Научная статья на тему 'Мониторинг в управлении сельскими территориями'

Мониторинг в управлении сельскими территориями Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
115
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Нива Поволжья
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / МОНИТОРИНГ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / RURAL AREAS / MONITORING / CONTROL SYSTEM / MANAGEMENT DECISIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никифорова Елена Николаевна, Кочетова Галина Николаевна, Учаева Наталья Викторовна, Гудашев Владимир Александрович

Рассмотрены понятия, принципы и функции мониторинга, выявлены факторы, обусловливающие необходимость его проведения. Определено место мониторинга в системе управления сельскими территориями и его роль в принятии управленческих решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING IN THE MANAGEMENT OF RURAL AREAS

The concepts, principles and functions of monitoring are discussed; the factors driving the need for its implementation are identified. The place of monitoring in the management system of rural territories and its role in decision-making are defined.

Текст научной работы на тему «Мониторинг в управлении сельскими территориями»

УДК 631.152

МОНИТОРИНГ В УПРАВЛЕНИИ СЕЛЬСКИМИ ТЕРРИТОРИЯМИ

Е. Н. Никифорова, канд. экон. наук, профессор; Г. Н. Кочетова, канд. экон. наук, профессор; Н. В. Учаева, доцент, В. А. Гудашев, доктор экон. наук, профессор

ФГБОУ ВПО «Пензенская ГСХА», Россия, т. (8412) 628-470, е-таП: ekonomik-pgsha@yandex.ru

Рассмотрены понятия, принципы и функции мониторинга, выявлены факторы, обусловливающие необходимость его проведения. Определено место мониторинга в системе управления сельскими территориями и его роль в принятии управленческих решений.

Ключевые слова: сельские территории, мониторинг, система управления, управленческие решения.

Управление - это процесс воздействия на любую систему, обеспечивающий поддержание ее в определенном состоянии или перевод в новое состояние в соответ-

ствии с присущими данной системе объективными законами и конкретными целями.

Управление позволяет познать систему, т. е. раскрыть:

Нива Поволжья № 3 (24) август 2012 105

сущность и специфику, то есть присущие ей системные качества;

состав, количественную и качественную характеристики элементов, их координацию, противоречивость, являющиеся важными источниками движения и развития системы;

структуру, то есть внутреннюю организацию, взаимосвязь элементов, установив при этом причины их определенного сочетания и взаимодействия, отличающиеся от других систем;

функции элементов и их влияние на функции системы;

интеграционные факторы, обеспечивающие целостность системы, ее совершенствование и развитие, взаимодействие с внешней средой и с целым, частью которого она является;

историю системы, начало и источник ее возникновения, становления, тенденции и перспективы развития, переход ее в новую систему.

Системный подход к управлению включает формулировку цели функционирования системы и определение ее границ или состава входящих в нее элементов, структурный анализ, разработку математической модели системы и ее элементов, решение модели, сравнение альтернатив, выбор оптимального решения, определение чувствительности решения к различным факторам, то есть допустимых пределов изменения состояния системы, при которых ее функционирование остается оптимальным. Последняя задача тесно связана с определением степени управляемости объекта или системы.

Системный подход предполагает единство системы со средой, которая определяется как совокупность внешних элементов, оказывающих влияние на взаимодействие элементов системы.

Сельская территория является сложной социально-экономической системой. Как любая система, она имеет свои, присущие ей особенности, реакцию на управление, формы возможного отклонения от программы, способность реагировать на различного рода воздействия.

Определение сельской местности дано в документах Организации по экономическому сотрудничеству и развитию: сельская местность, или сельский регион (район), охватывает людей, территорию и другие ресурсы общественного ландшафта и маленьких населенных пунктов за пределами непосредственной сферы экономической активности больших городских центров [5].

Это важнейшая часть народнохозяйственного комплекса страны, включающая в себя обитаемую местность вне городов и их пригородов с её условиями и ресурсами, а также сельское население и разнообразные основные фонды на этой территории.

