Научная статья на тему 'МОНИТОРИНГ ЗЕМЕЛЬ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ'

МОНИТОРИНГ ЗЕМЕЛЬ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
207
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕМЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ОЦЕНКА / МОНИТОРИНГ / РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ / LAND RESOURCES / ASSESSMENT / MONITORING / RATIONAL USE

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Межян С.А.

Сформулированы основные цели и задачи мониторинга земель Краснодарского края. Цель статьи провести анализ работ по мониторингу в крае. Большое внимание уделяется рассмотрению результатов исследований использования земель по краю за последние годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Межян С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LAND MONITORING IN KRASNODAR REGION

The main goals and objectives of monitoring the lands of the Krasnodar region are formulated. The purpose of the article is to analyze the monitoring work in the region. Much attention is paid to the results of studies of land use in the region in recent years.

Текст научной работы на тему «МОНИТОРИНГ ЗЕМЕЛЬ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ»

до 6 месяцев. Контрольная рентгенография (или КТ) позвоночника через 3, 6 и 12 мес.

Данный клинический случай описывает пациента с костно-суставным туберкулезом, с редкой формой туберкулезного спондилита L2-L4, развившийся, по-видимому, в результате поздней диагностики заболевания. Нынешнее состояние отягощается несвоевременным обнаружением M.tuberculosis, к тому же выявленная лекарственная устойчивость МБТ к I, S, R и О, что значительно затрудняет терапию пациента. Данный клинический случай подтверждает необходимость комплексного клинико-диагностического подхода, который позволил бы разработать рациональный алгоритм обследования больных с подозрением на туберкулезное поражение позвоночника, повысить качество диагностики и оптимизировать тактику лечения. Своевременная диагностика болезни и раннее начало лечения - залог успешной терапии туберкулеза и профилактики его осложнений.

Использованные источники:

1. М.И. Перельман, И.В. Богадельников. Фтизиатрия. Национальное руководство // Москва «ГЭОТАР- Медиа». - 2007г. - С. 129.

2. П.Г. Корнев. Костно-суставной туберкулез // Москва: ГИМЛ. - 1953г. - С. 205.

УДК 332.2

Межян С. А. студент 2 курс факультет «Землеустроительный» Кубанский государственный аграрный университет

Россия, г. Краснодар МОНИТОРИНГ ЗЕМЕЛЬ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ Аннотация: Сформулированы основные цели и задачи мониторинга земель Краснодарского края. Цель статьи провести анализ работ по мониторингу в крае. Большое внимание уделяется рассмотрению результатов исследований использования земель по краю за последние годы.

Ключевые слова: земельные ресурсы, оценка, мониторинг, рациональное использование.

Mezhyan S. A. student 2 course faculty of «Land management» Kuban State Agrarian University Russia, Krasnodar LAND MONITORING IN KRASNODAR REGION Abstract: The main goals and objectives of monitoring the lands of the Krasnodar region are formulated. The purpose of the article is to analyze the monitoring work in the region. Much attention is paid to the results of studies of land use in the region in recent years.

Key words: land resources, assessment, monitoring, rational use.

Важнейшими элементами эффективного развития Краснодарского края считались всегда его земельные ресурсы. Если земельные ресурсы считаются качественными, то они могут оказывать большое влияние на экономическое развитие региона. Исследование, которое проводится, для выявления основных структур рационального использования земельных ресурсов называют мониторингом земель. Мониторинг земель - это система наблюдения за состоянием земель с целью своевременного выявления изменений, их оценки, предотвращения и ликвидации последствий негативных процессов [2].

Главными вопросами систематического контроля и прогноза земель считают:

1) заблаговременное выявление изменений состояния земель, оценивание этих видоизменений, разработка направлений согласно предотвращению и уничтожению результатов негативных процессов;

2) представление гражданам тех данных, которые описывают состояние земель;

3) информационное снабжение деятельности по внедрению государственного земельного кадастра, исполнению контроля по использованию и охране земель, других функций в области государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства.

