Научная статья на тему 'Новые подходы к разработке и реализации стратегий социально-экономического развития региона в условиях экономических санкций'

Новые подходы к разработке и реализации стратегий социально-экономического развития региона в условиях экономических санкций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
304
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЗОЭКОНОМИКА / МЕТОДОЛОГИЯ / ПЛАНИРОВАНИЕ / СТРАТЕГИЯ / MESOECONOMICS / METHODOLOGY / PLANNING / STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пшиканокова Нуриет Ибрагимовна, Куек Зарема Нальбиевна, Пшиканокова Нэфисет Довлетуковна

В статье изложены результаты исследования авторами альтернативных моделей экономического развития территорий России. Обоснована необходимость новых подходов к определению ориентиров социально-экономического развития проблемных регионов. В качестве ключевого мотиватора оптимизации производственного потенциала представлена кластерная модель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пшиканокова Нуриет Ибрагимовна, Куек Зарема Нальбиевна, Пшиканокова Нэфисет Довлетуковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW APPROACHES TO THE DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF THE STRATEGIES OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION IN THE CONDITIONS OF ECONOMIC SANCTIONS

The article presents the results of the study by the authors of alternative models of the economic development of the territories of Russia. The necessity of new approaches to determining the benchmarks of social and economic development of problem regions is substantiated. As a key motivator for optimizing production capacity, a cluster model is presented.

Текст научной работы на тему «Новые подходы к разработке и реализации стратегий социально-экономического развития региона в условиях экономических санкций»

УДК 332.146.2 ББК 65.049 П 93

Н.И. Пшиканокова,

кандидат экономических наук, профессор, профессор кафедры экономической теории и управления персоналом Адыгейского государственного университета, г. Майкоп. Тел.: + 7 (906) 438-80-85, e-mail: nuriet@rambler.ru

З.Н. Куек,

кандидат экономических наук, консультант отдела стратегического планирования и государственных программ Министерства экономического развития и торговли Республики Адыгея, г. Майкоп. Тел.: +7 (928) 460-39-48, e-mail: kyek@minecora.ru

Н.Д. Пшиканокова,

помощник адвоката в Адвокатском бюро «Коблев и партнеры», г. Москва. Тел.: + 7 (906) 438-80-84, e-mail: n.pshikanokova@gmail.com

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ

(Рецензирована)

Аннотация. В статье изложены результаты исследования авторами альтернативных моделей экономического развития территорий России. Обоснована необходимость новых подходов к определению ориентиров социально-экономического развития проблемных регионов. В качестве ключевого мотиватора оптимизации производственного потенциала представлена кластерная модель. Ключевые слова: мезоэкономика, методология, планирование, стратегия.

N.I. Pshikanokova,

Candidate of Economic Sciences, Professor, Professor of Economic Theory and Personnel Management Department, Adyghe State University, Maikop. Ph.: +7 (906) 438-80-85, e-mail: nuriet@rambler.ru

Z.N. Kuyek,

Candidate of Economic Sciences, Consultant of the Department of Strategic Planning and the State Programs of the Ministry of Economic Development and Trade of the Republic of Adygea, Maikop. Ph.: +7 (928) 460-39-48, e-mail: kyek@ minecora.ru

N.D. Pshikanokova,

Assistant attorney at the Attorney Bureau "Koblev and Partners", Moscow. Ph.: +7 (906) 438-80-84, e-mail: n.pshikanokova@gmail.com

NEW APPROACHES TO THE DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF THE STRATEGIES OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION IN THE CONDITIONS OF ECONOMIC SANCTIONS

Abstract. The article presents the results of the study by the authors of alternative models of the economic development of the territories of Russia. The necessity

of new approaches to determining the benchmarks of social and economic development of problem regions is substantiated. As a key motivator for optimizing production capacity, a cluster model is presented.

Keyword: mesoeconomics, methodology, planning, strategy.

Для исследования определенных изменений системы управления регионом в настоящее время и определения их перспективных характеристик, которые позволяли бы более адекватно учитывать эффекты экономических санкций, необходимы определенные методы и приемы, которые обеспечиваются методологией. Такая методология позволяет определить сущность исследуемого экономического явления (процесса), его движущие силы и направления развития. В контексте решения данной проблемы сформулируем основные предпосылки научного анализа:

- Российская Федерация и ее 85 субъектов являются определенной частью мирового геоэкономического и геополитического пространства, которое оказывает непосредственное влияние на нее в выборе общего направления развития, и этот фактор все более усиливается. В то же время следует отметить, что такая взаимосвязь обусловливает необходимость учета уникальности каждого субъекта экономического пространства России. Данное положение требует реализации в процессах исследования принципа дополнения - каждый из системных элементов привносит в систему возможности получения новых качественных либо количественных эффектов;

- многовариантность развития, в соответствии с которой необходимо при формировании регионального менеджмента учитывать множество компонентов (от ресурсного потенциала до этносоциального);

- необходимость ориентации процессов управления на формирование благоприятных для развития бизнеса условий. Оптимальный уровень социально-экономического развития национального хозяйства может быть достигнут только в том

случае, когда созданы условия для оптимизации экономического потенциала регионов, не зависящего от экономических и других санкций.

