Научная статья на тему 'Мониторинговая методика разработки стратегии развития региона'

Мониторинговая методика разработки стратегии развития региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
225
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / СТРАТЕГИЯ / МОДЕЛИ / МОНИТОРИНГ / REGION / STRATEGY / MODELS / MONITORING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пшиканокова Нуриет Ибрагимовна, Пшиканокова Нэфисет Довлетуковна

Изложены результаты исследования авторами мониторинговых форм разработки алгоритма развития региона. Обоснована необходимость оптимизации системы мониторинга социально-экономического развития проблемных регионов России. В качестве основного фактора повышения эффективности мониторинговой методики рассмотрены агрегированные универсальные показатели потенциала региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пшиканокова Нуриет Ибрагимовна, Пшиканокова Нэфисет Довлетуковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Monitoring technique of working out the strategy of the region development

The paper shows the results of research carried out by the authors on monitoring forms of an algorithm elaboration for the region development. Need is substantiated to optimize a system of monitoring for the social and economic development of problematic regions of Russia. The aggregated universal indicators of capacity of the region are considered as a major factor of increasing efficiency of a monitoring technique.

Текст научной работы на тему «Мониторинговая методика разработки стратегии развития региона»

УДК 332.1:338.26

ББК 65.046.1

П 93

Пшиканокова Н.И.

Кандидат экономических наук, профессор кафедры экономической теории экономического факультета

Адыгейского государственного университета, Майкоп, e-mail: nuriet@rambler.ru

Пшиканокова Н.Д.

Соискатель, Майкоп, e-mail: nuriet@rambler.ru

Мониторинговая методика разработки стратегии развития региона

(Рецензирована)

Аннотация. Изложены результаты исследования авторами мониторинговых форм разработки алгоритма развития региона. Обоснована необходимость оптимизации системы мониторинга социально-экономического развития проблемных регионов России. В качестве основного фактора повышения эффективности мониторинговой методики рассмотрены агрегированные универсальные показатели потенциала региона.

Ключевые слова: регион, стратегия, модели, мониторинг.

Pshikanokova N.I.

Candidate of Economics, Professor of Economic Theory Department of Economic Faculty, Adyghe State University, Maikop, e-mail: nuriet@rambler.ru

Pshikanokova N.D.

Applicant, Maikop, e-mail: nuriet@rambler.ru

Monitoring technique of working out the strategy of the region development

Abstract. The paper shows the results of research carried out by the authors on monitoring forms of an algorithm elaboration for the region development. Need is substantiated to optimize a system of monitoring for the social and economic development of problematic regions of Russia. The aggregated universal indicators of capacity of the region are considered as a major factor of increasing efficiency of a monitoring technique.

Keywords: region, strategy, models, monitoring.

Региональная диагностика на базе мониторинговых исследований является одним из перспективных направлений современной экономической науки и практики. Такие исследования позволяют выявить состояние региона, более четко проследить тенденции его динамики и определить точки роста. Конечные результаты мониторинговых разработок выявляют характер региона, позволяющий классифицировать его, а также спрогнозировать динамику рынка труда, вероятность возникновения различных социальных конфликтов, акцентируют возможности инвестиционной политики. Естественно, что информация о состоянии конкретного региона, полученная на основе мониторинговых исследований, является необходимым условием для разработки государственной региональной стратегии в целом. В подобной диагностике состояние объекта определяется при помощи ряда индикаторов: отклонение от нормального состояния определяется измерением значений индикаторов на объекте диагноза и последующего сравнения этих значений с определенным нормативом. Однако не всегда в экономической диагностике уместно использование принципа сравнения с нормативом (эталоном), так как в отдельных случаях присутствие какого-либо признака (или сочетания признаков) исследуемого объекта подчеркивает специфику последнего, отличая его от иных объектов совокупности. Следовательно, для определения диагноза использование статистического материала не всегда оправдано. В таких случаях достаточно ограничиться вербальным методом анализа.