Такие территории занимают две трети площади Российской Федерации (около 5691,8 тыс. кв. км), где проживает 39,2 млн. человек (27 % населения). В России около 150 тыс. сельских населенных пунктов, объединенных в 24409 сельских администраций и 1865 административных районов. Они являются источником продовольствия и сельскохозяйственного сырья, кладовой природных ресурсов, местом проживания. Также это рекреационный объект для восстановления здоровья и отдыха [14].

Сельская территория, как сложная социально-экономическая система, находится под влиянием двух групп факторов: деструктивных и позитивных. Она должна обладать устойчивостью к неблагоприятным внешним воздействиям и нацеленностью на устойчивое развитие. Управление развитием имеет целью повышение качества жизни населения.

Управление предполагает переработку входной информации о состоянии объекта управления и окружающей среды. Информация устраняет неопределенность, позволяет изучить состояние объекта, формы и методы деятельности. Без информации не может быть выработано управленческое решение. Так как процесс выработки управленческих решений предполагает сбор, обработку различной информации и ее анализ, то можно сказать, что информация - основа управленческого процесса.

В системе управления должна накапливаться и постоянно обновляться информация, необходимая для решения не какой-то одной или нескольких задач, а всей совокупности задач управления. Система обработки информации должна быть организована таким образом, чтобы данные о любом изменении, происходящем во внутренней или внешней среде, в минимально короткий срок доводились до субъекта управления [8, 15].

Мониторинг, т. е. специально организованное, целенаправленное и систематическое наблюдение за состоянием элементов, явлений и процессов, оценка изменений, контроль и прогноз, становится обязательным элементом системы управления сельскими территориям [4, 6] (рис. 1).

Попытка создать систему сбора и анализа информации о состоянии социально-трудовой сферы в масштабах страны была

Целенаправленное Отношения

воздействие управления

Закономерности

Функция управления

Т

Структура управления

Методы управления

Мониторинг

4 г

Информация |-к • Решения

Процесс управления

Социально-экономические системы и процессы

Рис. 1. Место понятия «мониторинг» в системе управления сельскими территориями

предпринята Министерством труда РФ еще в 1992 году. Специальным Указом Президента РФ этому новшеству был придан статус важного государственного мероприятия.

В настоящее время мониторинг все шире внедряется во все сферы жизнедеятельности. Необходимость создания системы мониторинга обусловлена рядом факторов:

усложнение социально-экономических связей в общественном производстве;

сдвиги в экономике, рост и разнообразие экономических формирований;

ускорение трансформации внешней среды, научно-технического прогресса;

расширение возможностей мониторинга благодаря общему росту уровня образования, развитию науки управления, использованию компьютерной техники;

изменение содержания и организации управленческой деятельности с заменой традиционных методов управления научными;

признание социальной ответственности менеджмента перед обществом.

Мониторинг служит основой совершенствования системы управления, охватывает факторы внешней и внутренней среды, характеризуется высокой трудоемкостью, необходимостью организации системного подхода к его применению. Целью мониторинга является обеспечение органов власти достоверной информацией о значимых параметрах состояния сельских территорий [12, 13].

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач: разработать методику мониторинга, определить информационные потребности показателей, организовать процесс работы с информацией, разработать типологию сельских территорий.

Мониторинг является информационной базой для выполнения функций управления, одновременно сам реализуется при помощи общих функций управления.

В зависимости от задач мониторинга выделяют следующие функции: организационную, информационную, систематическую, контрольную, коммуникативную.