В соответствии с приведенными принципами потребности учета особых свойств региональных социально-экономических систем обусловливают необходимость четкого представления проблемного спектра их функционирования.

Динамика макроэкономики показывает, что различия российских регионов по основным показателям социально-экономического развития существенно усилились. В ходе экономических реформ появился ряд регионов - депрессивных, в которых за этот период значительно понизился уровень экономического развития и качества жизни населения. Анализ истории региональной экономики показывает, что такая тенденция характерна не только для России, но и для других стран, в которых происходили глубокие экономические кризисы [1]. Рассматриваемый вектор все еще актуален в настоящее время, в связи с чем проблема развития регионов приобретает макро- и мегаэкономический характер, что свидетельствует о наличии здесь целого ряда проблем соответствующего уровня. В частности, определение места и роли территорий Российской Федерации обусловливает необходимость исследования таких вопросов, как их возможности и способности решать региональные проблемы. В данном контексте наблюдаются существенные различия в объемах экономических и иных ресурсов регионов, что затрудняет глубокий анализ всей совокупности региональных проблем и определение их значимости.

В контексте вышеизложенного представляется возможным произвести классификацию всех

региональных проблем на три группы.

Первая группа - региональные проблемы, которые можно решить на федеральном уровне; вторая группа - региональные проблемы, решаемые на уровне федерального округа (либо экономического района); третья группа - региональные проблемы, которые решаются на уровне субъекта Российской Федерации. Особое значение здесь имеют субъекты, которые являются непосредственными участниками рассматриваемых взаимодействий (федеральные органы, исполнительные органы субъекта Федерации, хозяйствующие субъекты, социальные группы населения и др.). Использование вышеперечисленных факторов может позволить более объективно изучать причины проблемы и формулировать соответствующие методы ее разрешения.

В целях детализации и конкретизации проблем развития регионов первой группы воспользуемся обобщением результатов анализа тенденций социально-экономического развития Республики Адыгея. Посредством выделения, изучения и классификации региональных проблем представляется возможным достаточно четко определить целевые установки стратегии развития регионов данного типа.

В целях анализа развития социальной сферы рассмотрим следующие показатели. Численность постоянного населения республики в последние десять лет росла небольшими темпами - в среднем по 0,5% в год, и с 2007 года увеличилась на 14,8 тыс. человек, или на 3,4% (здесь и далее данные Росстата [2]). Однако все эти годы рост численности обеспечивался не естественным приростом, а миграционным.

Динамика коэффициента рождаемости в Республике Адыгея в последние годы имеет отрицательную тенденцию. Значение данного показателя в 2017 году самое низкое за последние десять лет -

10,6 родившихся на 1000 человек населения (по России - 11,5). Несмотря на предпринимаемые меры по стимулированию роста рождаемости, снижение уровня жизни в кризисные годы оказало негативное влияние на этот показатель.

Общая смертность населения, по сравнению с 2016 годом, уменьшилась незначительно и составила 12,7 промилле, что практически совпадает с уровнем показателя по России (12,4). Динамика снижения показателя в период с 2007 по 2017 годы носит устойчивый характер. Средняя ожидаемая продолжительность жизни в республике с 2007 года выросла на 4,5 лет, младенческая смертность сократилась на 2,5 пункта.

Следующие показатели, характеризующие развитие социальной сферы в республике, - это показатели доходов населения.

В абсолютном выражении среднемесячная заработная плата выросла по республике с 2007 года в 3 раза - с 5,8 тыс. рублей до 24,2 тыс. рублей. В реальном выражении рост реальной заработной платы составил 1,3 раза.

Денежные доходы на душу населения в абсолютном выражении выросли в 4,3 раза, реальные доходы -почти в 2 раза.