Немаловажно сформировать основные принципы мониторинга земель Краснодарского края в виде системы исследований, которые способны выявить какие-либо изменения и уведомить о негативных процессах. Сведения, полученные в процессе выполнения мониторинга, систематизируются и отправляются на хранение в государственный фонд данных, полученных в результате осуществления землеустройства.

С этой целью учитываются последующие задачи:

1. возобновление и создание топографических и специальных кадастровых карт с целью предоставления земельного кадастра нужными сведениями;

2. обследование территорий, чтобы проверить уровень их загрязнения;

3. проведение мероприятий согласно рациональному использованию земель края;

4. ландшафтно - экологическое проектирование территории края, оценка состояния земель и устранения негативных процессов;

5. создание организационных структур мониторинга земель.

В процессе реализации задач, связанных с проведением мониторинга земель руководствуются следующими нормативно-правовыми акт

Рис1. Нормативно-правовые акты, регулирующие мониторинг земель

Рассмотрим Закон Краснодарского края, принятый Законодательным Собранием Краснодарского края 23 октября 2002 года «Об основах регулирования земельных отношений Краснодарском крае».

Цель настоящего Закона состоит в том, чтобы реализовать полномочия Краснодарского края как субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, которые установлены Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.

В законе говорится, что земли Краснодарского края считаются редчайшими и ценными природными ресурсами. Сейчас эти земли составляют основу жизни и деятельности его жителей, поэтому их можно использовать в интересах населения Краснодарского края.

Главными направлениями земельной политической деятельности Краснодарского края считаются:

1. использование земель такими методами, которые обеспечивают сохранение экологических систем;

2. нахождение решений согласно проблемам регулирования земельных отношений;

3. соблюдение интересов Краснодарского края, муниципальных образований Краснодарского края и иных участников земельных отношений

А

А

предоставление государственного регулирования земельных отношений с целью сохранения особо значимых земель;

4. поддержание земель сельскохозяйственного назначения в качестве основополагающего ресурса в агропромышленном комплексе;

5. реализация прав жителей Краснодарского края на землю.

Мероприятия по решению поставленных задач планируется

проводить на краевом, региональном (районном) и локальном уровнях.

• Мониторинг земель краевого уровня.

Мониторинг земель краевого уровня учитывает ландшафтно -экологическое районирование территории всего края, инвентаризацию неблагоприятных процессов и их источников. В том числе здесь наблюдают за выявленными объектами и явлениями согласно сведениям аэрокосмических исследований и специальных обследований, которые проводятся в крае для решения других экологических задач. Полученная информация используется для специальных обследований.

• Мониторинг земель регионального (районного) уровня.

Наблюдения на региональном (районном) уровне рассматривают на

первом этапе детализацию ландшафтно - экологического районирования и инвентаризацию неблагоприятных процессов в более нарушенных регионах края. Учитывается также исследование негативных экзогенных процессов, засорения сельскохозяйственных земель и гидролого - экологическое районирование пойм крупных рек края.

- Разработка мероприятий по рациональному использованию земель.

Данный раздел разрабатывает решения вопросов по размещению промышленного строительства, участков для садоводства и огородничества, зон массового отдыха населения края, а также для определения границ территорий, подвластных определенному местному органу управления. Помимо того, передача земель в распоряжение районным органам управления призывает к непременному совмещению границ землепользований федерального, краевого и районного уровней с границами административных районов [1].

• Локальный мониторинг земель края

Локальный мониторинг земель проводится с целью создания и корректировки топографических и специальных карт, а также для специального обследования состояния земель.

Условия к проводимым работам формируются соответствующими задачами, и поэтому должны по точности и масштабу отвечать требованиям ведения государственного земельного кадастра. Создание и обновление топографических кадастровых карт осуществляется с целью ведения земельного кадастра, мониторинга земель и землеустройства. Обеспечение топографической основой учитывается для трех категорий земель: лесного фонда, сельскохозяйственного назначения и урбанизированных территорий в масштабе от 1:2000 до 1:50000. Весьма необходимы в настоящее время и

почвенное исследование земель личных подсобных хозяйств населения. Специальное обследование включает в себя:

- выявление земель, которые пригодны для сельскохозяйственного использования на землях лесхозов, формирование и восстановление на местности границ землепользований;

- проведение исследования по состоянию водных источников в районах населенных пунктов;

- анализ процессов заболачивания богарных территорий края;

- исследование загрязнения почв фтором, тяжелыми металлами, пестицидами в районах активного антропогенного воздействия.

