Научная статья на тему 'Мониторинг в системе инновационного развития промышленно-ориентированного региона'

Мониторинг в системе инновационного развития промышленно-ориентированного региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
143
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕГИОНА / МОНИТОРИНГ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ / INNOVATIVE ACTIVITY OF REGIONAL ENTERPRISES / MONITORING OF REGIONAL INNOVATIVE SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Головина Ольга Дмитриевна, Воробьева Оксана Александровна, Поляков Юрий Николаевич

На основе анализа инновационной активности предприятий региона и сделанных выводов обоснована необходимость мониторинга региональной инновационной системы, определены его сущность и задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Головина Ольга Дмитриевна, Воробьева Оксана Александровна, Поляков Юрий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Monitoring of innovative development in an industry-oriented region

Based on the results of a regional enterprise innovation analysis, the article proves the importance of monitoring regional innovative system. The authors determine its essence and objectives.

Текст научной работы на тему «Мониторинг в системе инновационного развития промышленно-ориентированного региона»

26

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

УДК 338.45 (470.51) (045)

О.Д. Головина, О.А. Воробьева, Ю.Н. Поляков

МОНИТОРИНГ В СИСТЕМЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННО-ОРИЕНТИРОВАННОГО РЕГИОНА

На основе анализа инновационной активности предприятий региона и сделанных выводов обоснована необходимость мониторинга региональной инновационной системы, определены его сущность и задачи.

Ключевые слова: инновационная активность предприятий региона, мониторинг региональной инновационной системы.

Экономическое развитие в современных условиях возможно только при интенсификации инновационной деятельности, под которой в соответствии с законом «Об инновационной деятельности и о государственной инновационной политике» понимается выполнение работ и (или) оказание услуг по созданию, освоению в производстве и практическому применению новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса. В условиях рыночных отношений обостряются проблемы продвижения новой продукции и услуг, которые осложняются такими факторами, как отсутствие сложившейся инновационной сферы, неразвитость системы инвестиционных институтов, несовершенство государственной политики и инновационной деятельности, недостаток квалифицированных менеджеров и рядом других.

Активизация инновационных процессов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях является одним из основных условий повышения конкурентоспособности отечественной промышленности и преодоления процессов технико-технологического отставания от зарубежных конкурентов, особенно учитывая, что промышленность - одна из самых инновационно восприимчивых отраслей.

Для развития инновационной деятельности прежде всего необходимо построение эффективной национальной инновационной системы как совокупности определенных учреждений, которые совместно и самостоятельно осуществляют вклад в развитие и распространение новых технологий и которые образуют инфраструктуру, в рамках которой органы власти формируют и реализуют политику влияния на инновационный процесс [2].

Государственная инновационная политика - часть государственной социально-экономической политики, связанная с осуществляемым государством комплексом организационных, экономических и правовых мер, направленных на развитие инновационной деятельности.

В рамках инновационной политики органы государственной власти определяют цели инновационной стратегии и механизмы поддержки приоритетных программ и проектов. Одним из способов влияния на общий инновационный процесс в стране является предоставление государством финансовых средств в виде грантов, государственных программ и т.п.

В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития страны до 2020 года» инновации определены ведущим фактором экономического роста во всех секторах экономики и национальной конкурентоспособности в целом. При этом стратегическими целями являются: рост доли промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации до 40-50%, увеличение валовой добавленной стоимости инновационного сектора в валовом внутреннем продукте до 17-20%, повышение доли инновационной продукции в общем объеме выпуска до 25-35%, рост доли внутренних затрат на исследования и разработки до 2,5-3% валового внутреннего продукта.

Как указывается в распоряжении Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. №2227-р, за последние годы значительно увеличено финансирование за счет средств государства фундаментальной науки и прикладных разработок, в том числе через механизм федеральных целевых программ и государственные фонды финансирования науки, созданы основные элементы системы институтов развития в сфере инноваций, значительные усилия направлены на стимулирование исследовательской деятельности и инновационного развития в высшем образовании, реализуются меры по привлечению к исследовательской работе в российских вузах ученых с мировым именем, а также по поддержке кооперации вузов с предприятиями и дальнейшему развитию вузовской инновационной инфраструктуры и ряд других [1].