Для решения задачи диагностики состояния отдельного региона необходимо учитывать, что методология получения, а также формы представления результатов могут обусловливать сочетание различных типов диагноза. К последним относятся: диагностика, выявляющая несовпадение с эталоном (нормативом) и негативные аспекты; диагностика, позволяющая соотнести данный объект к определенной группе (типу), и диагностика, исследующая регион как сочетание специфических признаков. При этом, исходя из содержания задач

диагностики вообще, можно отметить их количественную и качественную направленность. В частности, содержание такой задачи диагностики как определение типа (группы) региона можно рассматривать как качественную направленность, а выявление отличий данного региона от других в данной группе - как количественную. Безусловно, что качественная направленность является определяющим (доминирующим) фактором, а количественная рассматривается уже как ее составляющая.

Характеристика понятия диагноз (диагностика) предполагает рассмотрение его предмета. В этой связи региональная диагностика предполагает создание систем определенных индикаторов (показателей) для оценки состояния региона, разработки качественных и количественных схем (шкал) для измерения значений этих индикаторов. В данном контексте индикаторы отождествляются с цифровыми показателями динамики социально-экономических величин, представляющих особую значимость для разработки и выбора стратегии и оценки результатов ее практической реализации. Региональная диагностика аккумулирует также классификацию возможных негативных проявлений в экономике территории и методику сбора и обработки информации. Региональная диагностика используется для исследования кризисных ситуаций в экономике и социальной сфере субъектов федерации; анализа и оценки бюджетной политики на всех уровнях; определения приоритетов социально-экономического развития субъекта; разработки и обоснования механизмов по обеспечению экономической безопасности регионов.

Анализ автором данной статьи имеющейся по данной проблематике специальной литературы показал, что предлагаемые системы индикаторов региональной диагностики имеют преимущественно описательный характер. В то же время характер их задач ориентирует индикаторы на выявление отклонений от нормативов (негативных явлений), либо на установление принадлежности объекта к определенному типу (группе). На разных этапах развития экономической науки рассматривались разработки системы индикаторов для регионального анализа, однако до настоящего времени дискутируются вопросы в отношении классификации регионов. Например, несмотря на имеющуюся определенную информацию, нет однозначного ответа на вопросы, следует ли относить республики Северного Кавказа к проблемным, либо к депрессивным регионам, либо к регионам с относительно нормальным развитием. Имеются ли здесь отклонения экономического характера и каково их содержание; благоприятен или неблагоприятен прогноз относительно перспективы региона. Вышеперечисленное актуализирует проблему выработки четкой (ясной) системы показателей (индикаторов), позволяющей сформулировать общую концепцию стратегии экономической политики в данном регионе. Следовательно, для анализа состояния экономики региона и выявления стратегии его устойчивого роста необходимо использовать лишь те показатели (индикаторы), которые позволяют либо выявить отклонения от нормативов (кризисные явления), либо принадлежность региона к определенному типу (группе). В то же время следует отметить, что отсутствие до настоящего времени стабильной системы показателей для выявления социально-экономического характера, обусловленное относительно коротким историческим периодом использования региональной диагностики, вынуждает исследователей, в том числе и автора этой статьи, использовать традиционные показатели регионального анализа.

Ориентация на использование в стратегическом управлении региональным развитием синергетического потенциала территории актуализирует, помимо непосредственно отражающих состояние экономики региона, индикаторов интенсивности протекающих в ней процессов самоорганизации, ее направленности. Вместе с тем соответствующие индикаторы должны строиться на существующей информационной основе, что обусловливает необходимость разработки специальной процедуры анализа статистических данных, дополняемых по возможности меньшим количеством данных, полученных экспертным путем.

Диагностика состояния региона представляется в следующих направлениях: первое -территориальная структура региона и его экономико-географическое положение; второе -демографическая структура и региональный рынок труда; третье - регион в системе межрегиональных и внешнеэкономических связей; четвертое - экономический потенциал ре-

гиона и степень его использования, диагностика уровня видового разнообразия системных элементов.

