Научная статья на тему 'Зимнее использование воробьиным сычиком Glaucidium passerinum искусственных гнездовий'

Зимнее использование воробьиным сычиком Glaucidium passerinum искусственных гнездовий Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
100
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Лихачёв Г. Н.

Второе издание. Первая публикация в 1957 г. Лихачёв Г.Н. 1957. Зимнее использование воробьиным сычиком искусственных гнездовийIIТр. Приокско-Террасного заповедника 1: 287-290.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Зимнее использование воробьиным сычиком Glaucidium passerinum искусственных гнездовий»

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2003, Экспресс-выпуск 216: 315-317

Зимнее использование воробьиным сычиком Glaucidium passerinum искусственных гнездовий

Г.Н.Лихачёв

Второе издание. Первая публикация в 1957*

В северной части Приокско-Террасного заповедника в 1952 году было вывешено в лес 438 искусственных дощатых гнездовий для мелких насекомоядных птиц. В последующие годы их число было увеличено до 1152-1370 штук. Весной 1953 экскременты воробьиного сычика Glaucidium passerinum были обнаружены лишь в двух гнездовьях. Весной же 1954 мы нашли в 8 из них остатки пищевых складов этого хищника и в 28 — экскременты, погадки и остатки пищи. Всего посещалось сычиком в зимнее время 36 искусственных гнездовий. В зимы 1954/1955 и 1955/1956 гнездовья проверялись не только весной, но и по несколько раз на протяжении всей зимы, начиная с декабря по март месяц. Однако, несмотря на более тщательные наблюдения, за эти две зимы нам не удалось обнаружить ни одного пищевого склада. Погадки и остатки пищи отсутствовали, встречались лишь экскременты. Общая заселённость гнездовий пала до 2-10 шт. Таким образом, степень использования воробьиным сычиком искусственных гнездовий в разные зимы была далеко не одинаковой.

В зиму 1953/1954 сычиком обычно заселялись 2-3 гнездовья, расположенных в непосредственной близости друг от друга (50-75 м). В одном гнездовье находился склад пищи, в другом обнаруживались остатки таковой (перья птиц, недоеденные зверьки) и погадки, в других же только экскременты и изредка погадки. Создаётся впечатление, что воробьиный сы-чик, при наличии возможностей, строго разделяет места хранения пищи (склад), питания (столовая) и отдыха. В наших условиях это не всегда было резко выраженным, так как сычиком в большинстве случаев занимались гнездовья с раздолбленным дятлом летком. По-видимому, нормальный леток гнездовий для мелких птиц (3.0x3.5 см) для него несколько мал.

Объединяя вместе дуплянки, посещаемые сычиком и расположенные не дальше 150 м друг от друга, можно отметить, что зимой 1953/1954 по северной части заповедного леса, на площади около 24 км2, имелось примерно 11-12 небольших участков, освоенных сычиком (11-12 особей?). Тогда как в следующие две зимы он встречался лишь единичными экземплярами.

Весной 1954 в 8 складах пищи сычика было обнаружено 25 землероек (24 экз. обыкновенной бурозубки Sorex araneus и 1 бурозубка малая Sorex minutus), 8 полёвок (6 рыжих Clethrionomys glareolus и 2 обыкновенных Mic-rotus arvalis) и из птиц: малый пёстрый дятел Dendrocopos minor, две синицы-московки Parus ater, буроголовая гаичка Parus montanus и желтоголовый королёк Regulus regulus. В 20 столовых имелось очень много перьев разных

'Лихачёв Г.Н. 1957. Зимнее использование воробьиным сычиком искусственных гнездовийЦТр. Приокско-Террасного заповедника 1: 287-290.

птиц, позволяющих отметить, что сычиком были уничтожены многие десятки особей. Среди них (определение по перьям): синицы — большая Parus major, московка, хохлатая Parus cristatus, гаичка, из других птиц — щегол Carduelis carduelis, снегирь Pyrrhula pyrrhula. Реже встречалась шерсть мышевидных грызунов и землероек (3 столовые). Кроме того, найдены относительно целыми: две обыкновенные землеройки, одна малая бурозубка, одна рыжая полёвка и синица-московка. Погадки почти сплошь состояли из шерсти землероек и отчасти полёвок. Таким образом, основой добычи воробьиного сычика в зиму 1953/1954 были разные мелкие птицы и землеройки (28 находок), а не мышевидные (только 9 находок).