Сфера деятельности сельских территорий как объект мониторинга характеризуется многообразием. Экономическая сфера характеризуется ростом масштабов производства, усилением концентрации и специализации, расширением кооперирования и комбинирования в производстве, переходом от экстенсивных к интенсивным формам ведения хозяйства, устойчивостью воспроизводственных процессов. Социальную сферу характеризуют уровень и качество жизни сельского населения, состояние сельской социальной и инженерной инфраструктур. Экологическая сфера представлена структурой землепользования, степенью плодородия почвы, состоянием воздушной и водной сред, лесного фонда, добычей полезных ископаемых. Финансовая сфера характеризуется объемом и ди-

Нива Поволжья № 3 (24) август 2012 107

намикой инвестиций, бюджетно-финансовой обеспеченностью. Институциональная сфера представлена численностью и плотностью сельских поселений [3, 9].

Эффективная организация мониторинга, продуктивная реализация его функций базируется на принципах целевой направленности, достоверности, системности, комплексности, полноты, новизны, регулярности, ритмичности, своевременности и оперативности.

Целевая направленность предусматривает ориентацию системы мониторинга на развитие информационно-аналитической поддержки процесса принятия управленческих решений, связанных с улучшением условий и развитием социально-экономической системы региона.

Достоверность, точность и объективность поступающей информации определяются надежностью ее источников, объективностью, правильностью передачи, однократностью регистрации. Если информация проходит три-четыре передаточных звена, ее правдивость снижается на 8...10 %% из-за того, что сведения стареют и искажаются. Информация достоверна, если не превышен допустимый уровень искажений и возможно эффективное функционирование системы управления на ее основе.

Системность и комплексность предполагают учет действия условий и факторов разной природы (экономической, социальной, организационно-правовой, институциональной и др.), выявление их взаимосвязей, а соответственно, привлечение и анализ различных видов информации.

Полнота и новизна информации означают, что ее объем и содержание должны быть достаточными для принятия оптимальных решений. Следует учитывать, что дефицит сведений приводит к принятию неправильных решений, а излишняя информация усложняет выработку решений и делает процесс управления дорогостоящим.

Регулярность и ритмичность предусматривают постоянное и регулярное наблюдение за региональным развитием и его результатами, а также расчет и анализ показателей через определенные промежутки времени.

Своевременность и оперативность связаны с процессом старения информации и потерей еёценности. Запаздывание в поступлении информации приводит к ухудшению функционирования управляемой системы (техники, организации производства и др.)

Целенаправленность мониторинга на обеспечение органов власти необходимой и достоверной информацией позволяет, с одной стороны, отслеживать ситуацию на различных уровнях управлениях, с другой стороны - создать целостное представление об исследуемой проблеме.

В РФ принята трехуровневая система управления, включающая федеральные, региональные и районные звенья. Мониторинг должен осуществляться на всех уровнях (рис. 2).

Мониторинг сельских территорий представляет собой сложный многоплановый процесс и включает в себя несколько эта-

Федеральный

-Определение стратегии развития АПК -Формирование политики развития АПК

-Разработка законодательных и нормативных актов по вопросам развития АПК -Обеспечение соблюдения органами управления и субъектами АПК положений законодательных и нормативных актов

Региональный

-Формирование и реализация региональной аграрной политики -Укрепление ресурсной базы АПК региона

-Развитие инфраструктуры рынка, рыночных отношений, предпринимательства -Содействие НТП, системе консультационно-информационного обслуживания

Местное самоуправление

-Обеспечение поставок сельскохозяйственной продукции и продовольствия в региональный и федеральный фонды

"Разработка и реализация мероприятий по воспроизводству плодородия почв, развитию племенного дела, семеноводству, сортоиспытанию

"Создание условий для развития сельскохозяйственного производства, перерабатывающей промышленности и агросервиса

-Обеспечение роста занятости и доходов сельского населения, решение других социальных проблем в АПК муниципального образования

Рис. 2. Модель формирования системы мониторинга

Мониторинг

т

Этапы

I II III IV

Определение цели и задач

Разработка программы мониторинга

Разработка методики проведения мониторинга

Распределение функций

Определение ответственных

Сбор информации

Разработка

мер поощрения

Управленческое решение

Контроль качества полученной информации

Обработка данных

Уплотнение информации и выявление типичных связей

Рис. 3. Мониторинг как основа принятия управленческого решения

пов, функционально связанных между собой (рис. 3).