Исследование динамических качеств региона осуществляется целым рядом различных, в зависимости от поставленной цели, методик. В условиях транзитивной экономики особенно важно определить степень устойчивости социально-экономической структуры, так как большой разрыв в уровнях развития регионов России обусловливает наличие нескольких, как минимум трех, уровней: устойчивой структуры (сюда можно отнести регионы, характеризующиеся интенсивным экономическим ростом и получающие крупные инвестиции); неустойчивой структуры (в частности, такие регионы как Республика Адыгея, то есть депрессивные регионы); формирующиеся структуры (например, регионы с интенсивной эксплуатацией природных ресурсов). В данном контексте актуализируется проблема качественных модификаций фаз экономического цикла региона (рост, оживление, стагнация, депрессия). Ситуация осложняется отсутствием в науке и практике фиксированных критериев для определения той или иной модификации, однако эта проблема легко решается в условиях использования единой методики исследования. При характеристике тенденций экономической динамики особое значение приобретает выявление их источников: эндогенных или экзогенных.

Рыночные трансформации обусловливают необходимость исследования и инвестиционной составляющей диагностики динамических качеств региона, так как именно в регионе более четко прослеживаются отдельные стадии инвестиционного процесса. Последний включает в себя фазы наибольшего подъема и низшей точки роста объема инвестиций.

Для дальнейшей диагностики экономического состояния региона используется такой важный с точки зрения стратегии развития региона показатель, как отраслевая структура данной территории. Данный показатель выражает внутрирегиональное разделение труда между отраслями и производствами. Такая диагностика позволяет получить более объективные выводы об отраслях специализации в регионе, выявить соотношения между отраслями специализации, вспомогательными и обслуживающими.

Диагностика отраслевой структуры региона непосредственно связана с анализом комплексности хозяйства региона, под которой понимается взаимосвязанное, согласованное развитие производств и объектов социальной инфраструктуры, обеспечивающее формирование оптимальной пропорциональности экономики как с точки зрения использования имеющихся ресурсов, так и с позиций территориального разделения труда. В экономической литературе, как правило, уровень комплексности экономики региона определяется степенью ее охвата межотраслевыми комплексами и производственными циклами. В то же время такой подход с точки зрения эконометрики не формализуется.

Региональная диагностика опирается на такой стратегически важный показатель, как природно-ресурсный потенциал региона, характеризующий совокупность естественных ресурсов и служащий предпосылкой и фактором регионального накопления, а также условием привлечения дополнительных инвестиций, основой развития местной экономики. В то же время здесь существует трудноразрешимая проблема - количественная оценка природно-ресурсного потенциала, так как подлежат учету природные условия, потенциал отдельных видов ресурсов (исчисление которых само по себе является достаточно сложной задачей). Трудности обусловлены и тем обстоятельством, что каждый отдельный природный потенциал обладает собственной формой (единицей) измерения. Поэтому сравнение разных по форме измерения показателей и формирование единого (унифицированного) критерия представляется непростой проблемой.

Диагностика региона обусловливает необходимость анализа демографической ситуации и сложившегося в регионе рынка труда. Начавшийся в России с 90-х годов XX века процесс сокращения воспроизводства населения свидетельствует о падении естественного прироста последнего, который не в состоянии обеспечивать положительное сальдо внешней миграции. Вытекающие отсюда негативные последствия, заключающиеся в дестабилизации половозрастной и семейной структурах населения, а также значительном сокращении средней продолжительности жизни (преимущественно мужчин), образуют депопуляционные процес-

сы как на уровне Федерации, так и в ее субъектах. В этой связи возрастает роль анализа данных демографических процессов на уровне регионов, так как именно эта информация составляет основное содержание социально ориентированной региональной политики государства и политики прогнозирования рынка труда.

В отличие от предыдущего показателя (природно-ресурсного потенциала региона) диагностика демографической структуры и рынка труда более доступна для исследования, так как она обеспечена устоявшейся стабильной методикой.

