УДК 631.152
МОНИТОРИНГ В УПРАВЛЕНИИ СЕЛЬСКИМИ ТЕРРИТОРИЯМИ
Е. Н. Никифорова, канд. экон. наук, профессор; Г. Н. Кочетова, канд. экон. наук, профессор; Н. В. Учаева, доцент, В. А. Гудашев, доктор экон. наук, профессор
ФГБОУ ВПО «Пензенская ГСХА», Россия, т. (8412) 628-470, е-таП: ekonomik-pgsha@yandex.ru
Рассмотрены понятия, принципы и функции мониторинга, выявлены факторы, обусловливающие необходимость его проведения. Определено место мониторинга в системе управления сельскими территориями и его роль в принятии управленческих решений.
Ключевые слова: сельские территории, мониторинг, система управления, управленческие решения.
Управление - это процесс воздействия на любую систему, обеспечивающий поддержание ее в определенном состоянии или перевод в новое состояние в соответ-
ствии с присущими данной системе объективными законами и конкретными целями.
Управление позволяет познать систему, т. е. раскрыть:
Нива Поволжья № 3 (24) август 2012 105
сущность и специфику, то есть присущие ей системные качества;
состав, количественную и качественную характеристики элементов, их координацию, противоречивость, являющиеся важными источниками движения и развития системы;
структуру, то есть внутреннюю организацию, взаимосвязь элементов, установив при этом причины их определенного сочетания и взаимодействия, отличающиеся от других систем;
функции элементов и их влияние на функции системы;
интеграционные факторы, обеспечивающие целостность системы, ее совершенствование и развитие, взаимодействие с внешней средой и с целым, частью которого она является;
историю системы, начало и источник ее возникновения, становления, тенденции и перспективы развития, переход ее в новую систему.
Системный подход к управлению включает формулировку цели функционирования системы и определение ее границ или состава входящих в нее элементов, структурный анализ, разработку математической модели системы и ее элементов, решение модели, сравнение альтернатив, выбор оптимального решения, определение чувствительности решения к различным факторам, то есть допустимых пределов изменения состояния системы, при которых ее функционирование остается оптимальным. Последняя задача тесно связана с определением степени управляемости объекта или системы.
Системный подход предполагает единство системы со средой, которая определяется как совокупность внешних элементов, оказывающих влияние на взаимодействие элементов системы.
Сельская территория является сложной социально-экономической системой. Как любая система, она имеет свои, присущие ей особенности, реакцию на управление, формы возможного отклонения от программы, способность реагировать на различного рода воздействия.
Определение сельской местности дано в документах Организации по экономическому сотрудничеству и развитию: сельская местность, или сельский регион (район), охватывает людей, территорию и другие ресурсы общественного ландшафта и маленьких населенных пунктов за пределами непосредственной сферы экономической активности больших городских центров [5].
Это важнейшая часть народнохозяйственного комплекса страны, включающая в себя обитаемую местность вне городов и их пригородов с её условиями и ресурсами, а также сельское население и разнообразные основные фонды на этой территории.
Такие территории занимают две трети площади Российской Федерации (около 5691,8 тыс. кв. км), где проживает 39,2 млн. человек (27 % населения). В России около 150 тыс. сельских населенных пунктов, объединенных в 24409 сельских администраций и 1865 административных районов. Они являются источником продовольствия и сельскохозяйственного сырья, кладовой природных ресурсов, местом проживания. Также это рекреационный объект для восстановления здоровья и отдыха [14].
Сельская территория, как сложная социально-экономическая система, находится под влиянием двух групп факторов: деструктивных и позитивных. Она должна обладать устойчивостью к неблагоприятным внешним воздействиям и нацеленностью на устойчивое развитие. Управление развитием имеет целью повышение качества жизни населения.
Управление предполагает переработку входной информации о состоянии объекта управления и окружающей среды. Информация устраняет неопределенность, позволяет изучить состояние объекта, формы и методы деятельности. Без информации не может быть выработано управленческое решение. Так как процесс выработки управленческих решений предполагает сбор, обработку различной информации и ее анализ, то можно сказать, что информация - основа управленческого процесса.
В системе управления должна накапливаться и постоянно обновляться информация, необходимая для решения не какой-то одной или нескольких задач, а всей совокупности задач управления. Система обработки информации должна быть организована таким образом, чтобы данные о любом изменении, происходящем во внутренней или внешней среде, в минимально короткий срок доводились до субъекта управления [8, 15].
Мониторинг, т. е. специально организованное, целенаправленное и систематическое наблюдение за состоянием элементов, явлений и процессов, оценка изменений, контроль и прогноз, становится обязательным элементом системы управления сельскими территориям [4, 6] (рис. 1).
