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КАДЕТ И ДИАГНОСТИКА ИХ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Валерий Дмитриевич Паначев, доктор социологических наук, академик МАНПО, Максим Алексеевич Поляков, аспирант,
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский государственный технический университет» (ГОУ ВПО ПГТУ)
Аннотация
Научные исследования последних лет особенно пристально рассматривают формирование личности под воздействием современных технологий в сфере физической культуры и спорта в процессе профессиональной подготовки. В отношении спортивной деятельности возрастает ценность спорта как фактора социализации и воспитания личности, так как непосредственно в процессе спортивной деятельности и в связи с ней возникают и проявляются разнообразные межчеловеческие отношения.
Ключевые слова: мониторинговые исследования, социализация, физическая подготовка.
MONITORING RESEARCHES OF PHYSICAL TRAINING CADETS AND DIAGNOSTICS OF THEIR PHYSICAL DEVELOPMENT
Valery Dmitrievich Panachev, the doctor of sociological sciences, academician MANPO, Maxim Alekseevich Polyakov, the post-graduate student,
Perm State Technical University
Abstract
Scientific researches of last years quite intently consider formation of person under influence of modem technologies of physical training and sports during vocational training. The value of sports as a factor of socialization and upbringing of an individual is being increased, as various interhuman relations have been revealed during sport career.
Key words: monitoring researches, socialization, physical training.
ВВЕДЕНИЕ
Рост, развитие организма человека происходит неравномерно. Каждый возрастной этап - это своеобразный период со своими характерными особенностями, функциональными преобразованиями, присущими только ему. Исследуемая группа кадет
детского дома № 3 имеет относительно небольшую разницу в возрасте (11-15 лет) и следующее распределение по классам: 1-й взвод - 5 и 6 классы, 2-й взвод - 7 класс, 3-й взвод - 8 класс, 4-й взвод - девушки в возрасте 11-15 лет. Изначально предполагается условность возрастных периодов, непрерывность развития организма, но в то же время его индивидуальность. Подростковый возраст - важный этап развития, на который распространяются все общие закономерности и правила, характерные для растущего организма. Медицинское сопровождение данного исследования отмечает значительное ускорение темпов роста, увеличение веса тела, окружности груди и других антропометрических показателей - существенных особенностей подросткового периода. У мальчиков значительная прибавка роста наблюдается в возрасте 13-15 лет и составляет 8-10 сантиметров в год. Девочки опережают мальчиков на 1-2 см, в результате чего физическое развитие мальчиков несколько отстает от девочек.
МЕТОДИКА
Мониторинговое исследование проводилось в два этапа: I этап (сентябрь - октябрь 2007 г); II этап (январь - февраль 2008 г). Основная цель исследования была сформулирована как изучение личностного развития и адаптации кадет, воспитывающихся в новых условиях. В качестве основного принципа был использован принцип осциляции, т.е. изучение предмета исследования с разных точек зрения - самого ребенка и педагога учреждения.
Задачи и методы исследования: изучение направленности интересов. Изучение отношений к окружающей действительности: отношение к делу, к людям, к себе, волевые качества, положение ребенка в детском коллективе, агрессивность. В качестве методов исследования были использованы: наблюдение, беседа, интервью, анкетирование.
При проведении обобщения и анализа результатов физического развития кадет составляется заключение, включающее в себя следующие разделы: оценку состояния здоровья, физического развития, функционального состояния, допуск к занятиям и участию в соревнованиях, рекомендации по проведению лечебно-профилактических и восстановительных мероприятий (по необходимости), по режиму и методике занятий или спортивных тренировок, назначение на обследование. Оценка состояния здоровья - часть заключения, определяющая решение вопросов о допуске к занятиям и соревнованиям, а также их режим и методику. Анализ и сопоставление проведенных исследований в состоянии мышечного покоя позволяет дать оценку функционального состояния развития кадет. Для улучшения физического развития, повышения результатов, особенно в упражнениях на выносливость, функциональное состояние соответствует уровню физического развития.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ, РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Физическая подготовка кадет представляет собой: утреннюю физическую зарядку на улице (до -20°), занятия по программе общеобразовательной школы (3 час. в нед.), специальную физическую подготовку кадета по программе дополнительного образования (3 час. в нед.), секции: спортивных игр, дартс, тренажерный зал, спортивных единоборств. Таким образом, каждый кадет занимается своим физическим развитием не менее 1,5 часов в день. Определение динамики физического развития кадет проводится по четырем классическим показателям: сила, ловкость, гибкость и выносливость.