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

2013. Вып. 3

В то же время при реализации Стратегии не достигнут запланированный уровень ряда индикаторов, связанных прежде всего со спросом на инновации в реальном секторе экономики, не удалость переломить ряд значимых для инновационного развития негативных тенденций, существенно ускорить процесс интеграции российской инновационной системы в мировую систему и кардинально повысить инновационную активность и эффективность работы компаний, в том числе государственных, а также создать конкурентную среду, стимулирующую использование инноваций. Проблемой является в целом низкий спрос на инновации в российской экономике, а также его неэффективная структура - избыточный перекос в сторону закупки готового оборудования за рубежом в ущерб внедрению собственных новых разработок. Ни частный, ни государственный сектор не проявляют достаточной заинтересованности во внедрении инноваций. Уровень инновационной активности предприятий значительно уступает показателям стран - лидеров в этой сфере. Также остается низкой восприимчивость бизнес-структур к инновациям технологического характера: разработку и внедрение технологических инноваций осуществляли 9,4% общего количества предприятий российской промышленности, что значительно ниже значений, характерных для Германии (71,8%), Бельгии (53,6%), Эстонии (52,8%), Финляндии (52,5%) и Швеции (49,6%). Доля предприятий, инвестирующих в приобретение новых промышленных технологий, составляет 11,8% в общем количестве предприятий. Доля затрат на технологические инновации в общем объеме затрат на производство отгруженных товаров, выполнение работ, услуг организаций промышленного производства России составляет 1,9% (аналогичный показатель в Швеции составляет 5,4%, в Финляндии - 3,9%, в Германии - 3,4%). По такому показателю как внутренние затраты на исследования и разработки, Россия входит в десятку ведущих стран мира по общему объему указанных затрат, хотя существенно отстает по такому показателю, как доля затрат на исследования и разработки в валовом внутреннем продукте - 1,25% (в Израиле - 4,27%, в Финляндии - 3,96%, в Швеции - 3,62%, в Германии - 2,82% и в Соединенных Штатах Америки -2,79%). По такому показателю, как объем расходов на исследования и разработки в расчете на душу населения Россия в начале XXI в. отставала от всех высокоразвитых государств и многих стран Восточной Европы, однако к концу 10-летия этот разрыв удалось если не преодолеть, то существенно сократить [1].

Одним из промышленно ориентированных регионов страны является Удмуртская Республика, важнейшими видами экономической деятельности которой, обеспечивающими основной объем валового регионального продукта, являются добыча полезных ископаемых, обрабатывающее производство (машиностроение и металлообработка, включая приборостроение, производство электрооборудования, автомобилестроение, производство оружия), оптовая и розничная торговля, транспорт и связь, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, строительство.

Республике присущи следующие важные конкурентные преимущества: развитый промышленный потенциал; наличие запасов углеводородов и минерально-сырьевых ресурсов; развитый агропромышленный комплекс. В настоящее время регион обладает значительным инновационным потенциалом, который определяется наличием действующих на её территории инновационно-ориентированных организаций: элементы республиканской инновационной инфраструктуры, вузы, обладающие собственной научно-исследовательской и опытно-конструкторской базой, научные и отраслевые институты, ряд промышленных предприятий, имеющих в своей структуре научно-технические центры или инженерно-технические группы, малые предприятия и организации, действующие в инновационной сфере, научные общественные организации, фонды, декларирующие в уставных документах инновационную деятельность [4].

Таблица 1

Инновационная активность организаций Удмуртии, %

2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.

