Научная статья на тему 'Мониторинг здоровья студентов СГГА'

Мониторинг здоровья студентов СГГА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
680
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / PHYSICAL DEVELOPMENT / PHYSICAL FITNESS / MENTAL HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Самохин Виктор Иванович

В статье описана методика комплексной оценки физического и психического здоровья и физической подготовленности, применяемой в мониторинге здоровья студентов СГГА. Приведены некоторые результаты тестов и индексов студентов-участников мониторинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Самохин Виктор Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING OF SSGA STUDENTS HEALTH

The techniques for integrated assessment of physical and mental health, and physical fitness applied for SSGA students health monitoring are considered. Some test results and indices of the students under monitoring are presented.

Текст научной работы на тему «Мониторинг здоровья студентов СГГА»

МОНИТОРИНГ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ СГГА

Виктор Иванович Самохин

Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, старший преподаватель кафедры физической культуры, тел. (383) 361-0180, e-mail: kaf.fizkult@ssga/ru

В статье описана методика комплексной оценки физического и психического здоровья и физической подготовленности, применяемой в мониторинге здоровья студентов СГГА. Приведены некоторые результаты тестов и индексов студентов-участников мониторинга.

Ключевые слова: физическое развитие; физическая подготовленность; психическое здоровье.

MONITORING OF SSGA STUDENTS HEALTH

Victor I. Samokhin

Siberian State Academy of Geodesy, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., senior lecturer, Department of Physical Education, tel. (383)361-01-80, e-mail: kaf.fizkult@,ssga/ru.

The techniques for integrated assessment of physical and mental health, and physical fitness applied for SSGA students health monitoring are considered. Some test results and indices of the students under monitoring are presented.

Key words: physical development, physical fitness, mental health.

Обострившаяся конкуренция в сфере образовательных услуг, повышение требований к качеству образования сфокусированных на инновационных методах решения подготовки высококвалифицированных специалистов их личностных качеств, способных на практике добиваться результата в различных сферах деятельности. В результате возникает необходимость нового качества образования.

При организации учебного процесса перед нами возникает проблема формирования мотивов и потребностей студентов в спортивной деятельности. Целями его следует считать: Достижение целостности знаний о человеке, его культуре как системе норм, ценностей, ориентированных на развитие личностных качеств молодого человека; создание гуманитарных основ (нравственно-этических, культурно-эстетических) формирования интеллигентности студента в единстве с его физкультурной деятельностью; воспитание у студентов потребности способности руководствоваться в своей жизнедеятельности гуманистическими мотивами и целями физкультурной деятельности, умения прогнозировать и самокритично оценивать результаты телесного и духовного развития; ориентация студентов на самообразование, саморазвитие, саморегуляцию и самоконтроль в области физкультурной деятельности, непрерывное духовное и физическое развитие как важнейший фактор во всех сферах их жизнедеятельности [1].

Однако полноценное использование профессиональных знаний и умений возможно при хорошем состоянии здоровья, высокой работоспособности молодых специалистов, которые могут быть приобретены ими при регулярных и специально организованных занятиях физкультурой и спортом. Следовательно, качество подготовки, в том числе и физической, к предстоящей профессиональной деятельности для каждого молодого специалиста приобретает не только личное, но и социально-экономическое значение.

Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора.

Вообще, можно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном) . Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) развивается правильно.

Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств. [2]. Уровень здоровья определяется способностью организма адаптироваться к внешним условиям существования. Так, по В.П. Казначееву[3] , здоровье, это процесс сохранения и развития физиологических, биологических и психологических функций, оптимальных к трудовой и социальной активности, максимальной продолжительности творческой

жизнедеятельности профессионального работника.

Но прежде чем что-то контролировать, нужно определить, что именно и какие показатели оценить, каковы их исходные уровни, состояние. Иначе говоря, нужна научная диагностика. Слово «диагностика» в нашем случае трактуется как процесс распознавания и оценки индивидуальных биологических и социальных особенностей человека, истолкование и обобщение полученных данных о здоровье или заболевании[4].

Состояние организма и отдельных его систем можно оценить с помощью дозированных нагрузок и функциональных проб. На основе постоянного комплексного контроля за физическим развитием и физической подготовленностью, функциональным состоянием основных систем организма мы начали проводить ( с 2013г.) мониторинг студентов нашей академии. Для определения состояния наших студентов мы применили « методику комплексной оценки физического и психического здоровья, физической подготовленности студентов высших и средних профессиональных учебных заведений» [5].