Разработку механизма устойчивого развития современного региона целесообразно проводить на основе построения макромодели. На сегодняшний день разработаны и используются статические и динамические макромодели, определяемые изменениями параметров во времени. В то же время первые (статические) модели могут выражаться либо в форме производственных функций, либо в форме межотраслевого баланса. Метод статической макромодели в форме производственных функций рассматривает экономику в качестве целостной, неструктурированной единицы, аккумулирующей ресурсы и результирующей функционирование экономики в форме валового внутреннего продукта. В качестве примера здесь можно привести неоклассическую производственную функцию, то есть экономико-математическую зависимость в форме связи между количеством производимой продукции и факторами производства, в качестве которых в этой функции рассматриваются труд и капитал.

Система прогнозирования устойчивого развития экономики региона состоит из трех иерархических звеньев: краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных прогнозов. Такая иерархия приоритетов в определенной степени соответствует возможностям прогнозирования, так как в условиях нестабильной экономики точность прогнозов имеет погрешности, величина которых зависит от длительности прогнозного периода.

Первый (краткосрочный) прогноз используется преимущественно для разработки федерального бюджета на ближайший год, так как его доходная часть во многом зависит от состояния производства, а расходная - от состояния бюджетной сферы регионов. Главной целью среднесрочного и долгосрочного прогнозов является прогнозирование структурных изменений в хозяйстве регионов и связанных с этим качественных изменений социально-экономической ситуации на региональном и макроэкономическом уровнях.

Имеющаяся методика государственного прогнозирования использует территориальный разрез макроэкономических показателей, базирующийся на использовании данных о действующей территориальной структуре производства и экспертных оценках ее изменения в прогнозируемом периоде, а также на предложениях субъектов России, в определенной степени учитывающих собственные возможности и интересы. Анализ различий показателей, разработанных Центром и субъектами, способствует выработке единого варианта, отвечающего как федеральным, так и региональным интересам.

Процесс согласования интересов Федерации и ее субъектов резко усложняется в финансово-бюджетной сфере: несмотря на общие задачи финансового обеспечения социально-экономического развития России в интересах всех ее граждан, здесь реально отмечаются различия интересов, касающиеся конкретных задач и средств их решения. Достаточно отметить, что субъекты России ответственны, прежде всего, за социальное развитие, а центр, в первую очередь, решает проблемы экономического развития и устойчивости государства в целом. Распределение ограниченных ресурсов между центром и регионами обусловливает острую борьбу, которая усиливается из-за большой дифференциации регионов по уровню экономического развития и, следовательно, возможностям самофинансирования социальных программ (последнее обстоятельство предопределяет необходимость крупномасштабного перераспределения ресурсов между регионами).

Приоритетами в прогнозе социально-экономического развития являются, прежде всего, повышение уровня и качества жизни населения, обеспечение рациональной занятости, развитие социально-культурного комплекса, поддержка низкодоходных и слабо защищенных слоев населения, улучшение экологии населенных мест. Безусловно, что все эти проблемы

главным образом должны решаться на региональном уровне, однако значительное влияние на процессы их реализации оказывают федеральные органы - через федеральные целевые программы социального характера, а также через отраслевую и инвестиционную политику, выделение трансфертов и целевых субсидий регионам.

Исследование перспективного развития государства предполагает комплексный прогноз территориального аспекта его социально-экономической динамики, который в качестве инструмента анализа отражает федеральные и региональные проблемы изменений в территориальной организации хозяйства, вытекающие из потребностей структурной перестройки экономики в направлении достижения равновесия интересов страны и регионов в условиях развитых рыночных отношений.

Методика прогнозирования развития регионов должна базироваться на анализе социально-экономических вопросов в ретроспективе и с учетом степени реализации государственных программ, а также оценки текущего уровня жизни населения и его занятости, миграционных процессов, экологической ситуации. В то же время территориальное прогнозирование рассматривается здесь с разных точек зрения: воспроизводственной, финансовой и социальной.

Прогнозы, которые разрабатываются субъектами Федерации, составляют основу территориального прогноза страны. При этом на высшем, федеральном, уровне должна оцениваться реалистичность этой информации и при необходимости должна проводиться корректировка макроэкономических показателей. Одним из главных ориентиров экономического анализа в процессе прогнозирования является выявление взаимосвязи между рыночной специализацией и рациональным использованием природных ресурсов и формирование регионального хозяйственного комплекса, а также территорий ускоренного экономического роста и депрессивных регионов.