Социально-экономические проблемы считаются важными, так как учитывают увеличение эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения [3]. Для решения таких проблем применяют математические модели. Доведение математических моделей до конечного результата связано с потребностью получения исходных данных о состоянии земель с достаточной подробностью и достоверностью. Модели дают возможность, и описывать процесс использования земель, и давать правильный прогноз на основании фактических данных. Выбор подходящей модели упрощается при наличии определенной классификации. Например, при помощи цепей Маркова, широко применимых при дистанционном зондировании территорий, достигается прогноз конверсии видов землепользования при помощи этого экономико-математического моделирования.

Выделяют дистанционный мониторинг, который считается важной составляющей государственного мониторинга в Краснодарском крае. Мониторинг включает в себя систематическое слежение за состоянием использования земельных ресурсов с целью выявления случаев нарушения земельного законодательства при организации и осуществлении использования земельного фонда. Дистанционное изучение почвенного покрова с искусственных спутников Земли возможно путем картирования почв, их районирования по каким-либо признакам, а также путем изучения важнейших свойств почвенного покрова - механического состава, влажности, типа почв, содержания гумуса, засоленности, наличия растительности.

За период с 2010 по 2017 г. в Краснодарском крае было осуществлено

[4]:

1. изъятие земель из природных ландшафтов на нужды цивилизации - 4 тыс. га;

2. возврат земель в природные ландшафты после прекращения на них хозяйственной деятельности и рекультивации - 0,8 тыс. га;

3. перевод земель из одних нужд цивилизации на другие нужды цивилизации - 35 тыс. га;

4. перевод земель из одних природных ландшафтов в другие природные ландшафты выявлен не был.

Краснодарский край это один из лидеров среди субъектов РФ по объемам производства овощных культур. С 2004 г. отмечается положительная тенденция к росту валового производства овощей. Причиной этому считается наличие большого количества плодородных почв (черноземов). В агропромышленном комплексе Краснодарского края на 2017 г. функционирует свыше 7 тыс. предприятий различных форм собственности, в том числе более 600 крупных и средних предприятий. Сегодня в агропромышленном комплексе занято около 400 тыс. чел.

По мнению специалистов, мониторинг предполагает особое масштабное исследование, которые имеет несколько направлений: исследование удовлетворённости качеством товаров и услуг со стороны потребителей, обнаружение важных вопросов для представителей бизнеса, влияющих на развитие конкуренции в Краснодарском крае [5, 6].

Использованные источники:

1. Жарников В. Б. Рациональное использование земель и основные условия его реализации // Вестник СГУГиТ. - 2017. - Т. 22, № 3. - С. 171-179.

2. Рассказова А. А. Определение факторов, оказывающих влияние на эффективность сельскохозяйственного землепользования в регионе // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. - 2014. - № 10. - С. 61-64.

3. Хабарова И. А., Непоклонов В. Б. Российский и зарубежный опыт прогнозирования и планирования использования земель // Изв. вузов. Геодезия и аэрофотосъемка. - 2017. -№ 3. - С. 100-104.

4. Цораева Э.Н. Землеустройство как механизм обеспечения эффективного сельскохозяйственного землепользования в Краснодарском крае / Э.Н. Цораева, А.С. Иванов, Н.В. Гагаринова // Вестник Курской сельскохозяйственной академии. - 2018. - № 8. - С. 256-261.

5. Цораева Э.Н. Актуальные проблемы осуществления Росреестром государственного мониторинга земель / Э.Н. Цораева, М.А. Асанов // Аллея Науки. - 2018. - Т.1. - № 5(21). - С. 153-158.

6. Цораева Э.Н. Проблемы рационального использования и охраны почв / Цораева Э.Н. // В сборнике: Итоги научно-исследовательской работы за 2017 год сборник статей по материалам 73-й научно-практической конференции преподавателей. - 2018. - С. - 247-248.

А

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.