Поскольку сельские территории неоднородны даже в пределах одного района, данные мониторинга позволят дифференцировать управленческие решения в зависимости от уровня обеспечения и эффективности использования ресурсов. Данный подход весьма актуален при разработке стратегии развития сельской территории.

Литература

1. Ахметов, Р. Р. Проблемы методики оценки устойчивости финансовой системы региона / Р. Р. Ахметов // Региональная экономика: теория и практика. - 2010. -№ 25 (160). - С. 62.

2. Герасимов, А. Н. Социально-экономический мониторинг города // Проблемы социально-экономического развития муниципальных образований / А. Н. Герасимов. -Братск: БФ Орел ГТУ, 2004.

3. Дованков, А. Ю. Методика оценки социально-экономического образования административно-территориального образования субъекта Федерации / А. Ю. Дован-ков // Региональная стратегия устойчивого социально-экономического роста: тезисы докладов межрегиональной научно-практической конференции. Часть 2. - Екатеринбург: УрО РАН, 1995.

4. Когут, А. Е. Информационные основы регионального социально-экономичес-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

кого мониторинга / А. Е. Когут, В. С. Рох-чин. - СПб: ИСЭП РАН, 1995.

5. Корбут, Л. С. Основы статистического наблюдения за устойчивым развитием сельских территорий / Л. С. Корбут // Роль инноваций в развитии агропромышленного комплекса. - М.: ВИАПИ им. А. А. Нико-нова; Энциклопедия российских деревень, 2008. - С. 454-458.

6. Лексин, В. Н. О формировании государственной системы мониторинга социально-экономической, национально-этнической и политической ситуации в регионах Российской Федерации / В. Н. Лексин, В. Е. Селиверстов, А. Н. Швецов [Электронный ресурс]. - иРЬ: http://www.ieie.nsc.ru

7. Межонова, Н. Типология сельской местности как инструмент региональной политики / Н. Межонова // АПК: экономика, управление. - 2009. - № 2. - С. 81.

8. Меренкова, И. Н. Устойчивое развитие сельских территорий: теоретико-методологические аспекты оценки / И. Н. Ме-ренкова // Региональная экономика: теория и практика. - 2010. - № 25 (160). - С. 55.

9. Миренкова, Г. В. Методология оценки устойчивости регионального развития сельских территорий / Г. В. Миренкова // Вести национальной академии наук Беларуси. Серия аграрные науки. - 2010. - № 4. -С. 63-70.

10. Новая парадигма развития России (Комплексные исследования проблем ус-

Нива Поволжья № 3 (24) август 2012 109

тойчивого развития) / под ред. В. А. Коптю-га, В. М. Матросова, В. К. Левашова. - М.: Академия ЛГУК, 1999.

11. Рощупкина, В. В. Функциональное содержание социально-экономической системы региона / В. В. Рощупкина // Региональная экономика: теория и практика. -2010. - № 25 (160). - С. 46.

12. Рычихина, Э. Н. Мониторинг как общая функция управления / Э. Н. Рычихина. - Ухта: УГТУ, 2007.

13. Рычихина, Э. Н. Роль мониторинга в формировании перспективного плана социально-экономического развития муници-

пального образования / Э. Н. Рычихина // Региональная экономика и управление: электр. науч. журн. / ГОУ ВПО «ВятГУ», ООО «МЦНИП». - Киров: ООО «Международный центр научно-исследовательских проектов». - 2008. - № 1 (13) [Электронный ресурс]. - URL: http://region. mcnip. ru.

14. Устойчивое развитие сельских территорий. - М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2004. - 312 с.

15. Якишин, Ю. В. Экономические проблемы регионов и отраслевых комплексов / Ю. В. Якишин // Проблемы современной экономики. - 2009. - № 2 (30).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.