Конкретные климатические и кормовые условия для воробьиного сычика за зимы наших наблюдений указаны в таблице. Наиболее часто воробьиный сычик был отмечен в искусственных гнездовьях в 1953/1954; это был год с холодной первой половиной зимы. В ещё более холодную зиму 1955/1956 его было мало. Возможно, что в более тёплые зимы сычик реже использует дупла как убежище от холода. По-видимому, это одна из причин, почему он почти не был отмечен в зимы 1952/1953 и 1954/1955. Но одни температурные условия не являются решающими.

Климатические и кормовые условия для воробьиного сычика в зимы с 1952/1953 по 1955/1956

Год Сумма среднесуточных температур за декабрь и январь Средняя глубина снежного покрова (см) по декадам за декабрь Осенняя численность по 5-ти балльной оценке

1 2 3 Clethrionomys glareolus Sorex araneus

1952/1953 -482.8 22 19 13 4 3

1953/1954 -652.8 0 0 4 1 3

1954/1955 -375.2 18 25 22 3 ?

1955/1956 -752.4 16 24 30 5 4

Пищевые склады воробьиного сычика обнаружены только в 1953/1954, в холодную и исключительно малоснежную зиму. При наличии снежного покрова уже с декабря — эти склады пустовали (3 года наблюдений). Вполне вероятно, что воробьиный сычик при осенних миграциях задерживается и сосредоточивается в районах с малоснежной первой половиной зимы.

До сих пор спорен вопрос о характере зимнего питания воробьиного сычика и неясна его роль как истребителя птиц и полёвок. При просмотре складов пищи сычика мы в них находим полёвок, землероек и значительно реже птиц. В погадках явно доминирует шерсть мышевидных грызунов и землероек. Но в столовых резко преобладают остатки птиц (перья). Следовательно, характер собранных данных (склады или столовые) может влиять на выводы.

Полёвки и землеройки доступны для сычика преимущественно осенью, до выпада глубокого снега. В это время и создаются сычиком пищевые склады из них. Птиц же сычик может добывать всю зиму, и включение их в пищевые запасы в большом числе — бессмысленно. Поэтому они так и

редки в них и, возможно, встречаются в складах лишь в годы малой численности полёвок в угодиях. Редкая встречаемость остатков птиц в погадках зависит и от способа поедания их сычиком. Он, по-видимому, почти не заглатывает перьев птиц, которые в массе и сохраняются в столовых этого хищника.

Независимо от характера зимы основой питания воробьиного сычика следует считать мелких птиц, численность которых в лесу относительно постоянна и которые всегда доступны для добычи. Охота на полёвок и землероек происходит лишь как дополнение к основному питанию птицами и возрастает в малоснежные зимы. Именно в такие осени сычик и может создавать из них свои кормовые запасы. Что такие склады далеко не всегда полностью используются, также свидетельствует о второстепенности этого вида питания.

В 1953/1954 в пищевых складах находились почти только одни землеройки. Это происходило не от избирательной способности к добыче именно землероек данной популяции воробьиного сычика, а от имевшей место (осенней) численности зверьков в угодиях. Осенью 1953 рыжая полёвка почти отсутствовала в лесных угодиях, а на вырубках было очень мало обыкновенной полёвки. Численность обыкновенной землеройки была средней. В малоснежную первую половину зимы 1953/1954 воробьиный сычик инстинктивно делал запасы пищи, но не из полёвок (по-видимому, наиболее свойственного ему корма), а из землероек, так как только они имелись в угодиях. Интересно отметить, что в холодную зиму 1955/1956, когда осенняя численность обыкновенной землеройки и особенно рыжей полёвки была очень высокой, воробьиный сычик не создавал из них кормовых складов. Их добыче мешал достаточно высокий снежный покров уже с первой декады декабря. Этот пример хорошо показывает, что полёвки и землеройки далеко не каждую зиму могут быть массовым объектом добычи воробьиного сычика, несмотря на их многочисленность. Условия добывания имеют здесь решающее значение.

Резюме

Обычные искусственные гнездовья для привлечения на гнездование мелких насекомоядных птиц дуплогнездников, при наличии расширенного летка, в зимнее время года используются воробьиным сычиком 01аиас1шт раББегтит. Степень заселённости гнездовий сычиком в разные зимы была далеко не одинаковой. В наибольшем числе он отмечен в холодную и малоснежную зиму 1953/1954. Только в эту зиму найдены его пищевые склады, состоящие главным образом из обыкновенных бурозубок 8огех агапеш. Основой питания сычика следует считать мелких птиц. Добыча полёвок и в меньшей степени землероек проходит лишь осенью и возрастает до больших размеров только в малоснежные зимы. Размеры добычи полёвок и землероек полностью зависят как от их численности в угодиях, так и от условий их добывания.

ю ся

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.