Развитие силы у подростка происходит не одновременно. В 13-14 лет наиболее значительно изменяется сила мышц-разгибателей туловища, рук, бедер и сгибателей стопы. В диаграммах показан максимальный рост результата и, соответственно, прирост силы отдельных групп мышц у кадет именно этого возраста.
Гибкость. При развитии гибкости у кадет на занятиях придерживаются следующих принципов. Упражнения на гибкость включаются в подготовительную ста-
дию каждого занятия. Объем упражнений для юношей несколько больше, чем для девушек. Без особой необходимости не следует стремиться к достижению максимальной гибкости во избежание травматизма. Для развития гибкости у юношей целесообразны упражнения пассивного характера, а поддерживать достигнутый уровень у кадет-девушек - с помощью маховых движений большой амплитуды.
Развитие ловкости. Ловкость - это качество, определяемое взаимодействием силы, быстроты и выносливости. Различают три проявления ловкости. Первое связывают с пространственной точностью движений, второе - с точностью движений, осуществляемых в сжатые сроки, третье характеризуют движениями, выполняемыми не только быстро, но и в изменяющихся условиях или при помехах. Для развития ловкости у кадет предполагаются следующие тренировочные этапы и методические приемы: необычные исходные положения, изменение скорости, темпа и пространственных границ движений, смены способа выполнения упражнений. Для изучения динамики развития ловкости выбран прыжок в длину с места. Соблюдение указанных методических положений способствовало развитию сложного в координационном отношении движения, что лучше всего видно по результатам кадет 1-го взвода. Этому, по видимому, есть возрастное объяснение, хотя положительная динамика прослеживается везде, что позволяет предположить апогей развития ловкости к 15-16 годам.
Развитие выносливости. Выносливость - способность к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения ее эффективности.
Мерой измерения выносливости является время, в течение которого удается выполнить те или иные физические упражнения. Классическим элементом для диагностики является бег на средние дистанции.
Выносливость, как сила и быстрота, зависит не только от паспортного возраста, но и от индивидуальных темпов физического и полового развития. Естественно, что с возрастом выносливость повышается, однако, проведенные исследования результатов кадет часто говорят об обратном, вызывая тревогу специалистов. Объяснение такой динамики может быть следующим: в различные возрастные периоды то одна, то другая группа мышц претендует на роль лидера. Например, в 11 лет наибольшей выносливостью обладают сгибатели и разгибатели предплечья, меньшей - разгибатели туловища. С 12-ти лет большей выносливостью характеризуются икроножные мышцы. У 14-летних кадет наблюдается некоторое снижение параметров, что возможно объясняется неодновременным темпом развития всех размеров тела, силы мышц и позволяет утомлению «расширить сферы своего влияния». При сопоставлении результатов в беге на 1000 метров выявлена закономерность: кадеты с низким уровнем развития выносливости имели меньший рост, вес и окружность грудной клетки.