Под физическим развитием человека понимается комплекс морфофункциональных свойств организма, определяющих массу, плотность,

форму тела, его структурно-механические качества[6]. При оценки физического развития учитывают следующие показатели: состояние опорнодвигательного аппарата, форма грудной клетки, спины, ног, стоп, осанка и

Метод индексов позволяет делать ориентировочные оценки изменений пропорциональности физического развития. Индекс - величина соотношения двух или нескольких антропометрических признаков. Индексы построены на связи антропометрических признаков (веса с ростом, жизненной емкостью легких, силой и т. п.) Разные индексы включают разное число признаков: простые (два признака), сложные - больше. По используемой нами методтке предложены следующие индексы:

- Весоростовой индекс (Кетле) определяется делением данных веса (в г) на данные роста (в см). Средними показателями считаются 350-100 г у мужчин и 325-375 г у женщин.

- Для характеристики соотношений массы и длины тела или типа роста рекомендуется индекс стении, рассчитываемый по формуле:

ДТ/(2хМТ+ОГК)

По индексу стении выделяют следующие типы роста:

1. Выраженная долихоморфия

(преимущественно поперечный рост)

Следует, однако, учитывать, что показатель крепости телосложения может ввести в заблуждение, если большие величины веса тела и окружности грудной клетки связаны не с развитием мускулатуры, а являются следствием ожирения.

Ещё к оценке физического развития включены такие показатели как; осанка, состояние стопы, острота зрения, группа здоровья, частота простудных заболеваний за год и количество дней пропущенных по болезни.

Физическая подготовленность и функциональное состояние оценивается по следующим показателям:

- Жизненный индекс определяется путем деления показателей жизненной емкости легких (ЖЕЛ) на вес тела (кг). Средняя величина составляет для мужчин - 60 (спортсмен 68-70) мл/кг, д.тя женщин - 50 (спортсменки 57-60) мл/кг.

- Кистевой индекс получают от деления показателя силы на вес и выражают в процентах. Средними величинами считаются следующие: сила

др.

(выраженное вытягивание)

2. Умеренная олихоморфия

3. Мезоморфия

4. Умеренная брахиморфия

5. Выраженная брахиморфия

кисти мужчин (70-75)% веса, женщин - (50-60)% , спортсменов - (75-81)% . спортсменок - (60-70)% .

- Показатель эффективности кровообращения( ПЭК) - Оценивает реакции сердечно сосудистой - системы к физической нагрузке ПЭК=( САД/ЧСС) *100.

- Двойное произведение (ДП) - Экономичность деятельности сердечно - сосудистой системы, равному произведению ЧСС*САД/100. Между этим показателем и величиной поглощения миокардом кислорода существует линейная зависимость, в связи с чем ДП может служить косвенной оценкой резервов миокарда и функционального состояния сердечно - сосудистой системы. В процессе обработки данных обследуемых видно как, этот показатель влияет на интегральную оценку(н-р при многих других «высоких» показателях, этот будет низким, то и интегральная оценка снижается).

- Индекс Кердо.Известно, что величины пульса и минимального артериального давления в норме численно совпадают. Кердо предложил высчитывать индекс по формуле: ИК=Д/П, где Д - минимальное давление, а П - пульс [6]. У здоровых людей этот индекс близок к единице. При нарушении нервной регуляции сердечно-сосудистой системы он становится большим или меньшим единице.

- PWC 170. Функциональная проба - неотъемлемая часть комплексной методики врачебного контроля лиц, занимающихся физической культурой и спортом. Применение таких проб необходимо для полной характеристики функционального состояния организма занимающегося и его тренированности.

Наиболее информативным показателем функционального состояния служит показатель физической работоспособности по тесту PWC170. Средний показатель физической работоспособности студентов находится в пределах от 12,1 до 15,4 кгм/мин/кг у мужчин и от 11,2 до 13,0 кгм/мин/кг у женщин, что соответствует средним показателям для данной возрастной категории. При этом колебания были в пределах 10,8 - 23,5 кгм/мин/кг у мужчин и 8,1 -20,0 кгм/мин/кг у женщин.