Попытка создать систему сбора и анализа информации о состоянии социально-трудовой сферы в масштабах страны была
Целенаправленное Отношения
воздействие управления
Закономерности
Функция управления
Т
Структура управления
Методы управления
Мониторинг
4 г
Информация |-к • Решения
Процесс управления
Социально-экономические системы и процессы
Рис. 1. Место понятия «мониторинг» в системе управления сельскими территориями
предпринята Министерством труда РФ еще в 1992 году. Специальным Указом Президента РФ этому новшеству был придан статус важного государственного мероприятия.
В настоящее время мониторинг все шире внедряется во все сферы жизнедеятельности. Необходимость создания системы мониторинга обусловлена рядом факторов:
усложнение социально-экономических связей в общественном производстве;
сдвиги в экономике, рост и разнообразие экономических формирований;
ускорение трансформации внешней среды, научно-технического прогресса;
расширение возможностей мониторинга благодаря общему росту уровня образования, развитию науки управления, использованию компьютерной техники;
изменение содержания и организации управленческой деятельности с заменой традиционных методов управления научными;
признание социальной ответственности менеджмента перед обществом.
Мониторинг служит основой совершенствования системы управления, охватывает факторы внешней и внутренней среды, характеризуется высокой трудоемкостью, необходимостью организации системного подхода к его применению. Целью мониторинга является обеспечение органов власти достоверной информацией о значимых параметрах состояния сельских территорий [12, 13].
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач: разработать методику мониторинга, определить информационные потребности показателей, организовать процесс работы с информацией, разработать типологию сельских территорий.
Мониторинг является информационной базой для выполнения функций управления, одновременно сам реализуется при помощи общих функций управления.
В зависимости от задач мониторинга выделяют следующие функции: организационную, информационную, систематическую, контрольную, коммуникативную.
Сфера деятельности сельских территорий как объект мониторинга характеризуется многообразием. Экономическая сфера характеризуется ростом масштабов производства, усилением концентрации и специализации, расширением кооперирования и комбинирования в производстве, переходом от экстенсивных к интенсивным формам ведения хозяйства, устойчивостью воспроизводственных процессов. Социальную сферу характеризуют уровень и качество жизни сельского населения, состояние сельской социальной и инженерной инфраструктур. Экологическая сфера представлена структурой землепользования, степенью плодородия почвы, состоянием воздушной и водной сред, лесного фонда, добычей полезных ископаемых. Финансовая сфера характеризуется объемом и ди-
Нива Поволжья № 3 (24) август 2012 107
намикой инвестиций, бюджетно-финансовой обеспеченностью. Институциональная сфера представлена численностью и плотностью сельских поселений [3, 9].
Эффективная организация мониторинга, продуктивная реализация его функций базируется на принципах целевой направленности, достоверности, системности, комплексности, полноты, новизны, регулярности, ритмичности, своевременности и оперативности.
Целевая направленность предусматривает ориентацию системы мониторинга на развитие информационно-аналитической поддержки процесса принятия управленческих решений, связанных с улучшением условий и развитием социально-экономической системы региона.
Достоверность, точность и объективность поступающей информации определяются надежностью ее источников, объективностью, правильностью передачи, однократностью регистрации. Если информация проходит три-четыре передаточных звена, ее правдивость снижается на 8...10 %% из-за того, что сведения стареют и искажаются. Информация достоверна, если не превышен допустимый уровень искажений и возможно эффективное функционирование системы управления на ее основе.
Системность и комплексность предполагают учет действия условий и факторов разной природы (экономической, социальной, организационно-правовой, институциональной и др.), выявление их взаимосвязей, а соответственно, привлечение и анализ различных видов информации.
Полнота и новизна информации означают, что ее объем и содержание должны быть достаточными для принятия оптимальных решений. Следует учитывать, что дефицит сведений приводит к принятию неправильных решений, а излишняя информация усложняет выработку решений и делает процесс управления дорогостоящим.
Регулярность и ритмичность предусматривают постоянное и регулярное наблюдение за региональным развитием и его результатами, а также расчет и анализ показателей через определенные промежутки времени.
Своевременность и оперативность связаны с процессом старения информации и потерей еёценности. Запаздывание в поступлении информации приводит к ухудшению функционирования управляемой системы (техники, организации производства и др.)
Целенаправленность мониторинга на обеспечение органов власти необходимой и достоверной информацией позволяет, с одной стороны, отслеживать ситуацию на различных уровнях управлениях, с другой стороны - создать целостное представление об исследуемой проблеме.
В РФ принята трехуровневая система управления, включающая федеральные, региональные и районные звенья. Мониторинг должен осуществляться на всех уровнях (рис. 2).