ВЫВОДЫ
Спортивные занятия с учетом индивидуальных особенностей кадет, дифференцированное спортивное совершенствование приносят положительные результаты, при этом увеличиваются показатели не только у «сильных» подростков, но и у ранее отстающих. Динамика функционального состояния и результатов позволяет преподавателю и командиру взвода отслеживать и обосновывать используемый режим физических нагрузок, степень соответствия выполненной нагрузки состоянию и возможностям каждого кадета. Хорошие показатели здоровья и функционального состояния свидетельствуют о правильно выбранных преподавателем физподготовки и командиром взвода режимах нагрузки. Если выявлены какие-либо неблагоприятные изменения, отсутствует положительная динамика, проводится анализ состояния кадета, при необходимости вводятся изменения в индивидуальные планы физподготовки. Эго может касаться характера, объема и интенсивности нагрузок, их чередования с отдыхом, изменения условий занятий. При проведении повторного анализа контролируется и в заключение отмечается выполнение назначений и их эффективность, целесообразность их продолжения или изменение. Информация, полученная в результате анализа,
выявила, что преобладающее большинство детей (75%) не стараются исправлять недостатки. 50% - почти всегда говорят неправду, предпочитают индивидуальные формы работы и отдыха, часто бывают невежливы и грубы. 25% детей пользуются авторитетом у отдельных ребят. Обращает внимание и низкий уровень интересов. Педагоги отмечают высокий уровень конфликтности со сверстниками и низкий уровень развития коллектива. Данная группа является наиболее проблемной. У этих детей сложно протекает процесс адаптации. 18,7% детей состоят на учете в ОДН. Анализ результатов II этапа мониторинга выявил следующие позиции. Процесс адаптации воспитанников кадетских классов в целом завершен. Состояние детей по анализируемым показателям является удовлетворительным. В течение года отмечается спокойная положительная динамика в личностном развитии кадетов. Стала более адекватной самооценка, понизилась агрессивность и конфликтность, выровнялся фон настроения, не стало «отверженных» в детских коллективах, меньше негатива и равнодушия в отношениях со сверстниками, значительно расширился круг интересов, повысилась успеваемость. Все дети, состоявшие на учете в ОДН, сняты с учета.
ДИНАМИКА БИОХИМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В ГОДИЧНОМ ЦИКЛЕ ТРЕНИРОВКИ ЛЫЖНИКОВ СТАРШИХ РАЗРЯДОВ
Оксана Сергеевна Потапова, старший преподаватель,
Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
(СГАФКСТ)
Аннотация
В статье приведены данные, полученные в результате тестирования биохимических показателей в годичном цикле тренировки лыжников-гонщиков старших разрядов как в условиях соревнований, так и в процессе учебно-тренировочных занятий. Тестирование позволило определить уровень подготовленности лыжников-гонщиков на различных этапах подготовки и оценить эффективность тренировочного процесса на этапах подготовки.
Ключевые слова: биохимические показатели, тестирование, тренировочный процесс, адаптация, лыжники-гонщики.
DYNAMICS OF BIOCHEMICAL INDEXES IN ANNUAL CYCLE OF SKI RASERS
TRAINIG
Oksana Sergeevna Potapova, senior teacher Smolensk State Academy of Physical Education, Sports and Tourism
Abstract
Data received as a result of testing of biochemical parameters in an annual cycle of top class ski-racers training both in competitions and at workout are presented. Testing allowed to define a parameters level of ski-racers t various stages of training and to assess its efficiency.
Keywords: biochemical parameters, testing, training process, adaptation, skiers.
Современный этап развития спорта высших достижений характеризуется резкой интенсификацией учебно-тренировочного процесса, длительным применением высоких тренировочных и соревновательных нагрузок, целенаправленным использованием нетрадиционных средств подготовки. Достижение высоких спортивных результатов сопровождается качественно новым характером приспособительных реакций и адаптацией всех жизненно необходимых функций и систем, действующих в организме спортсмена под влиянием комплекса тренировочных воздействий [1, 3, 4]. Вследствие этого возникает необходимость обязательного осуществления медико-биологической диагностики здоровья и функционального состояния спортсмена на различных этапах спортивной тренировки [2].
В основе функциональных сдвигов при физических нагрузках лежат биохимические изменения в организме, по которым можно судить об уровне тренированности и степени восстановления организма спортсменов [2].