Кризис, начавшийся в конце 2014 года, оказал негативное влияние на эти два важнейших показателя: за два года (2015-2016) реальная заработная плата снизилась на 10,3%, реальные денежные доходы - на 12,1%. В 2017 году рост реальных доходов и реальной заработной платы восстановился, что связано с уменьшением индекса потребительских цен, который в 2017 году составил 104,2% (январь-декабрь 2017 года к январю-декабрю

2016 года), тогда как в 2016 году -107,1%, в 2015 году - 114,9%.

Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума в

2017 году, по предварительным данным, составила 13,1%. По сравнению

с 2007 годом, уровень бедности снизился более чем в два раза.

По результатам РИА Рейтинга, Республика Адыгея среди субъектов Российской Федерации по показателям, характеризующим уровень доходов населения, занимает как высокие, так и низкие места - по показателю «Отношение денежных доходов населения к стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг» республика поднялась с 75 на 42 место, по показателю «Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума» - опустилась с 35 на 31, по показателю «Отношение денежных доходов 20% группы населения с наименьшими доходами к стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг» осталась на 62 месте [3].

Еще один показатель, динамика которого сменилась с положительной на отрицательную, вследствие кризиса, - уровень общей безработицы. В 2013 году он составлял 7,9% от общей численности экономически активного населения, а в 2014 году - 8,6%. В 2016 году безработица достигла уровня в 9%. По итогам 2017 года, уровень общей безработицы снизился, по сравнению с 2016 годом, на 0,2 процентных пункта и составил 8,8%.

Если рассматривать основные показатели экономического блока за десятилетний период, то в целом они показывают положительную динамику.

Объем валового регионального продукта с 2007 года вырос в сопоставимых ценах в 2,2 раза, объем валового регионального продукта на душу населения в действующих ценах вырос за этот период в 3,2 раза. Доля занятых малым предпринимательством в общем числе занятых по Республике Адыгея, по сравнению с 2007 годом, выросла на 6,4%. Доля инвестиций в основной капитал в ВРП в 2017 году оценочно составила 24,2% и увеличилась, по сравнению с 2016 годом, на 3,4 процентных пункта, однако в сравнении с

2007 годом значение доля инвестиций в основной капитал в ВРП значительно сократилась - на 13,5 процентных пункта.

Показатель уровня обеспеченности потребителей Республики Адыгея электроэнергией собственной выработки имеет отрицательную динамику, по сравнению с 2007 годом

- снижение с 16% до 9,7%. Причина снижения значения показателя

- рост потребления электроэнергии, а не собственной генерации. Основными проблемными вопросами в данной сфере остаются следующие: значительная изношенность электросетевого комплекса; отсутствие свободных мощностей на питающих подстанциях; энергодефицитность региона. Однако если взять период с 2014 года - начало кризиса в Российской Федерации, то необходимо отметить значительный спад инвестиций в основной капитал - на 9,7% за 2014-2017 годы, снижение объемов строительства - на 26,5% за 20152017 годы, снижение индекса производства продукции сельского хозяйства - на 3,2% за 2016-2017 годы, снижение оборота розничной торговли - на 11,6% за 2015-2017 годы.

Таким образом, основными проблемами в развитии республики можно назвать следующие:

- в социальной сфере - низкая рождаемость, высокая смертность, невысокие доходы населения, высокий уровень общей безработицы;

- в экономической - замедление темпов экономического роста, высокая энергодефицитность.

Одной из главных социальных проблем является проблема занятости населения и безработицы. Ухудшение социально-экономической ситуации во второй половине 2014 года повлекло увеличение напряженности на рынке труда, как в Российской Федерации, так и в Республике Адыгея.

Резкий рост уровня общей безработицы с 7,7% в 2009 году до 9,3% в 2010 году обусловлен, прежде всего, влиянием финансового

кризиса, разразившегося в мире в конце 2008 года. В результате кризиса в 2010 году значительно снизились объемы инвестиций в основной капитал - на 17,3%, по сравнению с 2009 годом, объемы строительной деятельности - на 6,9%, по сравнению с 2009 годом. Рост уровня общей безработицы с 7,9% в 2013 году до 8,6% в 2014 году опять связан с кризисом, спровоцированным падением цен на нефть, обвалом рубля, санкциями, введенными некоторыми странами в отношении Российской Федерации. Также снизился объем инвестиций -в 2014 году, по сравнению с 2013 годом, снижение составило 12,1%. В 2015 году снижение продолжилось и составило уже 22,1% по отношению к 2014 году, в 2016 году - 88,9% к 2015 году. Вследствие кризиса реализация намеченных инвестиционных проектов была приостановлена. Снижение инвестиционной активности действующих организаций обусловлено недостаточным спросом на продукцию, нехваткой денежных средств для финансирования инвестиций, ростом цен на инвестиционные товары, снижением доступности кредитных ресурсов.

