Научная статья на тему 'Мониторинг зимнего питания воробьиного сычика Glaucidium passerinum в искусственных гнездовьях Беловежской пущи'

Мониторинг зимнего питания воробьиного сычика Glaucidium passerinum в искусственных гнездовьях Беловежской пущи Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
45
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мониторинг зимнего питания воробьиного сычика Glaucidium passerinum в искусственных гнездовьях Беловежской пущи»

ISSN 1026-5627

Русский орнитологический журнал 2019, Том 28, Экспресс-выпуск 1837: 4928-4932

Мониторинг зимнего питания воробьиного сычика Glaucidium passerinum в искусственных гнездовьях Беловежской пущи

В.Т.Демянчик, А.Н.Кузьмицкий

Второе издание. Первая публикация в 2014*

Воробьиный сычик Glaucidium passerinum — один из 11 видов сов, гнездящихся в Республике Беларусь. Южная граница сплошного ареала этого вида проходит по центральной широтной полосе страны. В Беловежской пуще (52°35' с.ш., 24° в.д.) обитает наиболее удалённая на юг популяционная группировка воробьиного сычика на территории Белоруссии (Демянчик 1990, 1996).

По биологии воробьиного сычика в белорусской орнитологической библиографии имеются две работы, которые касаются питания этого вида сов (Голодушко, Самусенко 1961; Демянчик 1990).

Первые материалы по питанию сычика в Беловежской пуще получены в 1950-х годах в процессе проверки искусственных гнездовий для мелких воробьиных птиц (Голодушко, Самусенко 1961). В тех же местах в январе-марте 2014 года аналогичным методом нами собран сопоставимый по репрезентативности материал по зимнему питанию воробьиного сычика. В данной работе сравнивается зимнее питание и характеризуются особенности питания этого вида на примере двух тро-фоэкологических проб, собранных в искусственных гнездовьях с полувековым интервалом.

В ходе контроля 217 искусственных гнездовий типа «скворечник» в январе-феврале 2014 года в 20 искусственных гнездовьях выявлены остатки питания воробьиного сычика (погадки, целые тушки или фрагменты мелких зверьков, птиц и амфибий). В остатках питания по скелетным элементам, шерсти и перьям жертв определялись виды, добытые сычом. При этом использовалась эталонная коллекция, содержащая все виды мелких позвоночных региона. Всего в 2014 году определён 101 экз. жертв из 62 погадок и кормовых запасов воробьиного сы-чика, обнаруженных в искусственных гнездовьях.

Искусственные гнездовья располагались в южной части Беловежской пущи, в долине реки Лесной (Каменецкий район Брестской области) на 6 стационарах на общей площади около 100 км2 в разных эко-топах: внутри сплошного лесного массива; на внутренних опушках и

* Демянчик В.Т., Кузьмицкий А.Н. 2014. Мониторинг зимнего питания воробьиного сыча Glaucidium passerinum в искусственных гнездовьях Беловежской пущи II Птицы-дуплогнездники как модельные объекты в решении проблем популяционной экологии и эволюции. М.: 95-99.

просеках; на внешней опушке. Материалы по питанию воробьиного сычика в 1950-е годы и в 2014 году представлены в таблице.

Зимний спектр питания воробьиного сыча 01аиай1ишраззвппиш в Беловежской пуще

Встречаемость, %

Таксономические группы и виды жертв

Зимы 1956-1958 годов. n = 144 (Голодушко, Самусенко 1961)

Январь-февраль 2014 года. n = 101 (наши данные)

