Научная статья на тему 'Мониторинг законодательства и правоприменительной практики в сфере экономической деятельности'

Мониторинг законодательства и правоприменительной практики в сфере экономической деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
56
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мониторинг законодательства и правоприменительной практики в сфере экономической деятельности»

А.К. ШАЙМУРУНОВА

начальник отдела правового мониторинга и анализа на предмет коррупции Института законодательства РК, кандидат юридических наук

МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

За время становления независимого Казахстана система законодательства нашего государства и его законотворческая деятельность претерпела кардинальные изменения, и уже сегодня можно уверенно говорить о довольно высоком уровне развитости системы законодательства Республики Казахстан, которая в целом отвечает современным реалиям общества и государства. В настоящее время в Казахстане действует около 300 законодательных и свыше 10 тысяч подзаконных актов, сформированы все прочие необходимые элементы правовой системы. Основной проблемой дальнейшего развития законодательства становится оценка существующей нормативной базы, определение степени и необходимости ее изменения и совершенствования. Все эти задачи как раз и призван решить правовой мониторинг, который, по нашему мнению, следет рассматривать в качестве деятельности по оценке, анализу, прогнозу и обобщению результатов законотворческой деятельности и правоприменения.

В рамках республиканской бюджетной программы 001 «Правовое обеспечение деятельности государства» Институтом законодательства Республики Казахстан (далее - Институт) осуществляется деятельность по проведению анализа действующих законодательных актов на предмет выявления пробелов, коллизий и противоречий между различными нормами права в различных нормативных правовых актах.

На данный момент сотрудниками Института проанализировано 140 законодательных и более 1000 подзаконных нормативных правовых актов, среди которых и акты, регулирующие отношения, тесно связанные с экономикой. Их анализ позволил прийти к следующему выводу. В настоящее время происходит резкое усиление публично-правового регулирования, что означает обоснованное или необоснованное (зачастую) усиление роли государства и его вме-

шательства в хозяйственную или иную деятельность юридических и физических лиц. Происходит откат от принципов рыночной экономики [1, с. 51].

Невысокий показатель развития сектора малого и среднего предпринимательства, как нам представляется, тесно связан с нормотворчеством, а именно с такой специфической деятельностью как возведение административных барьеров. В данном контексте имеются в виду установление разрешительных процедур на подзаконном уровне, их необоснованность (большой перечень лицензируемых видов деятельности, значительный пакет необходимых документов, в том числе не имеющих прямого отношения к лицензируемой деятельности, небольшой срок действия лицензий и сертификатов, длительный срок регистрации).

В частности, анализ законодательства о лицензировании, направленный на упрощение (оптимизацию) процедуры лицензирования, проведенный Институтом, показал следующее:

Заявка на получение лицензии состоит из значительного пакета документов.

Например, в Приказе Министра туризма и спорта Республики Казахстан от 28 февраля 2007 №1-2/36 «Об утверждении перечня и форм документов, подтверждающих соответствие организатора игорного бизнеса квалификационным требованиям» установлено, что для получения лицензии на игорное заведение казино необходимо представить более 19 соответствующих документов. Среди них:

1) заявление;

2) нотариально заверенные копии Устава и свидетельства о государственной регистрации заявителя в качестве юридического лица - для юридического лица;

3) копия документа, удостоверяющего личность, - для физического лица;

136

М 3 (11) 2008 г. Вестник Института законодательства Республики Казахстан

4) нотариально заверенная копня свидетельства о государственной регистрации заявителя в качестве индивидуального предпринимателя - для индивидуального предпринимателя;

5) нотариально заверенная копия свидетельства о постановке заявителя на учет в налоговом органе;

6) оригинал документа, подтверждающего уплату в бюджет лицензионного сбора за право занятия деятельностью в сфере игорного бизнеса;

7) нотариально заверенные копии актов об установке в одном казино не менее двадцати игровых столов;

8) нотариально заверенные копии актов об установке в кассах и игровых местах казино видео-записывающих систем, обеспечивающих хранение записанной информации не менее семи суток и фиксирующих действия всех участников азартной игры;

9) нотариально заверенная копия свидетельства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

10) оригинал заключения органов санитарно-эпидемиологического надзора;

11) оригинал заключения органов противопожарного надзора;

12) оригинал перечня игорного оборудования согласно форме, указанной в приложении 2 к приказу, с нотариально заверенными копиями документов, подтверждающих право собственности;

13) нотариально заверенная копия (копии) договора (договоров) с физическими и (или) юридическими лицами, получившими в установленном законодательством порядке лицензию на осуществление охранной деятельности;