В сравнении с регионами Российской Федерации, уровень общей безработицы в республике один из самых высоких. Если в 2009 году республика была на 19 месте в рейтинге по уровню общей безработицы со значением 7,7%, то в 2010 году -уже на 58 месте со значением 9,3%, в 2011 году - на 59 месте (8,4%), в 2012 году - на 68 месте (8,1%), в 2013 году - на 65 месте (7,9%), в 2014 году - на 69 месте (8,6%), в 2015 году - на 70 месте (8,8%), в 2016 году - на 73 месте (9,0%), в 2017 году - на 71 месте (8,8%). Среди регионов, занимающих последние места в рейтинге, находятся республики Северного Кавказа. Из Южного федерального округа, кроме Адыгеи, только Республика Калмыкия входит в число регионов с наиболее высокими значениями уровня общей безработицы.

По результатам РИА Рейтинга, по показателям, характеризующим занятость населения, Республика Адыгея занимает низкие рейтинговые места: 73-е - по показателю «Уровень безработицы», 68-е - по показателю «Среднее время поиска работы», 73-е - по показателю «Доля населения, ищущего работу более 3-х месяцев, в численности рабочей силы».

Наибольшее число занятых в экономике сосредоточено в оптовой и розничной торговле, сельском хозяйстве и обрабатывающих производствах - около 40% всех занятых по республике, в государственном управлении и обеспечении военной безопасности; социальном страховании, образовании, здравоохранении и предоставлении социальных услуг

- около 27%. Численность занятых в экономике постепенно сокращается

- с 2007 года до 2016 года снижение составило 1,4% (с 153,2 тыс. человек до 151,1 тыс. человек).

Снижение численности занятых в экономике отмечается не только в кризисные годы, но постоянно на протяжении последних лет. Процессы на рынке труда связаны не только с кризисом последних лет, но и с модернизацией производства, ведущей к повышению производительности труда, в том числе за счет автоматизации многих производственных процессов, а, следовательно, к высвобождению рабочих мест. Также по республике, как и по Российской Федерации, отмечается тенденция сокращения численности населения трудоспособного возраста и роста численности населения старше и моложе трудоспособного.

В 2015-2016 годах ввиду падения спроса на многие товары и услуги, роста производственных издержек предприятия сокращали объемы производства, услуг, численность работающих. В некоторых секторах экономики в условиях кризиса значительно возросла конкуренция.

Значительное снижение численности занятых произошло также

в связи с проводимой реформой Министерства внутренних дел Российской Федерации и реорганизацией Управления Федеральной миграционной службы, ликвидацией Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, за счет оптимизации численности работников здравоохранения, образования, государственного управления.

Основным направлением развития рынка труда является привлечение инвестиций в экономику республики, создание новых производств. Рост численности занятых в сфере услуг, особенно торговли, возможен в случае повышения уровня жизни населения, в частности роста денежных доходов. Повышение покупательской способности населения способно оказать положительный эффект на многие сферы экономики - увеличить объемы торговой деятельности, объемы бытовых услуг, строительной деятельности и многого другого.

Учитывая тенденцию старения населения, рост численности занятых в экономике будет обеспечиваться, в том числе, за счет миграционного прироста. В свою очередь, источником привлечения мигрантов должна стать реализация крупных инвестиционных проектов в регионе, которая позволит обеспечить новые рабочие места.

Регионы страны (особенно депрессивные), являясь частью общей системы российской социально-экономической системы, не могут действовать изолированно, абстрагируясь от госрегулирования в рамках всего общества. В то же время в регионах стратегия государственного регулирования и поддержки бизнеса имеет свою специфику, возможности и каналы реализации.

Согласно действующей Стратегии социально-экономического развития Республики Адыгея до 2025 года, утвержденной Законом Республики Адыгея от 23 ноября 2009 г. № 300, в качестве

инструмента реализации целевого сценария экономического развития определен кластерный подход.

В соответствии с ним выделены зоны опережающего развития и территориальные кластеры, позволяющие обеспечить высокий уровень социального и экономического развития в долгосрочной перспективе:

- многофункциональный социальный кластер;

- туристско-рекреационный кластер (кластер активного отдыха);

- агропромышленный кластер;

- строительный кластер.

В республике развитие и поддержка сельского хозяйства осуществляется в рамках государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2013-2020 годы.

В течение последних лет большое внимание уделяется закладке многолетних насаждений, особенно садов интенсивного типа. На сегодняшний день общая площадь плодово-ягодных насаждений в Республике Адыгея (без населения) составляет более 3 тыс. га. В 2017 году сельскохозяйственными товаропроизводителями заложено 230 га многолетних насаждений. Всего в 2018-2020 годах планируется закладка еще 750 га многолетних насаждений.