Трудности прогнозирования территориального развития обусловливаются необходимостью комплексного анализа множества параметров, которые характеризуют социальное и экономическое развитие 85 субъектов Федерации во временном интервале 3-15 лет. Поэтому эффективность решения подобной задачи во многом зависит от выбора рациональных методов моделирования данной экономической системы и выделения небольшой группы наиболее существенных (значимых) параметров.

Регион на сегодняшний день представляет собой сложную социально-экономическую геосистему, динамика которой характеризуется стохастичностью и в значительной степени непредсказуемостью, что актуализирует имитационный метод для разработки региональных моделей. Последний характеризуется паутинообразными связями, стимулирующими различные варианты (сценарий) поведения сложной системы при выборе определенных управляющих воздействий.

При построении модели необходимо определить все социально-экономические и финансовые показатели, выраженные в определенных формах: индексы, экзогенные и эндогенные переменные и параметры. При этом модель признается эффективной, если при воспроизводстве сценарных условий стартового года расчетные показатели максимально приближаются друг к другу (или совпадают). Однако здесь возможны расхождения прогнозных расчетов и реальных итогов развития регионов России, обусловленные рядом причин:

- во-первых, разной природой прогнозных и фактических показателей. Несмотря на адекватность самой модели описываемому явлению, всегда существует риск методологической разницы между прогнозными и отчетными показателями, при этом последний фиксирует максимально возможный уровень при имеющихся ресурсах, а какое значение показателя из интервала, ограниченного сверху прогнозной величиной, будет реально достигнуто, определяется неучтенными условиями и факторами. Модельный расчет, таким образом, всегда показывает потенциальный вариант, максимально близкий к заложенным в модель установкам (при этом вопрос о том, будут ли эти установки реализованы в реальности, является предметом внемодельных обоснований);

- во-вторых, противоречием между сводными и детализированными прогнозами, обу-

словленным, в свою очередь, разными методиками их определения. Такое принципиальное несоответствие более четко проявляется при значительных изменениях территориальных структур прогнозных показателей, что требует итеративных пересчетов параметров сводных расчетов с учетом корректировки их внутренних структур;

- в-третьих, особенностями моделей и информации, которые могут быть как общего, так и специфического характера. Например, определенная недостоверность статистической информации и неполный охват всего спектра экономических явлений и процессов действующей статистикой относятся к проблемам общего характера, а пропорции и связи в экономике, с разной глубиной определяемые официальной статистикой и становящиеся по этой причине деформированными, - к специфическим.

Таким образом, основными результатами исследований, проведенными в данной работе, являются нижеследующие:

- сформированы направления исследования состояния региона в целях разработки стратегии его развития на основе системно-синергетического подхода, состоящие в анализе экономико-географического положения; демографической структуры и регионального рынка труда; места и роли региона в системе межрегиональных и внешнеэкономических связей; экономического потенциала региона и степени его использования, диагностике уровня видового разнообразия системных элементов;

- определены возможности использования в региональных системах стратегического планирования существующих модельных представлений, опирающихся на инструментарий прогнозирования, балансовые модели, другие агрегированные универсальные описания;

- обоснована возможность реализации системы информационного обеспечения процессов стратегического планирования на основе специально организованного мониторинга, интегрирующего массивы статистической информации, и результатов экспертных опросов.

Примечания:

1. Брагина Э.Н. Проблемы мониторинга социально-экономического развития региона // Теория и практика общественного развития: электрон. журнал. 2015. № 16. C. 48-50. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24156850

2. Курдюков С.И. Мониторинг экономического развития региона // Управление экономическими системами [Электронный журнал]. 2013. № 12. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=21438893

References:

1. Bragina E.N. Problems of monitoring of social and economic development of the region // Theory and practice of social development: electron. journal. 2015. No. 16. P. 48-50. URL: https://library.ru/item.asp?id=24156850

2. Kurdyukov S.I. Monitoring of economic development of the region // Management of economic systems [Electronic Journal]. 2013. No. 12. URL: https://library.ru/item.asp?id=21438893

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.