14) нотариально заверенные копии правил работы игорного заведения, проводимых азартных игр и приема ставок, а также нотариально заверенные копии образцов и номинаций применяемых легитимационных знаков на государственном и русском языках;

15) нотариально заверенная копия договора на открытие вклада (депозита) при условии выдачи вклада (депозита) по первому требованию (вклада до востребования), с банком второго уровня на территории Республики Казахстан либо банковская гарантия;

16) оригинал списка персонала, осуществляющего менеджмент и проведение азартных игр и (или) пари, согласно форме, указанной в приложении 2 к приказу;

17) оригинал справки уполномоченного органа о категории фонда здания (жилое, нежилое);

18) обязательства о предоставлении в уполномоченный орган справки о наличии и движении денег на вкладах (депозитах) не реже одного раза в шесть месяцев, согласно форме, указанной в приложении 2 к приказу;

19) опись всех предоставляемых документов, с указанием названия документов и количества страниц.

В этой связи Институт предлагает рассмотреть вопрос об исключении нотариального заверения некоторых прилагаемых к заявке документов, а также о сокращении перечня документов, требуемых для получения лицензии.

В число обязательных требований входит необходимость получения заключений о соответствии квалификационным требованиям от так называемых независимых, аккредитованных соответствующими государственными уполномоченными органами компаний, выдающих свои заключения за немалые деньги (например, в Правилах лицензирования отдельных видов деятельности в сфере промышленности, утвержденных Постановлением Правительства РК от 28 декабря 2007 года №1311).

В число документов, подтверждающих соответствие квалификации, входят данные, которые не имеют никакого прямого отношения к вопросам безопасности, то есть к целям и принципам введенной процедуры лицензирования.

Например, Постановлением Правительства Республики Казахстан от 14 июня 2007 года №495 утверждены Квалификационные требования, предъявляемые при лицензировании деятельности по осуществлению археологических и (или) научно-реставрационных работ на памятниках истории и культуры. Данные квалификационные требования, предъявляемые к юридическим и физическим лицам, требуют наличия у последних рекомендательного письма научной организации в области археологии на право осуществления заявителем археологических работ на памятниках истории и культуры, которые никаким образом не могут повлиять на безопасность при проведении археологических работ.

В целях устранения выявленных в ходе анализа административных барьеров Институтом предложено совершенствование действующего законодательства в данной области путем внесения поправок в Таможенный и Налоговый кодексы, в Законы «О лицензировании», «О техническом регулировании», «О частном предпринимательстве»,

«О государственных закупках», «Об образовании» и другие, а также в 62 подзаконных акта, в том числе в ряд Правил лицензирования и квалификационных требований, предъявляемых к отдельным видам деятельности.

Аналогичному анализу было подвергнуто и законодательство в сфере сертификации и аккредитации. В рассмотренных нами нормативных правовых актах установлено немало положений, которые прямо или косвенно служат либо могут послужить возникновению административных барьеров в сфере предпринимательства. В этой связи Институтом подготовлен ряд конкретных предложений по внесению поправок в действующее законодательство Республики Казахстан. По

мнению ряда ученых Института, их учет в рамках проводимой в Казахстане административной реформы позволит обеспечить более эффективную и с минимальными сроками реализацию поставленной президентом страны глобальной стратегической задачи - повышения конкурентоспособности страны в мировом сообществе.

1. Сулейменов М.К. Тенденции развития экономического законодательства: соотношение публичных и частных начал // Правовой мониторинг как средство повышения качества нормотворчес-кой деятельности: Сб. науч. тр. — Астана, 2007.

Институт законодательства Республики Казахстан представляет:

Антикоррупционная экспертиза: международный опыт и механизмы ее проведения в Республике Казахстан: Сборник материалов международной научно-практической конференции 27 октября 2006 года. - Астана: ТОО «Институт законодательства Республики Казахстан», 2006 - 352 с. Редакционная коллегия: З.Я.Балиева, С.С.Калмурзаев, М.Ч.Когамов, М.Т.Баймаханов,

Настоящий сборник материалов подготовлен по результатам проведенной Институтом законодательства Республики Казахстан и Академией финансовой полиции международной научно-практической конференции на тему: «Антикоррупционная экспертиза: международный опыт и механизмы ее проведения в Республике Казахстан».

Участники международной научно-практической конференции обсудили концептуальные вопросы антикоррупционной экспертизы, которая является важным фактором противодействия коррупции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.