Испытуемому предлагаются две относительно небольшие нагрузки на велоэргометре (по 5 мин каждая, с интервалом отдыха 3 мин). В конце каждой нагрузки (по достижении устойчивого состояния) подсчитывается частота сердечных сокращений. Расчет производится по формуле:

PWC170 = №+(N2 — Ш)х(170-Ш£2-:П), (1)

где

N1 - мощность первой нагрузки;

N2 ? мощность второй нагрузки;

А - ЧСС в конце первой нагрузки;

£2 - ЧСС в конце второй нагрузки.

При мониторинге здоровья студентов мы применяем так называемый (М-тест) для быстрого исследования больших групп людей. При этом расчет величены физической работоспособности производится по формуле:

PWC 170=(170-ГО) х (М/£1-£0)

Где ГО-ЧСС в покои, А-ЧСС после нагрузки, К-мощность нагрузки.

Для примера в табл. 1 приведены результаты средних значений некоторых индексов и тестов, показанные нашими студентами в 2013 году.

Таблица 1

Средние значения индексов и тестов

№ Тесты Жен Оценка/бал Муж Оценка/бал

1 Индекс Кетле 21.7 гармоничное 21.9 гармоничное

2 Индекс Стени 0.81 Мезо морфия. 0.78 Ум.брахимо рфия

3 Жизненный индекс 51.0 Выше сред. 61.3 Выше средн.

4 Кистевой индекс 41.0 Ниже средн 58.6 низкий

5 ПЭК 87.7 Выше срн. 105 высокий

6 Двойное произв. 91.6 Ниже срд. 95.1 Ниже срд.

7 PWC 170 10.4 Ниже срд. 18.7 Выше срд.

Следующей задачей комплексной оценки - выявить степень физической подготовленности обследуемых студентов

Для оценки общей физической подготовленности по данной методике применялись следующие критерии:

Женщины:

- Сгибание - разгибание рук в упоре на скамейке ( высота 30-35 см)

- Наклоны туловища за 1 мин.

- Прыжок в длину с места.

- Гибкость. Наклон туловища вперёд -вниз из положения стоя.

- бег 100 м. и 1000м.

Мужчины:

- Подтягивание на перекладине

- Поднимание ног в висе на перекладине

- Прыжок в длину с места

- Гибкость. Наклоны туловища вперед-внз из положения стоя

- Бег на 100 и 2000 м.

Отдельным разделом методики оценки студентов идет психическое здоровье. И включает следующие тесты:

Оценка психического здоровья

- оценка уровня социально-психологической адаптации;

- самооценка психических состояний;

- оценка уровня реактивной и личностной тревожности;

- определения уровня стресоустойчивости;

- определение уровня невротизации и психопатизации;

- диагностика состояния агрессии;

- мотивация к успеху;

- определение отношения к здоровью и здоровому образу жизни

Характеристики личности

- диагностика стратегий поведения личности

- опросник Кеттела

- смил

- оценка темперамента

- оценка типологии личности

Психофизиологические показатели

- функциональная асимметрия мозга

- оценка различных видов памяти

- определение умственной работоспособности

- скорость сенсомоторных реакций

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- реакция на движущийся объект

Все психофизиологические методики выполняются самим обследуемым на компьютере.

Все показатели переводятся в количественную матрицу и бальную оценку, что позволяет сравнивать результаты в динамике наблюдения. Студенты на руки получают распечатку « паспорт здоровья» где отображена их интегральная оценка уровня физической подготовленности и физического здоровья. При проведении мониторинга в дальнейшем результаты на первом курсе и на третьем нужно будет анализировать и делать выводы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. М.,

1992.

2. Амосов Н.М. Энциклопедия Амосова. Алгоритм здоровья /Н.М.Амосов. - Донецк: Сталкер, 2002.- 590 с.

3. Казначеев В.П., Баевский Р.М., Берсенева В.П. Донозологическая диагностика в практике массовых обследований населения - Л.: Медицина, 1980.-208 с.

4. Физическая культура студента: учебник/ под ред. В.И. Ильинича.-М.:

Гардарики, 2007.-448с.

5. Методика комплексной оценки физического и психического здоровья, физической подготовленности студентов высших и средних профессиональных учебных заведений./ Айзман Р.И., Айзман Н.И., Лебедев А.В., Рубанович В.Б. Новосибирск. 2009. - 100с.

6. Профессионально-оздоровительная физическая культура студента: учебное пособие/А.А. Бишаева.-М.: КНОРУС, 2013.-394 с.

© В. И. Самохин, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.