Mammalia 75.7 B7

Sorex 60.4 18

Sorex araneus 11.1 16

Sorex minutus 12.5 1

Sorex caecutiens - 1

Sorex sp. 36.8 -

Rodentia 15.3 69

Clethrionomys glareolus 11.8 10

Microtus agrestis 2.1 11

Microtus oeconomus - 20

Microtus arvalis - 16

Microtus subterraneus - 1

Arvicola terrestris 0.7 -

Apodemus flavicollis ? 4

Micromys minutus - 7

Apodemus sp. 0.7 -

Aves 24.3 13

Troglodytes troglodytes - 1

Parus major 4.1 1

Parus caeruleus 24.3 1

Parus cristatus 4.1 1

Parus montanus - 3

Parus montanus или P. palustris 0.7 -

Regulus regulus 4.1 3

Coccothraustes coccothraustes 0.7 1

Carduelis spinus - 1

Sitta europaea - 1

Passeriiformes spp. 12.6 -

Dendrocopos minor 1.4 -

Dendrocopos major 0.7 -

Amphibia - 1

Rana ridibunda - 1

Основу зимнего питания воробьиного сычика в Беловежской пуще составляли птицы и млекопитающие мелких размеров (таблица). В начале февраля 2014 года сычик добыл и затащил в скворечник крупный экземпляр озёрной лягушки. Это произошло в дни продолжительного потепления. Представленность в зимнем кормовом спектре особей 23 видов жертв разных таксономических и экологических групп характеризует воробьиного сычика как типичный вид из категории сов-опушечников (Демянчик 1996), то есть независимо от высокой численности в природе какого-либо оптимального по размерам конкретного

вида зверьков сова всё равно будет искать и ловить особей и других видов и групп жертв. Подобный «императив» трофического многообразия характерен для зимнего питания сычика и в других регионах. В Норвегии отмечено 30 видов жертв, ещё большее число потребляемых видов корма зимнего сезона в Финляндии (8сЬопп 1978). В Беловежской пуще искусственные гнездовья для птиц внутри сплошного леса воробьиный сычик не занимал.

В условиях белорусской части Беловежской пущи в 1950-е годы более половины (60.4%) кормового спектра воробьиного сычика составляли два вида землероек-бурозубок. Что стало поводом для утверждения, что в отношении бурозубок сычик проявляет положительную избирательность (Голодушко, Самусенко 1961).

Оценивая зимнее и летнее питание разных видов сов и численность их жертв в природе, мы всё же считаем, что представленность бурозубок в спектре питания в целом соответствует их повсеместно высокой численности в природе (Демянчик 1990, 1996). Привлекательны для сычика бурозубки и своим мелким размером и круглосуточной активностью этих легкодоступных видов жертв.

Отметим, что в 2014 году среди 18 бурозубок только 1 экз. (малая бурозубка Sorex штиШв) был полностью съеден сычиком и найден в погадке. Все остальные бурозубки составляли кормовой запас, причём на момент обнаружения 40% из них были несвежие, совершенно мумифицировались и были явно малопригодны как корм. Считается, что около 40% запасённых зимой зверьков сычик не съедает (Но1опеп et а1. 2007).

По данным таблицы, разнообразие видов жертв (п = 20) сычика на современном этапе мониторинга несколько выше, чем полвека назад (п = 13), что, вероятно, объясняется более специализированной идентификацией видов жертв в остатках питания.

Впрочем, по отдельным видам жертв имеются объективные межгодовые различия. Например, если в прошлом полёвка-экономка Ы1ого-Шв оесопошив в питании сычика не зарегистрирована, то в настоящее время это доминирующий вид по встречаемости (20%) и по биомассе (около 40%) среди всех потребляемых видов-жертв, что объясняется реально возросшей численностью экономки в связи с появлением сети мелиоративных каналов и прекращением сенокошения луговых угодий. В целом современное соотношение численности 4 видов серых полёвок М1сгоШб в кормовом спектре примерно адекватно численности этих видов в природных угодьях.

Тёмная полёвка МжгоШв agrestis — один из самых типичных видов жертв воробьиного сычика на большей части ареала этой совы. В Баварии, Рудных горах, Финляндии, Швеции тёмная полёвка регулярно составляет в кормовом спектре от 3 до 20% по встречаемости (8сЬопп

1978). В зимний период тёмная полёвка в Норвегии достигает 45% от всех потребляемых сычом млекопитающих (Schonn 1978).

Общее возрастание численности полёвок рода Microtus в Белоруссии в последнее десятилетие происходило на фоне глубокой депрессии водяной полёвки Arvicola terrestris. Эта особенность улавливается и на данных, представленных в таблице.

В то же время численность серых полёвок подвержена резким межгодовым флуктуациям («мышиные» и «немышиные» годы). Напротив, популяционные волны численности рыжей полёвки Clethrionomys gla-reolus менее выражены. Именно численность рыжей полёвки в двух сравниваемых через полвека спектрах питания воробьиного сычика оказалась практически неизменной: 11.8 и 10% (таблица).