Благодаря оказанию ежегодной государственной поддержки в виде субсидий на приобретение семян высших репродукций для сортосмены и сортового обновления, увеличиваются площади, засеваемые элитными семенами. За 2017 год доля площади, засеваемой элитными семенами, в общей площади посевов, составила 12,8%, что на 0,8% больше, чем в 2016 году.

Однако создание кластерных форм в агропромышленном комплексе в 2017 году, как и в предыдущие годы, не осуществлялось. Отсутствуют инструменты реализации задачи по формированию и

развитию агропромышленного кластера в настоящее время.

Ядро строительного кластера должны составлять строительные компании, предприятия промышленности строительных материалов и стройиндустрии. В строительной индустрии наблюдается тенденция снижения объемов добычи полезных ископаемых, за исключением топливно-энергетических. Эта тенденция, наметившаяся с 2014 года, укрепляется - по итогам 2017 года индекс производства по данному виду деятельности составил 79,8%, к уровню 2016 года, 66,2% - к 2009 году. Производство прочих неметаллических минеральных продуктов, где с 2012 года ежегодно наблюдался спад, в 2017 году выросло за счет производства кирпича строительного, смесей асфальтобетонных, минеральных теплоизоляционных материалов и изделий. Индекс производства составил 169,5% по отношению к предыдущему году, к

2009 году - 123,2%.

В строительстве и строительной индустрии кластерная политика в последние годы не реализовывалась, инструменты реализации данной задачи в республике в настоящее время отсутствуют. В то же время основные финансово-экономические показатели туристских и санаторно-курортных предприятий Республики Адыгея имеют положительную динамику.

В частности, количество туристов, экскурсантов, посещающих республику, ежегодно растет. В 2017 году данный показатель вырос в два раза, по сравнению с 2010 годом - с 213 тыс. человек до 432 тыс. человек ежегодно. В соответствии с проведенным мониторингом номерного фонда по итогам года, количество койко-мест на объектах туристской отрасли составляет 6,3 тыс. единиц (в 2009 году -3,9 тыс. единиц). По сравнению с

2010 годом, количество мест размещения по итогам 2017 года выросло в 1,6 раза [4].

С 2014 года проект создания ту-ристско-рекреационного кластера «Ворота Лаго-Наки» Республики Адыгея включен в Федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (на 20112018 годы)», в рамках которой в регионе осуществляется строительство объектов обеспечивающей инфраструктуры (линий водопровода и газопровода). В то же время следует отметить, что объем налоговых поступлений от санаторно-тури-стического комплекса республики (45,0 млн руб.) и удельный вес сана-торно-туристического комплекса в общем объеме платных услуг республики (3,6%) остаются незначительными. Отдача от бюджетных вложений в туристический комплекс низкая.

Основными проблемами, препятствующими развитию туристской отрасли в Республике Адыгея, являются недостаточно развитая транспортная инфраструктура (отсутствие прямого авиа- и железнодорожного сообщения с крупными городами и транспортными узлами России, основной поток туристов использует личный транспорт), отсутствие яркого комплексного туристического бренда территории.

Основным инструментом реализации стратегических задач в республике являются государственные программы. Расходы республиканского бюджета Республики Адыгея за 2017 год составили 16 466,3 млн рублей. При этом расходы республиканского бюджета, формируемые в рамках программ, составили 15 873,0 млн рублей, то есть 96,4% от общей суммы расходов республиканского бюджета. На протяжении анализируемого периода в республике сохранялась приоритетность решения задач развития социальной сферы. Более 90% расходов государственных программ направляется в социальную сферу. На развитие экономики, в том числе сельского хозяйства и туризма, - менее 8%.

Развитие социальной сферы в республике характеризуют следующие данные. С 2007 по 2017 годы введен в строй 381 объект за счет государственных капитальных вложений, из них около 90% социальной направленности. Уровень газификации населенных пунктов природным газом Республики Адыгея на 1 января 2018 года составил 86,18% (в городской местности - 97,73%; в сельской местности - 74,52%). За 2007-2017 годы введено жилья более 17 840 тыс. кв. метров. За 20082017 годы в рамках переселения граждан из аварийного жилья отселены 1627 человек, ликвидировано 24,3 тыс. кв. м аварийного жилья. В республике полностью ликвидирован аварийный жилищный фонд, признанный таковым по состоянию на 1 января 2012 года, в городе Майкопе, в Гиагинском, Кошехабль-ском, Майкопском, Тахтамукай-ском, Шовгеновском районах. За 2013-2017 годы жилыми помещениями обеспечено 559 детей-сирот.