Совокупный уровень инновационной активности организаций 12,9 11,4 11,9 11,6 15,1

Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации в общем числе обследованных организаций 11,4 10,8 11,3 10,4 13,2

Если рассматривать структуру инноваций, то по Удмуртии она в целом соответствует российской (табл. 1). При обследовании организаций (добывающих, обрабатывающих производств, по производству и распределению электроэнергии, газа и воды) совокупный уровень инновационной активности организаций в 2011 г. составил 15,7%, при этом уровень инновационной активности организаций, осуществлявших технологические инновации, составил 14,7%, маркетинговые - 2,9%, организационные - 2,3% [3].

Общую картину технологических инновационных процессов в Удмуртии определяют предприятия обрабатывающих производств. Они составляют 78,4% всех организаций, занимавшихся технологическими инновациями. Наибольшая инновационная активность наблюдается на предприятиях следующих видов деятельности: производство машин и оборудования (13 организаций) и производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования (10 организаций). В целом сохранилась тенденция более высокой инновационной активности крупных предприятий, располагающих для этих целей большими возможностями. Состав и структура внутренних затрат в республике приведена в табл. 2 и 3.

Таблица 2

Состав финансовых средств (внутренних затрат) на научные исследования и разработки по типам организаций и секторам деятельности

Показатели 2011 г. % к пред. году

Финансовые средства - всего, млн. рублей 788 172,1

в том числе:

государственный сектор 248 118,1

предпринимательский сектор 263 в 2,8р.

сектор высшего профессионального образования 221 193,9

некоммерческие организации 56 143,6

Таблица 3

Структура финансовых средств на исследования и разработки по источникам

финансирования, в % к итогу

Показатель 2010г. 2011г.

Внутренние затраты, в том числе: 100,0 100,0

собственные средства 19,2 33,1

средства бюджетов всех уровней 63,6 56,1

средства организаций государственного сектора 0,3 0,1

средства организаций предпринимательского сектора 14,3 7,1

средства иностранных источников 1,8 -

средства внебюджетных фондов 0,8 0,9

бюджетные ассигнования на содержание вуза - 0,5

средства организаций сектора высшего образования - 2,2

Совокупная бюджетная поддержка обеспечивает около 10% общих затрат на технологические инновации. Затраты за счет средств федерального бюджета наблюдаются только на предприятиях обрабатывающих производств, в том числе в организациях производства машин и оборудования -91%, на предприятиях производства электрооборудования, электронного и оптического оборудования - 9%.

В целом можно выделить основные факторы, препятствующие развитию инновационной системы большинства регионов страны, включая Удмуртскую Республику:

- наличие низкого спроса со стороны реального сектора экономики на перспективные - с точки зрения их коммерческого применения - результаты научно-технической деятельности. При этом основными экономическими факторами, сдерживающими инновационную активность предприятий реального сектора экономики, являются недостаток собственных средств для расширения данного вида деятельности, высокая стоимость нововведений, экономические риски и длительные сроки окупаемости;

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

2013. Вып. 3

- отсутствие развитой нормативно-правовой базы для осуществления инновационной деятельности, а также мер ее государственной поддержки, включая прямые и косвенные механизмы;

- отсутствие действенных механизмов реализации определенных государством приоритетных направлений развития науки, технологий и техники, множественность научных организаций, претендующих на соответствующую государственную поддержку;

- отсутствие общей координации финансируемых отдельными федеральными органами исполнительной власти научно-исследовательских работ, что препятствует как консолидации финансовых, кадровых и организационных ресурсов государства для реализации крупных научно-производственных проектов, так и инвентаризации и введению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности, полученных за счет средств федерального бюджета, в смежных отраслях реального сектора экономики;

- ослабление кооперационных связей между научными организациями, учреждениями образования и производственными предприятиями;

- низкая информационная прозрачность инновационной сферы прежде всего недостаток информации о новых технологиях и возможных рынках сбыта инновационного продукта, а также - для частных инвесторов и кредитных организаций - об объектах вложения капитала с потенциально высокой доходностью;

- низкий уровень развития малого инновационного предпринимательства;

- наличие законодательных ограничений, не позволяющих ведомственным и другим государственным научным организациям продавать результаты научной деятельности и (или) создавать инновационные предприятия для их коммерциализации [5].