Среди птиц в современном зимнем спектре питания сычика доминируют синицы (46.2% от всех птиц). Столь же активно сычик добывает синиц зимой и в других частях ареала (Schonn 1978). В западной части Рудных гор (Германия) синицы составили 50% всех добытых птиц. Как и в Беловежской пуще, среди синиц там доминировали московка Parus ater, хохлатая синица P. cristatus, пухляк P. montanus (Mockel et al. 1992), т.е. виды, экологически связанные с суходольными елово-сосно-выми лесами. Небольшое разнообразие синиц в питании воробьиного сычика Беловежской пущи в 1950-е годы может быть объяснено неполным определением остатков корма. Отметим, что на всех зимних участках обитания воробьиного сычика в среднем и наземном ярусе леса и опушек Беловежской пущи доминирует большая синица Parus major. Её численность составляла 30-80% от всех отмеченных мелких птиц. Невысокая численность большой синицы в питании сыча (1%) объясняется, как уже отмечалось, трофическим «императивом» разнообразия жертв у этого вида сов-опушечников.

Как и в других местах ареала воробьиного сычика, искусственные гнездовья позволяют оценить величину и характер его запасов пищи. В Беловежской пуще в прошлом величина отмеченных запасов была невелика — от 1 до 8 животных; наиболее крупный запас состоял из 5 рыжих полёвок, 1 малой и 2 обыкновенных Sorex araneus бурозубок (Голодушко, Самусенко 1961). В наших исследованиях величина запасов колебалась от 1 до 10 животных. Самый большой запас состоял из 9 обыкновенных бурозубок и 1 желтоголового королька Regulus regulus. Он был найден в скворечнике, расположенном в одном из самых мозаичных экотопов Беловежской пущи: перестойный сосняк с елью во втором ярусе; искусственный водоём, прогалина на месте вырубки очага короедов; заболоченный черноольшаник; открытое болото (кв. 823Б).

Тенденция положительной корреляции разнородности, мозаично-сти биотопа и величины кормового запаса воробьиного сычика прослеживается на всей исследуемой территории.

В прошлом исследователи отмечали увеличенные размеры погадок воробьиного сычика в Беловежской пуще по сравнению с таковыми из Центральной Европы (Голодушко, Самусенко 1961). Зимой 2014 года в Беловежской пуще мы также отметили около 10% «гигантских» погадок. В норме средние размеры погадки составляют 28x11 мм (Schönn 1978; наши данные). Более крупные (до 40x18 мм) объясняются погодными условиями: при сильном морозе погадки сразу замерзают и вспучиваются. После оттаивания такие погадки имеют уже более рыхлую структуру и «увеличенные» размеры.

Таким образом, на основании мониторинга питания воробьиного сычика в Беловежской пуще подтверждены видоспецифические особенности питания, а также региональные и межгодовые различия в питании этого самого мелкого вида сов Европы.

Литер атур а

Демянчик В.Т. 1990. О питании воробьиного сычика (Glaucidium passerinum) // Охраняемые животные Белоруссии. Минск: 24-26. Голодушко Б.З., Самусенко Э.Г. 1961. Питание воробьиного сычика в Беловежской

пуще // Экология и миграции птиц Прибалтики. Рига: 135-140. Демянчик В.Т. 1997. Фауна и биология сов запада Беларуси. Автореф. дис. ... канд.

биол. наук. Минск: 1-16. Halonen M., Mappes T., Meri T., Suhonen J. 2007. Influence of snow cover on food hoarding in Pygmy Owls Glaucidium passerinum // Ornis fenn. 84, 3: 105. Möckel R., Anger C., Anger J. 1992. Zur Ernährung des Sperlingskauzes, Glaucidium passerinum (L.), im Westerzgebirge // Beitr. Vogelk. 38: 1-17. Schönn S. 1978. Der Sperlingskauz // Die Neue Brehm-Bücherei. Wittenberg-Lutherstadt: 1223.

Ю ^

ISSN 1026-5627

Русский орнитологический журнал 2019, Том 28, Экспресс-выпуск 1837: 4932-4933

Сезонные миграции хищных птиц в Грузии

А.В.Абуладзе

Второе издание. Первая публикация в 2015*

Территория Грузии из-за своего географического положения имеет большое значение для пролёта хищных птиц, гнездящихся от Скандинавии до Западной Сибири и зимующих в Средиземноморье, Африке, на Ближнем Востоке. Учёты проводились весной и осенью на основных миграционных путях в 1975-1992, 1997-2002 и 2005-2006 годах. Про-

* Абуладзе А.В. 2015. Сезонные миграции хищных птиц в Грузии

II 14-я Международ. орнитол. конф. Сев. Евразии. I. Тезисы. Алматы: 12-13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.