Исследования показывают, что содержание динамики экономики Республики Адыгея свидетельствует о противоречивости процессов в воспроизводственном комплексе региона. Децентрализация инвестиционного процесса в условиях многообразия форм собственности, повышение роли собственных источников накоплений хозяйствующих субъектов для финансирования инвестиционных проектов обусловливают необходимость более широкого использования таких источников, как собственные средства предприятий, средства внебюджетных инвестиционных фондов, региональных и местных бюджетов, а также средства населения, иностранные инвестиции.

В условиях значительного спроса на инвестиции в федеральном бюджете возрастающее значение приобретает региональная инвестиционная политика, реализуемая на основе региональных стратегических планов. Следовательно,

параллельно с федеральной инвестиционной программой, необходимо разрабатывать и региональные: как на уровне субъекта Федерации, так и федерального округа. При этом инвестиционные программы на всех уровнях должны быть взаимоувязаны и составляться не только на ближайшую перспективу, но и среднесрочную. При этом инвестиционные программы должны составляться на два-три года с ежегодной корректировкой по ресурсам и по времени реализации.

Необходимо отметить, что агропромышленный комплекс, строительная индустрия, туристическая отрасль представляют собой отрасли специализации Республики Адыгея, что предопределяет возможности распространения проведенного выше анализа на другие депрессивные регионы. В наиболее общем виде такой вывод выражается в нижеследующем. Концентрация экономических проблем в отраслях специализации, значительное отставание темпов их развития, по сравнению с другими секторами региональной экономики, соседними регионами. В данном контексте следует отметить и влияние других сопутствующих факторов: проблем занятости, ухудшения характеристик трудового потенциала и пр. В данном случае наблюдается эффект отрицательной синергии, когда совместное действие причин кризисного состояния в основной составляющей экономического потенциала региона приводит к появлению системных депрессивных тенденций его социально-экономического развития.

Реализация в процессах стратегического планирования системно-синергетической концепции связано с необходимостью смещения внимания от конкретных элементов региональной экономики к условиям их функционирования. В свою очередь, указанные условия, определяющие характеристики региональной среды, представляют собой сложную суперпозицию различных факторов,

детализация состава и идентификация интенсивности которых составляют смысл первоочередной задачи синтеза стратегии социально-экономического развития региона.

Факторы, влияющие на величину экономической оценки потенциала региона, характеризуются, как выявлено выше, разнонаправленными векторами. В частности, следует особо отметить снижение производственного потенциала региона. Для остановки последнего и дальнейшего его развития и наращивания, с учетом имеющихся в регионе возможностей и предпосылок, в условиях ограниченности бюджетных ресурсов, необходимо предусматривать в государственных программах активизацию внутренних факторов саморазвития региона и государственную поддержку основных отраслей экономики; создание адекватных условий для развития реального сектора экономики республики.

К приоритетам таких программ можно отнести нижеследующее:

1. Наращивание ресурсного потенциала в сельском хозяйстве, развитие сырьевой, кормовой и материально-технической базы, развитие перерабатывающей промышленности - создание холдингов, развитие систем потребкооперации, личных подсобных хозяйств, поддержка собственных товаропроизводителей.

2. Превращение Республики Адыгея в зону производства экологически чистой овощной продукции.

3. Развитие туристско-рекреаци-онного комплекса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Усиление позиций на внутреннем потребительском рынке по товарам собственного производства.

5. Модернизация промышленности, реализация инвестиционных проектов по организации новых производств.

6. Эффективное использование и прирост запасов углеводородного сырья, развитие индустрии строительных материалов, рациональное использование, охрана и

воспроизводство запасов пресных подземных вод.

7. Развитие стройиндустрии путем расширения использования собственной сырьевой базы, внедрения новых технологий и повышения качества продукции.

8. Развитие сферы услуг и потребительского рынка.

9. Развитие малого бизнеса.

10. Решение ключевых социальных и экологических проблем, в том числе обеспечение защиты территорий республики от затопления и подтопления в зоне влияния Краснодарского и других водохранилищ.

11. Совершенствование нормативно-правовой базы Республики Адыгея и регионального менеджмента.

Активная региональная политика в отношении проблемных территорий должна предусматривать их ускоренный экономический и социальный подъем. Она заключается в реализации комплекса мер государственной поддержки, направленной преимущественно на осуществление некапиталоемких, быстро окупаемых проектов и программ, уменьшение бюджетной дотационности и сокращение разрыва в уровнях экономического и социального развития со средним по стране.