В соответствии с этим в коллективной монографии [2] предлагаются такие направления совершенствования развития инноваций в регионе, как формирование правовых, организационных, экономических условий для осуществления инновационной деятельности, развития научно-технического потенциала; формирование инновационной стратегии; концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники; совершенствование механизмов государственного содействия коммерциализации результатов научных исследований и экспериментальных разработок; формирование инфраструктуры инновационной деятельности. Центральная роль в их реализации отводится исполнительным органам власти региона.

Для развития инновационной системы правительством Удмуртии поставлена задача формирования эффективной инновационной системы, обеспечивающей регион наукоемкими разработками, направленными на технологическую модернизацию экономики, повышение ее конкурентоспособности и превращение научного потенциала в один из основных ресурсов устойчивого социально-экономического развития.

В рамках ее реализации необходимо проводить регулярный мониторинг региональных инновационных систем, который

- позволяет оценить уровень инновационного развития региона, как во времени, так и относительно усилий других регионов,

- определяет конкурентоспособность региона в масштабе национальной экономики,

- позволяет оценить степень активности участия региональных органов власти и их заинтересованность в стимулировании инновационного развития и реализации федеральных механизмов,

- позволяет осуществлять сравнение результатов инновационной политики субъекта РФ,

- позволяет оценить правильность действий и необходимость внесения соответствующих коррективов,

- создает стимулы для региона к улучшению своих позиций в рейтинге посредством повышения значений показателей инновационного развития, что в итоге должно привести к укреплению позиции страны в международных рейтингах, улучшению ее имиджа, в том числе и для иностранных инвесторов, и поможет привлечь зарубежные инвестиции в высокотехнологичные отрасли отечественной промышленности.

Такой мониторинг должен обеспечивать максимально возможную объективность и сравнимость информации, а методика мониторинга - адаптируема к условиям региона. В связи с этим особое внимание должно уделяться концептуальным подходам к формированию критериев для оценки инновационности региональной экономики.

В комплекс показателей для мониторинга целесообразно включить критерии оценки преобладания в структуре валового регионального продукта факторов роста научно-технического прогресса и инноваций, показатели опережающего развития наукоемких отраслей с высокой добавленной стоимостью и отраслей, использующих современные технологии.

Наличие четкой системы показателей оценки эффективности инновационной системы для мониторинга региональной экономики позволит дополнить существующий состав показателей оценки эффективности выполнения закрепленных функций за основными органами исполнительной власти региона.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. №2227-р.

2. Особенности развития промышленно ориентированной инновационной системы: монография / под общ. ред. О.Д. Головиной Екатеринбург; Ижевск: Институт экономики УрО РАН, 2012. 108 с.

3. Аналитическая записка «Инновационная активность предприятий в Удмуртии». Федеральная служба государственной статистики. Ижевск, 2012.

4. Постановление Правительства УР «Об утверждении республиканской целевой программы "Развитие инновационной деятельности в Удмуртской Республике на 2010-2014 годы"» от 6 июля 2009 г. №182.

5. Бортник И.М., Сенченя Г.И., Михеева Н.Н., Здунов А.А., Кадочников П.А., Сорокина А.В. Система оценки и мониторинга инновационного развития регионов России // Инновации. 2012. № 9 (167).

Поступила в редакцию 31.05.13

O.D. Golovina, O.A. Vorobyova, Yu.N. Polyakov

Monitoring of innovative development in an industry-oriented region

Based on the results of a regional enterprise innovation analysis, the article proves the importance of monitoring regional innovative system. The authors determine its essence and objectives.

Keywords: innovative activity of regional enterprises, monitoring of regional innovative system.

Головина Ольга Дмитриевна,

доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой

Воробьева Оксана Александровна, кандидат экономических наук, доцент

Поляков Юрий Николаевич, кандидат экономических наук, доцент

ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4)

Golovina O.D., doctor of economics, professor Vorobyova O.A.,

candidate of economics, associate professor Polyakov Yu.N.,

candidate of economics, associate professor Udmurt State University

462034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya st., 1/4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.