Мониторинг сельских территорий представляет собой сложный многоплановый процесс и включает в себя несколько эта-
Федеральный
-Определение стратегии развития АПК -Формирование политики развития АПК
-Разработка законодательных и нормативных актов по вопросам развития АПК -Обеспечение соблюдения органами управления и субъектами АПК положений законодательных и нормативных актов
Региональный
-Формирование и реализация региональной аграрной политики -Укрепление ресурсной базы АПК региона
-Развитие инфраструктуры рынка, рыночных отношений, предпринимательства -Содействие НТП, системе консультационно-информационного обслуживания
Местное самоуправление
-Обеспечение поставок сельскохозяйственной продукции и продовольствия в региональный и федеральный фонды
"Разработка и реализация мероприятий по воспроизводству плодородия почв, развитию племенного дела, семеноводству, сортоиспытанию
"Создание условий для развития сельскохозяйственного производства, перерабатывающей промышленности и агросервиса
-Обеспечение роста занятости и доходов сельского населения, решение других социальных проблем в АПК муниципального образования
Рис. 2. Модель формирования системы мониторинга
Мониторинг
т
Этапы
I II III IV
Определение цели и задач
Разработка программы мониторинга
Разработка методики проведения мониторинга
Распределение функций
Определение ответственных
Сбор информации
Разработка
мер поощрения
Управленческое решение
Контроль качества полученной информации
Обработка данных
Уплотнение информации и выявление типичных связей
Рис. 3. Мониторинг как основа принятия управленческого решения
пов, функционально связанных между собой (рис. 3).
Поскольку сельские территории неоднородны даже в пределах одного района, данные мониторинга позволят дифференцировать управленческие решения в зависимости от уровня обеспечения и эффективности использования ресурсов. Данный подход весьма актуален при разработке стратегии развития сельской территории.
Литература
1. Ахметов, Р. Р. Проблемы методики оценки устойчивости финансовой системы региона / Р. Р. Ахметов // Региональная экономика: теория и практика. - 2010. -№ 25 (160). - С. 62.
2. Герасимов, А. Н. Социально-экономический мониторинг города // Проблемы социально-экономического развития муниципальных образований / А. Н. Герасимов. -Братск: БФ Орел ГТУ, 2004.
3. Дованков, А. Ю. Методика оценки социально-экономического образования административно-территориального образования субъекта Федерации / А. Ю. Дован-ков // Региональная стратегия устойчивого социально-экономического роста: тезисы докладов межрегиональной научно-практической конференции. Часть 2. - Екатеринбург: УрО РАН, 1995.
4. Когут, А. Е. Информационные основы регионального социально-экономичес-
кого мониторинга / А. Е. Когут, В. С. Рох-чин. - СПб: ИСЭП РАН, 1995.
5. Корбут, Л. С. Основы статистического наблюдения за устойчивым развитием сельских территорий / Л. С. Корбут // Роль инноваций в развитии агропромышленного комплекса. - М.: ВИАПИ им. А. А. Нико-нова; Энциклопедия российских деревень, 2008. - С. 454-458.
6. Лексин, В. Н. О формировании государственной системы мониторинга социально-экономической, национально-этнической и политической ситуации в регионах Российской Федерации / В. Н. Лексин, В. Е. Селиверстов, А. Н. Швецов [Электронный ресурс]. - иРЬ: http://www.ieie.nsc.ru
7. Межонова, Н. Типология сельской местности как инструмент региональной политики / Н. Межонова // АПК: экономика, управление. - 2009. - № 2. - С. 81.
8. Меренкова, И. Н. Устойчивое развитие сельских территорий: теоретико-методологические аспекты оценки / И. Н. Ме-ренкова // Региональная экономика: теория и практика. - 2010. - № 25 (160). - С. 55.
9. Миренкова, Г. В. Методология оценки устойчивости регионального развития сельских территорий / Г. В. Миренкова // Вести национальной академии наук Беларуси. Серия аграрные науки. - 2010. - № 4. -С. 63-70.
10. Новая парадигма развития России (Комплексные исследования проблем ус-
Нива Поволжья № 3 (24) август 2012 109
тойчивого развития) / под ред. В. А. Коптю-га, В. М. Матросова, В. К. Левашова. - М.: Академия ЛГУК, 1999.
11. Рощупкина, В. В. Функциональное содержание социально-экономической системы региона / В. В. Рощупкина // Региональная экономика: теория и практика. -2010. - № 25 (160). - С. 46.
12. Рычихина, Э. Н. Мониторинг как общая функция управления / Э. Н. Рычихина. - Ухта: УГТУ, 2007.
13. Рычихина, Э. Н. Роль мониторинга в формировании перспективного плана социально-экономического развития муници-
пального образования / Э. Н. Рычихина // Региональная экономика и управление: электр. науч. журн. / ГОУ ВПО «ВятГУ», ООО «МЦНИП». - Киров: ООО «Международный центр научно-исследовательских проектов». - 2008. - № 1 (13) [Электронный ресурс]. - URL: http://region. mcnip. ru.
14. Устойчивое развитие сельских территорий. - М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2004. - 312 с.
15. Якишин, Ю. В. Экономические проблемы регионов и отраслевых комплексов / Ю. В. Якишин // Проблемы современной экономики. - 2009. - № 2 (30).