Для экономически отсталых регионов актуальны задачи предотвращения обнищания населения и минимизации отрицательных последствий безработицы, противодействия тенденции ухудшения демографической ситуации, экономического и социального возрождения сельских населенных пунктов.

Основными путями решения этих проблем являются осуществление централизованных инвестиций из федеральных источников на новое строительство, главным образом - в сфере промышленности, инфраструктуры (производственной, общехозяйственной и социальной), а также стимулирование частных капиталовложений в отдельные секторы экономики (включая АПК)

посредством льготных кредитов и налогов и т.д. Слаборазвитые регионы требуют усиления механизмов государственного регулирования экономики.

В числе основных предпосылок к развитию Республики Адыгея представляется возможным выделить следующие:

1. Выгодное географо-климати-ческое (природное) положение.

2. Хозяйственный комплекс Республики Адыгея в прошлом был ориентирован на народно-хозяйственные потребности в ущерб сектору, производящему потребительские товары. Поэтому насыщение внутреннего потребительского рынка продукцией местного производства является задачей, решение которой отвечает и социальной, и экономической, и финансовой политике.

3. Республика имеет недостаточно обширную и развитую инфраструктуру, способную обеспечить жизнедеятельность и развитие экономики, поэтому необходимо существенно усовершенствовать ее, повысив тем самым привлекательность региона для инвестиций (дороги, связь, строительный комплекс, сервисное обслуживание и т.д.).

В целом, исследование факторов, составляющих потенциал региона, ориентировано на выявление и эффективное использование резервов экономического роста. Различные методы экономической оценки потенциала региона позволяют отразить текущее состояние совокупности факторов, тенденции и перспективы в том виде представления данных, который в наибольшей степени отвечает задачам исследования, позволяет проводить необходимые сравнения с показателями других регионов, нормативными значениями, средним для страны уровнем и т.д. Используемые в настоящее время подходы к разработке стратегий социально-экономического развития регионов (директивный, программно-целевой, индикативный) не в полной мере учитывают

свойства самоорганизации в экономических системах либо учитывают его в плохо формализуемом виде, получаемом посредством экспертных опросов. Данное обстоятельство не позволяет использовать аналитический инструментарий стратегического планирования, ограничивает возможности сценарного прогнозирования развития региональных социально-экономических систем.

Исходя из оценки кризисных ситуаций и их последствий в экономике и социальной сфере, основным здесь должно стать преодоление спада производства. Это позволит снизить уровень безработицы, повысить качество жизни. Правильная диагностика состояния региона может стать ориентиром экономической политики республики, направленной на поддержание и повышение экономического потенциала. В качестве отдельных ориентиров экономической политики республики, направленной на обеспечение экономической безопасности, можно обозначить нижеследующие.

1) Реструктуризация экономики с преимущественным развитием отраслей, имеющих долгосрочные экономические преимущества в общей системе территориального разделения труда. Для Республики Адыгея традиционной отраслью специализации является сельское хозяйство. Восстановление продовольственного комплекса является важнейшей задачей обеспечения национальной безопасности. Его развитию способствуют наличие высококвалифицированных кадров, спрос на продукцию со стороны не только потребителей местного населения, но и других регионов, высокий уровень научного потенциала, полное соответствие технологии поставленным задачам. Реализация сельскохозяйственной продукции может служить средством пополнения доходной части бюджета республики.

2) Важным направлением является укрепление экономического содержания федеральных

отношений, что необходимо для участия в размещении государственных заказов на продукцию сельского хозяйства (особенно зернового хозяйства). При этом важно, чтобы законодательная и исполнительная власть в республике была ориентирована на недопущение дискриминации федеральными органами в регионе.

3) Поддержание на соответствующем уровне и развитие научно-технического потенциала, способного обеспечить экономическую независимость республики и Российской Федерации. Особого внимания заслуживает положение с ресурсным обеспечением сферы исследований и разработок. Главная задача здесь заключается в сохранении имеющегося научного потенциала и использовании его в решении задач регионального развития.

4) Формирование благоприятного климата для инвестиций.

Экономическая политика законодательной и исполнительной власти в регионе должна быть также направлена на выявление и мониторинг факторов, обусловливающих неустойчивое развитие территории, на основе проведенной экономической диагностики в текущей ситуации и перспективе. Она также должна быть направлена на формирование приоритетов экономической политики и институциональных преобразований в рамках общегосударственной стратегии.

Роль и участие Федерального центра в повышении экономического потенциала территории может выражаться в следующем:

- в проведении государственной поддержки федеральных программ регионального развития;

- в предоставлении и размещении федеральных заказов на поставку продукции для общегосударственных потребностей;

- в паритетном участии в крупных региональных инвестиционных проектах различных форм льготирования;

- в создании равноправного взаимодействия федеральной и региональной бюджетных систем.

Современное состояние экономики и социальной сферы Республики Адыгея неадекватно потенциальным возможностям региона. Характер и многоаспектность социально-экономического кризиса республики и реальная опасность необратимых последствий для национальной экономики свидетельствуют о том, что депрессивное состояние региона на базе действующих организационно-экономических механизмов не в состоянии вывести республику из кризиса.

Для оптимизации экономики региона необходимы: предельное использование местных ресурсов, улучшение отраслевой и территориальной структуры экономики, перестройка агропромышленного комплекса, реструктуризация и защита регионального и организованного межрегионального рынков, консолидация и направленность действий всех слоев населения.

Совершенствование региональной структуры производства осуществляется в направлениях:

- повышения в ВРП доли товаров народного потребления для населения региона, производства машин, оборудования, удобрений и другой продукции для АПК, строительства, индивидуального и общественного транспорта для обеспечения кооперации с другими регионами при интенсивном использовании качественных отечественных технологий;

- сокращения импорта продовольствия и предметов первой необходимости из ближнего и дальнего зарубежья;

- углубления и увеличения связанности производственного комплекса региона;

- концентрации производства товаров на приближенных к сырью и другим ресурсам рентабельных предприятий с обеспечением их полной загрузки.

Большое значение для Республики Адыгея имеет агропромышленный комплекс, структурная перестройка которого должна осуществляться в нижеследующих направлениях.

Первое: повышение удельного веса в валовой продукции отраслей с устойчиво более высокой рентабельностью.

Второе: обеспечение региона скоропортящейся и транспортоемкой продукцией.

Третье: рост производства продукции, которая обладает повышенным спросом на межрегиональном рынке, а также импортозаменяющей и экспортнопригодной продукции.

Четвертое: интенсификация производства экологически чистой продукции.

Пятое: более глубокая переработка сельскохозяйственного сырья, улучшение использования сопряженной продукции и отходов производства, концентрация ресурсов для восстановления материально-технической базы АПК, создания МТС.

Шестое: внедрение и освоение адаптивных систем ведения хозяйства, обеспечивающих адекватное приспособление структуры производства и технологии работ к колебаниям

погодных условий и рыночной конъюнктуры, а также снижение ресур-соемкости и энергоемкости производства, повышение удельного веса в валовой продукции межхозяйственных формирований (ассоциаций, корпораций, совместных межрегиональных предприятий и объединений и др.), развитие агропромышленной интеграции, в сельском хозяйстве -интеграции фермерского и личного подсобного хозяйств с крупным общественным производством.

Исходя из вышеизложенного, резюмируем необходимость, при прочих равных условиях, кластерной активации всей экономики региона, и в частности - его АПК. Именно развитие агропромышленного кластера Республики Адыгея на основе расширения кооперации и интеграции сельскохозяйственных товаропроизводителей позволяет усилить конкурентные позиции мезоэконо-мики. Безусловно, что это возможно лишь при условии наличия реальной макроэкономической политики государства, нивелирующей угрозы внешних политических и информационных механизмов воздействия на производственный потенциал России и ее регионов.

Примечания:

1. Пшиканокова Н.И., Шалатов В.В. Инновационное развитие региона как фактор повышения его аттрактивности // Вестник Адыгейского государственного университета, серия «Экономика». 2017. Вып. 2 (200). 2017. С. 24-34.

2. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики (Рос-стата). URL: http://www.gks.ru/.

3. Рейтинг регионов РФ по качеству жизни - 2017. URL: http://riarating.ru/.

4. Официальный сайт Комитета Республики Адыгея по туризму и курортам. URL:http://www.adygheya.ru/ministers/departments/komitet-po-urizmu-i-kurortam/.

References:

1. Pshikanokova N.I., Shalatov V.V. Innovative regional development as a factor of improving its attractivity // Bulletin of the Adyghe State University, series "Economics". 2017. No. 2 (200). 2017. Pp. 24-34.

2. Official site of the Federal State Statistics Service (Rosstat). URL: http://www. gks.ru/.

3. Rating of regions of the Russian Federation for quality of life - 2017. URL: http: //riarating.ru/.

4. Official site of the Committee of the Republic of Adygea on tourism and resorts. URL: http://www.adygheya.ru/ministers/departments/komitet-po-turizmu-i-kurortam/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.